Студопедия — Функции и принципы социально-культурной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Функции и принципы социально-культурной деятельности






Педагогический статус социально-культурной деятельности законо­мерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культу­ры и образования, демократическими институтами, общественными ор­ганизациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на соци­ально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

Вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их класси­фикации имеет несомненное методологическое значение. Не настаивая на абсолютности своей трактовки данной темы, авторы учебника открывают


 




Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

перед обучающимися возможность аргументированно отстаивать и свою, даже не адекватную общепринятой, точку зрения.

Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Од­нако все его оттенки и значения в конечном счете связаны с родо­вым смыслом - «отправление», «деятельность». Любая функцио­нальная система характеризуется тремя принципиальными Черта­ми. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.). Во-вторых, эти компоненты взаимосодействуют друг другу в дости­жении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.

Функции в своем содержании отражают определенные на­правления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофесиональной, индивиду­альной и коллективной культурной деятельности.

Функции определяют природу, специфику и средства дости­жения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают об­щественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функ­ции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке соци­ально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздейст­вия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определен­ные направления и стороны жизнедеятельности людей.

Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одно­временно компенсируют и дополняют друг друга. Противопостав­ления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, дея­тельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.

Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное со-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

блюдение дифференцированного подхода к интересам, потребно­стям и нуждам людей в рабочее и внерабочее/внеучебное время.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предпри­имчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досутовые объединения представляют собой самодея­тельные, самоуправляющиеся творческие организации, создавае­мые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эф­фективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Функции подвергаются изменению во времени - от возникно­вения к становлению до полной зрелости. В зависимости от дли­тельности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основ­ные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой че­ловеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимоза­висимость в целостном процессе формирования личности, под­вижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов об­новления российского общества.

Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или ина­че подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности вклю­чает в себя множество основных «опорных элементов» - это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и при­кладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение,


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурной деятельно­сти.

Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспреде­лен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со^ свобо­дой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям инте­ресно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных на­чал, безусловно стимулирующих социально-культурную актив­ность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная тра­гедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие чело­веческой личности и её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллек­туальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каж­дая из функций ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: либо на пассивный (зри­тельский, слушательский), либо на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно ис­пользующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индиви­дуальным; подражательным и творческим; функции по своему со­держанию могут носить либо опережающий (например, изыска­тельная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества).

Другим не менее существенным основанием для характери­стики функций социально-культурной деятельности является на­личие различных подходов к их классификации - системного, сре-дового, ситуационного, дифференцированного и т.д.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-про­светительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Совершенно естественно, что в зависимости от профессио­нального и непрофессионального, индивидуального и коллектив­ного характера деятельности, от специфики её содержания и нали­чия возрастных, этносоциальных, профессиональных и прочих условий основные функции в каждом конкретном случае допол­няются отдельным рядом специально востребованных вспомога­тельных функций, благодаря которым в конечном счете обеспечи­вается достижение конечного результата.

Одной из характерных для социально-культурной деятельно­сти является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, празд­ники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном инфор­мационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к со­циально-культурной сфере составляют производство, обмен, ко­дирование и декодирование, потребление и использование огром­ных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учреж­денческий) и массовый.

Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществ­ляют, как правило, малые группы, то на организационном (учреж­денческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функ­ции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в уч­реждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библио­теках, парках и т.д.). На массовом уровне эта функция предполага­ет распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического ком­плекса: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютер­ных сетей и т.д.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Наиболее полно развивающее начало воплощает в себе и ин­формационно-просветительная функция социально-культурной деятельности.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. По­скольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каж­дый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творче­ства от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов). Информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обяза­тельным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обес­печивает более полное удовлетворение разнообразных индивиду­альных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на более широ­кий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведе­ниях и из других источников.

С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, худо­жественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фес­тивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объедине­ния, туристические походы, школы актива и т. п.).

Следует помнить, что в сфере социально-культурной деятель­ности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, на шкале ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая на­правленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида педагогически организованной творческой деятельности де­тей и взрослых. На выбор содержания и форм досуга активно влияют кино и телевидение.

Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распростра­нен среди работающих на предприятиях.

Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекатель­ных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различ­ных групп населения, причем с целью восстановления сил, затра­ченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и ха­рактеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организо­ванный (запрограммированный) и неорганизованный, коллектив­ный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ог­раниченными возможностями, как физическими, так и психиче­скими.

В любом случае организаторы стремятся к созданию рацио­нальных, активных видов рекреации, основанных на доброволь­ном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформаль­ного общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, вклю­чающих экскурсии, соревнования и т.д.

Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требу­ет установления тесных контактов и взаимодействия с творчески­ми, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Социально-культурные функции сложились на основе много­летнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилънжов. Социально-культурная деятельность

понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаи-модополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функ­ции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.

На протяжении последних лет вместе с развитием функций со­циально-культурней деятельности динамично изменялись и функ­ции самих организаторов этой деятельности. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, состав­ляющим суть профессии специалиста социально-культурной сфе­ры.

Одной из приоритетных является экономическая функция - участие в создании необходимых социально-экономических ус­ловий развития и рекреации в различных формах досуга и творче­ства жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и ком­петентно решать проблемы, связанные с социально-культурным менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией раз­вивающих и рекреационных программ. Они должны быть общи­тельными, способными к прогнозированию, выработке конструк­тивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфе­ре организованного и неорганизованного досуга.

Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и са­модеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту соци­ально-культурной сферы необходимо знать нормативные и право­вые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, вла­деть информацией в области правового регулирования деятельно­сти общественных организаций, добровольных обществ и люби­тельских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Функция финансово-экономического обеспечения учрежде­ний досуга связана не столько со способностью ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую дея­тельность, сколько с владением механизмом материального обес­печения самодеятельных инициатив, при котором не теряется вос­питывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всесто­роннему развитию личности.

Содержание функции обеспечения досуговых форм самодея­тельности населения заключается не только в разработке, кор­ректировке и реализации социально-культурных, досуговых ини­циатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и само­деятельности населения, поскольку это и есть стратегическая ли­ния и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населения, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учрежде­ний, защищая их от некомпетентного, порой сугубо администра­тивного вмешательства.

Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая сис­тема их обучения недостаточно соответствует требованиям време­ни, нуждается в совершенствовании.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на тра­диционном гуманизме, уважении достоинства человека независи­мо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное ис­пользование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста-организатора досуга является важным связующ! м звеном между жителями социума и социально-культурными институтами, дейст­вующими в сфере свободного времени.


 




ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Каждая из функций социально-культурной деятельности про­никнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих спо­собностей личности, создание максимальных условий для полно­ценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы со­вершенствовать, улучшать педагогическую организацию социаль­но-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функ­ций создает благоприятную возможность для углубления сотруд­ничества государственных, общественных, частных предпринима­тельских структур сферы досуга. Объективной основой укрепле­ния их взаимодействия служит выявление и творческое использо­вание совпадающих или частично сходных функций различных типов социально-культурных институтов.

Важнейшими методологическими категориями, характери­зующими суть и диалектику развития социально-культурных про­цессов, являются принципы социально-культурной деятельности.

Принципы в педагогике - генеральная идея, объективная нор­ма, свод главных правил реализации воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевает­ся всей логикой социальных, педагогических, культурных процес­сов.

В самой категории принципа находят отражение основные ис­ходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального ин­ститута.

Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, вы­полнение которых обязательно для всех систем управления и ор­ганизации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государствен-


Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ных и негосударственных, общественных институтов, в докумен­тах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

В качестве принципов нами рассматриваются основопола­гающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности. Они подвержены постоянной и непре­рывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Как отрасль педагогической и культурологической наук, соци­ально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в ву­зах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каж­дый из них опирается на собственный понятийный аппарат, харак­терные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также раз­ными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социо­культурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями кон­кретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определен­ному краю, области, городу, району и т.д.

В то же время существуют и некоторые общие, принципиаль­ные закономерности, характерные для различных видов общест­венной социально-культурной практики, учреждений и предпри­ятий сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.

К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип, к сожалению, не­редко воспринимают упрощенно: для того, чтобы решить в прак­тике учреждения культуры ту или иную этическую, психологиче­скую либо организационную проблему, полагают достаточным придать ей «статус» педагогической задачи, определить цель и


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

наиболее подходящие способы воспитывающего воздействия, вы­
строить вариант соответствующего педагогического поведения
субъекта и объекта, подобрать соответствующий педагогический
инструментарий. ^

Повседневная практическая деятельность менеджеров, педа­гогов, технологов требует иного, более глубокого подхода к про­блеме. Принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педа­гогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.

В социально-культурной практике с такими закономерностями мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. При этом они позво­ляют не только обозначить наиболее существенное и устойчивое в содержании самого процесса деятельности, но и связать его со специфическими особенностями проявления в досуге, образова­тельной деятельности, профессиональном и непрофессиональном творчестве, социально-культурной реабилитации и других облас­тях.

К числу таких закономерностей относится сочетание про­дуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании соци­ально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от про­цесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творче­ского продукта, изделия, услуги.

Отсюда следует еще одна закономерность - аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энерге­тики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека.

Творческая энергетика людей, особенно в детском и подрост­ковом возрасте, обычно несовершенна, нестабилизированна. Од­нако личностная энергетика очень часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и мо­жет привести к негативным последствиям.

Для более глубокого педагогического проникновения в сущ­ность социально-культурной деятельности очень важно посто­янно видеть и ощущать в ней диалектику соотношения времени,


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

пространства и содержания. Вся социально-культурная дея­тельность протекает в рамках свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

Наконец, как любая педагогическая деятельность, связанная с духовным миром, социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность. Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образова­ние, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту дея­тельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подро­стка, взрослого человека высшей социальной и культурной цен­ностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каж­дой личности, признание прав и свобод людей в социально-куль­турной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутвержде­ния и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодейст­вующих субъектов и объектов касается большинства многона­циональных по составу регионов Российской Федерации (в том числе республик Дагестан, Татарстан, Башкортостан и др.).

Принцип ориентации на культурно-ценностные отноше­ния и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к ра­циональному, педагогически оправданному использованию со­держания и всего воспитательного потенциала социально-куль­турной деятельности.

Среди современных принципов социально-культурной дея­тельности перечислим принципы культуросообразности техноло­гического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетиче­ские нормы поведения, национально-этническую обрядность, осо­бенности народного творчества, фольклора, национальных промы-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

слов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих ин­тересов в содержании социально-культурных проектов и про­грамм; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и нацио­нально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип обще­ственно-государственного соуправления, обеспечения децентрали­зации и суверенности региональной политики в социально-куль­турной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законода­тельных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культур­ной деятельности, выделению культурного аспекта развития и ут­верждения культурной самобытности каждого народа.

В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой раз­вития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и не­правительственных учреждений и организаций такого же заинте­ресованного отношения к культуре, как к экономическому разви­тию и социальному благосостоянию общества.

В качестве ключевых областей и приоритетных принципиаль­ных видов деятельности перечислим следующие: учет культур­ного аспекта развития; связь между культурой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни; стимулирование твор­чества и созидания в области искусств. Для оценки хода реализа­ции программ используется ряд критериев. Среди них: учет мест­ных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности; получение пред­полагаемого социального эффекта; развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской дея­тельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, пред­ставляющих интерес для ряда партнеров.

Таким образом, в опыте различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поис­ках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия