Студопедия — СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






Многозначность понятия «социально-культурная деятель­ность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура соци­ально-культурной сферы определяется различными видами соци­ально-культурной деятельности.

Для более точного определения границ, масштабов и наполне­ния понятия «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводст­венная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».

В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются матери­альные ценности, не образуется национальный подход и преобла­дает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и науч­ное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, име­нуемая социальной сферой.

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру со­циальной сферы. Это понятие используется для характеристики



Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здра­воохранение и социально-культурная реабилитация, средства мас­совой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоя­тельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения эко­номических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, произ­водства определенного продукта, способного формировать и удов­летворять культурные потребности людей.

Поистине крайне сложно охватить все многообразие сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных ин­ститутов, выступающих в качестве субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации. В данном разделе рас­сматриваются лишь некоторые массовые виды общественной практики, наиболее отвечающие духу и сущностным характери­стикам социально-культурной деятельности.

К ним относятся: досуг и досуговая деятельность; образование и карьера; народная художественная культура и творчество; физи­ческая культура и спорт; социальная защита и культурная реаби­литация; межкультурный обмен и сотрудничество (в рамках про­возглашенного ООН Международного десятилетия культуры и мира ненасилия в интересах народов планеты (2001-2010 гг.).

О каждой из этих сфер складывается представление как о про­странстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, про­изводят и воспроизводят многочисленные виды культурных цен­ностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

1. Досуг и досуговая деятельность

В современной литературе досуг не представлен как целостный объ­ект анализа. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как от­дых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая дея­тельность, свобода, рекреация и тд.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый чело­век обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потреб­ностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улуч­шает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчиты­вают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досуго-вого поведения.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить бо­лее сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Сре­ди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч.

Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

В современной социально-культурной ситуации досуг пред­стает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и фор­мируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка зна­чения досуга как социально-культурной категории в жизни обще­ства. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производ-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ственной сферы досуг становится все более широкой сферой соци­ально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятель­ности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные де­финиции, в наибольшей степени это относится ко второму значе­нию, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типо­логией.

Необходимо, на наш взгляд, прежде всего уточнить содержа­тельную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оцен­ки, без которых не мыслится создание любого полноценного соци­ально-культурного проекта.

Существенным представляется вопрос о пропорциях, соотно­шении между специфическим назначением досуга как социально-культурного явления и тем содержанием, которое привносится в досуг на разных исторических этапах государственными и обще­ственными структурами. Категория содержания досуга при всей ее многомерности и инвариантности всегда сохраняет свою изна­чальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга.

Как западные, так и отечественные исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизованных форм, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, биз­неса и культуры.

По их мнению, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интерес­ная задача: поставить в центр научных исследований досуга усло­вия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. За­кономерен подход к анализу, например, понятия «индустрия досу­га», вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уро­вень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Ученых в одинаковой мере волнует социальное неравенство различных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Многие определения, составляющие понятийный аппарат до­суга как отрасли научного знания, начали разрабатываться только в последние 10-15 лет. Это относится к понятиям «досуговая дея­тельность», «социально-культурная деятельность», «социальные институты», «социализация личности», «социальная педагогика», «индустрия досуга», «чистый досуг», «полудосуг» и др.

Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его спе­цифические дефиниции. С 50-60-х годов досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной ра­боты, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, на­правленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время.

В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, на­оборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свобод­ное время». Практически они слились.

Время человека, занятого общественно организованной произ­водственной, учебной или иной аналогичной по характеру дея­тельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени.

В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомога­тельного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготов­ку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачивае­мого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, при­ем пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собст­венно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возмож­ностей, физического состояния, духовных потребностей.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени че­ловека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических по­требностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домаш­них, семейных обязанностей.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трак­туется как результат свободного выбора.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиня­ется закону физической и социальной необходимости. Досуг - не­обходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого чело­века. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реа­лизации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазви­тием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют ника­кой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда - и от межлично­стных обязательств, таких, например, как контракты и даже дого­воренности.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку опреде­ленные требования, которые вменяются в обязанности любой со­циально-культурной общности - от спортивных команд до кино­обществ - с целью реализации своих досуговых потребностей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества про­блем, которые сопровождают развитие современной семьи — ди­намики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроитель-ной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значе­ние. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не


РазделЛ. Сферы реализации социально-культурной деятельности

сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых раз­личных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свобод­ное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреа­ции, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким обра­зом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию «время». В философии оно определяется как ве­личина, которой свойственны однородность, одномерность, упо­рядоченность, непрерывность, однонаправленность, необрати­мость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социаль­ное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и - в рам­ках последнего - свободное время.

Рабочее время рассматривается как время общественно необ­ходимого производства материальных и духовных благ в процессе труда. Нерабочее время включает затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачи­ваемого рабочего времени, и др.), на домашний труд и самообслу­живание, удовлетворение физиологических потребностей.

Свободное время представляет собой «часть внерабочего вре­мени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необ­ходимых затрат»1, в частности на сон, уход за детьми, занятия до­машним хозяйством, бытовые заботы.

Отсюда следует, что досуг как свободное время выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной рек­реационной, восстановительной деятельности.

' БСЭ. - Т. 23. - М, 1976. - С. 87.


I IIMillI


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Величина свободного времени далеко не однородна у различ- j ных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяй­ству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного време­ни на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней эко­номической ситуации, оказывается меньше социально необходи­мого, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом. Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал этих групп значительно превосходит их досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным - в социальном, психологическом и личностном плане - формам его освоения.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семей-но-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.

В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего време­ни, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха.

Годичный цикл включает еще один-два интервала компактно­го нерабочего времени — это отпускное время. Для учащихся вме­сто отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интер­валов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пен­сионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообрази­ем использования свободного времени, досуговых занятий.


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабо­чего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или реко­мендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интел­лектуального совершенствования. Наибольшими объемами досу-гового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочис­ленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хо­зяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Проблема досуга как социально-культурной категории не от­носится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традицион­ного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздни­кам и будням1.

Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития по­нятия «досуг». Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории со­циально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия «досуг».

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широ­ко и означает время, достаточное для достижения какой-либо це-

См.: Бакштейн ИМ. Социальные функции досуга и проектирование учрежде­ний культуры. Дис.канд.филос.наук (ИСИ АН СССР). М, 1985; Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф.дис.докт. философ.наук - Л., 1981; Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. - Изд. 2-е. - М: МГУКИ,2003.-296с.


 




Т.Г. Киселева, Ю .Д. Красильников. Социально-культурная деятельность -

ли, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безде­лье.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Да­ля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «до­суг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и упот­реблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.

Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досу­жий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предпола­гает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «дося­гать» - достигать чего-либо, на что требуются усилия.

Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современ­ном словаре русского языка СИ. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр); досужий - сво­бодный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на до­суге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».

Многие исследователи, высказывая различные взгляды на ис­торию досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возмож­ность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинако­вое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охва­тывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто со­четались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью.

Что касается термина «досуг», то, по мнению целого ряда уче­ных, его нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, аграрными периодами истории человека. В аг­рарный период трудовой год проходил под знаком каждого прохо­дящего дня или времени года. В хорошую погоду работали упор­но, в плохую - работали меньше либо совсем не работали. Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного бы-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

та. Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. После работы наступало время отдыха, и трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое. В централь­ных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.

Предопределенность содержания и форм досуга сменой вре­мени года является господствующей чертой традиционной культу­ры каждого народа. Досуг подчинен логике народного календаря. И хотя сегодня мы менее зависим от природных явлений, необхо­димо в процессе социально-культурного проектирования и реали­зации досуговых программ постоянно учитывать вековые тради­ции ориентации на календарь природы, профессионально глубоко освоить этот принцип «календарного» функционирования тради­ционных народных культур, находить соответствующие календа­рю виды и формы социально-культурной деятельности, досугово-го культуротворчества.

Смена времен года обычно сопровождалась серией религиоз­ных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, на­пример, наряду с существованием семейной обрядности, характе­ризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи - этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекультурная обрядность, коллектив­ное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обряд­ность». В то же время между этими двумя видами обрядности из­давна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов.

Общих, «мирских» обрядов было, как правило, не более трех-четырех в году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т.д. Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной об­рядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-промежуточных досуговых традици­онных форм относились посиделки и «вечерки», где собирались не только взрослые, но и молодежь.

Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг. Соответственно этому большинство, например европейских, циви-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность -

лизаций имело более 150 свободных от работы дней в году. Ана­лизируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по суще­ству, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы выполнять духовные обязательства. Бедняк в одной из басен известного французского поэта XVII века Ж. Лафонтена, например, жалуется: «...Монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых». К концу XVII века французские крестьяне и ремесленники, со­ставлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164 свободными днями в году, которые не были добровольно избран­ными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы. Что касается аристократических кругов, то их свободное времяпрепровождение не может быть охарактеризовано термином «досуг». Финансово и социально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с досугом, поскольку такой «досуг» не является ни результатом, ни вознаграждением за работу, а, скорее всего, занимает место самой работы.

В осмыслении досуга как социального явления с полным осно­ванием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, сте­пени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельно­стью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа -душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда.

Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если «безделье - мать всех пороков», то досуг несет в себе через осо­бым образом организованное общение глубокий социальный, час­то педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, раз­вивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, ду­ховно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокуль-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

турного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения тради­ционных национальных культур.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта запо­ведь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по суще­ству, стоит один из наиболее важных принципов народной культу­ры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утили­тарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.

Наиболее характерный признак овладения традиционной куль­турой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. «Мешай дело с без­дельем - проживешь век с весельем», - гласит пословица.

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни боль­шинства занятого населения. Отметим два наиболее существен­ных.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досу­га посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней ме­ре, некоторые из видов досуговой деятельности не должны попа­дать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аг­рарный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными город­скими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграр-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ных обществах развивающихся стран, входящих сегодня в пре-диндустриальный период.

Таким образом, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития обще­ства. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и уве­личилось свободное время, оказались четко разделенными, регла­ментированными досуг и труд, досуг и учеба.

Крушение социально-культурной программы и парадигм орга­низации досуга, характерных для периода господства администра­тивно-командной системы, в директивном порядке насаждавшей в области культуры и досуга идеологический диктат, привело к сти­хийному формированию новой парадигмы досуга «снизу», плюра­листичное™ процесса. Первые позитивные результаты народного творчества в этой области (выявление и раскрытие истинных досу-говых потребителей во всем их разнообразии, гуманизация досуга и т.д.) послужили основой для теоретического осмысления акту­альных проблем свободного времени.

К негативным явлениям в спонтанном формировании новой социокультурной парадигмы досуга относятся эмпиричность, эпи­гонское воспроизводство зарубежных образцов, в том числе тех, которые создаются исключительно в коммерческих целях и рас­считаны на массовую аудиторию стран «третьего мира», нигили­стическое отношение ко всему опыту прошлого, с одной стороны, и попытки возрождения явных анахронизмов - с другой.

Для социально-культурного опыта крайне важен учёт такого психологического феномена, как досуговые заблуждения, харак­терные для массовой потребительской, главным образом моло­дежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способ­ствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявлен­ных объединений, союзов, партий, включая группировки, извра­щенно трактующие социальное назначение свободного времени.

В настоящее время многие зарубежные модели досуга, не все­гда включающие и шоу-бизнес, и компьютерные игры, и моду, и спорт, и модели антидосуга, порой активно вытесняют отечест­венный, национальный досуг. Они особенно быстро приживаются в молодежной среде, становятся ненатуральным заменителем об­щественно значимого досуга. Сам этот процесс разрушения нацио­нального менталитета в социально-культурной сфере и возможные


Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

способы его нейтрализации нашей наукой пока не изучены и не осмыслены до конца.

Внесение научной основы в процесс формирования новой со­циокультурной парадигмы массового досуга является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества.

В последние десятилетия мы являемся свидетелями опреде­ленной автономизации свободного времени, отделения его от «внешней целесообразности», прагматических установок, превра­щения в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности, «возвышенной деятельности».

Свободное время правомерно называют социально-культурным фе­номеном. Чтобы подтвердить справедливость этого положения, остано­вимся вкратце на характеристике и градации досуга и досуговой деятель­ности.

Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфе­ре социокультурного потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике.

Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «ки­нетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельно­сти обусловлена, прежде всего, богатством ее предметного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Именно в этом, в частности, состоит компенсаторная функция досуга, его роль в расширении диапазо­на жизнедеятельности людей, а следовательно, и их всестороннем разви­тии. Особое значение это свойство приобретает в условиях узкоспециали­зированных производственных процессов, характерных для современно­сти. Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение лич­ности в культурно-творческий процесс, обеспечить переход от потреби­тельства к производительной конструктивной деятельности в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, за­даткам и увлечениям человека.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее ин­дикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой дея­тельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Пер­вый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, клас­сифицируется как инертный, второй - потребительский, третий (высший) - творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирую­щих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духов­ные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как сви­детельствует практика, существует объективная необходимость в общест­венной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физиче­ского здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное разви­тие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характер­но соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в свя­тость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлеж­ность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в со­четании с принципом включеннос







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия