Б) Намаз в сторону могилы.
Абу Марсад аль-Ганауи рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Не совершайте намаз направившись в сторону могил, и не садитесь на них» (Хадис достоверный; Муслим 972; Абу Дауд 3229; Тирмизи 1050; Насаи 759; и др.). В этом хадисе содержится запрет на совершение намаза, повернувшись в сторону могилы. Однако, здесь необходимо обратить внимание на следующее: если человек совершает намаз, повернувшись к могиле, но совершает его ради Аллаха, то это запрещено (харам) и человек получает грех. Если же он при этом имеет убеждение, что этот его намаз более велик по награде, чем намаз, совершаемый не в сторону могилы, то это уже не просто запрещено, но и является нововведением (бид’а). если же он совершает намаз, повернувшись к могиле, с намерением возвеличить эту могилу или праведника, захороненного в ней, то это явное многобожие (ширк). Сказал один из ученых ханафитского мазхаба ‘Али аль-Кари: «А если же тот, кто совершает намаз в сторону могилы, имеет намерение оказать этим почет и возвеличить эту могилу или захороненного в ней, то он становится неверующим». [277] Анас ибн Малик рассказывал: «Однажды, ‘Умар ибн аль-Хаттаб увидел, что я совершаю намаз у могилы и начал говорить мне: «Могила, могила, не совершай намаз в ее сторону» (Сообщение достоверное; Бухари в подвешенном виде (му’алляк) 1/152; ‘Абдурраззак 1/404; Ибн уль-Мунзир в «аль-Аусат 2/186).
|