Студопедия — КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

 


Структура программы учебного предмета

 

I. Пояснительная записка

 

 

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально - технических условий реализации учебного предмета

 

II. Содержание учебного предмета

 

- Учебно - тематический план

- Содержание разделов и тем. Годовые требования

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- Дидактические материалы;

 

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана

 

на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.

 

 

Срок реализации учебного предмета

 

Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 5 лет: при 5-летней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» - с 1 по 5 классы, при 8-летней программе — с 4 по 8 классы. Срок реализации учебного предмета

«Композиция станковая» увеличивается на 1 год при освоении учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы


«Живопись» с дополнительным годом обучения (6-летний срок и 9-летний срок).

 

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

 

 

Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» при 5-летнем и 8-летнем сроках обучения составляет 924 часа. Из них: 363 часа – аудиторные занятия, 561 час - самостоятельная работа.

Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» при

 

6-летнем и 9-летнем сроках обучения составляет 1122 часа. Из них: 429 часов

 

– аудиторные занятия, 693 часа – самостоятельная работа.

 

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

 

 

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет

 

 

Вид учебной работы,аттестации,учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации Всего часов
Классы              
Полугодия                          
Аудиторные занятия (в часах)                          
Самостоятельная работа (в часах)                          
Максимальная учебная нагрузка (в часах)                          
Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   экза мен зач ет Итог овая аттес тация  

 

 

Вид учебной работы,аттестации,учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации Всего часов
Классы              
Полугодия                          
Аудиторные занятия (в часах)                          
Самостоятельная работа (в часах)                          
Максимальная учебная нагрузка (в часах)                          
Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация зач ет   экза мен зачет   экза мен зачет   экза мен зач ет   экза мен зачет   экза мен зачет Итогов ая аттеста ция  

 

Срок освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет

 

 

Вид учебной работы,аттестации,учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации Всего часов
Классы            
Полугодия                      
Аудиторные занятия (в часах)                      
Самостоятельная работа (в часах)                      
Максимальная учебная нагрузка (в часах)                      
Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   Итоговая аттестация  

 

 

Вид учебной работы,аттестации,учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации Всего часов
Классы            
Полугодия                      
Аудиторные занятия (в часах)                      
Самостоятельная работа (в часах)                      
Максимальная учебная нагрузка (в часах)                      
Вид промежуточно й аттестации по полугодиям и итоговая аттестация зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   экза мен зачет   Итоговая аттестация  

 

Форма проведения учебных занятий

 

Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия:

1 - 4 классы – 2 часа

 

5 - 6 классы – 3 часа Самостоятельная работа:


1 – 3 классы – 3 часа

 

4 – 5 классы – 4 часа

 

Цель и задачи учебного предмета

 

Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:

 

• развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

• последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

 

• знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

• изучение выразительных возможностей тона и цвета;

 

• развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

• обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

 

• формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

 

Обоснование структуры программы


Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

 

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

 

• описание дидактических единиц учебного предмета;

 

• требования к уровню подготовки обучающихся;

 

• формы и методы контроля, система оценок;

 

• методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 

• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

 

• практический;

 

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

 

 

Описание материально - технических условий реализации учебного

 

предмета

 

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время


самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:

 

• основы композиции станковой

 

• цвет в композиции станковой

 

• сюжетная композиция

 

• декоративная композиция

 

• создание художественного образа в композиции

 

• графика

 

• итоговая работа


Учебно - тематический план

 

Наименование раздела,темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максима льная учебная нагрузка Самостоя тельная работа Аудиторн ые занятия
1год обучения Ι полугодие
  Раздел 1.Основы композиции станковой        
1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции урок      
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе урок      
  Раздел 2.Цвет в композиции станковой        
2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета урок      
2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс урок      
  Раздел 3.Сюжетная композиция        
3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона урок      
           
1год обучения ΙIполугодие
3.2. Ритм в композиции станковой урок      
3.3. Композиционный центр в композиции станковой урок      
3.4. Выразительные средства композиции станковой урок      
           
2год обучения Ι полугодие
  Раздел 1.Цвет в композиции        

 

  станковой        
1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции урок      
  Раздел 2.Сюжетная композиция        
2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) урок      
           
2год обучения IΙ полугодие
  Раздел 3.Декоративная композиция        
3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.     урок      
3.2. Трансформация и стилизация изображения урок      
3.3. Декоративная композиция натюрморта урок      
3.4. Стилизация изображения животных урок      
           
3год обучения Ι полугодие
  Раздел 1.Сюжетная композиция        
1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции урок      
  Раздел 2.Цвет в композиции станковой        
2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей урок      
           
3год обучения IΙ полугодие
  Раздел 3.Сюжетная композиция (исторический жанр)        
3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику урок      
           

 

4год обучения Ι полугодие
  Раздел 1.Создание художественного образа в композиции        
1.1. Композиционная организация портрета урок      
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане урок      
           
4год обучения ΙΙ полугодие
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям урок      
           
5год обучения Ι полугодие
  Раздел 1.Графика        
1.1. Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента урок      
1.2. Графический лист с визуальным эффектом Вариант 1. Иллюстрация Вариант 2. Архитектурные фантазии урок      
  Раздел 2.Сюжетная композиция        
2.1. Сюжетная композиция на конкурсную тему урок      
           
5год обучения ΙΙ полугодие
  Раздел 3.Итоговая работа        
3.1. Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3- 4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт урок      
           
6год обучения Ι полугодие
  Раздел 1.Графика        

 

1.1. Создание сложной образной графической композиции. Вариант 1. Графический лист «Аллегория». Вариант 2. Основы мультипликации урок      
1.2. Графика малых форм. Вариант 1.Разработка праздничной открытки Вариант 2. Экслибрис урок      
1.3. Шрифтовая композиция урок      
           
6год обучения ΙΙ полугодие
  Раздел 2.Сюжетная композиция        
2.1. Сюжетная композиция. Триптих урок      
2.2. Сюжетная композиция на конкурсную тему урок      
  Раздел 3.Графика        
3.1. Графическая композиция в городской среде урок      
           

 

В данном учебном плане предлагается вариант итоговой работы (итоговая аттестация) при 5-летнем сроке реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».

Для 6-летнего срока реализации программы образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает содержание и план выполнения итоговой работы. В разделе « Аттестация: цели, виды, форма, содержание » предложены методические рекомендации по организации и проведению итоговой аттестации учащихся.


Содержание разделов и тем. Годовые требования

 

1 год обучения Ι полугодие Раздел 1. Основы композиции станковой

 

1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений великих художников.

Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции». Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.

Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке.

1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе.

 

Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и

 

«изображение на картинной плоскости».

 

Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.

Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.).

Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений.

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

 

2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные,

 

оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета.

 

Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.

Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.

Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной гаммы:

• чистый цвет + белила;


 

• чистый цвет + черная краска;

 

• чистый цвет + белила + черная краска.

 

Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек теплой гаммы:

• чистый цвет + белила;

 

• чистый цвет + черная краска;

 

• чистый цвет + белила + черная краска.

 

2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс.

Цель: изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.

Задача: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.

Предлагаемые аудиторные задания:

 

• этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте»

 

• этюд по воображению «Деревья осенью».

 

Задания для самостоятельной работы: создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев. Раздел 3. Сюжетная композиция

3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия

 

«симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона.

 

Цель: знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат).

Задача: приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера.


Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма.

Задания для самостоятельной работы: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению.

 

 

1 год обучения Ι I полугодие

 

3.2. Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного ритма.

Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции.

Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции.

 

Предлагаемое аудиторное задание:

 

а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче), Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель

«Охотники на снегу».

 

б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес»,

 

«Метель», «Карнавал».

 

Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении.

3.3. Композиционный центр в композиции станковой.

 

Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему.

Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии.

Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки


Пушкина). Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое пространство, работа с ограниченным количеством цветов.

Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента.

3.4. Выразительные средства композиции станковой.

 

Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия,

 

пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы»,

 

«пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов»,

 

«пропорции тона» и «состояние в пейзаже».

 

Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий «контраст» и «нюанс».

Предлагаемые аудиторные задания:

 

а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;

б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;

Задание для самостоятельной работы: выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции.

 

 

2 год обучения Ι полугодие Раздел 1. Цвет в композиции станковой

1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции.

 

Цель: закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние».

Задача: овладение способами передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы.


Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиционного пейзажа со стаффажем (городской мотив) в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения соответственно белой и черной красками. Двух- или трехплановое пространство.

Задание для самостоятельной работы: создание шкалы изменения цвета по насыщенности и светлоте. Самостоятельный анализ произведений великих художников.

Раздел 2. Сюжетная композиция

 

2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции).

Цель: изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров (Тинторетто «Тайная вечеря», И.Е. Репин «Не ждали», А.А. Дейнека, Г.С. Верейский, Е.С. Кругликова и других). Знакомство с понятием «цезура» в пространственном построении двухфигурной композиции на примере произведений Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».

Задача: приобретение практических навыков при построении двухфигурной композиции, создание определенного эмоционального состояния с помощью цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга. Предлагаемое аудиторное задание: Иллюстрация к литературному произведению (или конкурсная тема).

Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов.

 

 

2 год обучения ΙΙ полугодие Раздел 3. Декоративная композиция


3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.

Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции. Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета.

Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения предмета, монохром:

рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение

 

«большой тени»;

 

изображение силуэта этого предмета.

 

Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения предметов быта в наиболее выразительном ракурсе.

3.2. Трансформация и стилизация изображения.

 

Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка.

Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик. Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов (лампы, чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций:

• уменьшение ширины в два раза;

 

• увеличение ширины в два раза;

 

• изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета).

Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.

3.3. Декоративная композиция натюрморта.

 

Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму. Задача: умение использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.

Предлагаемое аудиторное задание: создание эскизов натюрморта при пятновой трактовке форм:


• натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света»;

• вариант «черно-белое изображение»;

 

• вариант «черно-серо-белое изображение».

 

Задание для самостоятельной работы: эскиз натюрморта с пятновой трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.

3.4. Стилизация изображения животных.

 

Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве. Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов. Предлагаемое аудиторное задание:

1. Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента: а) древнеиранские мотивы;

б) готические мотивы;

 

в) стиль эпохи Возрождения.

 

2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле.

Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные композиции с животными «подводного мира» в стиле Модерн.

 

 

3 год обучения Ι полугодие Раздел 1. Сюжетная композиция

1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции.

 

Цель: закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона»,

 

«эмоциональное состояние», «выделение главного».

 

Задача: умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа.

Предлагаемое аудиторное задание: пейзаж в графической технике, деревенский или городской, передача неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.


Задание для самостоятельной работы: копирование путевых зарисовок великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н. Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина.

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

 

2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей.

Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст»,

 

«цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов».

 

Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом.

Предлагаемое аудиторное задание: создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы:

«Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная.

 

Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера с фигурами людей с различным цветотональным решением.

 

 

3 год обучения Ι I полугодие Раздел 3. Сюжетная композиция ( исторический жанр )

3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на

 

историческую тематику.

 

Цель: изучение возможностей создания композиции способами:

 

• совмещение разновременных событий;

 

• совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);

 

• сочетание разнонаправленного движения;

 

• совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах

 

(наслаивание).


Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения.

Предлагаемое аудиторное задание:

 

1. Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при различном освещении.

2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции.

 

3. Исполнение мини-серии в материале.

 

Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кровотеча | Тема 19. Теория управленческих решений. Принятие управленческих решений. Исполнение управленческих решений.

Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 658. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия