Студопедия — Православная Церковь на Витебщине во время Великой Отечественной Войны
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Православная Церковь на Витебщине во время Великой Отечественной Войны






 

В июле 1941 года города Витебск и Полоцк были оккупированы немецкими войсками и оказались в тыловом районе группы армий «Центр».

В конце июля жители Витебска выдвинули инициативу открыть церкви и возобновить богослужения. 3 августа 1941 года при большом скоплении народа управляющий Полоцко-Витебской епархией Стефан (Севбо) служил Литургию в Покровской церкви Витебска, во время пения «Верую …» пришедший народ не мог сдержать слез. Вскоре богослужения начались и в Казанской церкви Витебского Маркова монастыря[186]. Первым настоятелем Витебской Покровской церкви стал священник Феодор Тонковид. В окрестностях Витебска к ноябрю 1941 года возобновились богослужения в церквях с.Фальковичи, м.Яновичи, м.Добея. В начале декабря 1941 года был освящен престол полоцкого Софийского собора. На нем, по благословению митрополита Сергия (Воскресенского), была прикреплена грамота следующего содержания: «Дана сия грамота дисненскому благочинному магистру богословия Владимиру Голосову для освящения Софийского собора и престола, поруганного и оскверненного большевистской властью и превращенного в музей».

Оккупационные власти не препятствовали процессу восстановления церковной жизни. По свидетельству протоиерея Павла Каменцева, в 1944 году служившего в церкви во имя св. Параскевы Пятницы в Лепеле, немцы в 1941 году собирали сведения об уцелевшем духовенстве и предлагали начать богослужения в сохранившихся храмах[187]. Иногда воцерковление носило принудительный характер. Так, в декабре 1941 года жителям деревни Самулешково было объявлено, что всех некрещеных ожидает судьба еврейского населения, и в январе 1942 года православный священник крестил там более 30 детей. В годы оккупации православное духовенство Полоцко-Витебской епархии в принудительном порядке участвовало в отдельных акциях немецкой власти. В июле 1941 года немецкий генерал заставил настоятеля церкви м. Язно в течение 2 месяцев исполнять обязанности бургомистра Язненской волости. Священник отказывался, ссылаясь на отсутствие разрешения архиерея, на что генерал ответил, что архиереем сейчас является он (т. е. генерал). 22 июня 1944 года, по требованию Дриссенской оргкомендатуры и распоряжению управляющего Дриссенским районом, священник Николаевского собора Дриссы служил молебен в память 3-х летия освобождения Белоруссии от большевиков, а затем во главе прихожан участвовал в митинге на центральной площади. Но нельзя забывать и того, что за время оккупации по ходатайству священника дриссенского собора было освобождено около 700 человек из немецких лагерей.

В начале августа 1941 года сформировалось ядро будущего церковного управления в виде церковного подотдела отдела культуры Витебской Городской Управы. В немецкую военную администрацию были поданы ходатайства об открытии церквей в Лесковичах, Шумилино, Сураже, Чашниках, Лиозно, Ловше, Лужесно и Высочанах. По ходатайству Городской Управы и приходских общин, немецкие власти передали им в пользование здание Витебского кафедрального Николаевского собора. Под руководством церковного подотдела с 28 октября 1941 года начались восстановительные работы в Николаевском соборе, а к весне 1942 года даже предполагалось выполнить художественные работы по иконописи и орнаментировке интерьера.

В августе 1941 года церковный подотдел Витебской Городской Управы возглавлял Владимир Николаевич Еленевский. В ноябре 2007 года он был канонизирован Русской Православной Церковью. Это был человек с уникальной судьбой: по образованию юрист, он плодотворно участвовал в церковной жизни в переломные для Церкви времена 1920-1930-х годов. Пережив немало трудностей, начало Великой Отечественной войны В.Н. Еленевский встретил в Витебске.

Можно утверждать, что в немецкой власти он не видел союзника в реализации своих религиозных устремлений. Скорее, Владимир Николаевич был прагматиком, понимая, что шанс возрождения церковной жизни упускать нельзя, и впредь оставался активным участником этого возрождения, являясь членом Витебского Окружного Благочиннического Управления до осени 1943 года. О его отношении к оккупационному режиму говорит тот факт, что средства на жизнь Еленевский В.Н зарабатывал своим трудом - оказанием частных юридических услуг, не пользуясь помощью немецкой власти.

В сентябре 1941 года церковный подотдел Витебской горуправы возглавил Павел Владимирович Пароменский, который бессменно руководил им до ноября 1943 года. По церковной деятельности Павел Владимирович был знаком с Еленевским В.Н., поскольку они оба являлись прихожанами прихода Витебской Спасо-Преображенской церкви. Можно сказать, что они были единомышленниками, в тяжкое время гонений на веру сохранившими духовный оптимизм, а в условиях немецкой оккупации смыслом их деятельности было именно возрождение духовной жизни, а не помощь захватчикам.

В условиях бурно возрождающейся церковной жизни моментально наступил кадровый голод в отношении духовенства, поскольку еще за несколько лет до начала войны церкви в Витебске были закрыты, а оставшиеся в живых священнослужители высланы за пределы Белоруссии. В результате в июне 1941 года в Витебске нелегально проживал только один священник - Феодор Тонковид, который осенью 1937 года вернулся из мест заключения и работал чернорабочим на обувной фабрике. В августе 1941 г. отец Феодор стал настоятелем витебской Покровской церкви, осенью того же года он перешел в Марков монастырь, а в январе 1942 года переехал в с.Ловец Невельского района, где и погиб 4 августа 1942 года[188].

В октябре 1941 года по настоянию немецкого Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Православная Церковь, не провозгласившая своей независимости от Русской Церкви, несмотря на давление оккупационных властей. С этого времени начали совершаться священнические и диаконские хиротонии для белорусских храмов.

Имели место случаи освобождения немцами военнопленных из концлагерей для участия в богослужении. Так, Петр Николаевич Мишин служил фельдшером в 104-м строительном батальоне под Витебском, а 11 июля 1941 года попал в плен. Вскоре он был освобожден из лагеря и с 8 ноября 1942 года по май 1944 года служил псаломщиком в Покровской церкви г.Витебска. Затем с июня 1944 года по сентябрь 1945 года Петр Мишин служил псаломщиком в Параскевинской церкви г.Лепеля.

В день праздника Крещения Господня - 19 января 1942 года, впервые после многолетнего перерыва, при большом стечении людей были организованы торжественные крестные ходы: от Витебской Казанской церкви - к местному источнику на Марковщине, а от Витебской Покровской церкви - на реку Западная Двина.

3 марта 1942 года на заседании Белорусского Синода было принято решение открыть Полоцко-Витебскую епархию. 8 марта 1942 года в Преображенской церкви г.Минска архимандрит Афанасий (Мартос) был рукоположен в сан епископа и назначен на кафедру Полоцко-Витебской епархии[189], но по ряду причин в Витебск не приезжал и проживал в м.Жировичи.

С 12 июля 1942 года – дня памяти св. апостолов Петра и Павла, по воскресным дням в церквях Витебска начались занятия по Закону Божию с детьми прихожан[190].

К августу 1942 года кроме Витебских Покровской и Казанской церквей также открылось 24 приходские церкви в различных районах Витебской области[191]: Яновичах, Шумилино, Добее, Лесковичах, Фальковичах, Высочанах, Островно, Круглянах, Павловичах, Добригорах, Бикложанах, Оболи, Казаково, Котово, Чашниках, Лепеле, Городке, Сураже, Велиже, Ловце, Лабане, Улле, Ловше и Лиозно. За 1941-1942 гг. в условиях военного времени были отремонтированы и художественно оформлены пострадавшие от военных действий Казанская и Покровская церкви Витебска, издан «Молитвослов православного христианина», образован фонд помощи обездоленным жертвам войны[192]. Были и потери: погибло четыре священнослужителя, сгорело три церкви в районах Витебской области[193].

Согласно статистического отчета Витебской городской управы, по состоянию на 1 августа 1942 года в Витебске действовало 2 церкви и было зарегистрировано 2 священника, 2 псаломщика и 3 сторожа[194].

В 1942 году церковным подотделом был подготовлен к печати «Настольный православный календарь на 1943 год» (с приложением табель-календаря), который поступил для распространения в конце января 1943 года.

На праздник Рождества Христова, 7 января 1943 года, в приходских церквях Витебска были совершены торжественные богослужения, после которых были отслужены благодарственные молебны об избавлении страны от большевизма[195].

С февраля 1943 года приходы Полоцко-Витебской епархии были подчинены управляющему Смоленской епархии[196]. 11 марта 1943 года оккупационная газета «Новый Путь» сообщила о том, что управляющим Полоцко-Витебской епархией временно назначен епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо).

13 июня 1943 года в Витебске был организован крестный ход с местночтимой чудотворной иконой Божией Матери из Казанской церкви в Покровскую, а 27 июня – обратно, из Покровской церкви в Казанскую[197].

Впервые после 25-летнего перерыва, 15-16 июня 1943 года в Витебске прошел первый съезд священнослужителей и делегатов-мирян Полоцко-Витебской епархии[198]. Была установлена следующая норма представительства от прихода: 1 священник, 1 псаломщик и 1 церковный староста. На съезд явились представители приходов Витебска, а также Городка, Лепеля, Сычевки, Лиозно, Яновичей, Лужесно, Добромыслей, Зароново, Фальковичей, Лабан, Еменца, Круглян и Невеля. Кроме делегатов, на съезде присутствовали представители местной штандартскомендатуры – немецкого военного оккупационного органа власти.

Для руководства церковно-приходской жизнью Витебщины на съезде были учреждены Витебское и Полоцкое Окружные Благочиннические Управления. Витебское Окружное Благочинническое Управление в составе: председатель (он же и благочинный) – игумен Модест (Павлов), секретарь –Пароменский П.В., члены – священник Борис Чикильдин и юрист Еленевский В.Н. 23 июня 1943 года был образован Витебский Благочиннический Округ. Полоцкое Окружное Благочинническое Управление возглавил протоиерей Антоний Девятовский.

Согласно решения съезда Смоленской епархии 12-13 мая 1943 года и съезда Полоцко-Витебской епархии 15-16 июня 1943 года, бывший церковный подотдел отдела культуры Витебской Городской Управы был реорганизован в самостоятельный орган Епархиального Управления с наименованием «Церковное Управление Полоцко-Витебской епархии», заведующим Церковного Управления стал Пароменский П.В. В Витебске предполагалось открытие нового прихода - Спасо-Преображенской церкви[199].

Церковное Управление не ограничивалось только лишь одной заботой об обеспечении приходов свечами, иконами, нательными крестами и другими необходимыми предметами церковной утвари. Была организована помощь сиротам и вдовам духовного звания, а также лицам, потерявшим средства к существованию в условиях военного времени. Осенью 1943 года из средств Церковного Управления было отпущено десять тысяч рублей для помощи детским домам Витебска.

Такая помощь стала возможной после выделения оккупационными властями на возмездной основе 2 гектаров земли для огородов в районе Витебского стадиона и 6 гектаров земли для полеводства вблизи пригородного с.Тулово. Кроме того, Церковное Управление имело четыре мастерских: свечную, столярную, слесарную и иконописную. Художники иконописной мастерской расписали иконостас Витебской Покровской церкви и ряда других церквей. Учитывая дефицит богослужебных книг, религиозных учебников и пособий, было решено ходатайствовать перед Городской Управой о передаче богословской библиотеки краеведческого музея Окружному Благочинническому Управлению[200].

В день памяти св. апостолов Петра и Павла – 12 июля 1943 года, состоялось открытие пастырских курсов Витебского Окружного Благочиннического Управления. В день праздника в Витебской Покровской церкви после литургии был отслужен молебен, а 13 июля с 9 часов утра в помещении Церковного Управления на Сенной площади г.Витебска, дом №36, начались учебные занятия[201]. Курс обучения был рассчитан на 3 месяца. Слушатели набирались из лиц зрелого возраста, преимущественно духовного происхождения или ранее связанных с церковью. Их количество не превышало 20 человек, все были обеспечены общежитием и денежным пособием. Заведовал пастырскими курсами и преподавал на них Пароменский П.В. Кроме него, преподавателями были Еленевский В.Н., игумен Модест (Павлов), священник Борис Чикильдин, священник Дмитрий Григорьев, регент хора Покровской церкви Александров А.А., псаломщик Никифоровский Г.И.

14 октября 1943 года, в день престольного праздника Витебской Покровской церкви, после литургии состоялось общее собрание православных прихожан для годового отчета о жизни Полоцко-Витебской епархии и деятельности Церковного Управления.

К 1943 году в Витебских православных церквях служили: в Казанской церкви - священник Герасим Маркович Виноградов и священник Анатолий; в Покровской церкви - игумен Модест Павлович Павлов, священник Борис Чикильдин, священник Дмитрий Григорьев, диакон Петр Николаевич Мишин, диакон Константин Пашин, псаломщики Геннадий Иванович Никифоровский и Аркадий Михайлович Зенкович, церковный староста Владимир Семенович Метлинский, помощник церковного старосты Петр Максимович Беликов.

К октябрю 1943 года председатель Витебского Окружного Благочиннического Управления игумен Модест (Павлов) был переведен в Спасо-Евфросиниевский монастырь г. Полоцка, а член Церковного Управления юрист Еленевский В.Н. переехал в г.Дрисса (Дисна). На место председателя Церковного Управления был избран священник Борис Чикильдин, а членами Церковного Управления были избраны настоятель Витебской Покровской церкви священник Дмитрий Григорьев и староста той же церкви Метлинский В.С. [202]

С приближением в 1943 году линии фронта вплотную к Витебску, встал вопрос о сохранности от военных разрушений великой православной святыни – мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, которые находились в историческом и антирелигиозном музеях Витебска два предвоенных десятилетия, а в августе 1941 года верующие перенесли их в Витебскую Покровскую церковь, где они и находились все время немецкой оккупации. Было решено спасти мощи великой белорусской святой, эвакуировав их в Полоцк, где 21 октября 1941 года распоряжением оккупационной власти был открыт Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. На перенесение мощей преподобной заранее было получено благословение епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо), который сам хотел участвовать в этом событии, но ему помешала внезапная эвакуация Смоленска.

21 октября 1943 года, Церковное Управление Полоцко-Витебской епархии получило разрешение от штандартскомендатуры г. Витебска на возвращение мощей преподобной Евфросинии из Витебска в Полоцкую обитель. На следующий день, 22 октября, в Витебской Покровской церкви православные прощались с мощами преподобной Евфросинии: были отслужены литургия и молебен. Утром 23 октября гробница с мощами преподобной была перенесена на украшенную живыми цветами машину и перевезена на железнодорожный вокзал г.Витебска в сопровождении заведующего Церковным Управлением Пароменского П.В., благочинного священника Бориса Чикильдина и шести монахинь. Гробница с мощами была помещена в особый вагон, который поздно вечером 23 октября прибыл в г.Полоцк.

На Полоцком вокзале мощи встречали монахини Полоцкого монастыря (около 50 человек), все местное духовенство, учащиеся пастырских курсов. Гробницу с мощами в сопровождении большого числа молящихся перенесли в Полоцкий Софийский собор.

На следующий день, в воскресенье 24 октября, в Софийском соборе впервые после 25-летнего перерыва, соборным чином была отслужена Божественная литургия и молебен перед мощами преподобной Евфросинии. После отпуста литургии слово «О почитании святых мощей» произнес священник Борис Чикильдин, а после совершения молебна благочинный Полоцкого округа протоиерей Антоний Девятовский, настоятель храма в г. Гайновка (Польша) произнес проповедь о подвигах и жизни преподобной. После чего, при громадном стечении народа крестный ход с мощами святой Евфросинии под пение стихир акафиста преподобной направился в Спасо-Евфросиниевский монастырь. У реки Полота торжественную процессию встретил монастырский крестный ход, возглавляемый настоятельницей игуменией Ананией и духовником игуменом Модестом (Павловым).

Оба крестных хода соединились, мощи преподобной были внесены в монастырский Спасо-Преображенский храм, где было совершено всенощное бдение, которое возглавил игумен (впоследствии архимандрит) Модест (Павлов). 25 октября 1943 года в этом же храме соборным чином была отслужена Божественная литургия перед мощами преподобной Евфросинии. Во время литургии проповедовали священники Феодор Котляров и Борис Чикильдин. По свидетельству участника события игумена Модеста (Павлова), только само известие о перенесении мощей преподобной Евфросинии настолько всколыхнуло души людей, что от великой радости они на какое-то время потеряли дар речи: чтец не мог читать, певчие – петь, а священник – произносить возгласы. Еще раз подтвердился тот факт, что только церковь в годы оккупации могла объединять в себе обездоленных, отчаявшихся от горя и страданий людей, давая им возможность осознать себя единым православным народом.

Осенью 1943 года началась эвакуация немецких оккупационных учреждений из Витебска в Полоцк. В декабре 1943 года в Полоцке было организовано Окружное управление, в составе которого имелась церковная секция при культпросветотделе. При церковной секции была открыта мастерская по изготовлению церковных свечей, доход от реализации которых должен был покрыть расходы на содержание пастырских курсов. С января 1944 года предполагалось возобновление работы Полоцких пастырских курсов, очередной выпуск планировался к Пасхе 1944 года[203].

На праздник Крещения Господня – 19 января 1944 года – в Полоцке при большом стечении народа было совершено освящение воды на реке Западная Двина около Софийского собора и церкви св.Иоанна Богослова, Спасо-Евфросиниевский монастырь совершил освящение воды на реке Полота[204].

На первой неделе Великого Поста в 1944 году все три православных храма Полоцка были переполнены молящимися. В неделю Торжества Православия в Спасо-Евфросиниевском монастыре у старейшего священника Полоцка – архимандрита Модеста (Павлова), причастилось более 250 человек. Многие дети и подростки исповедовались впервые[205].

Подобная картина наблюдалась в церквях Витебска и Полоцка все два с лишним года немецкой оккупации. Можно сказать, что труды духовенства и мирян в годы немецкой оккупации были востребованы как в тот момент истории, так и в далекой перспективе, ведь во многих церквях, закрытых перед Великой Отечественной войной и открытых в 1941 - 1944 годах, молитвенная и богослужебная жизнь не прекращается и до сегодняшнего дня.

В результате проведенной исследовательской работы можно сделать вывод о том, что в массе своей православные верующие Витебска трезво оценивали пришедшую немецкую оккупационную власть, не шли на прямое сотрудничество с ней и не оказывали помощь оккупантам в борьбе с соотечественниками, а многие использовали открывшуюся возможность для возрождения Православной Церкви, служения Богу и людям. Духовное возрождение, в свою очередь, послужило важным фактором для роста патриотических настроений православного населения на оккупированной Витебщине, получившего возможность сплотиться вокруг матери-Церкви, ощутить свое единство со всей Русской Православной Церковью, а через это - сохранить верность Родине во время военного лихолетья.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 862. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия