Студопедия — 28 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

28 страница






Как я вспоминаю, я истолковал это следующим образом: Когда она это делала, у нее была возрастная регрессия- она стала маленькой девочкой на пляже. Взрослые и дети по-разному раскачивают ногами. Теперь она качала ногой довольно взрослым образом. Но в измененном состоянии она делала это больше по-детски. Она была снова маленькой девочкой на пляже. Представляете ли вы то, сколько вам было лет, когда вы были на пляже? Джен: столько, сколько и сейчас.

Она сказала, что ей было столько лет сколько и сейчас, но в то же время она продемонстрировала мне несловесные изменения лица и голоса, характерные для возрастной регрессии. Таким же образом я описал бы то, как она раскачивала ногой раньше. Итак, есть ли вопросы об этом виде наведения?

Мужчина: Я не помню с чего вы начали, Вы задали ей какой-то вопрос?

Да, я сделал нечто чрезвычайно полезное. Я спросил: "Любите ли вы ходить на берег моря?", и заметил ее реакцию Если бы я автоматически предположил, что она любит ходить на пляж, то я мог бы ошибиться, если бы например оказалось, что она в три года видела на пляже, как утонула вся ее семья. В этом случае пляж бы оказался плохим местом для успокоительного наведения. Правило состоит в следующем: надо выяснить какой системой представлений человек пользуется обычно в нормальном состоянии Некоторые используют все системы, и в таких случаях можно начать с любой. Но в условиях стресса - а терапия является именно таким условием - люди, как правило, специализируются на какой-либо одной системе представлений. Это составляет часть того затруднения, от которого они ищут помощи. По отношению к данной проблеме они бывают специализированы в той или иной системе представлений. И часто бывает достаточно ввести две другие системы представлений, чтобы они приобрели некоторое новое поведение. Вы можете сделать это с помощью перекрывания.

Перекрывание всегда видно во всем, что мы делаем. Наблюдается не только перекрывание одной системы представлений другой, но также перекрывание при переходе от внешнего к внутреннему. Один человек говорил мне: "Я выполняю наведение ста различными способами". Я заинтересовался этим и попросил его продемонстрировать все способы, которые он может себе представить. Оказалось, что все они с формальной точки зрения были тождественными. При каждом наведении он пользовался одной и той же последовательностью: внешнее зрительное восприятие, внутреннее зрительное, внешнее кинестетическое, внешнее слуховое, внутреннее слуховое. Его наведения имели каждый раз иное содержание, но он всегда применял при наведении один и тот же прием. И хотя у него лишь одна последовательность, он весьма эффективный гипнотизер, в том смысле, в каком традиционные гипнотизеры оценивают свои результаты.

Здесь, где вы работаете в группе, вы можете начинать с любой системы, если только вам не попадется партнер с уже выработанной сильной специализацией. И все же сделайте следующий предварительный шаг, чтобы в точности воспроизвести то, что вы будете делать на практике:

опросите человека о чем-нибудь из его жизненного опыта, обратите внимание на то, какими терминами он пользуется, и примените вначале соответствующую систему представлений. Выскажите четыре или пять описаний в этой системе, а затем найдите точку перекрывания, чтобы перевести партнера в другую систему.

 

ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА

 

Простейшее из всех наведений состоит в том, что вы спрашиваете клиента, находился ли он когда-нибудь в состоянии транса. Если это с ним случалось, попросите его описать во всех подробностях последовательность событий, происшедших в последний раз, когда он был в состоянии транса. Спросите его, как в точности выглядела комната, как звучал голос гипнотизера, и что в точности делал гипнотизер, чтобы ввести его в состояние глубокого транса.

Если клиент продвигается через свое переживание слишком быстро, так что вы не успеваете получить полные реакции, вы можете указать ему в несловесной форме, чтобы он двигался медленнее, если же задать ему вопросы с требованием большего количества подробностей. Вы можете, например, спросить: "Вы видели тогда точно так же, как теперь?" "Нет"_- отвечает клиент_- совсем иначе". "Покажите пожалуйста, как вы сидели". Положение тела, которое клиент связал в последний раз с измененным состоянием сознания, поможет ему снова найти положение, ведущее к переживанию такого же транса.

"Вы были в такой же комнате, как и теперь?" "Нет, нет, там были зеленые стены". "Попробуйте закрыть глаза и мысленно представить себе комнату, в которой это происходило"... Вы отделяете пациента от его нынешнего состояния, нынешних пространственновременных координат, чтобы представить ему более свободный доступ ко всей информации, и тем самым позволить ему вернуться в состояние транса, наиболее эффективное для него в прошлом.

Чтобы усилить действие ваших вопросов, вы можете добавить и другую технику высказываний-инкорпорацию команд (см. Приложение) "Так, вот, она наклоняется влево или вправо, когда ваши глаза начали закрываться?"

Это в самом деле простейшее из наведений. Обычно дело сводится к тому, что вы просите клиента вспомнить во всех подробностях последовательность событий, происшедших с ним, когда он в последний раз находился в состоянии глубокого транса. После того, как клиент достигает состояния транса, вам остается только утилизировать (использовать) такое состояние. Кто из вас испытал переживание встречи с Милтоном Эриксоном?

Если вы оглянетесь кругом, то вы увидите, кто из присутствующих встречался с Милтоном, потому что мой вопрос вызвал у них транс, пережитый при встрече с ним.

 

ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА

 

Есть и другой легкий способ достигнуть состояния транса. Каждый человек побывал в сомнамбулическом трансе: дело лишь в том сознает он это или нет.

Сегодня утром мы просили каждого из вас выбрать из своего личного опыта некоторое состояние с ограниченным фокусом внимания. Два других члена вашей группы говорили вам об этом переживании, чтобы его усилить. Можно получить реакции того же рода, ничего не зная о человеке, если выбрать и описать состояние сомнамбулического транса, как правило, встречающиеся в нашей культуре. Это делается очень легко. Вы садитесь напротив человека и говорите: "Давайте рассмотрим сначала обычные виды переживаний, поскольку мне нужно знать для коммуникации, какую вы пережили историю, ситуацию. Это поможет мне использовать ваши способности, чтобы научить вас новым методам гипноза". Затем вы описываете пять очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса. Вы заметите, что при попытках понять вас и найти в своем личном опыте примеры того, о чем вы говорите, ваш клиент перейдет в измененные состояния.

Предположим, я говорю вам об ваших ощущениях при длительной поездке в машине: что при этом происходит в вашем переживании? Вот вам пример случая, когда пет прямого указания перейти в транс, а просто приводится ситуация, в которой в нашей культуре естественно возникает состояние транса.

Например, вчера я ехал в машине... из Санта-Крус, в Калифорнии где я живу... поднимаясь в горы Санта-Крус... и спускаясь с другой стороны... к аэропорту Сан-Хосе... И как это случалось уже

много раз, когда я вел машину... особенно по хорошо известной мне дороге... где я уже много раз проезжал... последнее, что я вспоминаю... перед тем, как я прибыл в аэропорт...- я сворачивал на автостраду N 7, по которой проезжаю весь путь через горы Санта-Крус до Сан-Хосе, чтобы поспеть к самолету. И конечно я ехал вполне безопасно... и во время езды... однообразие пути... я полагаю... вызвало у меня нечто вроде... автоматической... и бессознательной... реакции... на которую я мог положиться... чтобы доехать в безопасности с начала... и до конца моего пути... И это было очень похоже на другое переживание, знакомое, конечно, и вам и многим, кто меня слушает... переживание, когда вы сидите на лекции... где присутствие обязательно... но лектор... не очень интересный рассказчик... а просто человек, который... говорит так, что вызывает нечто... вроде скуки... и выдает вам слова, не особенно заботясь об их содержании и об их действии... и в таких переживаниях_- мой ум, как я заметил... любит переноситься... в другие места и времена... где не так скучно, и где интереснее, чем в моем нынешнем окружении...

Или еще одно мое переживание... когда я шел через лес... в хорошую погоду... там, где я живу, очень красивые места... в удивительном лесу из секвойи я слышал, как люди сравнивали... зрительное впечатление... от этих стволов секвойи... с тем, как будто находишься в соборе... в какой-то большой церкви... и они вызывают чувство величия... и покоя... и безмятежности... И когда я иду через лес секвойи... надо сказать об этих лесах секвойи... что они так однородны... что в них не так уж много дичи... особенно птиц... и величественная тишина... сопровождает прогулки... через лес секвойи... и хотя так мало разнообразия... в моем переживании... когда я через них прохожу... у меня бывает чувство покоя... и расслабления... которое я глубоко... ценю. Что общего имеют эти три переживания? Женщина: Расслабление, одиночество. Мужчина: Безмятежность. Женщина: Повторение.

Они повторяются. Они монотонны. И если бы кто-нибудь повернулся кругом, когда я говорил, он заметил бы у большинства из вас физиологические признаки, которые мы учим вас связывать с состоянием транса.

Итак, очень естественный и скрытый способ перевести человека из данного состояния сознания в измененное_- это рассказать, как я это сделал, ряд историй или маленьких эпизодов, связанных между собой лишь той реакцией, которую вы хотите вызвать у партнера. Здесь все зависит от остроты и чувствительности вашего сенсорного аппарата: нужно чтобы вы могли заметить, вызваны ли желательные реакции. Расскажите столько историй, сколько понадобится для достижения таких реакций. Вы можете, например, говорить о передвижении в лифте. В лифте почти все переходят в транс. Люди смотрят на номера этажей, их зрачки расширяются, и они застывают в неестественных позах. Единственные места в лифте, куда вежливость позволяет смотреть, это номера этажей, стены или пол.

Другой пример: что происходит, когда вы едете по улице в машине и видите перед собой красный свет? Вы останавливаетесь. Когда машина перестает двигаться перестаете двигаться и вы. Приведите другие примеры естественно возникающих состояний транса. Женщина: Смотреть кино. Мужчина: Сидеть в церкви.

Да, хотя сидение в церкви становится не таким уж распространенным занятием. Многие люди не испытывали этого переживания, и не сумеют сравнить с ним свои состояния, но это хорошо для тех, кто это испытал. Женщина: Смотреть телевизор.

Да_- если вы хотите передать информацию своим детям - научить их прибирать свои комнаты, или что-нибудь в этом роде - поймайте их, когда они смотрят телевизор. Они отсутствуют, они живут тем, что показывают на экране. Тогда вы садитесь с ними и говорите тихо, чтоб не потревожить их: "...иу тебя такое непреодолимое стремление..."

Мужчина: В психиатрических больницах хронические больные смотрят телевизор весь день. Мне никогда не приходило в голову заняться ими в это время. Попробуйте это сделать.

Когда мы с Ричардом Бэндлером начали изучать гипноз, мы часто разыгрывали такую игру: мы брали группу "наивных субъектов", людей, никогда ранее не бывших в официально наведенном состоянии транса. Затем мы ставили задачу перевести их минимальным числом шагов из их данного состояния в сомнамбулическое состояние транса. Одной из первых целей, которых я всегда старался добиться, было состояние медитации. Медитация_- это весьма измененное

состояние сознания по сравнению с нормальным. Я спрашивал этих людей, не будут ли они любезны дать мне увидеть, как они перейдут в состояние медитации, без всякого вмешательства из вне. И они переходили в состояние медитации_- состояние резко отличающееся от нормального.

Когда они приходили в такое состояние, я говорил: "С вашего позволения, я предложу вам теперь перейти из состояния медитации_- ничем не нарушая его целостности_- в другое состояние,-называемое общим сомнамбулическим трансом, в котором мы сможем начать производить желательные для вас изменения".

Я провожу отчетливые различия между трансом и медитацией, потому что если не отделять медитацию от так называемого сомнамбулического транса, то пациенты будут каждый раз, как они медитируют, погружаться в транс. Я не хочу связывать эти состояния друг с другом, если у меня нет на это особой причины.

Во всех случаях, когда вы будете выполнять официальные ритуальные процедуры гипноза, я рекомендую вам подождать до тех пор, пока вы не сумеете скрытно вызвать у пациента пару состояний транса. Приведу самый обычный пример. Человек приходит и просит загипнотизировать его для какой-то определенной цели. Вы говорите: "Пожалуйста, но прежде, чем мы начнем, я хотел бы кое-что узнать", затем вы наводите ряд трансов. Вы говорите что-нибудь в таком роде: "Прежде всего я должен проверить вашу способность вспомнить во всех подробностях информацию, которая мне понадобится для вашей истории болезни". Таким образом, вы наводите транс, составляя историю болезни. Вы спрашиваете: "Где вы родились?", и заставляете пациента вспомнить и подробно описать дом, в котором он жил, звуки в его доме, его ощущения в этом доме ит. д. И конечно же он впадет в состояние транса- он подвергается возрастной регрессии, стараясь получить детальную информацию о своем прошлом. Одно из описаний состояния транса состоит в том, что человек становится независимым от нынешней картины времени и пространства. То, о чем была речь, подходит к этому определению. Единственным, что связывает его с нынешними координатами времени и пространства, остается ваш голос. По всем другим размерностям он находится не здесь.

Традиционные гипнотизеры считают регрессию одним из явлений "глубокого транса". В действительности это нечто, встречающееся на каждом шагу. Специалисты по гештальт-терапии, как правило, вызывают явления глубокого транса автоматически, гораздо легче, чем гипнотизер, хотя большинство из них возражает против термина "гипноз". Во всем мире люди смотрят на пустые стулья и видят там своих отцов и матерей, обращающихся к ним, и слышат ответы. Это положительные галлюцинации, слуховые и зрительные. Они представляют собой явления глубокого транса. Но их так не называют, и потому они не вызывают сопротивления. Кстати, я хотел бы сделать здесь одно замечание_- указать на некий учебный прием. Каждый раз, когда вы читаете лекцию о гипнозе, ваша группа будет, конечно, входить в трансы и выходить из них. Группа может понять ваши описания гипноза и транса только одним способом - испытывая собственные переживания, соответствующие этим описаниям. Если вы достаточно уверены в своей силе, вы можете довольно быстро или медленно, в зависимости от нужды переводить в глубокий транс группу в сто человек. Нет более легкого предмета для лекции, потому что все, о чем вы говорите, тут же и происходит.

По реакции слушателей вы сможете также узнать, кого выбрать в качестве партнера для обучения. Выберите кого-нибудь из 20% слушателей из этой группы, которые в течение вашего 50-минутного изложения не менее 5 раз входили в сомнамбулический транс и выходили из него. В конце этого семинара вы должны приобрести достаточный опыт, чтобы различать, кто переходит в глубокий транс, воспринимая весь материал на этом уровне сознания, кто находится в смешанном состоянии, реагируя и сознательно и подсознательно, и кто остался в полном сознании. Для демонстрации учебных вопросов вы должны уметь выбрать в каждом случае вполне подходящего демонстрационного субъекта. Если вы хотите продемонстрировать некоторую конкретную реакцию, вы можете рассказать, что вы собираетесь делать, объяснить, в чем проявляется реакция и за метить, у кого такая реакция проявляется быстрее всего. Этого человека и следует выбрать в качестве субъекта.

Некоторые из вас, возможно, меняют состояния сознания быстрее, чем это нужно для усвоения материала. Возможно, вы найдете нужным приостановить ваше погружение внутрь, молчаливое погружение внутрь, и попросить какую-то часть вашего "я" сохранить состояние сознания, наиболее полезное для учебных целей. Было бы полезно сохранить отчетливое воспоминание об этом опыте, и уметь сознательно контролировать используемые в нем приемы. Отведем теперь

минуту молчания для того, чтобы вы могли приспособиться... Если вам уже известен метод переработки, примените его...

 

Упражнение 4

 

Я уже объяснил вам пять способов наведения: 1._Словесная подстройка и ведение. 2._Несловесная подстройка и ведение. 3._Перекрывание систем представлений. 4._Цостижение предыдущего состояния транса.

5.0писание обычно встречающихся (универсальных) ситуаций транса.

Разбейтесь на группы по три человека, и пусть каждый выберет способ наведения, который его интересует и который он не выполнял систематически в прошлом. Пусть А выберет способ наведения и применит его по отношению к Б. Б будет просто получать от этого удовольствие. Третий член группы, В, должен обратить все свое сознательное внимание на изменения, происходящие с Б при переходе в транс. Надо обращать внимание на то, какие высказывания и какое поведение вызывают наиболее отчетливые реакции, и существуют ли такие высказывания и такое поведение, которые выводят Б из состояния транса. В будет "метасубъектом", контролирующим все происходящее Если вы в качестве В заметите, что гипнотизер, говорит слишком быстро, сделайте ему знак рукой, чтобы он сбавил темп. Если гипнотизер говорит слишком высоким тоном и это, по-видимому мешает Б, раздражает Б, сделайте ему знак, чтобы он сбавил, понизил тон.

Если вы выполняете роль А, то после наведения транса дайте Б некоторые общие указания, связанные с процессом обучения, а затем возвратите его из транса. Если вы уже получили хорошие реакции транса, того же рода, которые наблюдались здесь у Барб, то продолжайте сидеть на месте, сделайте пару глубоких вздохов, улыбнитесь и мысленно похлопайте себя по плечу. Посмотрите на вашего наблюдателя и дайте ему какой-нибудь едва заметный знак, что вы добились транса. Потом подстройте ваше дыхание к дыханию партнера, и тогда вы говорите соразмеряйте темп вашего голоса с его циклом дыхания. "И вы с радостью испытываете эти особенные переживания... которые ваше подсознание вам сейчас открывает... ощущение изумления... и приключения... когда вы входите в новые состояния сознания... обретая в этом переживании чувство... уверенности... в ваших способностях... и человеческой гибкости... И выполнив это полностью... и глубоко... ваше подсознание медленно... и осторожно... приводит вас обратно в нормальное состояние... с чувством свежести и обновления... Я буду внимателен... если в какой-то момент... понадобится моя помощь... для возвращения... дайте мне знак... движением руки".

Затем сидите и наблюдайте... У вас будет прекрасная возможность для тренировки ваших восприятий: замечайте изменения, происходящие при переходе партнера в измененное состояние и обратно. Если он подаст вам знак рукой, вы подстроитесь к его дыханию и скажете: "Я начинаю теперь... считать в обратном порядке... с десяти до одного... медленно... Когда я скажу "один"... ваши глаза откроются... и вы испытаете чувство свежести... и снова будете с нами". После этого считайте в обратном порядке, сопровождая дыхание партнера, пока не скажете "один". Окончив это, оставьте себе несколько минут для обратной связи. Б может сказать А о чем-нибудь, что он заметил в процессе наведения, что хорошо на него подействовало, или о чем-нибудь, что отвлекло Б или препятствовало развитию измененного состояния. В может добавить что-нибудь замеченное извне, особенно о разнице между указаниями А и реакциями Б. Это будет полезной обратной связью для А. После этого поменяйтесь ролями и дайте попробовать БиВ свои силы в наведении.

Таким образом, А сначала наводит транс, затем дает общие учебные указания, и затем дает указания о возвращении из транса. Начинайте.

 

Обсуждение

Мужчина: У меня вопрос. Когда я наводил транс у Линн, ее левая рука начала сильно дергаться. Потом она сказала, что это связано с нервным центром на левой щеке, где у нее когда-то оперировали кисту, и что от этого вероятно еще осталось повреждение нервов. Во время наведения я не представлял себе, что с этим делать, и можно ли что-нибудь сделать. Если при наведении измененного состояния сознания происходит что-нибудь без вашего указания, то ваша минимальная реакция на это - немедленно инкорпорировать это событие, сказав: "Да, и у вас продолжаются эти особые переживания и связанные с ними ощущения в вашем теле". Это утверждает реакцию и убеждает партнера в том, что вы бдительно воспринимаете его реакции, даже если вы и не знаете, что означают эти сигналы.

Есть другое, весьма сильное средство, позволяющее справиться со значительными явлениями-"органический язык". "Значительными" я называю такие явления, когда происходит нечто необычное, но я не знаю, что именно.

"Так вот, когда человек... впервые входит в измененное состояние сознания... это часто немного встряхивает его... Но люди часто твердой рукой... ухватываются за эту часть задачи... которая может быть связана с таким особым синдромом... так, что они могут указать пальцем на изменения... которые для них ощутимы". Я инкорпорировал таким образом четыре-пять скрытых указаний на часть тела и на деятельность, выполняемую этой частью тела. Если в этот момент у партнера еще остались какие-то следы сознания, то оно, как правило, не поймет таких скрытых указаний. Подсознание, напротив, воспринимает их, и обычно понимает, как подтверждающее сообщение.

Два только что указанных маневра представляют собой инкорпорации и подтверждение видимой, но не вызванной мною реакции. Этим я говорю: "Все в порядке, я принимаю то, что вы делаете; и нисколько не возражаю если вы продолжите это делать". Как правило, такой прием достигает цели. Можно применить и другой, может быть, еще более сильный метод, сказав "... и с каждым таким движением вы все более погружаетесь в транс". Тогда обычно происходит одно из двух: либо партнер и в самом деле глубоко погружается в транс, либо он перестает дрожать. Можно также использовать дрожь, как средство доступа к некоторой терапевтической процедуре "Эти особенные переживания... связанные с таким драматическим движением вашей руки... станут в этот момент доступны для вас... лишь когда вы достигнете глубокого состояния транса... чтобы вы могли расценить их... как переживания вашего прошлого... которые могли иметь тогда отрицательные последствия... или не имели таких последствий... но теперь вы можете спокойно рассматривать их... как нечто пережитое вами... и заново увидев и услышав... эти особенные переживания... вы можете извлечь из них способы защиты... сейчас и в будущем... научившись на собственном опыте... который предоставляет вам теперь такие возможности". Все это "забалтывание" в том смысле, что в этом нет никакого содержания. Но это - разумная, имеющая значение коммуникация, в том смысле, что вы указываете партнеру, что делать со своим опытом и чему-то из него научиться.

Женщина: А что делать, если человек не возвращается из транса?

Если вы говорите партнеру, чтобы он вернулся, а он не возвращается, значит вы потеряли раппорт. Следовательно, вы должны вернуться обратно и снова добиться раппорта. Вы можете некоторое время просто соразмерять свое дыхание с его дыханием. Затем попросите его собрать все приятные, положительные характерные черты пережитого опыта, чтобы он взял их с собой, когда будет возвращаться. Медленно считайте от десяти до одного, выговаривая по одному числу через один вдох партнера. Это поможет вам обеспечить раппорт. Дайте партнеру указание, что когда вы скажете "один", его глаза широко раскроются в знак возвращения сознания, и он почувствует удивление и восхищение своим переживанием.

Женщина: У меня были клиенты, переходившие по-видимому в физиологический сон. Я предполагала, что их сознание еще каким-то образом слышит, но я в этом не уверена. Не было никаких реакций.

Понимаю. Прежде всего я не верю последнему утверждению, будто не было никаких реакций. Я предложил бы вам для вашего собственного обучения, применить несколько несловесных приемов чтобы выяснить, продолжает ли партнер на вас реагировать. Простейший способ - подойти так близко, чтобы он мог слышать ваше дыхание, а затем несколько минут дышать вместе с ним. Предполагаю, что у вас хватит внутренней гибкости не уснуть вместе с ним. Дайте себе указание, что вы будете подражать его дыханию, а хотя это дыхание обычно сопровождает физиологический сон, вы сохраните некоторый уровень бодрствования. Через минуту или две

такого совместного дыхания начинайте очень медленно менять свой способ дыхания, и партнер должен будет последовать за вами.

Вы можете добиться раппорта без риска уснуть, если положите руку на его плечо и будете менять давление руки вместе с ритмом его дыхания. При его выдохе вы можете усиливать давление, и ослаблять при вдохе Мы называем это перекрестной подстройкой. Продолжайте делать это две или три минуты, а затем слегка измените свой способ давления и обратите внимание, следует ли за вами дыхание партнера. Женщина: А если не следует?

Если не следует, то ваш клиент находится в состоянии физиологического сна, и вам понадобится больше времени для установления раппорта. Вы это можете сделать, но это потребует больше времени.

Когда вы как следует изучите гипноз, вы увидите, что вам никогда больше не придется выполнять "официальное" наведение транса, которое ваши клиенты признали бы как таковое. Вы сумеете наводить измененные состояния естественным путем, и вы сумеете их использовать для достижения изменений таким образом, что в сознании человека даже не возникнет представления о каком-то "гипнозе".

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЯКОРЕЙ ДЛЯ НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА

 

Для тех из вас, кто не знаком с понятием "якоря", мы дадим здесь некоторое представление об этом предмете. Применение якорей подробно описано в нашей книге "Из лягушек в принцы". (Глава II), содержание которой мы не будем повторять. Но мы обсудим отношение якорей к гипнозу.

Каждое переживание состоит из ряда компонентов, элементов: зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, вкусовых. Якорное зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать все переживание в целом. Все вы испытывали переживание, когда проходя по улице, вы ощущали какой-то запах, переносивший вас в другое время и место. Запах служит "напоминанием" о каком-то другом переживании. Это якорь. У влюбленных пар часто бывает песня, которую они называют "нашей песней". Это тоже якорь. Каждый раз, когда они слышат эту песню, они вновь испытывают те чувства друг к другу, какие у них были однажды, когда они назвали эту песню своей.

Многие наведения, которые вы здесь выполняли, включали применение якорей. Когда вы помогали партнеру достигнуть предыдущего состояния транса, вы использовали якоря, уже зацепившие его в этом переживании. Когда вы просили вашего партнера принять то же положение тела, что и при переживании транса, слушать голос гипнотизера или делать еще что-нибудь, связанное с трансом, вы использовали естественно возникшие якоря.

Если человек может вам описать свое переживание транса в сенсорных терминах, то вы можете использовать якоря, чтобы построить у него это состояние. Для этого надо лишь разбить его переживание транса на зрительные, слуховые и кинестетические компоненты. Если вы начинаете со зрительного компонента, вы можете сказать: "Представьте себе, что вы находитесь в глубоком трансе: каким вас видят другие люди? Покажите мне это своим телом. Я отражу вас, вы получите обратную связь в том, что вы делаете, и тогда вы сможете приспособить ваше тело, если то, что вы представите себе, будет достаточно верно". Когда партнер скажет вам, что он все делает верно, забросьте якорь прикосновением или звуком.

Затем выясните, видит ли партнер (зрительные) внутренние образы, и если видит, то какие. Если его глаза остаются открытыми в глубоком трансе, спросите его, что он видит снаружи. Когда он извлечет ответ, зацепите якорем его состояние.

Затем перейдите к ощущениям. "Представьте себе, что вы находитесь в глубоком трансе: что вы ощущаете? Как вы дышите? Покажите мне в точности, как вы расслабляетесь". Когда партнер продемонстрирует свои ощущения, зацепите якорем эти состояния.

Слуховая компонента "глубокого транса" остается пока незацепленной. Вы можете спросить партнера, воспринимает ли он голос гипнотизера, и как этот голос звучит. Затем выясните, был ли у вашего партнера в глубоком трансе какой-нибудь диалог, слышались ли какие-то звуки. Систематически проходя зрительные, слуховые и кинестетические переживания его транса, внутренние и внешние, зацепите все компоненты, либо одним и тем же якорем, либо различными

якорями. Если вы пользуетесь различными якорями для разных компонент, то вы можете затем привести в действие все якоря одновременно, чтобы "напомнить" партнеру, что представляет собой транс. Это еще один способ применения якорей для наведения транса, Используя якоря таким образом, вы можете даже построить переживание, которого у вашего партнера никогда не было. Для этого просто надо сцепить одним якорем различные компоненты переживания. Если вы уже навели состояние транса, вы можете установить якоря таким образом, чтобы вы при желании могли быстро восстановить этот транс. Когда я выполняю гипнотическое наведение, я всегда меняю тон моего голоса, стиль движений, позиции и выражение лица, чтобы один набор моих способов поведения связывался с состоянием транса, а другой набор- с нормальным состоянием сознания. Если я уже однажды навел измененное состояние, это даст мне возможность быстро навести его снова, попросту начав мое "трансовое" поведение. Эти способы служат подсознательными сигналами для перехода в транс. "Сигналы повторного наведения", применяемые гипнотизерами, представляют собой частный случай только что описанного использования якорей.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия