Студопедия — Экономические воззрения эпохи феодализма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экономические воззрения эпохи феодализма






 

Русская экономическая мысль начала развиваться со времени образования Древнерусского государства в связи с процессом фор­мирования феодального землевладения. Ее основные черты и свое­образие всегда определялись историческими особенностями эко­номического развития России.

Большое значение для изучения экономической мысли Киевс­кой Руси имеет Русская Правда — первый свод русских законов. Этот документ отражает интересы феодалов и защищает прежде всего феодальную собственность, охраняет права господствующих классов на эксплуатацию ими трудящихся масс. Русская Правда санк­ционирует также применение труда рабов, при этом в ней пере­числяются обстоятельства, когда допускалось превращение зави­симых и свободных людей в рабов (несостоятельность должника, растрата чужого имущества, добровольная продажа себя в холопы, бегство закупа, не уплатившего долга, и др.).

Русская Правда фиксирует классовую дифференциацию и сви­детельствует о крайне циничном отношении правящих верхов к труду зависимых людей, и особенно рабов. Так, за убийство сво­бодного человека был установлен штраф (вира) в 40 гривен, за убийство же боярина — 80 гривен (двойная вира). За убийство холо­па виры не полагалось, а уплачивалась только его стоимость — 5 гривен, за убийство ремесленника — 12 гривен. Вира взималась не только за убийство, но и за преступления против собственности. При этом следует подчеркнуть, что взимание виры носило фис­кальный характер, так как во всех предусмотренных случаях она уплачивалась не потерпевшему или его родственнику, а князю, т.е. увеличивала его казну.

Русская Правда указывает на развитие в Киевской Руси кредит­ных отношений. В этом документе делается попытка урегулировать отношения между кредитором и заемщиком. В нем устанавливается льгота для заемщика, если его постигнет стихийное бедствие. Вме­сте с тем Русская Правда дает кредитору право распоряжаться дол­жником, если последний окажется злостным растратчиком денег, взятых взаймы. Вследствие неразвитости товарно-денежных отно­шений уровень процента устанавливался еще законодательным пу­тем. Русская Правда определяла максимальный размер процента1.

Экономические представления, отраженные в Русской Правде, следует изучать в непосредственной связи с экономическими взгляда­ми, высказывавшимися Владимиром II Мономахом (1058—1125) — самым известным киевским князем, занявшим престол в результа­те восстания 1113 г. Владимир Мономах правил в период феодаль­ной раздробленности, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Постановления Владимира Мономаха о размере ссудного процента, о должниках и о закупах вошли в Рус­скую Правду. Это уступка восставшей эксплуатируемой массе, акт "самозащиты социальных верхов перед напором раздражения чер­ного люда"2.

Особый интерес представляет "Поучение" Владимира Монома­ха своим детям. В результате упорной борьбы с половцами Влади­мир Мономах объединил под своей властью три четверти тогдаш­ней Руси. В связи с этим в его "Поучении" впервые высказывается мысль о необходимости ставить общенародные интересы выше дружинно-княжеских. Владимир Мономах призывает заботиться не о себе, а "о хрестьяни душах и селах говорящих", о "худом смерде и убогой вдовице". Он осуждает ленивую, праздную жизнь и ратует за умножение богатства повседневным трудом. Тем не менее "Поуче­ние" Владимира Мономаха одновременно характеризует его и как типичного вотчинника. Его идеалом является натуральное хозяй­ство, в котором большое место отводится охоте на диких зверей и птиц. Вот почему забота Владимира Мономаха о смерде означала вместе с тем стремление укрепить большое княжеское хозяйство.

В период феодальной раздробленности усиливается процесс зак­репощения смердов. Князья захватывают все больше крестьянских общинных земель, и одновременно растет экономическая зависи­мость смердов в связи с получением ими ссуды. Крупным феода­лом-землевладельцем становится церковь. Изменения в классовой структуре общества нашли свое отражение в Псковской судной гра­моте (Псковской правде). В этом своде законов уже нет упомина­ний о смерде, а говорится о различных категориях несвободного населения, которое живет на чужой земле и фактически находится в полной зависимости от ее собственника. В связи с ростом крепост­ничества на почве долговой зависимости в Псковской судной грамо­те много внимания уделяется регламентации кредитных отношений, при этом закон всецело на стороне кредитора-землевладельца.

Закрепощение широких масс населения вызывает протест про­тив грубого произвола. Вначале возмущение социальным неравен­ством выражается в индивидуальном протесте против холопства и насилия. Именно такой характер носит "Слово" (известное также под названием "Послание" и "Моление") Даниила Заточника (XIII в.). Автор с негодованием говорит о произволе богачей и бесправии неимущих. Даниил Заточник не является приверженцем денежного богатства, считая, что то государство богато, в котором имеется многочисленное население, обеспечивающее славу и военную доб­лесть. Поэтому он выступает против накопления денег ради денег и предлагает за счет казны оказывать широкую помощь народу. "Не воздержи злата и серебра, но раздай людям!" — обращается он к князю. В этом наивном призыве содержится рациональное зерно — он предвосхищает мысль о бесплодности тезаврирования денежно­го богатства.

Даниил Заточник мечтает о том, чтобы все смерды были сво­бодными людьми, но при этом не допускает мысли о насилии. Он верит в силу разума и возлагает большие надежды на мудрого кня­зя, власть которого противопоставляет сепаратизму вотчинников-бояр.

Основные направления экономической мысли периода феодаль­ной раздробленности получают свое дальнейшее развитие в XV— XVI вв. Под влиянием роста товарно-денежных отношений, а так­же под воздействием причин внешнего порядка с XV в. усиливается процесс образования централизованного Московского государства. Увеличивается служилое землевладение, происходит дальнейшее закрепощение крестьян. Это влечет за собой обострение классовой борьбы, а также усиление противостояния между двумя группами землевладельцев — реакционным боярством и дворянством.

Общественно-политическая борьба, происходившая в XIV и XV вв. в форме религиозных споров, в XVI в. принимает публицистический характер, и теперь уже в обоснование тех или иных требований выд­вигаются не религиозно-нравственные, а преимущественно по­литико-экономические соображения. XVI в. дал двух крупных публи­цистов — идеологов поместного дворянства — Ивана Пересветова и Ермолая (в монашестве Еразм). В то время как Иван Пересветов яв­ляется последовательным защитником интересов дворянства, Ермолай-Еразм развивает главным образом демократические идеи.

Во всех недостатках общественной жизни Иван Пересветов об­винял вельмож, ибо они не служат государю, сами не трудятся и порабощают население. Рабство, считал Пересветов, является боль­шим злом в государстве, так как оно влечет за собой "всему цар­ству оскужение великое", т.е. обеднение страны. Вельможи, одна­ко, не думают о грядущих последствиях рабства. Они заинтересова­ны только в личном обогащении, в увеличении предметов роско­ши. Обогащаются вельможи также за счет кормления, местниче­ства, нечестного сбора налогов. Через несправедливый суд они зах­ватывают чужие земли. В результате всего этого общественное бо­гатство перераспределяется в пользу вельмож. Скапливая в своих руках богатство, они превращаются в "ленивых богатин" и попусту растрачивают его.

Иван Пересветов требует централизации доходов государства, чтобы "со всего царства доходы к себе в казну имати". Для этого необходимо освободить людей, "которые у вельмож царевых в не­воле", ликвидировать кормление, местничество, выдвигая людей не по родовитости, а по их заслугам, упорядочить налоговую сис­тему и провести ряд других реформ. Говоря о необходимости обес­печить прирост доходов в казну, Пересветов рассматривал это не как самоцель, а как необходимое условие перевода всех воинов и чиновников на жалованье. Он считал, что лицам, состоящим на государственной службе, получаемое жалованье должно обеспечи­вать достаточный материальный уровень жизни. С этой целью он рекомендовал, чтобы "царь установил цену товару", и требовал жестокой кары за отступление от уставной цены.

Выступая за натуральное хозяйство, основанное на эксплуата­ции крепостных крестьян, Иван Пересветов отстаивал интересы служилых землевладельцев, которых противопоставлял "вельможам"3. Вот почему, протестуя против рабства как причины обеднения стра­ны, он имел в виду не феодальную эксплуатацию вообще, а ка­бальное холопство. Последнее, будучи широко распространенным явлением в боярских вотчинах, затрудняло применение крестьянс­кой рабочей силы мелкопоместными дворянами. Кроме того, с унич­тожением кабального холопства Пересветов связывал также созда­ние сильного и храброго войска. Он усматривал в войне один из главных источников обогащения страны и был сторонником ак­тивной внешней политики, развивая известную уже подобную идею, выдвинутую Даниилом Заточником.

Высказывания Ивана Пересветова свидетельствуют о его стрем­лении к сосредоточению всей власти в руках московского государ­ства. Эти мысли были созвучны эпохе и потому оказались почти полностью воплощенными в реформах Ивана IV.

Среди произведений протопопа дворцовой церкви Ермолая-Еразма особое место занимает "Правительница" — об управлении госу­дарством и измерении земли. По сравнению с Пересветовым Ермолай-Еразм рассматривает более широкий круг экономических яв­лений. При этом он глубже критикует недостатки окружающей его действительности и обнаруживает большую склонность к полити­ко-экономическому обоснованию предлагаемых им мероприятий.

В основе экономических воззрений Ермолая-Еразма лежит те­зис о том, что только труд является источником богатства, однако вследствие неразвитости общественного разделения труда основу существования государства этот мыслитель усматривал в крестьян­ском труде. Ермолай-Еразм поясняет, что большое богатство "от своего труда невозможно стяжати"4, и поэтому выступает против накопления богатства в руках отдельных людей.

Особенно резкий протест у Ермолая-Еразма вызывает накопле­ние денежного богатства, так как оно собирается "не нужда ради", т.е. не для удовлетворения необходимых потребностей, в силу чего возникает стремление к безграничному его увеличению. Кроме того, отрицательное отношение автора "Правительницы" к накоплению денежного богатства объясняется тем, что он недооценивал значе­ние золота и серебра в качестве денежного материала, а рассматри­вал их преимущественно в качестве обыкновенных вещей.

Развивая свои соображения о богатстве и труде как его источни­ке, Ермолай-Еразм высказывает негативное отношение к крупной торговле и ростовщичеству. Он считает недопустимым, если "ку­пец еси и малом что искупив", т.е. купив немного, на небольшую сумму, затем "временем же" (спустя некоторое время) перепрода­ет за большую сумму, "на сем много раз чрез естество взимани"5. Ермолай-Еразм также выступает против того, чтобы давать серебро "в лихву" (в рост), ибо если "всякое животное божьим повелением растет, садовное же по божью повелению от солнечного огревания растет", то "серебру не положил Бог растения", ростовщик же "не расленному" (не растущему) "повелевает расти"6. Таким образом, мыслитель рассматривает перепродажу по более высокой цене, а также взимание процента как действия, противоречащие естествен­ной природе самих вещей, так как последние предназначены для удовлетворения человеческих потребностей и, кроме того, сами по себе не могут быть источником обогащения.

Опираясь на свои представления, Ермолай-Еразм подвергает критике недостатки общественных отношений. Он обрушивается на вельмож и бояр за то, что они сами не трудятся, но живут в полном достатке за счет труда многих людей. В то время как вельмо­жи ведут обеспеченную жизнь, пишет Ермолай-Еразм, крестьяне, создающие своим трудом общественное богатство, находятся в тяжелом положении. Они задавлены многочисленными поборами, их притесняют кормленщики, царские землемеры, наибольшим же злом для крестьян является сбор государственного налога в денеж­ной форме, так как этот сбор идет на все возрастающее обогаще­ние вельмож и воинов.

Исходя из этого Ермолай-Еразм в отличие от Пересветова тре­бовал отмены государственных налогов. Он считал необходимым передать все земли в пользование крестьян и ограничить их повин­ности только отработочной рентой в размере пятой части урожая для содержания служилых людей и воинов. Чтобы ускорить работу царских землемеров и прекратить земельные тяжбы, публицист предлагал ввести более крупную единицу измерения земли. Госу­дарственные доходы, по мнению Ермолая-Еразма, должны посту­пать за счет сбора урожая с земель, выделяемых специально для этой цели в каждом городе. Большую повинность автор предлагал снять с крестьян и переложить на купцов, но считал необходимым освободить за это последних от торговых пошлин, т.е. предоставить им возможность торговать свободно.

Подобно Пересветову, Ермолай-Еразм в "Правительнице" пред­восхитил некоторые мероприятия, проведенные впоследствии пра­вительством в целях укрепления власти московского государя.

10.

Классическая школа политэкономиинаправление экономической мысли (конец 17 в. - 1830-е гг.). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

Первая настоящая система политэкономии была создана Адамом Смитом (1723 — 1790) и изложена в его знаменитом «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776; русск. перевод: М., 1962). Книга эта прославила его имя. Знакомство с ней считалось необходимым не для одних лишь экономистов, но и для всех образованных людей, как в Западной Европе, так и за ее пределами.

Другой крупнейший представитель английской (точнее было бы сказать британской, ибо А. Смит был не англичанином, а шотландцем) классической политической экономии — Давид Рикардо (1772-1823), основная работа которого носит название «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817; русск. перевод: Соч. Т. 1. М., 1955). В трудах этих выдающихся ученых политическая экономия выступила как истинная наука о системе капиталистических экономических отношений.

В центре внимания А. Смита и Д. Рикардо было, конечно, не обращение, а производства, причем как земледельческое, так и промышленное. Но они, как все вообще политэкономы, занимались исследованием не собственно производства, а той общественной формы, в которой оно осуществлялось, т.е. системы социально-экономических отношений. В их трудах получила глубокую разработку трудовая теория стоимости.

 

11.

. Дифференциация классической школы.

В первой половине XIX века в развитых странах Западной Европы буржуазный уклад превращается из второстепенной в ведущую форму хозяйствования; одновременно выявляются внутренние противоречия рыночно-капиталистической системы. В этих условиях начинается дифференциация классической школы политической экономии. На основе отдельных элементов и сторон учения классиков возникают новые направления экономической мысли, по мере развития которых всё в большей степени проявляют себя различия и противоречия между ними. Наиболее заметную роль сыграли три направления теоретико-экономических исследований, исходно базировавшихся на различных постулатах классической школы.

Первое направление развивало ту сторону учения классиков, которая была связана с защитой капитализма и обоснованием его преимуществ. Но при этом, в отличие от предшественников, замалчивались или отрицались противоречия капиталистического общества; защита капитализма принимала предвзятый характер, превращалась в апологетику. Английский автор Т.Р.Мальтус выдвинул идею о том, что общественные противоречия объясняются естественными причинами – так называемым всеобщим законом народонаселения, в соответствии с которым население якобы растёт в геометрической прогрессии, в то время как производство – лишь в арифметической. Французский экономист Ж.-Б. Сэй, основываясь на «догме Смита», доказывал гармоничность соответствия форм доходов основным факторам производства - земле, труду и капиталу; он, кроме того, выдвинул положение о невозможности экономических кризисов вследствие равновесия совокупного спроса и предложения («закон рынков» или «теория сбыта» Сэя). Идея о гармоничности капиталистического строя занимает главное место в теоретических построениях таких авторов, как Дж.Мак-Куллох, Н.Сениор (Англия), Ф.Бастиа (Франция), Г.Кэри (США).

На противоположных позициях стояли левые рикардианцы, или социалисты-рикардианцы - У.Томпсон, Т.Годскин, Дж.Грэй, Дж.Брэй. Из учения классиков о труде как источнике стоимости они делали выводы о несправедливости капиталистической системы распределения, о необходимости присвоения рабочими результатов их труда и о противоречивости экономических отношений, основанных на частной собственности.

Особое место среди последователей классической школы занимали авторы, сделавшие упор на систематизацию и детализацию учения А.Смита и Д.Рикардо; среди них наиболее известны Джеймс Милль, А.К.Шторх, Джон Ст. Милль. Произведение Дж.Ст.Милля «Основы политической экономии» (1848) содержало наиболее обобщённое и логически обоснованное изложение теоретической системы классической школы, в связи с чем в течении последующего полувека выполняло роль своего рода энциклопедии экономической теории и основного источника в вузовском преподавании политической экономии.

В первой половине XIX в. получили развитие и теоретические направления, представители которых руководствовались иными, чем классики, исходными принципами в оценке фундаментальных проблем экономической практики и науки. Возникает мелкобуржуазная политическая экономия (С.Сисмонди, П.-Ж.Прудон), отрицающая идею о прогрессивности крупного капиталистического производства и отстаивающая интересы мелких крестьян, ремесленников и торговцев. В Германии представители национальной и исторической школы (Ф.Лист, В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс) подвергли критике представление об универсальности экономических законов и о всеобщей значимости абстрактных категорий и постулатов, особенно идей о всеобщей благотворности свободы торговли и конкуренции. Немецкие авторы доказывали, что для менее развитых стран воплощение этих идей в практику международных экономических отношений означало бы неизбежность поражения в конкурентной борьбе и разорения национальной промышленности; принцип свободы торговли должен подвергаться корректировке в форме государственного торгового протекционизма и других методов поддержки отечественного производства.

Принципиальное отрицание отождествления капиталистического строя с «естественным порядком», идей о гармоничности и вечности капитализма составило основу концепций утопического социализма (Ш.Фурье, А.Сен-Симон, Р.Оуэн). Содержащаяся в работах представителей этого направления критика противоречий буржуазного общества, отношений частной собственности, эксплуатации трудящихся классов стала одной из теоретических предпосылок возникновения марксизма.

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезностифундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер,У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

34. История профессии: Экономист — профессия современности. Хотя само слово «экономика» было придумано в Древней Греции и означало «домоводство», то есть экономическому анализу подвергалось ведение домашнего хозяйства. Первым экономистом считается Аристотель, который строил теории насчёт обмена товаров, их стоимости и полезности.… Требования, предъявляемые к экономистам в современном обществе


Требования, предъявляемые к экономисту очень высоки. Он должен владеть солидным теоретическим багажом:

·разбираться в законах экономической науки и законах развития общества как такового,

·уметь анализировать статистические данные и давать им верную интерпретацию,

·уметь мыслить не просто в соответствии с законами логики, но и обладать даром экстраполяции - распространения выводов из сегодняшних данных на будущее развитие ситуации с учетом действия всевозможных постоянных и временных факторов.

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 311. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия