Студопедия — Эпоха железа (с VIII в.д.н.э.) 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эпоха железа (с VIII в.д.н.э.) 1 страница






Племенные объединения и союзы

Саки (VIII-VII вв д.н.э.). Название собирательное. В это племя входили

племена: Парадарайя (заречные, заморские) - в Приаралье; Тиграхауда - «носящие остроконечные шапки» - в Семиречье; Хаомаварга - «варящие бодрящий напиток хаома» - на р. Мургаб; Массагеты - на востоке «по ту сторону Сыр-Дарьи»; Дай, каспии и другие.

О саках мы знаем: из «Авесты», древних персидских источниках

(«могучие мужи»). Тексты составленные по приказу персидских царей представляют наибольший интерес.

О саках писал Геродот (греки их называли азиатскими скифами). Страбон сообщает о архитектурных памятниках в Приаралье: Чирик-Рабат (место захоронения знатных особ), Бабиш-мулла, Баланды и др. На зимних пастбищах сосредоточено самое большое количество курганных могильников.

Политическая история. Правители (цари) отождествлялись с Солнцем. Избирались

они из сословия воинов. Большая роль женщин (пережиток матриархата), они имели право воевать наравне с мужчинами. VI в.д.н.э. - войны с персами. Царица Томирис победила персидского царя Кира. Помимо нее известна еще царица Зарина. Дарий I в походах 519-518 гг д.н.э. подчинил тиграхауда. Саки наемниками у персов воевали с греками при Марафоне (490 г.д.н.э.). Александр Македонский воевал с саками в IV в.д.н.э. Во время его похода на саков была построена Александрия Эсхата. Жестокость завоевателя вызвала восстание саков. Слои общества: воины, жрецы (хранители знаний эпохи бронзы), общинники.

Хозяйство. Оседло-кочевой образ жизни (исходя из близости к городским центрам, торговым путям). Впервые широкое распространение получает кочевое скотоводство. Переход к нему позволил резко увеличить численность стад - (лошадей и овец). Преобладает коневодство (конь в мифологии саков - символ огня и солнца; кабан - грома). Верблюдоводство развито в Южном и Западном Казахстане. В развитии ремесла, торговли проявилось высокое развитие материальной культуры саков. Через сакские степи проходил «лазуритовый» участок Великого Шелкового пути (из Памира в Иран, Месопотамию).

Культура. На искусство саков повлиял Ахеменидский Иран. С VII в.д.н.э. (и до начала нашей эры) получил развитие «звериный стиль» (инкрустация - вставки из цветных камней). «Храмы огня» в Семиречье. Найдена могила с «Золотым человеком» (У-1У вв д.н.э.).

Усуни (III в.д.н.э.- III в.н.э.)

(уйсуни) Обитали в Семиречье, на землях тиграхауда. Общество усуней достигло уровня

государственности. Столица - Чигучен //Город Красной Долины (на берегу оз.Иссык-
Куль). Вождь - гуньмо. Китайцы о них в письменных хрониках упоминают с 138 г.до н.э.
(древний историк Сыма Цянь). С Китаем имели широкие дипломатические и родственные
связи. Язык - (древне-тюркский?). В Каргалинском ущелье найдена

диадема (П-1 вв до н.э.) с моделью Вселенной, где крылатые кони это символ солнца: Встречаются много золотых украшений с напаянными золотыми шариками на основу (метод зерни). Ювелирные украшения отражали их религиозные представления.

 

Кангюи (III в.д.н.э.-У в.н.э.).

(Канглы)

Жили в Южном Казахстане (среднее течение Сыр-Дарьи, предгорья Каратау).

Столица - Битянь. Известен древний город Кокмардан. Распространен культ предков. Главное занятие скотоводство. Полуоседлы. В сосудах хумах хранили зерно.

 

Сарматы (III в.д.н.э.- I в.н.э.).

(Савроматы)

Обитали в Зап.Казахстане. Европеоиды, ираноязычны. С ними связаны легенды об

амазонках. Племена: роксоланы, сираки, аланы. Впервые об них (III в.д.н.э.) сообщают греческие источники: опустошили, опустынили, истребили Скифию (Диодор). П-1 вв д.н.э. в союзе с Мйтридатом воевали с Римом. С гуннами дошли до Испании. Кочевые скотоводы. Испытали сильное влияние греческой культуры. В их могилах" находят изображение бога Диониса и -вещей из Греции. Рыбьим клеем склеивали луки из 2-х и более пород дерева (с костяными накладками).

Гунны (III в.д.н.э.-V в.н.э.).

(Хунны, сюнну) Говорили на древне-тюркском языке. 24 рода в обществе. Основа армии - конница.

Признаки появления государства у гуннов: частная собственность на скот и землю, примитивный бюрократический аппарат, введение налога как формы эксплуатации, наличие права. 3 раза в год собирали народное собрание. При шаньюе Модэ гунны (во 2-й пол. I в.д.н.э.) впервые проникают в Казахстан. Хунны начали тюркизацию местных восточно-иранских племен. Шаньюю подчинялись князья из числа близких родственников. Шаньюй Чжи Чжи заключил союз с Кангюи против Усуней, Этот правитель при обороне своего города использовал пленных римлян из армии Марка Красса. Его война против Китая и усуней закончились пленением Чжи Чжи. Гунны, пройдя транзитом Евразийские степи, Казахстан положили начало(с 55 г.д.н.э.) Великому Переселению народов (2-5 вв н.э.). К IV в.н.э. гунны заняли весь Казахстан, в V в.н.э. Аттила совершил опустошительный набег на Европу. В IV в.н.э. гунны дошли до Дуная и заняли Венгрию. Нашествие гуннов привело к падению Рима. III-V вв.н.э. - полихромный стиль в искусстве (скань - напаивание витой золотой проволки). С II в.д.н.э. начал действовать Великий Шелковый путь (и до XIV-XV вв.н.э.).

III. Тюркские каганаты

IV-ХII- тюркский период)

В ходе этногенеза тюрков происходило смещение тюркоязычных народов с Востока

на Запад и складывание каганатов - раннефеодальных государств. Этноним «тюрк» в китайских источниках с 542 г.

Тюркский каганат (552-603). В VI в Казахстан попал под его власть. Страна протянулась с Северной Монголии до Восточной Европы. В основе государства самое многочисленное тюркоязычное племя теле. Основал Бумын-каган. В 552 г он выступил против аваров.- При кагане Мукан)рг политически господствуют в Центральной Азии. В союзе с Ираном воюют с эфталитами. И разбивают их под Бухарой ^о8лг\_3авоевав_. Среднюю Азию, овладели Великим Шелковым путем. В 568 г заключают соглашение с Византией против Ирана. Главная цель при набегах — расширение владений. Тудун -наместник контролировавший сбор податей. Кочевые скотоводы (в основном лошади и овцы). Согдийцы сыграли большую роль в распространении городской культуры в Юго-Западном Семиречье.

Тюрки испытывали сильное.влияние буддизма с VI в. Хотя согдийцы еще с I в до н.э. распространяли его в Центарльной Азии. В Таразе при раскопках найден медальон с символом манихейского божества. По Вел. Шелк. Пути распространялись религии: тенгризм, зороастризм // огнепоклонство (занесена согдийцами), манихейство (например, в Таразе), иудаизм, христианство-несторианство (в VII-VПI вв широко в городах Юж.Казахстана и Семиречья). О/христианах Илийской долины и церкви в Коялыке будет сообщать в XIII в Вильгельм Рубрук. Зороастризм был занесен в VI-VII вв согдийцами.

Тенгризм. Тенгри - бог неба. Умай - богиня домашнего очага, здоровья детей, плодородия земли. Эрклиг - бог смерти, владыка подземного мира. Ер-Суб - Земля-Вода. Аруахи - духи предков.

Древнетюркская руническая письменность. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит греку-византийцу Менандру Проектору. Китайские источники свдетельствуют о наличии в VI в письменности у тюрокв. Впервые найдены на р.Орхон -каменные стелы с руническими текстами в честь Бельге-кагана и Кюль-Тегина (образец ораторского искусства и политической прозы, баллады о богатырях). Найдены были и на р.Талас. Употреблялся древнетюркский шрифт (орхоно-енисейские руны) до XII в. Наряду с этим письмом, употреблялось еще и согдийское письмо. Возникновение тюркского письма на основе арабской графики связано уже с распространением ислама.

Распад в 603 г на

 

Западно-тюркский каганат Восточно-тюркский каганат

(603-704 гг) (603-756 гг)

 

Государство «10 племен» (усуни, канглы, тюр-

геши и др.). Ядро каганата - земли от гор Ка-

ратау до Джунгарии. Центр в Смиечье

Летняя резиденция каганов -Минг-Булак. Выс­шая судебная власть у тархана. Судебные функ­ции выполняли буюруки. Ябгу, шад, эльтебер принадлежали к роду кагана.

Оба каганата захвачены Китаем.

Тюргешский каганат (704-756). В 704 г добивается политической гегемонии над Западно-тюркскими правителями в Семиречье. Борьба тюрок против Китая привела к возвышению тюргешей. 2-я ставка - г.Кунгут. Родоначальник династии и государства Уч-элик-каган (герой борьбы с арабами). Его преемник - Сакал-каган. Глава государства -джабгу. Эльтебер - титул вождей. Столица в г.Суяб, потом в крупном торговом центре (до!/2 населения купцы) Таразё Тараз при тюргешах крупный центр торговли. Скотоводство (овцы, лошади). Пастбища у аристократической верхушки. Монета тюргешей была в обращении в Казахстане до конца X в. По мнению Аль-Бируни, самый ценный продукт тюргешей - мускус. В 1-й половине VIII в (в 705 г) в Среднюю Азию, Казахстан вторгаются арабы. Но они были разбиты тюргешами и согдийцами. При кагане Сулуке государство укрепилось (арабы за решительность и смелость прозвали его «бодливым»). В это же время с востока надвигаются китайцы. В 751 г у г.Атлах китайцы разбиты арабами (главная роль в победе за карлукской конницей). Каганат распался из-за арабо-китайских нашествий. Карлуки и огузы начали борьбу за тюргешское наследство.

Уйгурский каганат (744-840). Положили конец этому каганату енисейские кыргызы. Они и вынудили переселиться уйгур в Турфанекий оазис и район Ганьчжоу (Восточный Туркестан или современн китайская провинция Синьцзян).

 

Карлукский каганат (756-940). В V в были известны под именем «булак». Около 200 лет карлукские феодалы господствовали в Семиречье. Правители - джабгу. Арабский географ ибн Хаукаль (X в)о землях карлуков: «требовалось 30 дней пройти с запада на восток их земли». Появление новых городов на р.Талас - Кулан, Мерке, Койлык. 25 городов было в стране исходя из книги «Худуд аль-Алам». Расположены они были на Великом Шелковом пути. Распространена мусульманская религия. Но в Х-Х1 вв была образована христианская митрополия.

Караханиды (942-1212). Покорили Мавераннахр. Начало государству положили племена ягма. Родоначальник династии Сатук-Богра-хан. После долгой борьбы присоединили Мавераннахр (междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи). Конец 1030-х гг -разделение государства на 2 части: западную (центр - Бухара) и восточную (центр -Баласагун). С 1141 г оба ханства государства Караханидов перешли в руки каракитаев. Караханиды официально объявили в УШ-ХП вв (960 г) государственной религией ислам (с XII в он проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения). С исламом распространяется икта - право на сбор налогов (иктадар - сборщик налогов). Правители уделов могли чеканить свою монету. В скотоводстве ведущим было коневодство. В X в (при карлуках и караханидах) серебрянные дирхемы чеканили в Испиджабе и Таразе.

 

Кидани (1128-1213). Монголоязычное (упоминались в письменных источниках еще в IV в), кочевое племя, буддисты. В 1125-28 гг разбитые откочевали из Монголии в Семиречье. Глава государства - гурхан. Опасаясь усиления своих приближенных, не раздавал им удеов. Центр владений в Баласагуне. В стране имели хождение динары. В начале XIII в вытеснены из Семиречья найманами. Смешавшись с местными тюрками превратились в кара-китаев. Кучлук преследовал мусульман.

 

Найманы (8 племен) и кереиты Монгольские племена, кочевали между Орхоном и Иртышем. В 1007 г приняли христианство. В 1203-06 гг вытеснены из Монголии Чингиз-Ханом. В гос.аппарате было налажено дедопроизводство. При пышном дворе кереитов воспитывались будущие правители и вожди степных племен. Со временем тюркизировались.

 

Огузы (IX - XI вв). Первоначальное ядро огузов сформировалось в Семиречье. Насчитывали 24 племени (по М. Кашгари). Впервые о них упомянул в своих трудах Аль-Якуби. В союзе 9 киевским князем Святославом разбили в 965 г хазар, в 985 г — Волжскую Булгарию. Титул правителя - джагбу (заместитель - кюль-эркин). Глава войска - сюбаши. Столица - Янгикент (на Сыр-Дарье). Основа имущественного неравенства -собственность на скот. Язычники (шаманизм). Были потеснены с берегов Сыр-Дарьи, Арала и Каспия кипчаками. Последний джагбу Шахмалик в 1041 г покорил Хорезм. Высокие налоги привели к частым восстаниям и ослаблению государства на рубеже Х-Х1 вв. Под ударами кыпчаков огузы в середине XI в окончательно разгромлены.

 

Кимаки (конец IX - начало XI вв). Ранний этап их истории связан с племенем яньмо. О них писал персидский историк Гардези (XI в). Аль-Идриси пишет об их городах на Иртыше и на Алаколе. Постоянно проживали на северо-востоке Казахстана. Захватили территорию огузрв. Ставка на Иртыше). Правитель - джагбу. Религия - тенгризм. Предмет торгов с другими странами — пушнина. Распались из-за нападения соседних племен, миграции кочевников Центральной Азии, усилении междоусобиц, центробежных тенденций кыпчакских ханов (стремились к самоопределению). Кыпчаки были самым сильным племенем, находившемся под влиянием кимаков.

 

Кыпчаки (начало XI в - 1219 г). В русских летописях «половцы». Историко-географическая область «Дешт-и-Кыпчак» («страна кыпчаков») простиралась от р. Иртыш и до Днестра (в арабских источниках). По Волге проходила граница между Западными и Восточными кыпчаками. В 8-И вв находились в составе государства кимаков. Кыпчаки-язычники XII в расселялись между Джентом и Фарабом. Главное мерило богатства -число лошадей. О путях кочевок писал Аль-Омари. С 1055 г тесные связи (экономические, культурные, династийные, военные столкновения) с Киевской Русью. Долгое противостояние с Хорезмом (за присырдарьинские города) прервано монголами. Им принадлежали города Джент, Сыгнак, Барчкент на юге Казахстана. Хорезмшахи пытались исламизировать кыпчаков.

 

Города. Кыстак - жилище оседлых поселян в У1-ХП вв. Самый крупный по численности населения город в Х-ХП вв и крупная торговая точка на Великом Шелковом Пути - Испиджаб (с XIII в становится Сайрамом) - «источник ископаемых для всего мира». Тараз - самый бошый город при карлуках и караханидах. Суяб (город Чуйской олины) - «в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину города составляют купцы», «место торговли мусульман с тюрками». В Испиджабе в XI-XII вз появляются большие караван-сараи (тимы), где шла торговля тканями. Около этого города найден подземный буддийский монастырь VI-VIII вв.

В IХ-ХII вв города росли за счет рабатов. Главным потребителем ремесленной продукции в XI-XII вв было торгово-ремесленное население. Главная функция городов в VII -VIII вв - административная. В ХI-ХII вв в городах среди ремесленников появляются цеха. В Х-ХП вв в городах, стоящих на границе с кочевым миром, процветает ярмарочная торговля, Рабад - часть города, где бедняки (ремесленники и торговцы) торговали. Цитадель - центр города. Шахристан - знать, служитель религиозного культа, купцы, дружина. В Отраре сохранилась баня конца XIII - XIV в.

Памятники архитектуры Х-ХIII вв - мавзолеи и мечети (получили распространение в связи с распространением ислама). Наиболее ранняя группа мавзолеев находится в Бурашшском городище. Одно из самых ранних мусульманских сооружений ХI-ХII вз -

мавзолей Айша-Биби. Известен также мавзолей Сарлы-Там (XII в) в низовьях Сыр-Дарьи

Торговля. Деньги. Наиболее оживленный участок Великого Шелкового пути в VI-VII вв из Китая на Запад, через Семиречье^.и Южный Казахстан. Здесь шло взаимообогащение культур - оседлой городской и кочевой, росли города и торговля, рост внешних связей. Расширению хозяйств скотоводов и земледельцев способствовала заинтересованность во взаимной торговле.

В VШ-IX вв в Семиречье главный центр производства серебрянных изделий. В XI в на монетных дворах в Таразе, Испиджабе чеканят серебрянные дирхемы. В XII-XV вв монеты 3-х номиналов (из золота, серебра, меди) чеканили в Отраре. Серебрянный клад из Отрара свидетельствует о международной торговле. В XI-XII вв наступает «серебрянный кризис»: дирхемы чеканят из меди и лишь покрывают слоем серебра.

Культура. Коркут - жырау, сказитель, одаренный композитор. Аль-фарабк из Отрара, «2-й Учитель мира» (после Аристотеля). Автор трактата «Возникновение наук». А.Р.Аль-Бируни изобрел глобус, определил координаты 600 городов. За 600 лет до Коперника и Галилея, предсказал гелиоцентрическую систему, всемирного тяготения. Юсуф Баласагуни автор поэмы «Кутадгу билик» («Наука быть счастливым» или «Благодатные знания»), 1-го дошедшего до нас памятника светской литературы XI в тюркоязычных народов. В этой книге отражены общественное сознание и политические концепции. Махмуд Кашгари автор «Диуани лугат-ат тюрк» («Словаря тюркских аречий») - энциклопедии тюркоязычных народов (изучал язык и обычаи тюркских племен в XI в). Он внес вклад в языкознание.

Х.А.Ясави — распространитель поэзии духовного направления в Казахстане. В память о пророке, отрешился от мирской жизни и жил в подземной келье, проповедуя и распространяя ислам среди тюркоязычных народов раннефеодальных государств (кочевников и оседлых). Автор «Диуани Хикмат» («Книги премудрости»), включающей этические нормы, язык исследования, этнографические и социально-бытовые нормы, а также проповедь смирения и аскетизма. В Туркестане находится его мавзолей. Построил его Тимур, чтобы подчеркнуть духовное единство мусульманских народов. По учебникам Ясави и его ученика Бакыргани учились в медресе Казахстана и Средней Азии еще несколько веков. Арыстанбаба занимал высшую ступень в иерархии святых региона.

IV. Монгольское нашествие

Возникновение государства. Племена монголов обитали в Х1-ХП вв на р.Орхон и р.Керулен. Монгольское государство возникает в нач.ХШ в. Основатель - Чингиз-Хан из племени борджигитов. Воспитывался при дворе хана кереитов Тогрула. Отец - богатый нойон Есугай-багатур. Жена из племени конырат (их брак положил начало чингизидам). 20 лет Чингиз-Хан шел к единоличной власти. В 1205 г провозглашен ханом на хурале монгольской знати.

Завоевания. Причины: желание прославиться и быть повелителем мира, удовлетворить потребности кочевой знати в пастбищах, пресечь межусобицы. Накануне вторжения в Казахстан покорил Южную Сибирь (якутов,,бурят), уйгур. Сев.Китай. Уже в XIII вв в китайских источниках монгол впервые называют «татарами».

В 1216 г Мухаммед-шах во время похода на кыпчаков случайно столкнулся в степи с войсками Чингиз-хана.В 1218 г заключается соглашение о торговле Чингиз-Хана и Хорезм-Шаха Мухаммеда (государство последнего было в Средней Азии и Южном Казахстане одним из самых крупных и сильных). Главной причиной, приостановившей длительное соперничество кыпчаков и хорезм-шахов стало 1-е появление монгол на территории Казахстана. Хорезм-шахи пытались исламизировать кыпчаков.

«Отрарская катастрофа». Летом 1218 г правитель Отрара (самого крупного города на Юге Казахстана) кылчак Гайир-хан Инальчик заподозрил в караване пришедшем от монгол, шпионов. Люди были казнены, товар разграблен. Новая делегация от Чингиз-Хана требует выдачи Гайир-хана, но и она была истреблена. Это ускорило вторжение монгол в Цштуалцпуго Азию,

Сентябрь 1219 г.— начало вторжения 150 тысяч монгол от Иртыша через Семиречье в Мавераннахр. Чингиз-Хан запретил резню и грабежи в Семиречье, привлекая тем самым местное население на свою сторону. Баласагун сдался без боя, так как уже был в свое время разрушен ханом найманов Кучлуком.

Оборона Отрара. Гайир-Хан держал оборону 5 месяцев. После того, как предатель открыл ворота города, смельчак еще месяц удерживал цитадель. В феврале 1220 г был взят в плен. Ему в горло монголы залили серебро, а с лица героя была снята посмертная серебрянная маска (в назидание непокорным потомкам).

Сильное сопротивление оказывал Сыгнак (на Сыр-Дарье). К 1221 г была захвачена Средняя Азия. За 5 лет (к 1224 г) монголы покорили весь Казахстан и Среднюю Азию. Городам запретили иметь стены и ворота.

Оружие монгол: кривая сабля, длинная пика, лук, тараны, катапульты. Причины их побед: жесткая военная дисциплина, внезапность и решительность в действиях, выдвижение в командиры смелых людей (независимо от их этнического и социального происхождения), заимствование военного опыта у других народов (военной техники у китайцев). О походах монгол писал М.Поло.

Незавоеванные земли к западу от Иртыша, Арала, Аму-Дарьи Чингиз-Хан отдал старшему сыну Джучи. А уже его сын - Батый совершил в 1236-42 гг грандиозный набег на запад, в Восточную Европу. Здесь их назвали «татарами», так как сами монголы были в меньшинстве, а большую часть армии составляли кыпчаки (отсюда еще одно название в источниках - «кыпчакское войско»). В XIII в монгольские завоевания охватили огромную территорию в Азии и Европе.

Последствия завоеваний: пепелища, поля вытоптаны, сады вырублены, запустение, веками сооружаемая система орошения разрушена - в целом, производительные силы ослабли. К Х1У-ХУ вв Великий Шелковый Путь приходит в упадок и исчезает, т.к. освоены морские торговые пути. Столицей Монгольской империи становится Каракорум. А для монгол составляется новый свод законов - «Ясы», имевшая для Казахстана положительное значение. Покоренные народы отвечают восстаниями. Одно из них -восстание Тараби в Бухаре (1-я пол.ХШ в).

V. Казахское ханство в XV-ХVII веках

Возникновение ханства. Кочевая знать экономически усиливается как в
Моголистане, так и в ханстве Абулхаира (именно с внутриполитическим состоянием этих
2-х государств и связано образование казахского ханства). А в 1459 г ханы Джанибек и
Гирей (Керей) откочевывают в долины р. Таласа и р. Чу к Есен-буге (могольскому хану), и
он не против. -я

Создание к 1465-66 гг, сер.^ёС в (по мнению Мухаммеда Хайдара) казахского государства это конечный этпа распада монгольских улусов чингизидов в Дешт-и-Кыпчаке и Мавераннахре (причем, Сибирское ханство в становлении казахской государственности не участвовало). Факторы и причины образования ханства: укрепление экономических связей, общеполитические и культурные связи, единое языковое пространство (уже к ХIV-ХV вв казахский язык выделяется из кыпчакско-ногайской подгруппы тюркских языков). К ХV-ХVI вв многовековое формирование казахской народности и ее этнической территории завершилось. Описал возникновение государства М.Х.Дулати в «Тарих Рашиди» (XVII в). Образование ханства преодолело разобщенность этнически близких групп.

После смерти Абулхаира Шейбанида в 1468 г (и распада его государства) казахи вернулись в Дешт-и-Кыпчак. С образованием Казахского ханства власть Шейбанидов в Дешт-и-Кыпчаке из рода Абулхаира прекратилась. В окрестностях Сыгнака находится степной некрополь степных ханов Шейбана, в мавзолее Кок-Кесене и захоронен хан Абулхаир. В первые же годы после создания ханства казахские ханы начинают вести борьбу за Туркестан (зимние пастбища и приеырдарьинские города в целом), т.к. они были наследственными землями для Джанибека и Гирея, были важными центрами торгово-экономических связей для степняков, превосходными крепостями, и потому имели важное экономическое и стратегическое значение для данного региона. Хан Бурундук (сын Гирея) управлял страной в период становления Казахского ханства.

Политическая история. В середине XV—начале XVII вв Казахское ханство было фактически единым политическим организмом, отличающимся большей или меньшей степенью стабильности. Казахские ханы избирались из сословия султанов (освобождались от несения повинностей в пользу хана). Предводители родов и племен из сословия кара-суйек. При «собирателе казахских земель» Касым-хане (1512-21), в 1-й четверти XVI в, сыне Джанибека, Казахское ханство достигло наибольшего могущества (население достигло 1 миллиона человек). Граница ханства простиралась за озером Балхаша. Оно занимало территорию Ак-Орды и части Моголистана. При нем начались посольские контакты с Московским, государством. В начале XVI века Казахское ханство вновь ведет уорные войны (теперь уже с Шейбанидами, особенно с внуком Абулхаира Мухаммедом Шайбани) за власть в степи и присырдарьинские города (центры торговли, крепости и зимние пастбища). В 1510 г Мухаммад Шейбани вновь попытался захватить Сыгнак (в начальный период Казахского ханства, при 1-х казахских правителях - столица), но потерпел сокрушительное поражение от Касыма (узбеки бежали в Самарканд). Сыгкак в ХУ-ХУП вв был для Восточного Дешт-и-Кыпчака «торговой гаванью». А в 1513 г Касым захватил Сайрам. После смерти Касыма против казахов сложился (в 1520-ые гг) союз узбекских и могульских правителей, а ханство переживало упадок. Сузак -стратегический пункт казахских правителей. В XVI в целой системой оборонительных сооружений был известен г.Сауран.

Во 2-й трети XVI в хан Хакк-Назар (1538-80) возглавил борьбу (с союзе могулами и ойратами, а также вступил в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами и татарами. Пытался восстановить ханство после Касыма. Для противостояния сибирскому хану Кучуму он вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом. Один из 1-х послов из }?оссии в Казахстан - Третьяк Чебуков (1573 г).

Таукель-хан (с арабского языка -«упование») называл себя ханом казахов и калмыков. В 1594 г он отправляет в Москву посольство Кул-Мухаммеда с целью заключения дружественного... соглашения с Русеким^равТггёльством и освобождения племянника Ураз-Мухаммеда (бывшего здесь «аманатом», т.е. заложником) А в 1595 г с Таукелем вел переговоры русский посол Степанов. В 1598 г он умирает от тяжелого ранения, полученного при осаде Бухары. В 1-й четверти XVII в, при Есим-хане (1598-1628), сыне Шигая, завершилась борьба за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана и города на Средней Сыр-Дарье (в состав Казахстана на 209 лет вошел Ташкент). Туркестан - столица Казахского ханства в XVII в и религиозный центр всего Туркестана.

Джунгары стали угрожать казахам в XVII в. Часть ойратов, переселившиеся в Поволжье, стали называться калмыками (так их называли в среднеазиатских хрониках). Джангир-хан возглавил казахское войско в битве с джунгарам в 1643 г. В 1640-ых гг хунтайджи Батур вторгся в казахские земли и отступил с захваченными пленными.

При Тауке-хане (1680-1718) в конце XVII - начале XVIII вв Казахское ханство стало единым. Тем не менее, попытки Хакк-Назара, Тауке (и других ханов) создать централизованное государство не увенчались успехом. Причины: междоусобицы казахских феодалов, нападения ханов Средней Азии и джунгар, отсутствие устойчивых экономических связей.

При нем приняты законы обычного права казахов "Жеты Жаргы". По ним особо строго каралось изнасилование. Тяжким преступлением была и кража скота - за это били плетьми. За убийство мужчины полагалось платить 1 тысячу овец. Если ответчик не мог заплатить штраф, то его платила вся община. До этих законов у казахов действовала кровная месть, причем приговор суда приводил в исполнение весь род. Классовый характер законов Тауке в том, что за убийство султана или ходжи платили родне убитого ' кун (имущественное возмещение за убитого) за 7 человек. Аменгерство - обычай, по которому жена умершего брата переходила к ближайшему родственнику (брату и т.д.). «Жеты-Жаргы» определили основные принципы правопорядка и гос.устройства в конце XVII- начале XVIII вв.

В XVI веке у казахов появляются 3 жуза. "Жуз" означает историко-хозяйственный регион и от народности отличается своей территорией, обычаями, началом государственности. В Младший Жуз входили племена каракесек, алай, джагайбайлы. В Средний - найман, кыпчак, аргын. В Старший - дулат, албан, джалаир. В начале XVI в в казахском ханстве насчитывалось около 10 улусов (по свидетельству Ибн Рузбехана Исфахани).

Экономика. Кочевым скотоводством казахи занимались из-за природно-климатических условий. Полукочевое хозяйство - это отгонное скотоводство (жилища строилось на зимних стоянках). Стороны света кочевники определяли по Солнцу. Веской казахи пользовались пастбищем Коктеу. Джут - массовый падеж скота. Союргал -земельный надел, удельная земля феодала. Мильк, вакф - форма собственности духовной знати (шейхи, муллы, имамы). В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Зякет - налог скотом хану или султану. Земледельцы и ремесленники платили налоги: ушур (его собирали муллы), бадж, харадж. Сопротивление кочевников высшей власти выражалось в откочевке за пределы досягаемости правителя.

Мардйкар - общественные работы. Жилу - право обращения за помощью к своим родственникам из-за падежа скота во время джута, или других стихийных бедствий. Обедневших родственников попавших в зависимость от феодала называли жатакк. Асар -обязанность для членов общины оказывать помощь в выполнении сезонных работ. Саун -отдача скота на выпас рядовым кочевникам. Число городов Южного Казахстана XV в по сравнению с 1Х-ХП вв уменьшилось почти в 3 раза.

Культура. Памятником городской культуры XV в стал Отрар. Жеты каракшы — звезда служившая казахам ночью. Глядя на Солнце скотоводы определяли стороны света.

С появлением Сириуса нельзя было купаться (вода холодная). Шубат - целебный напиток

из верблюжего молока. Зенги баба – дух, хранитель коровы у кочевников.

Состязание кокпар - скачки с тушей козла. Жамбы ату - спортивная игра где стрелой из лука надо было сбить слитки из серебра. Свирель - музыкальный инструмент сделанный из камыша и дерева.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия