Студопедия — Государственное устройство усуней. 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Государственное устройство усуней. 1 страница






Усуни пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во П в. до н.э. усуни подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо». (кунь-баг – князь над князьями), престол передавался по наследству.

Основная территория усуней – Семиречье. Столица усуней – грод Чигу – («Город красной долины»), находился на берегу Иссык-Куля.

Посол Китайского императора У-ди, отправленный на запад в 138 году н.э. пишет, что владение Усунь насчитывало 630 000 чел. и могло выставить 188 000 воинов.

Китайские источники характеризуют усуней, как кочевников. В то же время имеются находки поселений со стационарными жилищами.

Усуньское общество не было однородным, в нем имелись богатые люди – племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Известно, что богатые усуни держали до 5 тыс. лошадей. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю.

Одним из признаков рождавшейся собственности, какую бы форму она не принимала – родовую, общинную или частную, являлась отметка ее особыми знаками. Появляются знаки-метки на животных – тамги. О появлении частной собственности говорят также глинянные, каменные или металические печати.

Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два военачальника и три правителя уделов, именовавшиеся онха. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки, сбором налогов, исполнением законов и т. п. В обществе были и рабы, состоявшие в основном из военнопленных, но древнеусуньском обществе труд раба не стал основой производства. Как правило рабы использовались как слуги, обслуживающие господина и членов его семьи. Но были, видимо, и рабы-ремесленники, рабы-скотоводы или земледельцы.

Все это свидетельствует о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

Политическая история усуней полна междоусобной борьбы мылых гуньмо с великим за господство, а также войн с владетелями сопредельных территорий. В свое время усуни считались одним из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии. Некоторые владетели солпредельных территорий при нападении противника искали защиты у усуней; многие считали за честь породниться с усуньским гуньмо. Известно, что Ханьская империя и Хунну, заинтересованные в союзе с усунями, выдавали своих принцесс за него. Полигамные брачные отношения.

Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие полагают, что усуни были предками тюрок. Большинство востоковедов и филологов подтверждают тюркоязычность древних усуней.

Название «уйсун» носит одно из крупных казахских племен.

 

ГОСУДАРСТВО КАНГЮЙ

 

Несмотря на обширную историографи, изученность Кангюй все еще остается неудовлетворительной. Причина-крайне ограниченный круг источников, сведения которых к тому же крайне противоричивы и отрывочны, что порождает неоднозначные интерпретации. В научном мире существует даже термин «Кангюйская проблема», которая касается историчко-политических, этнических вопросов, вопросов, связанных с локализацией Кангюя и т.д.

Впервые Кангюй (в китайском произношении Канцзюй) упоминается в известных нам письменных источниках II в. до н. э.

В 138 г. китайский император Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет, претерпев много трудностей, Чжань Цянь вернулся. В составленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя которого Чжан Цяну удалось побывать лично.

Согласно сведениям китайского посла, территория Кангюя занимала обширные пространства: южный Казахстан, включая Ташкентский оазис, бассейны древних русел рек Сырдарьи, Жанадарьи, Кувандарьи и часть юго-западного Семиречья.

“Ставка (столица) – город Битянь. Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600 000 душ; строевого войска 120 000 человек”.

Из этих же источников известны эпизоды внешней политики Кангюя “Кангюй... горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед старшими. Чиновников, посылаемых к нему от наместников, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старшинам подают кушание прежде, а потом уже посланным от наместника”.

Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье. И это ему удавалось.

В результате в районах, где проходили караванные маршруты, развивалась оседлость, формировались древнейшие поселения и города. Хозяйственной деятельностью населения поселений становится земледелие на основе примитивных форм ирригации, позже, уже в первые века н.э. строятся крупные каналы.

В рамках этого государственного образования гармонично было объединено население, ведшее кочевое (полукочевое) земледелие и поливное земледелие. При этом, представители этих хозяйственных направлений были этнически родственны, имели одни культурные корни.

Очевидно, правящая элита Кангюя сохраняла, как это было и позже в истории Центральной Азии, традиции кочевого быта, идеологию, исторические предания своих давних предков. Доказательство этого мы находим в китайских хрониках, где говорится о существовании летней и зимней ризиденции правителя Кангюя, которые находились на расстоянии 900 ли друг от друга. Можно вполне обосмновано предполагать, что если зимняя столица находилась в присырдарьинском районе. То летние пастбища и ставка правителя могли быть далеко в степях Центрального Казахстана.

При раскопках обнаруживаются дворцы и дворцовые комплексы, купольные сооружения культового характера, богатые захоронения. Наиболее массовые находки – керамика (сосуды различной формы, сделанные с большим вкусом), что говорит о развитии данного ремесла, металлические изделия (о развитии металлургического ремесла), элементы для ткацких станков – о развитии ткачества и т.д.

В пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье вверх на северо-запад на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток и в Индию свидетельствуют находки,: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, бронзовые фибулы- застежки из Европы, резные камни - инталио из Ирана.

Накопленные данные о характере хозяйства Кангюя во П-У веке н.э. уже сейчас позволяет заключить, что население вполне обеспечивало себя всеми необходимыми продуктами, сырьем и ремесленными изделиями. В наиболее развитых регионах, складываются раннегородские центры, становящиеся центрами ремесла и торговли. О развитии внутреннего рынка свидетельствует начавшаяся в этот период регулярная чеканка местной монеты. В настоящее время специалистам известно более 1300 медных монет различного веса. Основной тип – изображение профиля правителя на одной стороне и изображение тамги – на оборотной.

Почти одновременно на территории Кангюя появляются китайские монеты У-шу (П в. до н.э.), что говорит о развитии товарно-денежных отношений.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине 1 тыс. н. э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. Б. А. Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков. Название Кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен – “люди в кожаных одеждах” (или доспехах).

Таким образом, на рубеже новой эры на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государственное объединение – Кангюй, которое играло важную роль в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.

 

16). племена хунну на территории казахстана. «Великое переселение».

Образование державы хунну. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну.
- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением китайских войск. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.

Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, но и первосвященником хуннского народа.

В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.

Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники.

В 375 г. гунны под переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось "Великое переселение народов". Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.

В 434 г., власть переходит в руки Аттиле (Едил). Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.

Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.

Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Существовала частная семейная собственность на скот. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, Над дымоходами устраивались лежаки или нары.

Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Среди них известны оседлые племена земледельцев.

 

17). Исторические условия формирования и развития международной караванной торговли по Великому Шелковому пути.

Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок пути проходил через территорию Казахстана и Средней Азии. Азиатский участок Шелкового пути, если по нему дигаться с запада на восток, шел из Шаша(Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.Из тараза на восток путь шел к Кулану, проходил через Суяб, через Иссык-Куль, Илийская долина, Каялык(столица карлукских джагбу), И Исфиджаба в Арсубаникет на Арыси, через Шавгар, Янгикент. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, алмазы и яшма слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки золота и серебра, меха и монеты и многое др. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. По Ш. пути распротранялись не только изделия, но и мода на художественные стили и, попадая на подготовленную почву в определённую этно-культурную среду, получали широкое распространение.

Наряду с распространением товаров, научных и технических новшеств, образцов культуры в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по Шелковому пути по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления, своего рода "эстрада" средневековья. Так, например, иранские, согдийские и тюркские актеры многое привнесли в хореографическую культуру Китая. При раскопках исторических памятников на протяжении всего Шелкового пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения в области музыкальной и театральной культур разных народов.
По Шелковому пути распространялись религиозные учения и идеи, различные миссионеры переносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии распространилось христианство, а затем и ислам.

Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство несторианского толка. В 7-8 вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья.

 

18). Еще в глубокой древности более двух тысяч лет назад, через наш край пролегал Великий Шелковый путь, соединявший страны Востока и Запада.

На всем обширном пространстве Великого Шелкового пути, на протяжении всей истории его существования активно шла торговля, взаимное обогащение различных культур, что сыграло огромную роль в экономическом и культурном развитии многих стран и целых народов, в развитии общечеловеческой цивилизации.

Уникальная в истории цивилизации роль Великого Шёлкового пути, где в памятниках архитектуры воедино сплелись как местные, так и иноземные традиции.

История становления Великого Шелкового пути — это история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена между народами Востока и Запада, сыгравшего важнейшую роль в истории Старого Света.

Шелковый путь описывается как трасса распро­странения «вещей,

идей и людей», что вело к диалогу культур, обеспечивая исторический прогресс.

Памятники древней культуры составляют законную гордость нации и всего человечества.Их сохранение, изучение и популяризация – дело неотложное и характеризующее уровень самосознания общества.

Закономерная взаимосвязь ди­намики экологии степей с развитием хозяйства и становлением номадизма степ­ных народов.

Рассмотрены также проблемы транспорта: появления повозок, ко­лесниц, доместикации коня и верблюда как условия функционирования Пути.

Достижения культуры распространялись благодаря контактам между народами — через торговлю, завоевание, переселение. На благодатную почву пересаживались целые культурные пласты, и начинался новый цикл развития в условиях новой исторической действительности: изменение, приспособление, приобретение местных черт, дополнение новым содержанием, развитие новых форм. Она доказывает, что только тесное сотрудничество и взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всего человечества.

В XXI веке актуальным стал процесс восстановления традиций Великого Шелкового пути и уникальным по геополитической значимости и масштабами изменениями в мире. Весь мир становится целостной и взаимозависимой системой.

В этих условиях процесс интеграции государств Центральной Азии, расширения участия в международных программах необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабильности, как отдельных регионов, так и всей планеты.

Одним из непременных условий развития общества является активный обмен информацией между народами и цивилизациями.

Возрождение Великого Шелкового пути, безусловно, даст возможность поднять на новый уровень развитие экономики государств региона, увеличить благосостояние народов, использовать плоды прогресса.

В свете этой концепции возрождение традиций Великого Шелкового пути имеет важное значение не только для Казахстана, но и для всего мира

Интерес и внимание к восстановлению Великого Шелкового пути стал еще более возрастать после обретения Казахстаном независимости. Ибо Казахстан в прошлом считался и поныне остается сердцем этого древнего караванного пути. И поэтому наше государство является главным инициатором международных мероприятий по восстановлению древнего пути.

Казахстан придает огромное значение участию в реализации проектов по возрождению Великого Шелкового пути, и предпринимает практические шаги в осуществлении этого.

В нашей стране под руководством Президента ведутся экономические реформы, процесс международной интеграции.

Изучение истории, помимо прочего, полезно еще и тем, что помогает понять истинное значение тех или иных явлений. Это прекрасно видно на примере Шелкового пути и его нового варианта. Если бы не было точно известно, что по этой дороге люди ходили с караванами в течение столетий, то мало кому пришла бы в голову идея строительства автомобильной дороги через горные хребты, безводные пустыни и высокогорные перевалы в условиях убийственной жары летом и сурового холода зимой в сочетании с ураганными ветрами. Вряд ли кто-то стал бы утверждать, что такая дорога будет выгодней, чем морские перевозки. Но история тут говорит свое веское слово: это возможно и выгодно.

Дороги, по которым тысячу лет тому назад шли караваны, в XXI веке заново привлекают внимание человечества. Мировое сообщество вновь ощущает потребность в этих древних дорогах.

Эту задачу трудно осуществить, не развивая, местные и международные пути сообщения, потому что процесс ускоренной интеграции нашего государства в мировую экономику непосредственно связан с эффективной работой дорожной системы

Целенаправленно ведутся работы по строительству и реконструкции всех участков транзитных автомобильных дорог, связывающих восточные и северо-западные регионы республики.

Функционирование трансконтинентальных магистралей, которые совпадают с направлением Великого Шелкового пути, обеспечит благоприятные возможности для осуществления внешнеэкономических связей Узбекистана и стран Центральной Азии, расширения транзитных перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Индии и Китая в страны Ближней Азии, Турцию, а также в Европу, и установление регулярных культурных и туристических отношений со многими странами мира.

Создание современного транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия открывает новые перспективы для развития экономического, научно-технического, культурного и духовного сотрудничества между многими странами и народами Евразии. Открывает исключительную возможность альтернативного, более устойчивого доступа стран к трансъевропейским и трансазиатским транспортным сетям.

Осуществление этого проекта будет способствовать укреплению взаимопонимания и взаимного доверия между людьми, принадлежащим к разным национальностям и конфессиям, что служит гарантом мира и безопасности в нашем общем доме – на планете Земля.

Восстановление Великого Шелкового пути стало одной из самых актуальных задач нашего времени.

Новый Шелковый путь, в котором на смену караванным тропам придут скоростные автобаны и железные дороги, а караван-сараи и рынки заменятся современными городами со всеми коммуникациями, производством и торговлей, будет иметь для Казахстана гораздо большее значение, чем в древности.

В те далёкие времена случались политические конфликты, вспыхивали войны, но Шёлковый путь неизменно возрождался. Неистребимая тяга к общению, к разумной выгоде и более высокому благосостоянию постоянно брала верх над политической и религиозной конфронтацией. Поэтому при создании модели будущих взаимоотношений народов и сотрудничества необходимо использовать столь убедительный пример.

Исторический опыт развития как самого Великого Шелкового пути, так и стран, вовлеченных в его орбиту на протяжении многих веков, убедительно доказал жизненность и насущную необходимость развития межгосударственных отношений, нацеленных на длительную перспективу. И весьма симптоматично, что перспектива возрождения и развития плодотворного сотрудничества сочетается с борьбой с наркотизмом и оргпреступностью. Без объединения усилий в преодолении наркоэкспансии другие формы сотрудничества будут недостаточно эффективными.

Находясь в центре евразийского субрегиона, на стыке нескольких цивилизаций, восприняв и впитав многообразие культур и мировоззрений, Казахстан имеет необходимые предпосылки для того, чтобы стать крепким мостом дружбы и сотрудничества между странами, которые входят в регион Великого Шелкового пути.

 

 

19). Тюркский и западно тюркский кагант.

Тюркский каганат (552г – 603г)

С 6в земли К под властью Тюркского каганата (династия Ашин). В 552 году Тюркский каганат основал Бумын – каган (разгромив с теле аваров). При Мукан – кагане (553г – 572г) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. После завоевания Средней Азии стали контролировать Шелковый Путь. Вместе с Ираном (Персия – то же самое) в 561-563г воевали с эфталитами. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками под Бухарой в 587г. Тюрки (и согдийцы - их подчиненные) желали прямых торговых связей с Византией (но мешал Иран). Иран выплатил 40 тысяч золотых тюркам за отвод войск (граница – река Амударья). Каган Дизабул в 568г основал посольство в Константинополе (Юстиниан II) в главе с купцом Маниахом для торговых и военных (против Ирана) соглашений, в Таразе – ответное посольство во главе с Земархом (это первое упоминание Тараза). Истеми-каган – походы на Кавказ, торговые посльства в Иран. Тюрксанф захватывает Крым. В 588г Иран нанес поражение тюркам под Гератом. Термины «култегин-лабан», «яланшах» - титулы правителей городов. В 603г завершился процесс разделения тюркского каганата на запад-восток (из-за междоусобиц). Хозяйство – кочевое скотоводство. Аристократия внедряла буддизм (семиреченские храмы).

Западно-Тюркский каганат (603г - 704г)

Центр – в Семиречье. Столица – Суяб (на р. Чу, около г. Токмак). Летняя резиденция каганов – Минг-Булак (около г. Туркестана). Занимали древние усунские земли от гор Каратау до Манчжурии (Джунгарии). Племена: усун, канглы, тюргеши. Племена были аристократическими и вассальными. Называют «он ок будун» - «государством 10 племен» (5 племен дулу к востоку от реки Чу, 5 нушиби к западу). Высшие титулы ябгу, шад, эльтебер носили те, кто из рода кагана. Кара будун – сословие свободных скотоводов (составляли основную часть населения). На захваченных землях сохраняли общественное устройство. Сбор податей контролировал наместник кагана - тудун. Высшая судебная власть у тархана. Судебные функции выполняли буюруки. Тардуш (Дато) – первый каган. Высшее могущество – Джегуй-каган (Шегу) (610г - 618г) и его брат Ток-джабгу-каган (Тон) (618г – 639г), границы дошли до Индии. Главный союзник – Византия. 640г – 657г – межплеменная война ослабила каганат, и он был захвачен Китаем (династия Тан). В войне с Китаем возвысились тюргеши – в 704г они стали главными в Семиречье.

20). Тюргешский каганат (704г – 756г)

Столица – Суяб. Город Кунгут – вторая ставка. Земли от Шаша (Ташкент) до Турфана и Бешбалыка (Восточный Туркестан). Вторгшихся арабов (во главе – Куйтеба) победили в захваченном ими Мавераннахре объединенные силы тюргешей и согдийцев (705г). Уч-элик-каган (Ушлиг) – родоначальник династии – возглавил борьбу против арабов, разделил страну на 20 уделов – тутукств (по 7 тысяч воинов); его преемник – сын Сакал-каган. В годы правления «черного» Сулук-кагана (прозвище «бодливый») (715 – 738г) тюргешский каганат был в рассвете (ставка теперь в Таласе (Таразе)). 709г – арабы взяли Бухару. 711г – тюргеши проигрывают восточным тюркам. 714г – арабы захватывают Испиджаб. В 748г китайские войска, напавшие с юга, разрушили город Суяб. У города Атлаха произошла пятидневная битва между арабами и китайцами (династия Тан) в 751г (в тылу китайцев восстали карлуки) → китайцы покинули Семиречье. Капаган–каган. Последний каган – Жыпыр. Каганат распался из-за арабско-китайских нашествий и междусобиц («черные» ↔ «желтые» (сары и кара)) в 756г. За тюргешское наследство началась борьба между карлуками и огузами, огузы ушли к Сырдарье и Приаралью. Его территория разошлась на 4 державы: хазары, огузы, кимаки, карлуки. Первые монеты – в городе Акбешиме (соотносится с Суябом). Производился ценный мускус (Аль-Бируни). Основа хозяйства – скотоводство (в основном лошади и овцы). Пастбища в руках аристократии.

 

21. Государство Карлуков.

Годы существования: 756-940.

Территория: от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи.

Столица: Суяб.

Религия: Поклонялись духу предков.

Правитель: Каган.

В 5 веке н.э о карлуках писали китайские летописи и называли их булаки. Они жили на Алтае. Входили в состав Тюркского каганата. Арабо-пирсидские источноки называли карлуков древними тюрками. В памятниках Культегина говорится о вхождении карлуков в Восточно-тюркский каганат. Главная причина переселения карлуков в Жетысу стало поражение от Уйгурского каганата с которым воевали 20 лет. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая карлуки в 766-775 годах завоевали Кашгарию, расширив Восточные границы. В 840 году карлуки в союзе с киргизами разгромили Уйгурский каганат. Династия саманидов (арабы) объявила крлукам «Священную войну», распространяла ислам. Карлуки терпели поражение, так ка арабы использовали ислам как идейное оружие. Арабы захватили Испиджаб и Тараз. Автор «Худуд-аль-Алама» сообщает что в стране карлуков было 25 городов на ВШП. На могилах устанавливали балбалы. В 7-8 веке на могилах стали устанавливать каменные плиты с надписями. В 8-9 веках развивается карлукская письменность. Карлукский каганат пал в 940 году под ударами правителей Кашгарии.

 

22. Государство Огузов.

 

Годы существования: конец 9-11 век.

Территория: Западный Казахстан, нижнее течение Сырдарьи.

Столица: Янгикент (Новая Грузия).

Правитель: Джабгу.

Общественное устройство: Военная демократия.

Занятие: Кочевое скотоводство (лошади, овцы, верблюды).

Города: Жанкент, Джент, Сюткент.

В конце 9- начале 10 века в нижнем течении Сырдарьи было создано государство Огузов. В 7 веке огузы населяли западное Жетысу и входили в состав Тюркского каганата. Карлуки вытесняли огузов из Жетысу и заставили их переселится в Присырдарьинские регионы. Огузы двигались на Запад и вытеснили пиченегов. В состав огузов входили племена индо-европейского и финно-угурского происхождения, которые переняли тюркский язык и культуру. Наследники джабгу назывались иналы (сыновья). Их воспитывали атабеки. Жена джабгу- хатун, участвовала в управлении государством. Военно-начальники назывались сюбаши. Советники джабгу- коль еркины. Один раз в год собиралось народное собрание. По мере усиления влияния феодальной аристократии вместо народного собрания созывали совет знати – канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть стала принадлежать Великому и Малому курултаю, об этом сообщает поэма «Огузнаме». Огузы вытеснили пиченегов между Волгой и Уралом. В 965 году огузы в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат. Воевали из-за пастбищ и торговых путей между Европой и Азией. В 985 году огузы с Киевской Русью совершили поход против Волжских булгар (татары). В 1041 году государство достигло своего расцвета во время правления Шах-Малика, который захватил Хорезм. Недовольство огузских племён правящей властью было вызвано многолетней войной и возрастающими налогами. Междоусобицами огузов воспользовались кипчаки, которые в 11 веке вытеснили их с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале 11 века государство огузов перестало существовать. Огузский город Джент захватили сельджуки (турки). В торговле со Средней Азией и Китаем они торговали животноводческой продукцию. В 11 веке городские жители были осёдлыми.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1481. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия