Студопедия — Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 12 страница






8) Ситусы как политические единицы. Предметом социоло­гических исследований, как правило, были классы и страты, то есть горизонтальные единицы общества, вступающие друг с дру­гом в отношения превосходства-подчинения. Однако для постин­дустриальных секторов более важными узлами политических свя­зей могут оказаться ситусы (от латинского situ — положение, позиция), иаи вертикально расположенные социальные едини­цы. На стр. 374—375* я предлагаю краткое описание ситусов по­стиндустриального общества. Существуют четыре функциональ­ных ситуса — научный, технический (т. е. прикладные профес­сии: инженерное дело, экономика, медицина), административ­ный и культурный, и пять институциональных ситусов — экономические предприятия, государственные учреждения, универ­ситеты и научно-исследовательские центры, социальные комплек­сы (например, больницы, центры социальных услуг) и армия. Я считаю, что главные конфликты интересов будут иметь место между ситусными группами и что приверженность им может быть столь сильной, что помешает слиянию новых профессиональных групп в единый общественный класс7.

* В данном случае нумерация страниц приведена автором по тексту 1976 года. В настоящем издании см.: стр. 500—501. — Прим. ред.

7 Удивительно, но что касается коммунистического мира, то вполне очевид­но, что ситусы играют здесь главную роль в политической сфере. Расклад сил может быть проанализирован не в классовых терминах, но как соперничества между партией, военными, планирующими министерствами, промышленными предприятиями, колхозами, учреждениями культуры, т.е. ситусами.

 

9) Меритократия. В постиндустриальном обществе, которое по своему характеру есть прежде всего общество технологиче­ское, человек может занять престижное положение не столько по праву наследования иди собственности (хотя оно может давать богатство иди культурное преимущество), сколько вследствие образования и квалификации. Неизбежно, что вопрос о меритократии становится решающим нормативным вопросом. Q этой книге я пытаюсь определить ее характер и отстаиваю идею “спра­ведливой меритократии”, или высокого статуса, который дается на основе личных достижений человека, пользующегося уваже­нием равных.

10) Конец ограниченности благ? Большинство социалисти­ческих и утопических теорий девятнадцатого века приписывали почти все болезни общества дефициту товаров и конкуренции людей за эти недостающие блага. Одно из наиболее общих опре­делений экономики характеризует ее как искусство распределе­ния редких товаров между конкурирующими объектами. К.Маркс и другие социалисты доказывали, что изобилие есть предпосылка социализма, и утверждали, что при социализме не будет необхо­димости нормативно регулировать распределение в целях спра­ведливости, поскольку будет достаточно средств для удовлетво­рения нужд каждого. В этом смысле коммунизм определялся как устранение экономики, или как “материальное воплощение” фи­лософии. Однако вполне очевидно, что мы всегда будем жить в условиях дефицита. Я имею в виду не только дефицит ресурсов (поскольку это до сих пор спорный вопрос), а то, что постинду­стриальное общество, в силу самой своей природы, порождает новые дефициты, о которых авторы девятнадцатого и начала двад­цатого века не имели представления. Социалисты и либералы говорили о недостатке товаров; в постиндустриальном обществе, как я показываю, будет иметь место недостаток информации и времени. У человека, превратившегося в Homo economicus, про­блема распределения трансформируется даже в более жесткую ее форму — в то, что касается распоряжения своим свободным вре­менем.

11) Экономическая теория информации. Как я указывал ра­нее, информация по самой своей природе есть коллективный, а не частный продукт (т.е. собственность). При производстве ин­дивидуальных товаров предпочтение должно отдаваться конку­

рентной системе, в противном случае предприятия теряют ак­тивность иди становятся монополистами. Однако оптимальные социальные инвестиции в знание, позволяющие более широко распространять и использовать его, требуют разработки страте­гии сотрудничества. Эта новая проблема, касающаяся роди информации в постиндустриальном обществе, ставит перед эконо­мистами и политиками трудные теоретические и практические задачи.

Большинство примеров в этой книге относится к Соединен­ным Штатам. Возникает вопрос: станут ли постиндустриальны­ми другие промышленно развитые государства Западной Евро­пы, Япония и Советский Союз? Как известно, К.Маркс иллюст­рировал свои теоретические идеи на примере Англии и утверж­дал, в отличие от рядового немецкого читателя, который мог со­мневаться в достижениях этой страны, что капитализм будет распространяться повсеместно, поскольку развитие происходит по “естественным законам”, которые “с железной необходимо­стью приводят к неизбежным результатам”. Я не верю, что вся­кая социальная система движется по такой каузальной траекто­рии. Между тем особенности постиндустриального общества та­ковы, что как тенденция его черты проявляются во всех индуст­риальных системах, и степень, в какой это происходит, зависит от множества хозяйственных и политических факторов, включая баланс мировых сил, способность стран “третьего мира” органи­зовать борьбу за политическое и экономическое перераспределе­ние богатства, а также трения между великими державами, кото­рые могут перерасти иди не перерасти в войну. Однако в каче­стве теоретической гипотезы можно предположить, что продол­жающийся во всех этих странах экономический рост неизбежно приведет к возникновению в обществе постиндустриальных эле­ментов.

В данной книге рассматриваются два основных признака пост­индустриального общества — центральная роль теоретического знания и расширение сектора услуг по отношению к производя­щему хозяйству. Первый из них означает растущую зависимость от науки как средства модернизации производства и внедрения технологических новшеств. Большинство индустриальных об­ществ, осознавая растущее значение информации как стратегического ресурса, испытывают острую потребность в получении доступа к знаниям и в организации научных исследований. В этой связи изменение социальной значимости секторов эконо­мики и возрастание роди наукоемких отраслей промышленности приобретают еще большее значение8.

Второй признак — увеличение доли сферы услуг в национальной экономике — наиболее ярко проявился в Соединенных Шта­тах, но наблюдается также и в Западной Европе. В 1960 году в общей сложности 39,5 процента работающих в странах Общего рынка было занято в сфере услуг (к ней относятся, в широком смысле, транспорт, торговля, страхование, банковское дело, го­сударственное управление, бытовые услуги). Через тринадцать лет, в 1973 году, эта доля увеличились до 47,6 процента. Измене­ние такого рода обычно происходит в два этапа. На первом эта­пе — по наблюдению К.Кларка, который первым описал данное явление 30 лет назад, — число занятых в сфере услуг расширяет­ся за счет сельских жителей, но при этом продолжается рост ин­дустриальной занятости. Однако в Дании, Швеции, Бельгии и Великобритании секторы, ориентированные на производство услуг, в настоящее время растут уже за счет доли занятости в про­мышленности (поскольку доля сельского хозяйства снизилась до минимума), и эта тенденция начинает прослеживаться во всей Европе9.

8 Как я показываю в данной книге (стр. 117 [в настоящем издании см.:стр. 158. — Прим. ред.]), экономическая мощь индустриальных стран когда-то оценивалась по объему производства стали. Пару дет назад СССР обогнал США по этому показателю — и этот факт был лишь бегло упомянут на экономичес­ких страницах “Нью-Йорк Тайме”. Между тем в производстве компьютеров, как по уровню их сложности, так и по количеству, Советский Союз сильно отстает от Соединенных Штатов — это стадо особенно очевидным после сты­ковки космических кораблей “Союз” и “Аполлон”, когда появилась возмож­ность сравнить качество их оборудования.

9 Удивительно, но в Италии, Германии и Франции индустриальная заня­тость выросла; наибольший прирост имел место в Италии, отстающей в темпах индустриализации от всех стран Европы. Однако в других странах доля заня­тых в промышленности относительно доли занятых в сфере услуг начала сокра­щаться. Более подробную статистику изменений в профессиональной ориента­ции см.: The Economist. 1975. November 29. P. 17.

Аналогичным путем шла Япония. Здесь расширение сферы услуг также осу­ществлялось за счет промышленности. Более подробно эта тема изложена в

 

Сюветский Союз также представляет собой индустриальное государство, и вполне вероятно, что постиндустриальные черты появятся и в этой стране. Удивительно то, что эта книга подверглась резкой критике в советской прессе, начиная от серьезных обсуждений в академических журналах, таких, как “Вопросы философии?”, или интеллектуальных еженедельниках типа “Лите­ратурной газеты”, до идеологической полемики в официальном партийном журнале “Коммунист” и грубых, искажающих смысл моей заботы, нападок в “Правде”. Судя по всему, идеологичес­кий отдел ЦК КПСС, посчитав, что книга представляет идеоло­гическую угрозу партийной доктрине, принял решение органи­зовать против нее кампанию травли. Причины вполне очевидны. С советской точки зрения, существует “исторический” конфликт между капитализмом и коммунизмом, в котором “объективные законы истории” предрекают конечную победу коммунизма. И этот тезис по-прежнему остается главным догматом коммунис­тической веры — по крайней мере для экспортных целей. На теоретическом уровне ход моих рассуждений приводит к отри­цанию возможности использовать для объяснения сложной струк­туры современных обществ такие общие понятия, как капита­лизм иди социализм. Поставим вопрос прямо: поскольку взгляд на историческое развитие как ведущее к неизбежной победе про­летариата есть основа партийного учения (и оправдывает реп­рессивное правление партии от имени “диктатуры пролетариа­та”), то как можно придерживаться этой догмы, если пролетари­ат не является основным классом постиндустриального общества?

Именно эта проблема обсуждалась в замечательной книге “Цивилизация на перекрестке: социальные и гуманитарные по­следствия научно-технической революции”, написанной несколь­кими членами Чехословацкой Академии наук и изданной во вре-

статье: Rosousky H. Japan's Economic Future // Challenge. July-August 1973. В ней рассматривается понятие “экономической зрелости”, представляющее ин­терес в свете секторных изменений, происшедших в промышленно развитых странах за последние пятьдесят дет. Автор пишет: “Термин "экономическая зрелость" труден для определения, но здесь он используется в узком значении. Мы будем именовать им состояние, при котором побудительные причины пере­распределения рабочей силы по секторам сведены к минимуму или когда такое перераспределение становится невозможным”.

 

мя “Пражской весны” в 1967 году по инициативе директора (Цен­тра общественных наук Р.Рихты. В этой книге чехословацкие социологи исследовали возможность возникновения в социали­стическом обществе “конфликтов интересов” — даже “классо­вых конфликтов” — между новым слоем научных работников и специалистов и рабочим классом. Очевидно, что такая дио уссия подрывала устои марксистского учения, а ее тема представляла угрозу для идеологического оправдания роди партии. Позже Р.Рихта, оставшийся в Чехословакии после советской оккупа­ции, унизительным и недостойным образом отрекся от своей ра­боты.

Термин “постиндустриализм” относится, прежде всего, к из­менениям в социальной структуре (технико-экономическом строе) общества и лишь косвенно — к изменениям в государ­ственном устройстве и культуре, которые также представляют собой важные составные части общества. Следствием становит­ся все большее расхождение между этими элементами, каждый из которых теперь функционирует в соответствии со своими принципами, нередко находящимися в противоречии с принци­пами других.

Когда капитализм сформировался как социально-экономиче­ская система, он обладал всем набором элементов: моральным духом (индивидуализм), политической философией (либерализм), культурой (буржуазная концепция полезности и реализма), пси­хологическими установками (респектабельность, откладывание удовольствий на будущее и т.п.). Многие из этих элементов ис­чезли или сохранились как отголоски прежней идеологии. Остал­ся лишь механизм, в основе которого лежит идея функциональ­ной рациональности и эффективности и который обеспечивает повышение благосостояния и поощряет гедонистический образ жизни. В результате постиндустриальных трансформаций про­исходит изменение социальной структуры общества, внедряется более современная технология и научные исследования самым непосредственным образом увязываются с прикладными целями. Однако представляется маловероятным, что наука, как “респуб­лика добродетели”, способна поднять моральный дух общества; скорее рухнут этические устои самой науки. Это означает, что общество остается без высшей идеи, дающей людям ощущение цели, без точек опоры, придающих обществу стабильность и на­полняющих смыслом человеческое существование.

Bl сущности, смысл постиндустриальной трансформации за­ключается в усилении инструментальной власти, власти над природой и в какой-то степени власти над человеком. Утопические и социалистические мыслители девятнадцатого века верили, что любое усиление власти человека непременно будет прогрессив­ным, поскольку будет означать уменьшение влияния религии и суеверий и служить доказательством того, что Человек стад бо­лее могущественным и лучше познал самого себя. Однако это оказалось заблуждением. Инструменты могут быть использова­ны для разных целей. Они зависят от системы социальных цен­ностей, от характера привилегированного класса, от открытости общества, от степени его порядочности иди —- как мы постигли на ужасающем опыте двадцатого века — его дикости.

Постиндустриальная трансформация не дает “ответов”. Она лишь создает новые надежды и дает новые силы, ставит новые ограничения и задает новые вопросы — причем делает все это в масштабах, какие раньше невозможно было даже представить.

Даниел БЕЛЛ

 

Предисловие к изданию 1973 года

Со времени возникновения человеческих поселений (или появле­ния упоминаний о них в письменных памятниках) сменилась, согласно А.Тойнби, двадцать одна различная цивилизация, и за­падная модель как культурная единица является лишь одной из них. Но история западного общества сама по себе есть гигант­ское полотно, на котором запечатлено поразительное разнообра­зие переплетающихся элементов, будь то раскол религий, воз­никновение и упадок политических империй или последователь­ная смена социально-экономических систем. Задача социолога или историка состоит в том, чтобы вычленить из этого хаоса объект, доступный для изучения.

Внутри пространственно-временных рамок можно выявить структурные признаки и наиболее долговременные и устойчивые модели изменений, присущие различным обществам. Неизбежно, что все они будут более или менее абстрактными.

При таком аналитическом подходе, тем не менее, велик риск упустить характерные детали и подробности, придающие осо­бый смысл и значимость истории конкретного общества или оп­ределенного поколения (Троцкий заметил однажды, что пятьде­сят лет — это ничтожный срок для общественной системы, но в го же время это почти вся сознательная жизнь отдельного чело­века). Таким образом, в качестве объекта исследования можно взять конкретное общество (территориальную единицу, связан­ную общим прошлым и моральным духом и обладающую полити­ческим суверенитетом) и проследить его богатую и своеобраз­ную судьбу на основе изучения его истории, характера его наро­да, его “национальной воли” и т.п.

Однако очевидно, что при всей индивидуальности истории конкретных обществ каждое из них имеет сходные элементы — религию, культуру, экономику, технологию, — которые прони­зывают социальные организации народов и влияют на них осо­бым образом. Испанский католицизм схож с ирландским като­лицизмом, но все же отличается от него. Для одних целей мы можем сосредоточиться на общих чертах католицизма, для дру­гих — на его национальных характеристиках, создающих разли­чия. Американский капитализм похож и в то же время и не по­хож (причем в таких существенных аспектах, как практика уп­равления и отношение к рабочим) на японский капитализм; та­ким образом, цель исследователя определяет направленность его поисков.

В этой книге в качестве объекта изучения взято индустри­альное общество. Индустриальное общество — это понятие, включающее опыт дюжины различных стран и пронизывающее политические системы таких антагонистических обществ, как Соединенные Штаты и Советский Союз. Осевым принципом его организации являются производство и техника, а целью — выпуск товаров; доиндустриальное общество базируется на не­квалифицированном ручном труде и получении основных ре­сурсов у природы. По ритму жизни и методам организации ра­боты индустриальная система является определяющим призна­ком социальной структуры — то есть экономики, занятости и стратификации — современного западного общества. Соци­альная структура общества, как я ее определяю, аналитически отделяется от двух других его измерений — политического уст­ройства и культуры.

Но если употреблять термин “индустриальное общество”, так же как и “капитализм”, лишь статически, то он может вводить в заблуждение, поскольку отражаемое им понятие не есть застыв­шая социальная форма. Подобно тому, как корпоративный, уп­равленческий капитализм двадцатого века весьма отличается от семейного капитализма восемнадцатого и девятнадцатого столе­тий, так и индустриальное общество двадцатого века с его зави­симостью от технологии и науки совершенно не похоже на про­мышленный строй предшествующих двух столетий. Никакая со­циальная система — или нация — не имеет патента на будущее, и задача социологии заключается в том, чтобы определить характер и, если возможно, траекторию происходящих изменений: их активные и сдерживающие силы, интегрирующие и дезинтегрирующие элементы.

Тезис, выдвигаемый в данной книге, состоит в том, что в следующие тридцать—пятьдесят дет мы увидим возникновение того, что я называю “постиндустриальным обществом”. Как я подчеркиваю, трансформация произойдет главным образом в со­циальной структуре, и ее последствия будут варьировать в об­ществах, имеющих различные политические и культурные кон­фигурации. Однако как социальная форма постиндустриальное общество будет в двадцать первом веке главной чертой соци­альных структур Соединенных Штатов, Японии, Советского Союза и стран Западной Европы. Понятие постиндустриально­го общества является при этом, разумеется, весьма абстракт­ным.

Я иллюстрирую мои рассуждения главным образом на приме­ре Соединенных Штатов не только потому, что знаю их лучше, чем другие страны, но и потому, что изменения здесь наиболее ярко выражены и наглядны. Это также позволяет мне обращать­ся к конкретным деталям и добиться эффекта непосредственно­сти и узнаваемости, при этом сохраняя контекст социологиче­ского обобщения.

В отличие от К.Маркса, который считал, что по пути Англии (взятой им как пример капиталистического индустриального об­щества) пойдут все подобные общества, я не верю в детермини­стскую траекторию исторического развития. Постиндустриаль­ное общество не есть “базис”, вызывающий изменения в “над­стройке”. Это лишь одно, хотя и важное, измерение общества, изменения в котором ставят перед политической системой, игра­ющей роль социального арбитра, новые проблемы управления, точно так же, как перемены в культуре и стиле жизни приводят к разрыву с традицией или к возникновению новых социальных групп, а судьба обездоленных слоев населения поднимает вопрос о власти и распределении привилегий в обществе.

Эта книга — взгляд из двадцать первого века. С методологи­ческой точки зрения это попытка применить новый вид концеп­туального анализа, а именно принцип осевых направлений и осе­вых структур как способ “упорядочения” огромного набора воз­можных вариантов изменений на макроисторическом уровне. С эмпирической точки зрения это попытка определить сущностный характер структурных трансформаций в обществе, происте­кающих из меняющейся природы экономики, и подчеркнуть но­вую и решающую роль теоретического знания в обновлении об­щества и в направлении перемен. Это рывок в будущее.

“В любом опыте мышления, — писал Дж.Дьюи в книге "Ис­кусство как опыт", — предпосылки возникают лишь тогда, ког­да заключения становятся очевидными”. Точно так же обстоя­ло дело и с понятием постиндустриального общества. Составля­ющие эту книгу главы были написаны мною в последние пять лет, а ее замысел созревал у меня в течение пяти лет до этого. Поскольку концепция книги является спекулятивной и затраги­вает возможность альтернативных вариантов будущего обще­ства, здесь не может быть линейного развития аргументации, но лишь исследование отдельных тем. Каждый очерк создавался по отдельности, хотя был задуман как часть целого. В послед­ние два года я переработал очерки, чтобы подчеркнуть их взаи­мосвязь и определить пять измерений понятия постиндустри­ального общества. Все они подробно разъясняются во Введе­нии к книге. Кроме того, я написал довольно обширный Эпи­лог, где исследуются основные проблемы, с которыми должно будет столкнуться постиндустриальное общество в следующие десятилетия. В данном предисловии я хотел бы выразить мою благодарность лицам и организациям, сделавшим эту работу воз­можной.

Первоначальная формулировка понятия постиндустриально­го общества была представлена на конференции по технологи­ческим и общественным изменениям, проходившей в 1962 году в Бостоне, в виде большой неопубликованной статьи. Председате­лем на этой конференции был Р.Хейдбронер, и я хочу выразить ему благодарность за сделанные им тогда замечания и за беседы, которые мы с ним периодически вели в течение последующего десятилетия.

В 1965 году небольшой грант от Фонда Карнеги, предостав­ленный для разработки данной идеи, дал мне возможность поду­чить некоторые исследовательские материалы и в течение года пользоваться помощью доктора В.Хелд, сотрудницы философского факультета Хантеровского колледжа. Д-р Хелд подготовила ряд справочных материалов, одна часть которых была включена в рабочие документы Комиссии по 2000 году, а другая использова­на в Главе 5. Обсуждения с д-ром Хелд имели большое значение для разработки многих начальных формулировок.

Идея постиндустриального общества стала одной из основных тем, разрабатываемых Комиссией по 2000 году Американской академии гуманитарных и точных наук, и нашла отражение в пяти томах рабочих документов, изданных Академией, а также в книге “На пути к 2000 году” (1967) — сборнике материалов Ко­миссии. Я в большом долгу перед Дж.Воссом, исполнительным ди­ректором Американской академии гумманитарных и точных наук, за его щедрую помощь и перед Ст.Гробардом, редактором журна­ла “Daedalus”, который в течение долгого времени был моим ин­теллектуальным компаньоном.

Что касается учреждений, то я весьма обязан Расселовскому научному фонду и его президенту О.Бриму. Грант от этого фон­да в 1967 году сначала освободил меня от одной трети моих учеб­ных занятий в Колумбийском университете, а затем дал возмож­ность вести там экспериментальный аспирантский семинар по моделям прогнозирования. Он также субсидировал мою исследо­вательскую работу в последующие два года. В 1969—1970 годах я использовал свой годичный отпуск для работы в фонде, где эта книга и стада окончательно складываться. Глава 3, в несколько отличающейся форме и под заголовком “Система оценок знания и технологии”, появилась в книге “Показатели социального из­менения”, изданной сотрудниками Расседовского фонда Э.Б.Шелдон и У.Муром. Я хочу особо поблагодарить д-ра Шелдон за ее редакторский комментарий к этой статье.

В течение последнего десятилетия область моих интеллекту­альных интересов была весьма разнообразна: я писал книгу о постиндустриальном обществе, разрабатывал теорию социальных счетов, занимался долгосрочным прогнозированием до 2000 года, провел оценку теорий общественных изменений и выдвинул идею осевых структур как способа организации макросоциодогии. Большое внимание я уделил тому, что назвал “разъединением” культуры и социальной структуры. Расседовский фонд относил­ся ко мне терпимо, и я метался от темы к теме, время от времени публикуя небольшие выдержки из еще сырого материала рукопи­си. В ближайшие годы должны быть опубликованы несколько работ (данная книга — первая из этой серии), где эти идеи об­ретут взаимосвязанность. Я хочу поблагодарить О.Брима за его терпение и надеюсь, что эта книга ему понравится.

В июне 1970 года в Цюрихе Р-Дарендорф и я организовали при финансовом содействии Международной ассоциации за куль­турную свободу небольшой семинар для обсуждения идеи постин­дустриального общества. Основу для дискуссии составила Глава VI данной книги. В последующем ряд критических работ, отра­жавших несогласие с моей позицией, написали д-р Дж.Флуд из Наффильдского колледжа (Оксфорд), профессор Ф.Буррико из Сорбонны, профессор, ректор юридического факультета Флорен­тийского университета Дж.Сартори, профессор П.Вайлс из Лон­донской школы экономики и профессор К.Томинага из Токий­ского университета. Эти работы были опубликованы в лондон­ском журнале “Survey” зимой 1971 года, и интересующийся чи­татель может найти их полезными 1.

Хочу выразить особую благодарность моему другу И.Кристолу, который, хотя и относится подозрительно ко всем обществен­ным наукам, а особенно — к широкомасштабным обобщениям, строго изучал каждую статью и настаивал на эстетической орга­низации их подачи.

Мой секретарь в Расселовском фонде, В.Кауфман, и мой сек­ретарь в Гарварде, миссис Э.Мерриман, наделены всеми добро­детелями, которые только могут пожелать писатели для своих помощников. Мисс М.Тавитьян печатала Эпилог. Н.Розенталь из Бюро по статистике труда оказывал постоянную помощь в предоставлении статистических материалов для Главы 2. Миссис Ю.Бурбанк помогла в обновлении статистических данных. Мис­сис Э.Фридгуд, мой друг и прежний редактор, прочитала руко­пись и сделала полезные замечания по тексту. Р.Шахтер из “Бэй-сик Букс”, которая просматривала рукопись в гранках, была очень терпелива в работе со мною.

1. Остальными участниками были: С.Н.Эйзенштадт из Еврейского универси­тета, Р.Бендикс из Университета Беркди, З.Бжезинский из Колумбийского университета, М.Кроциер из Парижа, З.Баум из Тедь-Авива, Х.Ягуарибе из Бразилии, Дж.Линц из Йедя, О.Шик из Базеля, Э.Шонфидд из Чатемского кол­леджа, Д.Локвуд из Эссекса, Ст.Хоффман из Гарварда и Ст.Гробард из Кемб­риджа, штат Массачусетс.

 

Никакой писатель никогда не является беспристрастным су­дьей своего творчества, и моим наиболее строгим, но любящим критиком была моя жена, Перл Казин Белл, которая полностью отредактировала эту рукопись.

Даниел БЕЛЛ

Март 1973 г. Кембридж, штат Массачусетс

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия