Студопедия — Раннее Средневековье
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раннее Средневековье






Древний Тараз. Реконструкция внешнего облика.

В середине I-го тысячелетия на просторах от монгольских гор до Каспийского моря начинается сложение древнетюркского союза кочевых племен и появление государственности. Первый Тюркский каганат (556—603 гг.) стал важным этапом в истории Степи. Начали развиваться ремёсла, торговля, тогда же окреп Великий Шёлковый Путь из Китая в Иран и далее в Европу. Вдоль течения рек Чу, Талас, Сырдарья и у побережья Аральского моря возникали города Чирик-Рабат, Отрар, Сыгнак, Испиджаб,Тараз и Баласагун, которые являлись важными населёнными пунктами на торговом Шёлковом Пути, соединявшем Восток и Запад. В VI веке эти земли получили названиеТуркестан (с персидского «Страна тюрков»). В VII веке каганат распался на Восточный (Второй) и Западный каганаты. Восточный занимал земли на Алтае и Байкале, а Западный — степи от Иртыша до Волги. Позже из Западного каганата выделилисьХазарский каганат (650—969) в северном Прикаспии (династия Ашинов) и Тюргешский каганат — на Тянь-Шане, который с приходом арабов уступил место Карлукскому каганату[6].

В VII—VIII вв. китайская империя династии Тан стала претендовать на часть Туркестана, но сюда же устремились взоры Арабского халифата. Интересы двух великих воинственных империй схлестнулись в битве на реке Талас (751 г.). Одержав важнейшую победу при помощи карлуков, арабы принесли на южные окраины Степи исламскую религию, а у китайцев позаимствовали бумагу, что привело к широкому распространению арабской письменности. В то же время тюрки потеряли своё древнетюркское руническое письмо[7], перейдя на арабскую вязь, и свою древнюю веру — тенгрианство[8].

Но и Халифат не удержал Степь в своих руках. Примерно в IX—X веке на современной территории Казахстана возникают два новых тюркских государства: на юге и востоке — Караханидское, а на западе — огузское. Караханидское государство пришло на смену Карлукскому ханству в Туркестане, Мавераннахре (междуречье Окса и Яксарта или Амударьи и Сырдарьи), Семиречье и восточном Туркестане и продержалась до 1210 года до разгрома его шахом Хорезма Алла-ад-Дином Мухаммедом. Позже карлукское наречие (чагатайский язык в монгольские времена) стало основой узбекского (Мавераннахр) и уйгурского (Восточный Туркестан) языков.

Огузы занимали земли на Сырдарье и западе нынешнего Казахстана, воевали с Хазарским каганатом на Итиле (Волге), причём часто в союзе с Киевской Русью, и Волжской Булгарией(потомками которой, смешавшись позже с кипчаками Золотой Орды, стали современные татары, башкиры, чуваши). Но в середине XI века в Степи поднялось новое могучее племя кипчаков (по латински куманов), которое вытеснило огузов. Большая часть огузов ушла на южные берега Каспия и, смешавшись с местными народами, стала прародителями современных туркмен, далее в Закавказье — азербайджанцев, а их сильнейший род — сельджуки, продвинулся в Малую Азию и стал основой турецкой нации. Примечательно, что все эти народы связывает общий героический эпос «Огуз-наме» (Коркыт). Другая часть огузов отошла на запад до Дуная и была известна под именем печенегов, молдавские гагаузысчитаются их потомками. Кипчаки шли за ними по пятам и вскоре огромная равнинная территория от Иртыша до Дуная получила название Дешт-и-Кипчак, Кипчакская степь. На Руси они были известны как половцы, а Дешт-и-Кипчак западнее Волги, как Половецкое Поле. Полтора века длились сложные отношения Руси и Половецкого поля. Русские князья то воевали с половцами (Владимир Мономах и др.), то были союзниками (Битва на реке Калке), а то и роднились с ними (Юрий Долгорукий, тот же Мономах и др.)[9]. Один из походов русского князя Игоря в Половецкую степь описан в «Слове о полку Игореве» (1185 год). После разгрома татаро-монголами основная часть половцев (западных кипчаков) ушла в Крым и стала родоначальниками крымских татар. Таким образом тюркские языки получили широкое распространение на центральных просторах Евразии от Китая до Дуная.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 470. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия