Эпоха барокко во Франции. Типологические чертыБарокко итал. barocco — «странный», «причудливый». Термин возник у португальских ювелиров - порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы». С 1570 г. он перекочевал в итальянскую литературу, характеризуя персонажа с причудливым характером. Англия -Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) – «Опыт о человеческом разуме», Исаак Ньютон – (1643-1727) Франция - Рене Декарт (1596-1660) – основоположник рационализма - «Я мыслю – следовательно, я существую» Германия - Иоганн Кеплер (1571-1630), Готфрид Лейбниц (1646-1716) Италия – Галилео Галилей (1564-1642) Направления в искусстве, существовавшие в рамках единого хронологического периода – эпохи барокко: Следствие противоречивости и переходности эпохи барокко - сосуществование различных направлений в рамках одного хронологического периода: - барокко - Ренессансный реализм (Сервантес, Лопе де Вега) - Классицизм (Корнель, Расин, Мольер) - рококо Главные события в сфере музыки и театра: Рождение оперы, которая выводит на сцену солиста. Установление принципов классицизма – одного из ведущих направлений искусства XVII века - во французском театре. Выдвижение в качестве ведущего вида искусства – театра. 7. Шекспир и театр в Англии: Главная цель искусства барокко - поразить, потрясти воображение, поэтому театральность стала его неотъемлемой чертой.Не случайно одна из самых популярных аллегорий барокко представляет мир в виде театра. «Весь мир –театр» - авторство этой фразы традиционно приписывается Уильяму Шекспиру (монолог Жака из комедии "Как вам это понравится«)Mundus universus exercet histhonam – в переводе с латинского: Весь мир занимается лицедейством. Эта строка украшала фронтон здания в Лондоне, где размещался театр «Глобус», для которого писал свои пьесы Шекспир. Однако эти слова принадлежат римскому писателю Гаю Петронию (1 в. н.э.). Шекспировский театр был построен в 1599 году из балок разобранного первого публичного (общедоступного) театрального здания, построенного в 1576 году Джеймсом.Особенности европейской театральной архитектуры и декораций в эпоху барокко: Декорации выражали барочную идею бесконечности и беспредельности мира, в котором человек уже не мера всех вещей (как это было в эпоху Ренессанса), а лишь малая частица этого мира.. Другая черта декораций 17 в. – их динамичность и изменчивость: на сцене (и на «земле», и под «водой», и в «небесах») совершалось множество самых фантастических, мифологических метаморфоз, событий, превращений. Технически мгновенные смены одних картин другими производились сначала с помощью телариев (трехгранных вращающихся призм). Затем были изобретены кулисные механизмы и целая система театральных машин.Ведущие мастера декорационного барокко 17 в. – Б.Буонталенти, Дж. и А.Париджи, Л.Фуртенбах, Л.Бурначини, Г.Мауро, Ф.Сантурини, К.Лотти, наконец, Дж.Торелли, который реализовывал итальянскую систему оформления спектаклей в Париже.Опера барокко: сюжеты - историко-легендарные, мифологические; комедийно-бытовые; типизированные герои по их характеру и чувствам; типизированные сюжетные схемы положений и ситуаций; 3-х актная композиция, номерная структура; Откристаллизовались типизированные оперные формы: Sinfonia – инструментальное вступление к опере Арии - основные типы: ария lamento, бравурная/героическая, пасторальная, легкая/буффонная.
|