Студопедия — Хазарский Каганат
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хазарский Каганат






 

Первое упоминание о хазарах относится к 60-70 годам VI века, когда они, еще как подчиненные, участвовали в походах Тюркского Каганата в Закавказье. Однако уже к концу шестого века роль хазар неуклонно возрастает, хотя они и принимают еще власть тюрков. С крушением в 50-х годах VII века Западно-тюркского каганата, хазары обретают независимость. С этого времени и можно говорить о начале Хазарского каганата. Глава хазар объявил себя главой всех тюркских и кочевых племен Евразии, то есть каганом.

Хазары участвовали и в Ирано-Византийской войне 602-628 г. на стороне Византии, ибо были враждебны и Ирану, и поддерживающим его аварам. И хотя кочевников и характеризовали как «турков», в более поздних произведениях уточнялось, что речь шла именно о хазарах. Верховным правителем тюрков-хазар называли Джебу-кагана, или как еще называли его Джибго или Зиевил, и назывался он вторым человеком после верховного кагана, по всей видимости, будучи его наместником в Прикаспии.

Когда византийский император Ираклий в 627 году вторгся в Грузию, Джебу-каган повелел чтобы все, кто находился под его властью, все племена и роды, проживающие в горах или долинах, на суше или на островах, оседлые или кочующие, бреющие головы или носящие косы, чтобы все они были готовы явиться по первому же зову его.

После взятия штурмом Дербентских укреплений и города Партавы, хазары окружили Тбилиси. Вскоре после начала осады к Тбилиси прибыл Ираклий. Встреча союзников была обставлена очень пышно. Джебу-каган сошёл с коня и поцеловал императора, преклонив перед ним колени. Его приближённые пали ниц. В ответ Ираклий снял с головы корону и возложил её на Джебу-кагана, назвав его сыном. Состоялся пир, тюркская знать получила богатые подарки. В ознаменование союза Ираклий пообещал отдать за Джебу-кагана свою дочь Евдокию.

Осада города длилась два месяца. Городские стены обстреливались с помощью катапульт, построенных византийскими инженерами. В Куру были сброшены бурдюки с камнями и песком, с помощью которых удалось изменить направление реки и размыть часть стен. Тем не менее, город взять не получалось. Ираклий стремился продолжить наступление вглубь Ирана и предложил снять осаду. Вероятно, так бы и случилось, если бы не выходка жителей Тбилиси. Увидев, что враги собираются уйти, осаждённые решили над ними посмеяться.

Принесли они огромную тыкву и нарисовали на ней лицо царя хазар: вместо ресниц провели линии, которые нельзя было заметить, место, где должна быть борода, оставили отвратительно голым, ноздри сделали шириной в пядь, усы – редкие, так что нетрудно было его узнать. Затем принесли разрисованную тыкву, поставили на стене лицом к ним и, обращаясь к вражеским воинам, стали кричать: «Вот он здесь, ваш государь-царь, придите поклонитесь ему. Это Джебу-каган!» И, взяв копья в руки, на их же глазах стали колоть тыкву, изображающую кагана. Досталось и византийскому императору, которого осыпали оскорблениями, назвав козлом. Ираклий увидел в этом хороший знак, процитировав в ответ пассаж из Ветхозаветной книги Даниила с предсказанием, что «косматый козёл» - царь Греции сокрушит «Овна» - «царя Мидийского и Персидского». И действительно, позднее в том же году Ираклий окончательно сокрушил мощь Сасанидов в великой битве при Ниневии.

После такой выходки взятие города стало для оскорблённых правителей делом принципа. Ираклий всё же двинулся дальше, взяв с собой 40-тысячный хазарский отряд. А Джебу-каган остался заканчивать осаду. По одним данным, он завершил её быстро, по другим - расставшись с Ираклием, Джебу-каган вернулся домой. Он снова осадил Тбилиси в ходе повторного похода в Закавказье в следующем году, когда Ирано-византийская война уже закончилась. Обоих городских начальников пленили. Им выкололи глаза и наполнили рот монетами. Затем с живых содрали кожу и, набив её сеном, отослали в качестве трофея Ираклию.

После распада Западно-Тюркского каганата в начале 30-х годов шестого века образовались два государства: Великая Болгария в Причерноморье и Хазария в Прикаспийском регионе. И хотя первоначально Болгария и была мощным объединением, однако после смерти основавшего ее хана Курбата, она была разделена между его сыновьями, чем и воспользовалась Хазария. После столкновений в середине шестого века часть болгар во главе с ханом Аспарухом переселились за Дунай, дав начало нынешней Болгарии, а остальные признали власть хазар (эти болгары в русских источниках были известны как «черные» т.е. зависимые болгары). По-видимому, после этого события правитель Хазарии принял высший в кочевой иерархии титул кагана.

В этот период хазары вторгались в Армению, Албанию и далее в Иран через Дербент или Дарьяльское ущелье. Влияние хазар было столь велико, что даже Каспийское море некоторые восточные народы именовали Хазарским.

С самого начала своего существования Хазария утвердила свою власть над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Однако в значительной степени эта торговля была посреднической. Значительную часть доходов составляли торговые пошлины на заставах в узловых местах сухопутных, речных и морских путей. К их числу относились Тмутаракань в Керченском проливе, Белая Вежа (Саркел) на Переволке с Дона на Волгу, Итиль на Нижней Волге и др. Пошлины составляли десятую часть товара. В отдельных случаях, как во время прохода кораблей руси через Итиль на Каспий и обратно в 913/914 году, бралась и значительно большая часть товаров или добычи. Через Хазарию шли воск, мед, меха, рабы. Последние поставлялись утрами и печенегами, совершавшими набеги на славен и русь.

Кроме торговых пошлин хазары получали доходы с покоренных народов и племен в виде даней, которые платились или в виде разного рода товаров или деньгами. В то же время, помимо больших даней, покоренные народы и племена обязаны были по требованию хазарского правителя выставлять вспомогательное войско, а правители отдавать кагану в жены своих дочерей.

Каган, стоящий во главе государства, формально обладал всей полнотой власти, однако на деле не имел государственного аппарата для навязывания своих решений. Положение его зависело прежде всего от успехов в получении добычи и верном распределении ее среди хазарской знати. Был каган и главой языческого культа, и в глазах подданных имел огромные сверхъестественные способности. Власть, как считали хазары, была дана кагану небом. Верховный бог хазар, бог неба Тенгри наделял правителя властью, так же, как давал он им кут – свою благодать и жизненную силу, обеспечивающую счастье народа.

Однако вера в божественную силу правителя приводила к тому, что в случае несчастья, происходившего со страной, его могли обвинить в неудачах и сместить. Его жизнь подлежала строгой регламентации, фактически могла быть превращена в сплошные запреты. При возведении на престол кагана душили шёлковым шнуром, и он в полубессознательном состоянии должен был сам назвать число лет своего правления. По прошествии этого срока его убивали. Если же он называл непомерно большое число лет, его все равно убивали по достижении сорокалетнего возраста, так считалось, что с возрастом божественная сила покидает его. Хазары воздавали почтение не только кагану, но и его могиле. Хоронили кагана под водой, сооружая над его могилой надгробие.

В доиудейский период династия каганов прочно контролировала армию и поэтому легко избегала сакральных ограничений. Однако с приходом иудаизма положение кагана изменилось.

В Дагестане, на родине хазар, проживало большое число евреев и примерно в 740 году один из хазарских военачальников — Булан перешел в иудаизм. По легенде к нему во сне явился ангел и убедил обратить в веру всех подданных. После этого Булан, по внушению свыше, решил выстроить храм и чтобы добыть для этого необходимые сокровища, совершил набег в Ардебиль, что находился на землях Азербайджана. Возвратившись с большой добычей, он соорудил шатер, ковчег, светильник, стол, жертвенник и священные сосуды. Булан обращал в иудаизм своих подданных не единолично, а собрал хазарских князей и «народ», которые одобрили его выбор. Решающую поддержку ему оказал некий наибольший хазарский князь, названный ха-гадол, с которым часто отождествляют кагана. По другой версии в то время хазарский каган умер и правила страной его мать Паребит. Позиции клана Булана укрепились, в то время как положение правящей языческой династии стало ухудшаться из-за сокращения военной добычи и невозможности продолжать традиционную завоевательную политику. В начале XI в. потомок Булана — Обадия занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода Буланидов. Весьма вероятно, что установление нового порядка сопровождалось междоусобными столкновениями. Часть хазар, известных под именем каваров (от тюркского «не подчинившиеся», «восставшие» или венгерского «смешивать»), восстала против правящей династии и после подавления мятежа перешла к венграм. Сын Обадии — Езекия и внук — Манассия правили достаточно мало, чтобы успеть передать трон брату Обадии — Ханукке, за линией которого он сохранялся до падения каганата.

После возвышения иудейской знати реальная власть перешла от кагана ко второму лицу в государстве — беку. На иврите его называли «мелех» — «царь», арабы передавали его должность как «малик» — правитель или «халифа» — буквально «заместитель». Власть внутри новой династии, очевидно под влиянием иудаизма, стала передаваться уже строго от отца к сыну. В новой системе за каганом остались сакральные функции (формально более значимые), а всеми земными делами руководил бек. При этом бек оказывал кагану ритуальные почести, граничащие с унижением. Входя к нему, он становился на колени и держал в руках горящую ветвь. Каган изолированно жил в своём дворце, выезжая обычно лишь раз в год во главе торжественной процессии или в случае бедствий, постигающих страну. Каган жил в полном затворничестве в своем дворце, который в Х веке располагался на одном из волжских островов рядом с дворцом царя. Кроме царя, доступ к кагану имели еще два чиновника. Раз в четыре месяца каган показывался народу, сопровождаемый всем войском. При этом все встречные должны были падать ниц. И, по сути, народ не мог видеть кагана. Каган избирался царем из одного и того же знатного, но к Х веку обедневшего, рода. Каганом мог быть только иудей. Принявший другую веру терял право на престол. Право войны и мира, руководства на войне, взаимоотношения с зависимыми правителями, сбор дани и пошлин, суд, оказались в руках военачальника, бека. Царю-иудею удалось оттеснить законного правителя, сделав из него прикрытие для своей власти над страной и народом.

Признаваемые соседними языческими народами и имевшие непоколебимый авторитет у рядовых хазар каганы служили, однако, важным стабилизирующим фактором до самого конца Хазарского государства.

Высшим сословием в государстве являлись тарханы — родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы — правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться по мере знакомства хазар с устройством соседних высокоразвитых государств. В Закавказье хазары установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана — тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. В иудейский период в области управления был достигнут значительный прогресс. На узловых торговых путях существовали заставы, где специальные чиновники взимали пошлины. В столице страны Итиле сложилась развитая судебная система: существовало семь судей для каждого вероисповедания (двое для монотеистических религий, один для язычников). Судьи подчинялись назначаемому царскому чиновнику. Население столичной области несло натуральные повинности, иноэтничные ремесленники и купцы облагались ежегодным налогом.

Через Хазарию проходило несколько международных торговых путей. В Восточной Европе основной торговой артерией стала Волга, нижнее и среднее течение которой находилось под хазарским контролем. Волжский торговый путь шёл от устья на Дон (через Переволоку), далее в земли славян и страны, примыкавшие к Балтийскому морю. Этот путь отмечен многочисленными кладами арабских дирхемов. Ключевую роль на нём с определённого времени стали играть русы. Из устья Волги, где находился Итиль, купцы попадали в акваторию Каспийского моря и, высаживаясь на его южных берегах, могли следовать по суше до Багдада или в Среднюю Азию. Археологические исследования обнаружили существование сухопутных маршрутов: цепь караван-сараев от Хорезма к Нижнему Поволжью. Через портовые города Крыма Хазария участвовала и в причерноморской торговле с Византией.

Контроль над важными транзитными путями привёл к тому, что в IX –X в. основной (но не единственный) источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Итиль превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались. Она находилась в руках иудейских и мусульманских общин. Хазария славилась как крупный рынок по перепродаже рабов. Предметом собственного экспорта были рыбий клей и овцы.

Столицей Хазарии был город Итиль, известный также как Хамлых («Ханский город»). Первоначально город возник как ханская ставка, а затем в него из Семендера была перенесена и резиденция кагана.

В период своего расцвета город состоял из трёх частей, разделённых рекой. Сообщение между ними осуществлялась на лодках. Правая (западная) часть была административной. В ней обитал царский двор численностью около 4 тыс. человек и военный гарнизон — от 7 до 12 тыс. человек. Эту часть окружала крепостная стена. В стене было четверо ворот, из которых двое выходили к стоянке судов у реки, а двое позади города в степь. Между двумя частями располагался остров, где размещались дворцы двух правителей Хазарии — кагана и бека (по другим данным, каган жил внутри дворца бека). Это были единственные сооружения, выстроенные из обожжённого кирпича, остальным жителям не разрешалось строить из данного материала. Остров соединялся с одной из частей при помощи моста из лодок. Левая (восточная) часть возникла позже и являлась торговой. Она описана наиболее подробно. Здесь располагались рынки, торговые склады и бани. Жилые дома представляли собой войлочные юрты, деревянные шатры и землянки. Население города было чрезвычайно пестрым: в нем уживались мусульмане, христиане, иудеи и язычники, притом были они выходцами из разных стран. Хазары жили в столице только в зимнее время. Весной с месяца Нисана (апрель) по месяц Кислев (ноябрь) они отправлялись на свои родовые земельные участки: знать — на кочёвки, беднота — на полевые работы. Итиль окружали деревни и пашни. Собранный урожай доставлялся в город на телегах и лодках. Каждая из частей города, по-видимому, имела приписанную сельскую область, откуда взимались натуральные налоги.

Основу хазарской армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалось способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

В IX—X ситуация изменилась. Правительство, отказавшись от крупных завоевательных походов, стало опираться на иноэтничные, не связанные местными родоплеменными интересами силы. Ядром хазарского войска стала тяжёлая конная гвардия, состоящая из ларисиев — мусульманского племени, которое поселилось в Итиле и несло беку службу на особых условиях. Гвардия имела собственного везира и оговорила право не воевать с единоверцами (большинство противников хазар в этот период были язычниками). Воины получали жалование. Численность гвардии достигала по разным данным от 7 до 12 тыс. человек. По существу хазарская армия стала профессиональной, и это позволило каганату продержаться 150 лет в борьбе с многократно превосходящими по численности противниками. Гвардия являлась очень влиятельной, но не единственной военной силой в стране. В распоряжении хазарских царей были наёмные контингенты славян и русов (также стоявшие в столице). Собственно хазарские силы состояли из всадников, которых знатные вельможи были обязаны поставлять сообразно своему положению. Зависимые народы продолжали выставлять ополчение.

Хазары не имели флота, хотя умели изготовлять небольшие лодки, которыми пользовались для сообщения по Волге.

Главным оружием хазарских воинов был лук. Помимо этого, хазарские всадники имели копья, мечи, палаши и сабли, а также топоры и кистени. Представители воинской элиты каганата носили кольчуги, ламеллярные (пластинчатые) кирасы, шлемы с бармицами.

Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати — тарханами. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку.

Точное время появления хазар на русских землях не известно, однако ПВЛ пишет, что произошло это после смерти Кия, Щека и Хорива, когда полян «стали притеснять древляне и иные окрестные люди». Тогда хазары и явились к ним и повелели платить дань. Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и когда хазары отнесли эту новую дань своему «князю» и старейшинам, как пишет Нестор, те спросили, откуда эта дань, и что именно дали. Когда же старцы хазарские услышали, что люди живущие «в лесу на горах над рекою Днепром» дали мечи, то сказали старейшины: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с других земель».

Так пишет Нестор о первом появлении хазар на русских землях, и хотя пишет он о том, что хазарские старцы говорили не по своей, но по Божьей воле, платили дань хазарам еще долго.

В ПВЛ указано, что в 859 году хазары брали дань с полян, северян и с вятичей по серебряной монете и белке от дыма.

Платить Каганату дань перестаю лишь при Олеге Вещем, стремившемся объединить все русские земли вокруг Киева, объявленного им «Матерью городов русских» в 882 г. После убийства Аскольда и Дира и своего укрепления в Киеве, Олег поначалу предпринимает походы на древлян и облагает их данью, а затем уже в 884-885 гг. дань ему начинают платить северяне и радимичи. В ПВЛ это описывается следующим образом:

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

Из этих строк следует, что не происходили никакие военные действия между Олегом и Хазарским Каганатом, что можно конечно объяснить, по словам Карамзина, тем, что «хан дремал в приятности восточной роскоши и неги» и «изобилие Тавриды, долговременная связь с цветущим Херсоном и Константинополем, торговля и мирное искусство Греции усыпили воинских дух в хазарах», однако, существует и иная, также связанная с Византией, версия.

Возможно, византийские политики и дипломаты, опасаясь усиления Хазарского каганата, который они зачастую использовали как свое орудие, и потери контроля над ним решили немного усилить его противников, в частности Олега, стремясь добиться определенного баланса в регионе, фактически запретили хазарам вступать с киевским князем в борьбу.

Однако, если эта версия верна, византийцы допустили просчет в своей политике, ибо по прошествии некоторого времени, в 907 г. Олег совершает грандиозный по своим масштабам поход на Константинополь. Князь собирает из варягов, славян, чуди, кривичей, мери, древлян, радимичей, полян, вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев, также называемых толмачами, огромную армию. Судя по ПВЛ размеры ее были действительно колоссальны т.к. только флот составлял 2000 кораблей, по 40 мужей в каждом, не считая сухопутных войск, и даже допуская значительные преувеличения Нестором числа воинов Олега, размер армии все равно видится весьма значительным. По легенде, Олег поставил свои корабли на колеса, и, используя силу ветра, погнал их к Царьграду.

Греки, понесшие от наступления подчиненных Олегу племен, что сами греки называли «Великой Скифью», предпочли откупиться от князя, не вступая с ним в бой. Византия заплатила по 12 гривен на человека, а также дань для Киева, Переславля, Чернигова, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов, где правили подвластные Олегу князья.

После объединения славянских племен Олегом, Каганат потерял огромную часть своего влияния в регионе, однако известно, что вятичи все еще продолжали платить хазарам дань.

Следующее столкновение русских с хазарами, известное как Каспийский поход, упомянуто под 913 г.

Флот из 500 русских кораблей, каждый из которых вмещал по 100 воинов вошёл в Керченский пролив, находившийся под контролем хазар. Русы связались с хазарским царём, попросив у него разрешения пройти по Волге в Каспийское море, предложив за это половину будущей добычи. Царь согласился, так как накануне в 909 или 912 году хазары в союзе с дагестанскими князьями воевали с прикаспийскими государствами Дербентом и Ширваном. Через Дон русы переправились на Волгу, откуда спустились вниз до Каспийского моря.

Проникнув на Каспий, русы разделились на отряды и начали грабёж городов на южном побережье. Удару подверглись Гилян, Дейлем, Табаристан, Абаскун. Затем русы сместились к западному побережью, напав на Азербайджан и Шивран.

Напротив Баку русы остановились на соседних островах, где на них организовал нападение царь Ширвана Али ибн аль-Хайтам, собрав местных жителей. Те на лодках и купеческих судах устремились к островам, но русы убили и потопили тысячи мусульман. После этого русы оставались на островах в течение многих месяцев, в окружении следивших за ними окрестных народов. После того, как совершать набеги стало затруднительно, русы решили прекратить поход и отправились к истокам Волги.

Прибыв в Итиль, они выполнили условие договора и вручили хазарскому царю его долю. Однако царская гвардия ларисиев, состоявшая из мусульман, потребовала мести за единоверцев. Царь не смог ей помешать, но будто бы успел предупредить русов об опасности. Ослабленное русское войско сошлось в битве с мусульманами, к которым присоединились и местные христиане, в сражении на суше. Место сражения точно не указано, но предполагается, что хазарская конница подстерегла русов в месте волока на Дон. Битва длилась три дня, в итоге удалось уйти на кораблях вверх по Волге 5 тысячам русов. Остатки русов, бросив корабли, сошли на берег в стране буртасов(западный берег в Среднем Поволжье), где их окончательно истребили буртасы и волжские булгары.

И хотя первый Каспийский поход окончился для русских поражением, второй поход к Каспийскому морю через Хазарию в 943г. увенчался для славян успехом, что в некоторой степени свидетельствовало об ослаблении Каганата в X в.

Однако сокрушительное поражение хазарам нанес князь Святослав Игоревич, отличавшийся своей воинственностью и любивший оружие больше, чем драгоценности и шелка.

Первоначально Святослав освобождает от дани хазарам вятичей в 964 году и, как указывает ПВЛ, посылает гонцов в другие земли со словами: «Хочу на вас идти».

Возможно, состоялся один большой поход, начавшийся в 965, возглавляемый Святославом. Либо имели место два похода. Первый — в 965, направленный против Саркела (хазарская застава на Дону), второй — основной в 968/969 против территории Хазарии в Прикаспии. В этом случае он проходил уже без участия Святослава, так как князь в это время воевал на Балканах. В ходе военных действий русы разбили хазарское войско во главе с «князем Каганом», как пишет ПВЛ, захватили Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа, подчинили ясов и касогов, разграбили обе части города Итиль, другой крупный хазарский город на Каспии — Семендер и территорию выше по Волге — страну буртасов и город Булгар. Хазарское население в панике разбежалось, укрывшись на островах. Царский двор покинул столицу. Результатом похода стал полный разгром Хазарии.

На Тамани после этого возникло русское Тмутараканское княжество, просуществовавшее до начала XII века.

В 985 г. Князь Владимир Святославич со своим дядей Добрыней совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре после этого Хазария прекратила своё существование как государство.

Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.

Так что правы были хазарские старцы говоря, что будут они платить русским дань, ведь именно своим обоюдоострым мечем Святослав и его дружина повергли некогда могучий Хазарский Каганат.


Авары

 

Авары, на Руси называемые обрами, создали свое государство – Аварский каганат на территории современных Венгрии, Словакии, Хорватии, Румынии и Сербии. Создан он был Баяном – талантливым военным вождем, при котором авары разгромили антов и продвинулись к устью Дуная, откуда позже совершали набеги на север, в том числе и на земли дулебов. В 558 году аварский каган Боян умертвил посла дулебов Межамира и завоевал их страну. Вскоре авары становятся хозяевами всей Паннонии, под руководством Баяна возводиться система хрингов – деревянных укреплений, представлявших собой военные лагеря, окруженные рвами и валами. В хрингах авары хранили запасы продовольствия и награбленную добычу. Главный из хрингов был резиденцией кагана, и защищен он был девятью следовавшими друг за другом стенами.

Верховная власть принадлежала кагану, избиравшемуся народным собранием. Наместником кагана был тудун, являвшийся правителем отдельной части страны, и югур, исполвший функции главного жреца. По поручению кагана, дань в стране собирали так называемые тарханы. За тарханами — вниз по иерархической лестнице — шли вожди племён и родов. Роль племенных старейшин была значительной в жизни как каждого племени, так и каганата в целом.

Экономическая система каганата была слабой и основывалась на кочевом скотоводстве; земледелие у аваров не было развито, и существовал каганат за счёт зависимых племён. Рабство у аваров не было широко распространено, пленных авары либо убивали, либо делали частью Каганата, как например жителей Балканского полуострова.

Развито у аваров было ювелирное искусство. Также они были хорошими резчиками по кости, изготавливали великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металлической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон.

Опорой аварского могущества являлась прежде всего хорошо организованная латная кавалерия. Авары впервые познакомили Европу с железными стременами и клинками с односторонним лезвием — прообраз позднейших сабель. Военная тактика аваров имела много общего с тактикой позднейших монголов: изматывание противника бесконечными манёврами без принятия ближнего боя («набег — отскок»), сопровождавшимися залповыми выстрелами из дальнобойных луков с последующим неожиданным вводом тяжеловооружённой отборной латной конницы, призванной деморализовать и рассечь вражеские построения. Эти действия нередко сочетались с внушением противнику ложных представлений о близости его победы и беспомощности неприятеля, вынужденного якобы всё время уклоняться и отступать. Византийцы внимательно изучали эти методы и признали их наиболее эффективными, позаимствовав у аваров не только их «революционные» стремена — позволявшие наносить мощные рубящие удары и, вообще, устойчиво держаться в седле — но и тип такого строя, когда впереди — конные стрелки без тяжёлых доспехов (избегающие ближнего боя «застрельщики»), а также аварские пики с ременными петлями и некоторые элементы войлочной защитной амуниции. Кроме всего прочего, авары умело использовали славянскую пехоту, бессильную против кавалерии аварского типа, но зато хорошо сражавшуюся в лесах и болотистой местности.

Влияние Каганата было велико, границы его простирались от Эльбы до Альп, и от Причерноморья до Адриатики. Каганат, используя союзников и вассалов, стремился усилить своё влияние на Дону и Балтике, пытаясь нажиться не только за счёт войн и дани, но и таможенных сборов.

Тяжелое воспоминание о власти Аваров осталось у славянского племени дулебов. Нестор пишет, что «Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства».

Легенда об исчезновении обров напоминает ветхозаветное предание из Книги Еноха о нефилимах, сыновьях ангелов-наблюдателей и смертных женщин. Нефилимы были великанами и обладали силой ангела и гордыней человека, преступления их были ужасны, эти гиганты истребили большую часть людского рода, а оставшихся сделали своими рабами и подвергали всяческим унижениям. Бог, разгневавшись, изгнал их отцов-ангелов с небес, а самих нефилимов уничтожил, не оставив от них и следа. В жестокости обров и бесследном их исчезновении можно заметить параллели с данным мифом.

На самом же деле падение Аварского Каганата не было столь стремительным. В 623 г. западные славяне под предводительством Само поднимают восстание против авар. Само, как считается, был франкским купцом, хотя некоторые источники называют его славянином. Венеды освобождаются от аварского господства, и Само становится их королем, создав свое государство. И хотя после смерти его государство это и распалось под напором авар, эти события все же пошатнули могущество Каганата.

Также серьезным ударом по аварскому государству стали события, произошедшие при осаде Константинополя в 626 году. События эти приходятся на время Ирано-Византийской войны 602-628 годов. В то время, когда византийские войска находились в походе на Армению, персы, авары и подчиненные им славяне осадили Константинополь. Персы подошли к городу со стороны Халкидона, откуда могли видеть византийскую столицу, а аварский каган с огромным войском, включавшим в себя и славян, двинулся к Константинополю со стороны Фракии. Положение Царьграда было сложным, в особенности из-за нехватки хлеба. Осаждающие Константинополь аварские войска воздвигли 12 башен, с которых вели обстрел города, установили метательные орудие, накрытые сырыми кожами, во избежание их поджога.

Послы византийцев предлагали аварам выкуп, однако самонадеянный каган потребовал, чтобы жители покинули город, захватив с собой рубаху и плащ, ибо не могли они – как сказал каган греческим послам – ни обратиться в рыб и спастись в море, ни обратиться в птиц и улететь в небо.

Самоуверенность кагана была столь велика, что он начал штурм Царьграда не дожидаясь персидской помощи. Также он попытался атаковать город, используя флотилию славянских ладей. Однако превосходство на море оставалось за греками, которые опрокинули и потопили славянские лодки. Разгневанный каган в бешенстве приказал убивать всех своих моряков, что добрались вплавь до берега.

Видимо после этих событий славяне, решив, что погибнут либо от клинков греков, либо от ярости кагана, покинули поле битвы, вынудив авар отступить.

Огромное пламя поднялось над аварским лагерем, где жгли осадные башни и метательные машины. На противоположном берегу персы радовались, полагая, что это горит взятый их союзниками Константинополь. Но скоро им стал известен истинный исход штурма, и персы также были вынуждены отступить.

После поражения авар, часть славянских племен освободилось от аварской власти. Это поражение авар открыло путь и болгарским завоеваниям.

После поражения авар под Константинополем от каганата отделяются и его бывшие союзники – кутригуры, вошедшие в его состав еще в момент аварского расцвета, около 550 г.

Один из сыновей хана Кубрата – Альцех после неудачной попытки захвата в каганате власти уходит из него со своей ордой и селится в Италии. К 632 году хан Кубрат объединив многие племена, в том числе и кутигур, создает Болгарское ханство. Таким образом авары были вытеснены из Причерноморья и с Нижнего Дуная, а вскоре были изгнаны хорватами и из Долмации.

Точку же в существовании аварского государства поставили Франко-Аварская война, которую Карл Великий вел с аварами. Одна часть франкской армии во главе с самим Карлом заняла аварские укрепления в низовьях правого притока Дуная Раба, другая во главе с сыном Карла Пипином двинулась вверх по еще одному притоку Дуная Саве, где захватила аварский хринг.

Эти успехи франкских войск вызвали разлад в Каганате, югур и каган были убиты, что позволило франкам в 796 году взять главный хринг авар, находившийся, возможно, в Трансильвании. В Ахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий. Положение усугубила и активная антиаварская позиция протоболгар. Несмотря на безнадёжную ситуацию, авары — в подавляющем своём большинстве — не пожелали ни признать своего поражения, ни откочевать в безопасное место, но напротив яростно сопротивлялись, в результате чего потери оказались столь катастрофическими, что они никогда больше не смогли от них оправиться. Почти вся знать погибла. В 797 году авары были вынуждены присягнуть на верность Карлу Великому, и хотя в последующие годы авары и стремились восстановить свою былую мощь, попытки эти были безрезультатными.

Уже к концу девятого века авары полностью исчезли, они растворились в нахлынувшей в Задунавье волне немецких и славянских переселенцев и волне венгров, захвативших в то время Паннонию.

Некогда могущественные и устрашающие авары действительно исчезли, как пропали без следа и нифелимы, не оставив после себя практически ничего, но уступив место другим народам, в том числе и тем, что некогда страдали от их гнета.

 








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 659. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия