Студопедия — политики и технократы в постиндустриальном обществе 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

политики и технократы в постиндустриальном обществе 9 страница






И если введен принцип этнической принадлежности, то по­чему в качестве критерия сбалансированного представительства не берется принцип религиозных верований иди политической ориентации? Губернатор штата Калифорния Р.Рейган заявил, что консерваторы в значительной степени ущемлены в предста­вительстве среди профессоров и преподавателей университетов штата — факт, который особенно ярко проявляется при срав-не.чии политической ориентации университетов с результатами голосований в Калифорнии; должны ли консерваторы в этом случае получить преимущества при приеме на работу? И следу­ет ли в отдельных районах получать разрешение на преподава­ние ряда предметов (иди на наличие конкретных книг в школь­ных библиотеках), которые оскорбляют верования жителей дан­ного района? Этот вопрос впервые был поднят в 1779 году в парламенте Вирджинии, и сам принцип был вновь подтвержден законодательством собрания штата Теннесси в 1920-х годах, когда в этом фундаменталистском штате было запрещено пре­подавание теории эволюции Дарвина.

Историческая ирония требований представительства на осно­ве принципа предписания состоит в их полном противоречии ра­дикальным и гуманистическим ценностям. Либералы и радикалы в своей атаке на дискриминацию выступали против того, что чело­веку отказывалось в праве занять место, которое он справедливо заслужил, по причинам его принадлежности к одной из специфи­ческих групп населения. Человек не считался личностью, но рас­сматривался — и исключался — как представитель некоей груп­пы. Но теперь выдвигается требование, чтобы человек получал должность в основном по принципу групповой принадлежности. В результате человек исчезает как личность. Остается только его социальная принадлежность. Следующий казус состоит в том, что, по мнению радикальных критиков современного общества, к ин­дивидууму подходят не как к личности, а как носителю множества ролей, которые делят его на части и низводят до единственной главной роди иди функции, которую он выполняет в обществе.

Однако в противоположность этому принципу мы видим теперь, что человеку дается преимущество, исходя из его групповой при­надлежности. Основное внимание уделяется какой-то одной до­минирующей характеристике, как исходному и необходимому ус­ловию получения места в обществе. Такова логика требования квот.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Идея меритократии подверглась критике и с другой стороны: было сформулировано положение, что весь учебный процесс подчинен требованиям технократического типа мышления, а обучение при­обрело непропорционально большое значение в обществе. Эту точку зрения наиболее четко выразил А.Иллич: “Образование неявно внушает детям, что экономически ценные знания суть профессио­нального обучения, а социальные привилегии человека зависят от места, достигнутого им в бюрократической системе. Скрытые про­цессы [обучения] преобразуют явный процесс в товар и превра­щают владение им в самую надежную форму богатства. Научные сертификаты — в отличие от прав собственности, акций предпри­ятий или семейного наследства — вполне застрахованы... шкода сегодня рассматривается всеми как прямая дорога к большей вла­сти, экономическому успеху и новым ресурсам обучения”57.

Как считает А.Иллич, чья мистическая роль католического еретика и “своего человека” в коридорах власти способствовала созданию вокруг него некоего мифического ореола58, между обу­чением и образованием существуют заметные различия. Обуче­ние — это инструмент, дающий человеку возможность накопить

57 Ill ich I. After Deschooling, What? // Social Policy. September-October, 1971. P. 7.

5S А.Иллич, который был монсиньором Католической церкви, неожиданно возник на американской интеддектуадьной сцене в конце 1960-х годов, опубли­ковав в еженедельнике “New York Review of Books” и газете “New York Times” ряд очерков, где изложил свою теорию “общества без шкод”. Они были позднее перепечатаны в сборнике: Illich I. Deschooling Society. N.Y., 1970; второй сборник статей (Illich I. Celebration of Awareness. N.Y., 1971), с предисловием Э.Фромма, появился год спустя. А.Идлич обратил на себя внимание высшего католическо­го духовенства как организатор специализированного центра в городе Куэрна-вака (Мексика) по обучению священников для работы в странах Латинской Америки. Хотя центр и был учрежден при содействии Ватикана, уже через

 

“фонд знаний” подобно тому, как бизнес позволяет ему аккуму­лировать “капитальные фонды”59. Образование — это процесс “свободного определения каждым учащимся своего собственно­го смысла в жизни и обучении, то есть того места, которое зна­ние должно занять в его жизни”. Так как обучение стало полно­стью инструментальным и превратилось в барьер на пути к полу­чению образования, следует упразднить школы и создать про­цесс, в рамках которого человек может получить образование, к которому он стремится и которое считает необходимым.

По мнению А.Иллича, образование создает новую иерархию, в которой верховные жрецы науки сохраняют свои позиции с помощью скрытых от общества тайных и специальных знаний60. “Эффективный доступ” к образованию требует “решительного отказа от прав на информацию и сложного инструментария, с помощью которого современные технократы создают привиле­гии, которые они в свою очередь превращают в неприкосновен­ные, оправдываясь своим служением обществу”.

На место институций, которые формируют лишь систему раз­ветвленных интересов, обеспечивающих привилегии их руково­дителей, А.Иллич предлагает поставить “сеть познания”, состоя-

несколько дет он стад провозвестником весьма неортодоксальных учений. Крат­кий биографический очерк о монсиньоре А.Идличе, с тех пор отказавшемся от своего духовного сан.а, автором которого была Франсина дю Пдесси Грей, по­явился в журнале “New Yorker” 25 апреля 1970 года и был впоследствии пере­печатан в книге: Du Plessix Gray F. Divine Disobedience. N.Y., 1971.

60 Чем больше человек учится, тем больший “фонд знаний” он приобретает. Скрытый подтекст обучения, таким образом, задает новую классовую структу­ру общества, в которой основные потребители знаний — те, кто больше нако­пит, — получают особые привилегии, имеют высокий доход и доступ к более эффективнным средствам производства. Этот вид капитализма знаний, приня­тый во всех индустриальных обществах, определяет логику [современного ] рас­пределения рабочих мест и доходов (см.: Illich I. The Alternative to Schooling // Saturday Review. June 19, 1971).

e А.Илдич пишет: “Наука будет искусственно усложняться до тех пор, пока ее результаты будут обращаться в технологию, находящуюся на службе профес­сионалов. Если бы она использовалась в целях создания такого образа жизни, где каждый человек мог бы с удовольствием заниматься обустройством жилья, врачеванием, образованием, путешествиями и развлечениями, то ученые долж­ны били бы с гораздо большей настойчивостью переводить свои открытия, из­ложенные на языке избранных, на нормальный обиходный язык” (Illich I. After Deschooling, What? P. 13).

 

щую из бирж знаний, системы соревнований с пэрами науки и Учителей с большой буквы, “интеллектуальных святых”, или гуру, “ученых бродяг”, которые всегда придут по первому зову. Не должно быть ни обязательного посещения занятий, ни свиде­тельств о квалификации — только образование pour Ie gout на “уличных благотворительных базарах учебы”61. Вся эта деятель­ность должна будет финансироваться за счет тех налоговых по­ступлений, которые ранее тратились на школы.

Разграничение между обучением и образованием вполне по­нятно. В прошлом они были едины. Мы тогда жили, по выраже­нию Дж.Коулмана, в “информационно бедном” обществе62. Не­посредственный жизненный опыт, приобретаемый на ферме или в маленьком городке, мог быть значительным, но кругозор в дру­гих областях — знакомство с миром искусства, культурой или политикой за пределами своей местности — ограничивался кни­гами и школой. Школа придавала организованность опыту и ко­дифицировала жизненные ценности. Сегодня ситуация кардиналь­но изменилась. Точка зрения об имеющем якобы месте уменьше­нии объема непосредственного опыта является спорной, поскольку она основывается на романтическом заблуждении, что ребенок

61 Р.Волхейм, дружественно настроенный к А.Илличу, характеризует эту идиллию так: “Маленькие виньетки того, что получится в результате, разброса­ны на страницах книги "Общество без шкод". Если студент захотел выучить кантонский диалект китайского языка, то его необходимо поселить вместе с китайцем, который заведомо хорошо владеет родным языком и выразил жела­ние поделиться своими знаниями. Если некто решил научиться играть на гита^ ре, то он не только может взять ее напрокат, но и получать магнитофонную запись уроков игры и иллюстрированные ноты. Если он хочет найти приятеля, с которым можно обсудить спорные отрывки из Фрейда или Фомы Аквинского, следует пойти в специальный кафетерий, положить рядом книгу и беседовать с любым проявившим интерес посетителем столько времени, сколько ему необхо­димо для удовлетворения своего любопытства. На специализированных, сво­бодных от автомобилей улицах люди могут запросто прогуливаться по городу, изучая богатый познавательный материал, который имеется не только в музеях и библиотеках, но и в лабораториях, на витринах супермаркетов, в зоопарках, хозяйственных магазинах, кинотеатрах и компьютерных центрах. А в это вре­мя настоящие учителя, интеллектуальные маэстро, будут ожидать, вероятнее всего, дома, когда их самоопределившиеся ученики зайдут к ним” (Wollheim R. Ivan Illich // The Listener. December 16, 1971. P. 826).

62 См.: Coleman J. Education in Modern Society // Greenberger M. (Ed.) Computers, Communications and the Public Interest. Baltimore, 1971.

 

сегодня при увеличившейся мобильности и разнообразии доступ­ных ему городских возможностей имеет меньше непосредствен­ных впечатлений, чем раньше. Однако очевидно, что объем опос­редованного опыта с развитием средств коммуникации, откры­тых благодаря телевидению, разнообразным журналам, иллюст­рированным книгам и т.д. окнам в мир, увеличился невероятно. Образование стало приобретаться вне школьных стен, через раз­нообразное воздействие со стороны средств массовой информа­ции и коллег, в то время как школы, в силу их роли “стражей образовательного процесса”, стали более профессиональными и специализированными.

Проблема, однако, состоит в том, требует ли это изменившееся отношение пересмотра концепции школ или иного понимания об­разования и обучения. А.Иллич является романтическим последо­вателем Ж.-Ж.Руссо. Его представление навеяно “Эмилем” и не­сет тот же налет риторики, строится вокруг “аутентичности бы­тия” и других идей модернити, которые ни при каких условиях не могут быть четко определены. Это повторение идеи о том, что человек не должен повиноваться нормам “общественного догово­ра”, а должен сам формировать свое мировоззрение, как если бы существовали сотни миллионов независимых истин, а не множе­ство социальных групп, каждая со своими убеждениями. Это тот же самый антиинтеллектуализм, который принимает за истину голую практику в противовес формализованному обучению. В этом случае отчетливо проявляется попытка наставника — “ложь во спасение”, которая, как считает А.Иллич, необходима для разру­шения существующих институтов, — воссоздать “естественное состояние” для уравновешивания желаний и возможностей. Но в сущности так же, как и в “Эмиле”, поиски ведутся не во имя зна­ния иди образования, а ради идентификации своего “я”, ради вос­становления “утерянной невинности” и обретения простодушия63.

63 Вот какую характеристику Ж.-Ж.Руссо дает Эмидю в конце его детства:

“Он не знает, что такое рутина, обычай, привычка, что он делал вчера; это не влияет на то, что он делает сегодня. Он никогда не следует формуле, не уступа­ет перед авторитетом или примером, действует и говорит лишь так, как ему кажется нужным. Не ждите поэтому от него затверженных речей или заучен­ных манер, но всегда ждите верного выражения его идей и поведения, вытека­ющего из его скромности” (Rousseau J.-J. Emile. N.Y., 1911. P. 125 [См. также:

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. М., 1981. Т. 1. С. 181-182)).

 

Проблемой А.Иллича — как и проблемой модернизма в це­лом — является смешение опыта, во всех его многогранных про­явлениях, со знанием. Опыт должен быть осмысленным, и это достигается, как замечает Дж.Дьюи, “через такое слияние ста­рых понятий и новых реалий, которое видоизменяет и те, и дру­гие”64. Знание — это выборочное упорядочение и переосмыс­ление опыта с помощью соответствующих концепций. Реаль­ность — это не ограниченный мир, который должен быть отра­жен в нашем сознании как в зеркале, и не поток опыта, образу­ющийся в соответствии с индивидуальными желаниями или пред­почтениями (его отношением к “я”), но набор значений, орга­низуемых сознанием в системе понятий и категорий, дающий возможность установить связь между фактами и сделать необ­ходимые обобщения.

В принципе не существует необходимости противопоставле­ния познавательной и эстетической форм мировосприятия, при которых, как утверждается, технократическая ориентация имеет дело только лишь с функциональностью, а враждебная ей культу­ра с чувственностью, — хотя это различие на социологическом уровне может быть признано реальным. В самой природе позна­ния, как замечает Дьюи, заложена необходимость взаимодействия обоих компонентов: познание делает все разнообразие опыта более доступным для понимания путем сведения его к концептуальным формам; эстетическое восприятие придает опыту большую жи­вость посредством отражения его в более выразительной форме. Каждый тип восприятия окружающей действительности по-сво­ему дополняет другой.

Общим для них является опора на суждения, предполагаю­щие проведение необходимых различий и формулирование кри­териев, которые позволяют выделить то, что заслуживает внима­ния, и отделить показное от сущностного. Знание — это резуль­тат самосознания, соотносимого с новыми впечатлениями и суж­дениями об объектах культуры и идеях в целях выделения наи­лучших (или более сложных, или более красивых) или находя­щихся ближе к истине. Поэтому неизбежно, что знание выступа­ет отражением субординации, а образование становится формой представления в наиболее завершенном виде этих субординиро-

64 Dewey J. Art as Experience. N.Y., 1958. P. 275.

 

ванных суждений. Такова классическая (и устоявшаяся) внут­ренняя сущность образования.

Однако к этому добавляется специфическая обстановка постин­дустриального общества. Не следует даже защищать технократи­ческую сторону образования — его акцент на профессионализм и специализацию, — чтобы доказать, что роль обучения возрастает как никогда раньше. Сам факт существования в настоящее время множества новых путей получения информации и приобретения опыта диктует необходимость осознанного понимания процессов выработки концепций как средства организации поступающей к индивиду информации с целью разработки прогностических схем осмысления личного опыта. Концептуальная схема — это набор взаимосвязанных категорий, соединяющих различные стороны опыта или свойства предмета в целях сравнения их иди поиска отличительных черт от других сторон и свойств. Функция образо­вания состоит в том, чтобы найти общие и отличительные особен­ности различных схем осмысления опыта. Именно эту тему я и поднял во введении, когда поставил вопрос о необходимости ис­пользования различных точек наблюдения для сравнения обществ. И так же, как разрешение кризиса самоидентификации личности происходит в ходе слияния противоречивых аспектов индивиду­ального познания в единое целое, так и знание выступает органи­зацией опыта, соотносимого с другими формами опыта с целью создания логически стройных критериев оценки.

Задача университетов в этих условиях состоит в том, чтобы сопоставить методы логического познания: исторического позна­ния, объектом которого является традиция, которую можно сопо­ставить с настоящим; методологического познания, которое дела­ет понятным концептуальные основы познания и его философс­кие предпосылки; индивидуального самосознания, которое позво­ляет человеку понять источники его предубеждений и дает воз­можность создать свою собственную систему ценностей путем последовательного изучения общества. Образование — это “пе­реработка” материалов прошлого, не требующая полного отказа от его истин иди полного ему подчинения. Оно характеризуется постоянной напряженностью, “напряженностью между прошлым и будущим, разумом и чувственностью, традицией и опытом. На­пряженность эта, несмотря на все ее стрессы и неудобства, явля­ется единственным источником сохранения независимости само­

го процесса познания”. Образование — это утверждение принци­па интеллектуального и художественного порядка посредством поиска взаимосвязей в дезорганизованном мире знаний65.

II

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РАВЕНСТВА

Проблемы образования, доходов и статуса попали в сферу соци­альной политики, ибо равенство всегда представляло собой одну из основных ценностей американской политической системы. Но никогда не существовало четкого представления о равенстве, и первая форма интерпретации этой идеи, восходящая к XVII веку, заметно отличалась от того расхожего мнения, которое сложи­лось к третьему десятилетию XIX столетия. Те, кто основал ко­лонии — по крайней мере в Новой Англии, начиная с первых переселенцев, заключивших договора на борту судна “Мейфлауэр” [1620 год], — считали себя “сообществом достойных личнос­тей, связанных священными узами”. Это было равенством, но в пуританском понимании равенства избранных. Строй мысли твор­цов американской Конституции определяла идея добродетели как избранности по способностям (а не по милости божьей). Стран­ная смесь римских представлений о республиканском строе и локковских элементов мышления — поскольку и те и другие подчер­кивали роль аграрных добродетелей и сельского труда — наполня­ла их язык. Центральной проблемой были независимость и те ус­ловия, при которых человек мог быть свободным. Но само обра­щение к языку Локка уже предполагало в неявной форме приня­тие идеи иерархичности -- иерархичности интеллекта. Поскольку на первое место выдвигалось мышление, то предполагалось, что некоторые люди “мыслят” лучше, чем остальные, они более спо­собны, более интеллигентны, и, таким образом, образуют есте­ственную аристократию.

65 Эти мысли я раскрыл в более широком историческом и философском ра­курсе в книге: Bell D. The Reforming of General Education. N.Y., 1966 (см., в частности, главу 4 — “Необходимость реформы: некоторые философские предпо­сылки” и главу 6 — “Новая внутренняя логика”). Цитата содержится в: Bell D. The Reforming of General Education. N.Y., 1968. P. 151.

 

Единственное исключение было представлено “вероисповеда­нием Джексона” (говоря словами М.Мейера). В нем мысль заме­нена на мнения и чувства, и настроения каждого человека рас­сматривались как равноценные чувствам остальных людей. Именно это и было поразительно отмечено А. де Токвилем. Начальные строки его “Демократии в Америке” гласят: “Ни одно новшество в Соединенных Штатах не поразило меня в течение моего пре­бывания больше, нежели равенство условий. Легко увидеть ог­ромное влияние этого основополагающего факта на развитие всего общества. Он придает особую роль общественному мнению и особую силу законам, накладывает новые ограничения на тех, кто управляет, и прививает особенные привычки управляемым”. И, размышляя о значении этого нового принципа, А. де Токвидь заключает: “Поэтому постепенный прогресс равенства является чем-то неизбежным. Основные черты этого прогресса сводятся к следующему: он является универсальным и непрерывным, проте­кающим ежедневно вне пределов человеческого контроля, и каж­дое событие и каждый человек помогают его движению. Являет­ся ли обоснованным предположение о том, что этот процесс, осу­ществлявшийся в течение столь долгого времени, может быть остановлен одним поколением? Можно ли представить себе, что­бы демократия, которая разрушила феодальную систему и побе­дила королей, пала бы перед средними классами и богатейшими сдоями? Остановится ли она сейчас, когда стала столь мощной, а ее противники — такими слабыми?”66.

В Америке девятнадцатого века, однако, концепция равенства никогда не была точно определена. В своих общих утверждениях она сводилась к представлению о том, что каждый человек так же хорош, как и любой другой, и ни один человек не лучше про­чих. На практике это означало, что никто не должен был стре­миться стать аристократом и повелевать другими людьми. В этом смысле идея представляла собой ответную реакцию на сильно стратифицированное европейское общество, и посетители Аме­рики в то время именно так ее и понимали. В позитивном плане равенство означало шанс вырваться вперед, который не зависел от происхождения человека, предполагало, что на этом пути не существует формальных барьеров или строго очерченных рамок.

66 Tocqueville A., de. Democracy in America. N.Y., 1966. P. 3, 5-6.

 

Именно подобное сочетание качеств — отсутствие почтительно­сти и акцент на личные достижения — и придало Америке девят­надцатого века ее революционную притягательность, такую силь­ную, что, когда туда приехали немцы, участвовавшие в револю­ции 1848 года, включая даже членов марксова Социалистическо­го рабочего клуба Криге и Видлиха, они отказались от европей­ского социализма и стали республиканцами.

Сегодня на повестке дня стоит пересмотр понятия равенства. Принцип, который был средством изменения огромной социаль­ной системы — принцип равенства возможностей, — в настоя­щее время, кажется, ведет к возникновению новой иерархии, и требование момента сводится к тому, что “справедливая система старшинства”, по выражению Дж.Локка, требует преодоления всех * видов неравенства, иди создания равенства результатов — в до­ходах, статусе и власти — для всех членов общества. Этот воп­рос является основной проблемой ценностной ориентации пост­индустриального общества.

Принцип равенства возможностей проистекает из фундамен­тального положения классического либерализма о том, что чело­век — а не семья, община иди государство — является единствен­ной ячейкой общества и что цель социального устройства состоит в том, чтобы обеспечить человеку свободу реализации его собствен­ных целей —благодаря своему труду обретать собственность, пу­тем обмена удовлетворять свои потребности, в соответствии с вер­тикальной мобильностью достигать положения, соответствующе­го его талантам. Предполагалось, что люди отличаются друг от друга — по своим естественным способностям, энергии, устрем­лениям и мотивации, в их представлениях о желаемом, — и соци­альные институты должны установить правила справедливого ре­гулирования конкуренции и обмена, необходимые для воплоще­ния этих различающихся желаний и способностей.

Как принцип, равенство возможностей отрицает приоритет рождения, семейственности и покровительства, как и любого дру­гого критерия определения общественного положения, кроме справедливой конкуренции, равно открытой талантам и амбици­ям. По определению Т.Парсонса, такое равенство утверждает универсализм над партикуляризмом, достижения над предписа­нием. Оно является идеалом, унаследованным непосредственно от эпохи Просвещения, как он сформулирован И.Кантом в виде принципа индивидуальных достоинств, доведенного до степени категорического императива.

Социальная структура современного общества — в его бур­жуазной форме универсализма денег, в его романтической фор­ме напора амбиций, в его интеллектуальной форме приоритета знаний — основывается на этом принципе. Традиционные обще­ства (восемнадцатого века и более ранние) отдавали “почетный” приоритет земле, армии, церкви, и только права рождения иди наследования могли обеспечить доступ к этим институтам. Даже в тех случаях, когда номинально существовала мобильность — своды Красного и Черного уложений, — наборы в армию (как, например, в Англии вплоть до середины XIX столетия) были до­ступны только благодаря покупке соответствующих прав, а сан священника в церкви открывался через семейные связи. Наступ­ление эпохи модернити означало выкорчевывание этого страти­фицированного порядка с помощью принципа открытости, из­менчивости и социальной мобильности. Капиталист и предпри­ниматель заменили помещичью аристократию, правительствен­ные чиновники получили власть над армией, интеллектуалы при­шли на место священнослужителей. И, в принципе, все эти новые посты оказались открыты для одаренных людей. Таким образом произошла настоящая социальная революция: совершилась пере­мена в. базе статуса и власти, и возникла новая форма доступа к общественно значимым позициям и привилегиям.

Постиндустриальное общество добавляет новый критерий к определениям базы и доступа: технические навыки становятся ус­ловием оперативной власти, а высшее образование — средством их получения. В итоге имеет место сдвиг в распределении власти, в результате которого в ключевых институтах общества определя­ющим фактором становится техническая компетентность: в про­мышленности семейный капитализм заменяется управленческим; в правительстве покровительство вытесняется государственной службой и бюрократизацией; в университетах монополия старых социальных элит, формировавшихся обычно из американцев анг­лосаксонского происхождения и протестантского вероисповеда­ния, окончивших старейшие университеты Новой Англии, нару­шается другими этническими группами, особенно евреями. Все в большей степени представители новых профессий, особенно ин­женеры и экономисты, начинают играть решающую роль в принятии общественных решений. Постиндустриальное общество в этом разрезе статуса и власти является логическим продолжением меритократии; оно узаконивает новое социальное устройство, осно­вывающееся, в принципе, на приоритете образованного таланта.

В реальности меритократия представляет собой, таким обра­зом, замену одного принципа стратификации другим; предписа­ний достижениями. В прошлом — и в этом проявлялся прогрес­сивный характер либерализма — этот новый принцип считался справедливым. Люди должны были оцениваться — и вознаграж­даться — не в зависимости от происхождения иди родственных уз, а благодаря индивидуальным достоинствам. Сегодня этот принцип превращается в новый источник неравенства и социаль­ной — если не сказать психологической — несправедливости.

ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ МЕРИТОКРАТИИ

Социологические и философские возражения против меритокра-тии носят противоречивый и перекрывающий друг друга харак­тер.

1. Генетика и интеллект. Если предположить, что меритокра­тия формируется исключительно на основе интеллекта, а сам ин­теллект зависит от унаследованных генетических различий, то оказывается, что человек попадает в привилегированное положе­ние на основе генетической лотереи, и это является весьма про­извольной основой для социальной справедливости.

2. Социальный класс. Никогда не может существовать чистой меритократии, ибо обладающие высоким статусом родители не­избежно будут пытаться передать детям свои позиции, либо ис­пользуя свое влияние, либо просто в силу культурных преиму­ществ; таким образом, уже через одно поколение меритократия превратится в замкнутый привилегированный класс.

3. Роль случая. В Соединенных Штатах имеет место значи­тельная социальная мобильность, но она меньше зависит от обра­зования, способностей иди семейного происхождения, чем от не­материальных и случайных факторов, таких, как удача и компе­тентность, приобретаемые на конкретном рабочем месте. К.Дженкс и его соавторы, анализируя воздействие семьи и образования на социальную мобильность, заключают: “Бедность не является по преимуществу наследственной. Хотя дети, рожденные в бедности, имеют в среднем больше шансов остаться бедняками, в этой среде по-прежнему присутствуют значительные экономические отличия между поколениями. Между братьями, выросшими в одном доме, существует почти такое же экономическое неравенство, как и сре­ди населения в целом... Существует также экономическое нера­венство среди тех, кто получает высокие оценки на экзаменах, и оно не меньше среднего для всего общества. Выравнивание отме­ток по чтению не привело бы к уменьшению числа экономических “неудачников”... Наше исследование приводит к выводу, что мно­гие широко распространенные объяснения причин экономическо­го неравенства являются в значительной мере ошибочными. Мы не можем возложить ответственность за экономическое неравен­ство исключительно на генетические различия в способностях лю­дей к абстрактному мышлению, поскольку среди людей с одинако­вым уровнем интеллектуального коэффициента имущественное не­равенство столь же распространено, как и среди населения в це­лом. Мы не можем считать, что экономическое неравенство явля­ется исключительно следствием того, что родители передают де­тям свои недостатки, поскольку среди людей, чьи родители имеют сходный экономический статус, неравенство присутствует почти в тех же размерах, как и среди населения в целом. Мы не можем относить экономическое неравенство на счет различий между шко­дами, поскольку они, кажется, имеют очень незначительное воз­действие на любые поддающиеся оценке качества людей, которые их посещали. Экономический успех, скорее всего, зависит от соче­тания удачи и компетентности на своем рабочем месте, которые лишь весьма условно связаны с семейным происхождением, полу­ченным образованием и экзаменационными оценками”67.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 499. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия