Студопедия — I. О ПРИРОДЕ ДОСУГА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. О ПРИРОДЕ ДОСУГА






Наиболее масштабный анализ истерии, теории, социо­логии досуга содержится в специальной статье известного французского социолога Ж.-Р. Дюмазедье в «Международной энциклопедии социальных наук», к которой ранее не обращались наши исследователи.

(Этот материал мы ис­пользуем в качестве канвы для изложения существующих концепций культурно-досуговой деятельности.) Он анали­зирует различные точки зрения на историю-досуга., аргу­ментировано не соглашаясь с мнением некоторых авторов о досуге как явлении, свойственном всем историческим пе­риодам развития человеческого общества, поскольку досуг, по его утверждению, имеет определенные черты, характер­ные исключительно для цивилизации, созданной индустриальной революцией. На наш взгляд, эта мысль представляет большой интерес, поэтому рассмотрим ее подробнее, обра­тившись к размышлениям автора о природе досуга. В древ­ние времена в известных сообществах игра и работа явля­лись частью ритуала, посредством которого люди искали возможности общения с духами предков. Эти два вида дея­тельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества. В доиндустриальную эпоху работа и игра часто сочетались, и конфликт между ними был несуществен, поскольку игра нередко входила в работу, становясь ее частью.

Ученый утверждает, что было бы неверным считать шаманов или ведьм-врачевательниц, которые освобожда­лись от ежедневного труда, представителями нетрудовых классов, поскольку они выполняли магические или религи­озные функции, являвшиеся неотъемлемой частью сущест­вования общества. Понятие "досуг" в современном значении он не соотносит с обществом архаического периода, как и с аграрными обществами. Это связано с тем, что в аграр­ном обществе работа подчинялась естественному ритму, перемежаясь отдыхом, песнями, играми и обрядами (это была органичная часть ежедневного быта). На некоторых территориях она начиналась на восходе солнца и заканчи­валась только на закате, после работы наступало время от­дыха. Но трудно сказать, где кончалось одно и начиналось другое. В зонах континентального климата, на севере Евро­пы, период тяжелой работы сменялся своеобразным полуак­тивным существованием в течение долгах зимних месяцев, когда шла не менее тяжелая борьба за выживание. Этот пас­сивный образ жизни нельзя назвать досугом в современном понимании.

Смена времен: года всегда отмечалась серией праздни­ков и церемоний. Были здесь и религиозные праздники, и праздники, которые, по мнению автора, являлись предлогом для выплескивания энергии, представляя контраст рутинной ежедневной жизни Но не следует недооценивать обрядо­вый аспект этих праздников, -- замечает Ж-Р. Дюмазедье, - ибо своими корнями они уходят в религию, а не в досуг. Вследствие этого, хотя большинство европейских цивили­заций имели больше чем 150 свободных от работы дней в году, ученые не применяют к нам понятия досуга.

Например, французский ученый Себастьян Ле Престрелл де Вобен для обозначения нерабочих дней использо­вал термин "безработные", среди них он выделял "праздни­ки" - такие дни, которые часто навязывались церковью крестьянам и ремесленникам против их воли для исполне­ния духовных обязательств.

Во Франции в начале ХУШ века было 84 праздника такого рода, а к ним следует еще добавить около 80 дней в году, когда работать было невозможно из-за болезней, мо­роза или личных дел. Таким образом, к концу ХУЛ века, согласно Вобену, французские крестьяне и ремесленники, составлявшие 95% всей рабочей силы, должны были ми­риться со 164 свободными от работы д:зями в году. В те времена большинство свободных дней не были добровольно избранными, а скорее навязывались или религиозными тре­бованиями, или отсутствием работы.

Де Гразия - американский исследователь природы досуга —проанализировал изменения в образе жизни ари­стократических классов в ходе развития западной цивилизации. По его мнению, ни один из самых идеальных видов времяпрепровождения богатых классов в XVI веке не может быть охарактеризован словом "досуг". Финансово и соци­ально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг. Такое безделье исследователь не называет досугом, поскольку та­кой "досуг" не является вознагражденном за работу, а ско­рее всего занимает место самой работы.

Конечно, аристократический образ жизни внес боль­шой вклад в развитие человеческой культуры, подчеркивает — Де Гразия. Представитель аристократии был свободен от работы, и, таким образом, ни одна из его способностей, фи­зических или умственных, не была лишена перспективы развиться до высочайшего уровня. В Древней Греции фило­софы связывали наличие свободного времени с расцветом философии, а Аристотель утверждал, что труд рабов (мо­нотонный ручной труд) несовместим с благородством ума. Знаменательно, что греческое слово, означающее "безде­лье", также означает "школа". Безделье знати никогда не те­ряло связи с самими высокими ценностями цивилизации, хотя многие из знати могли оказаться мещанами и негодяя­ми, — утверждает Де Гразия. Тем не менее ученый не счи­тает "досуг" подходящим термином для определения дея­тельности этой праздной элиты, поскольку досуг в совре­менном смысле подразумевает наличие работы.

Рассматривая этические нормы поведения людей в ус­ловиях "денежной цивилизации", Т.Веблен замечает: "Сама по себе праздная жизнь (и все с ней связанное) облагоражи­вает человека к является прекрасной в глазах всех цивили­зованных людей"9. В число характерных для праздного класса занятий как в ранней, так и зрелой фазе историческо­го развития, входе т управление, войны, спорт и развлече­ния, отправление обрядов благочестия.

В разделе энциклопедии "Современный досуг" отме­чается необходимость наличия в самом обществе условий для обеспечения досуга. Среди них исследователи выделя­ют прежде всего дна:

1. Общество прекращает управлять организацией до­суга посредством общих ритуальных обязательств. По крайней мере некоторые из видов досуговой деятельности
больше не должны подпадать под категорию коллективных ритуалов, но должны стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда его выбор в этом вопросе может детерминироваться безличными социальными необ­ходим остям и.

2. Работа, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других видов его деятельности, ее предел не диктуется природной необходимостью. В самом деле, в современный период работа организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и прак­тически от свободного времена.

Эти два условия существуют только в социальной жизни индустриальной и постиндустриальной цивилизации. С их отсутствием е древней и аграрной цивилизации Запада ученые связывают отсутствие досуга. Проникновение досу­га в сельскую жизнь современного общества произошло по­тому, считают они, что аграрный труд развивается по про­мышленной модели организации, а также потому, что сель­ская жизнь уже пронизана городскими ценностями индуст­риализации.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия