Студопедия — университет культуры и искусств, 2004 29 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

университет культуры и искусств, 2004 29 страница






Морально-этический ресурс

Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, которые регулировали бы все существующие в нём общественные отношения - политические, экономические, социальные, культурные. Не найдется и граждан, которые знали бы все принятые в стране законодательные документы. Это совершенно естественная ситуация, поскольку правовые отношения в любом обществе опираются не на нормы закона, а на нормы морали.

Наличием нормативно-правовой документации отнюдь не исчерпывается тот круг важнейших факторов и условий, которые определяют уровень профессиональной ответственности сотрудников, занятых в социально-культурной сфере, степень успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Как свидетельствует опыт, важное место здесь принадлежит соблюдению

специалистами необходимых этических, нравственных норм и правил - в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.

Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвующих в социально-культурных процессах, с полным правом может быть охарактеризована как морально-этический ресурс. Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное начало органически входит в любое из её проявлений. Морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результатов социально-культурной деятельности, оправдания ее общественного предназначения. С его помощью происходит нравственная регуляция профессионального поведения специалиста, занятого в социально-культурной сфере.

Понятие морально-этического ресурса напрямую тесно связано с наличием четко выраженной социальной позиции у каждого из профессионалов, задействованных в области досуга, образования, искусства, спорта и др. Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.

Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних установок профессионала, которыми определяется уровень его активности в тех или иных видах социально-культурной деятельности. Если в его самосознании и практических делах проявляется уровень его идентичности с теми или иными политическими силами, мы вправе говорить о наличии у специалиста определенной политической позиции. Наконец, профессиональная позиция специалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его идентичности со своей профессиональной группой, степенью освоения целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Как известно, в квалификационной характеристике специалиста социально-культурной сферы отражается совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения им конкретных профессиональных обязанностей.

Наряду с профессиограммой деятельность специалиста социально-культурной сферы определяется и его должностной инструкцией - своего рода квалификационным стандартом, установленным для данной профессии или должности. Основное предназначение обоих документов - служить в качестве руководства в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, заказчиками, конкретными общностями людей (социумами), представителями других профессий, обществом в целом.

Сравнительный анализ содержания ежегодно обновляемых и корректируемых инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности показывает, что действие этих документов распространяется на все отрасли социально-культурной сферы, включая как государственные, так и негосударственные (коммерческие, общественные, кооперативные) учреждения и организации.

К морально-психологическим установкам, отличающим подлинного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответственности, совести, достоинства, чести.

Профессиональным долгом специалистов социально-культурной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взяты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специалистов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств.

Не менее важной установкой служит профессиональная ответственность персонала, занятого в государственном и особенно в негосударственном, коммерческом секторе социально-культурной сферы.

В своем содержании профессиональная ответственность отражает реально существующую зависимость между результатом практической деятельности штатных сотрудников и специалистов и теми экономическими, социально-психологическими и другими последствиями, которые он может иметь для общества, отдельного социума, конкретных людей. Кроме того, сама категория ответственности выступает и как сложное понятие, включающее ответственность юридическую, социальную и этическую (нравственную).

Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регулирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации. В отличие от юридической, социальная ответственность подразумевает добровольное участие многочисленных социально-культурных институтов в решении тех или иных социальных проблем. Термин «социально ответственный бизнес» распространяется и на крупные, средние и малые предприятия и фирмы, которые участвуют в благотворительных концертах и спектаклях, праздниках и телемарафонах, субсидировании и материальной поддержке социально незащищенных и нуждающихся групп населения.

Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этичного поведения с клиентами и пользователями социально-культурных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрителей и слушателей, этики отношений с коллегами и т.д.

Среди установок, характеризующих морально-этический ресурс социально-культурной деятельности и гарантирующих исполнение профессионального долга, следует особо выделить категории профессиональной совести, чести и достоинства. Эти установки можно сопоставить со своеобразными индикаторами, «термометрами», четко фиксирующими корректность этического поведения и поступков специалистов, позволяющими вовремя найти оптимальное решение проблемной ситуации, каких в практике менеджеров и педагогов возникает немало. Благодаря их соблюдению о специалисте складывается одобрительное общественное мнение в форме репутации - спонтанно определившейся и широко распространенной оценке его профессиональных и нравственных качеств. Они же свидетельствуют и об уровне самооценки специалистом степени соответствия своих профессиональных поступков, своего профессионального поведения крите-риям самой профессии - педагога и менеджера, артиста и социолога, социального работника и спортсмена.

Помимо нравственных норм, морально-этический ресурс предполагает соблюдение профессионально-этических принципов специалистами, занятыми в тех или иных социально-культурных нишах. Профессионально-этические принципы являются необходимым нравственным ориентиром для всех участников социально-или индивидуально-культурной деятельности.

Суть и смысл базовой (основной) части кодекса этики специалиста социально-культурной сферы включает в себя целый ряд принципиальных положений. В их числе - соблюдение приоритета общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми; соблюдение прав человека и проявление уважения к демократическим институтам общества; следование общепринятым нормам морали и культуры взаимоотношений, проявление глубокой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности; наконец, обдуманное, добросовестное, тщательное выполнение своих профессиональных функций и действий.

Высокая степень нравственной ответственности тех, кто следует этим принципам в своих повседневных служебных обязанностях и поступках, зафиксирована в зарубежном и отечественном опыте кодификации - международных и внутренних (федеральных, региональных, местных) кодексах этики. В них зафиксированы базовая (сами принципы) и вариативная (нормы и правила) составляющие поведения для профессионалов и непрофессионалов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности - учителей и журналистов, социальных педагогов, клубных, библиотечных, музейных, социальных работников, деятелей литературы и искусства и других. Принципы служат методологической базой их профессионально-нравственного поведения, помогают им воплотить их профессиональную позицию в конкретные профессиональные действия.

Конкретным результатом последовательного использования морально-этического ресурса является установление благоприятного психологического климата любого первичного коллектива, функционирующего в социально-культурной сфере - учебного заведения или театра, редакции ТВ, радио или газеты, музея или спортивного клуба. По оценкам социальных психологов, психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потенциала личности и всего коллектива, эффективному задействованию человеческого фактора в производстве социально-культурных продуктов и услуг.

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу IV

1. Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-культурной сферы» и кто относится к субъектам её создания и развития?

2. В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?

3. Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоянию страны, от аналогичной поддержки массовых учреждений социально-культурной сферы?

4. Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культурной сферы. Каковы требования к условиям и организации такого самофинансирования?

Учебные задания

Проведите обзор (контент-анализ) публикаций прессы, радио-и телепередач о современной практике и проблемах эффективного использования морально-психологического ресурса в деятельности социокультурных институтов, отдельных групп и общностей.

Попытайтесь отыскать общее и особенное в действиях двух категорий профессионалов, представляющих социально-культурную сферу - педагогов музыкальной школы и журналистов, занятых в средствах массовой информации. В этих целях сопоставьте и проанализируйте оба ряда их профессиональных морально-этических взаимоотношений: 1) у педагогов музыкальной школы: «педагог - ученики», «педагог - родители учеников», «педагог - педагог», «педагог и его ученики - аудитория зрителей», «педагог и его ученики - члены жюри творческого конкурса», «педагог и его ученики - глава администрации области (города, района)»; 2) у журналистов: «журналист - аудитория», «журналист - источник информации», «журналист - его герой», «журналист - авторы», «журналист - его коллеги», «журналист - власть».

Раздел V.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологические основы социально-культурной деятельности

Введение в технологический комплекс

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

Российской педагогической науке издавна свойственно пристрастие к теоретическому анализу, осмыслению сущности явления, его связей в социально-психологическом и социально-культурном пространстве с другими явлениями. В меньшей степени внимание уделялось прикладным разработкам, в частности технологическим решениям, направленным на непосредственное практическое воплощение научно-теоретических идей.

Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

Как известно, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Это относится и к мировой педагогике. Начиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, которые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры1.

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень - в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повседневного досуга. Для многих россиян владение культуротворче-скими технологиями, помимо личной удовлетворенности, отдыха и развития своих творческих способностей, является средством жизнеобеспечения, экономического выживания в условиях современного рынка. Производство того или иного культурного продукта, конкретных социально-культурных услуг в сфере образования, досуга, укрепления здоровья приносит многим людям и семьям дополнительный заработок

Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные границы данного вида технологий, обозначает культурную наполненность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

Социальное предполагает выход представителей отдельных групп населения на такой уровень компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействие. Культурное - подразумевает насыщение деятельности людей конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социально-культурной деятельности.

Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия индивидов между собой и с окружающей их средой, а культурное предполагает либо получение определенных результатов этого взаимодействия, либо насыщение технологий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.

Примером первых в практике социально-культурной деятельности технологий могут служить наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обря-дово-ритуальные формы. В современной социально-педагогической практике свидетельством таких технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплексные программы развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д.

Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания и воспроизводства множества прогрессивных социальных, педагогических, анимационных, досуговых и других технологий. Формируются или проектируются они, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

Разработка и реализация технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими особенностями.

Известно, например, каким сложным был процесс разработки и внедрения маркетинговых технологий в практику культурно-досуговых учреждений. Конкретным результатом реализации этих технологий стало создание разнообразных коммерческих по своему статусу центров и организаций в области шоу- и артбиз-неса, книгоиздания и книготорговли, видеопроката, туризма, рекламы, игорного бизнеса и т.д., территориальных фондов культуры и искусства на уровне различных субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик, а также городов и районов.

Структура и функции социально-культурных технологий

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы1.

Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций; 2). прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

- социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

- творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;

- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

- рекреативную функцию.

В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их прикладные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении досуговая, рекреативная технология останется абстрактной категорией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практически направленных функций: оздоровительных, развлекательно-игровых, творчески развивающих и др.

В то же время первичные и вторичные функции социально-культурных технологий имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными.

Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и независима от политических, экономических или социальных условий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то же время производные, прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении текущих задач, поскольку они подвергаются постоянному воздействию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).

В качестве разработчиков, носителей и пользователей разнообразных творческих, коммуникативных и обеспечивающих технологий выступают социально-культурные институты. Чтобы выявить их место и роль в функционировании огромного технологического потенциала социально-культурной сферы, необходимо осуществить достаточно многоаспектную классификацию.

Технологический комплекс (потенциал) СКД нельзя представить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных способов, подходов и методик. Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально организованы. Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозначить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно благодаря им общество способно осваивать различные образы и стили жизни, ценностные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения1.

Утвердившийся в социально-культурной среде принцип вариативности дает возможность специалистам, заказчикам и пользователям отбирать и конструировать различные виды социально-культурной деятельности по любой технологической модели, включая авторские. Каждый из авторов привносит что-то свое, индивидуальное, в связи с чем справедливо говорят, что каждая конкретная технология, внедренная в общественную практику, в известном смысле является авторской.

Масса разнообразных технологий, используемых в социально-культурной деятельности, нуждается в систематизации, классификации и типологии.

Под систематизацией социально-культурных технологий в данном случае подразумевается их описание с помощью целого ряда присущих им характерных признаков, попытка выявить их структуру и составляющие элементы, их функциональные свойства и качества. Описание технологий позволяет раскрыть их основные характеристики, что делает возможным их неоднократное воспроизведение в процессе социально-культурной деятельности.

В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней.

На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные.

К нормативным мы относим социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности семьи. Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности. Масса нормативных социально-культурных технологий, например, постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д.

В отличие от нормативных к институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, которые обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.

Нормативные и институциональные технологии содержательно близки друг другу в решении общих целей и задач, прежде всего воспитательных и образовательных. Именно поэтому отличительной чертой социально-культурных технологий является их педагогическая сущность.

Как и другие педагогические технологии, социально-культурные отвечают определенным методологическим требованиям или, как их часто называют, критериям технологичности.

К ним прежде всего относят критерий концептуальности технологии. Каждая из технологий, используемых в социально-культурной деятельности, опирается на собственный, вытекающий из её назначения, концептуальный подход. Он включает философское, педагогическое, социально-психологическое и культурологическое обоснование достижения целей и задач, поставленных перед данной технологией.

Любая из технологий предполагает соблюдение требования педагогической управляемости, дающего педагогу возможность осуществлять целеполагание, разработку и реализацию социально-культурного проекта, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

Постоянно актуальным является критерий социально-психологической эффективности каждой из технологий, гарантирующий достижение определенных стандартов, заложенных в заявке и техническом задании на выполнение социально-культурного проекта или программы.

Наконец, технологии должны соответствовать требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения в учреждениях и организациях, обладающих статусом социально-культурного центра.

Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. В контексте нашего предмета под целью следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.

Сама множественность целей, возникающих в процессе производства и сбыта культурных продуктов, благ и услуг, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, оперативные и т.д.), их ориентацией на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Очевидно, выдвижение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, наличием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и отдельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздействия.

Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии - анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досу-говыс интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого человека; во-вторых, использование конкретного содержания и способов его жизнедеятельности в этой среде.

Кроме того, сам процесс целеполагания в социально-культурных технологиях сочетает в себе нормативный и диагностический подходы. При отборе методов и приемов акцент, естественно, делается на нормативной стороне тех изменений, которые должны произойти в сфере жизни, культуры и досуга отдельной семьи или конкретного человека. Этот нормативный фактор, образ «должного», неизменно доминирует над диагнозом, над реальной оценкой ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении.

Постоянная духовная активность, отличающая создателей и пользователей социально-культурных технологий, обусловлена постоянной необходимостью освоения личностью социальных ролей в сфере труда и досуга. Именно духовная активность человека реализуется в наиболее важных качественных характеристиках современных социально-культурных технологий.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 566. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия