Студопедия — IV. БАКУНИН, НЕЧАЕВ И ЛЕНИН
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

IV. БАКУНИН, НЕЧАЕВ И ЛЕНИН






 

L

 

Известно, что Достоевский долго не переиздавался в Советской России. Его романы «Бесы», «Братья Карама­зовы», как и все публицистические произведения, счита­лись контрреволюционными и были изъяты из библи­отек. После смерти Сталина Достоевского отчасти реа­билитировали, и Госиздат приступил к изданию его ху­дожественных произведений. Считавшийся наиболее {81} контрреволюционным роман «Бесы» вышел без сокра­щений, но с обширными редакционными примечаниями. В примечаниях сказано:

«Сюжет “Бесов” тесно связан с конкретным фактом — с происшедшим 21-го ноября 1869 года под Москвой убийством слушателя Петровской земледельческой ака­демии Иванова, члена тайного общества “Народная рас­права”, С. Г. Нечаевым, при участии членов ее — П. Успен­ского, А. Кузнецова, И. Прыжова, Н. Николаева».

Далее о Нечаеве говорится:

«Нечаев — вольнослушатель Петербургского универ­ситета, один из активных деятелей студенческого движе­ния в Петербурге. Весной 1869 года, бежав заграницу, он сблизился в Женеве с Михаилом Бакуниным и усвоил его анархистскую заговорщическую тактику. Вернувшись в Россию, Нечаев в сентябре 1869 года явился в Москву с планами создания подпольной противоправительствен­ной организации, имея при себе подписанный Бакуниным мандат «Русского отдела всемирного революционного союза». Нечаеву удалось организовать ряд подпольных кружков («пятерок»), которые и составили так называе­мую «Народную расправу».

О знаменитом «Катехизисе революционера» в «При­мечаниях» говорится, что его автором был Бакунин. «В своем “Катехизисе” — пишут авторы «Примечаний» — Бакунин требовал, чтобы революционер “задавил” в себе “единой холодной страстью революционного дела” даже чувство чести. Провозглашая необходимость террора, “Катехизис” рекомендовал временно даровать “некоторым представителям господствующей верхушки жизнь” — “что­бы они рядом зверских поступков довели народ до не­отвратимого бунта”. Других обладателей власти и бо­гатства предлагалось “опутать”, сбить с толку и, овладев по возможности их грязными тайнами, сделать их своими рабами. Те же приемы шантажа и провокации Бакунин навязывал своим последователям и в отношении либера­лов, “государственных честолюбцев”, женщин из {83} господствующих классов. Революционерам предлагалось “соеди­ниться с лихим разбойничьим миром”. В одном из пунктов “Катехизиса” говорилось: “Наше дело — страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение”».

Далее о Нечаеве и его деятельности в «Примечаниях» сказано следующее:

«Нечаев действовал авантюристическими методами. Он прибегал к обману, рассказывая членам создаваемых кружков о якобы уже имеющейся в России широко раз­ветвленной подпольной сети; практиковал угрозы и за­пугивания, прикрывая свои действия авторитетом таин­ственного (не существовавшего в действительности) цен­тра противоправительственной организации...

Нечаев исходил из того, что цель оправдывает средства, и поэто­му можно не считаться с какими бы то ни было мораль­ными нормами: можно и даже должно использовать уголовные элементы, применять метод провокации и т. д. Иванов отказал Нечаеву в повиновении и заявил о сво­ем намерении выйти из подпольного общества, что и послужило причиной убийства Иванова. Действуя методами демагогии, обмана и запугивания, Нечаев за­ставил группу членов «Народной расправы» принять участие в убийстве Иванова, ссылаясь на то, что Иванов якобы может выдать тайную организацию властям».

В «Примечаниях» также указано, что Маркс и Энгельс и Международное товарищество рабочих, то есть Пер­вый Социалистический Интернационал, во главе которого стоял Маркс, в 1873 году, «сурово и беспощадно осудили “нечаевщину”». Авторы «Примечаний» пишут:

«Эту накипь революционного движения Достоевский в своем романе стремится представить чем-то характер­ным для освободительной борьбы против царизма... Про­вокационные авантюристические приемы Нечаева пред­ставлены Достоевским с его антиреволюционными убеждениями, как что-то типическое для революционной сре­ды... Применение методов, подобных нечаевским, проти­воречило самой природе освободительного движения.

{84} Поэтому тактика Нечаева вызвала решительный отпор со стороны ряда участников революционного движения уже во время организации им “Народной расправы”».

Так пишут о Нечаеве и «нечаевщине» авторы «При­мечаний» к роману «Бесы». Совершенно верно, что Маркс, Энгельс и Интернационал «сурово и беспощадно осудили “нечаевщину”»; больше того, тактика Нечаева вызвала решительный отпор и со стороны ряда участников революционного движения уже во время организации им «Народной расправы»; верно, и то что «применение ме­тодов, подобных нечаевским, противоречило самой при­роде освободительного движения», но неверно, что, яко­бы, Бакунин «развратил» Нечаева.

Такой знаток истории русского революционного движения, как Л. Г. Дейч, в 1924 году в статье «Был ли Нечаев гениален?» писал:

«Из несомненного факта,что Бакунин был автором “Катехизиса революционера”, мне кажется, не следует де­лать вывод, будто на Нечаева и принятую им тактику главным образом оказал влияние апостол всеобщего раз­рушения (Бакунин): Нечаев совершенно самостоятельно, ввиду собственного склада ума и характера, пришел к убеждению о необходимости действовать путем лжи, ми­стификации, насилия. Да и ни в каких других отноше­ниях на него решительно никто не мог оказать влияния» («Группа Освобождение Труда». Сборник № 2, Москва, 1924 г., стр. 76.).

Из письма Бакунина к его другу Таландье видно, что Бакунин вовсе не разделял всей тактики Нечаева, а, на­оборот, ее осуждал. 24-го июля 1870 года Бакунин писал:

«Нечаев один из деятельнейших и энергичнейших лю­дей, каких я когда-либо встречал. Когда надо служить тому, что он называет делом, он не колеблется и не оста­навливается ни перед чем и показывается так же бес­пощадным к себе, как и ко всем другим. Вот главное ка­чество, которое привлекло меня и долго побуждало меня {85} искать его сообщества... Это фанатик, преданный, но в то же время фанатик очень опасный и сообщничество с которым может быть только гибелью для всех... способ действия его отвратительный.

Живо пораженный катастрофой, которая разрушила тайную организацию в Рос­сии, он пришел мало помалу к убеждению, что для того, чтобы создать общество серьезное и неразрушимое, надо взять за основу политику Макиавелли и вполне усвоить систему иезуитов: — для тела одно насилие, для души — ложь.

Истина, взаимное доверие, солидарность серьезная и строгая — существуют только между десятком лиц, которые образуют внутреннее святилище общества. Все остальное должно служить слепым орудием и как бы материей для пользования в руках этого десятка людей, действительно солидарных. Дозволительно и даже про­стительно их обманывать, компрометировать, обкрады­вать и, по нужде, даже губить их; это мясо для загово­ров... во имя дела он должен завладеть вашей личностью, без вашего ведома. Для этого он будет вас шпионить и постарается овладеть всеми вашими секретами и для этого, в вашем отсутствии, оставшись один в вашей ком­нате, он откроет все ваши ящики, прочитает всю вашу корреспонденцию, и когда какое либо письмо покажется ему интересным, т.е. компрометирующим с какой бы то ни было точки, для вас или одного из ваших друзей, он его украдет и спрячет старательно, как документ против вас или вашего друга.

Он это делал с О., со мною, с Татою (т. е. с Н. П. Огаревым и дочерью А. И. Герцена Натальей.) и с другими друзьями, — и когда, собравшись вместе, мы его уличили, он осмелился сказать нам: “Ну да! это наша система, — мы считаем как бы врагами и мы ставим себе в обязанность обманывать, компрометировать всех, кто не идет с нами вполне”, — т.е. всех тех, кто не убежден в прелести этой системы и не обещали прилагать ее, как и сами эти господа. Если вы его представите вашему {86} приятелю, первою его заботою станет посеять между вами несогласие, дрязги, интриги, — словом, поссорить вас. Если ваш приятель имеет жену, дочь, — он постарается ее соблазнить, сделать ей дитя, чтобы вырвать ее из пределов официальной морали и чтобы бросить ее в вынужденный революционный протест против общества...

Увидев, что маска с него сброшена, этот бедный Нечаев был настолько наивен, был настолько дитя, несмотря на свою систематическую испорченность, что считал возмож­ным обратить меня; он дошел даже до того, что упра­шивал меня изложить эту теорию в русском журнале, который он предлагал мне основать. Он обманул доверен­ность всех нас, он покрал наши письма, он страшно скомпрометировал нас, — словом, вел себя, как плут. Един­ственное ему извинение это его фанатизм! Он страшный честолюбец, сам того не зная, потому что он кончил тем, что отождествовал свое революционное дело с своею собственной персоной; — но это не эгоист в банальном смысле слова, потому что он страшно рискует и ведет мученическую жизнь лишений и неслыханного труда. Это фанатик, а фанатизм его увлекает быть совершенным иезуитом. Большая часть его лжей шиты белыми нитка­ми. Он играет в иезуитизм, как другие играют в рево­люцию. Несмотря на эту относительную наивность, он очень опасен, так как он совершает ежедневно поступки нарушения доверия, измены, от которых тем труднее убе­речься, что едва можно подозревать их возможность. Вместе с этим Нечаев — сила, потому что это огромная энергия....Последний замысел его был ни больше, ни меньше, как образовать банду воров и разбойников в Швейцарии, натурально с целью составить революцион­ный капитал...

 

...Разве они не осмелились признаться мне откровен­но, в присутствии свидетеля, что доносить тайной поли­ции на члена, не преданного обществу, или преданного наполовину, — один из способов, употребление которого они признают законным и полезным иногда? Овладевать {87} секретами лица, семьи, чтоб держать ее в своих руках, — это их главное средство...» (Письма М. А. Бакунина, под ред. и с объяснительными приме­чаниями М. П. Драгоманова. Женева, 1896 г., стр. 291-294.) Бакунин, правда, тоже не прочь был воспользоваться мистификациями, и, несомненно, что «Катехизис» напи­сан Бакуниным. «Катехизис» содержит много хорошо знакомых бакунинских мыслей и революционных фраз, но также несомненно, что многие «правила» «Катехизи­са», вошедшие в понятие «нечаевщины», были продик­тованы Бакунину Нечаевым, как это видно из вышепри­веденного письма Бакунина к Таландье.

Это подтверждает и Ю. Стеклов в своей четырехтомной биографии Баку­нина. «Мысль об издании “революционного катехизиса”, устанавливающего правила для членов организации, — пишет Стеклов, — возникла в России до встречи Нечаева с Бакуниным. Встреча Нечаева с Бакуниным состоялась в конце марта 1869 г. в Женеве... Нечаев увлек Бакунина своим темпераментом, непреклонностью своей воли и пре­данностью революционному делу... Нечаев одно время овладел волей рыхлого и, несмотря на свою революцион­ную фразеологию, благодушного Бакунина... Нечаев явил­ся к Бакунину с основательными задатками авантюриста и мистификатора» (Ю. Стеклов. М. Бакунин. Его жизнь и деятельность. Том тре­тий. Москва 1927 г., стр. 430, 436, 474.) (4-тый том у нас на стр., ldn-knigi.narod.ru)

«У самого Нечаева, — пишет далее Стеклов, — мы определенных анархических заявлений нигде не встре­чаем. Возможно, впрочем, что после своего знакомства с Бакуниным Нечаев стал временно поддаваться анархиче­скому учению, но если это и было так, то во всяком слу­чае, это увлечение анархическими воззрениями не было у него глубоким и оказалось скоропреходящим» (Ю. Стеклов. М. Бакунин. Его жизнь и деятельность. Том тре­тий. Москва 1927 г., стр. 426.).

Согласно Стеклову, Нечаев, по существу, был блан­кистом. Бланкистом был и Ленин. Еще в 1906 г. Г. В. Плеханов писал: «Ленин с самого начала был скорее {88} бланкистом, чем марксистом. Свою бланкистскую контрабанду он проносил под флагом самой строгой марксистской ор­тодоксии» (Г. Плеханов. Заметки публициста. «Современная жизнь». (Мо­сква), декабрь 1906 г.). Ленин не только ценил Нечаева и считал его «титаном революции», но многое воспринял от Нечаева в вопросах тактики и методов борьбы с противниками. Он действовал по рецепту и примеру Нечаева, как мы уви­дим ниже.

 

 

В 1926 г. в Москве, в издательстве «Московский ра­бочий» вышла книга Александра Гамбарова: «В спорах о Нечаеве». В ней большевистский историк пишет: «О Нечаеве слишком много писали. Но все, что писалось о нем, это сплошной поток мемуарной хулы, а нередко и злобы его классово-политических противников, созна­тельно искажавших подлинный облик исторического Не­чаева (стр. 3). Не поняли Нечаева и современные ему революционеры, в то время народнического толка, не го­воря об их позднейших “эпигонах”. В силу своей мелко­буржуазной сущности народники не могли принять Не­чаева.

В борьбе с Нечаевым или в борьбе с “нечаевщиной” народническая интеллигенция не останавливалась ни пе­ред какими средствами. Возмущаясь нечаевским лозун­гом “во имя революции и борьбы с самодержавием цель оправдывает средства”, они сами нередко прибегали к далеко не безупречным средствам — к злобной хуле и явному искажению исторической сущности нечаевского движения».

Никаких доказательств этому большевистский исто­рик не приводит, но интересно его заявление, что Нечаев был одним из самых крупных предшественников больше­визма и Октябрьского переворота 1917-1918 гг.

«Между современным движением большевизма и тем, что дано было в нечаевском движении, гораздо более точек соприкосновения, — пишет Гамбаров, — чем {89} между другими этапами революционной борьбы» (стр. 107).

«К торжеству социальной революции Нечаев шел верными средствами, и то, что в свое время не удалось ему, то удалось через много лет большевикам, сумев­шим воплотить в жизнь не одно тактическое положение, впервые выдвинутое Нечаевым», (стр. 123, курсив мой).

Далее Гамбаров пишет: «В лице Нечаева история имела первого и при том крупного партийного органи­затора». (Стр.116).

Но мнению Гамбарова, Нечаев был не только боль­шевиком, но и «ленинцем». Установив, в чем заключается нечаевский «ленинизм», Гамбаров пишет: «Революция одинаково освящает все средства в политической борьбе. За эту основную максиму на Нечаева набрасывались все его политические враги и противники от Каткова до на­родников и целой плеяды буржуазных историков, считая “отвратительным” присущий Нечаеву “макиавеллизм”. Предвидя это, Нечаев неоднократно заявлял о своем “презрении к общественному мнению” и даже гордился подобными выпадами против него. Отсюда положение, служившее Нечаеву девизом: “Кто не за нас, тот против нас” (курсив подлинника). А разве, — спрашивает Гам­баров, — не этим девизом руководились массы в октябре 1917 года, когда они шли против твердыни капитала, против вчерашних лжедрузей революции?» (Стр. 121),

Не массы, конечно, а большевистские вожди.

В результате своих сопоставлений Гамбаров нашел у Нечаева все основные положения, которыми характе­ризуется большевистский коммунизм. В своей известной брошюре «Что делать», вышедшей в 1902г., Ленин пи­сал: «Дайте нам организацию революционеров и мы перевернем Россию». Гамбаров утверждает, что это «нечаевская максима».

По этому поводу противники Гамбарова (Стеклов и др.) указывают, что Ленин в своей брошюре нигде не упоминает Нечаева. Он неоднократно высказывает по­желание, чтобы у русской социал-демократии явились {90} свои Желябовы, но нигде не говорит, что желает ей своих социал-демократических Нечаевых. Следовательно, не Нечаев, а народовольцы — идеал «профессиональных революционеров» в брошюре Ленина. Но, как известно, Ленин часто публично говорил и писал одно, а думал дру­гое.

Ленин прекрасно знал, как дискредитирован был Нечаев, а главное «нечаевщина» в глазах русской рево­люционной общественности, и он не хотел открыто брать на себя ответственность за его взгляды и за его такти­ческие приемы, вообще за то, что связано с «нечаевщиной».

Но в кругу его ближайших соратников он востор­гался Нечаевым, называя его «титаном революции» и проповедовал чисто нечаевские идеи.

При создании своей партии и позднее Ленин всегда применял чисто нечаевские методы. И только в свете «нечаевщины» таинственные пути и методы большевист­ской партии и большевистской революции становятся по­нятны.

Нечаев стремился создать строго централизованную революционную организацию, построенную по принци­пу строжайшей дисциплины и возглавляемую всесильным Центральным Комитетом из нескольких лиц. По Нечаеву, члены Комитета должны были обладать абсолютной вла­стью, а рядовые организации должны были слепо испол­нять все постановления Центрального Комитета. Именно этому плану и следовал Ленин.

После второго съезда РСДРП, в 1903 году, на кото­ром произошел раскол партии на большевиков и мень­шевиков, Роза Люксембург — левая социалистка — так писала в газете «Искра» от 10 июля 1904 года, об орга­низационном «плане» Ленина.

«Точка зрения Ленина — есть точка зрения беспо­щадного централизма... По этому взгляду, ЦК, например, имеет право организовывать все местные комитеты пар­тии и, следовательно, определять личный состав каждой отдельной местной организации, давать им готовый устав, безапелляционно распускатьих и вновь создавать и в {91} результате, таким образом, косвенно влиять на состав самой высшей партийной инстанции — съезда. Таким образом, ЦК является единственным, действительно ак­тивным ядром партии, все же остальные организации — только его исполнительными органами... Раздавленное русским абсолютизмом человеческое «я» берет реванш тем, что «я» русского революционера поспешно объяв­ляет себя всемогущим вершителем истории — в лице Его Величества Центрального Комитета социал-демокра­тического движения».

Через месяц после появления этой статьи Розы Люксембург, Троцкий о том же опубликовал свою бро­шюру «Наши политические задачи». В ней он так писал об организационном «плане» и методах Ленина:

«Во внутренней партийной политике эти методы Ле­нина приводят к тому что... Цека замещает партийную организацию и, наконец, диктатор заменяет собой ЦК...

Он, Ленин, знает абсолютную организационную «истину», он имеет «план» и стремится к его воплощению. Партия достигла бы цветущего состояния, если бы он, Ленин, не был окружен со всех сторон кознями, интригами, ло­вушками. Все как бы сговорились против него и его пла­на... И Ленин пришел к энергичному выводу: для того, чтобы «сделать работу успешнее, необходимо удалить тормозящие элементы и поставить их в положение, при котором они не могли бы портить партию». Другими словами, для блага партии оказалось необходимым уста­новить режим «осадного положения», во главе которого стал бы диктатор...

Добрые граждане это те, которых политическое сознание, развитое или неразвитое, все рав­но, поворачивается сегодня стороной к моему «плану»... Злые граждане это те, которых политическое сознание сегодня отвращается от тех или других деталей моего плана. Их нужно... воспитать? Нет! подавить, обесси­лить, уничтожить, устранить».

Так в 1904 году писал Троцкий о плане Ленина. Это {92} буквально то что проповедовал и стремился провести в жизнь Нечаев.

Бонч-Бруевич, один из ближайших соратников Ле­нина со дня основания большевистской партии, заведовавший в 1904-1905 гг. архивом и библиотекой больше­вистского ЦК в Женеве, в 1917 году активный участник октябрьского переворота, а потом управляющий делами Совнаркома, в 1934 г. писал в московском журнале «Трид­цать дней» следующее:

«До сих пор не изучен нами Нечаев, над листовками которого Владимир Ильич часто задумывался, и когда в то время слова “нечаевщина” и “нечаевцы” даже среди эмиграции были почти бранными словами, когда этот термин хотели навязать тем, кто стремился к пропаганде захвата власти пролетариатом, к вооруженному восста­нию и к непременному стремлению к диктатуре пролета риата, когда Нечаева называли, как будто бы это особенно плохо, “русским бланкистом”, — Владимир Ильич нередко заявлял о том, что какой ловкий трюк проделали реакционеры с Нечаевым с легкой руки Достоевского и его омерзительного, но гениального романа «Бесы», когда даже революционная среда стала относиться отри­цательно к Нечаеву, совершенно забывая, что этот ти­тан революции обладал такой силой воли, таким энту­зиазмом, что и в Петропавловской крепости, сидя в невероятных условиях, сумел повлиять даже на окружаю­щих его солдат таким образом, что они всецело ему под­чинялись. Владимир Ильич говорил:

“Совершенно забывают, что Нечаев обладал особым талантом организатора, умением всюду устанавливать особые навыки конспиративной работы, умел свои мысли облачать в такие потрясающие формулировки, которые оставались памятны на всю жизнь. Достаточно вспомнить его ответ в одной листовке, когда на вопрос “кого же надо уничтожить из царствующего дома?” Нечаев дает точный ответ: “всю большую ектению”. Ведь это сформу­лировано так просто и ясно, что понятно для каждого {93} человека, жившего в то время в России, когда правосла­вие господствовало, когда огромное большинство так или иначе, по тем или другим причинам, бывали в церк­вах и все знали, что на великой, на большой ектений вспоминается весь царствующий дом Романовых.

Кого же уничтожить из них? — спросит себя самый простой читатель. Да весь дом Романовых! —должен он был дать себе ответ. Ведь это просто до гениальности. Нечаев должен быть весь издан. Необходимо изучить, дознать­ся, что он писал, где он писал, расшифровать все его псевдонимы, собрать воедино и все напечатать”. Так не­однократно говорил Владимир Ильич» (Вл. Бонч-Бруевич. Ленин о художественной литературе. «Трид­цать дней» (Москва), январь 1934 г., стр. 18.).

На публичных собраниях и в партийной печати Ле­нин выступал, как правоверный социал-демократ и про­тивник террора и всяких «вспышко-пускательств», а в конспиративном письме из Женевы к членам Боевого ко­митета большевиков в Петербурге от 3 (16) октября 1905 г. он писал:

«Я с ужасом, ей-Богу, с ужасом вижу, что о бомбах говорят больше полгода и ни одной не сделали!.. Идите к молодежи. Основывайте тотчас боевые дружины везде и повсюду и у студентов и у рабочих особенно и т.д. Пусть тотчас же вооружаются они сами, кто как может, кто револьвером, кто ножом, кто тряпкой с керосином для поджога и т.д....Не требуйте никаких формально­стей, наплюйте, Христа ради, на все схемы, пошлите вы, Бога ради, все “функции, права и привилегии” ко всем чертям... Отряды должны тотчас же начать военное обу­чение на немедленных операциях, тотчас же. Одни сей­час же предпримут убийство шпика, взрыв полицейского участка, другие — нападение на банк для конфискации средств для восстания... Пусть каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых: десятки жертв окупятся с лихвой тем, что дадут сотни опытных борцов, которые завтра поведут за собой сотни тысяч». (Сочинения Ленина. Изд. 1929 г. Том 8, стр. 326.).

{94} В октябре девятьсот шестого года Ленин писал:

«Когда я вижу социал-демократов, горделиво и са­модовольно заявляющих: мы не анархисты, не воры,неграбители, мы выше этого, мы отвергаем партизанскую войну, тогда я спрашиваю себя: понимают ли эти люди, что они говорят?...Когда я вижу у теоретика или публи­циста горделивое самодовольное и нарцисско-восхищенное повторение заученных в ранней молодости фраз об анархизме, бланкизме, терроризме, тогда мне становится обидно за унижение самой революционной в мире док­трины». (Сочинения Ленина. 2-ое издание. Том 10, стр. 86.).[лдн-книги2]

В 1907 г. среди деятелей петербургского нелегаль­ного Совета безработных, в котором преобладали анар­хисты и большевики, возникла мысль бросить бомбу в заседание петербургской Городской Думы с расчетом, чтобы взорвать и перебить главных врагов обществен­ных работ на глазах остальных гласных. У Владимира Войтинского, бывшего в то время видным большевиком и членом Исполнительного комитета Совета безработных, были большие сомнения насчет допустимости такой тактики, и он решил обратиться за разъяснением этих сомне­ний к Ленину. «Поехал к нему в Куокала, — пишет в своих воспоминаниях Войтинский, — и рассказал о на­строениях среди безработных, о “мстителях”, о их наме­рении бросить бомбу в заседание Городской Думы. Ле­нин слушал чрезвычайно внимательно, вставляя время от времени: “Вот как? Это крайне интересно!” Затем на­чал расспрашивать:

“— Вы думаете, люди у них найдутся?

— Несомненно.

— Надежные?

— Вполне.

Тогда Ленин сказал раздумчиво:

— А может быть, это было бы недурно. Встряхнуло бы”... (Вл. Войтинский. Годы побед и поражений. Книга вторая. Берлин 1924 г., стр. 227.).

{96} Любимой темой агитации в тесном товарищеском кругу была для Ленина — рассказывает Войтинский, — борьба с предрассудками, остатками “либеральных бла­гоглупостей”, которые он подозревал у новичков....Это была неуклонная, чрезвычайно ловкая, талантливая проповедь революционного нигилизма», — пишет Войтин­ский. «Это смешно! — говорил Ленин. — Если на эту точку зрения становиться, то мы должны все бежать в полицию и заявить: мы, мол, такие-то, арестуйте нас, дай­те нам пострадать за народное дело!.. Революция дело тя­желое. В беленьких перчатках, чистенькими ручками ее не сделаешь...

Партия не пансион для благородных де­виц. Нельзя к оценке партийных работников подходить с узенькой меркой мещанской морали. Иной мерзавец может быть для нас именно тем полезен, что он мерза­вец».

Когда при Ленине подымался разговор о том, что такой-то большевик ведет себя недопустимым образом, — рассказывает Войтинский, — он иронически замечал:

— «У нас хозяйство большое, а в большом хозяйстве всякая дрянь пригодится».

Проф. историк Николай Рожков, бывший в те годы одним из лидеров большевистской фракции, рассказы­вал, что однажды он обратил внимание Ленина на под­виги московского большевика Виктора (Таратуты), ко­торого характеризовал, как прожженного негодяя. Ле­нин ему ответил со смехом: «Тем-то он и хорош, что ни перед чем не остановится. Вот вы, скажите прямо, могли бы за деньги пойти на содержание к богатой купчихе? Нет? И я не пошел бы, не мог бы себя пересилить, а Виктор пошел. Это человек незаменимый».

«Ленин, — пишет Войтинский, — был снисходите­лен не только к таким “слабостям”, как пьянство, разврат, но и к уголовщине. Не только в “идейных” экспроприато­рах, но и в обыкновенных уголовных преступниках он видел революционный элемент» (Вл. Войтинский, Годы побед и поражений. Часть вторая. Бер­лин 1924 г., стр. 102-103.).

{96} Другой бывший видный большевистский деятель, Станислав Вольский (А. В. Соколов) в 1907 г. делегат от Москвы на Лондонском съезде РСДРП, выразил Ле­нину свое недоумение по поводу того, что Ленин пред­ложил в будущий ЦК партии кандидатуру некоего X. (Виктора), который по словам Вольского, имел очень плохую репутацию. Ленин ему ответил: «Очень просто! Центральный Комитет для того, чтобы быть работоспо­собным, должен состоять из талантливых журналистов, способных организаторов и нескольких интеллигентных негодяев. Я рекомендовал т. X, как интеллигентного не­годяя» (Volsky Stanislav. Dans le Royaume dela Famine et de la Haine. La Russie Bolcheviste. Paris, 1920, p. 26.).

Летом 1905 г. в своей брошюре «Две тактики» Ле­нин писал:

«Удастся решительная победа революции, тогда мы разделаемся с царизмом по-якобински, или, если хотите, “по-плебейски”... Якобинцы современной социал-демокра­тии — большевики хотят, чтобы народ, т.е. пролетариат и крестьянство, разделался с монархией и аристократией “по-плебейски”, беспощадно уничтожая врагов свободы, подавляя силой их сопротивление, не делая никаких усту­пок проклятому наследию крепостничества, азиатчины, надругательству над человеком» (Сочинения Ленина. Второе издание. Том. 8, стр. 64.).

А в декабре 1911 г. Ленин писал в газете «Социал-демократ»:

«Если в такой культурной стране, как Англия, не знавшей никогда ни монгольского ига, ни гнета бюрокра­тии, ни разгула военщины, — если в такой стране пона­добилось отрубить голову одному коронованному раз­бойнику, чтобы обучить королей быть “конституционны­ми” монархами, то в России надо отрубить головы по меньшей мере сотне Романовых, чтобы отучить их пре­емников от организации черносотенных убийств и еврей­ских погромов» (Сочинения Ленина. Издание 1929 г. Том 15, стр. 285.). Что Ленин, согласно заветам Нечаева, {97} в 1918 г. и осуществил, уничтожив самым зверским обра­зом не только всех членов дома Романовых, но также множество лиц, их окружавших.

Невозможно себе представить, чтобы какой-либо другой выдающийся деятель русской социалистической или революционной партии, кроме Нечаева, мог сказать, что того или другого его политического противника «на­до убить», как сказал Ленин о Струве, который, кстати сказать, был тогда одним из главных идеологов либерально-демократического движения в России (К. Тахтарев. Ленин и социал-демократическое движение (по личным воспоминаниям). «Былое». (Ленинград) № 24, 1924 г., стр. 22.).

В своем «Катехизисе революционера» Нечаев писал:

«Революционер презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ее побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему».

А Ленин в речи,произнесенной 4 октября 1920 года в Москве, сказал:

«Всякую нравственность внеклассового понятия мы отрицаем. Мы говорим, что это обман. Мы говорим: нравственно то, что служит разрушению старого эксплу­ататорского общества».

«Морали в политике нет. Естьтолько целесообразность», поучал Ленин своих учеников.

Нечаев считал, что нужно действовать путем лжи, ми­стификации, обмана и насилия. Когда Бакунин, старшая дочь Герцена — Наталия и их друзья, собравшись вместе, уличили Нечаева во лжи, он им ответил: «Ну да! Это на­ша система — мы ставим себе в обязанность обманывать, компрометировать всех, кто не идет с нами вполне».

В начале 1907 г. ЦК Российской Социал-Демократической Рабочей партии привлек Ленина к партийному суду за то, что он в брошюре «Выборы в СПБ и лице­мерие 31 меньшевика» обвинял меньшевиков, что они {98} вступили в переговоры с кадетской партией «для про­дажи кадетам голосов рабочих». На суде Ленин в своей речи сказал:

«То, что недопустимо между членами единой пар­тии, то допустимо и обязательно между частями раско­ловшейся партии. Нельзя писать про товарищей по пар­тии таким языком, который систематически сеет в рабо­чих ненависть, отвращение, презрение и т.п. к несогласномыслящим. Можно и должно писать именно таким языком про отколовшуюся организацию.

Почему должно? Потому что раскол обязывает вы­рывать массы из-под руководства отколовшихся. Мне говорят: вы вносите смуту в ряды пролетариата. Я отве­чаю: я умышленно и рассчитано вносил смуту в ряды той части петербургского пролетариата, которая шла за отколовшимися накануне выборов меньшевиками, и я всегда буду поступать таким образом при расколе. (Кур­сив Ленина) (Сочинения Ленина. Второе издание. Том 11, стр. 221.).

Восторгаясь произведением прусского генерала Клау­зевица, Ленин тут же в заметках на полях книги высказал свою собственную мысль: «Хороший вождь и... недоверие к людям».

Своими главными союзниками Ленин считал не со­знательный пролетариат, а, подобно Нечаеву, людское отчаяние и озверение. Подстрекая к дерзанию членов своего ЦК, не веривших в успех восстания, он накануне Октября писал им: «За нами верная победа, ибо народ уже близок к отчаянию и “озверению”». (Подчеркнуто и кавычки в подлиннике).

Г. В. Плеханов был совершенно прав, когда он в сво­ей последней статье, написанной им в январе 1918 г. вско­ре после разгона Учредительного Собрания, писал:

 

«Тактика большевиков есть тактика Бакунина, а во многих случаях просто-напросто тактика Нечаева. Курь­езное совпадение. По свидетельству М. П. Драгоманова, {99} который сам пережил эпоху нечаевщины, Нечаев распро­странял среди учащейся молодежи весть, что в Западной Европе 2 миллиона интернационалистов готовы восстать и поддержать революцию в России. Читателю известно, что теперь у нас распространяется в рабочей среде столь же мало основательная весть о готовности западноевропейского пролетариата поддержать русскую социаль­ную революцию. Это все та же метода, только приме­няемая в гораздо более широких размерах» (Г. В. Плеханов. Годна рoдине, Париж 1921. Т. 2-й, стр. 267.).

Мартов, в течение многих лет ближайший друг и товарищ Ленина, в 1903 году порвавший с ним, в 1911 году в своей брошюре «Спасители или упразднители»? писал о ленинской «нечаевщине».

Ленин не был «нечаевцем», он был вторым Нечаевым. От первого Нечаева он отличался не только своей образованностью и интеллектуальным превосходством. Сергей Нечаев был совершенно искренний, отчаянней­ший фанатик. Он готов был ради торжества своей идеи поджечь мир, но согласен был в любой момент и сам сгореть, что он доказал своим мужественным поведе­нием на суде, а потом за все годы своего заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. О Ленине этого нельзя сказать, хотя фанатик он был, мо­жет быть не меньший, чем Нечаев. То, о чем мечтал Не­чаев, Ленин провел в жизнь. Но пожертвовать своей соб­ственной жизнью ради торжества своей идеи он не был способен.

В ноябре 1872 г. под влиянием вести об аресте в Цюрихе Нечаева и выдачи его русскому правительству, Бакунин писал Н. П. Огареву:

«Несчастного Нечаева республика выдала. Что груст­нее всего, это то, что по этому случаю наше правитель­ство, без сомнения, возобновит Нечаевский процесс и будут новые жертвы. Впрочем, какой-то внутренний голос мне говорит, что Нечаев, который погиб безвозвратно и без сомнения знает, что он погиб, на этот раз вызовет {100} из глубины своего существа, запутавшегося, загрязнив­шегося, но далеко не пошлого, всю свою первобытную энергию и доблесть. Он погибнет героем и на этот раз ничему и никому не изменит. Такова моя вера! Увидим скоро, прав ли я» (Письма Бакунина, стр. 443-444.).

Бакунин оказался прав. Нечаев ничему не изменил. История, по замечанию E. E. Колосова, «реабилитировала Нечаева ценой дискредитации “нечаевщины”». Сам Баку­нин с 1873 года почти устранился от практической дея­тельности и поселился в Локарно. Умер он в Берне в 1876 году от водянки.

Марксист Ю. Стеклов, ярый противник анархизмавсеже в третьем томе своего труда о Бакунине пишет:

«Можно по-разному оценивать деятельность Баку­нина, в частности, его работу в Интернационале. Можно даже оспаривать за нею всякое положительное значение — точка зрения, с которой мы лично не согласны. Но никто не станет отрицать того, что Бакунин был глубоко предан интересам трудящихся, что он горячо желал осво­бождения угнетенного человечества, что он страстно стремился к социальной революции и готов был для дела свободы сложить свою голову».

Свой трехтомный труд о Бакунине Стеклов закан­чивает так:

«Вся жизнь Бакунина была своего рода героической эпопеей, которая до сих пор сохраняет свое величие и способна пробуждать в новых поколениях лучшие чув­ства и звать их к подражанию во имя неустанной борьбы с миром угнетения и эксплуатации».

 

{101}







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия