Студопедия — ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Г. В. Плеханов и большевики до 1914 г.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Г. В. Плеханов и большевики до 1914 г.






Г. В. Плеханов и большевики до 1914 г.

 

I

 

Георгий Валентинович Плеханов был выдающимся представителем русского, да и международного марксиз­ма. Н. А. Бердяев говорит о нем: «После Маркса и Энгель­са, Плеханов был одним из наиболее значительных сре­ди признанных теоретиков марксизма... Он стал челове­ком Запада, рационалистического склада... В его книгах находили умственную пищу несколько поколений рус­ских марксистов, в том числе Ленин и вожаки комму­низма».

Бердяев пишет: «В 80-х годах, Плеханов основатель русского марксизма и социал-демократии, ведет оже­сточенную полемику против идей Ткачева... Полемика эта представляет большой интерес, т.к., поистине, можно поверить, что Плеханов дискутирует против Ленина и большевиков в эпоху, когда они еще не существовали... Плеханов также — против бакунизма и бунта».

Еще в 1883 году Плеханов в своем первом марксист­ском сочинении «Социализм и политическая борьба» предупреждал, что попытка какой-либо революционной партии, представляющей меньшинство населения, захва­тить власть с целью установления в России социализма окончится тем, что производством будет заведовать «социалистическая каста». Плеханов писал:

{102} «При такой опеке над народом народ не только не воспитался бы для социализма, но или окончательно утратил бы всякую способность к дальнейшему прогрес­су, или сохранил бы эту способность, лишь благодаря возникновению того самого неравенства, устранение ко­торого было бы непосредственной целью революционно­го правительства».

Так писал Плеханов в 1883 году в своем первом марксистском произведении «Социализм и политическая борьба». А через год в своем следующем произведении «Наши разногласия» Плеханов предостерегал лидеров тогдашней революционной партии против попытки с их стороны силой вводить социализм в России. Плеханов писал:

«Если бы у нас действительно установилось народоправление, — то... народ на вопрос — нужна ли ему земля и следовало ли отобрать ее у помещиков, — ответил бы: «Да, нужна и отобрать ее следовало»... На вопрос же — нужно ли ему «начало социалистической организации», — сначала ответил бы, что он не понимает, о чем его спрашивают, а затем, с большим трудом поняв, в чем дело, ответил бы: «нет, мне этого не нужно»... Если же правительство, образованное захватившими власть ре­волюционерами, станет, тем не менее, вводить социализм, то решить эту задачу оно должно будет или в духе современного социализма, чему помешает как его соб­ственная непрактичность, так и современная степень раз­вития национального труда и привычки самих трудя­щихся; или же оно должно будет искать спасения в иде­алах «патриархального и авторитарного коммунизма», внося в эти идеалы лишь то видоизменение, что вместо перувианских «сынов солнца» и их чиновников националь­ным производством будет заведовать социалистическая каста».

Так писал Плеханов в 1883 и 1884 годах. И с этой позиции он за всю жизнь никогда не сходил. Плеханов {103} был основоположником русского марксизма и правовер­ным последователем диалектического материализма, но его марксизм был совершенно иной, чем так называемый «марксизм-ленинизм».

В своей, вышедшей в 1950 г. в Париже, «Истории русской философии» профессор В. Зеньковский пишет:

«В общем надо сказать, что, оставаясь правоверным последователем диалектического материализма, как его строили Маркс и Энгельс, Плеханов всегда оставался все же внутренне свободным. Большой литературный та­лант, тонкое критическое чутье делали Плеханова жи­вым и интересным писателем, в котором верность марк­сизму никогда не заглушала ни подлинного морального благородства, ни интереса к истине и ее прогрессу... Пле­ханов был лично благородным и этически глубоким че­ловеком... В основе всей его идейной -эволюции лежали именно моральные мотивы».

Так пишет в своей «Истории русской философии» беспристрастный русский ученый профессор Василий Зеньковский. И именно потому, что Плеханов был лично благородным и этически глубоким человеком и что вер­ность марксизму никогда не заглушала в нем ни подлин­ного морального благородства, ни интересов к истине и ее прогрессу, он еще задолго до революции окончатель­но разошелся с Лениным. Плеханов сурово осуждал по­литику и тактику большевиков, а в 1917 году был одним из самых ярых противников Октября и считал его вели­чайшим историческим несчастьем.

Еще в 1901 году Плеханов писал в журнале «Заря»:

«Самоотверженная защита всех угнетенных и энер­гическая поддержка всех несправедливо обиженных при­надлежит к числу насущнейших интересов пролетариата... Пролетариат должен бороться за общие интересы исти­ны, культуры, справедливости и человечности».

7 ноября 1903 года Плеханов писал в газете «Искра»:

«Наши приемы деятельности не могут оставаться без пе­ремен. Чеховский «человек в футляре» был замечателен {104} тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. Нам футляры не к лицу, и было бы очень смеш­но и очень плохо, если бы мы не сообразовались с тре­бованием политической погоды. Последовательные марк­систы не могут быть и, конечно, не будут утопистами централизма!».

Так Плеханов еще до окончательного разрыва с Ле­ниным проповедовал совсем не то, что теперешние пра­вители СССР выдают за «истинный марксизм».

В 1904 году Плеханов в своей речи на Амстердам­ском международном Социалистическом конгрессе ска­зал:

«Иностранная политика царского правительства из­давна была политикой хищничества и захвата. Это пра­вительство стремилось подчинить себе все те из окру­жавших нас народов, которые не были достаточно силь­ны, чтобы дать ему грозный отпор, и оно окружило собственно-русскую землю целым ожерельем из побеж­денных народностей, возвращавших ему, в виде нена­висти, то, что они получили от него в виде угнетения...

От такой политики само русское государство страдало не меньше, если не больше всех, потому что ни один народ не может быть свободен, служа орудием угнетения своих соседей, и потому что «порядок», который благо­даря нашему правительству царствовал в Варшаве, в Гельсингфорсе и в Тифлисе, с такой же силой, с какой смерть «царствует» на кладбище, царствовал также в Петербурге, в Москве, в Киеве, в Одессе, словом, во всей России».

В заключение Плеханов сказал: — «Преследуя в на­шей несчастной стране все талантливое, все живое и не­зависимое, правительство видит себя теперь изолиро­ванным, окруженным жалкими и жадными бездарностя­ми, которые думают только о своей собственной карьере и не могут обеспечить ему ничего, кроме целого ряда постыднейших поражений, и когда я говорю все это, я {105} сознаю, что я выражаю мысли и чувства огромной массы русских людей».

Так говорил Плеханов во время русско-японской войны в 1904 году на международном социалистическом конгрессе в Амстердаме от имени тогда еще единой Рос­сийской Социал-демократической Рабочей Партии.

За десять лет до этого, 14 мая 1894 года, на праздновании столетия руководителя польского восстания Косцюшко в Цюрихе, Плеханов в своей речи сказал:

«Есть два способа любить свою страну. Один — это способ каннибала, думающего, что величие и слава его племени находятся в прямом соотношении к числу со­седей, которые могут быть уничтожены или порабоще­ны. Это способ наших шовинистов, наших Муравьевых». (Михаил Муравьев в 1863 году был назначен генерал-губернатором Северо-Западного края и при подавлении польского восстания в 1863 году проявил столько жесто­кости, что получил прозвище «Вешателя». — Д. Ш.).

«Я не принадлежу к числу русских, которые вешают, я имею честь принадлежать к той фаланге русских, ко­торых считают заслуживающими виселицы или, по край­ней мере, изгнания. Эти русские твердо убеждены, что чем больше русский деспотизм распространяется на со­седние страны, тем больше он укореняется в самой Рос­сии. Эти русские убеждены, что борясь за освобождение Польши, они защищают дело русской свободы».

Московский Госиздат в 1962 г. выпустил новое изда­ние избранных произведений Плеханова в четырех то­мах. Там перепечатаны многие статьи, брошюры и пись­ма основоположника русского марксизма к разным ли­цам, но в этих четырех томах нет ни одной статьи Пле­ханова о Ленине, о его последователях и о политике и тактике большевицкой партии. А между тем обо всем этом Плеханов в последние пятнадцать лет своей жизни очень много писал. Вот, что например, в августе 1904 г., Плеханов писал в «Искре»:

«Ленин объявил социалистическую интеллигенцию {106} демиургом (т.е. верховным разумом) социалистической революции, а самого себя и своих верных беспрекослов­ных последователей — социалистической интеллиген­цией по преимуществу, так сказать, сверх интеллиген­цией. Всех «несогласномыслящих» он обвиняет в анар­хическом индивидуализме и в борьбе с ними он апелли­рует к той самой массе, которая в его теории играет роль пассивной материи...

У Ленина народная масса слу­жит, главным образом, для того, чтобы пугать и «покорять под нози» всякого — внутреннего или внешнего врага и супостата».

В «Искре» от 1-го мая 1904 г. Плеханов указывал, что, если централизм Ленина восторжествует в социал-демократической партии, если ЦК партии будет наделен диктаторскими полномочиями, как того требовал Ленин, то тогда перед каждым съездом ЦК всюду раскассирует все недовольные им элементы, всюду посадит своих кре­атур и, наполнив этими креатурами все комитеты, без труда обеспечит себе вполне покорное большинство на съезде.

Съезд, составленный из креатур ЦК, дружно кричит ему «Ура!», одобряет все его удачные и неудачные дей­ствия и рукоплещет всем его планам и начинаниям. То­гда у нас, действительно, не будет ни большинства, ни меньшинства, потому что тогда у нас осуществится иде­ал персидского шаха... Это просто-напросто была бы мертвая петля, туго затянутая на шее партии, это бона­партизм, если не абсолютная монархия старой дорево­люционной «манеры».

А в своем «Дневнике социал-демократа» Плеханов в 1911 г. писал: — «Мышам всегда надо грызть что-ни­будь, потому что иначе у них слишком отрастают зубы. Ленину и его единомышленникам всегда надо кого-ни­будь отлучать от церкви приблизительно по той же при­чине: иначе у них слишком отросли бы зубы..., которых, очевидно, нельзя назвать зубами политической мудро­сти.

{107} Сегодня Ленин отлучает «ликвидаторов», и ему в этом помогают киевские и бакинские меньшевики-пар­тийцы. А завтра очередь дойдет до киевских и бакин­ских меньшевиков-партийцев, причем Ленин не будет нуждаться даже в чьей-либо помощи, так как его новые противники ослаблены своей собственной ошибкой. И заметьте, что для исключения у него всегда найдется до­статочный повод... Но предположим, что Ленин повре­менит с объявлением вне закона меньшевиков. Он оставит право на жизнь меньшевистской организации. Но его терпимость не пойдет дальше Щедринского принципа:

«Оппозиция не вредна, если она не вредит».

В 1905 году Плеханов писал в газете «Искра»: «У Ленина марксистская терминология. Но что касается от­ношения профессиональных революционеров к массе, то Ленин не расходился в его понимании с Бакуниным. О Бакунине Маркс сказал, что у него профессиональный революционер является тем святым духом, который один только способен сообщить революционную жизнь мерт­вой массе. Совершенно таким же святым духом, ожив­ляющим мертвую массу пролетариев являются профес­сиональные революционеры в концепции Ленина. И со­вершенно так же, как у Бакунина, у Ленина профессио­нальные революционеры создают «союзы», по своему усмотрению распоряжающиеся судьбой рабочего дви­жения».

А в 1906 году Плеханов писал в московском журнале «Современная Жизнь»: «Ленин с самого начала был скорее бланкистом, чем марксистом.

Ленинский бланкизм обнаружился во всей своей пол­ноте далеко не сразу. В течение долгого времени он имел вид марксизма — правда, весьма одностороннего, но все же подающего надежды на дальнейшее развитие в над­лежащую сторону. И в течение всего этого времени лю­ди, видевшие его слабые стороны, нравственно обязаны были не воевать с ним, а по мере возможности способ­ствовать такому его развитию.

Тут приходилось {108} следовать пословице: «Худой мир лучше доброй ссоры». Ко­гда всякая надежда на благодетельные последствия «ху­дого мира», была потеряна, когда Ленин и его ближай­шие единомышленники оказались неисправимыми заго­ворщиками, тогда «добрая ссора» сделалась, в свою оче­редь, обязательной. Но тогда дала себя почувствовать та истина, которую высказал Маркс, кажется, в одном из своих писем к Зорге: при массовом движении программа передовых представителей рабочего класса определяется положением этого класса; там же где движение имеет кружковой характер, всегда есть возможность сгруппи­ровать известное количество лиц вокруг какой угодно программы.

Для Ленина такая группировка облегчалась двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, он оставлял в стороне собственные программные вопросы, выражая свою природу заговорщика лишь в своих так­тических построениях. Свою бланкистскую контрабанду он проносил под флагом самой строгой «марксистской ортодоксии». Это успокаивало марксистскую совесть тех его сторонников, которые, плохо разбираясь в вопросе о том, какой именно должна быть тактика марксистов, в то же время хотели остаться верными Марксу. Во-вто­рых, пульс нашей общественной жизни бился все силь­нее и сильнее, вследствие чего начинают кружиться да­же и такие головы, в которых было несравненно более света, нежели в ограниченных головах энергичных, но очень мало развитых людей, подобранных Лениным к своей тактике» (Г. Плеханов. Заметки публициста. «Современная Жизнь», Мо­сква, декабрь 1906 г.).

В своей заметке по поводу моей статьи «Г. В. Плеханов и большевики», Е. Ананьин (Чарский) счел нужным в па­рижской «Русской Мысли» от 31 августа 1963 г. напомнить два эпизода из деятельности Плеханова, о которых я не {109} упомянул. Первый, что Плеханов на одном из съездов русской социал-демократии воскликнул: «Если бы в пар­ламенте оказалось враждебное нам большинство, мы были бы обязаны сломить его», и что при этом протесто­вал с места против заявления Плеханова только д-р Мандельберг». Второй случай грехопадения Г. В. Плеханова — когда он из-за личной обиды на редакцию пятитомни­ка «Общественное движение в России в конце 19-го и в начале 20-го века», и, в частности, на статью А. Н. Потресова, придававшего слишком большое значение ле­гальному марксизму (П. Б. Струве и его группа) в ущерб его, Плеханова, деятельности, опубликовал статью «Под градом пуль» в «Правде» Ленина, где «он жарко и несправедливо нападал на «ликвидаторов».

«Этим своим выступлением, — пишет Ананьин-Чарский, — Плеханов оказал, без сомнения, хорошую услу­гу якобинскому большевизму».

Последнее совершенно верно. Помню, что и меня в свое время сильно огорчила упомянутая статья Плеха­нова в ленинской «Правде». Я об этом не писал в своей статье потому именно, что это был незначительный эпи­зод в деятельности Г. В. Плеханова. Даже А. Н. Потресов, против которого тогда, главным образом, были направле­ны ядовитые стрелы Плеханова, в своих статьях о Пле­ханове, написанных им после смерти Плеханова (в пе­троградском журнале «Былое» и в газете «День») не счел нужным упомянуть этот эпизод.

Что же касается первого эпизода, то тут Ананьину-Чарскому явно изменила память. Упоминаемую им речь Плеханов произнес на втором съезде Российской Социал-Демократической Рабочей Партии, состоявшемся в Лондоне в 1903 году и не д-р Мандельберг (на том съезде он фигурировал под именем Посадовского) про­тестовал с места против этого выпада Плеханова, а Пле­ханов, именно, выступил в защиту Посадовского, кото­рый произнес весьма антидемократическую речь.

{110} Мандельберг-Посадовский в своей речи на съезде сказал: «Несомненно, что мы не сходимся по следующему основному вопросу: нужно ли подчинить нашу буду­щую политику тем или другим основным демократичес­ким принципам, признать за ними абсолютную ценность или же все демократические принципы должны быть подчинены исключительно выгодам нашей партии. Я реши­тельно высказываюсь за последнее. Нет ничего такого, что мы не должны были бы подчинить выгодам нашей партии (восклицания с места: «и неприкосновенность лич­ности?) Да! и неприкосновенность личности! Как партия революционная, стремящаяся к своей конечной цели — социальной революции — мы исключительно с точки зрения скорейшего осуществления этой цели, с точки' зрения выгоды нашей партии, должны относиться к де­мократическим принципам. Если то или другое требова­ние будет невыгодно нам, мы его не будем вводить» (Про­токолы второго съезда Р.С.Д.Р.П., Женева, 1904 г. стр. 169).

Вслед за Мандельбергом-Посадовским выступил Плеханов. Он сказал: «Вполне присоединяюсь к словам товарища Посадовского. Каждый данный демократиче­ский принцип должен быть рассматриваем не сам по себе в своей отвлеченности, а в его отношении к тому прин­ципу, который может быть назван основным принципом демократии, именно, к принципу, что salus populi suprema lex — в переводе на язык революционера — это значит, что успех революции — высший закон. И если бы для успеха революции потребовалось бы временно ограни­чить действие того или другого демократического прин­ципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться. Как личное свое мнение, я скажу, что да­же на принцип всеобщего избирательного права надо смотреть с точки зрения указанного мною основного принципа демократии. Гипотетически мыслим случай, когда мы, социал-демократы, высказались бы против {111} всеобщего избирательного права. Революционный проле­тариат мог бы ограничить политические права высших классов, подобно тому, как высшие классы ограничивали когда-то его политические права. О пригодности такой меры можно было бы судить лишь с точки зрения правила salus revolutia suprema lex. И на эту же точку зрения мы должны были стать и в вопросе о продолжительности парламентов. Если бы в порыве революционного энту­зиазма народ выбрал очень хороший парламент, то нам следовало бы стараться сделать его долгим парламентом. А если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, через две недели».

В Протоколах отмечено: «Рукоплескания, на неко­торых скамьях — шикание, голоса: «вы не должны ши­кать!» Плеханов: «Почему же нет? Я очень прошу това­рищей не стесняться!» Егоров встает и говорит; «Раз такие речи вызывают рукоплескания, то я обязан ши­кать. Товарищ Плеханов не принял во внимание, что за­коны войны одни, а законы конституции — другие. Мы пишем свою программу на случай конституции». Далее в Протоколах отмечено: «Гольдблат находит слова Пле­ханова подражанием буржуазной тактике. Если быть логичным, то, исходя из слов Плеханова, требование все­общего избирательного права надо вычеркнутьиз на­шей программы». (Протоколы, стр. 169-170).

Егоров — это был Ефрем Яковлевич Левин, позже отошедший от социал-демократии, в 1917 году — на­родный социалист, в годы гражданской войны был рас­стрелян большевиками, кажется в Крыму. Гольдблат — это псевдоним известного деятеля еврейского социал-демократического «Бунда» Владимира Медема, который до конца дней своих был противником большевиков (он умер в 1923 году в Нью-Йорке). Да и д-р Мандельберг всю свою жизнь был меньшевиком, противником боль­шевизма. Он умер в Палестине.

{112} Для меня совершенно несомненно, что Плеханов в последние годы своей жизни отказался от своего орто­доксального марксизма и, в частности, от своих взглядов на демократию и диктатуру, которые он проповедовал до 1905 года, но по тактическим соображениям в годы войны и революции он не считал для себя возможным об этом открыто говорить. Подробнее об этом в следую­щих главах.

 

{113}

 

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия