Студопедия — политики и технократы в постиндустриальном обществе 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

политики и технократы в постиндустриальном обществе 8 страница






Все это делает вопрос отношения интеллекта и генетической наследственности очень чувствительным. Передается ли интел­лект в основном по наследству? Можно ли повысить его путем воспитания? Как можно отделить природный дар и целеустрем-

47 М.Янг следующим образом описывает исходные посылки своего фантас­тического романа: “Доля людей с коэффициентом умственного развития свыше 130 баллов не могла быть увеличена — задача состояла скорее в том, чтобы предотвратить ее сокращение, — но их вклад в работу, требующую полной от­дачи умственных способностей, неизменно рос... Развитие цивилизации опре­деляется не флегматичной массой — homnne moyen sensuel, — а творческим меньшинством, новаторами, каждый из которых одним махом может сэконо­мить труд десяти тысяч человек, несколькими блистательными умами, которые не могут смотреть на окружающий мир без интереса, неугомонной элитой, ко­торая сделала мутацию столь же социальным, сколь и биологическим факто­ром. Ряды ученых и инженеров, художников и преподавателей расширились, их образовательный уровень стал соответствовать обусловленному генами высше­му предназначению, их добродетельная способность к созиданию возросла. Про­гресс стал символом их триумфа, а современный мир — памятником им” (Young М. The Rise of the Meritocracy, 1870-2033. L., 1961. P. 15).

 

ленность от навыков и знаний, полученных в процессе образова­ния? Средний коэффициент умственного развития выпускников университета равен 120 баллам, в то время как выпускников сред­них школ только 107. Как отмечал Ф.Махлуп, профессор Принстонского университета, “более высокий уровень доходов выпус­кников университета по сравнению с выпускниками средних школ, без сомнения, является в значительной степени (до 40 процен­тов) результатом более высоких природных способностей и боль­шего честолюбия; было бы неправильным приписывать все при­ращения в трудовых доходах исключительно инвестициям в уни­верситетское образование”48.

Эта логика была в дальнейшем развита гарвардским психоло­гом Р.Гернштейном. Использовав данные А.Йенсена из Беркли, свидетельствующие, что уровень умственного развития человека на 80 процентов зависит от наследственности и только на 20 — от внешних факторов, Р.Гернштейн развил это положение следу­ющим образом:

1. если различия в умственных способностях наследуются, и

2. если для продвижения в обществе эти способности необхо­димы, и

3. если окружающая среда носит “равновесный” характер,

48 Machiup F. Education and Economic Growth. Lincoln (Nebraska), 1970. P. 40. Ф.Махлуп ссылается на исследование Э.Денисона, который исходит из того, что две пятых различий в доходах более образованных людей связаны с их природными способностями, а три пятых являются результатом дополнитель­ного обучения. Г.Беккер исследовал выборку людей, для которой имелись дан­ные по коэффициентам умственного развития, а также были известны оценки в начальной и средней школе, что можно было соотнести с позднее полученными ими доходами. Он пришел к выводу, что разница в способностях “вполне могла оказать больший эффект на подсчитанную норму дохода”, чем просто резуль­тат школьного образования, но что на уровне университета уже само “образо-иание объясняет большую часть различий в трудовых доходах между выпускни­ками университетов и средних школ” (Becker C.S. Human Capital. P. 88, 124). Данные Э.Денисона содержатся в его статье: Denison E. Measuring the Contribution of Education to Economic Growth // Robinson, Vaizey (Eds.) The Economics of Education. L. - N.Y., 1966. Цифры по коэффициентам умственного развития учащихся университета и школы содержатся в: Machiup F. Education and Economic Growth. P. 40. Обзор исследований, в которых ставится под со­мнение соотношение коэффициента умственного развития с экономическими успехами, см(: Bowles S., Gintis H. I.Q. in the U.S. Class Structure // Social Policy. Vol. 35. No. 4 & 5. November-December 1972.

 

4. то социальное положение будет базироваться в какой-то степени на унаследованных различиях49.

В данной аргументации смешаны две различные ситуации: утверждение, что в современном американском обществе место человека в профессиональной структуре в значительной степени является функцией его интеллектуального развития; и модель меритократии, стратифицированная система которой должна определяться уровнем умственного развития. Р.Гернштейн, од­нако, делает вывод, что если всех людей поставить в положение, обеспечивающее равенство возможностей, то наследственность станет решающим фактором, так как социальная среда будет оди­наковой для всех, и рисует печальную картину положения новых беднейших слоев: “люди с низкими способностями (интеллекту­альными и другими), ведущие, вероятнее всего, свое происхож­дение от родителей, которые таким же образом потерпели жиз­ненную неудачу, будут не в состоянии выполнять обычные про­изводственные функции, не в состоянии претендовать на успех и достижения и окажутся вытесненными из общества”50.

49 См.: Herrnstein R. I.Q. // The Atlantic Monthly. September 1971. Нельзя сказать определенно, что 80 процентов коэффициента умственного развития каждого конкретного человека объясняются его наследственностью. По А.Йен-сену, 80 процентов различий в баллах относится за счет наследственности толь­ко в достаточно большой выборке.

50 Herrnstein R. I.Q. P. 63. Аргументы Р.Гернштейна соответствуют взглядам этологов, которые рассматривают процесс взросления личности в качестве осно­вы политической борьбы в обществе. Так, антропологи Л.Тайгер и Р.Фоке пи­шут: “Часто проводят аналогии между человеческим обществом и муравейни­ком. Между ними действительно существует поразительное сходство в таких моментах, как разделение труда, кастовая система, одомашнивание других су­ществ и т.д., но аналогия кончается на фундаментальном пункте: человеческое общество имеет политический характер, а муравьиное — аполитично. Социальный порядок муравьиной колонии генетически предопределен. Рабочие — это рабо­чие, трутни — это трутни, матки — это матки, солдаты — это солдаты и т.д. Рабочие муравьи не могут узурпировать власть в колонии, потому что они гене­тически запрограммированы быть рабочими и больше никем. В муравьиной куче не может быть перераспределения власти иди места в иерархической системе, или, что наиболее важно, изменения в способности к размножению — все проис­ходит благодаря генетическому коду. В этом и состоит основное отличие. Поли­тика предусматривает возможность перераспределения ресурсов в обществе, од­ним из которых является контроль над будущим, задаваемый воспитанием под­растающего поколения. Политический процесс, то есть процесс перераспределе­ния контроля над ресурсами среди индивидуумов, составляющих определенную общность, является, говоря языком биологии, процессом генетического отбора. Политическая система тоже представляет собой систему отбора. Когда мы ис­пользуем слово “страсть” применительно как к власти, так и к сексуальным отношениям, мы оказываемся ближе к истине, чем даже можем это себе пред­ставить. В борьбе за преимущество воспроизводства одни достигают больших успехов, чем другие. Эта борьба ведет к перераспределению генов среди населе­ния и влияет на его генетическое будущее. Такой мир есть мир победителей и побежденных, мир политики — мир тех, кто имеет, и тех, кто не имеет, тех, кто достиг успеха, и тех, кто мрачно взирает со стороны. [С самого начала истории человечества люди неустранимо озабочены вопросами брака и связанными с ним проблемами — соотношением таких факторов, как социальное положение, собственность и воспроизводство будущего потомства.] Результатом соперни­чества за воспроизводство является социальная система, которая в основе сво­ей иерархична и состязательна. И если политика в человеческом обществе сви­детельствует о постоянной борьбе между общепризнанным идеалом равенства и личностным стремлением к счастливому неравенству, это просто отражает содержание нашей эволюционной истории” (Tiger L., Fox R. The Imperial Animal. N.Y., 1971. P. 24-25).

Что делает эту формулировку еще более примечательной, так это характер “новой биологии”, которая в настоящее время позволяет людям контролиро­вать рождаемость путем пересадки замороженной спермы “донора” различным женщинам, помещения зародыша в “питающий организм” и вегетативного раз­множения, дающего возможность создать в организме нужный генетический код. Пример глубокого анализа тревожных социальных и этических вопросов; возникших в связи с появлением новой биологии, содержится в.: Kass L. Making Babies // Tht Public Interest. Winter 1972.

 

 

Отношение генетики к интеллекту и к социально-классовому статусу включает пять спорных вопросов. Первым является воп­рос о том, можно ли вообще с достаточной точностью зафикси­ровать степень влияния генетической наследственности и окру­жающей среды на интеллект? (Это возможно только в том слу­чае, если предположить, что между ними отсутствует причинно-следственная связь, то есть биологическое наследие не влияет на фактор окружающей среды, но это в высшей степени маловеро­ятно.) Второй вопрос состоит в том, что в действительности из­меряют тесты на коэффициент умственного развития — только лишь определенную сумму приобретенных знаний или некий бо­лее общий и глубоко присущий человеку интеллект? Третий сво­дится к тому, в какой степени содержание тестов или экзаменов определяется культурой общества, включая даже самодеятельные культурно-нейтральные тесты, которые не ставят задачу выяс­нить у детей объем их школьных знаний, а требуют от них проследить взаимосвязи и установить пропорции на примерах про­стейшей абстрактной живописи? Четвертый вопрос состоит в том, не является ли социальное положение родителей более важ­ным фактором, чем интеллектуальное развитие, при поступлении в университет иди выборе профессии? И наконец, наиболее важ­ный вопрос заключается в том, изменяются ли с течением време­ни, и если да, то в какой степени, взаимоотношения между ум­ственным развитием, социальным положением и другими факто­рами, и становится ли общество таким образом более мериток-ратичным?51

В ходе этих дебатов, однако, противоборствующие стороны смешивают два совершенно разных круга проблем. Первый сво­дится к тому, обеспечивает или не обеспечивает общество — вслед­ствие либо социально-классовых привилегий, либо культурологи­ческих преимуществ (то есть выборочных предпочтений в ходе

51 Дискуссия вокруг идеи о том, что общество не становится более мериток-ратичным, отражена в книге: Jencks Ch., et al. Inequality: A Reassessment of the Effect of Family and Schooling in America. N.Y., 1972.

К.Дженкс утверждает, что не существует доказательств того, что, во-пер­вых, корреляция между образованием и профессиональным статусом измени­лась за последние восемьдесят лет; во-вторых, корреляция между коэффициен­том интеллектуального развития и профессиональным статусом изменилась за последние пятьдесят лет; в-третьих, соотношение между образовательным уров­нем и доходом уменьшилась за последние тридцать лет; в-четвертых, соотноше­ние между коэффициентом интеллектуального развития и доходами также из­менилось.

К.Дженкс также утверждает, что нет доказательств уменьшения влияния семейного происхождения на профессиональный статус и доходы, по крайней мере со времен первой мировой войны. В работе: Thernstrom S. Poverty and Progress: Social Mobility in a Nineteenth-Century City. Cambridge (Ma.), 1964 — обосновывается также, что уровень социальной мобильности в XIX веке был столь же высоким, как и в ХХ-м.

“В каком смысле мы можем говорить, что общество становится более мери-тократичным, если на протяжении времени сохраняется значение семейного про­исхождения и образовательных дипломов? — пишет К.Дженкс. — Почему мы должны принять тезис Гернштейна, если, во-первых, образование больше не яв­ляется столь значимым, если, во-вторых, он не представил ни малейших доказа­тельств того, что коэффициент умственного развития стад более важным показа­телем, чем он был ранее, и, если, в-третьих, все косвенные свидетельства говорят в пользу того, что не произошло серьезных изменений в значимости коэффици­ента умственного развития по сравнению с другими факторами, определяющими жизненный успех” (позиция изложена в частной беседе от 25 мая 1972 года). К.Дженкс также скептически относится к утверждению о том, что семейное про­исхождение является основным фактором, определяющим корреляцию между школьным образованием и профессиональным статусом. “С.Боулз опубликовал статью в весеннем номере журнала Journal of Political Economy за 1972 год, в которой утверждает, что семейное происхождение является основным фактором в исследуемой им взаимосвязи, но я думаю, что он сильно преувеличивает. Мож­но легко представить себе, что личностные качества (целеустремленность, дис­циплинированность и т.д.) могут объяснить большую часть различий между людьми образованными и необразованными и что они могут и не объясняться в какой-либо серьезной степени подученным образованием, но сами объясняют то, каких результатов способны достичь образованные люди” (из той же беседы).

Опираясь на работу К.Дженкса и его коллег, другой исследователь данных проблем, Д.К.Коэн из Гарвардской шкоды образования, подчеркнул значитель­ную роль случайных факторов в принятии решения о поступлении в колледж. Он пишет: “Сравнение коэффициентов умственного развития и социально-эко­номического статуса студентов колледжей показывает, что состояние имеет почти такое же большое значение в повышении шансов на принятие студента­ми решения о поступлении в колледж, как и сообразительность. Наиболее важ­ный факт, однако, состоит в том, что способность и статус в совокупности объясняют менее половины имеющихся различий при поступлении в колледж. Так же, как и в случае составления учебного плана изучаемых дисциплин, мы должны обращаться к другим факторам — мотивации, удаче, дискриминации, случаю, поддержке семьи или ее отсутствию — для нахождения вероятных объяс­нений” (Cohen D.K. Does I.Q. Matter? // Commentary. April 1972. P. 55).

 

интеллектуальных тестов) — подлинное равенство возможностей или справедливый старт для всех; второй имеет дело с вопросом о том, желательно ли существование общества, в котором обес­печено подлинное равенство возможностей, но возникло и новое неравенство в доходах и социальном положении на основе лич­ных достижений человека. Другими словами, нуждаемся ли мы в более совершенном равенстве возможностей или в равенстве результатов. В последние годы аргументацию популистского толка отличало шарахание от одной точки зрения к другой, что создало неразбериху в политических требованиях, возникавших на

гребне этой популистской волны. На первых порах главным предметом забот было равенство возможностей. Очевидное чувство страха, порождаемое возни­кающим постиндустриальным обществом, сводится к тому, что непопадание на образовательный “эскалатор” означает закры­тие доступа к привилегированным социальным позициям. Мери-тократическое общество является “сертифицированным обще­ством”, где засвидетельствование результатов — посредством ученой степени, квалификационного экзамена иди лицензии — становится условием получения более престижной работы. Об­разование, таким образом, становится необходимым инструмен­том социальной самозащиты. Л.Туроу отмечает: “По мере увели­чения предложения образованной рабочей силы люди обнаружи­вают, что они должны повышать свой образовательный уровень хотя бы для поддержания однажды достигнутого дохода. Если они не выполнят этого, это сделают за них другие, и они найдут двери своей работы закрывшимися. Образование становится хо­рошей формой инвестиций, и не потому, что оно обеспечивает повышение дохода человека по сравнению с. тем уровнем, кото­рый он имел бы, не получив надлежащей квалификации, а пото­му, что оно повышает его доходы по сравнению с тем уровнем, который у него был бы, если бы другие повысили свое образова­ние, а он — нет. Образование становится оборонительной фор­мой расходов, защищающих “место человека на рынке”. Чем бо­лее расширяется класс образованной рабочей силы и чем быстрее он растет, тем в большей степени подобного рода защитные рас­ходы оказываются необходимыми”52.

Логическим следствием этих опасений со стороны ущемлен­ных социальных групп оказывается требование “свободного до­ступа” в университеты. Подразумеваемым рациональным осно­ванием этого требования является утверждение о том, что со­циально-классовое происхождение родителей выступает в роли основного фактора, определяющего выбор в системе занятости, и что свободный доступ в колледжи, несмотря на подученные более низкие оценки, позволил бы меньшинствам успешнее кон­курировать в обществе. В этом плане свободный доступ пред­ставляет собой отражение исторически сложившегося амери­канского принципа, состоящего в том, что каждому человеку должен быть предоставлен шанс на самоусовершенствование, независимо от его стартовых позиций. Оптимистическим аме­риканским убеждением является и то, что предоставление лю­бому студенту большего образования сделает его лучше. Имен­но эта логика стояла за законами о даровании земли колледжам; еще до второй мировой войны такие представления уже лежали

52 Thurow L. Education and Social Policy // The Public Interest. Summer 1972. P. 79.

 

в основе общественных университетов, существовавших за пре­делами северо-восточной части США53.

Но некоторые граждане усмотрели в усилении этих требова­ний атаку на сам меритократический принцип. Один из сторон­ников данных воззрений писал: “До тех пор, пока свободный доступ ограничивается только несколькими институтами, он не создает угрозы меритократии. Формирование элиты зависит не от того, поступит ли человек в колледж иди нет, а от того, в какой колледж он поступит. Всеобщий свободный доступ, одна­ко, уничтожил бы тесную взаимосвязь между меритократией и системой высшего образования; кроме того, сам факт отмены принципа иерархичности при приеме в колледж поставил бы его под вопрос и применительно ко всему остальному обще­ству”54.

Это соображение, однако, доведенное до своего логического конца, означало бы, что прием во все высшие учебные заведения страны, начиная с колледжа Парсонса и кончая Гарвардским уни­верситетом, должен определяться жребием. Из этого следует и другой вывод: если элитарные университеты определяются каче­ством преподавательского состава, то в национальной системе высшего образования назначение на профессорский пост также должно быть дедом жребия.

53 Обычно существует определенная система отбора. На Среднем Западе США любой выпускник шкоды со средней оценкой “З” и выше мог поступить в университет штата, но строгая система экзаменов безжалостно выметала са­мых плохих студентов к концу первого иди второго курсов. В штате Калифор­ния любой окончивший среднюю школу мог продолжить учебу в системе выс­шего образования, но конкурс аттестатов распределял от 10 до 15 процентов лучших выпускников непосредственно в университеты (в Беркли или Лос-Анд-желесский), следующих за ними по успеваемости 25 процентов — в колледжи штата, а остальных — в начальные или местные колледжи.

я Karabel ]. Perspectives on Open Admission // Educational Record. Winter 1972. P. 42-43. “Философское обоснование свободного приема, — пишет Дж.Ка-рабел, — заключается в том, что образовательная цель института делает его предназначенным не для того, чтобы... служить системой поиска талантов для будущих работодателей, но скорее для того, чтобы способствовать развитию и росту студента”. В свете этого Дж.Карабед с одобрением приводит высказыва­ние Б.О.Трешера: “После получения образования человек перестает быть не­способным или неподготовленным искателем места приложения своих сил” (Thresher B.A. Uses and Abuses of Scholastic Aptitude and Achievement Tests // Barriers to Higher Education. N.Y., 1971. P. 39).

 

Свободный прием является средством обеспечения равенства возможностей для выходцев из беднейших семей путем расши­рения доступа к университетскому образованию. Но при этом также возникает проблема доступа к месту в самой универси­тетской структуре — в преподавательском составе, штате слу-жацих и администрации. В своем обстоятельном исследовании профессиональной структуры американского общества П.Блау и О.Д.Дункан показали, что представители различных групп меньшинств способны достичь сопоставимого статуса, власти и экономического благосостояния, за исключением женщин и аф-роаиериканцев. Очевидно, что если существует дискриминация по принципу пода, цвета кожи, или религии, иди какому-либо другому критерию, не имеющему отношения к уровню профес­сиональной квалификации, то не существует и подлинного ра­венства возможностей. Второй попыткой обеспечить равенство стали меры, предпринимаемые для расширения представитель­ства меньшинств в социальной системе.

В 1960-е годы государство провозгласило своей политикой принцип “квотного отбора”, который был призван уменьшить дискриминацию меньшинств. Эта доктрина была заявлена прези­дентом Д.Джонсоном в одном из его исполнительных указов 1965 года. Таковой устанавливал, что во всех федеральных про­граммах или при найме на рабочее место, финансируемое за счет государства, работодатели должны были доказать, что они иска­ли квалифицированных претендентов из числа меньшинств; обя­зывались обеспечить необходимую подготовку в случае, если ква­лифицированного кандидата нельзя было найти немедленно; и принимать на работу преимущественно представителей мень­шинств, если их квалификация примерно соответствовала уров­ню других претендентов. Эта программа в сочетании с другими, такими, как Head Start и компенсационные образовательные про­граммы, была направлена на устранение исторически сложившейся культурной несправедливости и совершенно сознательно давала представителям меньшинств, особенно чернокожим, шанс в кон­курентной борьбе за место в обществе.

В первые годы действия программы квотного отбора усилия государства были направлены на профессии, требующие высо­кой квалификации, особенно в области строительства, где про­водилась преднамеренная политика расовой дискриминации. В начале 1970-х годов администрация Р.Никсона через Министер­ство здравоохранения, образования и социального обеспечения распространила действие этой программы и на университеты, и от каждого высшего учебного заведения, имевшего конт­ракты с федеральным правительством, требовалось предостав­лять данные о количестве представителей меньшинств, занима­ющих должности на всех уровнях — академическом и неакаде­мическом, — и разработать меры по увеличению их количества в каждой категории. Э.Шилз следующим образом характеризо­вал этот приказ: “Университеты были поставлены в известность, что для каждой категории университетских работников было необходимо определить нормы представительства и численность национальных меньшинств в каждой категории в зависимости от "расового признака", то есть черных, выходцев с Востока, американских индейцев, испаноговорящих американцев... Это мероприятие должно было сопровождаться программой "квот­ного отбора", которая целенаправленно и в сжатой форме оп­ределяла узкие места в университетской структуре, иерархии факультетов и кадровом составе, включая конкретные рекомен­дации и планы их преодоления. Сама программа "квотного от­бора" должна была включать специфические цеди и задачи в зависимости от университетов, их факультетов и профессор' ско-преподавательского состава, а также даты завершения про­грамм по отдельным позициям — как в долгосрочном, так и в краткосрочном плане. Необходимо было установить аналити­ческие критерии для оценки методов источников набора университетских работников, общего количества опрошенных кан­дидатов, количества предложенных рабочих мест, количества принятых с указанием числа опрошенных представителей наци­ональных меньшинств...”55.

Первоначальной целью указа было устранение дискриминации. Но дискриминацию трудно доказать, особенно когда уро­вень квалификации, необходимый для работы, в высшей степени специфичен. В результате государственный контроль свелся к вопросам: соответствует ли занятость представителей каждой категории их доле в общей численности населения? Если среди получивших докторскую степень 30 процентов составляют жен-

55 Shils E. Editorial // Minerva. April, 1971. P. 165.

 

щины, то обеспечено ли им 30 процентов мест в преподаватель­ском составе? Теоретически это означало установление “инди­кативных” норм представительства для женщин и афроамери-канцев. На практике это вылилось в установление квот, или при­оритетов, при приеме на работу лиц из этих групп.

Необычной стороной этих мер явилось то, что совершенно новые правовые принципы были введены в политическую систе­му без широкого обсуждения. По сути дела, акцент сместился с дискриминации на представительство. Женщины, чернокожие, испаноговорящие подучили право быть принятыми на работу в соответствии с их удельным весом в общей численности населе­ния, а принцип профессиональной пригодности иди индивиду­альных заслуг отошел на задний план перед новым предписываю­щим правилом корпоративной принадлежности56.

Последствия этого являются далеко идущими. Можно наста­ивать на квотах там, где уровень квалификации примерно оди­наков, когда один человек может сравнительно легко заменить другого. Но сфокусировав свое внимание на групповой принад­лежности, а не на личных качествах, путем механического урав­нивания количества женщин, имеющих докторскую степень, с числом должностей, которые они должны занимать, государство стадо исходить из того, что “образованная рабочая сила” “го­могенна” и что индивидуальный талант иди достижения менее важны, чем принадлежность [к корпоративной группе). Это может быть справедливо в отношении многих профессий, но не в преподавании и научной работе в университетах, где личные

56 В соответствии с этим принципом Американская теологическая семина­рия [прк Колумбийском университете] 1 июня [1972 года] проголосовала за то, чтобы в дальнейшем афроамериканцы и другие группы национальных мень­шинств составляли одну треть, а женщины — половину всех студентов, профес-сорско-преподаватедьского состава, служащих и директоров. (На тот момент чернокожие составляли 6 процентов из 566 студентов и 8 процентов из 38 чело­век профессорского состава; женщины — 20 процентов студентов и 8 процен­тов преподавателей.) “Нереалистично, — говорилось в постановлении семина­рии, — обучать людей плюралистического общества в условиях среды, где боль­шинство составляет белое мужское население”. Число в 50 процентов для жен­щин было взято как отражающее их представительство в обществе; а одна треть, выделенная национальным меньшинствам, была определена в качестве “крити­ческой массы”, обеспечивающей им достаточное представительство (см.: New York Times. June 1, 1972).

 

достоинства — единственный критерий. Наделить кого-либо пожизненной должностью, которая принесет доход в три четверти миллиона долларов, — это далеко не то же самое, что нанять черного водопроводчика вместо белого; простое обладание уче­ной степенью не обеспечивает необходимой квалификации для

:1;1НЯТИЯ ВЫСОКОЙ ДОЛЖНОСТИ.

Более того, существование квот и преимуществ при зачисле­нии на работу означает, что система квалификационных требований нарушается или ломается. Неизбежное допущение пред­писывающего критерия в отношении пожизненных университет­ских должностей состоит в том, что представители меньшинств менее квалифицированны и не могут конкурировать на равных с представителями других социальных групп, даже если им обеспе­чить существенные поблажки. Как это сказывается на чувстве собственного достоинства человека, принятого в качестве работ­ника “второго сорта”? И какие последствия имеет для уровня университета, для качества его образовательного и исследова­тельского процесса и морального климата то, что его преподава­тельский состав набирается на основе квотной системы?

Но и сама по себе идея квот не слишком проста. Если “пред­ставительство” должно быть критерием для занятия должности, то в чем состоит логика распространения этого принципа только на женщин, черных, мексиканцев, пуэрториканцев, американс­ких индейцев, филиппинцев, китайцев и японцев, которые по системе Министерства здравоохранения, образования и социаль­ного обеспечения выделены циркуляром в особые категории? Почему бы сюда не отнести ирландцев, итальянцев, поляков и другие этнические группы? И если принцип представительства является критерием, то что составляет основу самого представи­тельства? В одном колледже штата Калифорния, как свидетель­ствует Дж.Банзел, американцы мексиканского происхождения потребовали, чтобы 20 процентов всей рабочей силы набиралось из состава чиканос, так как в этом районе они составляют' 20 процентов населения. Чернокожие студенты выступили против этого довода, считая, что за основу пропорционального пред­ставительства должно быть взято население всего штата Кали­форния, что обеспечило бы другое соотношение чернокожих и чиканос в колледже. Следует ли ожидать, что 37 процентов про­фессорского состава Университета Миссисипи будут составлять афроамериканцы, как это соответствует их доле в населении штата? И будет ли сокращено количество преподавателей-евреев в большинстве вузов страны из-за того, что в пропорциональном отношении их доля явно превышает долю евреев в общей числен­ности населения страны?







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.039 сек.) русская версия | украинская версия