Студопедия — Коммуникативная деятельность педагога в детском коллективе. Взаимодействие и общение. Такт и этика.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коммуникативная деятельность педагога в детском коллективе. Взаимодействие и общение. Такт и этика.






Педагогическое общение – есть профессиональное общение преподавателя с коллегами, родителями, учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата в целях успешности учебно-воспитательного процесса и развития личности учени5ка.

Через общение происходит обмен информацией, организация деятельности, познание личности, установление самооценки, сопереживания, развитие самоценности, обмен ролями. Это – основные функции общения.

 

Общение – всегда взаимодействие. У каждого педагога оно имеет свой отличительный почерк, отличительные, индивидуальные особенности взаимодействия педагога и учащихся называются стилем педагогического общения.

 

Кан-Калик выделяет 5 основных стилей педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

В основе такого общения лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу; стремление совместно (демократично) решать вопросы организации любой деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный стиль общения. Именно на этой основе строится вся система отношений с детьми у педагогов –новаторов; в этом – суть педагогики сотрудничества.

2. Общение на основе дружеского расположения

Этот стиль тесн6о связан с первым и является одновременно одним из условий становления первого стиля. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует в перспективе видеть творческий союз на основе увлечения совместной деятельностью. Однако здесь важно не превратить дружественность в панибратство, что отрицательно скажется на всем ходе учебно-воспитательного процесса.

 

3. Общение-дистанция.

Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога с учащимися постоянно, в качестве ограничителя, выступает дистанция: «Вы не знаете, - я знаю», «Я старше - слушайте меня» и т.д. этот стиль, к сожалению, очень распространен. У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности – ближе к авторитарному стилю. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.

4. Общение-устрашение.

Крайняя форма общения-дистанции. Она соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность. Формы проявления: «Слушайте внимательно, а не то я двойку поставлю», «Вы у меня узнаете…», «Я вам задам…» и т.д. такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.

5. Общение-заигрывание.

Причиной такого стиля являются, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности. Ведет такое общение к ложному, дешевому авторитету.

 

Если посмотреть на общение с точки зрения управления учебно-воспитательным процессами, как это делают Лутошкин А.Н., Зязюн И.А. и др., то выделяются следующие стили работы педагога, определяющие характер его взаимоотношений с учащимися:

 

- Авторитарный стиль («разящие стрелы»). По своей сути – это приказывающий, настаивающий, жестко требующий стиль. Такой педагог единолично определяет направление деятельности группы; указывает, кто с кем должен сидеть; пресекает всякую инициативу. Даже редкая благодарность звучит у него как команда, а то и как оскорбление: «Хорошо ответил, не ожидал от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой педагог высмеивает виновного, не объясняя, как можно ее исправить. Он лаконичен, у него преобладает начальственный тон, он не терпит возражений. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Такой стиль руководства, конечно, может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, но он создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление коллективистских качеств. В отсутствие педагога любая работа замедляется, а то и совсем прекращается. В таких коллективах формируются невротики, это нужно помнить педагогам.

 

- Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). По своей сути это коллегиальный, советующийся, консультирующийся, требующий стиль. Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого; подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; развивает самоуправление, старается поощрять каждого и т.д. Такой педагога старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого, поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения: просьба, совет, доверие, поощрение, информация. Хорошо развивается сотрудничество. Такой стиль работы, пожалуй, является самым лучшим. И хотя, количественные показатели в таком классе могут быть ниже, чем при авторитарном руководстве, но ребята ценят свой коллектив, у них не пропадает желание совместно что-то делать, работать. Здесь повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив, чувство защищенности, комфортности в коллективе.

-

- Компромиссный или примиренческий стиль («снующий челнок»). По сути, – это уговаривающий, просящий, компромиссный стиль. В жизни школьного коллектива неизбежны конфликты. И бывает, что педагог только и делает, что мечется от одной группировки к другой, пытаясь их примерить, но сам, – не вступая в конфликт. А это бывает трудно, т.к. приходится приспосабливаться, уговаривать, увещевать, иногда просто «выкручиваться» из положения. Такой педагог стремиться к компромиссу, примирению на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

-

- Либеральный стиль («плывущий плот»). По сути, – это анархический, попустительский, уступчивый, соглашающийся стиль. Такой учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее, теряет авторитет.

Чтобы научиться общению, нужно представлять его этапы (структуры) и то, какие умения нужны для каждого из них.

I этап: МОДЕЛИРОВАНИЕ педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

Этот этап требует знания особенностей аудитории:

- характера ее познавательной деятельности;

- вероятных затруднений;

- динамики и особенностей внутригрупповой работы.

Готовящийся к подаче материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия, продуман не только от своего лица, но и от лица школьников, и по возможности в разных вариантах.

Однако, этого мало. В педобщении на первом месте должны быть воспитательные цели, сориентированные на ученика. Поэтому, важно думать не только о том, как подавать материал, но и о том, как организовать совместную деятельность, заинтересовать, создать творческую атмосферу. Для этого педагогу необходимо развивать у себя следующие умения:

1. воображение: оно позволяет предвидеть ход, результаты, варианты предстоящей деятельности в упражнении «Диалог с портретом» – «поговорите» с воображаемым портретом кого-либо (директора, родителя, знаменитости) о предстоящем взаимодействии с классом. Ведите диалог и за себя и за портрет;

2. восприятие: от него зависит адекватность реакций между сторонами. Здесь важно руководствоваться поговоркой «Принимает человека таким, каков он есть» В качестве упражнения здесь можно использовать известную игру «Пойми меня»: команды языком жестов, мимики, рисунка и пр. передают друг другу какую-либо информацию. Задача – понять ее без слов.

3. распределение времени – оно позволяет увидеть каждого, уловить настроение для этого умения важно развивать внимание и наблюдательность (подберите игры, позволяющие этого достичь; они будут полезны не только вам, но и детям);

4. самообладание, умение владеть собой;

5. артистизм, или умение проявлять себя, перевоплощаться, скрывать или проявлять эмоции и отношение и т.п.

 

II этап – Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия («коммуникативная атака»).

«Атака» говорит сама за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. Попробуйте выполнить следующие упражнения-ситуации:

упр.1. Вы пришли знакомиться с 5 классом. Перед Вашим приходом был урок физкультуры, ребята возбуждены. Смоделируйте и «проиграйте» коммуникативную атаку.

Упр.2. Вы пришли знакомиться с 7 классом. Они уже «отсидели 5 уроков, причем, на двух последних писали контрольные. Смоделируйте и «проиграйте» коммуникативную атаку.

 

 

III этап – управление общением в ходе педагогического взаимодействия.

Здесь необходимо владеть следующими умениями:

- искренне проявлять интерес к собеседнику

- поддерживать инициативу, а также слабые попытки школьников наладить общение

- организовывать диалогическое общение

- воспринимать и оценивать информацию

- корректировать свои действия с поправкой на реальные условия.

-

IV этап – анализ (самокоррекция), когда педагог анализирует свое общение с детьми и моделирует (на уровне установки) новое общение. На этом этапе соотносятся цели, средства, результаты общения.

 

Большую роль в развитии коммуникативных умений учителя играет педагогическая техника. Специалисты выделяют три языка общения:

- Речь: общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Речевой репертуар педагога должен быть настолько богат, чтобы имелась возможность свободно общаться на любом уровне (деловом, духовном, игровом);

- Язык тела. Педагога должен уметь «считывать» язык мимики, жестов, чтобы правильно ориентироваться в системе взаимодействия. Слова ученика не всегда адекватны ситуации, тогда как язык жестов соответствует истинным мотивам поведения. Педагогу важно уметь «читать» всю совокупность жестов, владеть «секретами» невербального общения;

- Язык «Я» (Самоценность). – внутреннее ощущение себя, переживание своего «Я». Для успешной работы самоценность педагога должна быть высокой. Любое общение есть совокупность всех трех языков.

 

Педагогическая этика есть совокупность нравственных норм поведения педагога, а также определённых правил взаимоотношений и взаимодействия педагога с учащимися, коллегами, родителями.

Центральное место в педагогической этике занимает пед. такт.

Пед. такт (буквально «прикосновение»)- это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Пед. такт исключает крайности в общении.

Возьмём урок.

Одна из причин конфликтов учителя с учениками – бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей («Что ты ёрзаешь, как на гвоздях?», «Размалёвана как кукла»..). Разгневанный учитель вспоминает в классе, где и с кем на улице видел ученика и ученицу, как они были одеты… Отпускает нелестные слова в адрес родителей («Яблоко от яблони…»)… С этого начинается отчуждение, конфликт.

Такт необходим на всех этапах урока. К примеру во время проверки и оценки знаний учащихся такт проявляется в умении слушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к ответу, проявлять выдержку. Недопустимо одёргивать, иронизировать, комментировать. Известны случаи, что заикающиеся дети перестают заикаться на уроках педагога-мастера, и - цепенеют у бестактного учителя.

Важен также момент выставления оценки. И важна не просто мотивировка оценки, но мотивировка с положительной направленностью («Было бы верно, если бы было бы вот это указано…», «Ещё внимательно разберёшься- и следующий ответ будет хорошим»…).

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя - тактику. На уроке – чёткость, корректность, доброжелательность, внимательность, собранность, организованность… Во внеурочное время и внеклассной работе – непринуждённость, демократичность, задушевность, раскованность, доверительность….

Особенно важно дорожить доверием. Ни при каких ситуациях нельзя предавать доверие ученика. Оно- невозвратимо.

Задание: вспомните лекцию по педагогическому общению, поддержке и этике.

Часто в педагогическом общении педагог бывает вынужден прибегать к этической защите. Назначение этической защиты заключается в том, чтобы отстоять свое достоинство от посягательств на него. Для педагога такие умения важны чрезвычайно, поскольку дети, в силу своих возрастных особенностей, порой причиняют боль человеку, даже не подозревая об этом, а лишь копируя чьи-то фразы, чье-то поведение.

При нарушении этики взаимоотношений каждый раз возникает парадоксальная ситуация: тот, кто ни в чем не виноват, - страдает, а обидчик, как правило, находится в более выигрышном положении. Этическая защита исправляет эту несправедливость, открывая возможность не только защиты как таковой, но и коррекции поведения партнера, и углубления взаимоотношений с ним. С позиции функционально-операционного подхода перечисленные возможности представляют собой функции, реализуемые педагогом в ответ на недостойное слово или действие ученика. Но рассмотрим все по порядку.

Первая функция — сохранение собственного достоинства в момент грубости, звучащей в наш адрес.

С помощью этой функции педагог выставляет заслон оскорблению, не слышит, не принимает его, подчеркнуто показывает ребенку невозможность такого обращения к себе и к человеку вообще. Операционно это может иметь следующий вид:

Операция «вопрос на воспроизведение» ставит обидчика в положение, когда, ссылаясь на то, что недослышали или были чем-то увлечены, его любезно просят повторить еще раз фразу, с которой он обращается, и тем самым нарушают логику его действий и подталкивают к поиску иных, более культурных форм обращения и поведения. Выглядит это так: «простите, я не расслышал…» и т.п. Здесь важно, чтобы не было никакой иронии, подтекста. В случае повторной грубости парадигма сохраняется, но интонационно высказывается уже более жестко, выражая подтекстом, что подобного обращения к себе человек не услышит никогда.

«Наивное удивление» тоже помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес. Пострадавший как бы недоумевает относительно формы обращения, содержания фразы, ее эмоциональной окраски: «Разве так бывает?», «Это вы мне?», «Разве так можно?». Большое значение для реализации этой операции имеет пластико-мимическое выражение. Оно должно соответствовать произносимой реплике и говорить о невозможности подобного характера общения между людьми, возможно, даже о сожалении и разочаровании в человеке, который проявляет себя таким образом.

 

 

Вторая функция — корректировка поведения партнера — осуществляется как продолжение и развитие первой функции. С нее нельзя начинать, это может вызвать агрессию и еще большой поток оскорблений. Особенно важна эта функция для педагога, взаимодействующего с ребенком, которому необходимо предложить иной способ поведения и общения. В этих целях могут быть использованы следующие операции.

«Ссылка на свои слабости» позволяющая инструментировать внешнее принятие вины на себя, что заставляет партнера менять свою точку зрения и вслед за оскорблением извиняться или говорить комплимент. Парадигма такой операции строится примерно так: «Я, наверное…», «Я, наверное, выгляжу усталой, и вы беспокоитесь о моем здоровье? Спасибо, что вы столь чутки ко мне. Но, может быть, женщине не следует говорить о ее внешности?» или «Я сегодня очень спешила и видимо что-то не сделала в своем макияже и я вас разочаровала?…».

«Окультированное воспроизведение» — это произнесенные фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно. Эта операция дает конкретный наглядный образец обращения в контексте возникшей ситуации. В качестве парадигмы здесь используется фраза «Если я вас правильно понял…». Например. Ученик выкрикивает: «Помедленнее!». Педагог отвечает: «Если я вас правильно понял, уважаемый Сергей, то вы хотели сказать: «Уважаемая Мария Ивановна, не могли бы вы еще раз повторить это предложение, а то я никак не успеваю?!» Разве я могу отказать вам в этой просьбе?»

Реализация третьей функции – «сохранение достоинства партнера» – развивает и углубляет взаимоотношение с ним, предоставляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком культурном уровне, реабилитироваться. Не сохранив достоинства партнера, перейдя на нравоучение или ответное оскорбление, учитель теряет собственное достоинство и провоцирует ребенка на дальнейшую грубость. Назовем и для этой функции две операции.

«Постановка мотива», осуществляемая путем оглашения доброго, вероятно, намерения ребенка, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной направленности, с которой трудно не согласиться: «Ты, (вы) наверное, хотел…». Например, мальчик увидел у учительницы большой перстень и воскликнул: «Вот это да!» на что учитель среагировала: «Ты, наверное, хотел сделать мне комплимент и обратить внимание всех ребят на мой перстень? Я тронута вниманием, спасибо»

«Оправдание поведения» выглядит как расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле. Для этого используется следующие речевые формулы: «Конечно, всякий..», «На твоем месте я (мы) бы, наверное…»

 

Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этической защиты, педагог не имеет морального и профессионального пава переходить к ним.

«Оставить человека наедине с собственным поступком» означает демонстративно прекратить (на какое-то время) отношения с ним, предварительно озадачив его оценкой собственного поступка или слов: «Вы, наверное, и сами не осознаете…», «Если Вы когда-нибудь сумеете понять…, то вам, наверное, будет неловко (стыдно)…» Важной деталью этой операции является физическое самоустранение от дельнейшего разговора, в противном случае придется отвечать на вопрос: «А что я такого сделал?».

«Противопоставление достоинств партнера его поведению» осуществляется как сравнение «Вы такой… а…» Кажущаяся легкость этой операции порой оборачивается сложностью отыскивания достоинства, особенно в момент напряженных отношений, поэтому фраза может иметь варианты: «Я считал вас..», «Вы производили впечатление…» и т.д.

«Великодушное прощение», или «царский подарок», выглядит как позволение подобного обращения с собой, но на самом деле жестко пресекает такую практику: «Если уж тебе так хочется…» с одной стороны, фраза содержит в себе разрешение, а с другой — ее подтекст категорически накладывает табу, обозначая перспективу развития отношений.

 

Перечисленные операции не исчерпывают всего многообразия способов этической защиты. Какие-то из них носят индивидуальный характер, какие-то более общий. Внимательное отношение к жизни, литературе, кино позволит педагогу обнаружить бесконечное множество этических форм защиты своего достоинства.

 

СРС 5: подберите 5-7 упражнений, тренирующих коммуникативные умения. Будьте готовы проиграть их на занятии.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 990. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия