Студопедия — Ольга Бойцова ИЗОБРАЖЕНИЯ В ДОМАШНЕМ ИНТЕРЬЕРЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ольга Бойцова ИЗОБРАЖЕНИЯ В ДОМАШНЕМ ИНТЕРЬЕРЕ






Настоящая статья посвящена изображениям, которые вы­ставлены на обозрение в домашнем интерьере: висят на сте­нах, стоят на полках, лежат под стеклом письменного стола и т.д. Речь пойдет о картинах, репродукциях, фотографи­ях, календарях, картах, открытках, иконахто есть о тех материальных носителях изображений, которые явля­ются более или менее двухмерными (скульптуры и безде­лушки сюда не входят) и при этом не являются неотдели­мыми от интерьера (обои мы не рассматриваем). В основу статьи легло полевое исследование, проведенное в 2005-2006 гг. в 32 городских жилищах (хозяевамужчины и женщины со средним и высшим образованием 1929-1983 г.р., которых можно отнести приблизительно к среднему и низшему среднему классу). Полевая часть включала интервью или бе­седу с хозяином или хозяйкой жилища и фиксацию располо­жения изображений в интерьере с помощью фотоаппарата или зарисовки.

Кроме материалов полевого исследования, использовались лю­бительские фотографии XIX-XX вв. с изображениями ин­терьеров из архивов информантов и из частной коллекции, доступ к которой был получен благодаря Государственному центру фотографии РФ, а также материалы сообщества «sto vosem» на сервере <www.livejournal.com>, создатель которого выкладывает в нем портреты людей в домашнем интерьере. В качестве источника также использовалась спе­циальная литература XIX-XX вв. по оформлению домашнего интерьера. Она часто не содержит эксплицитных указаний о том, что можно вешать на стены, а что нельзя, но публикации такого рода богато иллюстрированы, и там, где текст молчит, картинка «проговаривается»: на рисун­ках, сопровождающих советы по дизайну интерьера, присут­ствуют элементы, которые считаются «нормальными» или желательными, и отсутствуют нежелательные. Такого рода источники представляют дискурс печати, который может расходиться с современными ему практиками носителей культуры; эти расхождения также интересны. Наконец, в статье использовались материалы программы «Эстетика русского быта» из цикла «Энциклопедия русской души» на радио «Свобода» 10.04.2004 (ведущийВ. Ерофеев).

Поскольку все рассматриваемые вещи несут на себе изображение, их знаковый характер очевиден. Выставляя эти вещи в своем жили­ще, хозяин интерьера с их помощью создает своеобразный «текст», адресованный тем, кто их видит: «Любая "модельная композиция" представляет собой некий "язык", когда же ее превращают в реаль­ный интерьер, она используется как "текст"» [Лотман 1974: 49].

Интерьер можно изучать с позиций семиотики, поскольку он яв­ляется объектом выбора — например, выбора того, «какое место тре­бует картина, и какая картина подходит данному месту» [Gombrich 2000: 110]. Делая этот выбор, человек не только руководствуется сво­ими психологическими реакциями, он опирается и на правила своей культуры. Настоящая работа представляет собой попытку выявить некоторые из этих правил, рассмотреть в приложении к изображени­ям так называемую «грамматику вещей»: как они соотносятся меж­ду собой, с какими вещами они сочетаются и т.д.

Говоря об изображениях в домашнем интерьере, нельзя обойтись без ретроспективы. Различие в использовании изображений в интерьерах в XIX — начала XX в., в советское время и в 1990-2000-е гг. связано с характером обстановки жилищ. В XIX — начале XX в. мебели в ком­натах было немного, она меньше «прижималась» к стенам и на стенах можно было развесить картины или фотографии в большем, чем сей­час, количестве. Вот что советует «Мебельный альбом» 1886 г.:

«[В приемной] несколько картин (но не семейных портре­тов), хороших гравюр или фотографий. <...> [В столовой] по стенамразличного рода фаянс, металлические блюда, картины с изображением ландшафтов, охотничьих сцен, фруктов, битой дичи и т.п. <...> [В спальне] по стенам эстампы, портреты, небольшие картины, этажерки с безде-луш.ками и т.п. <...> [В кабинете] стены могут быть ук­рашены картинами, оружием, редкостями и т.п.» [Мебель­ный альбом 1886:9-11].

Современная расстановка мебели в типовых квартирах ведет про­исхождение из 1950—1980-х гг., когда многие горожане впервые по­лучили отдельное жилье [Жилище в России 2001:139]. Площадь это­го жилья была гораздо меньше, чем та площадь, на которую ориенти­ровался автор «Мебельного альбома». Ради экономии места предметы мебели придвигают к стенам. Вот фрагмент из описания макета квар­тиры на мебельной выставке в начале 1960-х гг.:

«Поставленное в комнате пианино заняло целый простенок, и один из элементов триадыстол, диван, комбинирован­ный шкафостался без места у стены, что сразу наруши­ло ясную целесообразность композиции интерьера» [Каменс­кий 1962:32].

Разместить в гостиной «фаянс, металлические блюда, картины» уже не так легко, ведь одна из стен занята «стенкой», другая окном, к тре­тьей и четвертой тоже что-то придвинуто. Потолки в типовых кварти­рах второй половины XX в. стали ниже по сравнению с потолками в жилищах XIX в., и, например, десюдепортная развеска становится не­возможной. Видимо, здесь кроется одна из причин того, почему изоб­ражений в современном городском интерьере гораздо меньше, чем в интерьере XIX — начала XX в.

Остановимся подробнее на некоторых видах изображений.

 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия