Студопедия — Выводы. 2 страница. [6] Терещенко А. Быт русского народа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выводы. 2 страница. [6] Терещенко А. Быт русского народа






[6] Терещенко А. Быт русского народа. Ч. I–V.— СПб., 1848; Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях.— М., 1992; Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII cтолетиях. Кн. 1. Государев двор или дворец.— М., 1990; Ешевский С. В. Женщина в средние века в Западной Европе.— М., 1870; Иванов К. А. Многоликое средневековье.— М., 1996; Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века.— СПб., 1997; Фукс Э. Иллюстрированная иcтория нравов: Эпоха Ренессанса.— М., 1993.; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век.— М., 1994; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век.— М., 1994; Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.— СПб., 1913; Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.— СПб., 1914.

[7] Хёйзинга Й. Осень средневековья.— М., 1988.

[8] Хёйзинга Й. Указ. соч.— С. 6.

[9] Хёйзинга Й. Указ соч.— С. 26.

[10] Там же.— С. 251.

[11] Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа "Анналов".— М., 1993.— С. 48. О Школе "Анналов", соотношении макроистории и микроистории см. также: Добролюбский А. О. и др. Школа "Анналов" — "Новая историческая наука".— Одесса; Херсон; М., 2000; Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей: Человек в истории. 1991.— М., 1991.— С. 48–59; Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы "Анналов".— М., 1993; Щученко В. А. Вечное настоящее культуры.— СПб., 2001.— С. 53–67; Domańska E. Między modernismem a postmodernismem. Histоriografia wobez zmian w filosofii historii / E. Domańska, J. Topolski, W. Wrzosek.— Poznań, 1994; Dülmen R. van. Historische Anthropologie: Entwicklung, Probleme, Aufgaben.— Köln etc., 2000; Sozialgeschichte, Alltagsgeschichte, Mikro-Historie / Schulze W. (Hg.).— Göttingen, 1994.

[12] Там же.— С. 194.

[13] Значительно выросло количество опубликованных за этот период исторических исследований, посвященных повседневности. Некоторые из них стали классическими и переведены на многие языки, в том числе — на русский язык. Это: Бродель Ф.Материальная цивилизация: экономика и капитализм XV–XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное.— М., 1986; Монтэ П.Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.— М., 1989. Большую популярность тема повседневности имеет в немецкой исторической науке. Каталог Государственной библиотеки ФРГ насчитывает десятки работ, посвященных проблематике повседневности: Alltag im 16. Jahrhundert: Studien zu Lebensformen in Mitteleuropeische Städten.— München, 1987; Alltag im Spätmittelalter.— 3. Aufl.— Graz, 1986. Alltagsgeschichte: leicht gemacht?— Darmstadt, 1989. Alltagsgeschichte: zur Rekonstruktion historischer Erfahrungen und Lebensweisen.— Fr. a. M., 1989, и др. Cм. обзор работ на эту тему: Оболенская С. В. "История повседневности" в современной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. 1990. — М., 1990.— С. 182–198. Тема повседневности широко представлена и в работах отечественных историков. См. об этом: Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991.— М., 1991.— С. 84–102. Родственная проблематика исследуется в современных работах, посвященных быту и частной жизни различных культур и исторических эпох. Наиболее фундаментальным является коллективное пятитомное исследование истории частной жизни Европы, выполненное французскими историками школы "Анналов": Historie de la vie privee / Ed. Ph. Aries, G. Duby. Vol. I–V.— P., 1985–1987. Из отечественных работ можно указать: Быт и история в античности.— М., 1988; Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы.— Свердловск, 1989; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века).— СПб., 1994; Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени.— М., 1996; Человек в мире чувств: Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени.— М., 2000; Человек XVI столетия.— М., 2000.

[14] Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI–XIII в.— М., 1978; Быт и история в античности; Поляковская М. А., Чекалова А. А. Указ соч.; Dülmen R. van. Kultur und Alltag in der Frühen Neuzeit.— München, 1999.— Bd. 1–3; Dülmen R. van. Historische Anthropologie: Entwicklung, Probleme, Aufgaben.— Köln etc., 2000.

[15] Ковельман Н. Б. Риторика в тени пирамид: Массовое сознание римского Египта.— М., 1988. В этот ряд следует, конечно, поставить исследования о народной культуре Средневековья, прежде всего ставшую классической работу М. М. Бахтина ("Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса".— М., 1968), а также А. Я. Гуревича ("Проблемы средневековой народной культуры".— М., 1981 и В. П. Даркевича ("Народная культура средневековья".— М., 1981).

[16] Быт и история в античности; Кнабе Г. С. Древний Рим: История и повседневность.— М., 1996; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…

[17] Лотман Ю. М. Указ соч.— С. 11.

[18] "Повседневность охватывает всю жизненную среду человека, сферу непосредственного потребления, удовлетворения материальных и духовных потребностей, связанные с этим обычаи, ритуалы, формы поведения, привычки сознания" (Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991.— М., 1991.— С. 95)

[19] Damjanovic M. Die alltägliche Lebenswelt in ästhetischer Sicht // Die Ästhetik, das tägliche Leben und die Künste.— Bonn, 1984.— S. 137.

[20] Schutz A. Collected Papers. І. The Problem of Social Reality.— Hague, 1971. P. 3–4; 93.

[21] Бутенко И. А.Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии.— М., 1987.— C. 21.

[22] Социологии повседневности и родственным ей научным направлениям посвящено значительное количество работ, в том числе отечественных исследователей. Из публикаций последних лет на русском языке можно указать: Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию.— СПб., 1999; Савченко Л. А. Социология повседневности.— Ростов н/Д., 2000.

[23]На это указывает, в частности, П. Монсон. См.: Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы.— СПб., 1992.— С. 85.

[24] "Под термином "социальная реальность, — пишет А. Шюц, — я понимаю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции". См.: Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты.— М., 1994.— С. 485.

[25] Изучением "рутинных основ повседневной активности" будет заниматься один из классиков этнометодологии Г. Гарфинкель. Cм. его работу: Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology.— New Jersey, 1967.— P. 35–67.

[26] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания.— М., 1995.— С. 91.

[27] Schutz A., Luckmann Th. The Structures of the Life-World.— L., 1973.— P. 25.

[28] Schutz A. Collected Papers. І. The Problem of Social Reality.— Hague, 1971.— P. 208–209.

[29] Ibid.— P. 5

[30] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.— C. 41.

[31] Там же.— С. 74.

[32] Там же.— С. 75.

[33] relevant (англ.) — букв.: уместный, относящийся к делу.

[34] Понимание "релевантности" как важности, глубины и относительности знаний предлагает Л. Ионин. См.: Ионин Л. Г. Социология культуры.— М., 1996.— C.106–108.

[35] Г. Гарфинкель представляет этот комплекс как своеобразную пирамиду предположений: "По Шюцу, индивид предполагает сам, предполагает, что другой индивид также предполагает, и предполагает, что как он предполагает относительно другого, так и другой предполагает относительно него самого наличие общей ситуации взаимодействия со схожими характеристиками". Cм.: Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology.— P. 55.

[36] Schutz A. Collected Papers. І.— P. 112.

[37] Ibid.

[38] См. об этом: Бутенко И. А. Социальное познание…— М., 1987.— С. 57–58.

[39] Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты.— М., 1994.— С. 493.

[40] Там же.— С. 494.

[41] Cicourel A.V. Method and measurement in sociology.— L., N.–Y., 1964.— P. 71, 72, 120.

[42] См. об этом, в частности: Бутенко И. А. Социальное познание...— М., 1987.— C. 40.

[43] Schutz A., Luckmann Th. The Structures of the Life-World.— P. 41.

[44] Ibid.— P. 38.

[45] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.— C. 48.

[46] Там же.— С. 50.

[47] Там же.

[48] "Жизненный мир повседневности есть высшая сфера реальности и естественная установка (natural attitude) сознания, принимающая действительность как данность, есть фундаментальная позиция нормальной зрелости". См.: Schutz A., Luckmann Th. The Structures…— P. 21.

[49] Schutz A., LuckmannTh. Op. cit.— P. 20–35.

[50] Бергер П., Лукман Т. Указ. соч.— C. 40–41.

[51] "Повседневность лишается как священной легитимизации, так и теоретического разумения, которое могло бы соединить ее с символическим универсумом". См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование…— С. 183.

[52] Ионин Л. Г. Социология культуры.— М., 1996.— С. 108–123.

[53] Там же.— С. 115.

[54] Cм. об этом, частности: История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах.— М., 1996; Майерс Д. Социальная психология.— СПб., 1997; Шкуратов В. А. Историческая психология.— М., 1997.

[55] Такого рода экскурсы есть в работе К. фон Фербера о привычках питания и П. Г. Гляйхмана о социальных нормах сна. См. аналитический обзор этих работ у Л. Гудкова. (Гудков Л. "Культура повседневности" в новейших социологических теориях.— М., 1988).

[56] Cм.: Баталов А. А. К философской характеристике практического мышления // Вопр. философии.— 1982.— № 4; Гусев С. С., Пушканский Б. Я. Обыденное мировоззрение: Структура и способы организации.— СПб., 1994; Козырьков В. Г. Освоение обыденного мира.— Нижний Новгород, 1999; Чудинов И. А. Обыденное сознание масс.— Л., 1979 и др.).

[57]"... традиционная философия критиковала мир повседневности как неподлинный, состоящий из полуправды и обмана, как мир мнений, где властвует не разум, а воля, направляемая страстями и сиюминутными интересами".— Марков Б. В. Понятие повседневности в философии и антропологии. // Научная рациональность и структуры повседневности.— СПб., 1999.— С. 14.

[58] Одна из первых постановок вопроса об особенностях обыденного сознания в новом ключе: не противопоставление обыденного знания научному для доказательства неполноценности первого, а исходя из посылки о равенстве этих форм знания содержится в статье: Федотова В. Г. Истина и правда повседневности // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания.— М., 1990.— С. 175–209.

[59] Гусев С. С., Пушканский Б. Я. Указ. соч.— С. 26.

[60] Афанасьев А. И., Василенко И. Л. Научное объяснение и повседневность // Научная рациональность...— С. 71, 73.

[61] Милютин Ю. Е. О гносеологической компетентности здравого смысла // Там же.— С. 88. Это не единственная функция здравого смысла, действующего не только в данных, но и в других сферах деятельности, о чем речь впереди.

[62] Козырьков В. П. Указ. соч.— С. 100.

[63] "Повседневность может служить и объединяющей основой для соотнесения специализированных картин мира и входить в научные объяснения через понятия и смыслы естественного языка". (Афанасьев А. И., Василенко И. Л. Указ. соч.— С. 73).

[64] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений.— М., 1990.— С. 393–599; Лихачев Д. С. Искусство и наука // Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. Изд. 2-е, доп.— СПб., 1999.— С.10–15.

[65] См.: Научная рациональность...— С. 55–57; 73; 116–118.

[66] Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории.— СПб., 1999.— С. 262.

[67] Рациональность повседневности // Научная рациональность... — С. 143.

[68] Гусев С. С., Пушканский Б. Я. Указ. соч.— С. 22.

[69] Там же.— С. 24.

[70] Обстоятельная и не утратившая своего значения характеристика проблемы понимания дана в монографии: Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии.— М., 1985.

[71] Там же.— С. 33–34.

[72] Там же.— С. 68, 69.

[73] Грязнов А. Ф. Философия шотландской школы.— М., 1979.

[74] См., в частности: Козырьков В. П. Указ. соч.— С. 125–136.

[75] История ментальностей. Историческая антропология.— М., 1996.— С. 6.

[76] Щученко В. А. Вечное настоящее культуры.— СПб., 2001.— С. 56. Тенденция становления исторической антропологии была общей для мировой науки. См. об этом: материалы сб. "История ментальностей…", а также: Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1990.— М., 1990.— С. 167–181. О немецкоязычных историко-антропологических исследованиях см.: Dülmen R. van. Historische Anthropologie: Entwicklung, Probleme, Aufgaben.— Köln u. a., 2000.

[77] История ментальностей…— С. 44.

[78] Там же.— С. 77.

[79] Там же.— С. 79, 80.

[80] Там же.— С. 98.

[81] Определение одного из ведущих представителей послевоенного поколения анналистов я уже приводил.. По существу оно совпадает с тем, как видит задачи истории ментальностей П. Берк.

[82] Там же.— С. 56.

[83] Арьес Ф. История ментальностей // История ментальностей...— С. 29.

[84] Как, например, Ж. Ле Гофф в статье, посвященной роли сновидений в культуре и массовой психологии Cредневековья. (Le Goff J. Les reves dans la culture et la psychologie collective de l'Occidient // Pour un autre Moyen-Age.— P., 1975). Показательно, что анналисты и историки ментальностей почти не обращаются к идеям З. Фрейда и К.‑Г. Юнга, считая их, по-видимому, малопродуктивными при исследовании ментальностей. Примером превращения «ментальности», «менталитета», понимаемых как совокупность представлений и образов человека и социальной группы, манера его мышления, склад ума, в рабочее понятие отечестенных историорафических исследований может служить коллективная монография «Менталитет и культура предпринимателей России XVII–XX вв.» (Отв. ред. Л. Н. Пушкарев. – М., 1996).

[85] Шкуратов В. А. Историческая психология.— М., 1994.— С. 58.

[86] Ментальность россиян: (Специфика сознания больших групп населения России).— М., 1997.— С. 10, 14. См. также: Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики.— М., 1997.

[87] Русский перевод сокращенного и дополненного варианта 1957 г. вышел в 2000 г.: Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика.— СПб., 2000.

[88] Там же.— С. 40.

[89] Там же. Далее П. А. Сорокин приводит примеры, подтверждающие этот тезис: "Лишенная своего внутреннего смысла Венера Милосская превращается в обыкновенный кусок мрамора, ничем не отличающийся по своим физико-химическим свойствам от такого же необработанного куска мрамора… Симфония Бетховена превращается в простую комбинацию звуков… Действия хирурга, делающего надрез скальпелем на теле пациента и те же самые действия убийцы, режущего ножом свою жертву становятся неразличимыми по причине сходства их внешних форм" (Там же).

[90] Duby G. Histoire des mentalites // Histoire et ses methodes. Sousla dir. de Ch. Samaran.— P., 1961. В тексте использован реферат статьи Дюби, составленный Е. В. Горюновым (История ментальностей… С. 18-21).

[91] "Дюби упоминает еще один, наиболее глубоко залегающий ментальный слой, связанный с биологическими свойствами человека. Он неподвижен или почти неподвижен, изменяясь вместе с эволюцией самих биологических свойств." (История ментальностей...— C. 20).

[92] Ионин Л. Г. Социология культуры.— М., 1996.— С. 120.

[93] Там же.— С. 114.

[94] Cавельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного....— М., 1997.— С. 576–584.

[95] Наименование первого уровня "индивидуальное или эмпирическое" представляется неудачным, т. к. эмпирическое может быть не только индивидуальным, но и групповым, и массовым. Раздел, подробно раскрывающий смысл первого уровня, назван точно "Эмпирические представления" (Там же.— С. 579). Здесь и идет по существу речь о массовом сознании.

[96] Там же.— С. 583.

[97] Там же.

[98] Там же.— С. 584.

[99] Рассуждения о "жизненном пути" (или "жизненном цикле", "жизненной карьере") авторы помещают почему-то в параграф о семейных (родовых) представлениях. (Там же.— С. 586–586).

[100] Там же.— С. 593.

[101] Там же.— С. 591.

[102] Там же.— С. 587, 588. Очевидно, здесь имело место отсутствие в сознании определенной границы между вымыслом, фантомом сознания и реальным образом восприятия. Как в сознании ребенка во время ролевой игры. Возможно, разнокачественность реального и вымышленного осознавалась, но ей не придавали значения. Это явление имеет общую с верой психологическую природу.

[103] В перспективе возникновения атеизма, формирования естественнонаучной картины мира и внедрения ее в ХХ в через систему образования и СМК в массовое сознание, архаические формы мышления и соответствующие им темпоральные представления еще более вытесняются. Но вопрос о соотношении разных типов мышления в современном массовом сознании остается нерешенным.

[104] Бродель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм XV–XVIII вв. Т. 1: Структуры повседневности: Возможное и невозможное.— М., 1986. О концепции Ф. Броделя см., в частности: Иконникова С. Н. История культурологических учений. Ч. 3.— СПб., 2001.— С. 106–121.

[105] Кнабе Г. С. Древний Рим — история и повседневность.— М., 1986; Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира.— М., 1993.

[106] Отсутствие "всеобъемлющего исследования обыденного массового сознания" констатирует И. Г Дубов (См. его предисловие к коллективной монографии " Ментальность россиян...".— С. 7).

[107] См.: Europäische Mentalitätsgeschichte: Hauptthemen in Einzeldarstellungen.— Stuttgart, 1993.

[108] История ментальностей…— С. 97.

[109] Перечень тем таков: "Индивидуум — семья — общество", "Сексуальность — любовь", "Религиозность", "Тело и душа", "Болезнь", "Возраст", "Смерть", "Страхи и надежды", "Радость, печаль и счастье", "Работа и праздник", "Коммуникация", "Чужое и свое", "Власть", "Право", "Природа и окружающая среда", "Пространство", Время — история". (История ментальностей... — С. 97–98).

[110] По мнению Н. Н. Козловой "Обыденное сознание всегда является сознанием массовым" (Козлова Н. Н. К анализу обыденного сознания // Философские науки.— 1984.— № 4.— С. 25). В работе 1996 г. позиция автора становится более гибкой. См.: Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора.— М., 1996.

[111] См.: Грушин Б. Указ. соч., гл. 8.

[112] См., в частности: Шахзадеян М. А. Обыденное сознание: Философско-методологические проблемы исследования повседневного практического сознания масс.— Ереван, 1984.

[113] Еникеев М. И., Котенков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь.— М., 1997.— С. 127.

[114] См. современную интерпретацию их идей в работе: Московичи С. Исторический трактат по психологии масс.— М., 1988. Проявления массовой психологии и психологии толпы исследователи обнаруживают уже в древних цивилизациях. См.: Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид: массовое сознание римского Египта.— М., 1988. Ковельман А. Б. Рождение толпы: от Ветхого к Новому Завету // Одиссей: Человек в истории. 1993.— М., 1994.— С. 123–137.

[115] Парыгин Б.Д. Социальная психология.— С. 275.

[116] Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. — М., 1924.

[117] Новиков А. И. Мещане и мещанство.— Л., 1983.

[118] Козырьков В. П. Освоение обыденного мира.— Н. Новгород, 1999. Козырьков В. П. Духовные основы социокультурной динамики обыденной жизни: Теоретический анализ: Автореф. дис. … докт. социол. наук / СПб. гос. ун-т.— СПб., 1999; Хренов Н. Образы города в истории: психологический аспект смены парадигмы // Обществ. науки и современность.— 1995.— № 6.— С. 158–161; Хренов Н. А., Соколов К Б. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность).— СПб., 2001.

[119] Хренов Н. Образы…— С. 159.

[120] Козырьков В. П. Освоение…— С. 326.

[121] Власов В. Г. Бидермайер // Власов В. Н. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1.— СПб., 1995.— С. 106. О бидермайере см. также: Krüger R. Biedermeier.— Lpz., 1979.

[122] Кес Д. Стили мебели.— 2-е изд. на рус. яз.— Будапешт, 1981.— С. 179–180.

[123] См.: Степанов Ю. С. Семиотика.— М., 1971.— С. 24–26 и сл.

[124] Идеи семиотики культуры восходят к работам Ф. де Соссюра, Р. Якобсона, М. Бахтина. Начало институализации семиотики культуры принято датировать 1973 г. В этом году "на VII Междуна-родном Съезде славистов в Белграде русские ученые — Вяч. Вс. Иванов, Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский и В. Н. Топоров — придали семиотическим представлениям о культуре облик завершенной теории. Они назвали ее семиотикой культуры" (Артановский С. Н. Понятие культуры.— СПб., 2000.— С. 25). Упомянутые С. Н. Артановским ученые составили ядро складывающейся в эти годы московско-тартуской семиотической школы. См. об этом более подробно, в частности: Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря.— СПб., 2000.— Ч. 1–2.

[125] См.: Махлина С. Т. Семиотика культуры. Программа спецкурса.— СПб., 1996.— С. 6–7.

[126] Там же.— С. 6.

[127] Хотя, поскольку у Ю. М. Лотмана речь идет о культуре рубежа XVIII–XIX вв., язык бытового жеста этой ушедшей эпохи в чистом виде, вне отражений в искусстве в принципе невосстановим, не может быть реконструирован.

[128] Толстая С. М. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и мир молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян.— М., 1999.— С. 10–13.

[129] См.: Birdwhistell R. L. Introduction to the Kinesics.— Louisvill, 1952; Birdwhistell R. L. Kinesiсs and Kontext.— Philadelphia, 1970; Hall E. T. The silent language.— 15nd ed.— N. Y., 1970; Hall E. T. The Hidden Dimension — N. Y., 1966; Hinde R. A. (Ed.) Non-Verbal Communication — L., 1972. и др. См. библиографию американских работ 1960–70-х гг. в кн.: Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам.— СПб., 1997. Библиография немецкоязычных работ 50-х — 70-х гг. ХХ в на эту тему содержится в статье: Schnitzler N. “Vnformliche zeichen” und “freche Vngeborden”. Zur Ikonographie der Schande in spätmittelalterlichen Passionsdarstellungen // Körper-Geschichten: Studien zur historischen Kulturforschung V.— Fr. a. M., 1996.— S. 223. Из отечественных работ можно указать: Даниленко О. И. Культура общения и ее воспитание.— Л., 1989 (разд. "Неречевые средства общения"); Горелов И., Енгалычев В. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации.—М., 1991; Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения.— СПб.:, 2001.

[130] Пиз А. Указ. соч.

[131] См.: Hall E. T. The silent language; Hall E. T. The Hidden Dimension. Эти идеи развиваются также в более поздней работе "По ту сторону культуры" (Hall E. T. Beyond culture.— N. Y., 1976).

[132] Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию.— СПб., 1998.— C. 396–397.

[133] Степанов Ю. С. Семиотика.— C. 68–71.

[134] Там же.— С. 69–70.

[135] Дальнейшее изложение — в основном по работе У. Эко "Отсутствующая структура" (С. 247–253).

[136] Эко У. Указ. соч.— С. 248. См. также:: Hall E. T. The silent language— P. 146–150.

[137] Hall E.T. The silent language.— N. Y., 1970.— P. 163.

[138] Ibid.

[139] Hall E. T. The silent language.— P. 164; Эко У. Указ. соч.— C. 250–251.

[140] В словаре А. Греймаса и Ж. Курте 1979 г. "естественные языки" определяются следующим образом: "Под естественными семиотиками понимают два обширных означивающих множества: с одной стороны, естественные языки, а с другой эктралингвистические контексты, которые мы рассматриваем как семиотики естественного мира (мира природы). Они называются естественными, потому что существуют до человека и независимо от него. Человек погружен в свой родной язык, он брошен с самого рождения в мир здравого смысла, который принимает эти семиотики на себя, но не конструирует их". (Греймас А. Ж. и Курте Ж. Семиотика: Объяснительный словарь теории языка // Семиотика.— М., 1983.— С. 530–531).

[141] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…— СПб., 1994.— C. 10–11.

[142] Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история.— М., 1996.— C. 170–171.

[143] Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.— М., 1993.— C. 90.

[144] Толстая С. М. Звуковой код…— С. 9.

[145] Лотман Ю.М. Беседы…— C. 6‑9.

[146] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров.— C. 80.

[147] О Ю. М. Лотмане, его семиотической концепции культуры существует уже достаточно обширная литература. Из последних публикаций можно указать: Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. Ч. 1.— CПб., 2000.— С. 249–250; Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Ч. 3.— СПб., 2001.— С.7–21.

[148] Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры.— Таллинн, 1992.— C. 248–337.

[149] Лотман Ю. М. Беседы…

[150] Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1.— C. 272.

[151] Там же.— С. 314.

[152] Там же.— С. 317.

[153] Там же.— С. 262.

[154] Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры.— СПб., 1995.— С. 198.

[155] Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. — М., 1993. Вариант изложения своей семиотической концепции взаимодействия быта, повседневности и культуры Г.С. Кнабе дает в одной из глав коллективной монографии: История мировой культуры: Наследие Запада.— М., 1998.

[156] Поскольку начало следующего этапа развития европейской культуры автор помещает во вторую половину ХХ в., логично было бы продлить предшествующий период до середины ХХ столетия.

[157] Кнабе Г. С. Материалы к лекциям…— М., 1993.— С. 120.

[158] Там же.— С. 226.

[159] Кнабе Г. С. Указ. соч.— С. 30–31. В другой половине, — перистильной, — "… играли дети, хозяйка отдавала распоряжения рабам и слугам, хозяин принимал близких друзей" (Там же).

[160] Там же.— С. 20. Очевидно, что и этот "домашний", обиходный язык, язык повседневного общения в его лексических, грамматических, синтаксических и произносительных характеристиках представляет собой совокупность разных языков, социально стратифицированных и регионально дифференцированных. См. об этом, в частности: Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика.— М., 1983.— С. 344–347; Абрамова И. Е. Социолингвистические и психологические характеристики произношения английских детей // Семантика и прагматика языка в диалоге культур.— Самара, 1998.— С. 3–9.

[161] Кнабе Г.С. Материалы к лекциям…— С. 93, 94.

[162] Барт Р. Мифологии.— М., 1996. В дальнейшем изложении ссылки на эту работу даются в тексте: в круглых скобках указывается только страница.

[163] См. об этом: Зенкин С. Ролан Барт — теоретик и практик мифологии // Барт Р. Мифологии.— М., 1996.— С. 8, 9.

[164] Grundlagen zum Thema — Begriff und Gegenstand des Ästhetischen im Alltag // Ästhetik im Alltag: Form und Lebensform.— Offenbach a. M., 1978.— S. 7, 10.

[165] Die Ästhetik, das tägliche Leben und die Künste: Ausgew. Vortr. / 8. Kongr. für Ästhetik.— Bonn, 1984.

[166] О месте дизайна в мире искусств см., в частности: Munro Th. The Arts and Their Interrelations.— N. Y., 1951; Каган М. С. Морфология искусства.— Л., 1972; Каган М. С. Эстетика как философская наука.— СПб., 1997.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия