Студопедия — I. Анализ литературы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. Анализ литературы






1. Олимпия де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки». – Франция, 1791 г.- 9 с

Идея равенства полов как и вообще идея равенства, является составной частью понятия демократии, которое разарабатывалось в рамках философской традиции гуманизма, Просвещения и европейских революций XYII-XYIII вв. Первые официальные документ по правам человека появился в конце XYIII в.

В этом документе, лежащем в основе современной концепции прав человека, отсутствовало признание гражданских прав женщин, отсутствовала идея равенства полов.

В XYIII в. в эпоху Просвещения и Великой французской революции состоялись первые выступления женщин в защиту своих политических и гражданских прав, тогда же были сформулированы требования и опубликованы документы, требующие признания прав женщин как граждан. Вызов был брошен "проматерью феминизма" Олимпией де Гуж (1745-1793), которая в 1791 г. сформулировала, опубликовала и озвучила первый, по сути феминистский, манифест - Декларацию прав женщины и гражданки.

главные требования публикации заключались в следующем:

предоставление активного и пассивного избирательного права для женщин, допущение их ко всем должностям, предоставление права владеть и распоряжаться собственностью, права на образование, равных прав в семье и церкви.

«Мужчины, можете ли вы быть справедливыми? Этот вопрос задает вам женщина. Вы не можете приказать ей молчать. Скажите мне, кто дал вам право унижать мой пол? Ваша сила? Ваши таланты? Взгляните на нашего Мудрого Творца, на величие природы, к гармонии с которой вы стремитесь, и, если сможете, найдите еще хоть один пример такого же деспотизма» Именно с этих слов начинается «Декларация прав женщин» Она считает, что корнем всех проблем является пренебрежение мужчин правами женщин. «Кем они себя возомнили?»[1] пишет она, мужчина хочет быть во главе всего, повелевать всем. Это настолько нелепо, невежественно. Призывает изучить всю остальную природу, которая существует в гармонии и единственный кто нарушает эту гармонию – это мужчина, который ни во что не ставит женщину.

«Если они будут упорствовать, не бойтесь использовать силу разума для борьбы с необоснованными претензиями на господство, объединяйтесь под знаменем философии, употребите всю свою энергию и вскоре вы увидите, как высокомерные мужчины, которые ранее были лишь услужливыми обожателями, станут делить с вами дары божественной мудрости»[2]. Так же в данной декларации говорится о том, что стоит только попытаться и вероятнее всего у женщины получится изменить свое положение в обществе. Мужчины падут жертвой перед женским умом, амбициозностью. Она предлагает идти мужчине и женщине рядом, с равными правами, которые нужно подкрепить законом, и даже предлагает форму общественного договора между мужчиной и женщиной, и 17 статей прав женщины и гражданки. Только после этого отношения мужчины и женщины будут гармоничны и будут работать на общее благо.

 

2. Браун Л. «Женский вопрос».- М., 1902.- 433 с

В женском вопросе Лили Браун выступала за равноправие женщин с мужчинами, их экономическую свободу и отмену государственного института брака, в котором женщина выступает только в двух качествах - жена и мать, и не рассматривается мужским обществом как самостоятельная творческая личность. В настоящей книге рассмотрены два основных аспекта женского вопроса. Автор уделяет особое внимание экономическому положению женщины в обществе и возможностям приобретения ею экономической свободы. Изменение положения женщины показано начиная с древности. Дано представление христианства о женщине, рассмотрено участие женщины в духовной жизни общества. Исследована проблема женского труда в буржуазном мире и те объективные социальные рычаги, которые позволяют развивать эту сферу, расширяя для женщин профессиональные возможности. Женский труд мог прилагаться как в буржуазных свободных профессиях, так и в пролетарских. Л.Браун рассматривает положение женщины согласно законодательству и необходимые направления его развития, например, в области охраны женского труда и страхования.

3. Сандра Бем «Трансформация дебатов о половом неравенстве» Фрагменты книги: Sandra Bem. The Lenses of Gender. Yale University Press, 1984.- 176-196 с

Разделенность человечества на две половины положила начало спорам, не дающим покоя уже 150 лет, о неравенстве женщин, о том, являются ли мужчина и женщина принципиально одинаковыми или принципиально разными. «Этот вечный вопрос о различии полов препятствует достижению согласия по социальной политике даже среди феминисток, потому что, являясь неразрешимым сам по себе, он породил еще целый ряд неразрешимых различий. Эти различия можно выделить, отвечая на три следующих вопроса: В чем причина неравенства женщин?

Какова наилучшая стратегия уничтожения неравенства женщин? Что мы имеем в виду, говоря о женском неравенстве, каково его определение?»[3]

Далее автор говорит об экономических и политических неравенствах, о дискриминации женщин в данных сферах. Эта дискриминация заключается в том, что женщина, так сложилось и исторически, и с физиологически, ставится перед выбором между карьерой и семьей. И именно это делает женщину отстраненной от некоторых ресурсов. Так же говорится о гендерно – нейтральном подходе, в ходе которого уравниваются отношения мужчин и женщин настолько, что женщины хотят вернуть хотя бы часть своей защиты. Рассматривается проблема не равной заработной платы, за одинаковую работу, феминистки пытались добиться равенства во всем, желание было, чтобы роли, что у мужчин, что у женщин были одинаковые. Сандра Бем задается вопросом, как можно преодолеть неразрешимые разделения, которые шли в течение 150 лет? И ответ найден, нужно принять различия между мужчиной и женщиной как аксиому, и дискуссия от самих различий перенесется на изменение положения женщины в обществе. Поднимается вопрос об андроцентризме, в котором рассматриваются вопросы о том, с чем именно связано разделение, в чьих это интересах и вообще должна ли иметь женщина те же права, что и мужчина. Далее автор переходит к гендерной поляризации. Гендерная поляризация, дает определение нам автор – это вся социальная жизнь, которая как бы строится вокруг различий между мужчинами и женщинами «Включая моду, социальные роли и даже способы выражения эмоций и переживания сексуальных желаний»[4]

 

4. Бок Г. «История, история женщин, история полов». – 1988, 364–391. Gisela Bock. Geschichte, Frauengeschichte, Geschlechtergeschichte // Geschichte und Gesellschaft. Перевод В.И.Рубцова

В данной книге поднимаются вопросы о значении женщины в истории. Не многие уделяли этому значения, выделяя только подвиги мужчин, их историческое значение. «Удивительна сама мысль о том, что Петрарка говорит только о мужчинах. Ради справедливости или из галантности стоило бы добавить и женскую половину»[5]. Но уже в 20 веке данный вопрос начинает подниматься во многих произведениях. «Потребовалось много времени и сил уже для того, чтобы доказать актуальность или даже просто законность такой постановки вопроса, чтобы допустить саму мысль о том, что история есть не только у мужчин, но и у женщин» [6]

В последующих главах автор показывает нам, что история у женщин есть и эта история отличная от мужской истории. Несмотря на открытие истории женщин и признание ее отличия от истории мужчин, предпринимались попытки увязать между собой различия в их отношении к своему прошлому В результате проблема соотношения истории женщин и истории конкретизировалась. Г. Бок: «С середины 70-х годов “пол” (gender, genre, genere, geschlecht) рассматривается как основополагающая категория восприятия и исследования социальной, культурной и исторической реальности. А это означает, что всеобщую историю следует рассматривать и как гендерную историю, т.е. как историю интергендерного взаимодействия»[7] Именно с этого момента началось соотношение полов к истории, с того, что женщину и мужчину отнесли в определенные социальные группы. Но так же были мнения, что не стоит разносить историю мужчин и женщин, так как они все же переплетаются. «Женщин нужно рассматривать в их соотнесенности с другими женщинами и мужчинами, а не с точки зрения различий и сегрегации»[8]

 

5. Ж. Дюби, М. Перро «История женщин на Западе: От древних богинь до христианских святых» Том 1. Под ред. П. Шмитт Пантель; пер. с англ.- СПб., Алетейя, 2005. – 600 с

Женская история очень богата, необъятна. Том 1.Впервые представлен новый взгляд на более чем двухтысячелетнюю историю Древней Греции и Рима и европейское культурное пространство — от Северного моря до Средиземного и от Геркулесовых столпов до берегов Инда. Авторы используют разнообразные и многочисленные источники, включающие надгробия, архитектурные планы, папирусные свитки, росписи на вазах и литературные произведения, для того, чтобы показать, как репрезентация женщин эволюционировала на протяжении этой эпохи, и выявить воображаемую историю женщин, как итог взаимоотношений между полами. В данной книге раскрывается широкий спектр оценок, которые давались женщинам в различные эпохи. «Мы обращаемся к тому, как гендер влияет на социально политическую и экономическую жизнь общества, и в свою очередь определялся этими критериями, демонстрирую различные подходы, которые могут использоваться при изучении жизни женщин»[9]. Так же авторы большое внимание уделяют женскому труду, семейной жизни и религии.

 

6. Ж. Дюби, М. Перро «История женщин на Западе: Молчание средних веков» Том 2. Под ред. К. Клапишь - Зубер; пер. с фр.- СПб., Алетейя, 2009. – 512 с.

В данном томе авторы ставят задачи перед собой понять «Место женщины, условия их жизни, их роли. Хотим изучить, как они действовали»[10]. Авторы говорят об определенной группе, которую составляют женщины. Об отношениях мужчин женщин и как женщин воспринимали мужчины. В Средние века высказывания происходили из уст мужчин, они отвергали женское общество. Рассматривается тема моды, брака и то как женщины смогли противостоять их невозможности права голоса.

 

7. Ж. Дюби, М. Перро «История женщин на Западе: Парадоксы эпохи Возрождения и просвещения» Том 3. Под ред. Н. Земон Дэвис и А. Фарж; пер. с англ.- СПб., Алетейя, 2008. – 560 с.

«Куда не бросишь взор – везде женщина»[11]Том 3 открывает перед читателями детальную панораму жизни женщин эпохи раннего модерна в Европе в контексте труда, брака и семьи. В центре этого тома находится "женщина" так как она проявлена в многочисленных репрезентациях начиная от простых гравюр и популярной литературы и заканчивая шедеврами живописи; а также как объект дискуссий - иногда комических, иногда саркастических - ведущихся в самых различных формах: письма, искусство, философия, науки и медицина. Сопротивляясь репрессивным практикам, ограничивающему законодательству и продолжительным дебатам о женской "природе", женщины проявляли инициативу, как путем неявных маневров так и путем открытого несогласия. В конформизме и сопротивлении, в репрезентации и реальности, женщины от XVI до XVIII столетий представлены на этих страницах в примечательном разнообразии.

Начиная с XVI века, женщины присутствуют практически во всех социальных сферах экономическая, домашняя, политическая, публичная, интеллектуальная. Авторы попытаются разрушить стереотип, где за всю историю женщины подавлялись мужчинами. Они покажут женщину как участницу истории, а не просто субъект.

 

8. Л. П. Репина «Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого». - Российская политическая энциклопедия, 2002 г. - 352

В самом начале своего обращения к читателям, автор говорит о том, что «За прошедшие четверть века ситуация радикально изменилась, и теперь гендерный подход в социальных и гуманитарных науках, включая историю, обрел не только полноправие, но и популярность»[12]. Именно эти данные сподвигли ее написанию данной книги. В которой она рассматривает проблематику женской истории и как она переходила в гендерную историю. Выделила 3 направления в истории женщин. Дает определение понятию гендер, гендерные различия и какие отношения существуют между мужчиной и женщиной: «Представления о том, что такое мужчина и женщина, какое поведение приличествует каждому из них, каковы должны быть отношения между ними»[13] В первой части книги перед автором стояли две задачи: с одной стороны, рассмотреть становление и развитие женских и гендерных исследований в историографии, с другой — разработать ключевые аспекты проблемы интеграции гендерного и социального анализа в историческом исследовании. Во второй части представлены наиболее значимые результаты гендерно-исторических исследований,Так же здесь рассматривается гендерные константы: к гендерным константам были отнесены следующие общие черты: место женщины в европейском обществе устанавливалось по мужчине, от которого она зависела; основные обязанности женщин в семье и по дому не исключали их из других форм труда; труд женщин в домохозяйстве и вне его всегда считался менее важным, чем мужская работа – именно это прослеживается практически во всех книгах, так было всегда и остается по сей день, но все же Л. Репина подводит итог: «Несмотря на это у женщин была своя история»[14].

Во второй главе автор показывает как жили женщины в разное время, от века к веку, но не просто историю, а историю в гендерном контексте. Далее рассматривается «Самая представительная группа гендерных исследований в области европейской истории всех эпох посвящена институтам семьи и брака»[15]. Здесь рассматривается вся проблематика устройства семьи, как она исторически сложилась, межличностные отношения, «домашняя» жизнь.

В 3 главе затрагивается вопрос о гендерном разделении труда, о экономических и правовых возможностях женщины спектр занятости и гендерной ассиметрии. Особое внимание уделяется переломным эпохам европейской истории. Данная книга о истории женщины 20 века.

 

9. С. С. Шашков «История русской женщины: От эпохи древних славян до второй половины XIX века». - Государственная публичная историческая библиотека России. - 2011 г, 280 с

Книга содержит сведения о положении женщины в русском обществе с древнейших времен до второй половины XIX в. В книге проанализированы факторы постепенного порабощения женщины в древнерусском обществе, показано влияние культуры Византии на положение женщин в России. Подробно рассматривается положение женщины в семье и вопрос о семейных преступлениях и супружеской измене. Особое внимание уделено Петровским реформам и связанным с ними изменениям положения женщины; изучается развитие эмансипации и факторы, противодействующие ей. Кроме того, в работе исследуются особенности отношений полов и культура любви в России, а также влияние европейских взглядов на изменение отношения к женщине. Последняя глава посвящена проблеме русской проституции; автор описывает уровень ее распространения, формы и примеры конкретного проявления, выявляет социальные и культурные факторы, ее порождающие.

Глава I. Женщина в древнейшей славянорусской жизни. Факторы ее постепенного порабощения
Глава II. Родовое начало как главная основа древнерусской жизни
Глава III. Византизм и его влияние на положение женщины. Полное порабощение женщины в XVI - XVIII вв.
Глава IV. Положение женщины в семействе
Глава V. Падение патриархальных порядков. Семейные преступления и всеобщий разврат
Глава VI. Противодействие женщины домостройным порядкам и ее борьба за свои интересы
Глава VII. Реформа Петра. Половая свобода и развращенность. Успехи женской самостоятельности. Воспитание женщин. Зачатки эмансипационных движений и элементы, противодействующие им. Семья и женщина по Своду Законов
Глава VIII. Женское дело во второй половине XIX века.
Глава IX. Русская проституция.
Приложение. Образчик семейного "жития непорядочного" в старинной России

 

 

10. И. Юкина «Новая история женщин России». "Алетейя", 2003.

Первый пункт рассмотрения автора являются этапы развития истории женщины в советский период. Рассматривается досоветский период. Начиная с того момента, когда женщина впервые стала объектом исследования. Далее следует советский период. Это время классовой борьбы, марксизма – ленинизма. Здесь рассматривается, какой статус, роль занимала женщина в это время. Но и не только это время затрагивается, так же говорится о роли женщины вплоть до 1990 годов. Постсоветский период: именно в это время вопрос к гендерной проблематике несказанно возрос. Увеличилось число конференций и собраний. Так же автор рассматривает, что именно продвигало развитию женской проблематике, какие барьеры ставились, какие были методы и какие были истоки зарождения

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия