Студопедия — Весьма опасное. 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Весьма опасное. 3 страница






9. Типографского искусства. 10. От чего зависит типографское искусство, благо­даря которому быстро, изящно и правильно размно­жаются книги? Конечно, от. порядка тщательного вырезывания медных форм, отливки, полировки, раскладывания их по кас­сам, разборки шрифта для нового набора, установки в машину и т. д., а также от приготовления, смачивания, разглаживания бумаги и т. д.

10 Повозки 11. Если коснуться также и механики, то чем

объясняется, что повозка, т.е. дерево и железо (составные ее части), так быстро следует за бегущими впереди коня­ми и представляет собою столь удобное средство для перевозки людей или тяжестей? Причина заключается только в искусном сочетании де­рева и железа, в колесах, осях, дышлах и в поперечных брусках при дышлах, ибо при разрыве или сломе одной из этих частей вся маши­на становится бесполезной.

11. Корабля. 12. Чем объяснить, что люди, садясь на сооруже­ния из дерева, вверяют себя яростному морю, до­стигают даже антиподов и возвращаются невредимыми? Причина только в сочетании на корабле киля, мачты, реи и парусов, весел, руля, морского компаса и пр.: если что-либо из этого портится, то угрожает опасность качки, кораблекрушениями гибели.

12. Часов. 13. Чем объясняется, наконец, что в инструменте для измерения времени, т. е. в часах, различным образом расположенные и размешенные железные части дают сами от себя движение? И при этом стройно отсчитывают минуты, часы, дни, месяцы, а быть может, и годы? И не только показывают это глазам, но также и ушам, чтобы давать указания даже издали и в темноте? А чем объясняется, что такой инструмент пробуждает человека от сна в тот час, в который ему укажут? И сам зажигает свечу, чтобы ты, проснувшись, тотчас увидел свет? Чем объясняется, что часы могут показывать смену дней по календарю, новолуние и полнолуние и все движения и затмения светил? Что, спрашиваю я, может быть достойным удивления, если не это? Действительно, металл, вещь сама по себе неодушевленная, может делать столь, живые, столь устойчивые, столь правильные движения! Разве это раньше, чем было изобретено, не считалось бы так же невозможным, как если бы кто-либо стал утверждать, что деревья могут ходить, а камни говорить? Однако теперь наши глаза свидетельствуют, что это действительно происходит.

Вся тайна часов 14. Но по какой скрытой силе это происходит?

заключается в порядке Это совершается только вследствие явного, во всем здесь царящего порядка, а именно вследствие расположения в определенном числе, мере и порядке всех согласованно действующих здесь частей так, что каждая из них имеет определенное назначение и определенные средства для выполнения этого назначения и определенные способы действия этих средств, а именно: точнейшую пропорцию каждой части по отношению к осталь­ным, необходимую связь с соответствующей частью и законы взаимодей­ствия для восприятия и передачи силы.

Таким образом, все движется с большей точностью, нежели какое-либо живое тело, приводимое в движение собственным духом. Но если в составных частях часов образуется какой-либо разрыв или что-либо ломается, разбивается, или замедляется, или принимает неправильное движение, хотя бы это было самое маленькое колесико, самая маленькая ось, самая маленькая задвижка, тотчас все останавливается, или перестает отвечать своему назначению. Отсюда ясно видно, что и здесь все зависит от порядка.

Есть надежда, что 15. Итак, искусство обучения не требует должна быть ничего иного, кроме искусного распределения

изобретена времени, предметов и метода. Если мы будем

организация школ,в состоянии точно установить это распределение,

похожая на часы. то обучать всему школьную молодежь в каком

угодно числе будет нисколько не труднее, чем, взяв типографские инструменты, еже­дневно покрывать изящнейшими буквами тысячи страниц, или чем, уста­новив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тя­жести, или, сев на корабль, переплыть океан и отправиться в Новый Свет. Все пойдет вперед не менее легко, чем идут часы с правильно урав­новешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую можно только достигнуть в подобном искусном инструменте Заключение 16. Итак, во имя всевышнего, попытаемся устано­вить такое устройство школ, которое бы в точности соответствовало чрезвычайно искусно устроенным и изящно украшенным различными приспособлениями часам...

 

Глава 16

Общие требования обучения и учения, т. е. как учить и учиться.

Метод обучения 4. До сих пор метод наставления был до такой

должен быть степени неопределенным, что едва ли кто-нибудь

возведен в научную решился бы сказать: «В течение стольких и стольких

теорию лет этого юношу я доведу до того-то, обучу

его так-то и так». Поэтому нам нужно будет рас­смотреть, можно ли это искусство духовного насаждения поставить на столь твердые основы обучения, чтобы оно наверняка шло вперед и не обманывало в своих результатах.

И это на основании 5. Но так как это основание может состоять лишь

параллелизма в том, чтобы действия этого искусства как можно естественного и старательнее приспособить к нормам

искусственного действий природы (как мы видели в главе XIV),

то иссле­дуем пути природы на примере птицы, выводящей птенцов. Рассматривая, как, следуя по стопам природы, удачно подражают ей садовники, художники, архитекторы, мы легко увидим, каким образом должны подражать ей и образователи юношества.

И почему так? 6. Если кому-либо это покажется слишком

низким, известным, обыкновенным, тот пусть вспомнит, что

мы теперь стремимся к тому, чтобы из повседневных и известных явле­ний, которые успешно совершаются в природе и искусстве (вне школы), мы могли вывести менее известные, требуемые нашей целью. И несомнен­но, если известно,.откуда мы черпаем идею наших правил, то, надеемся, тем очевиднее будут и наши заключения.

 

Основоположение I

Ничто 7. Природа тщательно приспособляется

не предпринимается к удобному времени. Например,

несвоевременно. птица, намереваясь размножать свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. И вместе с тем она поступает постепенно.. Пока стоит еще холодная погода, птица производит яйца и согревает их внутри организма, где они предохранены от холода; "когда воздух становится более теплым, она кладет их в гнездо, и, наконец, при наступлении уже теплой части погоды она выводит птенцов, чтобы нежнейшие существа постепенно привыкали к свету и теплу.

Правильное 8. Так же и садовник обращает внимание на то,

подражание чтобы все делать только в свое время. Он не

этому в садах сажает растении зимой (так как сок в это

и в архитектуре. время остается в корне и не поднимается для питания саженца), и не летом, потому что сок уже распределен по ветвям, и не осенью (так как сок устремляется в корни), но весною, когда сок начи­нает распространяться из корня и оживлять верхние части дерева. И впо­следствии он должен знать удобное время для всего, что должно делать с деревцами, т. е. время для унаваживания, подрезывания, окапывания и пр.; даже н самое дерево имеет определенное время для пускания ростков, для цветения, для распускания листьев, для созревания плодов и пр. Не иначе поступает и предусмотрительный архитектор; он считает необходи­мым выбирать удобное время для рубки леса, обжигания кирпичей, закладки фундамента, возведения стен и штукатурки их и т. п.

Двойное уклонение 9. Против этой основы в школах

в школах допускаются ошибки двоякого рода:

от этой идеи. I. Не избирается надлежащее время для

умствен­ных упражнений.

II. Не располагают упражнения так тщательно, чтобы все шло впе­ред в_ определенной последовательности, безошибочно.

Пока мальчик еще мал, учить его нельзя, так как корень познания лежит у него еще глубоко. Учить человека в старости слишком позд­но, так как познавательная способность и память уже ослабевают. В среднем возрасте учить затруднительно, так как с трудом можно объ­единить умственную деятельность, рассеянную по различным предметам. Следовательно, нужно пользоваться юным возрастом, пока сила жизни и разума находится на подъеме; тогда все воспринимается и легко пускает глубокие корни.

Тройное 10. Итак, мы делаем заключение:

исправление. I. Образование человека нужно начинать в весну

жизни, т. е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето, возмужалый возраст — осень и ста­рость — зиму.

II. Утренние часы для занятий наиболее удобны (так как опять утро соответствует весне, полдень — лету, вечер — осени, а ночь-—зиме).

III. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

 

Основоположение II

Материал ранее формы. 11. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму. Например, птица, намереваясь произвести существо, подобное себе, сперва из капли крови своей вводит внутрь оплодотворяющее семя, затем вьет гнездо, в которое кладет яйца, наконец, согревает их высиживанием и дает оформиться и вылупиться птенцам,

Подражание. 12. Так, разумный архитектор, прежде чем начинать строить здание, свозит бревна, камни, известь, железо и другие необходимые материалы, чтобы впоследствии из-за не­достатка материалов не замедлились работы или не пострадала прочность здания.

Подобным образом художник, намереваясь дать рисунок, приготов­ляет полотно, натягивает его на раму, накладывает фон, разводит крас­ки, раскладывает кисточки, чтобы они были под рукой, и наконец, на­чинает рисовать.

Так же садовник, прежде чем начать посадку, старается иметь на­готове сад, отводки, высадки и всевозможные инструменты, чтобы не быть вынужденным искать во время работы то, что ему необходимо, иначе он погубит весьма многое.

Отклонение. 13. Против этого основного положения школы по­грешают следующим образом:

Во-первых, тем, что не стараются иметь наготове для общего пользо­вания всевозможные орудия: книги, доски, модели, образцы и т. п. Тогда только лишь отыскивают, устраивают, диктуют, переписывают и пр., когда что-либо понадобится, что приводит (особенно если попадается неопыт­ный или небрежный преподаватель, которых обычно больше) к жалким результатам. Подобное положение мы имели бы в том случае, если бы врач только тогда стал бы. бегать по садам и лесам, собирать травы и корни, варить их, процеживать и пр., когда надо давать лекарства. Между тем как лекарства на всякий случай должны быть уже наготове.

14. Во-вторых, так как даже в тех книгах, которые употребляются в школах, не соблюдается тот естественный порядок, при котором материал предшествовал бы форме. Почти повсюду происходит наоборот: порядок вещей излагается ранее самих вещей, хотя невозможно устанавливать порядок, когда еще нет налицо того, что следует приводить в порядок. Я покажу это на четырех примерах.

15. (I). Школы учат словам ранее вещей, так как в течение несколь­ких лет занимают ум словесными науками, и затем, наконец, не знаю когда, обучают реальным паукам: математике, физике и пр. Между тем как вещь есть сущность, а слово — нечто случайное, вещь — это тело, а слово — одежда, вещь — зерно, а слово—кора и шелуха. Следовательно, то и другое нужно предоставлять человеческому уму одновременно, но сперва — вещь, как объект не только познания, но и речи.

16. (2). Затем при самом изучении языков превратно поступали в том отношении, что начинали не с какого-либо автора или умело подготов­ленного словаря, а с грамматики, тогда как и авторы {как по-своему и словари) обеспечивают материал языка, слова; грамматика же прибав­ляет только форму, законы словообразования, порядок их расположения и сочетания (согласования).

17. (3). В-третьих, в круге наук или в энциклопедиях повсюду пред­посылают искусство, а науки и знания заставляют следовать за ними издали, между тем как эти последние обучают вещам, а первые — формам вещей.

18. (4). Наконец, ^правила предпосылают абстрактно и затем только..их разъясняют приводимыми примерами, хотя свет должен предшество­вать теме, что освещает.

Исправление. 19. Отсюда вытекает, что для коренного

исправления метода необходимо:

I. Подготовлять книги и все другие учебные пособия;

П. Развивать ум ранее языка;

III. Никакого языка не изучать из грамматики, а каждый язык сле­дует изучать из подходящих произведений писателей;

IV. Реальные учебные предметы предпосылать формальным;

V. Примеры предпосылать правилам.

 

Основоположение III

Материал делается 20. Природа избирает для своего воз­действия

годным для подходящий предмет или, по крайней

восприятия формы. мере, сперва надлежащим образом его подготовляет,

чтобы он стал подходящим. Например, птица кладет в гнездо, на котором ей надо сидеть, не что угодно, но такой предмет, из которого можно было бы высидеть птенца, т. е. яйцо. Если попадется камень или что-либо другое, птица выбрасывает его как бесполезную вещь. Затем, высиживая яйцо, она до тех пор его согревает, поворачивает, дает форму заключенной в яйце материи, пока оно не станет готовым для вылупливания птенца.

Подражание. 21. Так архитектор срубив возможно лучшие деревья, высушивает их, обрубает, распиливает, за­тем выравнивает площадь для постройки, очищает ее, закладывает новый фундамент или так восстанавливает и укрепляет старый, чтобы он стал пригодным для возведения на нем постройки.

22. Таким же образом художник, имея недостаточно хорошее полотно или грунт для красок, прежде всего старается сделать их возможно лучшими, выскабливая, выглаживая и всячески подготавливая их для удобного пользования.

23. Так садовник: 1) выбирает самый здоровый отводок плодо­носного дерева; 2) переносит его в сад и умело сажает в землю; 3) однако, пока не увидит, что он пустил корень, не обременяет его привитием нового черенка; 4) прежде чем привить новый черенок, отрезает прежние веточки, мало того, удаляет пилою в некоторых местах часть самого ствола, чтобы никакая часть сока не могла утечь куда-нибудь в другое место, кроме как для питания привитого черенка.

24. Против этого основного положения грешили в школах не столько тем, что туда принимали ту­пых и глупых (так как по нашему плану нужно допускать всю молодежь), сколько тем, что:

I. Эти молодые растеньица не переносили в питомники, т. е. не вве­ряли всецело школам, чтобы те, из кого нужно сделать людей, не выпу­скались из мастерской до полного оформления.

II. В большинстве случаев зародыши наук, нравственности и благо­честия пытались привить ранее, чем самый отводок пустит корни, т. е. прежде чем была пробуждена любовь к учению у тех, в которых не зажгла этой любви сама природа.

III. Не очищали молодые деревца или отростки перед посадкой, так как не освобождали души от ненужных занятий умело удерживая их дисциплиной и приучая к порядку.

Исправление. 25. На основании этого:

1 Всякий, кого отдают в школу, пусть остается в

ней до конца.

II. Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учени­ков должны быть к этому подготовлены. (О чем полнее в следующей главе, Основоположение II.)

III. Все, препятствующее ученикам, должно быть от них устранено. Ведь совершенно бесполезно давать правила, если предварительно

не установить всего, что мешает правилам, говорит Сенека. Но и об этом в следующей Главе.

 

Основоположение IV

Все образуется отдельно,26. Природа не смешивает

а не смешанно. своих дей­ствий, выполняет их по

отдельности, в определенном порядке. Например, когда природа создает птенца, то в одно время формирует кости, кровеносные сосуды, нервы, в другое — плотные мускулы, в третье—покрывает кожей и опять в особое время одевает перьями и, наконец, учит летать и пр.

Подражание. 27. Закладывая фундамент, архитектор,

одновременно с этим не выводит стен, а тем более не по­крывает здания крышей, а каждое из этих дел делает в свое время и на своем месте.

28. Так, художник не рисует сразу двадцати или тридцати изобра­жений, но направляет свое внимание на одно; хотя он, быть может, в свободные промежутки времени и подготавливает другие картины или занимается каким-либо иным делом, однако только одна из картин является у него основной.

29. Равным образом садовник не сажает несколько отростков вместе, а поодиночке, чтобы самому не запутаться и не повредить делу природы.

Уклонение. 30. В школах же царила путаница. Многое одновременно навязывалось ученикам, например латинская и греческая грамматика, а быть -может, еще риторика и поэтика; и чему еще только не учили! Ведь кому не известно, что в классических школах в течение целого дня, почти на каждом уроке, меняется материал занятий и упражнений. Что же, спрашиваю я, считать путаницей, если не это? Это похоже на то, как если бы сапожник взялся шить сразу шесть или семь сапогов и то брал бы в руки, то откладывал бы в сторону один сапог за другим. Или если бы пекарь то сажал различные хлебы в печь, то вынимал; так что каждому хлебу пришлось бы помногу раз то по­падать в печь, то быть вынутым. Кто же поступает настолько бессмыслен­но? Сапожник раньше, чем не окончит один сапог, к другому даже не прикасается; хлебопек не сажает в печь других хлебов ранее, чем испе­кутся уже посаженные хлебы.

Исправление. 31. Будем же подражать им. Ради всего святого

умоляю вас принимать меры к тому, чтобы при изучении грамматики не вмешивать диалектику, а в то время, когда ум занят диалектикой, не впутывать риторику, и, когда мы занимаемся ла­тинским языком, греческий нужно отложить. В противном случае пред­меты будут мешать друг другу, так как устремленное на несколько предметов внимание менее сосредоточивается на отдельном предмете. Хоро­шо это знал великий Иосиф Скалигер, который, как говорят (быть может, по совету отца), всегда занимался одновременно только одним предметом, направляя на него все силы своего ума. Благодаря этому он усвоил четырнадцать языков, а искусств и наук — столько, сколько в состоянии вместить человеческий ум, и овладел, казалось, всем этим с большим совершенством, чем те, которые изучали только одну науку. И всякий, кто пробовал идти по тому же пути, пробовал это не напрасно.

32. Итак, пусть в школах будет установлен порядок, при котором уче­ники в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение V

Сперва внутреннее. 33. Всякое свое действие природа начинает изнутри. Например, у птички природа формирует сперва не когти, перья или кожу, а внутренности. А наружные части после, в свое время.

Подражание. 34.Так и садовник не прикладывает черенки извне к коре и не прививает их к поверхности дерева, но расщепляет ствол растения до сердцевины и внедряет черенок возможно глубже, хорошо его приспособив, плотно замазывает щели, чтобы сок ни в одном месте не мог вытечь, а впитывался бы во внутренность черенка и всю свою силу отдал бы на его произрастание.

35. Так, дерево, питающееся орошающим его небесным дождем или соком из земли, впитывает эту пишу не через внешний покров коры, а через поры внутренних частей. Поэтому садовник обыкновенно поливает не ветви, а корень. И животное переваривает пищу для питания не внешними органами, а желудком, который переваренное распространяет по всему телу. Поэтому, если воспитатель юношества таким образом больше всего будет занят корнем знания, то разумная жизненная сила легко перейдет в ствол, т. е. в память, и, наконец, появятся цветы и плоды: свободное пользование языком и опытность в делах.

Отклонение. 36. Ошибку делают те наставники, которые хотят достигнуть образования вверенного им юношества тем, что много диктуют и дают заучивать много на память, без тщатель­ного разъяснения вещей. Точно так же погрешают и те, которые хотят все разъяснить, но не соблюдают меры, не зная, как нежно нужно отрыть корень и ввести ростки наук. Таким образом, они терзают учеников так же, как если бы кто-нибудь для надреза в растении вместо ножичка пустил бы в ход дубину или колотушку.

Исправление. 37. Итак, на основании сказанного:

I. Нужно образовывать, во-первых, понимание ве­щей, во-вторых, память и, в-третьих, язык и руки.

II. Учитель должен соблюдать все способы раскрытия познаватель­ных способностей и применять их сообразно обстоятельствам (это мы рассмотрим в следующей главе).

 

Основоположение VI

Прежде общее. 38. Всякое свое формирование природа., начинает с самого общего и кон­чает наиболее особенным. Например, намереваясь произвести из яйца птицу, природа не со­здает и не формирует сперва голову, глаз, перо или коготь, а согревает всю массу яйца и движением, вызванным теплотой во всей массе, образует кровеносные жилки, так что возникает уже общее очертание всей птицы (именно то, что должно превратиться в голову, крылья или ноги), и затем только постепенно развиваются отдельные члены, пока не завершится их полное развитие.

Подражание. 39. Подражая этому, архитектор сперва или в уме составляет себе общую идею всего здания, или вырисовывает на бумаге проект, или даже делает деревянную модель и согласно этому закладывает фундамент, затем выводит стены и, наконец, покрывает крышей. И только после этого он заботится о тех второстепен­ных вещах, которыми заканчивается постройка дома: о дверях, окнах, лестницах и пр. Наконец, он присоединяет украшения, картины, скульп­туру, занавеси и пр.

40. Так, художник, желая изобразить лицо человека, не изображает

сначала ухо, глаз, нос, рот, а делает только абрис лица (или всего чело­века) грубым углем. Затем, если он видит, что пропорция верна, закреп­ляет эту основу легкой кистью все еще в общей форме. Наконец, обозначает распределение света и тени и только тогда вырисовывает части тела и раскрашивает их самыми разнообразными красками.

41. Таким образом, скульптор, намереваясь создать статую, берет грубый чурбак, обтесывает его со всех сторон, и притом сначала.грубо, затем тоньше, чтобы обрубок передал уже в грубом виде общие очерта­ния изображения; наконец, чрезвычайно тщательно отделывает отдельные члены и покрывает красками.

42. Подобным же образом садовник берет только общий образ дере­ва, т.е. прививной черенок; сколько почек на нем, столько же может вы­расти впоследствии главных ветвей.

Отклонение. 43. Отсюда следует, что неправильно будет пре­подавать науки с самого начала со всеми подроб­ностями, вместо того чтобы предпосылать им сперва простой общий очерк всех знаний. Никому нельзя дать образование на основе одной какой-либо частной науки, независимо от остальных наук.

44. Точно так же плохо учат искусствам, наукам, языкам, если не предпосылают им предварительного элементарного обучения. Так, я помню, было на практике. Только что, приступив к диалектике, риторике и метафизике, мы были завалены длинными правилами, даже с коммен­тариями правил и объяснениями комментариев, сличениями авторов и спорными вопросами. Подобным образом нас набивали и латинской грам­матикой со всеми отступлениями, и греческой грамматикой с диа­лектами греческого языка. Мы, несчастные, были ошеломлены, не зная, что кругом нас происходит.

Исправление 45. Средство против этой беспорядочности будет состоять в следующем:

I. С самого начала юношам, которым нужно дать образование, сле­дует дать основы общего образования, т. е. распределить учебный мате­риал так, чтобы следующие затем занятия, по-видимому, не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний в их частностях. Ведь у дерева, хотя бы оно росло сто лет, не вырастает ни одного сука, но все новые ветви разрастутся от первона­чально выросших суков.

II. Любой язык, любые науки или искусства должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание целого их; затем для более полного изучения их даются прави­ла.и примеры, потом сообщаются полные системы с присоединением неправильностей, наконец даются, если это нужно, комментарии. Кто начинает дело с основания, тот не так нуждается в комментариях. Намного позже каждый сам будет в состоянии комментировать лучше.

 

Основоположение VII

Все постепенно и 46. Природа не делает скачков, а идет

никаких скачков. вперед постепенно. Так, образова­ние птички

имеет свои ступени, которые не могут быть ни обойдены, ни переставлены, пока птенец, вырвавшись из своей скорлупы, не выйдет наружу. Когда это произойдет, то мать птенца не

заставляет его немедленно летать и искать корма (так как он еще не в силах это делать), но кормит его сама и, согревая пока собственной теп­лотой, помогает его оперению. Когда он оперился, то не сейчас же она выгоняет его из гнезда для летания, а заставляет постепенно упражняться, сперва расправлять крылья в самом гнезде, затем размахивать ими, под­нимаясь над гнездом, а вскоре пробовать летать и вне гнезда, однако на близком расстоянии, потом перелетать с ветки на ветку, с дерева на дере­во, а там уже с горы на гору; таким образом, наконец, спокойно вверяет она его небу. И каждая из отдельных этих ступеней требует для себя определенного времени, и не только времени, но и постепенности, и не только постепенности, но и неизменного их порядка.

Подражание. 47. Так подвигается вперед и тот, кто строит дом.

Он начинает не с крыши и не со стен, а с фунда­мента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обу­чении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе.

48. Так, садовнику нужно соблюдать постепенность в своих работах: необходимо, говорю я, выбирать корень, выкапывать его, пересаживать, подрезывать, делать надрезы, прививать черенок, замазывать расщелины и пр.; ничего из этого нельзя опустить, ничего нельзя производить ранее другого. И когда все это делается закономерно, в порядке постепенности, то в деле следует удача и едва ли может произойти неудача.

Отклонение 49. Следовательно, получаются явные нелепости,

когда учителя не распределяют занятий для себя и учеников таким образом, чтобы одно не только постепенно следовало за другим, но и так, чтобы каждая работа по необходимости заканчива­лась в определенный срок, ибо, не установив задач и средств для их достижения и порядка использования этих средств, легко что-либо про­пустить, извратить, запутать дело.

Исправление. 50. А потому, сообразно с этим:

I. Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда от­крывало дорогу последующему и освещало ему путь.

II. Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, день, час приходилась своя особая работа.

III. Распределение времени и работ необходимо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено.

 

Основоположение VIII

До окончания дела 51. Начав что-либо, природа не оста­навливается,

не следует пока не доведет дело до конца.

останавливаться. Птица, например, начиная по природному инстинкту высиживать яйца, не прекращает этого, пока не выведутся птенцы. Если бы она перестала сидеть хотя бы несколько часов, остывший зародыш погиб бы. Даже когда птенцы выведутся, птица не перестает их согревать до тех пор, пока они не окрепнут и не покроются перьями и не будут в состоянии переносить действия воздуха.

Подражание. 52. Так же и художник, начав писать картину, поступит лучше всего, если будет продолжать дело без перерыва. Ведь тогда

и краски лучше согласуются одна с другой и держатся крепче.

53. По той же самой причине всего лучше без перерыва доводить до конца строение здания. Иначе солнце, дождь, ветры разрушают работу, и

.все, что придется прибавить впоследствии, не так прочно держится, сло­вом, вся постройка получает повреждения, трещины и становится не­прочной.

54. Разумно поступает также садовник, когда он, принявшись за насаждение, не прерывает его, пока не завершит дело, иначе с тече­нием времени влага ствола или черенка высохнет, а тогда засохнет и все растение.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 404. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия