Студопедия — ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложение 1 ОПЫТ СЛавяНСКОЙ хиромантии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложение 1 ОПЫТ СЛавяНСКОЙ хиромантии






Приложение 1 ОПЫТ СЛавяНСКОЙ хиромантии

Гадание по руке, иначе говоря хиромантия, в сознании современного человека плохо состыкуется с славянской традицией. Скорее уж — с образом смуглой чернявой девицы или усатой тетки в пестрых тряпках: «Аи, позолоти ручку, брильянтовый, всю правду скажу...», «Цыганка гадала, за ручку брала» — и так далее. Однако в источниках Московской Руси, в основном в поучениях против суеверий, упоминается, среди иных способов гаданий и ворожбы, и такой — скоморохи, «волхвы» (в то время это слово означало уже знахаря, а не жреца) или ведуньи-ворожеи «на руку смотрят». В частности, некий «волхв Дорофейко», изобличенный и казненный уже при Петре, гадал своему нанимателю боярину Безобразову, сосланному на Терек стороннику Софьи, «ремеслом коновал и рудомет, умеет бобами ворожить и на руку смотреть».

Значит, существовала за «смотрящими на руку» кудесниками какая-то местная, славянорусская традиция. Разумеется, восстановить ее в полной мере уже невозможно. Однако, зная о существовании на Руси культа Пяти Богов (Перуна, Хорса Даждьбога, Стрибога, Ярилы-Семарьгла и Мокоши), аналогичного индоарий-ской Панчадэватте (Индре, Сурье, Рудре, Ганеше и Дэви) и культу пяти главных Божеств Галлии, описанному Юлием Цезарем под римскими именами «Юпитера», «Аполлона», «Марса», «Меркурия» и «Минервы», можно хотя бы приблизительно выяснить — не отражался ли на ладони-пятерне этот культ Пятерых? Указательный палец, определяемый в некоторых русских сказках как «воевода», палец, по самому своему имени связанный с указыванием, с властью, ассоциируется с Перуном. И действительно, этот палец в классической европейской хиромантии связан с Юпитером, а скандинавы называют его «пальцем Тора». Безымянный палец, на который надевают золотое (золото — символ Солнца) обручальное кольцо, напоминает нам о Даждь-боге, «Солнце-Царе», покровительствующем свадьбам. У скандинавов это — «палец Фрейра», солнечного Божества, в классической хиромантии — палец Аполлона. Средний палец связан с Сатурном. Имя этого Бога и его предшественника, италийского Сатре, ученые считают родственным имени нашего Стрибога, а его самое известное сейчас применение напоминает, что одним из главных символов индийского соответствия Стрибогу, Рудры, был фаллос-лингам. Напоминает Сатурн Стрибога и суровым характером. Остаются два пальца, мизинец и большой. Мизинец — палец Меркурия, именно «Меркурием» Цезарь обозначил галльского Бога Езуса, соответствующего Яриле-«Семарьглу». Холм у основания большого пальца посвящен единственной Богине в этой «мужской компании» — Венере. И соответствует единственной Богине индоарийского, кельтского, русского Пятибожий. Дэви, Минерве, Мокоши.

Приложение 2

Перун — змееборец или?..

Со времен Афанасьева, отождествлявшего едва ли не любого богатыря Русских преданий, былин и сказок с Перуном, многие привыкли видеть в Перуне Змееборца. В 1960—70-е годы этот взгляд был подкреплен теорией В.В. Иванова и В.Н. Топорова об основном мифе индоевропейцев, якобы состоявшем в бое Бога Грозы с его змеевидным Противником. Ничего особенно нового в этой схеме не было — все те же построения Афанасьева, расцвеченные лингвистическими примерами, зачастую притянутыми не сказать за что. Особенно это касалось славянской версии «основного мифа», в которой Громовержцем-Змееборцем, понятно, был Перун, а вот в Змеи невесть отчего попал Белее. И научная общественность настолько растиражировала эту схему (стоит только сказать, что ее авторы писали статьи по мифологии славян в «Мифах народов мира»), что она многими стала восприниматься как что-то не просто обоснованное, а твердо доказанное, чуть ли даже не общепринятое. Картина битвы Громовержца с «Змеем»-Волосом попала и в такие сочинения культовых авторов, как «Мы славяне» и «Поединок со Змеем» Марии Семеновой и «Дорогами Богов» Юрия Петухова.

Из литературы подобного рода идея о Змееборце-Перуне победоносно въехала в умы и души последователей молодого русского Родноверия. Даже те из современных Язычников, кто вроде бы не разделяет теории Иванова—Топорова, обязательно упоминают, что Змей — один из обликов Белеса, а Перуна изобразят побеждающим Змея, хотя ни то, ни другое ни из каких источников не следует.

Критика теорий Иванова и Топорова уже находится на множестве Языческих (родноверческих) сайтов. Нет необходимости повторять ее. Критикуют ее и многие ученые — М. Серяков в своем исследовании про «Голубиную книгу», А. Панченко в «Народном православии», А. Клейн в «Воскрешении Перуна». Остается только недоумевать — где же были эти ученые критики раньше? Неужели молчали только оттого, что не желали соглашаться с ненавидимым ими (книга Клейна буквально пышет этой ненавистью, не утоленной даже смертью оппонента) Б.А. Рыбаковым? В своем фундаментальном труде «Язычество древних славян» покойный академик буквально уничтожил эту теорию простым указанием на полное отсутствие в источниках каких бы то ни было следов «вражды» или хотя бы противостояния Перуна и Белеса (3. С. 421 —423) Что же говорят источники на самом деле? Я просто предоставлю несколько сообщений.

Россия, Новгород.

Легенда о Перыни (Записана П. Якушкиным в 1866 г.)

«Был зверь-змияка, этот зверь-змияка жил на этом самом месте, где вот теперь скит святой стоит Перюнь-ский. Каженную ночь этот зверь-змияка ходил спать в Ильмень с Волховскую коровницею. Перешел змияка жить в самый Новгород; а на ту пору и народился Во-лодимир-князь в Киеве... Новгород окрестился. Черту с Богом не жить: Новый город схватил змияку-Перюна да и бросил в Волхов. Черт силен: поплыл не вниз по реке, а в гору — к Ильмень-озеру; подплыл к старому своему жилью, да и на берег! Володимир-князь велел на том месте церковь рубить, а дьявола опять в воду». (2. С. 367)

Украина, Киевщина.

Легенда об острове Перун (Записана в 1905 г. Д.И. Яворницким)

«До принятия нашими предками христианской веры, говорят, посреди Киева стоял каменный идольский бог Перун с золотой головой. А тогда, когда киевский князь Святославский привез в Киев христианскую веру, тот бог сброшен был в Днепр. И поплыл тот Перун вниз по воде, а останавливался между порогами, возле высокого скалистого острова, против Таволжана. В том острове есть большая пещера, и в той пещере поселился тот бог Перун. Там он превратился в семиглавого змея. От того Перуна-Змея и остров прозвали Перуном, а пещеру — Змеевой». (2. С. 367—368).

Тут необходимо сделать примечание — на острове Перун украинскими археологами найдены шлифованные каменные топоры с грозовой символикой (4. С. 290, рис. 23 на С. 396). В Русском Язычестве топор — в том числе каменный — был символом и святыней Перуна.

Болгария.

Иордан Иванов в своей книге «Культ Перуна у южных славян» указывает, что в болгарских поверьях добрый змей выступает помощником святого Ильи Громов-ника, а то и заместителем его, посылает дождь на поля и сражается с чудовищной драконицей-халой (вспомним, что в большинстве вариантов былины Добрыня бьется отнюдь не со Змеем Горынычем, а именно со Змеей или Змеихой). Есть предание о горе Перун-планина — там жил крылатый змей, наводивший грозы и дожди на округу и сражавшийся с быкоголовым змеем, жившим в низине. Этот змей, несомненно, Перун.

Польша.

Создавая образ мрачного владыки подземелий Ящера (в которого также поверили многие современные Родно -веры), Б. А. Рыбаков обратил внимание на некое польское божество по имени Yassa, или Yesse. Он вполне убедительно перевел это как Иеша, Яшша — Ящер, дракон (яже по-польски) (3. С. 404). Вот только он не упомянул, какую роль этот Бог-Ящер, Бог-Дракон играл в польской мифологии...

Рукопись польского гусита (начало XV века)

«И так поляки на Троицу почитают идолов Alada, gardzyna Yesse»... (2. С. 374)

Однако gardzyna по-польски витязь, герой, богатырь (ср. др. — рус. «гридин»). Странное имя для подземного чудища!

Ян Длугош. Польская история (XV век)

«Поляки от начала своего происхождения были язычниками и во множество богов и богинь... верили и почитали их. Называли Юпитера на своем языке Иеша (Yesza). От этого величайшего из богов все временные блага, и все, как несчастные, так и счастливые случаи, как верили, получали, и ему больше, чем другим божествам, почести оказывались и более обильные жертвы приносились» (2. С. 375).

Итак, дракон — герой, дракон — глава пантеона, дракон-Громовержец, проще говоря, дракон-Перун.

Новгородская, украинская, болгарская легенды напрямую называют Перуна Змеем, а у поляков Бог-воин, Бог-Громовержец, глава пантеона носит имя, означающее Змей, Дракон.

Любопытно, что возразят на это те, кто захочет продолжать рассказывать о змееборце Перуне и змее как «одной из ипостасей Волоса»?

Какое сообщение источников они приведут?

Использованная литература

1. Иванов И. Культ Перуна у южных славян.

2. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М.: Эксмо, 2003. 3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: На ука. 1994.

4. Шилов Ю.А. Пути Ариев: Роман, документы, хроника. К.: Полиграфкнига, 1996.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

Адам Бременский. История Гамбургской церкви//Гла-зырина Г.В.

Исландские викингские саги о Северной Руси. М.: Ладомир, 1996, С. 217. Александрия//Сказания о чудесах. М.: Сов. Россия, 1990. С. 114. Александрия.//Древняя русская литература. М.: Просвещение, 1988. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды//Звездо-чтец:

Русская фантастика XVII века. М.: Сов. Россия, 1990. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.:

Художественная литература, 1975. Былины. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. С. 512. Былины. М.: Сов. Россия, 1988. С. 576. Былины в двух томах. М.: Гос. Издат. Худож. лит., 1958. «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI— XIII вв.

М.: Изд-во МГУ, 1987. Восточные авторы о русах и их военных предприятиях// Королев

А. С. Загадки первых русских князей. М.: Вече, 2002. Восточные авторы о славянах и русах IX в.//Откуда есть пошла

Русская земля. Века VI—X. Кн. 2. М.: Мол. Гвардия, 1986. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.:

Наука, 1984. Генрих Латвийский. Хроники Аивонии. М.: А.: Изд-во АН СССР, 1938. Гельмольд. Славянская хроника. М.: Наука, 1963. Геродот. История. М.: Ладомир, 1993. С. 600. Голубиная книга. М.: Московский рабочий, 1991. Грамота царя Алексея Михайловича//Сказания русскаго народа, собранные И. П. Сахаровым. С. 388—390. Добрыня Никитич и Алеша Попович. М.: Наука, 1974. Древнерусские предания (XI—XVI вв.). М.: Сов. Рос-сия, 1982.

С. 368. Древние российские стихотворения, собранные Киршею

Даниловым. Свердловск, Средне-Уральское книжное

издательство,1980. С. 320. Из «Вертинских анналов»//Откуда есть пошла Русская земля.

Века VI—X. Вып. 2. М.: Молодая Гвардия, 1986. С. 564. Из «Датской истории» Саксона Грамматика.//Там же. Из «Жития Георгия Амастридского».//Там же. Из «Истории» Феофилакта Симокатты/Юткуда есть пошла

Русская земля. Кн. 1. С. 568. Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом

Народе.//Пер. с древне исландского. М.: София, 2003. С. 176. Из саги о Тидреке Бернском/Юткуда есть пошла Русская земля.

Кн. 1. Из хроники «Продолжателя Регинона»//Откуда есть пошла

Русская земля. Кн. 2. Илья Муромец. М. —Л. Изд-во АН СССР, 1958. Ирасек А. Старинные чешские сказания. М.: Дет. лит, 1991. С.

240. Исландские саги; в 2 т. — Т. 1. СПб., Летний Сад, 1999. Исторические песни. Баллады. М.: Современник, 1991. Героическая песнь о походе на половцев удельнаго князя

Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная русским

языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое

ныне наречие. М.: 1800. С. 46. Калевала. М.: Худ. литература, 1977. Калевипоег. Таллин, Эстгосиздат, 1950. Книга отца нашего Коркута. Б., Язычы, 1989. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. С. 496. Корни Иггдразиля. М.: ТЕРРА, 1997. Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. Маврикий Стратег о славянах и антах/ / Откуда есть пошла

Русская земля. Века VI—X. Кн. 1. М.: Мол. Гвардия, 1986. С.

566. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий

пантеон. Эксмо, 2003. С. 432. Младшая Эдда. М.: Ладомир, 1994. С. 256. Молитвы и заклинания в круге жизни. Пермь: Стрелец, 1997. Народная проза. М.: Сов. Россия, 1992. Народные русские сказки. М.: Художественная литера-тура, 1976.

С. 574. Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. М.—Л.:

Изд-во АН СССР, 1950. Новгородские былины. М.: Наука, 1978. О истории, что в начале русской земли и создании Новгорода и

откуда происходит род словенских князей //Велесова книга.

М.: Эксмо, 2002. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI — начало XII века. М.: Художественная

литература, 1978. С. 413. Памятники литературы Древней Руси XIII в. М.: Художественная

литература, 1981. Песни южных славян. М.: Художественная литература, 1976. С.

480. Песнь о Нибелунгах. Л. Наука, 1972. С. 41—42. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о

Сиде. Романсеро. М.: Художественная литература, 1976. С. 19, 591. Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 2. М.: Правда, 1987. Повесть о разорении Рязанской земли Батыем в 1237 г. //Древняя

русская литература. М.: Просвещение, 1988. Поэзия скальдов. Л.: Наука, 1979. С. 184. Пражский, Козьма. Чешская хроника. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Путевые записки Эриха Лясотты, отправленного римским

императором Рудольфом II к запорожцам в 1594 г. СПб., 1873. Путешествие Ахмеда Ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в

Булгарии ислама. М.: Мифи-сервис, 1992. Ригведа. Мандалы I—IV. М: Наука, 1989. С. 768. Ригведа. Мандалы V—VIII. М.: Наука, 1995. С. 744. Рамаяна. М.: Наука, 1965. Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX—

XVIII веков. М.: Художественная литература. 1990. С. 527. Сатира XI—XVII веков. М.: Сов. Россия, 1986. С. 395. 777 заговоров и заклинаний русского народа. М.: Аокид-Миф, 1997.

С. 543. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М.:

Художественная литература, 1990. Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы. М.:

Сов. Россия, 1981. С. 288. Снорри Стурлусон. Круг земной. М.: Ладомир, Наука, 1995. С.

15—16. Сомадева. Океан сказаний, избранные повести и рассказы. М:

ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. С. 544. Старинные диковинки: Т. 3. Кн. 1: Волшебно-богатырские

повести VIII М.: Сов. Россия, 1991. С. 496. Старшая Эдда. СПб.: Азбука, 2000. С. 464. Три богатыря. Былины. М.: Художественная литература, 1977. Литература:

А был ли Наполеон?//Наука и религия, 1993, № 1. С. 40—43. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. М:

Индрик, 2000. С. 336. Адмони В.Г. «Песнь о Нибелунгах» — ее истоки и художественная

структура//Песнь о Нибелунгах. Л.: Наука, 1972. С. 313. Азбелев С. Н. Предания о древнейших русских князьях по

записям XI—XX вв.// Славянская традиция и современный

мир. Вып. 1. М.: Государственный республиканский центр

русского фольклора. 1997. С. 9. Архангельский А.С. Два слова о слове «были-на»//ИОРЯС. Т.

III, Кн. 4. СПб., 1898. Астахова А. М. Былины (итоги и проблемы изучения). М. —Л.:

Наука, 1966. Астахова A.M. Илья Муромец в русском эпосе// Илья Муромец.

С. 408—409. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1—

3. М.: Индрик, 1994. Балашов Д.М. Из истории русского былинного эпо-са//Русский

фольклор. XV. Л.: Наука, 1975. Бейлис В.М. Аль Идриси (XII век) о Восточном Причерноморье и

Юго-восточной окраине Русских земель.//Древнейшие

государства на территории СССР. 1982. М.: Наука, 1984. С.

218. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., Петербургское

востоковедение, 1994. С. 46. Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992, С. 96. Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса. М.: 1871, С. 246. Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос.

Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М.: «Восточная

литература» РАН, 2000. Васильков Я.В. К реконструкции ритуально-магических функций

царя в архаической Индии.//Письменные памятники и

проблемы культуры народов Востока. М.: Наука, 1972. С.

78—80. Белецкая Н.Н. Новогодние русалии.//Славяне и Русь. М.: Наука, 1968. Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических

ритуалов. М.: София, 2003. С. 240. Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты. Л.: Наука, 1979. Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об

Ортните//Русский фольклор. Т. 27. СПб., Наука, 1993. С.

273—312. Веселовский А.Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском

(Веронском)// ИОРЯС, Т. XI, Кн. 3-я, СПб., 1906. С. 1—

129. Веселовский СБ. Ономастикой. Словарь древнерусских имен, фамилий и прозвищ. М.: Наука, 1974. Вилинбахов В.Б. Балтийско-Волжский торговый путь// Советская

археология, 1963, № 3. С. 126—135. Вилинбахов В. Б. Об одном аспекте историографии варяжской

проблемы.//Скандинавский сборник, вып. VII, Таллин, Эстгосиздат, 1963. С. 333—346. Вилинбахов В.Б. Современная историография о проблеме

«Балтийские славяне и Русь»// «Советское славяноведение», 1980, №1. С. 79—84. Вилинбахов В.В., Энговатов Н.Б. Где находится «Индия» русских

былин?//Славянский фольклор и историческая

действительность. М.: Наука, 1965. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., Алетейя, 2001. Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб., Азбука, 1998. Галъковский Н.М. Борьба христианства с остатками Язычества в

древней Руси. М.: Индрик, 2000. Воронин П.В. Транспорт и средства передвижения // История

культуры Древней Руси. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1951, Т.

2. С. 371. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М.: Аграф, 2000. ГацакВ.В. Устное эпическое творчество во времени. М.: 1989. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. СПб., 1876. С. 134. Гилъфердинг А.Ф. История Балтийских славян. М.:

ВНИИОНЭГ, 1997. Глазырина Г. В. Илья Муромец в русских былинах, немецкой поэме

и скандинавской саге// Методика изучения древнейших

источников по истории народов СССР. М.: Наука, 1978. Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о северной Руси. М.:

Ладомир, 1996. С. 240. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. С. 624. Гуревич А.Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М.:

Наука, 1967. Гюйонварх К.Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб., Культурная инициатива, 2001. С. 271. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского

народа. СПб., Литера, 1994. Даль В.М. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Т. I.

М.: Русский язык, 1998. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и

потомков (XI—XII ВВ.) Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994. Джаксон Т.Н. AUSTR I GORDUM: Древнерусские топонимы в

древнескандинавских источниках. М.: Языки славянской

культуры, 2001. Дмитриева СИ. Географическое распространение былин. М.:

Наука, 1975. Дмитриева СИ. Фольклор и народное искусство русских

Европейского Севера. М.: Наука, 1988. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней

Руси XI—XIII веков. Ижевск, Удмуртский университет, 1999. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.: Логос, 1999. Ермаков С.Э. Тропою забытого волшебства: Очерки о

геомантике. М.: Издательство К. Кравчука, 2005. Жарникова СВ. Золотая нить. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003. Иванов В.В, Топоров В.Н. Навь. // Мифы народов мира.

Энциклопедия в 2-х т. М.: Сов. Энциклопедия, 1992, Т. 2. С.

195. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие

семиотические системы. М.: Наука, 1965. С. 41.в Иванов И. Культ Перуна у южных славян. М.: Ладога -100, 2005. Иванова ТТ. «Малые» очаги севернорусской эпической традиции.

Исследование и тексты. СПб., «Дмитрий Буланин», 2001. С.

456. Из статьи Д.К. Зеленина «О происхождении севернове-ликорусов

Великого Новгорода»//Славяне и Русь: проблемы и идеи. С.

320—322. Из статьи Н.И. Коробки «Сказания об урочищах Ов-ручского

уезда и былины о Вольге Святославиче»//Королев А. С.

Загадки первых русских князей. М.: Вече, 2002. С. 458—

473. Из статьи Н.С. Трухачева «Попытка локализации прибалтийской

Руси на основании сообщений современников в

западноевропейских и арабских источниках X—XIII вв.»//

Славяне и Русь: проблемы и идеи. Иловайский ДИ. Богатырь-казак Илья Муромец как

историческое лицо.//Иловайский Д.И. Рязанское княжество.

М.: Чарли, 1997. Иловайский Д.И. Начало Руси. М.: Чарли, 1996. С. 496. Митр. Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Русская

симфония. Очерки русской историософии. СПб. Царское дело, 2001. С. 37—46. История боевых искусств. Россия и ее соседи. М. Олимп. ACT, 1997. Караванов И. Смерть после смерти//Наука и религия, 1991, № 7.

С. 38—39. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987. С. 384. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Рипол

Пресс, 1998. Каргер М.К Древний Киев. Т. 1. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М.: Мол. Гвардия, 1997. С.

446. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги

(русско-скандинавские отношения домонгольского времени)//

Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. СПб.: Евразия, 2005. Клейненберг Н.Э. «Дедрик Бернский» в Новгородской летописи.//

Летописи и хроники. 1973. Сборник статей. Посвящается

памяти А. Н. Насонова. М.: Наука, 1974. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. М.: Экс-мо-пресс, 2001. С. 133. Козловский СВ. Хвастовство в социальной практике Древней

Руси IX—ХШ вв.//Исследования по русской истории. Сборник

статей к 65-летию профессора И. Я. Фроянова. СПб. - Ижевск, Изд-во УдГУ, 2001. Колчин Б.А. Гусли древнего Новгорода//Древняя Русь и

славяне. М.: Наука, 1978. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. Казань, Изд-во ВКУ. 1967. Васильев К. Художник по зову сердца. М.: Русский вестник, 1996. Констэбл Дж. Неандертальцы. М.: Мир, 1978. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск: Русич, 1993.С. 244. Косвен М.О. Амазонки: история легенды//Советская

этнография, № 2, 1947. Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М.:

Политиздат, 1990. Костомаров Н.И. История раскола у

раскольников/ЛСостомаров Н.И. Раскол. М.: Чарли, 1994.

С. 608. Костомаров Н.И. Русская республика (Севернорусские

народоправства во время удельно-вечевого уклада. История

Новгорода, Пскова и Вятки). М.: Чарли, 1994.С. 544. Котляревский А.А. Погребальные обряды Языческих славян.

СПб., 1868. Котляревский А.А. Сочинения. Т П. СПб., 1889. С. 295—296. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция

образа. Л.: Наука, 1988. Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М.:

академический проект, Гаудеамус, 2004. Кузнецов А.В. Болванцы на Лысой горе (Очерки Языческой

топонимики). Вологда, Ардвисура, 1999. Кузьмин А.Г. Истоки культовых особенностей западнославянских

Языческих храмов// Вопросы истории, 1980, № 4. С. 82—

84. Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов //Вопросы

истории, № 11. С. 54—83. Кузьмин А.Г. Одоакр и Теодорих//Дорогами тысячелетий. М.:

Мол. Гвардия, 1987. С. 126. Кузьмин А.Г. Руги и русы на Дунае//Славяне и Русь: проблемы и

идеи. Кузьмин А.Г. Начало Руси. М: Вече, 2003. С. 275. Лери Ф. Друиды. СПб.: Евразия, 2000. С. 288.

Липец Р.С Эпос и древняя Русь. М.: Наука, 1969. С. 17—18.

Липец Р. С, Рабинович М.Г. К вопросу о времени сложения былин

(вооружение богатырей)//Советская этнография, 1960, № 4.

С. 30—43. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб.: Алетейя, 2001. С. 292. Лихачев Д. С. «Единичный исторический факт» и художественное

обобщение в русских былинах//Славяне и Русь. М: Наука, 1968. Лихачев Д. С. Народное поэтическое творчество времени расцвета

русского раннефеодального государства (X—XI)// Русское

народное поэтическое творчество. Т. 1. М.—Л.: Изд-во АН

СССР, 1953. Мавродин В.В. Русское мореходство на южных морях.

Симферополь, Крымиздат, 1955. Майков Л.Н. О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863. Максимов СВ. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила.

Смоленск, Русич, 1995. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. I. M.:

1897. МиллА, В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. III. M., 1924. Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское. СПб., 1869 Михайлов АД Книга Гальфрида Монмутского и ее

судьба//Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь

Мерлина. М.: Наука, 1984. С. 218—219. Михайлов АД. «Смерть Артура» сэра Томаса Мэло-ри//

Мэлори Т. Смерть Артура. Т. I M.: Хдожест-венная

литература, 1991. С. И. Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической

традиции древней Руси//Фольклор и этнография. Л.:

Наука, 1977. Морозов И.А. Отрок и сиротинушка (возрастные обряды в

контексте сюжета «о похищенных детях»)/ /Мужской

сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре:

Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и

власть. Мужская атрибутика и формы поведения. Мужской

фольклор. М.: Лабиринт, 2001. Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М.: Рефл-бук, 2000. 480 с. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М.:

Языки русской культуры, 2001. Назаренко А. В. Имя «Русь» и его производные в немецких

средневековых актах (IX—XIV): Бавария — Австрия. //

Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М.:

Наука, 1984. Назаренко А. В. Латиноязычные источники по истории Древней

Руси. Германия. IX— первая половина XII в. М.—Л.: Наука, 1989. С. 140—144. Назаренко А.В. Об имени «Русь» в немецких средневековых

источниках//Вопросы языкознания, 1980, № 5. - Назаренко А.В. О «Русской марке» в средневековой

Венгрии//Восточная Европа в древности и средневе-ковье.

М.: Наука, 1978. С. 302—306. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории

древнерусского государства. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия

развития от родо-племенного строя к

раннефеодальному//Средние века. Вып. 31. М.: Наука, 1968. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как стадия развития от родо-

племенного строя к раннефеодальному (на материале истории

Западной Европы раннего Средневековья).// Проблемы истории

докапиталистических обществ. Кн. 1. М.: Наука, 1968. Нидерле Л. Славянские древности. М.: Алетейа, 2000. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.:

Наука. Новиков Ю.А. Точку ставить рано... О концепции новгородского

происхождения русской былинной традиции.// Фольклор.

Проблемы историзма. М.: Высшая школа, 1988. Носков О.Н. Падение небес/Юриентация. Новосибирск, 1993.

С. 39—49. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М.:

Высшая школа, 1982. С. 190—191. Панченко А.А. Народное православие. СПб., Алетейя, 1998. С.

55. Плетнева С.А. «Амазонки» как социально-политическое

явление//Культура славян и Русь. М.: Наука, 1999. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Книга

первая. М.—Л.: Госиздат, 1925. С. 364. Плисецкий М.М. Взаимосвязь русского и украинского

героического эпоса. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М.: Высшая школа, 1962. Пеннинк Н., Джонс П. История Языческой Европы. СПб.:

Евразия, 2000. С. 290. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв.

Смоленск, Русич, М.: Гнозис, 1995. Потебня А.А. О происхождении названий некоторых славянских

Языческих божеств//Славянский и балканский фольклор. М.:

Наука, 1989. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000. С. 480.

Прозоров Л.Р. Еще раз о начале Руси: по поводу монографии В. Я. Петрухина «Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков»//Государство и общество, 1999, № 3-4.

Прозоров Л.Р. «Мужики» в былинах киевского цикла: историческая реальность фольклорного термина/ /Шестая российская университетско-академиче-ская научно-

практическая конференция: материалы докладов. Ижевск. Изд-во УдГУ. 2003. С. 64—65.

Прозоров Л.Р. Мятежи волхвов в Верхнем Поволжье XI в.: индоевропейские параллели//Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, Изд-во ИЭ и У УдГУ, 2002. С. 400.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 192.

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1955.

Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988.

Путилов Б.Н. Об историзме русских былин.//Русский фольклор. М. —Л.: 1966, т. 10.

Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII—XVI веков. М.—Л.: Наука, 1960.

Путилов Б.Н. Экскурсы в историю и теорию славянского эпоса. СПб., Петербургское востоковедение, 1999.

Рабинович М.Г. Свадьба в русском городе в XVI в.// Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука, 1978. С. 14. Раденкович Л. Символика цвета в славянских

заговорах//Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1989. С. 126. Рёсдалъ Э. Язычество, христианство и международные

связи//Славяне и скандинавы. С. 134. Рис Алвин, Рис Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в

Ирландии и Уэльсе. М.: Энигма, 1999. С. 148—149, 166—170. Русские святые, подвижники благочестия и агиографы. М.:

Русский мир, 1992. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.

М.: 1880. Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986. Рыбаков Б.А. Древности Чернигова// Материалы и исследования

по археологии. М—А.: Изд-во АН СССР, 1949, Т.Н. С.

52—53. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.:

Изд-во АН СССР, 1963. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIII вв.

М: Наука, 1993. Рыбаков Б.А. Предпосылки образования древнерусского

государства// Очерки истории СССР: Кризис

рабовладельческой системы и зарождение феодализма на

территории СССР III—IX вв. М.: Изд-во АН СССР 1958. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: София, 2001. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: София, 2001. Русанова И.П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних

славян. М.: Фонд археологии, 1993. С. 93. Савельев Е.П. Казаки. История. Владикавказ: Спас, 1991. С.

444. Самоквасов Д. Я. Могильные древности северянской

Черниговщины. М.: 1917. Самоквасов Д.Я. Раскопки северянских курганов. М.:

1916; Седов В.В. Древнерусское Языческое святилище в Пе-

рыни//Краткие сообщения института материальной культуры.

М.: 1953, вып. 50. С. 103. Седое В.В. Славяне в древности. М.: Фонд археологии, 1994. Седое В.В. Славяне в раннем Средневековье. М.: Фонд

археологии, 1995. Седое В.В. Славяне: историко-археологическое исследование. М.:

Языки славянской культуры, 2002. Сериков Ю.Б. «Культ голов» в каменном веке Урала//

Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности

народов Приуралья. Материалы международной научной

конференции. Ижевск, 2002. Серяков М.Л. «Голубиная книга» — священное сказание русского

народа. М.: Алетейя, 2001. С. 664. Серяков М.Л. Сварог. М.: Яуза, Эксмо. 2004. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. М.; Саратов, 1924. Скуратов Л. Загадка мегалитов.// Национальная демократия. №

1, 1994. Славяне и Русь: проблемы и идеи. М.: Флинта, Наука, 1999. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис

Лак, 1995. Смирнов А.П. Волжские болгары.//Очерки истории СССР.

III—IX вв. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Соколов Б.М. Исторические элементы в былине о Даниле

Ловчанине // Русский филологический вестник, 1910, Т. XIV. Соколов Б.Ю. Непра-река в русском эпосе// ИОРЯС, Т. XVII, Кн. 3, 1912. Соколов Ю.М. Русский былинный эпос.//Литературный

критик, 1937, № 9. Соколов Б.М. Русский фольклор. Вып. 1. М.: 1929. Сперанский М.Н. Русская устная словесность. М.: 1917, Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л.: Лениздат, 1991 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. Татищев В.Н. История Российская. М.—Л.: Изд-во АН

СССР. 1962, т. I. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М.: Астрель, ACT. 2000. Тимофеев В.П. А все-таки «Людота ковалъ»! (Названия

Днепровских порогов — возвращаясь к старой проблеме)

//Сборник Русского исторического общества. Том 1 (149).

М.: Русская панорама, 1999. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. Топоров В.Н. Славянские комментарии к нескольким латинским

архаизмам//Этимология 1972. М.: Наука, 1974. С. 13. Топоров В.Н. Пространство и текст//Исследования по структуре

текста. М.: Изд-во МГУ, 1987. Трубицын Н.Н. Несколько мыслей об итогах изучения русского

эпоса//Русский филологический вестник, 1915, № 1. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских

древностей (Реликты Язычества в восточнославянском культе

Николая Мирликийского). М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 248. Ухов П. Д. К истории термина «былина»//Вестник Московского

университета, 1953, № 4. Фамигщын А.С. Божества древних славян. СПб, Але-те йя, 1995. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М.:

Прогресс, 1964. С. 258. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. П. М.:

Прогресс, 1967. С. 104. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.Ш. М.:

Прогресс, 1971. Федотов Г. Святые князья//История, 1997, № 6.

С. 165. Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага:

Артия, 1961. Фиркс И. Фон. Суда викингов. Л.: Судостроение, 1981. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической

истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической

истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск:

Удмуртский университет, 2003. С. 92. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб.:

Изд-во СпбГУ, 1996 С. 431. Фроянов И.Я., Юдин Ю. И. Былинная история. СПб.: Изд-во

СпбГУ, 1997. Фрэзер Дж. Золотая ветвь М.: Политиздат, 1984. С. 164—

172. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1989. Херрман Й. Ободриты, лютичи, руяне//Славяне и скандинавы.

М.: Прогресс, 1986. Херрман И. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского

региона//Славяне и скандинавы. С. 90. Хлевов А.А. Предвестники викингов. СПб.: Евразия, 2002. С.

336. Хомяков А.С О старом и новом: Статьи и очерки. М.:

Современник, 1988. С. 462. Хомяков А.С. Семирамида. История рода человеческого и

славянского//История, 1997, № 3. С. 32. Цапенко И.П. Питания розвитиу геро1чного епосу схщ-них

слов...ян. К. 1959. Цветков СВ. Кельты и славяне. Спб.: «БЛИЦ», 2005. Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М.: ЗАО

Центрполиграф, 2003. С. 622. Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М.: ЗАО

Центрполиграф, 2004. Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники.

М.: Мысль, 1988. Шаповалов Г.И. Корабли веры. Запорожье: Дикое Поле, 1997. Шахнович М.И. Человек восстает против бога. Л.: Детская

литература, 1980. С. 63. Шилов Ю.А. Прародина ариев: история, обряды и мифы.

Киев: Синто, 1993. Ширинский СС Археологические параллели к истории

христианства на Руси и в Великой Моравии//Древняя Русь и

славяне. М.: Наука, 1978. С. 203—206. Широкова Н.С Культура кельтов и нордическая традиция

античности. СПб.: Евразия, 2000. С. 352. Шкунаев СВ. «Похищение» и предания об ирландских

-Боги и касты языческой Гуси

героях// Похищение быка из Куальнге. М.: Наука, 1985. С. 403—404 Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 144. Энциклопедия тантры. М.: Локид-Миф, 1999. С. 232. Янин В.Л. Новгородские берестяные грамоты//Древняя

Русь. Быт и культура. М., Наука, 1997. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

/. Боги и духи.

Айеке-Тиермес — Громовник в мифологии саамов.

Ангра Майнью — дух Зла в зороастризме.

Аполлон — греческое (впоследствии — и римское) Божество

солнечного света, врачевания, пророчеств и поэзии. «Аполлон» галльский — название, данное одному из пяти

верховных Богов Галлии Юлием Цезарем. Целитель. Астарта — малоазиатская Богиня плодородия. Почиталась в

Римской империи. Атон — божество солнечного диска, которым фараон-еретик

Эхнатон пытался подменить все многообразие культов Древнего

Египта. Ахура Мазда — Единый Бог в зороастризме. Беллона — римская Богиня войны. Брахма — в индуизме Бог-созидатель, наряду с Хранителем-Вишну

и Разрушителем-Шивой составляющий индуистскую «троицу» -

Тримурти. Варуна — в Ведах — Божество космических вод, связан с клятвой

и справедливостью. Белее, Волос — Бог







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия