Студопедия — Коренные народы.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коренные народы.






 

1. Чеченцы

 

ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназвание), народ в Российской Федерации (899 тыс. человек), основное население Чечни.

 

Живут также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии, на Украине и др.

 

Верующие чеченцы — мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков — накшбанди и надири. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык. Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем — латинской графики, с 1938 — на основе русского алфавита.

 

Древние чеченцы, освоившие не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем — с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих областях Северного Кавказа в VIII—XII вв. сформировалось полиэтническое Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана — государственное образование Сарир. После монголо-татарского нашествия (1222 и 1238—1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К концу XIV века население Чечни объединилось в государство Симсисм. В XVI—XVII вв. Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом — Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения чеченцев. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения чеченцев в конце XVIII — первой половине XIX вв.

 

Традиционные земледельческие культуры — ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия — плуг (гота), полозное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные чеченцы сбывали взамен излишки скота.

Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском, Аргунском округах. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и других войлочных изделий. Центрами оружейного производства были селения Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой, Джугурты и др., гончарного — селения Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога.

Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, — жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3—5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500—600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище — турлучное, состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во дворе. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины.

Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань «исхар» из шерсти ягнят, низшего — из шерсти дойных овец. Не позднее XVI века чеченцам было известно производство шёлка и льняного полотна. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда — рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха — туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными по талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлическими застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда — овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть.

Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда — до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила «гIабли» из шёлка, бархата и парчи, шитая по фигуре, со скошенными бортами и застёжками до пояса, из которых застёгивались только нижние. Поверх рукавов пришивались свисающие лопасти (тIемаш). ГIабли носили с нагрудником и поясом. В качестве праздничной обуви женщины носили туфли на каблуке с глухим носком без задника.

Женские головные уборы — большие и малые платки, шали (кортали), один конец которых спускался на грудь, другой — закидывался назад. Женщины (преимущественно пожилые) под платок надевали чухту — шапочку с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. Цвет одежды определялся статусом женщины: замужняя, незамужняя или вдова.

Пища весной преимущественно растительная, летом — фрукты, молочные блюда, зимой — в основном мясные. Повседневная пища — сискал-берам (чурек с сыром), супы, каши, блинчики (шури чIепалI-aш), у более состоятельных — къалд-дяттий (творог с маслом), жижа-галнаш (мясо с галушками), мясной бульон, лепёшки с сыром, мясом, тыквой и др.

 

Разнообразны формы фольклора: предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания (нарт-ортсхойский эпос, эпос илли и др.), танцы. Музыкальные инструменты — гармоника, зурна, бубен, барабан и др. Сохранились почитание гор, деревьев, рощ и т. д. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-ерды, охоты — Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр и др. Ислам проникает в Чечню с XIII века через Золотую Орду и Дагестан. Полностью чеченцы обращены в мусульманство к XVIII веку. В XX веке сформировалась чеченская интеллигенция.

 

2. Аварцы

 

АВАРЦЫ, маарулал (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана.

Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на аварском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи.

 

Распространён также русский язык Письменность на русской графической основе. Верующие аварцы — мусульмане-сунниты. О пребывании предков аварцев на территории их современного расселения известно с первых веков н. э. В 15 в. на основе арабской графики делались попытки создания письменного аварского языка.

 

Традиционные занятия — скотоводство (главным образом отгонное овцеводство), пашенное земледелие, а также садоводство (в горно-долинных районах). Ремёсла: ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари, обработка кож, ювелирное и кузнечное. Было развито отходничество в другие районы Кавказа.

В годы Советской власти в сельском хозяйстве аварцы (особенно в равнинных районах) благодаря проведённым мелиоративным работам увеличена площадь под зерновыми (пшеница, кукуруза, ячмень, подсолнечник), садовыми культурами и виноградом. Развивается многоотраслевая промышленность. Сформировались рабочий класс, интеллигенция.

Многие традиционные селения располагались на склонах гор, представляли собою крепости, образованные примыкающими друг к другу домами с боевыми башнями. Каменные дома с плоской крышей, обычно двухэтажные (с хозяйственными помещениями на первом этаже, жилыми — на втором), реже многоэтажные, часто крыша одного дома служила двором для другого. Многие дома имели опорный центр, столб, часто украшенный резьбой. В годы Советской власти возникли поселения современного типа на равнине. Традиционный мужской костюм общедагестанского типа (штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинные шубы и папахи, обувь кожаная и войлочная), отдельные элементы которого сохраняются главным образом у пожилых аварцев. Основные элементы женского костюма: платье-рубаха, штаны, головной убор (чухта) разной формы (в кон. 19 в. чаще мешкообразный), головные покрывала разных цветов, овчинные шубы, кожаная, войлочная и вязаная обувь. В ряде районов в центре и на юге носили также короткую или длинную распашную одежду. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Традиционная пища — мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда. Семья главным образом малая. Развит фольклор (эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы и поговорки).

 

 

3. Кабардинцы

 

КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназвание), народ в России, коренное население Кабардино-Балкарии. Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии.

Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы — в основном христиане-православные.

Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов. Предки кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в I—VI вв. как зихи, в XIII—XIX вв. как черкесы. В середине 1-го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII—XV вв. наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды — самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности.

 

Традиционные занятия — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское — кузнечное, оружейное, ювелирное, женское — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Планировка поселений до середины XIX века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX века.

Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток — махсыма изготовляется из пшённой муки с солодом.

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого.

 

Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре начиная с XV века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народное собрание»). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

 

4. Даргинцы

 

ДАРГИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана.

Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек).

Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи.

Распространён русский язык. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты.

 

Первое упоминание этнонима «даргинцы» — XV век. В XIV веке утвердился ислам. К началу XIX века на территории даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России (1813) даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни.

С XVI века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1) нижнепредгорный (с частью равнины) — пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый скот); 2) среднегорный — пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный — отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие.

Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со второй половины XIX века усиливается проникновение товарно-денежных отношений. Современное хозяйство даргинцев базируется на традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная интеллигенция.

Основу социальной организации даргинцев составляла сельская община — джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ.

Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах — двух- и многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье — двухэтажные и одноэтажные дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа — рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская — платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор — чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Традиционная пища — мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений.

 

5. Ингуши

 

ИНГУШИ, галгаи (самоназвание), народ в России, в том числе в Ингушетии и Чечне, в Северной Осетии и др. Более мелкие группы живут в Казахстане, Средней Азии, а также на Ближнем Востоке.

Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного Кавказа. Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространён также русский язык. Верующие — мусульмане-сунниты.

В горах ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание ингуши), Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. Переселение на равнину начинается в XVI—XVII вв. Одним из главных направлений ингушской миграции с гор являлись Тарская долина и другие земли по реке Камбилеевке. Здесь не позднее конца XVII века расположилось село Онгушт (отсюда название ингуши), ныне село Тарское Пригородного района Северной Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный процесс в XIX веке. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное население было переселено из большей части Сунженского района в Назрань.

 

В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), на равнине ведущей культурой являлась кукуруза. Ведущими отраслями сельского хозяйства в XX веке стали садоводство и виноградарство, тонкорунное овцеводство и мясо-молочное животноводство. В производственной деятельности ингушей значительное место занимало строительное дело (башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы). Были развиты ювелирное, оружейное, кузнечное, гончарное ремёсла, сукноделие, обработка камня, дерева, кожи.

Традиционные башенные поселения в горах располагались на склонах или в глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8—10 м) и боевые (12—16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25—27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище — хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены — кунацкая (гостевая комната). Современные дома — преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.

Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда — овчинная шуба и бурка. Основной головной убор — папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е гг. XX века появились фуражки, несколько позже — высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы — платки и шали.

Традиционная пища ингушей — в основном мясо-молочная и растительная. Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты (специфический «даты-кодор» — творог с топлёным маслом) и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.

 

Традиционные верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся развитый пантеон (верховное божество — Диела). Большое значение имели народная медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в первой половине XIX века, распространяется в предгорно-плоскостной зоне — с XVI—XVIII вв., в горной — с XIX века.

В фольклоре ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец — парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

 

6. Осетины

 

ОСЕТИНЫ, ирон, дигорон [самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг (двалы, группа осетин Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, группа осетин в Южной Осетии)], народ в Российской Федерации (основное население Северной Осетии) и Грузии (основное население Южной Осетии); живут также в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии.

 

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с XIX века) на основе русского алфавита. Верующие — православные, есть мусульмане.

 

Осетины — один из древних народов Кавказа. Уже со времён скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы — опсами, абхазы — ауапс, чеченцы и ингуши — ири, балкарцы и карачаевцы — дюгер, кабардинцы — къущхьэ. Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами (с I века нашей эры). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры.

 

Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы — в грузинских и ясы, сони — в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных «общества», восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных — множество более мелких «обществ», находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы.

 

На равнине основное традиционное занятие — земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине — трёхполье. Главное орудие в горах — рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине — тяжёлый плуг, в упряжке которого было 8—10 волов. Скотоводство было важнейшим занятием, обеспечивавшим осетин продуктами питания, сырьём, тягловой силой. Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине — крупный рогатый скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла — производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.

Традиционные поселения в горах (кау) — небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах — более крупные, уличной планировки. Основной строительный материал — камень, в лесистых ущельях — дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью (считались священными, как и центральный опорный столб, поддерживающий перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей устраивалось специальное помещение — кунацкая.

Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные (3—5 ярусов и более) боевые башни, замки (галуаны), жилые двух-, трёхэтажные башни (ганах), разнотипные склеповые сооружения (зоеппадз), языческие святилища (дзуар). В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырёхскатной крышей, первый этаж из камня, второй — из дерева. Менее зажиточные осетины жили в турлучных (плетнёвых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.

Традиционная мужская одежда — черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы — папаха из овчины или каракуля, башлык из сукна, козьего пуха, реже верблюжьей шерсти, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь — ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма — кинжал.

Женская повседневная одежда до XIX века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним — шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.

Традиционная пища близка пище других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине — мучные и овощные. Из национальных мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т. д. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топлёное масло, кефир, различные каши на молоке. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. В Южной Осетии излюбленными овощными блюдами стали лобио и аджабсандал, воспринятые у грузин.

Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того, — из пшеницы и кукурузы. Пиво — древний напиток осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней Сатбной. Его приготовляют обычно к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных пивоваренных котлах. Распространена повсеместно арака (самогон) из кукурузы, а в Южной Осетии — различные вина.

 

Большинство осетин исповедовало православие, проникавшее в VI—VII вв. из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России, меньшинство — ислам (воспринятый в XVII—XVIII веках от кабардинцев); сохранялись языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.

Во второй половине XIX — начале XX вв. формируется осетинская интеллигенция.

В 1798 издана первая книга на осетинском языке («Краткий катехизис»). В 40-х гг. XIX века русским филологом и этнографом А. М. Шегреном составлены осетинская грамматика и осетинский практический алфавит на русской основе. На нём стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана «Осетинская лира» («Ирон фандыр»).

До середины 1910-х гг. в Осетии имелось более 200 начальных и средних школ, значительное число национальной интеллигенции, развивалась художественная литература, появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы профессиональные театры, государственные ансамбли, художественные коллективы.

 

7. Кумыки

 

КУМЫКИ, къумукъ (самоназвание), народ в Российской Федерации, проживает на территории Дагестана, Чечни, Северной Осетии.

Коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. Говорят на кумыкском языке.

Письменность на основе русского алфавита. Верующие кумыки — мусульмане-сунниты.

На территории кумыков существовал ряд раннегосударственных образований.

Традиционные занятия: пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, рис, кукуруза); скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот, овцы, кони), а также садоводство, огородничество, виноградарство, рыболовство, пчеловодство, торговля, добыча соли, нефти, охота.

Домашние промыслы и ремёсла: сукноделие, хлопчатобумажное ткачество, ковроделие (традиционные женские занятия), обработка кожи, металла, дерева, камня (мужские занятия) и др.

В XIX веке ещё сохранялись пережитки патриархально-родовых отношений (тухум, тайпа, къавум). Основной тип семьи — малая с подчинённостью старшему по возрасту (мужчине, реже — женщине), хотя в решении важных вопросов большую роль играл семейный совет.

 

Планировка сёл — горизонтальная. Традиционное жилище: наземное турлучное, саманное с пологой двухскатной крышей и каменное с плоской крышей (одноэтажное, полутораэтажное, двухэтажное различной планировки).

Национальный костюм: мужской — рубаха, штаны, бешмет (къаптал), черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бёрк), кожаная обувь; женский — платье-рубаха, штаны (шалбар), различные платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

Пища: мучные, мясо-молочные блюда — шорпа (суп), хинкал (род галушек), кюрзе (пельмени), долма, плов, шашлык, соус, каши, многочисленные разновидности халвы, пирогов, яичниц, хлеба и т. д., а также напитков (айран, шербет, чай и др.).

Обрядовая поэзия: песни вызывания дождя (Земире, Суткъатун), солнца (гюн чыкъ), сбора урожая (Гюдюрбай), Навруза; свадебная (той) и похоронная поэзия (яслар, ваяхлар). Эпическая поэзия состоит из героического эпоса (в частности, о нартах), героико-исторических и исторических песен; народная проза — из сказок, легенд, преданий, анекдотов и др.; афористические жанры — из пословиц, поговорок и загадок. Большого развития получили музыкальный фольклор, хореография (вид «лезгинки»), а также народные игры и т. д.

Традиционные верования и мифология у кумыков трансформированы. Рудиментарно сохранились представления о боге Тенгири, духах земли, воды, леса, дома, о демонических существах Албаслы, Къылычтёше, Суванасы, Басдырыкъе и др.

 

8. Лезгины

 

ЛЕЗГИНЫ, лезгияр (самоназвание), народ в Российской Федерации, главным образом на юго-востоке Дагестана (Курахский, Сулейман-Стальский, Магарашкентский, Ахтынский, Докуз-паринский частично Рутульский и Хивский районы), а также в соседних районах Азербайджана. Живут также в Казахстане, Туркмении и др.

 

В старой литературе лезгинами нередко называли всё горское население Дагестана. Говорят на лезгинском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи.

Литературный язык на основе гюнейского диалекта. Распространены также русский и азербайджанский языки. Верующие — мусульмане-сунниты, есть шииты.

Лезгины — один из коренных народов Дагестана.

В XIII—XIV вв. вокруг крупных селений (Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре и др.) возникают автономные объединения (союзы) сельских общин — «вольные общества», временами попадавшие в зависимость от азербайджанского Ширвана. В XVIII веке часть лезгин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств, в конце XVIII века село Курах становится резиденцией лакского Казикумухского хана, в 1812 — столицей самостоятельного Кюринского ханства. В 1806 кубинские лезгины, а в 1813 — остальные лезгины вошли в состав России.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство, на равнинах — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное (главным образом овцы, а также козы, крупный рогатый скот и др.); зимние пастбища находились в основном в Северном Азербайджане.

Традиционные промыслы и ремёсла — прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (село Ахты), оружейное и ювелирное дело (село Икра) и др. Было распространено отходничество на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана. К 1917 существовала значительная прослойка промышленных рабочих.

Традиционные поселения в горах — кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части — разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний — жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры.

Традиционная одежда у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин — рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.

Основа традиционной пищи — растительная (зерно, бобы) и мясо-молочная. Основное повседневное блюдо — хинкал (галушки), праздничные — пловы, слоёные пироги и др.

Основа социальной организации — сельская община (джамаат).

Лезгины создали богатый фольклор: эпос «шарвели», сказания, песни, танцы (в том числе лезгинский вариант лезгинки). Известно творчество поэтов-ашугов XIX века. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен. В XV веке распространяется дагестанский вариант арабского алфавита «аджаме». В 1928 создана письменность на латинской, в 1938 — на русской графической основе. Развивается профессиональное искусство.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия