Студопедия — Предварительная подготовка к эфиру
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предварительная подготовка к эфиру






Любая передача для журналиста начинается с определе­ния той цели, которую он ставит перед собой, готовясь к ней, любое жизненное событие, социальное или культурное явле-

 

Теория и практика массовой информации_____________________________81

 

ния многогранны и потому уже при выборе темы требуют от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания гра­ниц проблемы. Все это помогает сосредоточению внимания на главномсначала самого журналиста, а потом и аудитории.

Конечно, в некоторой степени выбор темы уже предопре­деление специализацией редакции, радиоканала или радиокомпа­нии, ее основными тематическими направлениями, форматом.

Таким образом, выбор редакции - первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самoe важное в русле этой главной проблемы - процесс на­ закрепления знаний, умение оценить новое явление или факт.

Второй этап освоения темы - специализация радиожур­налиста.

Заметим, что, не найдя своей оригинальной, темы, коррес­пондент вряд ли сможет стать сколько-нибудь заметной твор­ческой личностью даже при наличии несомненного таланта.

Широта охвата, своеобразие, многотемье также являются своеобразной специализацией журналиста.

Специализация позволяет в то же время глубже проникают в суть затрагиваемых вопросов, раскрывать их. Она пре­дусматривает не только знакомство журналиста с литературой подбор и информации по избранной тематике, но и организа­цию, и постоянное ведение им специального справочного аппа­рата, т.е. наличие своеобразного досье.

Досье журналиста - это прежде всего жизненный опыт и, конечно же, знания, накопленные им в период общей предварительной подготовки, о которой говорилось выше (такие знания, естественно, должны быть активно использованы на всех этапах работы); это понятия об основных и наиболее акту­альных сторонах избранной тематики и «подходах» к ней, пред­ставление об этических рамках данной проблематики; и, нако­нец, это знание истории, географии, культуры региона, на который работает эфирный канал.

Конечно, нельзя надеяться на то, что репортер владеет всей суммой знаний и фактов, которые выработало человечество, даже по сугубо ограниченной тематике. Кроме справок в интернете хороший журналист пользуется газетными вырезка­м в сообщениями информационных агентств, справочниками по выбранной специализации. Эти материалы могут быть заложены

 

82_________________________________________________А.Г.Киселев

личный или редакционный компьютер, куда могут также за­носиться лучшие написанные на данную тему материалы — как собственные, так и коллег. В это же досье вносятся запом­нившиеся фразы, цитаты, по тем или иным причинам не ис­пользованные в предыдущих передачах удачные приемы, «за­думки», заголовки и т.д.

Журналист всегда должен быть готов при необходимости использовать этот материал.

Подобные наработки должны всегда находиться под ру­кой, но чтобы и их легко можно было найти, необходима стро­гая система их подбора и хранения.

Второй совет — не забивать беспорядочно ящики пись­менного стола ворохом бумаг, газетных вырезок, случайных записей. Сделанные накануне заметки надо обязательно пере­читать на следующий день, это поможет лучше запомнить их, найти точное место для них в архиве и, что особенно важно, восстановить ход мыслей, которые привели, к необходимости сделать эту запись. Потому что зачастую бывает и так: обнару­жив заметку через некоторое время, репортер не может вспом­нить, зачем, собственно, была сделана эта запись.

Несколько слов о системе хранения. Собираемые материа­лы обычно предлагается делить на чисто справочные: адреса, фамилии (обязательно имена и отчества), должности людей, цифровые данные, даты и т.д.; проблемные: вырезки из газет и журналов, материалы по избранной тематике (как свои соб­ственные, так и коллег), расшифровки не прошедших в эфир передач; наконец, творческие заготовки: неиспользованные заголовки, варианты начала передач, интересные наблюдения, фразы, словом, те самые «изюминки», которые определяют стиль передачи.

Распределив таким образом поступающие в личный архив материалы, журналист определяет «места хранения». Для спра­вочного материала это могут быть помимо компьютера особые карточки, хранящиеся как в библиотечном каталоге, так и в специальных ящичках (удобнее всего расположить их в алфа­витном порядке).

Проблемные материалы можно держать в особых папках, причем здесь более удобным становится не алфавитный, а вре­менной принцип их распределения, это поможет при необходи­-

 

 

Теория и практика массовой информации_____________________________83

 

мости сопоставить многие акценты, связанные с изменением характера эпохи, подходов к теме, жанровой структуры, язы­ка.

Что же касается хранения творческих заготовок, то здесь наряду с перечисленными выше способами вполне приемлемым оказывается занесение записей в журналистский блокнот. Осо­бенно это удобно для журналистов, работающих в прямом эфи­ре, когда порой нет времени на длительную подготовку переда­чи.

При любом способе хранения следует строго соблюдать следующее правило: каждая запись, каждый архивный доку­мент должны иметь помету: где, кем, когда (а лучше — ив какой ситуации) написана данная статья, подготовлена переда­ча, произнесена запомнившаяся фраза, откуда взята цитата, та или иная статистическая выкладка. Диктуется это правило не только культурой журналистского творчества и ответствен­ностью перед собой и коллегами — отсутствие такой «сноски» ведет к большой затрате времени на поиски имени автора, ста­тьи, цитаты и т.д.

Перечисленные способы ведения архива применимы наря­ду с использованием компьютера, который, естественно, зна­чительно облегчает хранение и доступ к информации, позволя­ет значительно увеличить ее объем.

Важный момент организации и ведения архива — его по­стоянное обновление. Избавляться при этом от старых материа­лов, если нет на то крайней необходимости, не стоит — неиз­вестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие листки, хранящие дыхание времени.

Все эти правила следует соблюдать и при хранении звуко­записей. Личный звуковой архив также должен найти отраже­ние в строго оформленном каталоге.

Сохранить на очень длительный период времени самое до­рогое и необходимое в звуковой библиотеке радиожурналиста помогают лазерные диски, которые к тому же значительно освобождают место, занимаемое довольно громоздкими пленоч­ными архивами.

Завершающий этап предварительной подготовки связан уже с конкретным заданием, полученным журналистом в редакции. К его выполнению можно готовиться исподволь, если тема и

 

84______________________________________________________А.Г.Киселев

 

конкретная программа запланированы заранее или если журна­лист является ведущим какой-либо постоянной передачи или цикла. Но очень часто задание бывает связано с необходимос­тью оперативного освещения события в тот момент, когда оно происходит (это и есть собственно прямой эфир).

Определив тему и узнав задание, корреспондент «привязы­вает» все накопленное к данному реально разрабатываемому жиз­ненному событию. На этом этапе радиожурналист, независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:

♦ точное осознание цели задания (если она не очень по­нятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее);

♦ пути получения как можно более полных и точных све­дений об объекте;

♦ описание ситуации и обстановки, в которой придется ра­ботать;

♦ примерный перечень и формулировка вопросов, на кото­рые необходимо получить ответы;

♦ определение жанра передачи, пусть даже предваритель­ное;

♦ выработка одного-двух запасных вариантов на случай сры­ва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.

Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурна­лист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи. Надо быть уверенным в исправности своего главного инструмента — магнитофона (не сели ли батарейки и достаточен ли их комплект? Достаточно ли количество дис­ков, пленки или кассет? Нет ли на них нужных записей, кото­рые могут быть случайно размагничены? В порядке ли микро­фоны?).

Если прямой эфир идет из студии, следует проверить (так­же до начала программы), проходит ли сигнал от вас к режис­серу, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и т.д. Непременно нуж­но уточнить, вызваны ли к началу программы или к условлен­ному времени ее участники.

Возможно, многое из этого не входит в прямые обязанно­сти репортера или комментатора, но штат современных радио-

 

 

Теория и практика массовой информации___________________________85

 

станций крайне невелик, так что приходится заниматься и этим. Этап предварительной подготовки — сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой из них может привести к срыву програм­мы.

Итак, предварительная подготовка к передаче завершена, и радиожурналист оказывается один на один с непосредствен­ными участниками события, рассказ о которых и составляет смысл его творческой деятельности.

 

3.3. Общение в работе радиожурналиста

 

При подготовке передачи радиожурналист всегда общает­ся с людьми: получает информацию о них и об их жизни, вос­принимая и внутренне оценивая личностную сущность челове­ка, выбирает свою адекватную систему поведения по отноше­нию к нему. Другими словами, он непрерывно взаимодействует с людьми. В этом взаимодействии происходит столкновение ин­тересов двух сторон. Если интересы совпадают, общение разви­вается органично и безболезненно, правда, при условии, что журналист не совершает психологических ошибок. Разные или противоположные интересы в общении ведут к борьбе и появлению элементов противостояния. В журналистской деятельно­сти и то и другое проявляется иногда в сложных, причудливых сочетаниях.

Многое решает целевая направленность материала. Одно дело создавать портретный радиоочерк, задачей которого яв­ляется популяризация личности, и совсем другое — готовить Острый критический материал, проводить журналистское рас­следование. В этих случаях желание «героев» сотрудничать с журналистом может быть совсем разным. Между этими поляр­ными примерами есть бесчисленное множество вариаций, с которыми журналисту приходится встречаться в своей работе.

На готовность того или иного человека предоставить жур­налисту информацию, вступить с ним в контакт влияют раз­личные факторы.

Во-первых, компетентность человека в том вопросе, по которому к нему обращается корреспондент. В случае отказа

 

 

86______________________________________________________А.Г.Киселев

 

дать информацию журналист должен правильно представить себе его мотивы. Иногда они действительно связаны с тем, что человек, к которому он обращается, не знает материала в та­кой степени, чтобы высказать глубокое и интересное суждение. Тогда журналисту приходится искать другой источник инфор­мации.

Во-вторых, система служебной субординации. Радиожур­налист неизбежно столкнется с этим обстоятельством, как толь­ко попытается получить информацию в официальном учрежде­нии, какой-либо фирме или на предприятии. Иногда человек, который компетентен в данном вопросе (журналист знает об этом более или менее точно), уклоняется от предоставления материала или выражения собственного мнения. Причиной мо­жет быть его неуверенность в положительной реакции выше­стоящих инстанций на опубликование этого материала: во мно­гих учреждениях предоставление информации по определен­ным вопросам резервировано за руководством. Из этого следу­ет, что в каждом конкретном случае журналист должен пра­вильнo решить, на каком уровне ему следует устанавливать контакт, чтобы получить нужную информацию. Практика пока­зала, что лучше всего обращаться (особенно это относится к официальным учреждениям) к лицам, по должности облечен­ным правом. принимать решения, или в отделы по связям С

прессой.

В-третьих, профессиональная принадлежность челове­ ка. Любой опытный журналист знает, что профессия наклады­вает отпечаток на характер обмена информацией. Люди, при­выкшие иметь дело с детьми, молодежью, люди, от которых по роду деятельности требуется доброжелательная аккуратность, часто имеют склонность преимущественно выдавать инфор­мацию. Всякого рода администраторы, занятые больше насто­ящим, наоборот, склонны чаще до6ыватъ ее. Для тех, кто при­вык употреблять слова с полной ответственностью - таковы военные, математики, специалисты в точных науках.

Люди гуманитарных профессий - писатели, критики, ис­кусствоведы, режиссеры - часто склонны, наоборот, к выpaжениям многозначным и к многословию.

В-четвертых, психологические свойства личности. Одни люди более коммуникабельны, другие - менее. Признаки го-


Теория и практика массовой информации_____________________________87

 

товности или нежелания сотрудничать с журналистом, прояв­ляющиеся, во внешней реакции человека, не всегда могут быть исцелены правильно. За негативным отношением к сотрудничеству­, или может скрываться чрезмерная скромность или присущий человеку «комплекс неполноценности».

Облегчить контакты с интересующими людьми журналис­тy помогает опять-таки специализация, т.е. работа в определенном диапазоне проблем. Конечно, такая специализация не все­гда возможна, ибо задачи, возникающие перед ним, весьма многообразны. Но любой журналист с опытом обязательно «об­растает» связями в той сфере, которой он по преимуществу, занимается, о которой пишет и о которой создает радиопередачи. Постоянная забота журналиста о расширении круга своих источников информации - непременная предпосылка его ус­пешной деятельности.

Ответственные, занятые люди иногда расценивают интер­вью для печати, радио и телевидения как непросто и не всеми нужное лично им мероприятие, требующее затрат време­ни.

Иногда за отказом скрывается боязнь высказать свое соб­ственнoe мнение, нежелание входить в противоречие с мнени­ем других, неопределенность и несформированность своих взгля­дов, а, может быть, и какие-то личные причины не «светить­» в СМИ. С другой стороны, это может быть связано с попыт­кой выиграть время для того, чтобы собраться с мыслями, или с неправильным пониманием целей интервьюера, неблагоприят­ной обстановкой беседы. Журналисту нужно уметь правильно классифицировать эти причины, вовремя прекратить разговор или искать его верное продолжение.

Чтобы избежать общения с корреспондентом, должност­и лица, государственные и политические функционеры иногда прибегают ко всевозможным уловкам, ссылаются на занятость, отсутствуют и неизвестно, когда будут», ускользают через «черный ход», отказываются комментировать, «не хотят или не могут подтвердить или опровергнуть» ту или иную информацию, будучи вполне компетентными это сделать.

Но чаще журналист встречает благожелательное отноше­ниe со стороны людей, к которым он обращается в поисках информации. Ведь если верно известное в журналистике выра-

 

 

88_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

жение «имена делают новости», то справедливо и обратное «новости делают имена»: рассказывая о событиях и фактах, передавая мнения и оценки, печать, радио, телевидение выде­ляют из общей массы героев своих передач, повышают их зна­чимость в собственном и общественном сознании. При общении с журналистом учитывается влиятельность и значение СМИ как мощных каналов выражения и формирования общественного мнения.

В процессах общения конечная цель определяет лишь об­щую стратегию поведения общающихся. Тактика же, способы их поведения, как утверждает социальная психология, зависят от того, как воспринимаются и отражаются в сознании друг друга собеседники.

От журналиста требуется высокая культура, выражающа­яся, в частности, в умении замечать и правильно истолковы­вать нюансы в поведении человека.

Оценка журналистом партнеров по общению начинается с первых минут знакомства. И здесь опыт предостерегает от ряда типичных ошибок

Партнеру легко приписываются некоторые качества на ос­нове установившихся стандартов оценки внешнего облика. На­пример, высокий лоб, очки часто заставляют предположить в собеседнике образованность, а седина дает повод думать о его богатой духовной жизни. Это, элементарные примеры, но они показывают предрасположенность воспринимать человека опре­деленным, «запрограммированным» образом.

Партнера оценивают по принципу «сужу по себе», т.е. жур­налист приписывает, свои душевные качества другому, переносит на него черты, свойственные ему самому, видит в другом человеке свой аналог.

Журналист наделяет собеседника (особенно если это вы­дающаяся или высоко стоящая в общественной иерархии лич­ность) набором положительных качеств, в действительности, возможно, ему не, свойственных. Такое представление может сложиться в ходе предварительно проведенного изучения пред­стоящего партнера по общению из разговоров о нем со «знаю­щими» людьми, по слухам и т.д.

Вообще журналисту нужно научиться оперативно преодо­левать инерцию первых впечатлений, которые лишь в редких


Теория и практика массовой информации_____________________________89

 

случаях дают точное представление о людях. Дальнейшее уз­навание человека ведет к раскрытию в нем признаков, состав­ляющих своеобразие его личности.

Предположим, радиожурналисту необходимо установить контакт с известным, ученым, чтобы получить информацию о работе института. Конечно, с самого начала он должен иметь свое понимание и своей профессиональной роли.

Возьмем в качестве примера телефонный разговор: «Гос­подин Петровский? Говорит корреспондент Наталья Бояринова из радио «Маяк». В связи с оnублuкованием списка работ, выдвинутых на соискание Государственной премии, хотим попросить Вас датъ интервью для радиослушателей. Рассказ в этой работе представляет для нашей аудитории большой инmepec. Если Вы не возражаете, давайте договоримся о вре­мени и месте встречи».

Вариант профессионален, хотя, конечно, и он не обяза­тельно сработает, безотказно: партнер может быть очень занят, может уезжать в командировку, наконец, оказаться просто ма­локонтактным и трудным в общении. Но в любом случае такая манера ведения разговора предпочтительней.

Образ собеседника как личности и осознание его обще­ственной роли складываются у журналиста относительно четко по окончании подготовки к встрече. Мы уже говорили, что в дальнейшем могут возникнуть некоторые уточнения и корректировки, но если у включенного микрофона (а специфика радиожурналистики в том и состоит, что момент общения в прямом эфире одновременно есть и результат его) репортеру приходится кардинально переоценивать имеющиеся представления, это означает, что его подготовка не была удачной.

«Каков в представлении собеседника журналист: человек, снисходящийдо того, с кем общается достойный собеседник или профан, отнимающий время?» «Каков я в глазах того, с кем общаюсь?» - этот вопрос задаст себе каждый радиожурналист, особенно в начале своего профессионального пути. Если попытался с этой точки зрения определить оптимальный психологи­ческий тип личности радиожурналиста, можно сказать: это воспитанный человек с сильным характером, проявляющий другую расположенность в общении. Ему свойственны уверенности в себе, сдержанность, тактичность, мобилизованность и подтянутость.

 

 

90_______________________________________________А.Г.Киселев

 

Уверенность в себе. Эту черту характера не следует пу­тать с самоуверенностью. Уверенность в себе основана на осоз­нании общественной полезности дела, которому служит радио­журналист. Сила личности связана с убежденностью в правоты своего дела, в поддержке со стороны общественности. Само­уверенность же выражается в противопоставлении себя окру­жающим и потому производит плохое впечатление, особенно если под ней скрывается невежество.

Сдержанность, по существу, означает экономию в прояв­лении эмоций, своих личных симпатий и антипатий, умение оставаться в корректных профессиональных рамках. Поспеш­ность выводов и обобщений в оценке людей свидетельствует о недостатке сдержанности. Другая крайность - эмоциональная «скупость».

Тактичность - верная спутница сдержанности, правиль­ный выбор линии поведения применительно к конкретным об­стоятельствам. Тактичность - это инстинктивное чувство рав­новесия, а не маска, используемая для того, чтобы любой це­ной поддержать удобные отношения; это уважение и понима­ние личности собеседника, мотивов, которыми он руководству­ется в общении с журналистом; это и крайняя осторожность, и любезность в тех случаях, когда именно эти качества необхо­димы.

Мобилизованность и подтянутость, как внутренняя, так и

внешняя. Журналист должен держаться с достоинством, без фамильярности, которую можно принять за развязность, но и без лишнего напряжения, выглядеть всегда готовым к деятель­ности. Его внешний вид тоже можно считать это фактором обще­ния (встречают «по одежке», как говорит русская пословица).

В процесс е общения интересы взаимодействующих людей различаются, между ними так или иначе распределяются роли: один партнер (в нашем случае радиожурналист) стремится по­лучить информацию, другой - дает или должен дать ее; один из них может быть на позиции сильного, другой - на позиции слабого. И есть еще один предпочтительный для журналиста вариант: позиция равных собеседников, каждый из которых ­профессионал в своем деле.

Обстановка общения становится благоприятной, если собе­седник чувствует непредвзятость, беспристрастность журнали-

 

Теория и практика массовой информации_____________________________91

 

ста, видит, что его принимают таким, каков он есть на самом деле, независимо от обстоятельств и занимаемого им положе­нии в обществе, и атмосфера доверия немедленно разрушает это, если у партнера по общению возникает ощущение, что он представляет для журналиста интерес только как средство до­стижения профессиональных целей.

Корреспондент обязан учитывать, что «живая передача», форму какого бы жанра она ни принимала, - это еще и осо­бый вид контакта с аудиторией. Работа в прямом эфире, позволяющая, действительно, ис­пользовать все возможности радио, должна предусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информа­ции, ее оценкой слушателями, при знанием правоты журналис­та или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти форму ис­креннего разговора и желанием выслушать оппонента. Именно здесь смыкаются или расходятся точки зрения, здесь возника­ют уже не радиовещание, а радuоо6щенuе, когда журналист­ ведущий и радиослушатель - равные партнеры. Этот настрой на общение - решающее качество, которое необходимо вырабатывать в себе ведущему прямого эфира, ибо никто не захочет слушать, человека, не заинтересованного в содержании процесса взаимодействия с аудиторией. Прямой эфир, в том числе в форме прямого рenoр­тажа, - это доходчиво и живо поданная звуковая картина происходящего, донесение существа ситуации до ауди­тории. Умелое построение материала позволяет уйти от поверхностного изложения репортажа. Задача журналиста здесь не только записывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей. В этом - признак высокого профессионализма. Обычно на прямой эфир с места события информационная программа на любом канале выделяет не более 2-3 мин, за






Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 931. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия