Студопедия — Возрождение епархиальной жизни в конце 20-го века.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возрождение епархиальной жизни в конце 20-го века.






 

Возрождение православной епархии и церковной жизни на Витебщине стало возможным лишь со второй половины 80-х годов 20-го века – с начала периода «перестройки», периода который в корне изменил лицо и судьбу огромной страны – Советского Союза. После долгих лет конфронтации и открытого гонения на Церковь государство вступило на путь нормализации отношений с нею. Катализатором этого назревшего процесса стало приближающееся 1000-летия Крещения Руси. Призыв Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО отметить этот юбилей как крупное событие в мировой истории и культуре вынуждал партийные и государственные органы принимать конкретные меры по нормализации государственно – церковных отношений, по удовлетворению просьб религиозных организаций.

Но еще за полтора года до официальных торжеств о грядущих переменах в государственно-церковных отношениях станет понятно и в Витебске: по ходатайству общественной организации «Узгорье» Витебский городской исполнительный комитет в 1986 году разрешил реставрацию Свято-Покровской церкви – пока как памятника архитектуры.

Немаловажную роль в изменении государственно – церковных отношений сыграла встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви, которая состоялась в Кремле 29 апреля 1988 года. После этой встречи и после празднования 1000-летия Крещения Руси стали складываться новые государственно – церковные отношения.

Определением Священного Синода от 6 июня 1989 года на территории Белоруссии начался процесс возрождения древних кафедр – Полоцкой, Могилевской и Пинской и назначения епархиальных архиереев. Епископом Полоцким и Витебским определено быть игумену Димитрию (Дроздову). В состав Полоцкой епархии входила вся Витебская область.

Согласно определениям Священного Синода от 3 октября 1989 года, во исполнение Архиерейского Собора 9-11 октября 1989 года в Республике образован Белорусский Экзархат.

В это время начинается процесс возвращения бывших храмов православной церкви в Беларуси. Так, решением Полоцкого горисполкома № 105 от 30 мая 1990 года Белорусскому Экзархату передаётся комплекс зданий и сооружений бывшего женского Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Совет Министров СССР своим постановлением от 29 декабря 1990 г. определил порядок передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства.

С провозглашением Беларуси 27 июля 1990 года как независимого суверенного государства стали вырабатываться правовые нормы, касающиеся отношений государства, религии, Церкви и верующих. Так, уже в декабре 1992 года Верховный Совет Республики вместе с целым рядом других важнейших законодательных актов необходимых для суверенного государства принял и Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»[206]. Однако формирование полноценной законодательной базы во всех сферах жизни начнется после избрания в 10 июня 1994 года первого президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко.

Краеугольным камнем новой модели государственно – конфессиональных отношений в нашей республики стало принятие в 1996 году на всенародном референдуме Конституции Республики Беларусь. В статье 16 Конституции записано, что взаимоотношения государства и Церкви регулируется с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. В этой же статье сказано, что запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, её конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности[207].

Становление суверенного законодательства отвечающего требованиям времени и интересам государства и общества, а также те кардинальные изменения которые произошли после 1992 года в общественно – политической, социально-экономической и культурно-религиозной сферах требовали выработки нового законодательного акта, касающегося деятельности религиозных организаций, который соответствовал бы Конституции Республики Беларусь, общественно – политической ситуации, сложившейся в стране. Таким законодательным актом стал Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», принятый 27.06.2002 г. Палатой представителей, утвержденный 2.10.2002 г. года Советом Республики Национального собрания и подписанный 31.10. 2002 г. президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

В соответствии с Конституцией РБ Закон определяет не сам принцип, а процедуру построения государственно – религиозных отношений. Закон защищает права человека на свободу совести и равенство всех религиозных организаций перед законом: «Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 4); «Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций» (чч.1, 2 ст. 5); «Религии и вероисповедания равны перед законом. Идеология религиозных организаций не может устанавливаться обязательной для граждан» (ст. 6). «Граждане равны перед законом независимо от их отношения к религии. В официальных документах отношение гражданина к религии не указывается, кроме случаев, когда этого хочет сам гражданин. Воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и вероисповедания, а также установление каких-либо ограничений прав граждан в зависимости от их отношения к религии не допускаются и преследуются по закону» (чч. 1-3 ст. 7).[208]

Преамбула новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях» 2002 года является продолжением 16-ой статьи Конституции и называет религиозные организации и указывает на их роль в истории белорусского народа: «Настоящий закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания исходя из:

права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии;

равенство религий перед законом;

… признания определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

духовной, культурной и исторической роли Католической Церкви на территории Беларуси;

неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской Церкви, иудаизма, и ислама …»[209].

Важным положением закона является регулирование отношений школы и церкви. Статьёй 9 установлено, что национальная система образования в республике носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Религиозные организации вправе, в соответствии со своими уставами, создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные группы и воскресные религиозные школы. Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих, во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями.

Одновременно ст. 8 Закона предусматривает, что государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

В 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Оно предусматривает многоплановую совместную деятельность государства и Церкви в наиболее социально значимых сферах деятельности, среди которых духовно-нравственные устои, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды и другие.

По этим направлениям в 2003–2004 гг. подписаны отдельные совместные программы сотрудничества министерств образования, культуры, информации, труда и социальной защиты, здравоохранения, спорта и туризма, обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, природных ресурсов и охраны окружающей среды и Комитета по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск, Государственного комитета по авиации, Национальной академии наук Беларуси и Белорусской Православной Церкви.

В рамках исполнения данного соглашения аналогичные программы мер были заключены и между епархиями Белорусской Православной Церкви и облисполкомами: так 23 октября 2004 года была заключена программа мер между Витебским облисполкомом и Витебской Епархией Белорусской Православной Церкви. Реализация программы значительно активизировала деятельность горрайисполкомов, заинтересованных областных служб и ведомств в решении задач по духовному воспитанию и сохранению нравственности в обществе, преодолению негативных социальных явлений, организации помощи социально незащищённым гражданам, повышению значимости института брака и семьи и ответственности за воспитание детей, охране здоровья населения.

В период государственных реформ и законопроектов в Белорусском Экзархате продолжается процесс возрождения древних епархий.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 года на основании решения Синода Белорусского Экзархата от 10 мая 1992 года (журнал № 18) восстановить все древние епархии, находившиеся на территории Белоруссии: «В связи с исполняющимся 1000-летием Полоцкой епархии восстановить на территории Витебской области Витебскую епархию в границах районов, определенных Синодом Белорусского Экзархата. Преосвященному Витебской епархии именоваться: «ВИТЕБСКИЙ и ОРШАНСКИЙ»»[210].

27 сентября 1992 года, в день празднования 1000-летия Полоцкой епархии, в Свято-Софийском соборе города Полоцка совершено первое Богослужение, которое возглавил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Возрожденная Витебская епархия была расположена на территории 11 районов Витебской области: Бешенковичского, Витебского, Городокского, Дубровенского, Лепельского, Лиозненского, Оршанского, Сенненского, Толочинского, Чашникского и Шумилинского. Правящим архиереем был назначен епископ Димитрий (Дроздов), ранее управлявший неразделенной Полоцко-Витебской епархией[211].

Вышеперечисленные районы, входящие в состав Витебской епархии, за истекшие годы богоборческой власти практически были лишены храмов. К 1990 году в г. Витебске действовало 2 храма и по одному храму действовало в городах: Орше, Лепеле, Толочине, Копысе, Чашниках, Лиозно и Дубровно, в клире которых состояли 12 священнослужителей. Уже фактически с момента создания епархии началась тяжелая, но благодатная работа по восстановлению полноценной церковной жизни. Несмотря на тяжелейшие экономические трудности, были зарегистрированы приходы во всех районных центрах и возобновлена духовная жизнь.

В это время в Витебске полноценно действовала лишь одна церковь – во имя Казанской иконы Божией Матери. На территории рядом расположенного комбината шелковых тканей чудом сохранился исторический корпус былого монастыря. 20 ноября 1989 года Совет по делам религии при Совмине СССР постановил зарегистрировать в Витебске «второе религиозное общество» Русской Православной Церкви. На Покров Пресвятой Богородицы (14 ноября 1990 г.) состоялось первое богослужение в Свято-Покровском кафедральном соборе. Реставрация здания была завершена в июле 1992 г., когда на Витебщине проходили празднования 1000-летия Православия на Беларуси. Храм расписан московским иконописцем В.А. Сидельниковым, членом Союза художников СССР. В память 1000-летия учреждения епископской кафедры на Беларуси на Успенской горе в июне 1992 года был установлен и освящен Митрополитом Филаретом памятный крест святой преподобной Евфросинии Полоцкой[212]. В эти торжественные дни было принято еще одно знаменательное решение для церковной жизни Витебщины – восстановить один из наиболее значимых и самых древних храмов города Витебска: Благовещенскую церковь. Она была практически полностью разрушена в 1961 году – уцелела лишь небольшая часть стены и фундамента, законсервированные в 1974 году. По этим остаткам стен методом научной реконструкции архитектор Г.А. Лаврецкий разработал проект восстановления церкви в первоначальном виде. В 1993 г. приступили к реставрации храма[213].

В 1993 г. рядом с ней была построена деревянная церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского. Решением горисполкома, под председательством Н.А. Федорчука, летом 1992 г. началось возведение храма. 12 сентября 1992 г. был совершен чин на основание храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, а первая Божественная литургия совершена уже 7 января 1993 г., на празднество Рождества Иисуса Христа Господа Бога и Спаса нашего.

Полноценная церковная жизнь невозможна без непрерывной молитвы, без монашеского подвига, и руководство епархии обращается осенью 1992 года с ходатайством к Святому Синоду Белорусского экзархата о благословении на воссоздание монашеской жизни в Свято-Богоявленском Кутеинском монастыре г. Орши. За годы советской власти в монастыре были разрушены храмы, колокольня и монастырские стены. На месте монастырского кладбища построены гаражи, а в кельях монахов поселились работники близлежащих предприятий. Синодом Белорусского экзархата Русской Православной Церкви от 14 декабря 1992 года (журнал № 20) постановлено: «Благословить возрождение жизни и деятельности Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря г. Орши под руководством и попечением его священноархимандрита Преосвященного Димитрия, епископа Витебского и Оршанского».

Церковная жизнь епархии продолжала методично развиваться. Так, всего за два года с момента возрождения епархии, число приходов возросло до 56, причем 9 храмов, несмотря на сложную экономическую ситуацию, активно строились, действовало 8 воскресных школ, проходили регулярно общеепархиальные собрания. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своей резолюции на годовом отчете Витебской епархии за 1994 год отмечает: «Отрадно читать свидетельство епархиального архиерея, что огромное количество людей потянулось к Церкви, и это, несмотря на массированную миссионерскую деятельность зарубежных проповедников … Отрадно читать, что некоторые молодые священники с ревностью совершают свое пастырское служение. Посещают тюрьмы, больницы, дома престарелых»[214].

Темп развития епархии в 1995 году не стал исключением. К этому времени Божественная Литургия совершалась во всех районных центрах, где есть храмы, либо были обустроены молитвенные помещения, некоторые из них были переданы государственной властью. К 1998 году храмы есть уже во всех районных центрах.

В этом же году заново начали возводить и перестраивать из полуразрушенных зданий 6 храмов. Один их них – храм Св. Георгия Победоносца в г. Витебске, ставший храмом-памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здание для обустройства храма, а это была бывшая пожарная часть, передано епархии по просьбе воинских организаций в те дни, когда народ праздновал 50-летие Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Проект храма создан содружеством архитекторов – Алексея Неймана (Москва) и Юрия Соколовского (Витебск).

Активно велись переговоры с местными и республиканскими властями по передаче зданий, ранее принадлежавших Церкви. Особенно остро стоял вопрос о восстановлении одного из величественных храмов города – Успенского Собора (разрушен до основания в 1936 г.). По городам Витебску и Орше были разработаны и согласованы перспективные планы строительства новых храмов.

В 1995 году в Орше при Ильинской церкви создано сестричество для возрождения бывшего Свято-Успенского женского монастыря. Сестры строящего монастыря, а их уже более 10 человек, несут послушание в храме и занимаются хозяйством[215].

К этому году была завершена при содействии государства реставрация Свято-Троицкого храма Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря в г. Орше[216].

Но храмы были бы пустыми без прихожан и, в первую очередь, без детей. Руководство епархии неоднократно обращает внимание настоятелей приходов на необходимость не только заниматься строительством храмов, но и духовным возрождением людей, миссионерской деятельностью, в первую очередь среди подрастающего поколения. Так, уже к 1997 году в епархии действует 19 воскресных школ, из них 7 были открыты в том же году[217]. В приписном к Свято-Покровскому кафедральному собору г. Витебска храме в честь преподобномученика Афанасия Брестского во время богослужений поет хор воспитанников воскресной школы. Детский хор существует и при воскресной школе г/п Барань[218]. При Свято-Благовещенском приходе организована студия народного творчества. В г. Орше открыт духовный центр и действуют воскресная и музыкальная школы[219].

1998 год был ознаменован для Витебской епархии первым за всю историю Витебщины визитом Предстоятеля Русской Православной Церкви (Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

Встреча Патриарха произошла 25 сентября 1998 года на границе Витебской и Минской областей – Лепельском районе, где Его Святейшество посетил музеи природы и Центр экологического просвещения при Березинском биосферном заповеднике[220].

Первой витебской церковью, которую посетил Предстоятель Русской Православной Церкви – стал храм-памятник воинской славы – Свято-Георгиевский храм, стоящий при въезде в город со стороны Минска. Святейший Патриарх Алексий II, посещая храм, произнес приветственное слово к собравшимся прихожанам и сделал запись в книге почетных гостей: «Въехали в Витебск, посетили новостроящийся храм Святого Георгия Победоносца, храм-памятник воинской славы. Слава Богу, что строятся храмы Божии, где жители г. Витебска будут себя духовно укреплять. Спаси Господи Вас, что способствовали и помогали строительству этого Дома Божия». При этом Святейший отметил символичность того, что первым витебским храмом, который он посетил, стал храм воинской славы, в котором будут поминаться люди, отдавшие свои жизни, защищая священные рубежи Отечества[221]. Стоит заметить, что посещение Святейшего способствовало скорейшему завершению строительство храма.

Затем Патриарх Алексий II посетил в ВТК-3 (воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников). Он освятил расположенный на территории колонии храм во имя св. прав. Иоанна Русского, который является молитвенником за всех заключенных в темницах. В своем обращении к осужденным подросткам Патриарх сказал: «Вы нарушили закон не только человеческий, но и Божий. Пусть пребывание здесь в колонии послужит вам суровой школой, ибо вы не просто отбываете наказание, а должны одуматься, принести покаяние, исправиться и жить по христианским заповедям, чтобы вступить в светское общество духовно-полноценными людьми»[222].

Храм был построен в кратчайшие сроки с участием самих заключенных. Первая Божественная литургия была совершена здесь Его Преосвященством епископом Димитрием незадолго до патриаршего визита – 9 июня 1998 года, в день памяти святого праведного Иоанна Русского. Церковный хор колонии насчитывал более 20 певчих[223].

Вечером 25 сентября Святейшего Патриарха встречал народ при Свято-Покровском кафедральном соборе. После молебна к Святейшему Патриарху обратился с приветственным словом Преосвященнейший Димитрий, преподнеся в дар Его Святейшеству икону Божией Матери, написанную иконописцами Витебской епархии. Принимая подарок, Святейший Патриарх сказал: «Этот образ будет напоминать мне о духовном возрождении Епархии, свидетелем которого я был. Слава Богу, что люди находят дорогу к храму. Верю, что в третье тысячелетие от Рождества Христова мы вступим более очищенными, просветленными и обновленными духовно»[224].

Патриарх, посещая кафедральный собор, с его паперти благословил и приветствовал витебчан: «Всего несколько лет назад в городе существовала единственная Свято-Казанская церковь. А сейчас милостью Божией и трудами Управляющего Витебской епархией вместе с духовенством и богоспасаемой паствой построено еще 7 церквей. Это явный признак возрождения народа после господства атеизма. Стойте в вере, крепитесь, мужайтесь. Любовь с вами да пребывает»[225].

В память о своем посещении Алексий II подарил собору напрестольный крест и кадило, а всем верующим иконки с изображением креста преп. Евфросинии Полоцкой[226].

В субботу, 26 сентября 1998 года, в 9 часов утра Патриарх Алексий II посетил самый древний, ныне воссозданный храм Витебска — Свято-Благовещенский, а также расположенную рядом Свято-Александро-Невскую церковь. Воссоздание храма государством, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, есть пример восстановления исторической справедливости, начавшегося процесса духовного возрождения.[227] В Свято-Благовещенском храме Патриарх Алексий II совершил молитву о восстановлении храма и окропил его святой водой.[228] В каждом посещаемом им храме Святейший Патриарх обязательно встречался с детьми воскресных школ и обращался к ним с теплыми словами. Так, например, принимая в дар от воспитанников воскресной школы картину, которую они сами писали в течение полугода, он сказал: «Растите добрыми, растите умными, храните веру православную святую, несите свет Христовой веры»[229].

На Успенской горе Его Святейшество заложил камень и капсулу с грамотой в основание возрождаемого Свято-Успенского кафедрального собора. В церемонии освящения краеугольного камня возводимого собора приняли участие председатель облисполкома Владимир Андрейченко и председатель горисполкома Владимир Пелогейко, которые, совместно со Святейшим Патриархом Алексием II и Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом и управляющим епархией, поставили свои подписи под грамотой, замурованной в фундамент будущего храма. Обращаясь к собравшимся верующим и руководству области и города, патриарх Алексий II сказал: «На месте красивейшего архитектурного памятника, было поставлено безликое здание заводского цеха. Сегодня мы закладываем первый камень в основание воссоздаваемого собора. Сегодня возрождается историческая память и восстанавливается историческая справедливость. Мы возвращаемся к своей истории, славной и богатой. Несмотря на экономические трудности, этот храм должен быть восстановлен, ибо во все тяжелые времена народ строил и воссоздавал порушенные святыни. Дай Бог, чтобы на этом месте вновь был воздвигнут Свято-Успенский собор, который стал бы как архитектурной, так и духовной доминантой города». Святейший Патриарх благословил руководство и жителей города на это благое и святое дело. Он сказал, что Пресвятая Богородица бывает с теми, кто исполняет заповеди Сына Ее, и стоит помнить, что воссоздание стен собора не самоцель. Главное - это реставрация человеческих душ[230].

В ответном слове председатель облисполкома Владимир Андрейченко выразил надежду, что этот храм в недалеком будущем вновь украсит Витебск[231].

Затем Патриарх посетил расположенное рядом реставрируемое здание нынешнего Витебского духовного училища. Патриарх Алексий II поклонился престолу домового храма училища и, как всегда, обратился к присутствующим со следующими словами: «Жизнь жительствует. И училище, и здание - все это не может не радовать. Но за все мы должны благодарить Господа, все совершается по милости Божией. И не нам, не нам, но имени Твоему дай славу. Старшее поколение пережило и знает страшное, ему запрещали трудиться во славу Божию, а теперь Господь даровал нам такую возможность. И я желаю благословенных успехов митрополиту Филарету, владыке Димитрию в их тяжелых трудах по возрождению Белорусского Экзархата, Витебской Епархии. Владыка Димитрий за годы своего архипастырского служения много сделал, чтобы жизнь жительствовала, жизнь продолжалась. Спасибо вам за то, что вы всем миром возрождаете Святое Православие, богослужебную, духовную, просветительскую жизнь и социальное служение, как во всей Епархии, так и в этом здании, которое будет духовным центром Епархии. И да поможет вам Бог. Желаю, чтобы спасительная сила Животворящего Креста Господня укрепляла и хранила вас во все дни жизни вашей»[232].

Святейший Патриарх Алексий II почтил память защитников Отечества, возложив венок на мемориальном комплексе в честь советских воинов освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины, который расположен на площади Победы в г. Витебске. «Мы должны помнить о беспримерном подвиге, который был явлен нашим народом - сказал в своем кратком выступлении Первосвятитель - удивительна символика подобных памятников - вечная слава и вечный огонь одновременно...»[233].

Его Святейшество Алексий II, в преддверии праздника Воздвижения, преподнес в дар каждому посещаемому им храму напрестольный Крест.

Значимым событием пребывания в Витебске можно считать выступление Патриарха Алексия II перед городской общественностью, встреча с которой происходила в помещении театра им. Якуба Коласа. В заключение председатель горисполкома Владимир Пелогейко вручил на память о посещении Витебска Святейшему Патриарху изделие Витебского коврового комбината — ковер с изображением главного фасада Свято-Успенского собора. «Мы в ближайшее время сделаем все, чтобы восстановить величественный храм» - пообещал Патриарху глава города[234].

После посещения Полоцкой епархии, где прошли торжества по случаю празднования Честного и Животворящего Креста Господня, вечером 27 сентября 1998 года Святейший Патриарх с сопровождающими лицами прибыл в Витебский аэропорт. Его провожали Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет, епископ Димитрий, официальные лица и представители духовенства. Здесь же Святейший Патриарх вручил епископу Димитрию за архипастырские заслуги орден Святого Даниила III степени[235]. После чего, благословив присутствовавших, Патриарх Алексий II убыл в Москву.

В январе 1999 г. Святейший Патриарх после ознакомления с отчетом епархии за 1998 г. в своей резолюции писал: «С теплом вспоминаю свое третье посещение Белорусского Экзархата и свой первый визит на Витебскую землю. Радует, что наш визит способствовал активизации духовной жизни на Витебщине, содействовал дальнейшему сближению гражданских и духовных властей, привлек в храмы новых людей. Надеюсь, что та открытость, торжественность, всенародность, чему мы были свидетелями, станут традицией, и церковные и общественные праздники будут сопровождаться богослужениями, крестными ходами, всенародными молениями. Подобные явления должны стать привычными.

Помощь Божья да сопутствует трудам архипастыря, клира, монашествующих и всех тружеников церковных в наступившем новом 1999 году»[236].

Историческое посещение Святейшим Патриархом Алексием II Витебской епархии 25-26 сентября 1998 года необычайно стимулировало духовную жизнь в городе Витебске, содействовало дальнейшему сближению и взаимопониманию между светскими властями и духовенством, привлекло в храмы множество людей. Оно нашло свое выражение в возросшем интересе к Православию, как со стороны городской интеллигенции, так и среди студентов ВУЗов, учащихся средне-специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, в увеличившемся количестве людей, посещающих воскресные школы. Духовенство епархии стали чаще приглашать на радио и телевидение, возросло Православное сестричество во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги, тюремное братство святого равноапостольного великого князя Владимира и братство Святого великомученика Димитрия Солунского.

В преддверии 2000-летия Рождества Христова в главных городах епархии – Витебске и Орше были освящены места и водружены кресты на местах строительства храмов в честь Рождества Христова. Церемонию установления креста в Орше 15 ноября 1998 года возглавил Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и заложил камень с капсулой в основание восстанавливаемого храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, после чего встретился во Дворце культуры льнокомбината с верующими и интеллигенцией города[237].

На Епархиальном собрании 1999 года, состоявшемся 21 декабря, были подведены итоги работы и подготовки к встрече знаменательного юбилея Рождества Христова, а также представлены отчеты по всем направлениям работы Епархии и намечен план работы на период 2000-2005 гг.

Так, за истекший период практически полностью была сформирована структура управления епархией, в соответствии с требованиями Устава об управлении Русской Православной Церковью.

Управляющий епархией


 

 


 

 

Число благочиний достигло 6.

 

 

Таблица 1.

Изменение числа благочиний по годам*

 

Год Число благочиний Названия благочиний
1992-1993   Витебское, Оршанское, Лепельское,, Бешенковичское;
1994-1999   Витебское, Оршанское, Лепельское,, Бешенковичское, Городокское, Сенненское;

* по материалам годовых отчетов о состоянии Витебской епархии за 1992 - 1999 годы.

 

К концу 1999 года в Витебской епархии было зарегистрировано 84 прихода, из них 62 имели здание храма или молитвенного дома. Из приведенной таблицы нельзя не заметить большую разницу между числом зарегистрированных приходов и храмов. Данная ситуация может быть объяснена рядом причин. Во-первых, большинство храмов, бывших на территории епархии в дореволюционный период, были уничтожены и могут быть воссозданы лишь заново. Во-вторых, там, где храмы сохранились, они находятся в полуразрушенном состоянии и нуждаются в серьезных реставрационных работах. В-третьих, некоторые из зарегистрированных приходов проектируют либо строят храм, но из-за сложной экономической ситуации или малочисленности прихода (особенность Витебской области – во многих сельских населенных пунктах население не превышает 200 человек), строительство растянуто по времени. Так, например, до войны 1941 - 1945 гг. в Городокском районе проживало 139 тыс. человек, в настоящее же время только 36 тыс.

 

Таблица 2.

Изменение числа приходов по годам*.

 

Год Число приходов/имеющих здание Год Число приходов/ имеющих здание
  25/19   45/31
  56/35   60/37
  68/ нет сведений   72/64
  74/69   84/62

* по материалам годовых отчетов о состоянии Витебской епархии за 1992-1999 годы.

 

Число воскресных школ составило 25.

 

Таблица 3.

Изменение числа воскресных школ по годам*.

 

Год Число воскресных школ Год Число воскресных школ
  -    
       
       
       

* по материалам годовых отчетов о состоянии Витебской епархии за 1992-1999 годы.

 

Нельзя не отметить и то, что в преддверии 2000-летия Рождества Христова в Епархии активизировался такой аспект миссионерской деятельности как паломнические поездки к христианским святыням. За 1999 год Святую Землю посетило 20 человек. Более 1000 человек посетили Троице-Сергиеву Лавру, Оптину Пустынь, Серафимо-Дивеевский, Псково-Печерский, Свято-Успенский Жировицкий, Свято-Евфросиниевский Полоцкий, Валаамский и Соловецкий монастыри, храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Тулы, Мурома. Не прекращалось паломничество в д. Корма Гомельской епархии к мощам святого праведного Иоанна Кормянского[238].

В рамках общецерковной миссионерской деятельности с 1 по 2 сентября 1999 года по территории Витебской епархии проходил крестный ход «Волга-Днепр-Западная Двина», посвященный 2000-летию Рождества Христова. Торжественная встреча участников крестного хода состоялась на берегу реки Западная Двина возле древнейшего вновь восстановленного храма XII века - Свято-Благовещенской церкви города Витебска. Был отслужен молебен, после которого крестный ход направился через центр города в Свято-Покровский кафедральный собор. На следующий день в городском театре состоялся фестиваль духовных песнопений, в котором приняли участие церковно-приходские хоры Витебской епархии, а также участники крестного хода «Волга-Днепр-Западная Двина»[239].

Осенью 1999 года состоялись встречи в г.Витебске с православными миссионерами. 28-29 сентября по приглашению епархии г.Витебск посетили с лекциями диакон Андрей Кураев и священник Владимир Вигилянский. Лекции диакона Андрея Кураева прошли в Духовном училище, Витебском государственном университете. Общее число слушателей составило более 1000 человек. 2 декабря в г.Витебске с лекциями выступил представитель центра Православного просвещения святой Евфросинии Полоцкой Николай Александрович Лайша, врач-психотерапевт из Могилевской епархии. Его лекции состоялись в педагогическом университете, медицинском училище и Витебском Духовном училище. Общее количество слушателей составило 360 человек[240].

Знаменательным событием для жизни Епархии стала фотовыставка «Беларусь Православная», посвященная 2000-летию христианства, проходившая в октябре месяце в г.Витебске, на которой была представлена информация о церковной жизни всех десяти белорусских епархий. За время ее работы фотовыставку посетило 2500 человек. 10 октября, в день закрытия фотовыставки, состоялись фестиваль духовных песнопений и праздник колокольного звона[241].

Делегации Витебской епархии в составе духовенства и мирян принимали участие в работе VII Рождественских чтений, IV Свято-Евфросиниевских педагогических чтений, которые проходили со 2 по 4 ноября в г.Минске, на II Всецерковном съезде Епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, проходившем 17-20 ноября в г.Москве, а также в VII исторической конференции г.Орши, проходившей 12 декабря 1999 года[242].

Невзирая на финансовые трудности, силами епархии изданы календари к юбилейному 2000-му году с фотографиями храмов Витебской епархии, молитвословы, подготовлена к переизданию книга "Путь непечален" (Житии белорусских святых).

В епархии осуществлялась просветительская деятельность: регулярно работал в помещении Епархиального управления воскресный кинозал, где демонстрировались православные видеофильмы, росло число воскресных школ для детей и взрослых, приходских библио- и видеотек.

Продолжалось сотрудничество со средствами массовой информации. В областных газетах велись постоянные рубрики: «2000 лет христианства», «История нашего края», «Православный календарь». На областном радио по субботам проходили программы, посвященные православной тематике. Активно освещало церковную жизнь Витебской Епархии областное телевидение – регулярно к 2000-летию Рождества Христова выходили передачи







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 787. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия