Студопедия — ХРИСТИАНСТВО В ПРЕДЕЛАХ РОССИИ ДО X ВЕКА.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ХРИСТИАНСТВО В ПРЕДЕЛАХ РОССИИ ДО X ВЕКА.






Одним из источников у нас является летопись. Обращаемся к "Повести временных лет". В этой повести, составленной в середине 12 века, так пишется об ап. Андрее: "Когда Андрей учил в Синопе (на турецком берегу Черного моря) и прибыл в Корсунь (по-греч. Херсонес находится в Крыму, сейчас это окраина Севастополя), т. е. переплыл Чёрное море, он узнал, что недалеко от Корсуни устье Днепра. И захотел отправиться в Рим. (Странный маршрут). И проплыв в устье днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришёл и стал под горами на берегу. Утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия. И будет великий город. И воздвигнет Бог много церквей". И взошёл на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу. И сошёл с горы этой, где впоследствии возник Киев. И отправился по Днепру вверх. И пришёл к славянам! Где нынче стоит Новгород. И увидел живущих там людей, каков их обычай и как моются и хлещутся! (Посетил баню — это его очень удивило, потому что у греков нет бани.) И удивился им. И отправился в страну варягов (это Скандинавия). И пришёл в Рим и поведал о том, как учил, и что видел. Те, кто слышал об этом, удивлялись. Андрей же побыв в Риме, пришёл в Синоп. Вот летописное сказание о путешествии ап. Андрея к киевским берегам, а затем по Волхову — в Великий Новгород ".

Об этом летописном отрывке идёт вековой спор. Иные историки считают, что это сказание является интерполяцией — позднейшей вставкой, вставкой задним числом. Голубинский сказал: "... внесенная в летопись позднейшая легенда". С какой целью она была внесена? По мнению Голубинского и других она была внесена для доказательства апостольского достоинства Русской Церкви. Цель благовидная. Голубинский приводит следующие возражения против этого предания (Т.1, ч.1): " 1. Апостол совершил невероятный крюк в Рим; 2. В другой повести, читаемой в той же летописи говорится: " Зде, в русской земле не суть апостоли учили, и телом апостоли не суть зде были ". Это говорится при убиении варягов — христиан при Владимире — язычнике; 3. В повести о переложении славянских книг Мефодием и Константином прибавляется замечание, что учитель Руси не ап. Андрей, а, как и всем славянам ап. Павел; 4. Голубинский предполагает, что " редакция " Повести " принадлежа к Малороссии, имеет целью наполовину прославление Киева, наполовину же посмеяние Великорусского Новгорода, в котором он чудился, т. е. изумлялся великорусским баням. Итак, по малорусской традиции: ап. Андрей был у нас, произнёс благословение, а у вас, у русских только подивился на вашу хитрую выдумку самим себя сечь и мучить. А вот новгородская редакция: говоря то же, что было в Киеве, и умалчивает о банях. И вместо того говорит, что в области новгородской Апостол проповедовал слово Божие и даже более того и оставил на благословение свой жезл. " Водрузи жезл свой в веси, нарицаемой Друзино". Такое село есть до сих пор в Новгородской области. Это то самое село, где при Александре 1 Аракчеев устроил военные поселения христиан. (Друзино или Грузино); 5. Что касается греческих сказаний о пребывании ап. Андрея в Скифии, то здесь надо разуметь южную окраину Скифии, то есть северный берег Черного моря. От себя Юдин Владимир Дмитриевич добавляет о том, кто и как из великих историков относился к этому преданию. Не признавали эту версию достоверной митр. Платон (Левшин), арх. Филарет (Гумилевский), прот. Александр Горский, Карамзин. Он оставил такую реплику: "Впрочем, люди знающие, сомневаются в истине сего Андреева путешествия". Но на этой версии твердо стоит митр. Макарий (Булгаков). Он говорит, что есть предание валаамских монахов, будто ап. Андрей был на их острове, и будто бы свв. Сергий и Герман Валаамские были его ученики. (Т.1 изд.2, С.202.)

Второе по летописи знакомство Руси с христианством произошло примерно через восемь веков после миссии ап. Андрея. В русских летописях говорится, что в 60-х годах девятого столетия (это летописное свидетельство ещё раз подтверждается греческим источником.)" киевские князья Аскольд и Дир отправились войной на греков. Пришли туда в 14-й год царствования Михаила. Он известен в Византии как Михаил Пьяница (852-867). Царь же был в это время в походе на агарян. И дошёл уже до Черной реки, когда эпарх (здесь начинается свидетельство византийского источника) прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь, эти же вошли внутрь залива Суда, совершили много убийств христианам и осадили Царьград двумя сотнями кораблей. Царь с трудом вошёл в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу Пресвятой Богородицы, и смочили в море её полу (в то время была тишина), но тут внезапно поднялась буря с ветром и великие волны разметали корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой ".

Другой византийский источник добавляет " испытавши, таким образом гнев Божий по молитвам Фотия росы возвратились в отечество, и спустя немного времени прислали послов в Константинополь просить крещения. Их желание было исполнено: к ним послан был епископ". Сам Фотий в другом источнике рассказывает: " и до такой степени разгорелось в них (росах) желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью". В истории это крещение называется Фотиевым крещением 9-го столетия.

Между этими двумя великими событиями (Андреем и Фотием) надо указать на то, что ешё в III веке в низовьях Дуная была Скифская епархия. Христиане здесь были с первого века. В 94 году сюда был сослан Св. Климент Римский, который нашел в Херсонесе более 2000 христиан. Святой Климент духовно руководил христианскими общинами Крыма до самой своей мученической кончины, которая последовала в 101 году. Его церковные труды принесли не мало плодов. Во II – III веках христианство широко распространилось не только среди эллинизированого населения бывшего Боспорского царства, но и среди «варваров» Скифии. Блаженный Иероним Стридонский (+ 420) писал в одном из своих писем: “Холода Скифии пылают жаром веры“. В III веке открываются епархии в Крыму: Херсонская и Босфорская (кафедра епископа была в Пантикопее, теперешней Керчи). В следующем столетии возникли Скифская и Готфская епархии. Во времена гонений на христиан при императорах Диоклетиане (283 – 303) и Максимиане (303 -311) мученическую кончину приняли преемственно занимавшие Херсонесскую кафедру епископы: Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Еферий, Елпидий и Агафодор. В числе отцов I Вселенского собора были святители: Филипп Херсонесский, Кадм Боспорский, Феофил Готфский. В VIII веке — Сурожская (Судак) и Фульская. В IV веке у готов были епархии между Доном и Днестром. Однако это земли не славян, а греков. Поэтому мы не можем утверждать, что это славянские христиане. Но, несомненно, славяне торговали с греками и заносили семена христианства в так наз. "полнощную страну". Здесь есть оттенок иронии. В конце 9 -го в начале 10 века был составлен список епархий Византийской империи, подчиненных Константинопольскому патриаршему престолу. И в этом списке на 61-м месте стоит митрополия Русская. О. Александр Горский пишет: "С наименованием митрополии соединяется понятие о подчинении одной церкви и одной епископии нескольких других. Судя по этому, можно заключить, что тогда в России был уже не один епископ".

Великий князь Олег оставляет Новгород и в 879 году вторгается на Киевский престол, убив Аскольда и Дира. Он дважды ходил на Царьград (в 907 и 911) Взять его он не смог, но показуя победу повесил свой щит на вратах города. После заключения мира русские часто бывали в столице, торговали, жили подолгу при монастыре св. Маммы и знакомились с православием. Некоторые даже поступали на службу к императору.

В 862 году на Русь прибыли три брата, старшим был Рюрик. Он сел в Новгороде. До 879 правил в Новгороде. А с 879 по 912 правил Олег.

По смерти Олега (он не был сыном Рюрика, его сыном был Игорь) к власти пришёл Игорь. Он не имел талантов воина. Сделал два набега на греков: на Малую Азию и Константинополь. В первый раз он понёс жестокое поражение и поражение в морском бою, потому что греки применяли "греческий огонь". Во второй раз Игорь не дошёл до Царьграда, но шёл. Греки спешили помириться. И помирился с греками на условиях договора 945 года. Он очень нам ценен, потому что там рассказывается о том, что по этому договору часть воинов клянется именем языческих богов, а часть клялась при киевской соборной Церкви св. Ильи. Летопись сообщает: "В Киеве мнози бо беша варязи христиане".

СВЯТАЯ ОЛЬГА.

Условные даты её правления — 945 по 969. По-гречески её имя звучит как Эльга, а по варяжски — Хельга. Это имя варяжское, а не славянское. Игорь был убит древлянами за жадность очень жестоко (разорван между двумя согнутыми деревьями). На киевский престол вступила его супруга Ольга, родом варяжка, хотя житие утверждает, что родом она из-под Пскова, крестьянка, державшая перевоз через реку Великую.

Обратимся к "Повести": "В лето 6463 иде Ольга в греки приде к Царю городу. Бе тогда царь Костянтин. И приде к нему Ольга, и видев ю добру сущу зело лицем и смыслену, удивися царь разуму ея, беседова к ней и рек ей: подобна еси царствовати в граде с нами. Она же разумевши рече ко царю: Аз погана есмь, да аще мя хощеши крестити, то крести мя сам, аще ли ни, то не крещуся. И крести ю царь с патриархом. Бе же речено имя ей во крещении Олена, якоже и древняя царица, мати Великого Костянтина. И благослови ю патриарх и отпусти ю... И по крещении воззва ю царь и рече ей: Хощу пояти тя собе жене. Она же рече: Како хощеши мя пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью, а в хрестьянех того несть закона. Ты сам веси. И рече царь: переклюкала мя еси Ольга. И дасть ей дари многи — злато и серебро, павлоки и сосуды различные и отпусти ю дщерью себе. Она же хотящи домови приде к патриарху благословенья просящи на дом и рече ему: Людие мои погани и сын мой, дабы мя Бог соблюл от всякаго зла. И рече патриарх: Чадо верное. Во Христа крестилася еси и во Христа облечеся. Христос имать сохранити тя. И благослови ю патриарх и иде с миром в свою землю, приде в Киеву."

Дата крещения в Константинополе Св. Ольги — 957 год. Даты могут разнится, но официальной считается указанная дата. После этой идиллической картины вдруг читаем в нашей же летописи: " Си же Ольга прииде Киеву и посла к ней царь греческий глаголя: яко много дарих тя ты бо глаголаше ко мне: яко аще возвращуся в Русь многи дары прислю ти: челядь, воск, скру (мех) и вои. Отвещавши Ольга и рече к слову (послам): рек: аще ты такоже постоиши у мене в Почайне якоже аз в Суду, то тогда ти дам.” То есть, Ольга прежде чем быть принятой императором долго долго ждала приёма, стояла. Следовательно её выдерживали, давали понять, что она варвар. Ведь важных гостей принимали сразу, а она представитель варварских племён, поэтому её выдерживали, дали понять к какому высокому хозяину её приглашают. “ И отпусти слы.” Об этом сначала летопись ничего не говорит. Эти строки перечеркивают претензии Ольги быть супругой императора (будто бы император предложил ей руку и сердце). Нет сомнения, что она хотела породниться с Порфирогенитами, чтобы раз и навсегда выйти из черного тела варваров и стать аристократами. Вот какие претензии были у Ольги. Кто такая Ольга по сравнению с императором Константином Багрянородным - это ничтожная тварь, дикий варвар. Греки относились к ним как к животным. Поэтому её и выдерживали в Суде. И только византийские императоры — басилевсы были бесспорными аристократами. Никто не сомневался в их высоком ранге. В ту пору существовала Священная Римская империя, основанная в 800 году. С этого года, с коронации Карла Великого на Западе царствовали миропомазанные папами т. наз. императоры (греческая точка зрения) Греки их не признавали императорами, поэтому “ так называемые императоры “. Считали, что они самозванцы. Настоящий император — византийский, а остальные все самозванцы. Карл Великий хотел женить своего сына на дочери императрицы Ирины. Но все договорённости были расторгнуты и Ирина отказалась. Так ставил себя высоко Константинополь! Но Ольга не хотела знаться с западными императорами.

Вряд ли Ольга удостоилась иметь восприемником царя Константина. Почему так? Об этом сохранился и Византийский источник (о крещении Ольги) и сочинение самого Константина Бгрянородного (“О церемониях царского двора“) Ольга именуется здесь своим скандинавским именем Хельга (“Княжна русская Хельга“). Приём состоялся 9 сентября, в среду 957 года. Вошедшей княгине было указано место близкое к императору, на которое она, “сев, говорила с ним о чём ей было нужно. “ При ней был переводчик. Её свите и ей поднесли подарки. Был с ней и пресвитер Григорий. При ней уже был пресвитер.

На этом основании Голубинский утверждает, что Ольга прибыла уже крещеной; она была крещена варягами, прибывшими из Константинополя в Киеве. И Карташов допускает такую версию. Он пишет: “Ритуал приёма был не так пышен и торжественен как у летописца, ритуал приёма был выдержан, но ничем не отличался от столь же сухого сдержанного приёма данного перед тем сарацинскому послу. Император поставил на одну доску иноверца и княжну.

Вот два источника: летописный и византийский. Наш источник желает видеть картину торжественной, в то время как византийский источник приводит изложение сухого приёма.

Теперь заботой и болью был наследник Святослав. Она уже крещена. Он был язычник. Вот что пишет наша летопись о Святославе: “ Живяще же Ольга с сыном своим Святославом и учаше: и мати крестися и небрежаше того ни во уши приимати, но аще кто хотяше креститися — не браняху, но ругахуся тому: неверным бо вера хрестьянска уродство есть. Яко же бо Ольга часто глаголаше: аз, сын мой, Бога познах и радуюся, аще ты познаешь и радоватися почнешь. Он же не внимаше того, глаголя: како аз хочу прияти ин закон один, а дружина моя сему смеятися начнуть. Она же рече ему: аще ты крестишися, вси имуть тоже сотворити. “ Святослав и дружинники понимали христианский закон буквально, т. е. эта мораль на войне не реальна. Рыцарям на войне, таким, каким был Святослав эта мораль была смешная." Он же непослуша матере творяше норовы поганьския. Ольга же требища сокруши. И поставила церковь во имя Софии в Киеве". Карташов рассказывает: " Св. Владимир, создав десятинную церковь перенес сюда останки Ольги и положил их в каменной гробнице. В 1240 году при взятии Киева татарами мощи Ольги могли погибнуть. В 17 веке митр. Пётр Могила при восстановлении разрушенных храмов 13 века решил, что нашёл останки Ольги. Тогда ещё Киев не был присоединён к России. Однако в 18 веке под давлением правительства Синод скрыл эти останки не ручаясь за их подлинность.

В Синодальный период за двести лет с 1700 по 1894, до воцарения Николая II было прославлено только четверо Святых. Правительство очень скурпулёзно подходило к этому вопросу, тщательно проверялись чудеса, исцеления. Правительство скорее отвергало почитание, потому что была такая политика — политика тщательного расследования, сдерживания прославления Святых. Ольга была прославлена четвертой или пятой после Бориса, Глеба и других.

Святослав погиб в 972 году. Когда умерла Ольга (в 969 году), Святослав стал княжить, и княжил три года. Погиб возле Запорожья. Оставил трёх сыновей: Ярополка, Олега, Владимира. Ярополк имя славянское, Олег и Владимир — варяжские. При Ярополке и Олеге положение христиан улучшилось. У Ярополка была жена — христианка, пленённая монахиня — гречанка. В 1044 году Ярослав Мудрый крестил останки Ярополка и Олега. Вероятно это произошло потому что знал или слышал о расположении своих дядей к христианам. Поэтому и окрестил. Странный поступок.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 439. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия