Студопедия — Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 1 страница







Постиндустриальный мир Даниела Белла.

Сегодня, накануне XXI столетия, теория постиндустриаль­ного общества воспринимается уже не столько одним из течений в социологической теории, сколько широко при­знанным методологическим основанием большинства ведущихся в западных странах обществоведческих исследований. Уникаль­ность этой концепции заключается прежде всего в том, что она предоставляет в распоряжение исследователя некий общий инст­румент социального поиска, не задавая жестких рамок, которые были присущи другим доктринам. Теория постиндустриального общества является как относительно схематическим, но в то же время весьма реалистическим наброском картины исторического пути, пройденного человечеством, так и эскизом контуров буду­щего социального состояния, переход к которому осуществляет­ся в настоящее время.

То широкое распространение, которое подучила данная кон­цепция в ее различных модификациях, определяется в первую очередь двумя обстоятельствами. С одной стороны, ее основные положения прекрасно аргументированы, вполне соотносятся с историческим опытом, лежат в главном русле позитивистской социальной доктрины и при этом построены вокруг некоторой оси, задаваемой технологическим развитием — одним из наибо­лее впечатляющих компонентов прогресса цивилизации. С дру­гой стороны, хотя теория постиндустриального общества и име­ет иногда социал-демократический оттенок, в силу ее гуманисти­ческой направленности она находится выше текущих идеологи­ческих баталий, и это обеспечивает ей исключительно ценную роль социальной метатеории.

Если рассматривать интеллектуальный климат 60-х и 70-х го­дов, когда были выдвинуты все основные положения новой тео­рии, бросаются в глаза многочисленные черты сходства этой эпохи с историческими периодами, породившими иные мировоззрен­ческие парадигмы, и в первую очередь те, что в той или иной степени близки именно концепции постиндустриализма. Наибо­лее очевидные аналогии могут быть проведены с периодом 50-х, 60-х и 70-х годов XVIII столетия, когда оформилась социальная теория эпохи Просвещения, где впервые было изложено комп­лексное видение социального прогресса с точки зрения измене­ния условий материальной жизни человека. Следующий такой период — 30-е и 40-е годы XIX века, в течение которых сформи­ровались основные схемы позитивистской философии. Все эти три периода ознаменованы всплеском новых идей, способных из­менить мироощущение человека и заложить основы следующей социологической парадигмы. Во всех трех случаях наблюдается относительно сходная реакция на появление новых научных тео­рий; характерно, что ни гуманистические идеи просветителей, ни основные положения позитивистской науки в том виде, как они были изложены О.Контом и Дж.Ст.Миллем, фактически ни­когда не подвергались радикальному отрицанию и не встречали нигилистического к себе отношения.

Прежде чем непосредственно перейти к оценке роли Д.Белла в формировании основ концепции постиндустриализма и анали­зу тех положений, авторство которых сделало его одним из са­мых известных социологов второй половины уходящего столе­тия, представляется уместным напомнить историю становления теории постиндустриального общества и выделить в ней две ли­нии, которые до определенного времени не только не пересека­лись, но и порой оказывались даже не связанными между собой.

На сущностном уровне идеи постиндустриализма так или иначе формировались параллельно с концепцией индустриального об­щества; по мере ее развития вопрос о том, какой социальный порядок придет на смену индустриальному строю, становился все более актуальным. И если в XIX веке, когда усилиями позитиви­стов — от Ж.-А. де Кондорсе и А. де Сен-Симона до О.Конта и Лж.Ст.Милля — подход к современному им обществу как обще-< гну “промышленников” стад общепринятым, большинство со­пи.ш.юн гщс не лллапалось вопросом о его перспективах, то в

XX столетии проблема определения будущего строя стала весьма актуальной. Однако все предлагавшиеся на рубеже веков подхо­ды к периодизации истории лишь констатировали возрастающую комплексность общества, но не давали возможности проследить потенциальные изменения в его структуре. Так, историки и эко­номисты предпринимали выделение пастушеской, земледельчес­кой, земледедьческо-мануфактурной и земдедедьческо-мануфактурно-коммерческой стадий*, замкнутого домашнего, городско­го и народного хозяйства2 иди эпох индивидуального, переход­ного и социального хозяйства3. Все эти классификации, хотя они и основывались на периодизации истории по принципу исследо­вания технологических аспектов организации общественного производства, не могли еще служить действенными инструмен­тами социального прогнозирования.

Мощным катализатором развития социальной теории стала известная работа Т.Веблена4, положившая начало институцио­нальному направлению в политической экономии. На этой осно­ве ранее абстрактная идея противопоставления стадий техноло­гической эволюции преломилась в новых условиях в структури­зацию секторов общественного производства и выявление внут­ренних закономерностей хозяйственного развития, не зависящих от социальной и политической системы той или иной страны. В 40-е и 50-е годы в работах экономиста К.Кларка “Условия эконо­мического прогресса”5 и социолога Ж.Фурастье “Великая надежда XX века”6 были сформулированы важнейшие методологические положения теории постиндустриального общества — о подраз­делении всего общественного производства на первичный (сель­ское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы и о грядущем росте доли третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным как в совокупной

 

1. См. List F. Das nationale System der politischen Oekonomie, Berlin, 1982. S. 13.

2 См. Buecher K. Die Entstehung der Volkswirtschaft. Tuebingen, 1911. S. 39-150.

3 См. Sombart W. Der moderne Kapitalismus. Muenchen und Leipzig, 1924. S. 23, 40, 91,180, 319.

4 cm. Veblen Th. The Theory of Business Enterprise. N.Y., 1994.

5 См. dark C. The Conditions of Economic Progress. L., 1957.

6 См. Fourastie J. Le grand espoir du XXe siecle. P., 1949.

 

рабочей силе развитых стран, так и в структуре валового нацио­нального продукта.

Таким образом, к началу 60-х годов сформировались важней­шие методологические основы, позволявшие рассмотреть станов­ление нового социального состояния с позиций отхода от тради­ционного индустриализма и развития “экономики услуг”, сопря­женного с повышением роли технологического фактора, науки и образования, расширением влияний нового класса квалифициро­ванных профессиональных менеджеров и технократов и качествен­ным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве Оставалось объединить все эти эле­менты в систему, которая могла бы стать действенным инстру­ментом социального прогнозирования.

На терминологическом уровне идея постиндустриального об­щества изначально имела заметную социалистическую окраску. Сегодня непросто проследить, насколько это понятие обязано своим происхождением английским левым социалистам, придерживав­шимся марксистской концепции, однако то, что впервые оно воз­никло как противопоставление индустриальному строю, воспри­нимавшемуся прежде всего как строй капиталистический, не под­лежит сомнению. Считая, что буржуазное общество способно при­вести к катастрофическим последствиям для всей цивилизации, приверженцы социалистических представлений пытались в начале столетия предложить концепцию преодоления капиталистических порядков через восстановление некоторых элементов общинных отношений. Скорее всего, термин “постиндустриадизм” был впер­вые введен в научный оборот А.Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран7. Впоследствии, с 1916 или 1917 года, он достаточно широко использовался А.Пен-ти, теоретиком английского либерального социализма, который даже выносил его в заглавия своих книг8, обозначая таким обра­зом идеальное общество, где принципы автономного и даже полу­кустарного производства оказываются возрождены ради преодо­ления присущих индустриальной системе конфликтов.

7 См., напр.: Coomaraswamy A. (Ed.) Essays in Post-Industrialism: A Sympo­sium of Prophecy Concerning the Future of Society. L., 1914.

8 Penty Л. Old Worlds for New: A Study of Post-Industrial State. L., 1917;

Penty A. Post-Industrialism. L., 1922.

 

После второй мировой войны становление сервисной эконо­мики и растущая роль информации и науки приведи исследова­телей к пониманию того, что отход от принципов индустриализ­ма может оказаться реальностью в ближайшие десятилетия, и это не будет отступлением от достигнутого, а напротив, ознаме­нует торжество более высокого социального порядка. В 1958 году Д.Рисман, анализируя перспективы труда в новом обществе, впер­вые в послевоенный период применяет термин “постиндустри­альное общество”9; это отмечается большинством социологов того времени, в том числе и Д.Белдом, однако понимание Д.Рисманом нового общества как “общества досуга (leisure society)” не по­зволяет признать его подлинным автором термина “постиндуст­риализм”, широко распространившегося в последние годы и трак­туемого совершенно иначе.

Вопрос адекватного обозначения формирующегося нового со­циального состояния, и на этом мы должны остановиться более подробно, вызывал в те годы, пожалуй, наибольшее количество дискуссий и споров. Первоначально, начиная с конца 50-х и вплоть до середины 70-х годов, основное внимание было приковано к це­лому ряду понятий, формировавшихся на основе использования префикса “пост-”. Это свидетельствовало, по мнению некоторых исследователей, о том, что новая теория находилась в то время лишь в начальной фазе становления и не могла еще предложить удачного позитивного определения, которое концентрировало бы внимание общества на важнейших чертах будущих социальных форм10. Однако мы не стали бы в полной мере солидаризировать­ся с подобной позицией. Начиная с середины 70-х акценты смес­тились на поиск таких терминов и понятий, которые отмечали бы одну иди несколько важнейших тенденций в социальном развитии и в то же время могли эмоционально воздействовать на оппонен­тов; сегодня, на наш взгляд, можно вполне аргументированно на­звать причины успехов и неудач каждого из этих подходов.

В рамках первого из них прослеживается нарастающая ге­нерализация суждений о будущем человечества, иди, по край-

 

9 См.: Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Larrabee E., Meyersohn R. (Eds.). Mass Leisure. Glencoe (111.), 1958. P. 363-385.

10 См.: Beniger J.R. The Control Revolution. Technological and Economic Origins of the Information Society. Cambridge (Ma.) - L., 1994. P. 4-5.

 

ней мере, предлагаемые понятия располагаются на относительно одинаковых уровнях абстракции. При этом все они несут на себе явный отпечаток радикализма, свойственного эпохе 60-х. Из наиболее известных определений подобного типа можно назвать “постбуржуазное общество”", “посткапиталистичес­кий строй”12, “постпредпринимательское”13 или “пострыноч­ное”14 общество и более общие понятия, строившиеся вокруг признания за современным социальным состоянием посттра­диционного15, постцивилизационного16 иди даже постистори­ческого'7 характера. Некоторые из этих терминов широко ис­пользуются и сегодня, а основанные на них концепции имеют широкое научное признание18; между тем только два понятия из этого ряда, отмеченные наибольшей степенью абстрактнос­ти, — “постистория” и “постмодернити” — стали стержневы­ми для действительно серьезных концептуальных парадигм. Однако они имеют настолько неопределенный и релятивист­ский характер, что теории постистории и постмодернити, бу­дучи в состоянии подчеркнуть значимость наступающего ис­торического перелома, оказываются совершенно неспособны­ми ни четко определить основные черты будущего социально­го состояния, ни указать на его движущие силы19.

 

13. См.: Lichtheim G. The New Europe: Today and Tomorrow. N.Y., 1963. P. 194. 12 См.: Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford, 1959. P. 51-59, 98-105, 274.

14. См.: Drucker P.F. The New Realities. Oxford, 1996. P. 168. 14 См.: Burns Т. The Rationale of the Corporate System. P. 50. Цитирова­но по кн.: Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976. P. 54, note.

15.Термин введен С.Эйзенштадтом в 1970 году и сегодня широко применя­ется в рамках теории постмодернити (см.: Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge, 1991. P. 2-3).

16 См.: Boulding K. The Meaning on the XXth Century: The Great Transition. N.Y., 1964.

17.См.: Gehlen A. Studien zur Antropologie und Soziologie. Berlin (W.), 1963;

Lefebvre H. La fin de 1'histoire. P., 1970; Seidenberg R. Posthistoric Man: An Inquiry. Chapel Hill (NC), 1959.

18 См., напр.: Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y., 1995.

19.Подробнее см.: Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец со­циального иди вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 27-37.

 

Приверженцы другого подхода предпочитают апеллировать к тому или иному из важнейших признаков нового общества. В рам­ках этого подхода существуют два существенно различных направ­ления; одно из них связано с именами Ф.Махлупа и Т.Умесао, которые в начале 60-х годов введи в научный оборот фактичес­ки одновременно в США и Японии термин “информационное общество”20, другое — с именем французского социолога А.Ту­рена, поспешившего обозначить формирующийся строй как осо­бое “программируемое” общество21. Впоследствии стадо доста­точно очевидным, что в русле этого подхода наиболее популяр­ными будут понятия, так иди иначе связанные с указанием на новую технологическую и информационную природу современ­ного общества. Теория “информационного общества” была раз­вита такими известными авторами, как М.Порат, И.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Кац и др.22; в той иди иной мере она подучила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентиро­вали внимание не столько на прогрессе собственно информаци­онных технологий, сколько на становлении технологического, иди технетронного (technetronic — от греческого techne), об­щества23, иди же обозначали современный социум, отталкива­ясь от возросшей и постоянно возрастающей роли знаний, как “the knowledgeable society”24, “knowledge society”25 иди “know­ledge-value society”26. Сегодня существуют десятки понятий,

 

20 См.: Machiup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962; Dordick H.S., Wang C. The Information Society:

A Retrospective View. Newbury Park - L., 1993.

21 См.: Touraine A. La societe postindustrielle. P., 1969.

22 См.: Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981; Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988, и др.

23 См.: Brzezinski Zb. Between Two Ages. N.Y., 1970. P. 9.

24 См.: Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society // American Sociological Review. 1966. Vol. 31. P. 649-662.

25. См.: Dickson D. The New Politics of Science. N.Y., 1984. P. 163-216; Stehr N. Knowledge Societies. Thousand Oaks - L., 1994. P. 5-18.

26 См.: Sakaiya T. The Knowledge-Value Revolution or A History of the Future. Tokyo - N.Y., 1991. P. 57-58, 267-287.

 

предложенных для обозначения отдельных, порой даже совер­шенно несущественных признаков современного общества, по тем иди иным причинам называемых, тем не менее, основными его характеристиками. Таким образом, в отличие от первого подхода к терминологическим обозначениям второй ведет, по сути, к отказу от обобщающих понятий и ограничивает испове­дующих его исследователей изучением относительно частных вопросов.

В этой связи следует отметить, что понятие постиндустри­ального общества оказывается наиболее совершенным на фоне всех иных определений. Оно акцентирует внимание на той ос­новной черте, которая преодолевается в формирующемся новом обществе, а именно на индустриальной природе прежнего спосо­ба производства; при этом совершенно справедливо предполага­ется, что отдельные признаки нового строя не могут быть четко названы и описаны, пока не будет завершено хотя бы в основном его формирование. Основой концепции постиндустриального общества служит оценка нового социума как резко отличающе­гося от господствовавшего на протяжении последних столетий:

отмечаются прежде всего снижение роли материального произ­водства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация тра­диционной социальной структуры. В рамках постиндустриализ­ма существует множество более частных подходов, для которых более предпочительно говорить о постиндустриальном капита­лизме27, постиндустриальном социализме28, а также экологичес­ком29 и конвенциональном постиндустриализме30 и т.д., однако фундамент концепции остается прежним, как остается прежним и имя ее основоположника, каковым является Даниед Белл, один из крупнейших социологов XX века.

27 См.: Heilbroner R.L. Business Civilization in Decline. N.Y. - L., 1976. P. 73.

28 См.: Gorz A. Farewell to the Working Class: An Essay on Post-Industrial Socialism. L., 1982.

29 См.: Roszak Т. Where the Wasteland Ends: Politics and Transcendence in Postindustrial Society. N.Y., 1972; Bahro R. From Red to Green. L., 1984.

30 См.: Illich 1. The Tools for Conviviality. L., 1985.

 

Д.БЕЛЛ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДА

Даниел Белл родился в Нью-Йорке в небогатой еврейской семье 10 мая 1919 года. По его собственным словам, он заинтересовал­ся социологическими проблемами еще в ранней юности, пытаясь осмыслить проблемы общественного устройства и оценить воз­можные сценарии социального прогресса. Формирование его мировоззрения пришлось на годы, последовавшие за Великой депрессией; то был короткий период, когда социалистические идеи, традиционно не слишком популярные в США, подучили относительно широкое распространение.

Еще до поступления в колледж Д.Белл некоторое время со­стоял в Социалистической лиге молодежи и прослушал несколь­ко курсов лекций по марксистской социальной теории и диалек­тическому материализму. Марксистское мировоззрение было тог­да близко начинающему социологу, казались привлекательными даже ультрарадикадьные коммунистичекие идеи Сталина и Троц­кого, однако это увлечение оказалось недолгим, вскоре были освоены более реалистичные позиции. Это было обусловлено тем, с одной стороны, что в середине и особенно в конце 30-х годов Д.Белл познакомился со многими известными в США со­циалистами и анархистами, не питавшими иллюзий относитель­но природы формировавшегося в Советском Союзе социально­го строя; изучение последних работ Л.Троцкого дополнялось документальными свидетельствами участников и очевидцев рос­сийской революции и последовавшего за нею коммунистическо­го террора; в результате Д.Белл сформировался как сторонник демократического социализма. С другой стороны, несколько позже, уже в 40-е годы, пытаясь с марксистских позиций ос­мыслить реалии современного монополистического капитализ­ма, он осознал все несовершенство марксизма не только как политического учения, но и как метода экономического анали­за. Оставив по этой причине свою первую книгу незакончен­ной, Д.Бедд впоследствии никогда не переоценивал методоло­гической и научной ценности марксистского учения, хотя и не стад резким его критиком и тем более хулителем, занимая в от­ношении марксизма взвешенную и корректную позицию стро­гого научного оппонента. К середине 60-х годов, на которые пришелся взлет его науч­ной карьеры, Д.Белл был уже разносторонним ученым, обладав­шим глубокими и универсальными знаниями по целому ряду дис­циплин — от истории классической древности и теории культу­ры до истории науки и технологий и экономической теории. Он посвятил долгие годы двум основным своим занятиям — полити­ческой журналистике и преподаванию в университетах; за двад­цать дет, с середины 40-х до начала 60-х годов, он прошел путь от штатного сотрудника до ответственного редактора социал-демок­ратического журнала “The New Leader”, был редактором проф­союзного раздела журнала американского крупного бизнеса “Fortune”, преподавал социологию сначала в Чикагском, а затем в Колумбийском университете, где получил звание доктора фи­лософии, а в 1962 году и должность профессора. Все эти разно­образные занятия чрезвычайно расширили кругозор Д.Белла, и его суждения по самым разным проблемам стали основательны­ми, взвешенными и всесторонне аргументированными; вместе с тем его мировоззрение осталось весьма гибким, не будучи зацик­ленным на каком-либо “основном” принципе. Как писал позже сам Д.Белл: “Я был социалистом в экономике, либералом в поли­тике и консерватором в культуре”31. С этих позиций он и при­ступил к созданию принесшей ему известность теории, которая выросла из осмысления качественно новой ситуации, сложившейся в конце 60-х годов в развитых индустриальных обществах.

Метод Д.Белла характеризуется в первую очередь признани­ем относительной автономности трех основных сфер социальной жизни. Вполне сознавая их комплексность и неразрывность, он, тем не менее, считает возможным разделить их с целью анализа, дающего возможность гораздо более глубоко проникнуть в суть происходящих в обществе процессов, чем попытки вывести все общественные явления из некоего единого источника. Характер­но, что Д. Белл не рассматривает экономический “базис”, тради­ционно принимаемый марксистами в качестве основы жизнедея­тельности общества, как нечто обособленное и самодовлеющее.

Первой из трех выделяемых им “аналитических сфер” стано­вится то, что он называет “социальной структурой”; сюда вхо-

 

31 Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. L., 1979. P. XI.

 

дят технологические и собственно экономические элементы, а также та система социальных отношений, которая порождена существующей структурой занятости, базирующейся на эконо­мическом господстве одних и подчинении других. Экономиче­ский фактор во всей этой совокупности отношений является важ­нейшим, а социальное устройство определяется организацией производства товаров из ограниченного объема ресурсов.

Второй “аналитической сферой” становится политическая организация общества; роль политических институтов, по Д.Беллу, заключается в минимизации противоречий, неизбежно возни­кающих в ходе функционирования экономического механизма, а также в преодолении конфликтных ситуаций, порождаемых иными социальными противоречиями. В этой связи он утверждает, что основным политическим вопросом становится дегитимность той власти, которая может быть обращена на решение таких про­блем.

Наконец, третья сфера представляет собой культуру, которой Д.Белл придает огромное значение — в первую очередь потому, что она способна принести в общество, причем естественным и ненасильственным образом, стабильность и преемственность, не­обходимые ему в процессе развития. Несмотря на то, что в боль­шинстве своих социологических оценок Д.Белд исходит из при­мата личности над всеми социальными общностями (классами, расовыми или национальными сообществами), он не считает, что в культурной сфере каждое мнение равноценно и достойно оди­накового признания. Стабильность общества в значительной мере обусловлена прочностью сохраняющихся в нем традиций, и цен­ность того иди иного культурного проявления вполне может оце­ниваться с учетом существующих представлений и авторитетов. Таково содержание культурного консерватизма, который приписывает себе Д.Белл.

Эта реалистическая позиция Д.Белла во многом сформирова­лась в ходе полемики с представителями иных теоретических направлений, и прежде всего марксистами и функционалистами. Сам Д.Белл писал в 1991 году: “Марксизм и функционализм рас­сматривают общество как тип исторического периода иди закры­тую систему, объединенную средствами производства иди пре­обладающей системой стоимости; при этом они утверждают, что все остальное, не вписанное в эту структуру и находящееся на периферии, точно так же определяется принципом "тотально­сти" или "интеграции". Я не согласен с этими холистическими взглядами. Я утверждаю, что правильнее рассматривать обще­ство как совокупность различных сфер, каждая из которых опре­деляется своим собственным, особым принципом, выступающим как нормативный фактор, регламентирующий ее развитие”32.

Формирование взглядов Д.Белла в 40-е — 60-е годы происхо­дило в активном диалоге как с предшественниками, так и с со­временниками. По его собственным словам, наибольшее влияние оказали на него авторы, стоявшие на позициях классического позитивизма; среди них он отмечает Ж.-Ж.Руссо, А. де Сен-Симона и О.Конта. Т.Веблен, основатель институционализма, был одним из главных вдохновителей экономических построений Д.Белла. Г.Гегель, И.Кант и Ф.Ницше оказали неизгладимое вли­яние на его философскую и мировоззренческую позиции. Одна­ко особое влияние на формирование концепции Д.Белла оказали его современники, как европейцы, так и американцы, — Р.Арон, Э.Шилз, Р.Дарендорф, И.Хоу, И.Кристол, Л.Триллинг, Н.Глазер и С.Хук. В результате позиция Д.Белла определялась им самим как близкая к М.Веберу и сравнительно нейтральная по отноше­нию к Э.Дюркгейму.

Середина и вторая половина 60-х годов стали переломными в творчестве Д.Белла. К этому времени стало ясно, что главное направление его исследований — это социальная футурология, а предмет основного интереса — вопрос о роли и характере воз­действия науки и технологий на трансформацию общественной структуры. Еще в 1959 году, будучи в Европе и выступая на Зальцбургском семинаре, Д.Белл впервые употребил термин “постин­дустриальное общество” в широко признанном теперь значении; он подразумевал под постиндустриальным не тот строй, в кото­ром человек будет вытеснен из процесса производства, а социум, где индустриальный сектор потеряет свою ведущую роль под воз­действием возрастающей технодогизации, где основной произ­водственной силой станет наука, потенциал же всякого общества будет измеряться масштабами той информации и тех знаний, которыми оно располагает.

 

32. Веll D. The Winding Passage. New Brunswick - L., 1991. P. XX.

 

В 1962 году Д.Белл написал пространный аналитический док­лад, который оказался первой работой, целиком посвященной проблемам исследования постиндустриального общества. Назван­ный “Постиндустриальное общество: гипотетический взгляд на Соединенные Штаты в 1985 году и далее”, этот текст так и не был в то время издан, однако, по мнению М.Уотерса, наиболее эрудированного специалиста по творчеству Д.Белла, “стал наиболее влиятельным неопубликованным произведением из всех, какие когда-либо были написаны, так как имел чрезычайно ши­рокое распространение в академических кругах”33. Хотя сам Д.Белл считал его обнародование преждевременным, так как кон­цепция не была, по его мнению, в должной мере проработана, отрывки из этого текста, напечатанные в журналах “Current” и “Dun's Review”, имели блистательный успех. В 1964 году журнал “Science” констатировал, что автор доклада стал наиболее цити­руемым социологом, работающим на стыке социальной теории и футурологии.

К середине 60-х годов стало очевидно, что исследование про­блемы постиндустриального общества становится одним из глав­ных направлений социологической теории. В 1964 году Д.Белл назначается членом Президентской комиссии по технике, авто­матизации и экономическому прогрессу; в том же году Амери­канская академия наук и искусств создает специальную Комис­сию по 2000 году, призванную исследовать наиболее перспектив­ные тенденции в технологической, экономической и культурной областях, способные определить направления развития американ­ского общества в XXI веке. Д.Белл становится председателем Ко­миссии и занимает этот пост до 1974 года, когда результаты ее деятельности были представлены в виде капитального трехтом­ного доклада, не утратившего свое прогностическое значение и сегодня.

В 1967 году Д.Белл опубликовал две большие статьи, содер­жавшие первые конкретные результаты его исследований34. Здесь впервые концепция постиндустриального общества была доста-

 

33 Wafers М. Daniel Bell. L. - N.Y., 1996. P. 106.

34 См.: Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. No 6; 1967. No 7.

 

точно четко представлена в качестве теории социальных изме­нений, которые могут произойти в обществе в ближайшие деся­тилетия прежде всего в результате развертывания уже замет­ных тенденций опережающего роста сферы услуг и информа­ции, обретения наукой новой роли и переустройства общества, организованного по “экономизированной” модели в направле­нии модели “социологизированной”. Позиция автора выгодно отличалась и тем, что становление постиндустриального обще­ства рассматривалось им как преимущественно эволюционный процесс, в результате которого индустриальный мир не разру­шается, а скорее обогащается дополнительными чертами и свой­ствами. Д.Белл отмечает, что при этом важную роль играют не только технологический и хозяйственный прогресс, но и каче­ственные изменения в политической и культурной областях, и прежде всего — распространение в американском обществе куль­турной толерантности и идеологической терпимости. Эти идеи перекликаются с его предыдущей большой работой — “Конец идеологии”, вышедшей в свет в 1960 году и ставшей бестселле­ром. Там Д.Белл писал: “Лишь несколько "классических" либе­ралов настаивают на том, что государство не должно вмеши­ваться в экономику, и лишь несколько серьезных консерваторов считают, что государство всеобщего благоденствия — это "путь в рабство"... Сегодня среди интеллигенции в общих чертах дос­тигнуто некоторое согласие: получили признание государство всеобщего благоденствия, желательность децентрализации вла­сти, смешанная экономика и политический плюрализм. В этом смысле идеологическая эпоха закончилась”35. Именно конец этой эпохи открывает путь к становлению постиндустриального об­щества. Таким образом, статьи 1967 года стали важнейшим эле­ментом логической связки между более ранними работами Д.Бел­ла и его последующими книгами, посвященными теории постин­дустриального общества.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 554. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия