Студопедия — ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА






Самарская государственная экономическая академия

Кафедра экономической информатики

Практикум по ИНФОРМАТИКе

Для студентов 1 курса

Заочной формы обучения

ИзДАТЕЛЬСТВО

САМАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Самара 2004


 

Практикум по информатикедля студентов 1 курса заочной формы обучения / Сост.: В. Ю. Анисимов, Л. В. Киселева - Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2004. – 80 с.

В данной работе изложены основные понятия курса «Информатика»: операционной системы Windows, назначение и основные возможности текстового редактора Microsoft Word и табличного процессора Microsoft Excel, приведены основы программирования на Visual Basic for Application (VBA).

Представлены варианты контрольных заданий, вопросы для подготовки к экзаменам и список рекомендуемой литературы.

Предназначается для студентов 1 курса заочной формы обучения всех экономических специальностей.

Составители: Анисимов В.Ю., Киселева Л. В.

 

ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА

Физически существующие магнитные диски компьютера, предназначенные для хранения информации, могут быть разбиты на несколько логических дисков, которые для пользователя выглядят на экране так же, как и физически существующие диски. Проще говоря, логический диск – это часть обычного жёсткого диска, имеющая собственное имя, которое задаётся латинской буквой с двоеточием, например: А:, В:, С: и т. д. Стандартно принято, что А: и В: - это накопители на гибких магнитных дисках, а диски С:, D: и т. д. – жёсткие диски или накопители на оптических дисках, последняя буква обычно обозначает дисковод CD-ROM.

Для того, чтобы на новый магнитный диск можно было записать информацию, он должен быть предварительно отформатирован. Форматирование – это подготовка диска для записи информации. Во время форматирования на диск записывается служебная информация (делается разметка), которая затем используется для записи и чтения, коррекции скорости вращения диска. Запись информации осуществляется по дорожкам, причём каждая дорожка разбивается на секторы, например, по 1024 байта. Дискета диаметром 3,5 дюйма объёмом 1,44 Мбайта содержит 80 дорожек и 18 секторов. Число дорожек и секторов на компакт-дисках и на жёстком диске значительно больше, чем на гибком диске.

Данные и программы хранятся на носителях информации в виде файлов. Файл – это набор взаимосвязанных данных, воспринимаемых компьютером как единое целое, имеющих общее имя, находящихся на магнитном или оптическом дисках, в оперативной памяти или на другом носителе информации.

В файлах могут храниться тексты программ, текстовые документы, данные, рисунки, фотографии, музыка и т. д.

Файл обычно отождествляют с участком памяти, где размещены логически связанные данные, имеющие общее имя. Файл хранится на носителе информации в двоичной системе счисления. При записи информации на новый (чистый) диск файлы располагаются последовательно друг за другом: от первой дорожки к последней.

Каждый файл имеет своё имя. Полное имя файла уникально, образуется из имени файла и расширения, разделенных точкой. В операционной системе Windows предельная длина имени файла составляет 255 символов, включая пробелы. Не допускается использование в именах файлов следующих символов: \ /: *? " < >

Расширение (тип) служит для характеристики хранящейся в файле информации и образуется, как правило, не более чем из трех символов.

Примеры:

example.doc – текстовый файл example, созданный в программе MS Word,

Задача.xls – файл, созданный в программе MS Excel.

Для удобной работы с группой файлов пользуются шаблонами имен и типов.

Шаблон имени файла – специальная форма, в которой в имени и расширении файла используются символы * и?.

Символ * служит для замены любой последовательности символов.

Символ? служит для замены одного символа.

Примеры:

· задавимя *.doc, вы обратитесь ко всем файлам с расширением «.doc»;

· имя А*.*, позволит обратиться ко всем файлам с любым расширением, имя которых начинается с литера «А»;

· шаблон????.* позволит обратиться ко всем файлам, имя которых состоит из четырех символов.

 
 

Имена файлов регистрируются на магнитных и оптических дисках в папках (каталогах или директориях). П апка – группа файлов, объединенных по какому – либо признаку. В папках могут размещаться не только файлы, но и другие папки. Таким образом, папки могут образовывать дерево папок (файловую систему).

Рис.1. Дерево папок

 

На рисунке 1 показано дерево папок одного из дисков. Из рисунка видно, что в корневом каталоге диска D находится папка TASM, а в этой папке находятся папки BIN, DOC и EXAMPLES. Если рядом с именем папки расположен плюс, то щелкнув по нему, можно показать все папки, входящие в данную, и плюс при этом сменится на минус. Щелчок по минусу скроет все папки, входящие в данную папку.

При многократной перезаписи и удалении файлов происходит фрагментация (дробление, разделение) дискового пространства. В результате файл может оказаться разорванным и располагаться в кластерах, находящихся на относительно большом расстоянии друг от друга. Считывание таких файлов существенно замедляется, так как дисководу необходимо дополнительное время для перемещения головок. Причина возникновения фрагментации состоит в том, что файлы имеют, как правило, разную длину. Поэтому после удаления какого-то файла новый файл не может точно вписаться в освободившееся на диске место. Практически обязательно либо останется свободный участок диска, либо заполнятся секторы, расположенные в другом месте диска. В составе операционной системы есть специальная программа (утилита), которая осуществляет дефрагментацию диска. Эта утилита располагает файл в соседних секторах, тем самым ускоряет считывание информации и уменьшает износ дисковода. Вот почему пользователю рекомендуется периодически производить дефрагментацию диска.

 

 

2. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА
ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА

 

Операционная система (ОС) первая и самая главная программа, благодаря которой становится возможным общение между компьютером и человеком, это своего рода буфер-передатчик между компьютерным железом и остальными программами. Любая операционная система состоит из следующих основных частей:

1. Ядро, командный интерпретатор, ”переводчик” с программного языка на «железный», язык машинных кодов.

2. Специализированные программы для управления различными устройствами, входящими в состав компьютера, называемые драйверами –т.е. “водителями” или управляющими.Сюда же относятся так называемые «системные библиотеки».

3. Интерфейс – это средство графического отображения происходящих в компьютере процессов, позволяющее человеку работать с программами в визуальном, удобном для него режиме. К графическому интерфейсу относятся окошки, кнопки, меню.

 

Наибольшую известность получили следующие ОС: MS DOS, ОS/2, Windows, UNIX, MacOS.

Системы семейства MS DOS появились одновременно с машинами типа IBM PC (80 –е годы) и со временем приобрели статус фактического стандарта ОС для 16-разрядных ПК. MS DOS обеспечивала возможность организации многоуровневых каталогов, работу со всеми последовательными устройствами как с файлами. Для облегчения работы с помощью дисковой операционной системы были разработаны графические надстройки, называемые операционными оболочками, такие, как Norton Commander, DOS Navigator, Volkov Commander, Disco Commander и др.

Windows – интегрированная система, которая обеспечивает эффективный обмен текстовой, графической, звуковой и видеоинформацией между отдельными программами. В отличие от операционной системы MS DOS, Windows предоставляет возможность параллельно выполнять несколько программ одновременно, легко переключаться из одной программы в другую, автоматизировать обмен данными между приложениями.

Технология разработки Windows базируется на концепции объектно-ориентированного программирования, в которой выдерживается единый подход к данным и программам, что создает удобную среду работы для пользователей. На уровне пользователя объектно-ориентированный подход выражается в том, что интерфейс представляет собой подобие реального мира, а работа с ЭВМ сводится к действиям с обычными объектами. Так, папки можно закрывать, перемещать, убирать в портфель. Документы можно просматривать, исправлять, перекладывать с одного места на другое, уничтожать или выбрасывать в корзину.

Выполняя какие-либо задачи в системной среде Windows, необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

- выделить объект (самый простой способ – щелчок левой кнопкой мыши по изображению объекта на экране);

- из совокупности действий, которые объект может выполнить, выбрать необходимое, например, при помощи меню (или контекстного меню).

В ОС Windows заложен принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видите, то и получаете), за счёт которого на принтере формируется такое же изображение, как и на экране дисплея.

Другой удачный принцип – Plug and Play (вставь и играй, точнее, подключи и используй) позволяет без ручной настройки подключать новые устройства к ЭВМ, например, принтер или лазерный проигрыватель.

В Windows используется технология Drag and Drop (перетащи и положи), благодаря которой легко изменить положение любого окна и его размеры. Для удаления некоторого документа по этой технологии достаточно с помощью мыши взять пиктограмму (компактное графическое изображение приложения) и, перетащив, положить её поверх мусорной корзины. Аналогично запускается музыкальное произведение: графическое изображение файла нужно положить поверх графического изображения проигрывателя.

В Windows можно составлять документы из частей, которые создаются в различных приложениях (при работе в операционной системе Windows программы принято называть приложениями.) Для связывания и внедрения объектов используется технология OLE (O bject L inking and E mbedding): например, в документ, подготовленный в текстовом редакторе, можно вставить рисунок, созданный в графическом редакторе. При этом достаточно дважды щёлкнуть по рисунку, чтобы вызвать графический редактор и сделать нужные исправления.

После загрузки операционной системы Windows на экране появляется электронный Рабочий стол (рис. 2), на котором расположены значки (картинки, которые символизируют программы, файлы, информацию о компьютере, печати и т.д.).

 

Рис.2. Рабочий стол Windows c окном программы Проводник и значками объектов

 

В нижней части экрана выделена серым цветом строка, которая называется Панель задач. На ней находятся:

o кнопки задач, то есть приложений или документов, с которыми в настоящее время работает пользователь;

o в левом нижнем углу экрана, на панели задач расположена кнопка Пуск. При нажатии на Пуск открывается Главное меню. Главное меню содержит команды запуска программ, поиска файлов и папок, быстрого открытия файлов, с которыми вы работали последнее время, изменения настроек, доступа к справочной системе, завершения работы Windows и т.д.

o в правой части Панели задач находятся Панель индикации, на которой отображены часы, календарь, индикатор клавиатуры (переключение русского и латинского алфавита).

Основным элементом единого пользовательского интерфейса является система окон Windows. Различают несколько типов окон, отличающихся структурой и оформлением: окна приложений, окна документов и диалоговые окна. Окна можно перемещать по экрану, изменять размеры, накладывать друг на друга или уменьшать до размера графического значка (пиктограммы или ярлыка).

К объектам Windows-среды относятся: объекты файловой системы (файлы, папки), объекты пользовательского уровня (приложения и документы), объекты графического интерфейса (окна приложений и документов, диалоговые окна и т.д.).

К объектам файловой системы Windows возможно применение следующего набора действий: создание (файлов и папок), копирование и перенос, переименование, удаление и т.д. С набором подобных действий можно ознакомиться, вызвав контекстное меню или выбрав соответствующие команды в подменю Файл→ Правка верхнего меню окна.

Контекстное меню вызывается нажатием правой кнопки мыши по любому объекту Windows. Пользователю предоставляется возможность ознакомиться со свойствами этого объекта, выполнять действия, возможные для этого объекта выбором из меню соответствующих команд.

Для управления операциями, выполняемыми над файлами, используются атрибуты. Файл и папка могут иметь атрибуты: только для чтения, архивный, скрытый, системный.

При работе с файлами и папками необходимо знать их расположение. Местоположение в компьютере описывает путь. Windows имеет сложную иерархическую структуру файлов и папок. Существует два способа просмотра файловой системы Windows: с помощью окна Мой компьютер и с помощью программы Проводник.

Проводник – программа, с помощью которой пользователь может отыскать любой объект файловой системы (файл, папку) и произвести с ним необходимые действия. Для того чтобы запустить программу Проводник, откройте Главное меню, выберите в подменю Программы Проводник. Появится окно программы Проводник (рис.2). Основное рабочее поле программы может быть разделено на две или три панели. Правая панель отображает содержимое папки, адрес которой отображен в адресной строке. В левой панели отображается иерархическая структура подчиненности папок:

o в верхнем левом углу находится рабочий стол;

o на втором уровне – мой компьютер, сетевое окружение, корзина, портфель;

o на более низком уровне – гибкий диск (А), логические диски, панель управления, принтеры и т.д.;

o еще ниже расположены папки приложений, файлы документов, программ.

Папка Мой компьютер обычно расположена в верхнем левом углу рабочего стола. Папка позволяет просмотреть содержимое жесткого, гибких, компакт-дисков и расположенных в сети дисков, открыть нужный документ или запустить приложение, получить информацию о размере диска, папки или файла, количестве использованного и свободного места на диске, выполнить форматирование диска, создать папку или файл.

Графический пользовательский интерфейс Windows обеспечивает удобное взаимодействие между пользователем и прикладной программой. Это обеспечивает применение стандартных процедур при выполнении команд. Запустить приложение можно несколькими способами: используя клавиатуру, мышь, панель задач, панель Microsoft Office, проводник, команду «Выполнить».

Windows имеет богатые возможности пользовательской настройки ее параметров. Используя папку Панель управления можно настраивать форматы дат, времени, используемые языки, параметры клавиатуры, мыши и многое другое. Можно выбрать подходящие цвета, шрифты, фоновые узоры и рисунки по собственному вкусу.

Уровень сервиса операционных систем семейства Windows значительно повышается с каждой версией. Однако за облегчение работы приходится платить большими затратами на аппаратное обеспечение: увеличивать объём ОЗУ, винчестера, повышать быстродействие процессора.

 

5. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА VBA
(VISUAL BASIC FOR APPLICATION)

Visual Basic for Application – это объектно-ориентированный язык программирования высокого уровня, являющийся одним из диалектов очень популярного языка программирования Visual Basic. VBA – это набор средств для создания ваших собственных программ и для подгонки имеющихся приложений под запросы пользователя, ведь приложение, которое легко модифицировать, чтобы оно отвечало нужным требованиям, обладает большей привлекательностью. Совместное использование средств интеграции приложений, Visual Basic и других языков программирования и VBA позволяет создать полностью автоматизированные системы, а процесс разработки таких систем занимает на порядок меньше времени, чем при помощи традиционных языков программирования.

VBA является встроенным языком программирования приложений MS Office, его можно применить в Excel, Access, Word. Особенностью VBA является то, что при создании приложения за основу берется документ: нельзя создать приложения независимо от документа (рабочей книги в Excel, документа в Word).

VBA предоставляет возможность непосредственной работы с объектами MS Office. При открытии приложения MS Office автоматически активизируется объект Application, определяющий само приложение, и все встроенные в него объекты. Это позволяет эффективно использовать его для автоматизации деятельности, связанной с обработкой различных типов документов, в том числе таблиц Excel.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 695. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия