Студопедия — Досуг и охрана окружающей среды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Досуг и охрана окружающей среды






Досуг - это часть внерабочего времени, остающаяся у человека по­сле выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.).

Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, свя­занных между собой: самообразование, культурное общение, физ­культура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два на­правления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых.

Если неорганизованный отдых - нерегулируемое во времени и про­странстве использование свободного (досугового) времени с не опреде-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ленными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых - планово регули­руемое (лично или посредством специализированных организаций) ис­пользование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посе­щение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешест­вия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систе­матических мероприятиях по восстановлению памятников истории, куль­туры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формиру­ется около десятка групп - круглосуточно), поездки на садовые и дачные

участки и др.

В большинстве из перечисленных способов использования досуго-вого времени природа является не только фоном, но и предметом непо­средственного воздействия человека. За исключением единственной ак­тивной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный — в меньшей степе­ни), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации на­селения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода - все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с

течением времени.

Негативные последствия использования человеком природной среды в утилитарных целях («главное - получить удовольствие сегодня, а там -хоть трава не расти») могут быть преодолены рациональным сочетанием государственной бюджетной поддержки перспективных социально-культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, с одной стороны, а с другой - расширением коммерческих начал, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоев общества; отказом от остаточного принципа выделения ресурсов на куль­туру, укреплением ее материально-технической базы, усилением роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финанси­рования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности. 166


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

На современном этапе развития рыночных отношений широ­кое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности.

Суть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаи­модействие производственной сферы и сферы быта, которая под­чинена в конечном счете восстановлению физических, интеллек­туальных и эмоциональных сил человека. Современная ситуация в стране такова, что абсолютно нереально рассчитывать на увеличе­ние свободного времени каждой семьи или отдельного человека за счет сокращения затрат времени на непреложные нужды - проезд к месту работы и обратно, уборку и содержание жилища, личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, сон, питание. Бытовые проблемы были, есть и будут. Поэтому более вероятным является путь рационального, концентрированного использования рекреа­ционных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспе­чение рациональных затрат, восстановление и развитие сил чело­века.

Проблема актуальна, но вряд ли разрешима в современных ус­ловиях хотя бы потому, что затраты времени на непреложные за­нятия, например, на уборку и содержание жилища, дальше будут расти, а не сокращаться (из-за увеличения жилой площади, прихо­дящейся на человека, раси ирения мира вещей, окружающих его, и др.) так же, как и затрать времени на покупки (отсутствие очере­дей, широкий ассортимент, свобода выбора товара не сокращают, а увеличивают их).

Техноэкономическая концепция досуга имеет и другую сторо­ну. Наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий неизбежно требуют соз­дания специальной отрасли досугового, рекреационного обслужи­вания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и раз­влечений. Производитель досуговых услуг (туризм, шоу-бизнес, арт-бизнес, видеопрокат и др.) в процессе маркетингового иссле­дования выявляет потребителя, изучает или формирует (с помо­щью рекламы) рынок спроса на те или иные формы детского, под­росткового, молодежного или взрослого досуга. Возникает необ­ходимость в формировании и эксплуатации наиболее рентабель-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ной досуговой системы (досугового предприятия, центра, до-суговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (кли­ента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досуго­вой системы действует по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя фирма - соответствующую прибыль». Поэтому в сфере досуга стремятся к созданию высокотехнологических сис­тем, позволяющих оказывать высококачественные и высокоопла­чиваемые услуги.

В определенном смысле техноэкономическая концепция досу­га, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрос­лый) становится, по существу, клиентом, от которого получают доход, прибыль. Чтобы каким-то образом гуманизировать эту кон­цепцию, государственным, общественным, коммерческим струк­турам надо позаботиться о расширении предлагаемых досуговых услуг, о сохранении определенного ассортимента недорогих услуг, доступных людям, обладающим низкими доходами. Например, резко возросла стоимость водных круизов из-за усложнения об­служивания речных и морских судов, создания повышенных ком­фортных условий - в результате этим видом услуг пользуются лишь элитные слои населения.

На содержание и виды досуга и досуговой деятельности суще­ственное влияние оказали долгое время господствовавшие в этой сфере социально-управленческие концепции.

Социально-управленческие концепции явились продуктом ко­мандно-административной системы. Вместо того чтобы обеспе­чить, как подобает любому органу управления, сохранение струк­туры досуга, поддержание оптимального режима досуговой дея­тельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга, эти концепции практически установили жесткую регламентацию досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помо­щью различного рода норм и нормативов. Приоритетную роль иг­рали общественно-политические, идеологические, административ­ные, внеэкономические рычаги управления досуговой сферой.

В течение многих десятилетий социально-управленческие концепции досуга в стране не имели надежной научной базы, чет-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ко выверенного прогноза. В конечном счете в условиях дефицита многих видов досуговых услуг, сравнительно невысокого уровня досуговой культуры населения (которое в массе своей довольство­валось весьма примитивными формами) и господства ведомствен­ного подхода к организации отдыха в этой важной сфере сложи­лись определенные стереотипы.

Назовем некоторые из них, наиболее типичные для советского общества. Потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении удовле­творялись только за счет общественных фондов потребления, а не личных средств граждан и главным образом в их отпускной пери­од. Не были достаточно развиты общественно организованные формы краткосрочного отдыха - в конце рабочего дня или недели, послетрудовая реабилитация (восстановление) непосредственно на предприятиях, отдых для многопоколенных семей и т.д. Это при­вело к тому, что сфера свободного времени людей, особенно под­ростков и молодежи, заполнялась негативными и асоциальными формами проведения досуга.

Проблема досуга населения решалась в основном путем созда­ния многоместных досуговых и рекреационных комплексов - са­наториев и домов отдыха на сотни и тысячи мест, крупных Двор­цов и Домов культуры, многоместных летних театров и кинотеат­ров, стадионов и других досуговых центров. Дома отдыха, санато­рии открывались вблизи крупных городов вне зависимости от то­го, имелась ли для этого необходимая ресурсная, лечебная, при­родная среда. Дома и Дворцы культуры сооружались в непосред­ственной близости от предприятий, а не в жилых районах.

Существовала жесткая административно-ведомственная под­чиненность здравниц, лечебных комплексов, Дворцов культуры, стадионов и спортивных площадок. Одновременно с этим слабо развивались дачные, садово-кооперативные формы отдыха трудя­щихся и членов их семей.

Многие преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми. Например, полностью исчерпала себя концепция создания сети домов отдыха для так называемых здоровых людей (их много строили не только вокруг городов, но и в сельской ме­стности - межколхозные, колхозные дома отдыха). Пионерские лагеря к настоящему времени превратились в летние места пребы­вания детей за весьма высокую, недоступную для многих семей


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

плату. Широко распространенные в свое время турбазы трансфор­мировались в тургостиницы, кемпинги, обладающие довольно ог­раниченными экскурсионными ресурсами.

Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые ус­танавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения - состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. По­иск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фунда­ментальных характеристик досуга в современном обществе.

На содержании досуга как социально-культурного явления серьезно сказались негативные последствия остаточного принци­па, связанные с ним жесткое администрирование и чрезмерная регламентация. Это привело к неприятию гедонистической приро­ды досуга, гедонистической трактовки его пути. Более того, среди некоторых ученых утвердилось мнение о гедонистической функ­ции досуга как чисто потребительской по своему содержанию. Этого оказалось достаточно, чтобы объявить несостоятельность1 гедонистической трактовки досуга.

Подобная ограниченность сказывается и в трактовках понятий «общение», «творчество», «отдых» и других, относящихся к ха­рактерным процессам социально-культурной деятельности. На­пример, термин «общение», хотя и употребляется весьма часто, характеризуется однозначно как средство достижения какой-либо цели (обучения, воспитания) и значительно реже - как самоцель, как огромная ценность сама по себе.

Никто не привязан к досуговой деятельности материальными или моральными нуждами, юридическими обязанностями, как, на­пример, в процессе образования, зарабатывания на жизнь или вы­полнения гражданских и религиозных церемоний. Социальное давление или привычка могут препятствовать решению бросить какой-то вид досуговой деятельности. Но вопрос «доволен ли че­ловек?» является здесь наиболее важным по сравнению с любой другой формой деятельности.

Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенно­сти. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, кон­центрации умственной деятельности, но достигается оно благода­ря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направлен­ности на вознаграждение.


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Поиск разнообразия также относится к фундаментальным ха­рактеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, пере­стает быть полноценным, обедняется.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соот­носить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы пото­му, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсио­неры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг пред­ставляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом вы­боре у разных социально-демографических групп. Одни предпо­читают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, куль­турные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посе­щение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

Справедливо рассматривать современный досуг как социально открытую систему. Мы г греживаем период перехода от господ­ствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности. На практике утвердилось мно­жество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами.

Для досуга как социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу, назы­ваемую культурным пространством. К этим процессам относятся, во-первых, непрерывная дифференциация групп населения в сфере свободного времени по интересам, которая обусловливает неиз­бежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досу-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

говых общностей; во-вторых, рост или стагнация досуговой ква­лификации.

В то время как способность и умение части населения само­стоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявля­ется и в семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений (в том числе и любительских), у большин­ства взрослых и детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в рекреацион­ных, восстановительных целях явно недостаточен. По данным многих исследователей, рекреативный досуг не обрел прочную и широкую социальную основу. Многие группы населения, в пер­вую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой до­суговой квалификацией, культурой использования свободного времени. Действующие учреждения культуры, в свою очередь, на протяжении многих лет часто сводили рекреативный досуг, актив­ный отдых, развлечения, восстановление физических и духовных сил человека лишь к своей вторичной функции, выдвигая на пер­вое место производственные, сугубо профессиональные пробле­мы.

Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе кон­цепций современного социально-культурного досугового центра, выделяются требования целостности, полноты, доступности и не­прерывности сферы досуговой деятельности. Главной целью этой деятельности было, есть и остается воспроизводство человека, его творческих способностей, социально-культурной активности и физических сил, необходимых для его основной жизнедеятельно­сти.

Длительное время, пока досуг еще не был актуальной пробле­мой и не привлекал широкого общественного внимания, вопросы социально-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм досуговых, любительских занятий решались преиму­щественно в рамках заданных стереотипов, практически без ак­тивного участия самих людей.

Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями — процессами урбанизации и индустриализации, коллективиза­ции, войной, послевоенными тенденциями, в ходе которых наблю­дался значительный разрыв традиционных (в том числе общин-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ных, семейных) связей. Существенно изменялся и сам субъект до­суга, досуговой деятельности в лице конкретной общности (со­циума) и, прежде всего, семьи. Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важ­ном деле, как сохранение и развитие культуры и искусства, при­умножение общенародных и местных социально-культурных, в том числе досуговых, традиций.

Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 20-30-х годах, связанных с реализацией задач культурного строи­тельства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активного «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кружков, позднее - на­родных университетов и лекториев. И даже тогда, когда задачи культурного подъема были в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъектно-объектных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных ме­роприятий, по инерции продолжала господствовать в культурно-досуговой сфере. Преобладающее место по-прежнему отводилось усредненному и часто безликому объекту в лице массовой аудито­рии, группы или отдельной личности, которые постоянно нужда­лись в педагогической опеке, обучении, перевоспитании.

Рано или поздно процессы роста духовных потребностей лю­дей и демократизации общественной жизни, широкого проявления общественных инициатив в культурно-досуговой сфере должны были прийти в противоречие с ограниченной субъектно-объектной схемой. Именно такая ситуация наблюдается в настоящее время: существующие в сфере культуры и досуга структуры постепенно адаптируются к современному состоянию социально-культурной деятельности.

Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в пред­ставлениях о досуге как объекте научного исследования. В науч­ной литературе 60-80-х годов самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся на­учной классификации терминов: отдых, развлечение, удовольст­вие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) дея­тельность, свобода, рекреация и т.п. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поис-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ки наиболее адекватного выражения в понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов. Гуманизация науки в 60-70-х годах в целом побудила к постепенному переходу от тради­ционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности.

В тот же период активно развивающаяся «деятельностная» концепция досуга в значительной мере была сориентирована на профессиональное развитие личности. Она исходила из представ­ления, что досуговые занятия служат продолжением профессио­нальной деятельности, непосредственно способствуют повыше­нию ее эффективности.

Но социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко­рекреационных и профессиональных целей служит сферой духов­ного возвышения человека, его нравственного и эстетического со­вершенствования, активного участия в культурном творчестве.

Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой-либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся досуговых традиций и видов занятий, появлению множества альтернативных, в основном неформальных, стихийно возникающих досуговых форм (главным образом, в молодежной сфере), которые демонстративно противопоставляются общеуста­новленным, общепринятым.

2. Образование и карьера

Важной сферой общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, является образование как необходимое усло­вие формирования дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются сле­дующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное).

Наиболее актуальным для наступившего XXI века является вопрос о функциях образования в социально-культурной жизни современной Рос­сии и в целом мирового сообщества. Наиболее четкий ответ на этот во­прос даёт представление об устройстве самого образования как общест-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

венной социально-культурной практики.

Среди целевых ориентации российского образования выделяется несколько уровней: федеральный, региональный, местный (локальный).

На федеральном уровне это цели государственной образовательной политики. Они четко обозначены в важнейших федеральных докумен­тах, где, по сути, разработаны стратегические направления модерниза­ции образовательной сферы: Закон РФ' «Об образовании», проект «На­циональная доктрина образования Российской Федерации», «Федераль­ная программа развития образования в России на 2000 - 2005 гг.», прави­тельственная «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001). В основе государственной политики в об­ласти образования лежат два определяющих тезиса: «Образование - не­отъемлемое условие и инструмент современных рыночных отношений» и «Главным гарантом доступности, качества и эффективности образова­ния является государство».

В «Национальной доктрине...» достаточно емко и последовательно обозначены главные ориентиры отечественного образования.

Это обеспечение исторической преемственности поколений, воспи­тание исторической памяти, сохранение, трансляция и развитие нацио­нальных культур народов России; воспитание граждан правового, демо­кратического, цивилизованного государства, уважающих права и свобо­ды личности и обладающих высокими нравственными принципами.

Это разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие мо­лодого поколения, культиви; ование навыков самообразования для твор­ческой самореализации лич юсти. Это формирование у детей и молоде­жи целостного миропонимания, мировосприятия и современного науч­ного мировоззрения, развитие у них культуры межличностных и межэт­нических отношений. Это систематическое обновление содержания об­разования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения. Качественный рост профессионального образования отража­ет изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Образование ставится в один ряд с последующей профессиональной карьерой специалиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального роста кадрового пополнения, приходящего в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры. Не случайно так много внимания обращается на преодоление одного из существенных недостатков системы образования, особенно высшей школы, - ее недостаточной прикладной направленности.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

таточной прикладной направленности.

Отсюда так велика практическая значимость принципа непрерывно­сти образования в течение всей жизни человека, обеспечения многообра­зия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образо­вательных программ, личностно-индивидуального подхода в образова­нии.

При характеристике образования мы исходим из его сути как творче­ской деятельности, рассчитанной на адресата, на диалог, на усвоение зна­ний, предполагающее личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. В науч­ной литературе образование трактуется как «специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонента социализации, характеризующаяся приобретением культурной компе­тенции»1.

Элемент аккультурации становится преобладающим в современных образовательно-педагогических стратегиях и технологиях. Целью обра­зования становится не обеспечение «человеческим фактором» матери­ального производства, как это было в недавнем прошлом, а формирова­ние человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки ра­боты с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готово­го к поликультурному диалогу.

Нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что новая образова­тельная парадигма подразумевает наличие необходимого уровня эруди­ции, творческих начал и культуры личности, поскольку именно в этом состоит «её главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунга­ми которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание» (Голубева О.И., Суханов А.Д. Проблемы целостности в современном об­разовании //Философия образования. - М., 1996. - С.58).

Переориентация образовательной парадигмы, характерной для всей совокупности образовательных учреждений, образовательных методов и технологий, с когнитивно-информационной на аккультурирующую, объ­ективно превращает образование в одну из ведущих общественных сфер социально-культурной деятельности.

1 Морфология культуры. Структура и динамика. -М., 1994. -С. 396. 176


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Это овладение осуществляется либо посредством обучения - комму­никационного управления, состоящего в целенаправленном воздействии учителя на учащихся (субъект-объектное отношение), либо посредством самообразования (самообучения), где в качестве субъекта выступает сама личность.

Институт народного образования относится к категории социально-культурных институтов, преобладающей функцией которых является транслирование духовных ценностей и предоставление образовательных услуг. Он включает обширную систему учреждений, обеспечивающих дошкольное, школьное, профессиональное, среднее специальное, выс­шее, дополнительное образование. По состоянию школы, не столько как идеологического инструмента, сколько как современного социально-культурного института, судят об уровне развития воспитания, просвеще­ния, культуры в истории и сегодняшней жизни каждой отдельно взятой страны.

Однако педагогическая, воспитательная, просветительная деятель­ность не является исключительной миссией системы народного образо­вания. В той или иной степени неисчерпаемый образовательный потен­циал свойствен практически всем социально-культурным институтам. Образовательный компонент заложен в самом феномене клуба и библио­теки, музея и филармонии, планетария и театра, в имманентно присущих им качествах, проявляющихся в реализации их социально-культурных функций. Не случайно многие из них в различные исторические периоды традиционно назывались и продолжают именоваться учреждениями внешкольного образования.

В историческом прошлом институту народного образования было свойственно стремление целиком взять на себя формирование личности учащегося, исключив влияние других социализирующих факторов. Под­тверждением тому может служить распространенный в свое время в Рос­сии институт благородных девиц.

Современные реалии объективно приводят к закономерному пре­вращению образования из изолированной системы в важнейшую сферу социально-культурной деятельности. Сегодня образовательная отрасль закономерно рассматривается как общественная практика воспитания, жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации, как сис­тема дифференцированных культурно-образовательных услуг, как меха­низм формирования и развития духовно-нравственной культуры и со­циокультурного потенциала каждого региона.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Количественные и качественные изменения, происходящие в струк­туре и профиле специальностей, в первую очередь определяются требо­ваниями и запросами рынка образовательных услуг Ценностные ориен­тации детей и подростков в условиях рынка постоянно изменяются, по­этому так необходим их учет в системе как базового, так и дополнитель­ного образования.

Если 25-30 лет назад в классификаторе специальностей содержалось не более 320 наименований, то сегодня эта цифра превышает 500. Среди 25 новых специальностей, открывшихся в последние годы в вузах куль­туры и во МГУКИ, появились «Социальная педагогика», «Культуроло­гия», «Социально-культурная деятельность», «Реклама», «Связи с обще­ственностью», «Журналистика» и другие. С расширением рынка образо­вательных услуг связано возникновение и распространение негосударст­венного (коммерческого) сектора в области среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Центральной проблемой было и остается организационное и содер­жательно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности образования как в среднем и высшем звеньях, так и в поствузовском про­странстве - то есть там, где непосредственно осуществляется профессио­нальная карьера специалиста

Образовательное пространство как сфера социально-культурной дея­тельности отличается многофункциональностью и разноуровневостью. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, про­фессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения до­школьного, школьного, профессионального, среднего профессионально­го, высшего и особенно дополнительного профессионального образова­ния.

Общественной практикой накоплен богатейший опыт взаимодейст­вия и интеграции учреждений базового, профессионального и дополни­тельного образования с другими учреждениями социально-культурной сферы, с семьей, семейными клубами, детскими и юношескими соци­ально-культурными организациями и объединениями. Такой диалог или полилог служит источником множества продуктивных идей и проектных инициатив в области превентивной и семейной педагогики, социально-культурной экологии, профилактики наркомании, алкоголизма, право-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нарушений в молодежной среде.

На рубеже XX-XXI веков для практиков и ученых, представляю­щих современную педагогику и культурологию, одним из наиболее ак­туальных стал вопрос: насколько продуктивно современное образование реализует свои функции в современном социально-культурном сообще­стве, каким образом следует полнее раскрыть неисчерпаемый социаль­но-культурный потенциал отечественного образования, позволяющий ему внести эффективный вклад в социально-экономическое и духов­ное развитие России.

Существует несколько концептуальных предположений. Для приме­ра остановимся на одном из них. Можно дать ответ на вопрос через пред­ставление самых разнообразных (от общеобразовательных до очень спе­циализированных) проектных идей, направленных на устройство или переустройство общественной практики образования.

В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально-культурных систем, выделяются три среза. Первый - это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитатель­ных и социализирующих услуг. Второй срез - образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспита­ние и социализацию личности. И третий - образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйст­ва и культуры.

В самом этом членении образование предстает как сложно организо­ванная система общественных практик, имеющих ряд важных стратеги­ческих эффектов воздействия на общество. Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования.

Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества. Практическая работа над проблемами, поставленными в образовательных программах, на деле показывает значение образования для нынешнего общества, например, проблему экологического воспита­ния и образования. То же можно сказать и о разработке новых форм ра­боты с детьми, которые находятся на грани риска и имеют отклоняю­щиеся формы социального поведения. Сейчас их активность никак об­ществом не востребована, а последствия очевидны - именно эти дети


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

восполняют криминальные группы. Третий пример - это создание раз­личных детско-взрослых производств: индустриально-промышленного типа и коммерческого типа, где готовят специалистов для работы в циви­лизованном бизнесе.

И здесь крайне важны такие наукоемкие и ресурсоемкие задачи, как: а) разработка «региональных требований к уровню подготовленности выпускников начальной, основной и полной общеобразовательной шко­лы», б) создание «единой информационной системы и региональной электронной сети образования», в) внедрение «единой системы монито­ринга образования». И, наконец, в рамках превращения образования в механизм формирования общественной жизни ставится принципиальная задача создания «сети экспериментальных площадок по отработке но­вого содержания образования, образовательных технологий и моделей образовательных и управленческих систем, реализующих новые стандар­ты образования». Решение этой задачи закладывает механизм регионали­зации образования и перманентного обновления и повышения его уровня

и качества.

Сама установка на разработку содержания образования обусловлена вполне определенными теоретическими представлениями о том, какой должна быть современная практика образования. Ее главные социокуль­турные задачи видятся прежде всего в том, чтобы, с одной стороны, ор­ганизовать для подрастающих поколений включение в осмысленную культуросообразную деятельность на любой территории вне зависимо­сти от места получения образования, а с другой, обеспечить возможность неограниченного личностного развития в соответствии с индивиду­альными целями, интер







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия