Студопедия — Понятийный аппарат предмета
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятийный аппарат предмета






В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная дея­тельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». В статистике народного хозяйства оба этих термина ис­пользуются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль культурных услуг. Но такой подход явно отделяет отрасль культуры от многих других видов социально-культурной деятельности -например, образования, досуга, спорта и т.д.

Вот почему принципиально важно более строгое и четкое определение границ между «социально-культурной сферой» и «отраслью культуры», которая является лишь частью первой, хотя и очень важной. В отли­чие от термина «отрасль культуры» социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего термина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребно­стей граждан; различных видов социально-культурной деятельности; конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

В принятых в 1992 году «Основах законодательства Российской Фе­дерации о культуре» получил раскрытие понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике соци­ально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания курса.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общест­венной социально-культурной практике, включает в себя и целый ряд принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практиче­ски невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: куль­турные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность; творческий работ­ник; государственная культурная политика; основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области куль­туры; механизм экономического обеспечения культурной деятельности.

К ключевым понятиям относится понятие культурных ценностей. Как видно из сформулированного выше определения понятия «соци­ально-культурная деятельность», одно из главных мест в нём принадле­жит термину «культурные ценности». Культурные ценности - это источ­ник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использо­вания и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески разви­вающих, реабилитационных и других программ.

Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристра­стным. В результате под ценностью подразумевается относительное ка­чество материальных или идеальных объектов - вещей, идей, представ­ляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъ­ектов - отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности - это то, что создается, понимается и признается необ­ходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культур­ного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность.

Объективна и закономерна необходимость и неизбежность сущест­вования различных схем классификации культурных ценностей.

Основу содержания социально-культурной деятельности со­ставляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда

1 Соколов Б.С. Социокультурная деятельность как феномен. - СПб., 1996. - С. 12. 66


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундамен­тальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и по­ступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значи­мостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распростра­нены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и ду­ховные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: со­циальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуаль­ные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).

Многие культурные ценности и организации культуры входят в состав культурного достояния народов Российской Федерации и имеют эталонное, уникальное значение в истории, культуре и ис­кусстве Российской Федерации. Они отнесены к числу особо цен­ных объектов культурного наследия народов Российской Федера­ции, пользующихся особыми формами государственной под­держки. Порядок отнесения к особо ценным объектам культурного наследия, особые формы государственной поддержки, особенно­сти владения, использования и распоряжения особо ценными объ­ектами культурного наследия определяются законодательством Российской Федерации.

В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами за­конодательства Российской Федерации о культуре» (1992) входят нрав­ственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведе­ния культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историческую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Непреходящей социально-культурной ценностью каждого народа является его родной язык. Россия, как известно, обладает огромным язы­ковым богатством. Трудно переоценить несомненную значимость языков больших и малых народов России для её объединения как единого много­национального государства. Особенно это необходимо в наши дни, когда мы постоянно сталкиваемся с нарушениями баланса языковых интересов в сторону западноевропейских языков.

В этом отношении опыт социально-культурной деятельности насе­ления различных субъектов Российской Федерации существенно обога­щается за счет бытующего во многих регионах билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Именно поэтому уже начиная с семьи, дошкольного уч­реждения, школы, у детей стимулируется развитие языковых навыков, в любой из групп утверждается языковый и речевой плюрализм, который используется для мультикультурного образования и воспитания каждого ребенка. Специалисты всех категорий - менеджеры, педагоги, технологи, тренеры, активно задействованнные в социально-культурных процессах, прекрасно понимают, что в современном взаимозависимом мире изуче­ние языков становится объективной необходимостью. Для русского, про­живающего в Татарстане или Калмыкии, знание татарского или калмык-ского языков может стать инструментом не только познания культуры народа, но и более успешного ведения социально-культурного бизнеса, средством создания благоприятной образовательной, творческой, рек­реативной среды для себя и для других русских в ином культурном окру­жении. Работая в кружках, студиях, секциях, эти люди и у своих подо­печных стремятся воспитывать уважительное отношение ко всем языкам, наречиям, говорам, диалектам, акцентам.

Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, ка­чество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное ра­венство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, граждан­ские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, беско­рыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и тд.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная само-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

бытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.1

А.В.Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечест­венные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)2.

К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценно­сти вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, по­стольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку - как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.

Среди множества продуктов социально-культурной деятельности вы­деляются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инст­рументы, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и ин­формационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) сред­ства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являю­щиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и дру­гие произведения искусства).

Нематериальные продукты - это социально-культурные услуги, кото­рые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравни­тельно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).

В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельно­сти, как материальные, так и нематериальные, естественным путем при­обретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономи­стов, культурными благами.

' Ерасов Б.С. Социальная культурология. -М, 1996. -С. 115-116.

2 Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Другими словами, культурные блага - это условия и услуги, предос­тавляемые организациями, другими юридическими и физическими лица­ми гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Куль­турные блага являются результатом труда огромного числа людей, про­фессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (кол­лективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.

Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта.

Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъ­ект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культур­ных ценностей.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные террито­рии и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Рос­сийской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилиза­цию; в локальном, семейно-бытовом контексте - культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие из поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обря­ды, праздники.

В теории и практике существуют различные представления о сущности культурного наследия. Это в известной мере объясняет­ся тем, что в тех или иных сферах общественной практики куль­турное наследие как социальное явление актуализируется (прояв­ляется) на нескольких уровнях - мировоззренческом, духовно-эмоциональном, деятельностном, предметно-вещном. Отношение к культурному наследию, его оценка, расстановка определенных акцентов в его содержании и практическом использовании состав­ляет одну из доминирующих черт культурной политики любого субъекта Российской Федерации.

Культурное достояние народов Российской Федерации - сово­купность культурных ценностей, а также организации, учрежде­ния, предприятия культуры, имеющие общенациональное, обще­российское значение. Объекты, относящиеся к культурному дос­тоянию, являясь предметом общенациональной гордости, облада-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ют государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению.

Охрана, содержание и использование культурного достояния народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации и законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохра­нению, развитию и распространению культуры, а также сама дея­тельность государства в области культуры.

К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: вы­явление, изучение, охрана, реставрация и использование памят­ников истории и культуры; художественная литература, кинемато­графия, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архи­тектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любитель­ское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирова­ние; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распро­странением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распростра­нения культурных ценност;й; эстетическое воспитание, художествен­ное образование, педагогическая деятельность в этой области; науч­ные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необхо­димых для сохранения, создания, распространения и освоения культур­ных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В «Основах законодательства Российской Федерации о куль­туре» отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социаль­ного происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, об­разования, профессии или других обстоятельств (ст. 8).


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В этом важном государственном документе раскрыто емкое содер­жание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интере­сами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в облас­ти культуры; его права на создание различных организаций, учреж­дений, предприятий и общественных объединений в области куль­туры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гума­нитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу ре­зультатов своей творческой деятельности (ст. 10-11, 13-17).

По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная дея­тельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действи­тельность.

Социально-культурная деятельность рассматривается нами как ро­довое понятие. «Социум», «культура», «деятельность» определяют ис­ходный, родовой характер этого понятия по отношению к остальным. Благодаря определениям «социум», «социальное», «культура», «куль­турное» особый смысл, предметность и конкретизацию обретает и тер­мин «деятельность».

Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, по­ступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характери­зующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В об­щесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.

Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реали­зации социальной активности, поскольку «сущность человека значитель­но богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельно-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ста»1. В то же время деятельность всегда носит целесообразно организо­ванный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели.

Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считаю­щего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие»2. Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обо­гащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценно­стей.

Социальная активность как проявление сущностных свойств лич­ности выражается через деятельность, непосредственно с ней свя­зана. Социальная активность значительно шире социальной дея­тельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предше­ствующий деятельности процесс — образование источника напря­женности, осознание необходимости действия, формирование соответ­ствующих целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (само­управление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристи­ками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.

Психологи и социологи выделяют понятия поведения и деятель­ности. Поведение представляет собой цепочку относительно самостоя­тельных, автономных, обособленных, часто совершенно случайных поступков. В этом отношении деятельность, напротив, выглядит как целенаправленная, соответственно организованная последовательность определенных операций. Такой целенаправленностью и последователь­ностью отмечена любая культурная деятельность личности или группы, связанная с созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей. Именно сознательно поставленная цель при-

1 БуеваЛ.П. Деятельность и общение. -М, 1978. -С.49.

2 Мансуров Н. С. Активность личности в социалистическом обществе -М 1976
- С. 40.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

водит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой чело­веку предстоит действовать, выбор способов и средств достиже­ния цели определяют последовательность действий личности в со­циально-культурной сфере.

Таким образом, понятие «деятельность» приобретает два осново­полагающих признака: 1) конкретную предметную направлен­ность, в ходе которой определяются цель, программа действий, последовательность предстоящих операций; 2) совершение управлен­ческого (самоуправленческого) действия, подразумевающего организа­цию самого процесса деятельности. Этими качествами обладают обе разновидности социально-культурной деятельности: ^профессиональ­ная деятельность специалистов отрасли культуры, их главное профессиональное занятие, отвечающее определенным требованиям и нормативам; 2) непрофессиональная, любительская культурная деятельность, которая предполагает творческое саморазвитие, самоут­верждение, самореализацию личности и осуществляется в часы досуга, что дает ряду авторов обоснованно называть ее культурно-досуговой.

Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погру­женным во множество конкретных видов деятельности, которые разли­чаются, прежде всего, своим предметным содержанием, обусловлен­ным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личност­ной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправлен­ность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движе­ние деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит дейст­вовать, выбор способов и средств достижения цели определяют по­следовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятель­ности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, раз­вивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активно­стью, связанной с сохранением, созданием, распространением и ос-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

воением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, пра­вилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. Именно поэтому правомерно выделить два параллельно функциони­рующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности - профессиональную (основную, производ­ственную) и непрофессиональную (любительскую).

Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную со­циально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добро­вольность, активность, инициатива Эта деятельность обусловлена на­ционально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, быто­вых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Нельзя сказать, что существовавшая на протяжении многих деся­тилетий государственная сеть учреждений культуры, искусства, спорта, досуга и развлечений не обеспечивала такого многообразия. Но с активным вторжением негосударственного, коммерческого сек­тора на рынок социально-культурных услуг резко возросла их вариа­тивность; бизнес и предпринимательство открыли массу новых воз­можностей для институциональных и неинституциональных форм, свободного выбора досугов ix занятий, связанных с рекреацией, са­моразвитием, самореализ щией, общением, удовольствием, оздо­ровлением на основе интересов и потребностей человека.

Перечисленные свойства и черты социально-культурной дея­тельности могут быть значительно дополнены, иначе классифици­рованы, но именно они определяют ее назначение.

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктив-но-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятель­ности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художествен­ной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время, напри­мер, для участника самодеятельного коллектива освоение азов ис-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

кусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать сле­дующим образом: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродук­тивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. По­ведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное про­явление активности, своего рода реакцию на определенную ситуа­цию, часто без предварительно поставленных целей, схемы дей­ствий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятель­ность, носит сугубо личностный характер, по существу, это две сторо­ны социально-культурной активности человека. Деятельность и пове­дение являются проявлением сущностных свойств личности, ее актив­ности.

Здесь необходимо сделать немаловажное уточнение. Традиционно считалось, что человеческая деятельность - это всегда деятельность со­зидательная, а не разрушительная, труд во благо, а не во зло другим лю­дям и самому себе. Между тем это не так. Памятники культуры не только создаются людьми, но и разрушаются ими же. Духовная деятельность -источник не только возвышенных идей и хитроумных изобретений, но и лжи, коварства, предательства, человеконенавистничества. Достижения культурной деятельности, начиная с каменного топора первобытного человека и кончая космической техникой, часто служили преступным замыслам и становились орудием разрушения, а не созидания. Стало быть, человеческую деятельность по ее конечным, этическим результа­там можно поделить на два рода: конструктивную, созидательную, под­линно культурную деятельность, нацеленную на созидание, сохранение, распространение культурных ценностей, и деструктивную, разруши­тельную, антикультурную деятельность, цель которой - уничтожение культурных ценностей и утверждение ангиценностей. Это деление чело­веческой деятельности назовем гуманистическим, поскольку в его основе лежат сугубо этические критерии.

В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соот­ношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Ф. Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Да­выдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общест­венной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в опреде­ленных рамках содержание деятельности.

Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю.А. Стрель­цова, по мнению которого социально-культурная деятельность базиру­ется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркива­ет он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по ор­ганизации общения представляет собой одновременно и науку, и ис­кусство1.

Общение, потребность в общении являются доминантой дейст­вий человека, существенным качеством человека на всех истори­ческих этапах его эволюции, проявлением определенной культуры общества.

Понятие «социализация личности» обычно трактуется как начи­нающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. Другими словами, речь идет об освоении огромного социально-культурного опыта.

Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни каждому из нас приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице.

Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими фактора­ми. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо разли­чать целенаправленные усилия общества и его различных социаль­ных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспита­ние), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к

1 См.: Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. - М., 1991.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовос­питанию и саморегулированию поведения.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассмат­риваться как самостоятельная подсистема общей системы социализа­ции личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического соци­ально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой -предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

Одновременно она является важнейшей функцией государствен­ных и негосударственных структур, сферой приложения усилий много­численных общественных движений и инициатив, средством рацио­нального использования свободного времени различных групп насе­ления.

Природа и назначение социально-культурной деятельности иссле­дуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

- экономическом, где преобладающее место в характеристике со­
циально-культурной деятельности занимают такие категории,
как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капитало­
вложений, эффективность, самоокупаемость, материальная
обеспеченность;

- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и
современных технологий социально-культурной деятельности,
который включает целый блок изначальных понятий социальной
работы, досуга, социально-культурной сферы, социального на­
значения, принципов и функций, частных и отраслевых методик,
отечественного и зарубежного опыта;

- организационно-управленческом, где основу смыслообразую-
щих структур составляют понятия менеджмента в социально-
культурной сфере, централизации и децентрализации, демокра­
тизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-
культурного диагностирования, прогнозирования и проектиро­
вания.

1 Социалное воспитание учащихся (основные теоретические положения) //Битинас В.П., Бочарова В.Г., Беличева С.А., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Лисовский В.Т., Фельдпггейн Д.И. и др. ГК СССР по народному образованию, АПН СССР; ВНИК ((Школа-микрорайон». - М, 1990.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Все практически реализуемые в сфере социально-культурной дея­тельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодейст­вии названных направлений.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 437. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия