Студопедия — Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отраслевые учреждения социально-культурного профиля






Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреж­дений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учре­ждения и организации отрасли; 2) вспомогательные лчреждения и организации отрасли; 3) учреждения-субъекты массового куль­турно-сервисного обслуживания;

В данном параграфе объектом нашего внимания являются уч­реждения, которые составляют ядро отраслевой социально-куль­турной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в це­лом. В ней, как правило, представлены социально-культурные ин­ституты как традиционного, так и нетрадиционного типа - клуб­ные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развле­кательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и ком­плексы музейного типа; учреждения искусств и народного твор­чества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцерт­ные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструк­туру дополняют традиционные и альтернативные учреждения до­школьного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

К субъектам социально-культурного сервиса относится сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельно­сти которых является массовое культурно-сервисное обслужива­ние населения.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

v В эту сеть входят следующие группы социально-культурных институтов:

1) учреждения, предприятия и организации, предоставляю­
щие комплекс специализированных социально-культурных
услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; тури­
стские, экскурсионные и транспортные компании и агент­
ства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-ин­
формационных, издательско-полиграфических услуг,
аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; ресто­
раны, кафе, столовые и другие предприятия общественного
питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и ви-
деотеки, ателье проката культ- и спортинвентаря; компью­
терные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи,
кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и
лодочные станции; игротеки и игорные учреждения - ка­
зино, залы и павильоны игровых автоматов и др.;

2) предприятия, мастерские и магазины-салоны по производ­
ству и продаже изделий и оказанию услуг в различных ви­
дах профессионального и самодеятельного художествен- v
ного, технического и прикладного творчества, фольклора,
народных промыслов и ремесел, любительской деятельно­
сти;

3) предприятия и организации, занимающиеся материальным
производством и ремонтом оборудования, средств и пред­
метов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сер­
висного обслуживания.

Вместе с отраслевыми учреждениями культуры, образования, искусства, досуга и спорта они составляют основу социально-культурной инфраструктуры

Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания -клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выста­вочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и кон­цертные залы, цирки, компьтерные центры, клубы и салоны, ка­зино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроиз­водства составляют основу социально-культурной инфраструк-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

туры любого отдельно взятого региона - области, края, города, района. В свою очередь социально-культурную, в том числе куль­турно- сервисную, отраслевую инфраструктуру обычно рассмат­ривают как исторически сложившуюся в данной местности сово­купность субъектов (творцов и пользователей культурных ценно­стей), учреждений, средств и методов, служащую для осуществ­ления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.

По своей сути субъекты массового культурно-сервисного об­служивания представляют собой действующие в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта целостные функционально-целевые системы, основанные на разделении труда и упорядочен­ном взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей. Эти учреждения и организации создаются для удовле­творения разнообразных духовных интересов членов общества и действуют в определенных макро-, мезо- и микросредах.

Организационный или синергетический эффект этой категории субъектов социально-культурной деятельности обеспечивают, по мне­нию социологов, три основные составляющие: 1) их массовость, одно­временность многих усилий, что уже само по себе дает прирост дополни­тельной энергии; 2) специализация каждого из элементов субъекта на определенных заданных социально-культурных функциях, чем также усиливается концентрация энергии в одной точке; 3) их взаимозависи­мость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде.

Целевой характер и конкретная заданность функций субъектов со­циально-культурного сервиса способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдыха и творчества отдельных групп населения.

В зависимости от уровня использования накопленного социально-культурного опыта и степени формализации существующих внутренних связей, взаимодействий и отношений, различаются традиционные и не­традиционные, формальные и неформальные субъекты массового культурно-сервисного обслуживания.

Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения и организации характеризуются общими признаками и различиями Существует целый ряд принципов классификации традиционных и


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта, сервиса.

Осуществление социально-культурной деятельности - обще­ственное назначение отраслевых учреждений и организаций - вы­ражается в их сущностных функциях. Сущностные функции соот­ветствуют операциям культурной деятельности и сервисного об­служивания (созидание, хранение, распространение культурных ценностей, оказание сервисных услуг). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внут­ренних потребностей отрасли. Функции осуществляются специа­лизированными учреждениями и организациями, взаимодейст­вующими друг с другом и образующими совместно с их пользова­телями инфраструктуру СКД.

В инфраструктуру социально-культурной деятельности и сер­висного обслуживания входят следующие функционально-специа­лизированные объекты.

Институт профессионального духовного производства и сер­висного обслуживания предполагает реализацию различных видов творческой продукции и услуг в сфере культуры, профессиональ­ного искусства, науки, религии, быта, досуга. В современном об­ществе эти институты представлены обширной сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипло­мированными) специалистами, имеющими статус творческих ра­ботников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служа­щими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий»1. Профессиональное творчество всегда индивидуально; это, несомненно, индивидуально-культур­ная деятельность. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации. Вне общества их деятельность теряет смысл. Произведения, созданные творческими работниками, как

1 В основах законодательства Российской Федерации о культуре указано (статья 3): «Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретиру­ет культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъ­емлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве твор­ческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглаше­ниями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работни­ков».


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

правило, не являются анонимными и защищаются международ­ным авторским правом от несанкционированного использования.

Учреждения и организации любительского творчества в своей массе объединяют, как правило, участников индивидуальной со­циально-культурной деятельности. Любительское творчество по преимуществу является не продуктивным, а репродуктивным, оно ориентировано на творчество профессиональных работников. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются куль­турные ценности, способные служить ориентирами для самораз­вивающегося индивида. Творческая досуговая социально-культур­ная деятельность (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (под­ражательна) по отношению к профессионально-творческой дея­тельности или анонимному народному творчеству.

Учреждения и организации хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) - это область про­фессиональной социально-культурной деятельности, где в каче­стве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, музейные работники, реставраторы и другие спе­циалисты. Их пользователи - настоящее и будущие поколения.

Институты распространения (транслирования) культурных благ и ценностей имеют своей задачей обеспечение духовного развития современников на основе изучения и популяризации культурного наследия и распространения культурных инноваций Профессионалами в этом виде деятельности являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные и другие соци­ально-культурные работники. Их деятельность может осуществ­ляться в двух режимах: монологический режим и коммуникаци­онное общение. Надо заметить, что реальные социальные инсти­туты (учреждения) могут одновременно исполнять функции как хранения, так и распространения (например, библиотеки и музеи). Предприятия материально-технического обеспечения твор­ческих и коммуникационных объектов. Сюда относятся редакци-онно-издательские службы, техническое обеспечение радиотеле­центров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, компьютерные фирмы и т. п.

Учреждения и организации кадрового обеспечения (специального


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

образования), включающие сеть высших и средних специальных заведе­ний, готовящих профессионалов для отрасли.

Учреждения научные, где сосредоточены ученые и специали­сты, изучающие СКД.

Органы и учреждения управления СКД. Эта подсистема может рас­полагать репрессивным аппаратом, например, цензурой.

Система юридического обеспечения, в которую входят в на­шей стране «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Закон о средствах массовой информации» (1990), «Закон о биб­лиотечном деле»(1995)и др.

Клубы

Современные клубные образования (государственные клуб­ные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реали­зуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходи­мых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.

На практике клубные учреждения часто ассоциируются с клу­бом. Между тем еще задолго до революции понятие «клуб» озна­чало свободную от какой-либо принудительной регламентации, самодеятельную и самоуправляющуюся социально-культурную организацию граждан, объединившихся на основе общности ду­ховных потребностей и интересов. Однако в 20-е гг. понятия «клуб» и «клубное учреждение» были отождествлены. Это про­изошло на волне захлестнувших клубную сеть административно-командных методов управления, прочно утвердившейся субъект-объектной модели организации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские, общественные органи­зации существовать уже не могли.

Клуб всегда был и остается социально-культурным институ­том, центром досуговой деятельности. Как добровольно объеди­няющаяся общность людей, клуб может приобрести статус обще­ственной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

Таким образом, клуб в широком понимании - это государст­венное или общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совмест­ной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии соци­альной активности и творческого потенциала населения, формиро­вании культурных запросов и потребностей, организации разнооб­разных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере до­суга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установлен­ном законодательством, клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществле­ния деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, высту­пать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллек­тивы художественной самодеятельности и технического творче­ства, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и ассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного ти­па могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие совместные и малые предприятия и объеди­нения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные организации, фонды и движения, а также отдель­ные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Фе­дерации.

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные ор­ганы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба,


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

разработанный в соответствии со сложившейся уставной практи­кой и принятый решением общего собрания коллектива сотрудни­ков клуба или собранием граждан, желающих учредить клуб. Му­ниципальные органы вправе отказать учредителям в регистрации устава лишь в случае его противоречия Конституции и действую­щему на ее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клуба его функциональному назначению.

Клуб считается созданным с момента регистрации устава, ко­торый является основным документом, регулирующим его дея­тельность.

Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им дейст­вующего законодательства осуществляют государственные ор­ганы, зарегистрировавшие устав.

Следует учитывать и возможность организации смешанных государственно-кооперативных предприятий и объединений куль-турно-досугового, клубного типа. Здесь не может быть застывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика дик­тует и направляет эти процессы.

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут дейст- > вовать как самостоятельно, так и при государственных, коопера­тивных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организа­цией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в каче­стве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.

Библиотеки

Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные), учебные, научно-технические и специальные. Основное ме­сто в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.

К массовым библиотекам государственного подчинения отно­сятся: государственные публичные библиотеки, областные и крае­вые массовые, юношеские и детские библиотеки, сельские и при-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности__

клубные библиотеки, обслуживающие население по территори­альному признаку.

Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавате­лей, учащихся высших и средних специальных учебных заведе­ний, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров.

Научно-технические, специализированные библиотеки рас­считаны на обслуживание более узкого круга специалистов - ра­ботников производственной сферы, сотрудников научно-исследо­вательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и дру­гих специальных учреждений.

Парни

Парки относятся к такому типу социально-культурных инсти­тутов, главными функциями которых являются рекреация, органи­зация массового отдыха и развлечений, проведение информаци­онно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны от­дыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых меро­приятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные па­вильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооруже­ния (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танце­вальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

В процессе социально-культурного проектирования прини­маются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.


 




ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Музеи

К социально-культурным институтам музейного типа отно­сятся научно-просветительские учреждения, занимающиеся сбо­ром, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просве­тительных функций.

Музейная сеть включает социально-культурные институты музейного типа. Одни из них находятся в ведении государства и ведомств, открываются непосредственно на предприятиях, в учре­ждениях и учебных заведениях либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-науч­ные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художест­венные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, де­ревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художествен­ные памятники историко-бытового характера, архитектурные, ар­хитектурно-ландшафтные, военные, а также мемориальные музей­ные учреждения: музеи-усадьбы, дома-музеи и музеи-квартиры и др. Большую группу составляют многочисленные частные и обще­ственные музейные коллекции.

В социально-культурной сфере все прочнее утверждаются та­кие характерные тенденции, как взаимозависимость и взаимодо­полняемость, а в ряде случаев и перераспределение функций и объемов социально-культурных услуг между различными инсти­тутами досуга; концентрация материальных и кадровых ресурсов (создание центров развлечений, творчества, социально-культур­ных центров и комплексов), специализация некоторых социально-культурных институтов, расширение сети специализированных кинотеатров, видеосалонов, библиотек, парков и др.

Объективные условия, и в первую очередь современные ры­ночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосно­венность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», ме­тодику и сферы влияния деятельности клубов, библиотек, киноте­атров, музеев, парков и других досуговых центров.

Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-


Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

зрелищная, по существу «клубная», деятельность: шоу-про­граммы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, демонстрации одежды и т.д. За счет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных кол­лективов.

Библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до сих пор были свойственны в основном клубам. Библиотеки не­плохо справляются с ролью информационного центра, заменяют клуб в передаче научно-технической, эстетической, педагогиче­ской информации на целевую аудиторию, в справочно-информа-ционной работе. На базе городских и сельских библиотек нередко объединяются коллекционеры, любители музыки, живописи.

Региональная социально-культурная политика подразумевает гибкую, маневренную, экономически обоснованную тактику ис­пользования средств и возможностей разнотипных моно- и поли­функциональных, многопрофильных по содержанию своей работы концертно-зрелищных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других аналогичных центров и комплексов досуга и творчества открытого типа.

Содержательная наполненность их деятельности обеспечива­ется не только за счет широкого ассортимента предоставляемых здесь культурных продуктов и услуг, но и благодаря грамотному регулированию процесса перераспределения функций между их внутренними отделами и подразделениями. Подобная взаимозаме­няемость видов обслуживания в структуре социально-культурных центров позволяет рациональнее, экономичнее использовать их преимущества, кадровые ресурсы и материальную базу.

В реализации государственного (муниципального), социаль­ного заказа участвует множество социально-культурных центров и комплексов, которые различаются своим целевым назначением:

а) по основному профилю деятельности - полифункциональ­ные (многопрофильные) и монофункциональные (специализиро­ванные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гума­нитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; на­учно-технические;


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

б) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подро­стковые, молодежные, студенческие, для детей и взрослых-инва­лидов, лиц пожилого возраста, центры артистической молодежи и т.д.

Реально действующей, динамичной, развивающейся структу­рой, общественно управляемым институтом являются современ­ные межведомственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры открытого типа. Такие центры создаются и функциони­руют в разнотипных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, в научных и военных городках, рабочих поселках, сельских поселениях. Они предназначены для проведения воспи­тательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации любительских объеди­нений и клубов по интересам, развития различных видов соци­ально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гума­нитарного, технического, художественного, прикладного творче­ства, группового общения и отдыха жителей социума.

В самой идее социально-культурных комплексов и центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму,., общественному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенци­альные возможности социальных институтов - семьи, жилой сре­ды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.

Культурно-досуговые центры в условиях политического плю­рализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические форми­рования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использо­ванием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется в форме открытого политического диалога. Устанавливается со всеми движениями, партиями, сою­зами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры придают более чегкую направленность общественным инициативам.

В новых условиях общественные центры, комплексы и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике харак-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

терных для организации досуга, бесед, обсуждений, дискуссий, диспутов присуще использование их как эффективной формы со­временного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бе­режного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопостав­ления различных точек зрения и подходов, откровенного и дело­вого обмена.

Действительно, комплексы и центры выступают как место оп­ределенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки са­мореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные центры и комплексы становятся привыч­ной, «своей» площадкой или территорией для относительно по­стоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, от­дельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т. д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвижный кон­тингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

На практике деятельность комплексов и центров досуга от­нюдь не выделяется в обособленное, автономное направление. Она предстает как органичная составная часть единого процесса соци­альной воспитательной деятельности с ее внутренними и внеш­ними связями.

Весьма ощутимая вариантность в содержании и направленно­сти социальных заказов обусловлена региональными, экономиче­скими и социально-демографическими особенностями. На прак­тике она совершенно естественно приводит к возникновению большого числа типологических разновидностей современного социально-культурного центра или комплекса.

Среди них мы встречаем: многопрофильные городские и по­селковые государственно-общественные центры клубного типа, I например, клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса; инвариантные модели межведомст­венного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего деятельность в тесном взаимо­действии с муниципальными органами, общественными организа­циями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подро­стковыми неформальными и любительскими объединениями; мо-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

дели современного одно- или многопрофильного подросткового клуба, центра, объединения на межведомственной основе, рассчи­танного на полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне; се­мейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-мастерские и малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общест­венно-трудовой деятельности; клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эс­тетического воспитания; центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, вклю­чающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций. Отдельную сеть составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родите­лей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способ­ствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобраз­ная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности де­тей, подростков и взрослых. В принципе возможности такой дея­тельности существуют в любом, даже «мини» варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т. д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проек­тах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, объясняется естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неос­военные «белые пятна» в социально-культурной сфере, многооб­разие потребностей и интересов населения.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ве­домственных и межведомственных, коммерческих и некоммерче­ских досуговых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в про­цессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необхо­димо для каждого социального работника, социального педагога,


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сфе­ры, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досуго­вого типа составляет пересечение трех главных параметров - соб­ственно культурного, отражающего культурную ситуацию в ре­гионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенче-ского), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из па­раметров уже сам по себе служит основанием для поисков наибо­лее предпочтительной структуры социально-культурного ком­плекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного обще­ния, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки тради­ционных форм.

Студии и кружки лкоительства и мастерства, где каждому жителю социума гаранта' уется свободный выбор занятий, могут претендовать и на статут авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков. Возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономе­рен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связыва­лись главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопро­фильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации детей через укрепление и


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых цен­тров как посредников между социальной средой и микромиром личности.

Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: «семья - дети», «семья - семья», «дети -дети» и «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестива­лей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые се­мейные конкурсы - состязания «Спортивная семья», «Музыкаль­ная семья», «семья-эрудит» и др., конкурсы семейных, родитель­ских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа «круг семейного чтения» и т. д. На базе центров функционируют самые различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этногра­фических экспедиций, семейных мастерских прикладного творче- > ства.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы обще­ния и клубы семейного воспитания и т. д. В этой деятельности де­ти, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, об­ретают возможности для осуществления творческих замыслов.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия