Студопедия — Велесов день
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Велесов день






 

Велесе зимний во шкуре сивой,

Со турьим рогом, с белой дорогой,

Храни во поле, храни во боре,

Отведи горе, а дажди доли,

Во Ночи Года — оберег Роду!

Гой, Вещий Сиве!

Гой, Пастырь зиме!

Велесу — слава! Гой!

 

 

ВЕЛЕС СИВЫЙ — ЗИМНИЙ. Отмечается 11 лютеня/февраля-месяца. Во Святодень сей, по поверьям, Велес сшибает один рог Зиме, творит оберег скоту — гонит Коровью Смерть и даёт силу людям пережить грядущие Велесовы (Власьевские[241]) морозы (как правило, весьма и весьма суровые), после коих зима заметно идёт на отступ. В народе об эту пору примечают: если вместе с Велесовым днём наступает оттепель, то весна ожидается тёплая; если же нет, то Морена-Зима ещё долго будет крепка во праве своём...

Готовиться к Велесовому празднику начинают заранее — с вечера предшествующего дня. Разливают по освящённым кувшинам молоко, расстилают по дому шкуры, на которые кладут коровьи рога, очищенные и высушенные. На Капище (либо в месте, указанном сведущими людьми особливо) начинают оборудовать жертвенник, заранее готовя шкуры и окуривая место дымом горящего бычьего волоса. Иногда на шестах, стоящих вдоль священной ограды Святилища, выставляются бычьи и коровьи черепа, олицетворяющие собой связь с Иным миром, а также являющиеся мощными оберегами от всякой нечисти. Ночью волхвы отправляются туда в одиночестве и творят там особые священнодействия, дабы узнать волю Вещего Бога. Девушки тем временем гадают, расчёсывая гребешками бычий волос. Перед тем, как лечь почивать, рекут наговор-оберег на сон грядущий:

 

Храните, все Боги, а боле — Велесе,

Мой сон-почивание!

Лодьею быстрою, лёгкою мыслею,

В отдохновение от трудов праведных,

Перенесите мя в Ино Заречное.

Мару да Морока, страхи, притороки,

Чары кикиморы, навии, иновы

Узы да наузы смойте-отведите.

В ладе, в усладе со мною пребудьте,

Чтоб в здраве проснуться,

В Явь возвернуться! Гой!

 

Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются провидческими — вещими и, по поверьям, всегда сбываются...

Мудр и могуч Быкоголовый Велес — Вещий Бог!

Всяк живот приветствует его: славься, наш Защитник! Хвала тебе, Велемудрому! Даже бестелесные навии, блуждающие где-то за Кромкой (границей, разделяющей Явь и Навь) по неведомым тропинкам Велесовых Пастбищ[242], ликуют, славят Великого Бога — своего Повелителя. В отличие от Светлых Сварожичей, детей Небесного Огня, Велес нисколько не враждебен к обитателям Нави, он не гонит их палящим жаром Солнечных лучей, как Даждьбог, или жгучими стрелами-молниями, как Перун, но ни один обитатель Нижнего мира не смеет противиться воле Волохатого Владыки!..

И вот, наконец, наступает день праздника. В каждом доме готовится обрядная еда — каша, обильно приправленная маслом: «У Велеса (Власия) — борода в масле!» — рекут о сём в народе; ставятся на столы заранее сваренные питные меды... Лишь говядину и телятину строго запрещено употреблять в пищу в день Велеса — Коровьего Сына (по поверьям, рождённого на Заре Мира Небесной Коровой Земун). Приготовленная еда освещается на жертвеннике, после чего подаётся к столу. Рядом с Капищем, в нарочно приготовленной для этого избе, устраивается совместная трапеза общинников.

Много трудов в Велесов день выпадает на долю волхвов (коим Велес покровительствует особливо) и их потворников. Помимо совершения обрядов прославления Бога, жертвоприношений, когда ручьём течёт по жертвеннику освящённое молоко, помимо принесения треб, творимых как от лица всей общины, так и приносимых частным образом, на их плечах лежит организация самого празднования, кое открывается речением обрядовых кощун, например:

 

Се — Кощно время, зима трескучая,

Солнце скрыто до весны хмарью-тучами,

Ходят-бродят по земле блазни-мороки,

Сторожат шалые духи уснувший бор.

Не красен огонь, не свет-пересвет, —

Одела Зима ледяной браслет,

Белы рученьки Её — в инее,

Хладом сковано небо синее.

А в ночи в лесу — пляски мороков,

Ходит Марушка белым облаком...

А где-то там, за полями белыми,

За крепями лесными ледян терем стоит,

Белый хорт круг него бежит,

Хвостом след метёт, таку песнь поёт:

Гой ты, Мороз-братец, ходи до полатей,

Замки свои отопри, ворота свои распахни,

Пошире их растворяй да Гостюшку поджидай:

Сивый Бог грядёт, медведя ведёт,

Речёт тайно слово, что людям опора,

В холода подмога да в ночи дорога!

Славьте же Бога Вещего! Гой!

 

Также Святодень сей считается весьма благоприятным для лечения всевозможных болезней[243]: как недугов людей, так и хворей скотины[244]. Хорош он также и для изготовления оберегов из коровьих рогов, воплощающих собой жизненную силу Природы, и из пучков бычьей шерсти, наделяющих, по поверьям, их обладателей крепким здоровьем и богатством. Полагают, что все обереги и обережные обряды, сотворённые в Велесов день, обладают особой силой. И кому, как не волхвам, ученикам Мудрого Велеса, их Вышнего Покровителя, надлежит заботиться о том, чтобы всё, посвящённое Вещему Богу, было сделано должным образом?..

Немыслим праздник и без Велесовой боротьбы, называемой иначе Медвежьей (ибо медведь является одним из священных животных[245], посвящённых Велесу, а также, по поверьям, в образе Лесного Хозяина[246] воплощён один из ликов самого Скотьего Бога). В отличие от яростных воинских поединков, творимых на Перунов день, поединок борцов Велесовой боротьбы не изобилует множеством приёмов, являя собой, по преимуществу, добродушное любование той силой, коя даруется человеку самой Землёй-матушкой не для истребления себе подобных, но ради созидательного труда на честной ниве.

Обычно на круг перед Чуром (священным Капищным изваянием) Велеса выходят два дюжих мужика, раздетых по пояс, охватывают друг друга руками и, кряхтя и упираясь изо всех сил, стараются завалить противника в снег. Волхвы при сём рекут наговор на волотову [247] силу:

 

Велесе-Боже! До ны сниди,

Волотову силу [имярек] дажди! Гой!

 

Тут же кто-нибудь из зрителей непременно вспомнит стародавнюю быль о борцах: дескать, когда-то жил в соседней деревне один мужичок, хилый с виду, но перед каждым поединком ложился он наземь, лицом в снег, и просил Мать Сыру Землю даровать ему хотя бы самую малую толику силушки её необоримой, после чего побеждал любого здоровяка — чем и вызывал ликованье всего честного народа, присутствовавшего на состязании...

Борца-победителя чествуют всем миром, угощают пивом и нарекают «Велесовым избранником» — во славу Могучего Бога, неиссякаемой силы земли и только начинающей пробуждаться, ещё не зримой воочию весенней Солнечной яри...

Ночь, следующая за Велесовым днём, считается благоприятной для зачатия сильных телом и духом детей. Перед тем, как лечь в супружескую постель из настланных шкур, женщины расчёсывают своим мужьям волосы заговорёнными гребешками, что должно уберечь их в течение года от различных недугов и наделить силой и мудростью самого Велеса.

Волхвы же одни уходят в ночь, глядящую на них ясными звёздами — очами Предков, во самую крепь лесную, где ставят шест с водружёнными на него бычьими рогами и радеют до самого до утра, во кобны-бубны звонкие свои бия, Вещего Бога воспевая, колославу[248] сию многократно повторяя:

 

Веле-Веле-Велесе го-о-ой,

Веле-Веле-Велесе гой!

Веле-Веле-Велесе го-о-ой,

Веле-Веле-Велесе гой!

Велесе есе го-о-ой,

Велесе есе гой!

Велесе есе го-о-ой,

Велесе есе гой!..

 

О сию пору Лесной Хозяин поворачивается в берлоге на другой бок, Дева-Весна встречается на пограничье Мироколицы со Старухой-Зимой и даёт ей первый бой (2 лютеня-месяца — на Громницу), а Русско-Славянская Родноверческая Община «Родолюбие» (коя была основана на Велесов день в лето 1998 от н.х.л.) празднует свой день рождения...

 

 

Слава Роду!

 

[1999]

 

Кощеев/Касьянов день

(29 лютеня/февраля-месяца)

 

 

1. Кощей (Кощный Бог, Чернобог, Тёмный Лик Велеса) — Бог Нави, Тот, Кто владычествует в Смерти. В эпоху двоеверия на Руси образ Кощея был отчасти замещён образом святого Касьяна, чьим прототипом — исключительно по созвучию имени — послужил преподобный Кассиан Римлянин (ум. ок. 435 г.).

 

2. В народе Касьяна считали воплощением всяческих бедствий и называли: «Касьян Немилостивый», «Касьян Злопамятный», «Касьян Завистник», а также «Скупой», «Корыстник», «Косоглазый», «Остудный», «Немилосердный» и др. Описывали святого Касьяна, например, так: «Кас'ян схожий на людину, увесь в шерстi, вiї (ресницы) довгi, аж до землi, i весь чорний. Кас'яновi через вiї погано бачити, i нечиста сила пiдiмае йому вiї гуртом».

 

3. О Касьяне в народе рассказывали много легенд. В одной из них говорится, что святой Касьян был некогда «Божьим ангелом [249]», но затем перешёл на сторону Дьявола. Тогда Бог приказал своим слугам заковать Касьяна в цепи[250] и бить его тяжёлым молотом по лбу три года подряд и лишь на четвёртый год давать послабление.

 

4. На Украине Касьяна считали воплощением тринадцатого знака Зодиака [251](или тринадцатым «небесным светилом»[252]). По легенде, однажды «на Божьем праздничке» Касьяну не дали ложки, из-за чего он со злости «зник», то есть исчез, а дни его разобрали остальные двенадцать знаков Зодиака. Так в году стало не 13, как раньше, а лишь 12 месяцев. Когда Касьян усмирил свой гнев и вернулся через три года, ему уделили всего один день — 29 лютеня/февраля-месяца, да и то лишь в високосный год.

 

5. В некоторых местах преподобного Кассиана не относили к числу святых, а само имя «Касьян» считалось позорным и «несчастливым». Людей, носящих это имя, в народе боялись и сторонились, считая их колдунами.

 

6. Согласно ещё одной легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «Божьего света» из-за ресниц, которые столь длинны, что достигают его колен (как тут не вспомнить гоголевского Вия — одного из Тёмных Ликов Велеса!..).

 

7. По народным поверьям, взгляд Касьяна — смертоносен: «Касьян на что ни взглянет — всё вянет», «Касьян на скот взглянет — скот валится, на дерево — дерево сохнет», «Касьян на народ взглянул — народу тяжело», «Зинул Касьян на крестьян», «Касьян всё косой косит» и т.п. В народе про угрюмого, «тяжёлого» человека говорили: «Касьяном смотрит». Также «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна. Ср. смертоносный взгляд гэльского Балора, наиболее ужасного среди фоморов. Интересно, что отцом Балора, по кельтским мифам, был Буарайнех — буквально: «Быкоголовый», что роднит его с Велесом[253]. Взгляд одного глаза Балора нёс погибель всему живому, поэтому он обычно держал его закрытым. (Здесь же уместно будет вспомнить одноглазого Одина — скандинавского «аналога» Велеса.) До сих пор в ирландском фольклоре «глаз Балора» означает «Дьявольский глаз, сеющий порчу и смерть».

 

8. Касьянов день отмечается один раз в четыре года — в високосный год. В этот день все хозяйственные работы прекращались, в некоторых деревнях крестьяне даже боялись выходить из дома, чтобы не попасть под «глаз Касьяна». Особенно опасным считалось время до Солнечного восхода, поэтому крестьяне старались проспать до обеда, чтобы таким образом переждать самую неблагоприятную пору[254].

 

9. Волхвы учат, что в Касьянов/Кощеев день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий всё сотворённое ими лихо[255], всю привнесённую ими в мир неправду. Потому этот день, почитаемый в народе одним из самых тяжёлых дней в году, в действительности опасен лишь для тех, кто живёт не по Правде, не по Совести, Родных Богов и Предков не чтит, Родовой Искон хулит. Мудрые же во день сей — плотского не вожделея, но во Духе трезвея[256], старое, отжившее, заплечь бросая, а новому стези отверзая — обращаются в Безмолвии Сердца к Родным Богам и Предкам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде, что является для человека лучшим оберегом от всего худого и недоброго — во всех жизненных перипетиях и во все времена.

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 

Борич

Заклички Весны на Сороки [257]

 

 

1. Подготовка:

Пекутся «жаворонки» и печение с изображением Коловрата (знака Солнца).

Изготавливается соломенная птица.

Общинники берут будихи (рог, колокольца, свистульки, трещотки, бубны и т.д.).

Готовят обрядовую страву.

 

2. Собирается костёр.

 

3. Подносятся дары духам места.

 

4. Пускается братина, рекутся словеса об обряде.

 

5. Освящается место (с заговором «Чур Чурила...»).

 

6. Общинники берут будихи и обращаются к жрице:

 

Благослови, мати,

Весну закликати!

 

Жрица отвечает:

 

Рано, рано

Весну закликати,

Весну закликати,

Зиму провожати;

Рано, рано,

Зиму провожати;

Зимочку в возочку,

Летечко в челночку;

Рано, рано,

Летечко в челночку!

 

7. Народ обходит поляну по Солнцу, звеня, свистя, треща и трубя. Подходит к жрице и повторяет свою просьбу. После третьего к о ла она даёт добро закликать Весну.

 

8. Каждый общинник берёт себе по «жаворонку», одному из общинников даётся соломенная птица, привязанная к длинному шесту. С высоко поднятой птицей все идут по кругу, играя на свистульках, имитируя птичье пение (зазывают птиц свистом). После этого все поднимаются на высокое место (или выходят на просторное место) и, обернувшись лицом к Солнцу, подкидывая или высоко подняв вверх «жаворонков», поют заклички:

 

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам —

На жёрдочке, на бороздочке,

И с сохой, и с бороной,

И с кобылой вороной,

С пряльцем с донцем,

С кривым веретёнцем!

Зима нам надоела,

Хлеб и соль поела,

Ручки-ножки познобила,

Скотинушку поморила!

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите,

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Весна, Весна,

На чём пришла,

На чём приехала?

На сошечке, на бороночке!

Кулики, жаворонки,

Слетайтесь в одонки!

Дай, Весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое,

Колосистое, ядренистое!

Чтобы было с чего пиво варити,

Пиво варити — ребят женити,

Ребят женити — девок отдавати!

 

9. Все подходят к костру, на костёр устанавливается птица с приговором:

 

Уж ты пташечка,

Ты залётная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

 

После каждый наговаривает своё желание на «жаворонка», «жаворонки» кладутся в костёр.

 

10. Зажигается костёр (с заговором «Яро, буйно...»[258]).

После речётся наговор:

 

Между трёх костров

Во сухом бору,

Во сухом бору

Я зайду в избу,

Я зайду в избу, поклонившись,

Да вокруг себя оборотившись.

Стоит та изба, позаброшена,

Позаброшена, да не совсем пуста,

Посреди избы клеть железная,

Клеть железная о семи замках.

В той клети сидит птица Богова,

Птица Богова,

Ясный Соколок.

Как замки я те посшибаю,

Птицу Богову выпускаю,

Птицу Богову выпускаю,

Да говорю я ей таковы слова:

Ой ты, птица Богова,

Ясный Соколок,

Ясный Соколок,

Буй-Востринушка!

Ты лети, лети, птица Богова,

Ты лети, лети

Ко Самим Богам,

Ко Самим Богам

В Сваргу Светлую,

Да реки во Сварге во Светлой

Славу славную,

Славу вечную

Самому Сварогу

Да Сварожичам.

Да бери ключи

Те Свароговы,

Золотой бери

Да серебряный.

Золотым отпирай

Сваргу Светлую,

Выпускай Весну-раскрасавицу,

Ну а зиму — Мару холодную

Запирай на ключ на серебряный.

Да томится пусть в заточении

Там до времени Чернобогова! Гой!

 

Затем славится Сварог, Даждьбог, Земля-Матушка.

 

11. Когда птица сгорает, общинники рекут:

 

Приди к нам, Весна,

С радостью!

Со великой к нам

С милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

С овсом кучерявым,

С ячменём усатым,

Со просом, со гречею,

С калиною-малиною,

С чёрной смородиною,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой,

С пивом игристым,

С Солнцем золотистым!

 

12. Восходят требы. Пускается братина. Славятся Родные Боги.

 

13. Братчина. Каждый берёт себе по «жаворонку» с запечёнными предметами (монетка, зерно, камушек и т.д.), гадают по тому, кому что достанется. Оставшихся «жаворонков» рассаживают по деревьям встречать Весну.

 

14. После братчины водят хороводы, молодцы бьются, ярятся, играют с девицами в целовальные игры (для того, чтобы своей ярью приблизить приход Весны).

 

 

Слава Роду!

 

[2004]

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия