Студопедия — Корпоративные социально-культурные общности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Корпоративные социально-культурные общности






Как социально-культурная общность, любой производствен­ный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, ком­пании, любой другой аналогичной структуры обладает характер­ными особенностями, ассоциируется с терминами «организация», «корпорация» и соответственно - «организационная культура» и «корпоративная культура».

Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущност­ными чертами этого коллектива. Прежде всего каждая корпора­тивная общность в социально-культурной сфере выступает в каче­стве источника формирования и носителя групповых целей, опре­деленных принципов деятельности и поведения, этических и эсте­тических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к куль­туре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведе­ния.

Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями, которые в совокупности составляют её корпоративную или орга­низационную культуру.

Ценности, составляющие содержание коллективного созна­ния, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих са­модеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, что-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

бы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.

В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обан­кротившимся или отстающим в экономическом отношении кол­лективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-куль­турных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам вы­ходного дня (кстати, такие поездки, как правило, «съедают» боль­шую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, на­пример, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.

К элементарным нормам корпоративной культуры, прису­щим каждой организации, правомерно отнести наличие у сё со­трудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответствен­ность перед окружающей их средой - коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффек­тивного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного ис­пользования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.

Аналогичной социальной направленностью обладают и цен­ности,лежащие в основе корпоративной культуры и объединяю­щие сотрудников учреждений и организаций социально-культур­ной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к матери­альному благополучию; безопасность и независимость; возможно­сти для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмо­ций и т.д.

Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, даёт достаточно пол-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ное представление о социально-культурной природе любой кор­поративной общности.

Таким образом, любое из учреждений и предприятий соци­ально-культурной сферы - это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является по­лучение прибыли, достижение максимальных экономических ре­зультатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридиче­ских норм и установлений. Каждая современная социально-куль­турная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остаётся слож­ной частью окружающей социальной среды.

Корпоративная культура не может механически заимство­ваться или внедряться, она органически складывается в естествен­ном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназна­чение, миссия (философия, идеология) данной социально-куль­турной общности, её базовые цели и кодекс поведения её участни­ков.

В корпоративной культуре уникальным образом отражаются и сочетаются возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы социально-культурной общности, а также множество со­ставляющих, от которых зависит самое существование организа­ции: её социально-культурная принадлежность, биография, тради­ции и опыт, межличностные отношения, общие воспоминания о наиболее значительных событиях, наконец, множество субъектов, среди которых - сотрудники, акционеры, потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы -носители общественного мнения и группы - источники общест­венного давления. Корпоративная культура объективно не может отгородиться от местной общины, жителей окружающего района или города, проигнорировать массу проблем, сопровождающих социально ослабленные и незащищенные слои населения - мало­обеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других.

Эта многослойная часть общины не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предпри­ятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

руководствоваться чисто юридической ответственностью. Прихо­дится невольно брать на себя ответственность социальную, урав­новешивать свои экономические цели с экономическими и соци­альными интересами своего окружения.

Не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов и усилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того со­циума, в котором она функционирует.

В этих целях она добровольно берет на себя социальные обя­зательства, участвует в благотворительных социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.

Как социально-культурная общность, любая корпорация обя­зана заботиться о своих сотрудниках, проявлять надлежащую за-боту об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии. В «социальный пакет» входит перечень различных льгот и услуг за счет фирмы, предоставляе­мых сотрудникам по медицинскому и культурному обслужива­нию. В последние годы существенно расширилась практика уча­стия коммерческих структур, больших и малых фирм, бирж, со­вместных предприятий, акционерных обществ в организации со­циально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

«Фирменное» обслуживание, направленное на удовлетворе­ние интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предусматривает: ор­ганизацию посещения выставок, концертов, спектаклей, спортив­ных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных меро­приятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортив­ных площадок, саун и т. д.; содействие в приобретении видеоком­плексов, аудиосистем и других предметов домашней ((индустрии досуга». Однако подчеркнем, что уровень ((фирменного» соци­ально-культурного обеспечения зависит не только от социально-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

экономического положения коллектива, эффективности его трудо­вой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в кол­лективных интересах.

Социально-культурная деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, который по сути представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-ин­формационного продвижения «брэнда» - товарного знака выпус­каемой продукции

Как социально-культурная общность, любая корпорация соз­дает собственный имидж с помощью внешних и внутренних со­ставляющих. В качестве внешних составляющих имиджа обычно выступают фирменный стиль и репутация фирмы в глазах общест­венности.

В последние годы существенно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, со­вместных предприятий, акционерных обществ по организации со­циально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

Организация такого своеобразного ((фирменного досуга» име­ет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо пола­гая, что подобный «фирменный досуг» является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не то­ропятся приглашать профессиональных организаторов досуга и передают разработке и проведение рекреационных программ в ру­ки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому, если спе­циалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет, методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предприятия кровно заинтере­сованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предпринима­тели не скупятся на финансовые затраты в поисках оптимальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, так как эти затраты окупятся повышением уровня работоспособности людей.

Фирменный стиль предполагает разработку дизайна и обору­дования офиса, товарного знака, логотипа фирмы, бланков, суве-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кр асильников. Социально-культурная деятельность

ниров с рекламой и т.д., а также создание имиджа персонала фир­мы - фирменного поведения и фирменной одежды сотрудников, навыков делового общения и соблюдения правил фирменного этикета. Репутация фирмы является результатом успешного про­ведения пиар-кампании, мероприятий по продвижению фирмы на потребительском рынке.

В создании внешнего имиджа участвуют сотрудники фирмы и приглашенные специалисты: имиджмейкеры, дизайнеры, реклами­сты и др. Многие фирмы и предприятия в рамках концепции «со­циально-культурной ответственности современного бизнеса» раз­рабатывают и реализуют проекты и программы, связанные с про­ведением рекламных кампаний, выставок, ярмарок и презентаций, благотворительных концертов, спектаклей, вечеров, марафонов в пользу экономически и социально ослабленных групп населения, выделением субсидий на поддержку талантливой молодежи, по­мощь медицинским и социальным центрам, учреждениям культу­ры и образования. Масштаб фирмы не имеет принципиального значения: порой скромный магазин заботится об уборке при­легающего двора, а предприятие, производящее пиццу, становится -, спонсором хоккейной команды близлежащей школы.

С одной стороны, учреждения и организации, находящиеся в частной или акционерной собственности, выступают в качестве экономического (коммерческого) сектора, активно участвующего в финансовом, материально-техническом и рекламно-информаци­онном обеспечении социально-культурной сферы, производстве, хранении, распределении, обмене и потреблении культурных благ и услуг.

С другой стороны, именно эти субъекты формируют и разви­вают свою собственную корпоративную культуру, являясь её но­сителями и проводниками и тем самым оказывая существенное влияние на окружающую социально-культурную макро- и микро­среду.

Для выполнения этой миссии коллективы фирм, предприятий, компаний и других организаций, занимающихся бизнесом, обла­дают необходимыми нормативно-правовыми, материальными, фи-, нансовыми, кадровыми ресурсами. Для того чтобы полнее пред­ставить специфику воздействия корпоративной культуры на раз­витие их «фирменного» имиджа и стиля, характер и возможности


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

влияния этой разновидности социально-культурных институтов на область досуга и творчества занятых здесь сотрудников, проведе­ние их ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного от­дыха, необходимо уяснить некоторые особенности их социального статуса и сферы функционирования.

Осуществляя оценку участия представителей делового мира в решении проблем социально-культурной сферы, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферу их функционирования и форму собственности, на которых базируется их деятельность.

Кроме того, коллективы учреждений и организаций данного вида со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип - остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии коллективов можно ознакомиться в специальных изданиях.

В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммер­ческих центров, корпораций и т. п. все большее развитие получает «фирменное обслуживание». Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общест­венной жизни коллектива. Например, негативные процессы в со­циально-экономической деятельности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отражаются и на досуговой, социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоре­чия между отдельными социальными группами коллектива и т.д. -все эти и другие аналогичные «заболевания» трудового коллек­тива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют их сплочению как в трудовой, так и в досуговой деятельности.

В формировании и реализации научно обоснованной и соци-ально_обеспеченной ку^гьтурной политики коллектива фирмы, компании, предприятия самое активное участие принимают соци-

1 См.: Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. - С. 345 - 362.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникое. Социально-культурная деятельность

альные работники - педагоги, психологи, медики, юристы, органи­заторы досуга.

Существенно возрастает влияние такого коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспита­тельная функция коллектива подразделяется на внутреннюю (вос­питание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрас­тающее поколение: детей сотрудников, учащихся подшефных учебных заведений). В современных условиях происходит посте­пенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей повышается ответственность коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внера­бочее время, за выполнение ими своих родительских обязанно­стей.

При этом благоприятными условиями для воздействия кол­лектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производст­венные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и разные формы организационного досуга. Она обладает до­полнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жи­лой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллек­тива сгруппированы по месту жительства: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их житель­ства затрудняется в силу «разбросанности» семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесооб­разными представляются поиск и установление «точек соприкос­новения», взаимодействия между различными сферами жизнедея­тельности людей: трудом, учебой, бытом, отдыхом.

Первый этап такого взаимодействия - связь между общест­венными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий кол­лектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоох-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ранительных органов), учреждений культуры и спорта, территори­ально приближенных к семье.

Приоритетная роль в организации социально-культурной дея­тельности населения социума принадлежит общественности. Она представляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефст­вующих над школами, дошкольными и внешкольными учрежде­ниями, профессионально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая - население самого микрорайона (воспи­тательная работа проводится там, где оно живет). Вторая группа обычно бывает представлена многочисленными самостоятель­ными общественными формированиями, объединяющими жен­ский актив, совет ветеранов, любительские клубы, родительский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе даль­нейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.

Изначальными конструктивными условиями организации ме­неджмента в социально-культурной сфере служат:

-реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

-диалог с семьей, отдельными гражданами, их обществен­ными представителями и другими членами экосоциоси-стемы, а не авторитарное давление на социокультурную сре-

ду;

-решение досуговых проблем методом инновационных под­ходов, а не путем разрушения и переделки сложившегося.

Характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с ос­новными целями данной деятельности. Например, некоторые ча­стные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто ком­мерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые про­граммы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие пред­ставители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам - детям, подро­сткам, престарелым пенсионерам, инвалидам, многодетным семь-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильншов. Социально-культурная деятельность

ям и т. д. - права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное со­трудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями соци­ально-защитной направленности.

Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представи­телей делового мира, например, отечественных и зарубежных биз­несменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финан­сируются за счет частных вкладов и членских взносов.

Пользователями программ клубов закрытого типа, дорого­
стоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, кото­
рые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос,
оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем мно­
гообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортив­
ных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и вне­
служебных - в их реализации преобладает ярко выраженная соци­
альная обособленность. -,
Существует целый ряд разновидностей предпринимательской
(коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, ко­
торую ведут не столько государственные, сколько, главным обра­
зом, частные организации.

Среди них:

-оказание информационно-консультативной помощи, проведе­ние экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

-посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обес­печении финансовой и другой поддержки социально-культур­ных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

учреждении дочерних фирм, малых предприятий и коопера-тивов;развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в по­ставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудо­вания, оказание транспортных услуг, размещение полиграфи­ческих заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в соци­ально-культурной сфере, участие в организации и финансиро­вании международных детских, молодежных, взрослых про­грамм социально-культурного профиля. В процессе формирования социально-культурной среды кон­кретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (ком­мерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, само­окупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ве­домства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведом­ственным и неведомственным.

Как государственные, так и частные (коммерческие) предпри­ятия обладают правом добровольного вклада своих средств в со­циально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спон­сора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-куль­турной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерче­ский) сектор проявляет активную предприимчивость и инициа­тиву, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населе­ния, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мо­тоциклов, лодок, катеров и т. д.), находящихся в личном поль­зовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на при­влечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой яв-


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ляются туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерче­ских зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и про­грамм. Это объединение финансовых средств, трудовых, матери­альных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице госу­дарственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культур­ных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убыт­ков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добро­вольное объединение материально-финансовых средств для вос­становления или ремонта историко-культурных памятников, орга­низации благотворительных акций для воспитанников детских до­мов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, обра­зуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обяза­тельных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; все­мерное поощрение и создание льготных условий для стимулиро­вания добровольного материально-финансового участия государ­ственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии со­циально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культур­ных инициатив и движений являются меценатство и благотвори­тельность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и худож­ников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись пол­ное обеспечение свободы творчества и творческого самовыраже­ния деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, остав­ляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценат­ство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социаль-


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

ная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и результатом де­мократизации социально-культурной политики.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия