Студопедия — Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности






Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефици­та новейших современных технологических наработок в произ­водстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здраво­го смысла, дефицит современных профессиональных знаний, уме­ний и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нужда­ются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проек­тов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непро­фессиональной (любительской) социально-культурной деятельно­сти.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологиче­ские и педагогические факторы и феномены, определяющие эф­фективность любого вида и уровня социально-культурной дея­тельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэто­му она объективно нуждается в научно обоснованной интерпрета-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ции и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкреп­ленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной дея­тельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматрива­ется совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, со­циологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации соци­ально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последователь­ного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно пси­хологические факторы, условия, механизмы во многом определя­ют эффективность и результативность индивидуальных и коллек­тивных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.

Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, на­правленных на преобразование сферы культуры и совершенство­вание различных видов как профессиональной, так и любитель­ской социально-культурной деятельности.

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебнс-творческих коллективах он прочно утвердил себя как-идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации»


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрож­дение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство нацио­нальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механи­ческого» поведения в стереотипных ситуациях.

Многовековым опытом народной культуры подтверждена устойчи­вость воздействия традиций и обычаев на стабилизацию человеческих взаимоотношений, на воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во внимание негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.

В практике социально-культурной деятельности достаточно ощути­ма роль такого психологического феномена, как внушение. На многосто­ронность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М.Вахтеров, И.П.Павлов, КИПлатонов и другие отечественные пси­хологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода психо­логического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе лю­дей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувст­ва», полной отключенности от личного отношения к окружающему (соз­дания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтиро­ванного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения заме­шана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практи­ка продвижения и утверждения её «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сффе, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его ор­ганизации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в <оолпе» нездорового ажиотажа, массовых психологи­ческих «вывихов» и вспышек агрессивности.

Эффективность каждого из психологических методов зависит от то­го, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени


 


ПО



Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устой­чивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом. В процессе социально-культурной деятельности получили большое рас­пространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опрос­ные методы, диагностические методы и метод эксперимента (см. под­робнее о характеристике каждого из них в разделе «Социально-культурные технологии»).

Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактери­зовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рек­реативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации.

Как известно, одна из актуальных задач в работе с участни­ками социально-культурных общностей (студий, учебных кур­сов, творческих мастерских и т.д.) - определение творческого потенциала и творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информа­ция, полученная с помощью анкетирования и опросов в рефе­рентной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности - способности ученика, студента, специа­листа-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям.

Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введен­ное в психологию П.Торренсом, имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов социально-культурной деятельности. Актуален для них и другой вывод П.Торренса о том, что уровень креативности распространяется не только на чисто организаторскую деятельность специалиста (менеджмент), но самым тесным образом связан с конкретными


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

достижениями в учебном и профессионально-творческом тру­де1.

В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников соци­ально-культурных процессов - особое место занимает подсис­тема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, пред­полагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, альтернативных форм самоорганизации собственного досуга. С помощью различ­ных видов социально-психологического инструментария мы по­лучаем также возможность отслеживания и диагностики процес­сов, связанных с непрерывной интеграцией, пересечением, взаи­мопроникновением различных направлений социально-культур­ной деятельности в масштабах отдельно взятого социума - го­рода, поселка, производственного, учебно-творческого, досугового колектива.

С точки зрения психологии и педагогики, исходной для чело-векоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек - главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимоза­меняемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек - источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции ин­дивидуальной и коллективной социально-культурной деятельно­сти в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициа­тиву и творчество.

Исторически творческий потенциал рода воплощается не в са­мих по себе готовых продуктах человеческой деятельности - ве­щах и идеях, а в порожденных ею проблемах, предметными носи­телями которых служат эти продукты. Благодаря этому через со-

' Торренс П. - Шпалинский В.В. Психология менеджмента - М' Изд-во УРАО, 2000. -С.65.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

держание социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и непроявленные и даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности. Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связан­ную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутрен­них соотношений и компонентов, экспериментирование с ними, опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребе­нок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач, которые ставят перед ним партнеры по сотрудничеству, инициа­тивно выдвигает новые цели и проблемы.

Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколен­ной передачи.

В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициатив­ной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рас­сматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши. К.И.Чуковский использовал данный термин для обозначения ши­рокого круга особых словесных произведений, в которых смысл как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически уко­ренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.), они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные в том числе на детей.

В восточно- и западноевропейской культурной традиции «пе­ревертывание» издревле выступало как мощное средство расши­рения сознания, развития творческих способностей взрослых и детей. Особое место оно занимает в жизни современного ребенка-дошкольника. Дети сравнительно рано приступают к самостоя­тельному конструированию перевертышей, затевая на их основе своеобразные «умственные игры» со взрослым.

Педагогическую ценность перевертышей К.И. Чуковский свя­зывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества реа­лизма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании «нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как не­что комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.

Следовательно, успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответ­ствующих умений и навыков. Она определяется также и тем, на­сколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его дело­вые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его вла­дение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессио­нально-творческих ситуациях.

Для характеристики и классификации профессий, востребо­ванных и задействованных в социально-культурной сфере (в част­ности, в соответствии с классификатором специальностей и спе­циализаций МГУКИ), применима широко известная в практиче­ской психологии и педагогике классификация профессий, разрабо­танная Е.А.Климовым1. Следуя этой классификации, в исключи­тельно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или пред­мет труда профессионалов и любителей как субъектов индивиду­альной или коллективной социально-культурной деятельности.

В зависимости от того, на что или на кого направлена эта активная, преобразующая деятельность, все профессии, специальности, специали­зации, обладающие собственным специфическим объектом (предметом) труда в необычайно широкой социально-культурной сфере, подразделя­ются на следующие типологические группы: «человек - природа» (эко­логические, природоориентированные, природоохранные); «человек -техника» (кино- и фотодело, компьютерные, операторские, инженерные и др.); «человек - человек» (история культуры, социология, социальная педагогика, менеджмент и маркетинг, право, общественные связи, пси­хология, режиссура культурно-досуговых программ и др.); «человек -знак» (информатика, журналистика, дизайнерские, программистские и др.); «человек - художественный образ» (режиссерские, актерские, музы-

1 Климов ЕЛ. Введение в психологию труда. - М: МГУ, 1988; Климов ЕЛ. Как выбратьпрофессию. Изд. 2-е. -М: Просвещение, 1994.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

капьно-исполнительские, народное творчество, дизайн, декоративное и прикладное искусство, хореография и др.).

Для каждой из типологических профессиональных групп специали­стов социально-культурной сферы психологами разработаны соответст­вующие матрицы профессиональной пригодности. Например, для педа­гогически ориентированных специальностей типа «человек-человек» -социальных педагогов, социологов, менеджеров по общественным свя­зям, юристов и др. - в качестве исходных профессиональных требований к специалисту выдвигается умение активно взаимодействовать с людьми, коммуницировать, хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, быть подготовленным к эф­фективному деловому общению с людьми; для профессий, связанных с художественно-творческим исполнительством, помимо специальных знаний, умений и навыков необходимы природная одаренность, наличие творческих задатков и способностей.

Приведенные данные подтверждают вывод о том, что в прак­тике социально-культурной деятельности может быть задейство­вана разветвленная система психологических наук. Если учесть, что в последнее время в психологии каждые 4-6 лет появляется новое направление, то в комплексе развивающихся психологиче­ских дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к социально-культурной сфере, необходимо выделять дисциплины фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (прак­тические).

Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направле­ние, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных соци­ально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуаль­ной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, способностями, общением, взаимодействием с окру­жающей средой.

Не менее важное, чем психология, место в социально-культур­ной деятельности занимает педагогика. Так, сопряжённость куль­турологии и социальной педагогики, а также подход к образова­нию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-куль-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

турной деятельности в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента.

Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определе­ния, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие. Предме­том педагогического компонента в любом из перечисленных вари­антов всегда было и остается исследование закономерностей обу­чения и воспитания в условиях специально организованного соци­ально-культурного процесса, выявление эффективности приме­няемых в этих целях педагогических методов и технологий, уста­новление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.

Большое число социально активных субъектов, постоянно спо­собствующих возникновению и развитию новых досуговых инте­ресов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педа­гогический потенциал социально-культурной деятельности. Ос­новное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного соци­ально-культурного объекта (учреждения, объединения, организа­ции, студии и др.), отдельного мероприятия или акции.

Социально-культурная деятельность по самой своей сути глу­боко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе не­изменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагоги­ческой цепочки. К ним относятся:

- межсубъектное сотрудничество партнеров, учет влияния окру­
жающей среды и факторов воспитания, выбор наиболее эф­
фективных педагогических методов и технологий, выявление
их социальной направленности, педагогически продуманная
организация деятельности от планирования до контроля и
оценки ее результатов;

- наличие сенсорных качеств (обилие и острота ощущений и восприя­
тий, устойчивость внимания, любознательность, тяга к новизне), па­
мять, способность узнавания, экстравертивность - интровертивность;

- наличие характера как совокупности отличительных психических


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе её фор­мирования; главными характерологическими чертами являются ин­теллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фан­тазии, воображения; владение речью;

- этические отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть,
чувство долга, самолюбие, честолюбие); к другим людям (доброже­
лательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость,
подозрительность, откровенность);

- эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии,
переживание прекрасного;

- наличие или отсутствие воли - умение и готовность сознательно
управлять своим поведением (целеустремленность, решительность,
выдержка, мужество, способность к волевым воздействиям на окру­
жающих и качества, противоположные перечисленным);

- образованность (культурность) - знания, умения, навыки, вера (убеж­
дения), идеалы, почерпнутые в результате социализации (репродук­
тивная деятельность) и выработанные самостоятельно (продуктивная
творческая деятельность индивидуализирующейся личности). Обра­
зованность влияет на черты характера, облекая их в культурные
формы, и сама зависит от природных данных (память, восприятие) и
характера человека;

- духовность; степень развитости и гармоничности духовных потреб­
ностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы»,
выработанные личностью самостоятельно в результате само­
познания и умозрительного созерцания.

Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация со­циально-культурной деятельности предполагает необходимость прежде всего выделения диагностического и формирующего эта­пов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих пол­ному и эффективному его использованию.

В силу своей многосферности, полисубъектности, необычайно широкого диапазона направлений и технологий социально-куль­турная деятельность опирается на теоретический и методический арсенал целого созвездия самостоятельных педагогических дисци­плин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедаго-


Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

гику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику, дефектологию (сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики), военную педагогику и т.д. В каждом конкретном случае между теорией и практикой социально-культурной деятельности, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами - с другой, устанав­ливаются существенные связи и отношения. Они распространя­ются на процессы психолого-педагогических воздействий, различ­ные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональ­ные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоцио­нально-волевой сферы, творческих способностей у различных воз­растных групп и отдельно взятой личности.

Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий социально-культурной деятельности. Пожалуй, трудно найти другую такую сферу педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе - обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т.д.

Психолого-педагогический контекст дает возможность про­следить взаимосвязь профессиональных требований и индивиду­ально-психологических особенностей лиц, занятых в процессе производства и реализации культурных продуктов и услуг. При выборе профессии, в ходе профессионального обучения и в про­цессе дальнейшего становления специалиста как индивидуальная, так и групповая социально-культурная деятельность человека по­стоянно испытывает воздействие двух групп факторов - объектив­ных и субъективных.

Объективные факторы - это профессиональные требования, нормы и ограничения, выдвигаемые в процессе социально-куль­турной деятельности к её участникам (как профессионалам, так и любителям); это наличие у каждого из них необходимых профес­сиональных знаний, умений и навыков, профессионально значи­мых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъектив­ных, к которым психологи и педагоги относят имеющиеся у кон­кретного человека (профессионала, любителя) задатки и способно-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ста, индивидуально-психологические свойства и особенности, мо­тивацию и уровень притязаний его участия в социально-культур­ной деятельности, степень его самооценки и психологической за­щищенности в случае возможных ошибок и неудач.

Многолетний опыт, накопленный в различных сферах соци­ально-культурной общественной практики, демонстрирует множе­ство вариантов совпадения и расхождения объективных профес­сиональных требований с субъективными возможностями и спо­собностями людей, занятых в различных областях социально-культурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и арти­стов.

Известно, что занятый в том или ином виде социально-куль­турной деятельности человек (будь то профессионал или люби­тель) в ходе обучения или практического участия как бы посто­янно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настой­чиво изменяя и развивая самого себя.

Встречается и другая ситуация, распространенная в совре­менной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, ин­дустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий об­щепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам стано­вится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профес­сии.

Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, про­фессиональный отбор и выявление их профессиональной пригод­ности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.

В практике многих учреждений социально-культурной сферы - при работе с абитуриентами на вступительных экзаменах, во


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

время конкурсов на замещение вакантных должностей и аттеста­ций в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспиран­туру и магистратуру и т.д. - широко используется профессиональ­ный отбор и подбор.

Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же сис­тему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия -несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значе­нию. В первом случае человека отбирают для определенной про­фессии (профессиональный отбор), во втором - профессии подби­рают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).

Существуют педагогический и психологический виды профес­сионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения про­фессиональных обязанностей, то объектом второго, соответст­венно, являются задатки и способности человека, его профессио­нальная направленность, ценностные ориентации, мотивации, ин­тересы и предпочтения.

В обоих случаях отбор производится с помощью комплекса методи­ческих средств - собеседований, вербальных и проективных тестов, оп­росников, «батареи» диагностических аппаратурных методик, творче­ских заданий и упражнений.

Таким образом, психологические и педагогические компо­ненты в социально-культурной деятельности находятся в постоян­ном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педаго­гическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с уча­стием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекуль­турного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и мето-


 




ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

дологический инструментарий в педагогике сотрудничества и твор­чества.

Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития

Категория содержания представляет собой одно из фундамен­тальных понятий теории и практики социально-культурной дея­тельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разно­видностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педа­гогическими требованиями.

Сегодня можно говорить об усилении интегративных процес­сов, в результате которых начинают сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это субъективно выводит проблему содержания социаль­но-культурной деятельности из искусственно зауженных рамок и подталкивает эту деятельность к полифункциональному развитию.

Концепции многих проектов и программ, реализуемых сегодня в социально-культурной сфере, строятся на поиске перехода от логики объективного изучения и анализа культурной ситуации в том или ином регионе к логике социального действия, направлен­ного на максимальное раскрытие и активизацию позитивных эле­ментов в социально-культурной среде. При этом нельзя не учиты­вать наличие целого ряда противоречий и трудностей, сковываю­щих энергию культуротворческих сил на местах.

Одним из таких противоречий может служить несоответствие между самими подходами к организации культурной жизни в ре­гионах. Один из них по-прежнему базируется на учрежденческом (сетевом) принципе управления социально-культурной сферой, хотя на местах в условиях современных рыночных отношений он давно обнаруживает свою явную несостоятельность. Другой, ос­нованный на социально-культурном плюрализме, максимальной поддержке инициативы и творческого поиска руководителей и ак­тива учреждений культуры, медленно, но настойчиво пробивает дорогу во всех областях духовной жизни.

В самом деле, вызванные демократизацией общества качест­венно новые процессы в социально-культурной деятельности раз-


Раздел I. Теоретические основы социально-культурно й деятельности

виваются на самых различных организационных основаниях -территориальных, стратификационных, корпоративных, этниче­ских, ситуационно-бытовых и других. Но их объединяет общая и, бесспорно, принципиальная по своей сути закономерность: функ­ции организующей и движущей силы в процессах, связанных с переосмыслением и коренным изменением подходов к содержа­нию и организации досуга, творчества, образования, взяли на себя социально-активные слои общества - лучшие представители дет­ских, молодежных, женских, ветеранских организаций, интелли­генции, деловых кругов, массы профессионалов и любителей раз­ных видов и жанров искусства и народного творчества.

Именно этой преобладающей закономерностью мы руково­дствуемся, когда в контексте нашего курса говорим о преоблада­нии предметно-проектной оценки содержания социально-куль­турной деятельности. В своей основе подобная оценка означает, что категория содержания, с одной стороны, рассматривается как обширное проблемное пространство, а с другой - предстает перед нами в виде бесконечного множества явлений, объектов и процес­сов, которые либо получили, либо получают, либо в недалеком будущем обязательно получат конкретную реализацию и овещест­вление в социально-культурных проектах и программах, причем на самых различных уровнях - местном, региональном, федераль­ном, международном.

В содержании социально-культурных проектов и программ наряду с насущными духовными интересами, предпочтениями и потребностями людей находят отражение актуальные вопросы по­литики, экономики, культуры, приоритетные задачи социальной работы, социальной педагогики, психологии, этики, эстетики и других общественных дисциплин.

Основу категории «содержание» социально-культурной дея­тельности составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и культурные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации социально-культурных проектов и программ.

Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно свя­занная с реализацией отдельных проектов и программ, проведе­нием тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете на-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

правлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, опреде­ленной области культуры, образования, искусства, досуга. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознатель­но мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет опреде­лять логику и последовательность этого проектного действия.

Сущность проблемы неразрывно связана с наличием проблем­ной ситуации, определенных противоречий, трудностей и препят­ствий в окружающей социально-культурной среде. Проблема не нуждается в простой констатации проблемной ситуации. Ситуа­цию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. По­этому проблему всегда отождествляют с анализом социально-культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений устанавливаются и причины, и результат несо­ответствия между существующим и должным, реальным и желае­мым.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникно­вение так называемого «проблемного поля», в содержание которо­го в контексте нашего предмета включается широкая совокуп­ность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжи­руются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными со­циальными и социально-демографическими условиями, либо с внут­ри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных инсти­тутов и учреждений.

Необычайное разнообразие проблемных полей, характери­зующих состояние и перспективы развития сферы культуры, обра­зования, искусства







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 789. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.033 сек.) русская версия | украинская версия