Студопедия — Выводы. 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выводы. 6 страница






[121] Власов В. Г. Бидермайер // Власов В. Н. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1.— СПб., 1995.— С. 106. О бидермайере см. также: Krüger R. Biedermeier.— Lpz., 1979.

[122] Кес Д. Стили мебели.— 2-е изд. на рус. яз.— Будапешт, 1981.— С. 179–180.

[123] См.: Степанов Ю. С. Семиотика.— М., 1971.— С. 24–26 и сл.

[124] Идеи семиотики культуры восходят к работам Ф. де Соссюра, Р. Якобсона, М. Бахтина. Начало институализации семиотики культуры принято датировать 1973 г. В этом году "на VII Междуна-родном Съезде славистов в Белграде русские ученые — Вяч. Вс. Иванов, Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский и В. Н. Топоров — придали семиотическим представлениям о культуре облик завершенной теории. Они назвали ее семиотикой культуры" (Артановский С. Н. Понятие культуры.— СПб., 2000.— С. 25). Упомянутые С. Н. Артановским ученые составили ядро складывающейся в эти годы московско-тартуской семиотической школы. См. об этом более подробно, в частности: Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря.— СПб., 2000.— Ч. 1–2.

[125] См.: Махлина С. Т. Семиотика культуры. Программа спецкурса.— СПб., 1996.— С. 6–7.

[126] Там же.— С. 6.

[127] Хотя, поскольку у Ю. М. Лотмана речь идет о культуре рубежа XVIII–XIX вв., язык бытового жеста этой ушедшей эпохи в чистом виде, вне отражений в искусстве в принципе невосстановим, не может быть реконструирован.

[128] Толстая С. М. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и мир молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян.— М., 1999.— С. 10–13.

[129] См.: Birdwhistell R. L. Introduction to the Kinesics.— Louisvill, 1952; Birdwhistell R. L. Kinesiсs and Kontext.— Philadelphia, 1970; Hall E. T. The silent language.— 15nd ed.— N. Y., 1970; Hall E. T. The Hidden Dimension — N. Y., 1966; Hinde R. A. (Ed.) Non-Verbal Communication — L., 1972. и др. См. библиографию американских работ 1960–70-х гг. в кн.: Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам.— СПб., 1997. Библиография немецкоязычных работ 50-х — 70-х гг. ХХ в на эту тему содержится в статье: Schnitzler N. “Vnformliche zeichen” und “freche Vngeborden”. Zur Ikonographie der Schande in spätmittelalterlichen Passionsdarstellungen // Körper-Geschichten: Studien zur historischen Kulturforschung V.— Fr. a. M., 1996.— S. 223. Из отечественных работ можно указать: Даниленко О. И. Культура общения и ее воспитание.— Л., 1989 (разд. "Неречевые средства общения"); Горелов И., Енгалычев В. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации.—М., 1991; Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения.— СПб.:, 2001.

[130] Пиз А. Указ. соч.

[131] См.: Hall E. T. The silent language; Hall E. T. The Hidden Dimension. Эти идеи развиваются также в более поздней работе "По ту сторону культуры" (Hall E. T. Beyond culture.— N. Y., 1976).

[132] Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию.— СПб., 1998.— C. 396–397.

[133] Степанов Ю. С. Семиотика.— C. 68–71.

[134] Там же.— С. 69–70.

[135] Дальнейшее изложение — в основном по работе У. Эко "Отсутствующая структура" (С. 247–253).

[136] Эко У. Указ. соч.— С. 248. См. также:: Hall E. T. The silent language— P. 146–150.

[137] Hall E.T. The silent language.— N. Y., 1970.— P. 163.

[138] Ibid.

[139] Hall E. T. The silent language.— P. 164; Эко У. Указ. соч.— C. 250–251.

[140] В словаре А. Греймаса и Ж. Курте 1979 г. "естественные языки" определяются следующим образом: "Под естественными семиотиками понимают два обширных означивающих множества: с одной стороны, естественные языки, а с другой эктралингвистические контексты, которые мы рассматриваем как семиотики естественного мира (мира природы). Они называются естественными, потому что существуют до человека и независимо от него. Человек погружен в свой родной язык, он брошен с самого рождения в мир здравого смысла, который принимает эти семиотики на себя, но не конструирует их". (Греймас А. Ж. и Курте Ж. Семиотика: Объяснительный словарь теории языка // Семиотика.— М., 1983.— С. 530–531).

[141] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…— СПб., 1994.— C. 10–11.

[142] Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история.— М., 1996.— C. 170–171.

[143] Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.— М., 1993.— C. 90.

[144] Толстая С. М. Звуковой код…— С. 9.

[145] Лотман Ю.М. Беседы…— C. 6‑9.

[146] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров.— C. 80.

[147] О Ю. М. Лотмане, его семиотической концепции культуры существует уже достаточно обширная литература. Из последних публикаций можно указать: Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. Ч. 1.— CПб., 2000.— С. 249–250; Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Ч. 3.— СПб., 2001.— С.7–21.

[148] Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры.— Таллинн, 1992.— C. 248–337.

[149] Лотман Ю. М. Беседы…

[150] Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1.— C. 272.

[151] Там же.— С. 314.

[152] Там же.— С. 317.

[153] Там же.— С. 262.

[154] Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры.— СПб., 1995.— С. 198.

[155] Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. — М., 1993. Вариант изложения своей семиотической концепции взаимодействия быта, повседневности и культуры Г.С. Кнабе дает в одной из глав коллективной монографии: История мировой культуры: Наследие Запада.— М., 1998.

[156] Поскольку начало следующего этапа развития европейской культуры автор помещает во вторую половину ХХ в., логично было бы продлить предшествующий период до середины ХХ столетия.

[157] Кнабе Г. С. Материалы к лекциям…— М., 1993.— С. 120.

[158] Там же.— С. 226.

[159] Кнабе Г. С. Указ. соч.— С. 30–31. В другой половине, — перистильной, — "… играли дети, хозяйка отдавала распоряжения рабам и слугам, хозяин принимал близких друзей" (Там же).

[160] Там же.— С. 20. Очевидно, что и этот "домашний", обиходный язык, язык повседневного общения в его лексических, грамматических, синтаксических и произносительных характеристиках представляет собой совокупность разных языков, социально стратифицированных и регионально дифференцированных. См. об этом, в частности: Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика.— М., 1983.— С. 344–347; Абрамова И. Е. Социолингвистические и психологические характеристики произношения английских детей // Семантика и прагматика языка в диалоге культур.— Самара, 1998.— С. 3–9.

[161] Кнабе Г.С. Материалы к лекциям…— С. 93, 94.

[162] Барт Р. Мифологии.— М., 1996. В дальнейшем изложении ссылки на эту работу даются в тексте: в круглых скобках указывается только страница.

[163] См. об этом: Зенкин С. Ролан Барт — теоретик и практик мифологии // Барт Р. Мифологии.— М., 1996.— С. 8, 9.

[164] Grundlagen zum Thema — Begriff und Gegenstand des Ästhetischen im Alltag // Ästhetik im Alltag: Form und Lebensform.— Offenbach a. M., 1978.— S. 7, 10.

[165] Die Ästhetik, das tägliche Leben und die Künste: Ausgew. Vortr. / 8. Kongr. für Ästhetik.— Bonn, 1984.

[166] О месте дизайна в мире искусств см., в частности: Munro Th. The Arts and Their Interrelations.— N. Y., 1951; Каган М. С. Морфология искусства.— Л., 1972; Каган М. С. Эстетика как философская наука.— СПб., 1997.

[167] Нельсон Д. Проблемы дизайна.— М., 1971.— 94, 97.

[168] См. об этом, в частности: Эстетические ценности предметно-пространственной среды.— М., 1990; Мосорова Н. Н. Философия дизайна.— Екатеринбург, 1999.

[169] Большинство исследователей связывают начало дизайна с деятельностью Д. Рёскина и У. Морриса. Расцвет ее приходится на 70-е — 80-е гг. XIX в. За сто лет своего существования дизайн в содружестве с архитектурой радикально изменил предметно-пространственную среду обитания человечества. Об историческом пути развития дизайна и его современных проблемах см., кроме указанных, работы: Аронов В. Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ в.— М., 1987; Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе.— М., 1970; Гропиус В. Границы архитектуры.— М., 1971; Земпер Г. Практическая эстетика.— М., 1979; Лола Г. Н. Дизайн: Опыт метафизической транскрипции.— М., 1998; Dorfles G. Il disegno industriale e la sua estetica.— Bologna, 1963 и др.

[170] Schulze G. Die Erlebmisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart.— 2. Aufl.— Fr./M.; N. Y., 1992.

[171] "Вкус" — центральное понятие эстетики XVIII в. Именно вкус становится главным инструментом индивидуального выбора и оценки, ориентации человека формирующегося буржуазного общества в многообразии явлений культуры. См. об этом более подробно мою статью: Лелеко В. Д. Вкус и культура // Художественная культура и гуманизация образования.— СПб., 1992.— С. 72–83. "Общество эстетических переживаний" вновь, в новых историко-культурных условиях, делает вкус личностно и социально значимой способностью.

[172] Такой характеристике посвящены 3 из 12 глав капитального, почти 800-страничного труда: гл. 1 "Эстетизация повседневной жизни", гл. 2 "Герменевтика стиля", гл. 3 "Повседневноэстетическая схема в Германии".

[173] Я подробнее остановлюсь на освещении этого вопроса в ходе дальнейшего изложения.

[174] Dziemidok B. Deestetyzacja sztuki i estetyzacja życia codziennego: kwestia zaspokojenia podstawowych potrzeb estetycznych w kulturze postmodernistycznej // Przegląd humanistyczny.— Warszawa, 1995.— R. 39.— N 5.— S. 29–76.

[175] Вполне очевидно, что причина этого в том, что "эстетизация повседневности", сопряженная с "деэстетизацией искусства", нужна была автору для решения главной задачи доклада (и написанной на его основе статьи) — показа присущего современности способа удовлетворения эстетических потребностей.

[176] Значительная их часть, опубликованная до 1992 г., использована в книге: Лелеко В. Д. Эстетика повседневности.— СПб., 1994.— С. 141–144. Некоторые работы привлекались в связи с другими аспектами темы повседневности в предшествовавших разделах первой главы.

[177] Чернова А. "...Все краски мира, кроме желтой": Опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира.— М., 1987.— С. 5, 6.

[178] Чернова А. Цит. соч.— С. 98.

[179] Хёйзинга Й. Осень средневековья.— М., 1988. Первое издание работы вышло в 1919 г. Книга переведена на все основные языки мира. Русский перевод выполнен с десятого издания, вышедшего в Харлеме в 1963 г. (Сильвестров Д. В. Текст и время (от переводчика) // Хёйзинга Й. Указ. соч.— С. 463). О концепции повседневности голландского историка и культуролога см., в частности: Иконникова С. Н. История культурологических учений. Ч. 3.— СПб., 2001.— С. 76–84.

[180] Хёйзинга Й. Указ. соч.— С. 7.

[181] Там же.— С. 60.

[182] Там же.

[183] Там же.— С. 7.

[184] Там же.— С. 13, 14.

[185] Здесь определения "эстетика сверху" и "эстетика снизу" даны по аналогии с подобным наименованием разных направлений эстетики, которое было предложено в XIX в. одним из создателей психологической эстетики Г. Фехнером. Немецкий ученый считал, что следует ликвидировать традиционную философскую эстетику — "эстетику сверху" и заменить ее экспериментальной, опирающейся на естествознание "эстетикой снизу". См. об этом, в частности: Каган М. С. Основные закономерности развития эстетической мысли в XIX–XX вв. // Лекции по истории эстетики. Кн. 3. Ч. 1.— Л., 1976.— С. 14.

[186] Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике.— 2-е изд.— М., 1989.

[187] Вспоминаю выступление А. Ф. Лосева на одной из конференций по эстетике в середине 70‑х гг., где он говорил, что не следует бояться банального. Банальное не значит плохое или неверное.

[188] Любой, открытый наугад раздел книги подтверждает это. Так, характеризуя один из древнейших полуобрядных обычаев — "помочи", писатель относит его к одной из древнейших, эстетически значимых принадлежностей русского быта. "Красота этого обычая совсем лишена внешней нарядности и броской, например, свадебной декоративности, она вся какая-то нравственная, духовно-внутренняя" (с. 294). Раздел "Ярмарка" начинается словами: Общий уклад жизни крестьянина объединял и эстетические и экономические стороны ее. Лучше сказать, что одно без другого не существовало. Русская ярмарка — яркий тому пример" (с. 295). Эстетические проявления ярмарки автор видит и в повышенной ее эмоциональности, и в "обмене культурными ценностями", сопровождавшими торговлю. Речь идет о музыке, орнаменте, костюме, жестах, речи, элементах драматического действа или карнавала, которые здесь присутствуют. Сход как явление русского быта, несшее главные общественные, военные, политические и хозяйственные обязанности, также имел и "собственную эстетику, согласную с общим укладом, с общим понятием русского человека о стройности и красоте" (с. 296).

[189] См., напр., кроме указанного сборника: Брожик В. Эстетика на каждый день.— М., 1991; Костиков Н. А. Эстетика быта и поведения.— М., 1982; Шубин Г. Г. Мода и эстетическая культура.— М., 1987.

[190] См.: Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. 1.— М., 1920; Лосев А. Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 5.— М., 1970. Такое понимание эстетики положено в основу многотомного исследования А. Ф. Лосева "История античной эстетики". (М., 1963–1992). В четвертом томе, посвященном Аристотелю, ученый дает такое определение эстетики: "Эстетика в нашем понимании есть наука о выражении в его самодовлеющей созерцательной ценности. Выражение предполагает внутреннюю сторону предмета и внешнюю сторону предмета. Однако внутреннее и внешнее предмета сливаются в одно целое, когда мы начинаем говорить о выражении. Одним словом, выражение есть не что иное, как диалектический синтез внутреннего и внешнего... когда все внешнее мы начинаем ощущать своими физическими органами чувств и когда все чувственно воспринимаемое материальное несет на себе печать внутренней жизни этого материального". См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика.— М., 1975.— С. 91.

[191] Так, М. С. Каган считает, что эстетическую ценность имеет именно "...переход содержания в форму... мера оформленности, организованности содержания" (Каган М. С. Эстетика как философская наука.— СПб., 1997.— С. 126); В. В. Бычков относит к сфере эстетического систему неутилитарных отношений человека с миром, суть которых "...сводится к выражению некоторого смысла в чувственно воспринимаемых формах..." (Бычков В. В. Малая история византийской эстетики.— Киев, 1991.— С. 9); по мнению В. В. Прозерского красота, выразительность предмета определяется неповторимым характером связи его вещественной формы и социального (духовного) содержания; при эстетическом восприятии наше внимание постоянно перемещается "с грани предметности на грань знаковости" (Прозерский В. В. Позитивизм и эстетика: Очерки.— Л., 1983.— С. 82); развернутую характеристику эстетического как выразительного дает Ю. М. Шор: "... по отношению к внешнему миру эстетическое — это выразительность всякого содержания., степень "вынесенности" внутреннего во внешнее, чувственное обнаружение некоей идеи, смысла, суть эстетического не в самой по себе идее прекрасного, а в представленности этой идеи вовне; т. е. содержание, обнаруживаемое через форму... выразительность — одна из фундаментальных особенностей бытия. Именно выразительностью "преподносит" себя действительность..." (Шор Ю. М. Эстетическое: некоторые особенности формирования // Искусство и эстетическая культура.— СПб., 1992.— С. 46–47). Из недавно опубликованных работ, поддерживающих интерпретацию эстетического как выразительного, можно указать книгу О. А. Кривцуна (Кривцун О. А. Эстетика.— М., 2000).

[192] Каган М. С. Эстетика как философская наука.— С. 121.

[193] Скрупулезный анализ многочисленных оттенков смысла этих античных понятий можно найти в упоминавшейся уже "Истории античной эстетики" А. Ф. Лосева, историю их развития в европейской философии — в исследовании известного польского ученого В. Татаркевича (Tatarkiewich W. Dzieje sześciu poęcz..— Warszawa, 1975). От античности идет традиция отождествления таких внешних, архитектонических признаков вещи, явления, как симметрия, гармония, пропорциональность, соответствие частей целому с прекрасным, а дисгармонии, бесформенности, хаоса — с безобразным. Так, по словам одного из средневековых теологов, Бонавентуры (XIII в.) "все сущее имеет ту или иную форму, а все, имеющее форму, имеет красоту" (История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 1.— М., 1962.— С. 283). У К. Розенкранца в "Эстетике безобразного" бесформенное, аморфное, асимметричное, дисгармоничное рассматриваются как модификации основного понятия "Das Häßliche" (Rosenkranz K. Ästhetik des Häßlichen.— Königsberg, 1853.— S. 67‑115).

[194] Тактильные, осязательные и обонятельные ощущения могут быть даны опосредовано: в воспоминании, или в наблюдении со стороны. В этом случае они приобретают необходимую для эстетического впечатления созерцательность и отстраненность. Собственно говоря, мы имеет здесь дело со зрительными впечатлениями, в которых "в снятом виде" содержатся данные "низших" чувств.

[195] См. аналитические обзоры литературы по теме: Гудков Л. Д. "Культура повседневности" в новейших социологических теориях // Общ. пробл. культуры: Обзорн. информ.— Вып. 1.— М., 1988; он же. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии // ФРГ глазами западно-германских социологов.— М., 1989.— С. 296–329; Лелеко В. Д. Повседневность в исторических исследованиях // Историзм в культуре: Материалы Междунар. науч. конф. в СПб. 24–25 нояб. 1997 г.— СПб., 1998.— С. 160–167; он же. Социология повседневности // Культура на пороге III тысячелетия: Тез. докл. V Междунар. семинара в СПб. 1–2 июня 1998 г. — СПб., 1999.— С. 47–58; Оболенская С. В. "История повседневности" в современной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. 1990. — М., 1990.‑ С. 84–102.

[196] См., напр.: Голик Н. В. Подвижничество повседневности // Социальная реальность и социальные теории: Материалы Всерос. конф. 28–29 мая 1998. СПб. / СПбГУ.— СПб., 1998.— С. 45–48; Любимов Г. П. Повседневность как тема философии (некоторые античные вариации) // Там же.— С. 142–144; Шубина М. П. Повседневность как феноменологическая модель социальной реальности // Там же.— С. 140–142; Мифология и повседневность: Материалы науч. конф. 24–26 февр. 1999 г. Вып. 2.— СПб., 1999; Научная рациональность и структуры повседневности: Тез. науч. конф. СПб. 22–23 нояб. 1999 г.— СПб., 1999; Лелеко В. Д. Время повседневности // Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры: Всерос. науч. конф. 24–26 окт. 2000 г. Тез. докл. и выступл. Вып. 3.— Вел. Новгород, 2000.— С. 55; Любимов Г. П. Повседневность как тема философии ХХ века // Философия ХХ века: Школы и концепции: Материалы науч. конф. 23–25 нояб. 2000 г.— СПб., 2000.— С. 93–95; Шавелев С. П. Повседневность как новация современного философствования // Там же.— С. 135–137; Бабаева А. В. Эстетика в повседневном мире // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: Перспективы нового века. Материалы науч. конф. 10 окт. 2001 г. СПб.— СПб., 2001.— С. 13–15; Лелеко В. Д. Эстетизация повседневной жизни постмодерна и эстетика // Там же.— С. 34–36; Третьякова И. А. Метаморфозы языков повседневности // Там же.— С. 63–66; Alltag und Fortschritt im Mittelalter: Intern. Round-Table-Gespr. Krems an der Donau. 1. Okt. 1984.— Wien, 1986; Ästhetik im Alltag: Form und Lebensform.— Offenbach a. M., 1978; Die Ästhetik, das tägliche Leben und die Künste: Ausgew. Vortr. / 8. Intern. Kongr. für Ästhetik.— Bonn, 1984.

[197] Ковалева Е. В. Структуры повседневности России 90-х годов: Автореф. дис.... канд. филос. наук / Рост. гос. ун-т.— Ростов-н/Д., 2000.— 28 с.; Круглов Д. Н. Повседневность как предмет философской рефлексии: Автореф. дис. … канд. филос. наук / СПб. гос. ун-т.— СПб., 1996; Магомедова А. А. Феномен повседневности (социально-философский анализ): Автореф. дис.... канд. филос. наук / СПб. гос. ун-т.— СПб.:, 2000; Тесля С. Н. Экзистенциальная аналитика повседневного: Автореф. дис.... докт. филос. наук / СПб. гос. ун-т.— СПб., 2001.

[198] В частности, в журн.: Historische Anthropologie: Kultur. Gesellschaft. Alltag.— Köln etc. (Выходит 3 раза в год, издается с 1993 г.).

[199] Из последних переизданий можно указать: Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия: В 3 т.— М., 2000.— [Перв. изд. на нем. яз. вышло в 60-е гг. XIX в.; на рус. яз. — в 1873–1879 гг.]; Велишский Ф.История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян.— М.:, 2000.— [Перв. изд. 1878 г.]; Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века.— СПб., 1999.— [Публ. фрагм. "Толкового словаря франц. утвари от эпохи Каролингов до Возрождения". Перв. публ. во Фр. в 1858–1875 гг.]; Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.— М., 1994.— [Репр. изд. 1913–1914 гг. Перв. изд. на фр. яз. вышло в 1890 г.]; он же. Быт и нравы древних римлян.— Смоленск, 2000.— [Перв. изд. на фр. яз. вышло в 90-х гг. XIX в.]; Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях.— М., 2000–2001.— Т. 1–2.— [Репр. 4-го изд. 1918 г. <Т. I, ч. 1>, изд. 1915 г. <Т. I, ч. 2>, 3-го изд. 1901 г. <Т. II>]. Из теоретических работ: Козырьков В. Г. Освоение обыденного мира.— Н. Новгород, 1999; Лотман Ю. М. Семиосфера.— СПб., 2000; Марков Б. В. Храм и рынок: Человек в пространстве культуры.— СПб., 1999; Махлина С. Т. Семиотика повседневности // Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. Ч. II.— СПб., 2000.— С. 398–406; Топоров В. Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга.— М., 1997.— С. 455–515; Dülmen R. van. Historische Anthropologie.— Köln etc., 2000; Mikrogeschichte. Makrogeschichte: Komplementär oder inkommensurabel?— Göttingen, 1998. Из социологических и исторических работ: Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920/1930 годы.— СПб., 1999; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII — начало XIX века.— [2-е изд., доп.].— СПб., 1994; Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды: панорама столичной жизни.— СПб., 1996; Нормы и ценности повседневной жизни: становление социалистичекого образа жизни в России, 1920–30-е годы.— СПб., 2000; Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме.— [2-е изд., расш. и доп.].— СПб., 2000; Dülmen R. van. Kultur und Alltag in der Frühen Neuzeit.— München, 1994–2000.— Bd. 1–3; Ennen E. Frauen im Mittelalter.— 6. Aufl.— München, 1999; Labouvie E. Andere Umstände: Eine Kultergeschichte der Geburt.— Köln etc., 1998. Из серии "Живая история: Повседневная жизнь человечества" издательства "Молодая гвардия" (в 1999–2001 г. издано более 10 книг): Бобровникова Т. А. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена.— М., 2001; Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.— М., 2000; Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году.— М., 1999 и др.

[200] По мнению С. Н. Артановского, для становления культурологии в ее современном виде, как отдельной гуманитарной науки, имели значение прежде всего работы Т. С. Элиота («Заметки к определению культуры». [1948]), и Л. Уайта («Наука о культуре» [1949] и «Эволюция культуры» [1959]) (Артановский С. Н. Понятие культуры.— СПб, 2000.— С. 20–21).

[201] См.: Антология исследований культуры. Т. 1.— СПб., 1997; Артановский С. Н. Указ соч.; Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Ч. 1.— СПб., 2001.— С. 23–35; Каган М. С. Философия культуры.— СПб., 1996; Его же. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн.— СПб., 2000–2001; Кармин А. С. Основы культурологии: Морфология культуры.— СПб., 1997.— С. 4; Культурология: Учеб. пособие / Науч. ред. проф. Г. В. Драч.— Ростов н/Д, 1998.— С. 9–22; Мостова Л. А. Антропологическая традиция в исследовании культуры: Вместо введения // Антология исследований культуры. Т. 1.— С. 5–14; Соколов Э. В. Культура и личность.— Л., 1972.— (Гл. 1, § 8 "Культура как система"); Его же. Понятие, сущность и основные функции культуры.— Л., 1989; Его же. Культурология.— М., 1994.

[202] См.: Иванов В. В. Культурная антропология и история культуры // Одиссей: Человек в истории. 1989.— М., 1989.— С. 11–16; История ментальностей. Историческая антропология.— М., 1996; Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1990.— М., 1990.— С. 167–181; Яценко Е. П. Человек, общество, культура сквозь призму социальной и культурной антропологии (аналитический обзор) // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения.— Науч.-информ. сб.— М., 1996.— Вып. 6.— С. 24–37; Dülmen R. van. Historische Anthropologie.— Köln etc., 2000.

[203] Об учете "самобытных форм, индивидуальных образований" культуры, процессов их формирования и движения как задаче культурологии, в отличие от социологии, пишет В. А. Щученко. Культуролог, по мнению автора, исследует становящиеся или ставшие формы культуры (тексты, культурные события, ментальности и др.), их самобытно-органическую, ценностную структуру (Щученко В. А. Вечное настоящее культуры.— С. 16–17).

[204] Флиер А. Я. Культурология для культурологов.— М., 2000.— С. 46. Социокультурные обобщения культурологии, по мнению автора, содержат: генетический, мотивационный, организационно-функциональный, ценностно-нормативный и семантико-коммуникационный аспекты (там же.— С. 47).

[205] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3.— М., 1989.— С. 147.

[206] Там же.— Т. 2.— С. 637.

[207] Ожегов С. И. Словарь русского языка.— 8-е изд.— М., 1970.— С. 59, 62, 429, 519, 681.

[208] Сохраняется также и исконный смысл: "установленный обычаем", соответствующий обычаю.

[209] См. слова: "быт", "будни", "обыденный", "обыкновенный", "обычай", "повседневный" в кн.: Словарь современного русского литературного языка. Т. 1, 8, 10.— М., 1950, 1959, 1960.

[210] Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка.— М., 1990. — С. 41, 318, 386.

[211] Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп.— М., 1991.— С. 798.

[212] Словарь современного...— Т. 1.— М., 1950.— Стлб. 669.

[213] Thurn H. P. Der Mensch im Alltag: Grundrisse einer Anthropologie des Alltagslebens.— Stuttgart, 1980.— S. 4–12.

[214] Наиболее важные из них (130 названий, преимущественно на немецком, но также на английском, французском и русском языках) учтены в аналитическом обзоре: Гудков Л. Д. "Культура повседневности" в новейших социологических теориях // Общие проблемы культуры: Обзорная информация. Вып. 1.— М., 1988.

[215] См.: Lexikon zur Soziologie / Hrsg. von W. Fuchs u. a.— 2. verb. u. erw. Aufl. Ungekürzte Sonderausg.— Opladen, 1988.— S. 32–33; статьи: Alltagsbewusstsein, Alltagsleben, Alltagstheorie, Alltagswissen.

[216] Sczepanski J. Reflexion über das Alltägliche // Kölner Ztschr. für Soziologie u. Sozialpsychologie. Sonderheft. N 20.— 1979.— S. 316–319.

[217] Elias N. Zum Begriff des Alltags // Ibid.— S. 26.

[218] Речь идет о повороте от социологии парсоновского типа, исследующей общество на уровне институтов, к "социологии повседневности". См. об этом: Гудков Л. Д. Указ. соч.— С. 2–12.

[219] Thurn H. P. Kultursoziologie — zur Begriffsgeschichte // Kölner Ztschr. … Jg. 31.— 1979.— S. 422–449.

[220] Так названа вступительная статья А. Чистякова к современному переизданию 1 тома работы. См.: Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. 1. М., 1997.— С. 5.

[221] Авторское название 5 главы 1 части книги.

[222] Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры: (Опыт русской культурологии середины XIX — начала ХХ веков).— М., 2000.— С. 95‑104.

[223] См., напр.: Кнабе Г. С. Древний Рим — история и повседневность.— М., 1986; Кнабе Г. С. История. Быт. Античность // Быт и история в античности.— М., 1988.— С. 6–17; Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира.— М., 1993; Козырьков В. П. Освоение обыденного мира.— Н. Новгород, 1999; Лотман, 1994.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 438. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия