Студопедия — Спутниковое телевидение 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Спутниковое телевидение 2 страница






Где существует свобода, там существует и ответственность за свои решения. В отношении тележурналиста это означает ответственность:

♦ перед обществом в целом;

♦ перед аудиторией телезрителей;

♦ перед героями передач и фильмов;

♦ перед сообществом журналистов, которое он представ­ляет;

♦ перед телекомпанией, от имени которой обращается и зрителям;

♦ перед самим собой.

Применительно к телевизионной информации — это озна­чает достоверность каждого сообщения, полнота представлен­ных фактов и непредвзятость позиции автора.

 

Теория и практика массовой информации___________________________131

 

Достоверность. Доверие к факту или мнению обусловлено доверием к источнику информации — зритель хочет знать, откуда получено сообщение и кому принадлежит излагаемое суж­дение.

Если на месте события отсутствует собственный коррес­пондент или он не имеет проверенных данных, необходимо — в соответствии с мировой телепрактикой — подтверждение не менее, чем из двух источников.

В новостных программах ссылки на источники сообщений

обязательны.

Журналист новостей оперирует только теми данными, ко­торые в случае необходимости могут быть им доказаны, и добивается такого изложения материала, чтобы даже будучи обви­ненным в дезинформации, суметь подтвердить свою правоту в судебном порядке.

Общепризнанная особенность телеинформации — «персонализация новостей» — не означает, как думают многие, свободы субъективных высказываний ведущего. Четкое отделение пиктов от мнений в новостной программе — неукоснительный журналистский принцип.

Профессиональное сообщение не должно содержать оце­нок, тем более, если это оценки сотрудника информационного телевидения — ведущего, репортера, интервьюера.

Позиция журналиста новостей — в подборе, полноте и последовательности освещаемых фактов. Оценки событий или явлений вполне уместны и даже необходимы в устах экспертов, комментаторов или лиц, в чьей компетенции нет сомнений.

Информационные программы не должны вызывать у зрителей сомнений в характере экранного сообщения или порождать, в нем ложные представления о том, что он видит — запись или трансляцию, первичное сообщение или его повтор. Ни и одна из экранных форм ни прямо, ни косвенно не может быть та за другую (комментарий за установленный факт, архивные кадры за сиюминутную хронику, инсценировка -за действие,реально происходящее) или способствовать подобному впечатлению.

Особенно это относится к методу инсценировки, даже если частники — реальные герои происходившего. Сам факт реконструкции события должен быть обозначен в эфире, чтобы

 

 

132________________________________________________А.Г.Киселев

не вводить телезрителя в заблуждение относительно характера изображаемых действий.

Мировая телепрактика не допускает использования инсценировок в новостных рубриках.

Полнота информации. Важнейшее условие объективности — полнота представленных фактов и обнародованных суждений.

Так, репортаж о рельсовой войне, начатой забастовщике ми-шахтерами, демонстрирующий их возмущенные лица, будет не полон, если не покажет и негодование ни в чем не повинных пассажиров, десятки часов ожидающих в остановленных поездах. В экранном сообщении о событии не должны быть опущены факты, существенные для понимания происходящего, или изложена точка зрения, односторонне освещающая картину, даже если это точка зрения сотрудника инфор­мационной рубрики. И если в аналитической передаче одним из героев изложен определенный взгляд на проблему, журналист обязан предоставить такие же возможности и для аргумента оппонирующих сторон.

Непредвзятость. Достоверность и полнота информации как критерии журналистики могут быть достигнуты только при условии непредвзятости.

Для, отечественных документалистов это условие — едя ли не самое трудное. Современные ведущие, пришедшие на смену официозной фигуре «кремлевского» диктора, зачастую не сомневаются, что единственно безошибочный взгляд на события и процессы общественной жизни принадлежит им самим выступающим кем-то вроде наставников неразумной публики.

Убежденность ведущего информационных программ в том, что он выступает своего рода идеологическим просветителем, порождает привычку по каждому поводу ставить оценки и вы­носить приговоры, ибо, по его представлению, мнения о фактах важнее фактов.

Нетрудно понять, что подобное убеждение — обор сторона все той же тенденциозности.

Условие непредвзятости тем более необходимо в журналистских расследованиях.

В то время как информационные, в том числе ново телепрограммы, отвечают на вопросы «что происходит?» и «как

 

Теория и практика массовой информации___________________________133

 

это происходит?», аналитическая публицистика имеет дело с тросами «почему?» и «что может случиться завтра?».

Хладнокровие, способность к всестороннему исследованию ситуации, скрупулезность в изучении материала — достоинство в этой области документалистики более ценные, чем подкупающие эмоциональность и импульсивность.

По существу, аналитическая журналистика есть сумма вопросов, ответы на которые документалисты получают в про­цессе самой работы.

Беспристрастность и глубина подхода в наибольшей мере присущи тем, кто не находится в плену у стереотипов и не уступает перед сложностью исследуемой проблемы или породивших ее причин.

Особо тщательное внимание документалист уделяет подбору экспертов и заблаговременному знакомству с позициями участников предстоящего разговора. Степень компетентности в исследуемой проблеме позволяет ему оценить компетенцию приглашаемых собеседников. Хорошо подготовленный публицист полагает по возможности все, что знает каждый из собеседников применительно к обсуждаемой теме, а фактическидаже больше, чем каждый, ибо осведомленность приглашаемых ограничена, как правило, их личными интересами или интересами представляемых ими партий и ведомств.

Преимущество публициста (и одновременно его обязанность) — незави­симость от ведомственных пристрастий и готовность действовать в интересах зрителей. Можно сказать, что интересы аудитории — его ведомство. Как же должен поступать тележурналист в разных острых

ситуациях?

Позиция журналиста. Призвание тележурналиста не сводится к публичному самовыражению, тем более в новостных рубриках, которые оно способно только дискредитировать. Эта позиция — не в словесных оценках (сфере аналитиков и экспертов), но в стремлении к достоверности и полноте представ­ши. IX фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы.

Профессиональное сообщение содержит все факты, необходимые для понимания изображаемой ситуации. Но оно же почнет побочную информацию, способную вызвать негатив­-

 

134_____________________________________________________А.Г.Киселев

­ные общественные последствия (например, уведомления о готовящихся общественных беспорядках с указанием места и имени, где и когда они могут произойти). В противном журналист рискует оказаться не столько информатором, сколько подстрекателем, выполняя роль рупора для зачинщиков противоправных действий, а обнародованный прогноз обернется реальностью именно в силу массового оповещения.

Понятие о нежелательной информации не ставит под мнение принцип гласности и свободы слова. Речь идет о реальных противоречиях, когда документалист оказывается в ситуации морального выбора. И хотя никакая истина не опаснее следствий, к которым приводит ее незнание, но фрагментарный факт, изъятый из контекста происходящего и обнародованный без учета состояния массового сознания, может вызвать общественную реакцию, совершенно несоизмеримую с социальным значением этого факта. В обостренной степени ство меры должно также присутствовать при изображении с насилия, демонстрации трупов или жертв преступления.

Вместе с тем документалист не может одинаково относиться к тому, кто нарушает закон, и тому, кто его знает, особенно если речь идет о законе нравственном. Когда сталкиваются сострадание и жестокость, справедливость и злонамеренность, терпимость и нетерпимость, позиция журнали не имеет ничего общего с безучастностью.

Для журналиста нет важнее задачи, чем отстаивать духовные качества, которые позволяют людям при любых обстоятельствах оставаться людьми.

Телевидение и выборы. Исключительное значение позиция журналиста приобретает в период избирательной кампании, телевидение становится главной публичной ареной противостояния политических интересов. Интересов не только фактов, каждый из которых стремится расположить в свою по большинство аудитории, но и интересов зрителей, рассчитывающих на полноту информации о самих кандидатах, сделать свой выбор в качестве избирателей. Такие сведем включают в себя и факты, позволяющие судить о подлинных мотивах и намерениях кандидатов, в отличие от их экранных саморекомендаций. Последняя задача невыполнима без участия аналитиков-журналистов.

Теория и практика массовой информации___________________________135

Уважение к праву каждого кандидата высказывать личную точку зрения и программные тезисы своей партии обязываеттелевизионного журналиста быть предельно корректным, не давая повода утверждать, что позиция собеседника представлена в ложном свете.

Журналист в экстремальной ситуации. Критерии телеви­зионной документалистики — достоверность, полнота информации, непредвзятость — становятся предельной необходимостью в репортажах, объект которых — экстремальные ситуации, несоблюдение этих критериев не только искажает картину происходящего, но нередко приводит к обострению положения, в том числе и массового насилия. Опасность нежелательной ин­формации многократно возрастает, когда речь идет о военных действиях, катастрофах, несчастных случаях, этнических столкновениях, террористических актах и общественных беспорядках. Присутствие камер и журналистов как фактор публичностив этих случаях способно повлиять на сам ход событий.

Участники несанкционированных митингов, пикетов и других форм выражения общественного протеста, не говоря уже о вдохновителях этих движений, стремятся воспользоваться присутствием журналистов для публичного обнародования своих деклараций.

Вот почему документалисты в таких условиях:

♦ остерегаются групп и лиц, чьи действия рассчитаны на привлечение внимания окружающих, и в первую очередь журналистов;

♦ не позволяют себе отталкиваться в репортажном изложении от эмоций, а не от фактов;

♦ воздерживаются от экспрессивных выражений, содер­жащих оценку — «озлобленная толпа», «оголтелые сборища», озверевшие власти» и пр.;

♦ не считают возможным брать на себя судейские функ­ции или выступать адвокатом одной из сторон конфликта, уподобляясь тенденциозному футбольному комментатору, неспособному скрыть, за какую команду болеет;

♦ ссылаются всякий раз при оглашении данных на источники информации и не вырывают отдельных цифр или фактов из контекста происходящего;

♦ выступая в роли интервьюеров, чей долг — дать возмож­ность зрителю выслушать доводы основных сторон, не стано-

136_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

вятся «подставкой для микрофона» в отношении самозваных лидеров, для которых присутствие камер - наиболее желаемая форма саморекламы.

Экстремизм, нетерпимость, слепая ярость не должны получать такое же экранное право голоса, что и разумные аргументы и стремление к доводам, а не силе.

Это обстоятельство в еще большей степени относится интервьюированию преступников, террористов, сама возможность контакта с которыми заранее согласуется с органами правопорядка и руководством телекомпании.

Для журналистов, работающих в подобных условиях, желательны консультации со специалистами по чрезвычайны ситуациям и другими экспертами, способными подсказать, какие фразы, вопросы, заявления или поведение «героев», будучи обнародованными, могут лишь осложнить положение.

В ситуации этнического конфликта профессиональны документалист особо тщательно контролирует свое поведение и слова. Осознает постоянную безопасность - стать более пропагандистом, чем журналистом, и более агитатором, чем корреспондентом. Ибо репортер, который полагает, что заранее «знает все», зачастую просто не в состоянии не идеологизировать ситуацию. Не меньшую угрозу представляют и начинающие, журналисты, для которых любые интересы отступают первой тягой к сенсационности. Этническая тематика для них - интригующий материал «на продажу». Эти гастролирующие репортеры, оказавшись в «горячей точке», полагают необязательны разбираться в местных проблемах или особенностях культур

народов, о которых намерены вести речь.

Но ни субъективность изложения, ни предвзятость оценок: ничего общего не имеют с этикой профессионального журналиста, сообщения которого основаны на их информационно ценности, а не на соответствии его политическим взглядам ил.

потенциальной сенсационности.

Журналисты, заранее уверенные, что нет достойнее цели, чем изобличение на экране зла, предпочитают заведомо уличать вместо того, чтобы информировать и анализировать. Однако сотрудники новостей, о чем уже говорилось, вправе оперировать только теми данными, которые в случае необходимости могут быть ими доказаны (в том числе и в судебном порядке).

 

Теория и практика массовой информации__________________________137

Журналисту, действующему в окружении возбужденной толпы,требуется профессиональная осторожность, чтобы не умелое освещение политического или этнического конфликта вызвало новых конфликтов, а идея национального самооп ­ ределения не переросла в доктрину превосходства одного народа над всеми прочими. Граничащие с фашистскими расовые те­ории нетерпимости к «инородцам» не могут звучать с экрана, встретив противодействия со стороны других участников передачи и самих журналистов. В противном случае телевиде­ние рискует оказаться проводником национально - шовинистских представлений.

Сбалансированность мнений, которой добивается журналист, свидетельствует о его безучастности или о равноценности для него любых высказываний, обнародованных в эфире. Эти­ческий игражданский долг исключают нейтральность по отно­шению к нравственным категориям. От позиции журналиста за­висит, не превратится ли телевидение из средства воздействия на политику в сам предмет политики, и не выступит ли оно по отношению к конфликтующим сторонам как источник все возрастающей конфронтации, а не возможность поиска обществен­ного согласия. Хотя сцены насилия на экране всегда выразительнее, чем столы для мирных переговоров, профессиональ­ный журналист предпочтет предоставить слово здравомыслящим собеседникам, а не подстрекателям к крайним мерам, на­сколько бы экзотичнее ни выглядели последние.

Таким образом, такие этические ценности, как порядоч­ность и достоинство, - однозначны. Журналист ангажирован только ими. В этих случаях его зависимость абсолютна, как присяга солдата или клятва врача.

В 1998 г. необходимость принятия определенных ограничений деятельности ТВ и радио в России стала настолько очевидной, что началось движение за подписание специального документа - Хартиителерадиовещателей. Возможно, в будущем присоединение к Хартии станет одним из условий получе­ния или продления лицензии на вещание. Наше общество, та­ким образом, учится защищать себя от негативных, разрушительных воздействий, связанных с коммерциализацией эфира - что, безусловно, повышает социальную ответственность журналистов.

 

 

Контрольные вопросы и задания
Вот как выглядит этот важнейший для профессиональной деятельности телеработников документ (см. nрuложение).

138___________________________________________________А.Г.Киселев

 

 

  Телевидение способно охватить самые широкие слои на- селения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его фuзuческой природы, onределяющимu сneцифuку телевидения как средства создания u nередачu сообщения. Первое - способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Мы называем эту способность вездесущностью телевидения Второе - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Мы называем это свойство экранностью телевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории  
4.7. Специфика телевидения
1. Охарактеризуйте современную этическую политику в российских телекомпаниях. 2. Назовите исходные этические принципы политики. 3. Понятие достоверности информации. 4. Понятие полноты информации. 5. Понятие непредвзятости информации. 6. Каковой должна быть позиция тележурналиста ситуациях? 7. Чем необходимо руководствоваться тележурналисту критических условиях? 8. Раскройте основные положения Хартии телерадиовещателей.

 

 

Теория и практика массовой информации__________________________139

 

Третье - способность сообщить в звукозрительной форме действия, событии, по словам Эйзенштейна, «в неповтори­мый момент самого свершения его». Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосред­ственно с телевизионных камер, без опосредования предвори­тельной фиксацией, т. е. в настоящем времени. Мы называем способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений непосредственностью телевидения. Непосредственность неразрывно связана с симультанностъю телепередачи одновременностью наблюдения и показа, трансляции); это стороны одного феномена. Он проявляется в реальных про­граммах не постоянно, однако имеет весьма существенное зна­чение для психологии зрительского восприятия, так как обус­лавлиает особую достоверность телевизионного зрелища. Таковы признаки телевидения как средства и канала передачи сообщения. Значение их велико. От них зависят многие профессиональные, структурные, выразительные, эстетические способности и возможности телевидения.

Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры - интервью, репор­тажи, комментарий и др. - обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея, выражаются непосредственно автора­ми героями событий, живыми людьми со всей совокупностью личностных характеристик Произносимые слова воспринимаются в неразрывной связи с эмпирической личностью произ­носившегo. По мере развития телевизионной журналистики ста­ло выявляться, что воздействие сообщения на аудиторию уси­ливается (или, наоборот, уменьшается) свойствами личности автора.

Лицо человека всегда вызывало неосознанное стремление «расшифровать» его. Телевидение вернуло человечеству возмож­ность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусствалитературным творчеством. Звукозрительный харак­тер телевизионной коммуникации потребовал восстановить лич-

 

140____________________________________________________А.Г.Киселев

 

ностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы свить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории телевизионной информации, персонифицированной, т. е. (олицетворенной) ее автором и участниками события. Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала симпатии и доверие зрителей.

Каковы же уровни персонификации? 1. Знакомый человек в кадре служит для зрителя прежде всего ориентиром в пестром мире телевuзuонных передач, благодаря тому что всякий раз его появление сопровождается интересной для данного зрителя, информацией.

2. Более высок уровень персонификации тогда, когда журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, реnортаж-раследованuе u т. n:) становится объектом сочувственной uдентификацuu). Иначе говоря,зритель начинает сопереживать ему, как бы представляя себя на месте «положительного героя» документального драматического действия. Здесь очевидно сходство журналиста с героем театрального зрелища или произведения худоственной литературы. И, наконец, третий, высший уровень персонификации - когда журналиста ждут на экране ради негосамого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значuтелъную в нравственном, духов плане. Это очень нелегкая работа. Она, несомненно, более сложна, ответственна и трудоемка, чем, скажем, работа самого серьезного, большого актера театра или кино. Этой работе человек должен отдавать себя всего, все силы своего мозга, нервов и сердца, всю энергию.

Понятие персонификации связано не только с работой автора-журналиста. Персонифицированный подход можно и в телерекламе, и в детских передачах («Телевизионный персонаж» может быть постоянной куклой вроде Хрюши и Степаши), и в «массовых» передачах - особенно в телеиграх («Что? Где? Когда?», телеигры и ток-шоу и др.)

Персонификация телевизионного сообщения утвердилась всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Грамотное мнение принципа персонификации возможно даже в неболь-

 

 

Теория и практика массовой информации__________________________141

 

шом информационном видеосюжете, а в так называемом «спе­циальном репортаже» современных теленовостей наличие глав­ного персонажа - участника событий - считается необходи­мым. Прохожий на улице и свидетель необычного факта, человек, переживший сложную операцию или пострадавший от урагана, космонавт студент,. ученый и художник, государствен­ный чиновник и коммерсант на перепутье новых социальных связей - таковы носители персонифицированной информации. Все они несут с экрана помимо «прикладной» информации по теме данного сюжета еще и нечто большее: свидетельствуют о настроении народа, о его духовном облике.

Вытекающая из вездесущности телевидения непрерывность программы с аудиторией определяет функциональные раз­личия между кино и телевидением, что в свою очередь отражается на структуре сообщений, затрагивает сферу использо­вании средств выражения. Поэтому и не может быть речи о полном тождестве телевидения и кино.

Обратимся к рассмотрению особенностей природы телевидения, связанных с тем его специфическим свойством, которое определили как непосредственность. Отметим, что непосредственность телевидения (как и радиовещания) определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации; это, разумеется, исключительно важно для телевидения как рода журналистики.

Не менее важно, что симультанность прямой телепереда­чи выступает как фактор, создающий «эффект присутствия», придающий телевизионному сообщению особую достоверность, документальность - качество, также чрезвычайно существенное для успешного решения информационных и социа­льно-педагогических задач.

В отличие от графики или живописи изображение на фо­тографии, в кино, в телевидении возникает в результате опре­деленных технологических процессов, разработанных инженерно, причем процессы эти протекают как бы «самостоятельно», объективно, при этом изображение на фотоснимке и на экране физиологически, точно, т. е. оптически подобно объекту съемки.

По этой причине фотоснимок (начнем с него) привычно воспринимается как документ, чем он в принципе и является.

Первое из этих обстоятельств присуще и кино. Какое зна­чениедокументальности киносообщения имеет наличие вре-

 

 

142_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

менного фактора, что, собственно, и отличает кино от фотографии? Именно движение киноизображения как результат пускания через кинопроектор ленты, составленной из фотографий отдельных фаз движения («кадриков») со скоростью 24 сек, т. е. пространственно-временная сущность бытия кино документирует киносообщение с гораздо большей очевидностью, чем документирована фотография, изображение неподвижно в киносообщении публицистического рода, где отражается фактическое, наличное, эмпирическое бытие, достоверностькиноизображения имеет принципиальное значение.

Особая, уникальная документальность телевизионного изображения объясняется, во-первых, тем, что оно формируется (подобно фото- и киноизображению) в результате процессов, протекающих объективно, вне вмешательства человека, во-вторых (и это особенно существенно), тем, что в отличие от фотографии и кино техника телевидения обеспечивает мультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина феномена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобразительного искусства и массовой коммуникации.

Говоря о специфических особенностях телевидения, мы вели речь только о прямой («живой») телепередаче. Однако современная практика тележурналистики далеко ушла от положения, существовавшего в 50-е-60-е гг., когда прямая перед была основой программы: ныне значительно более половина объема вещания во всем мире составляют предварительно фиксированные передачи. Первоначальной формой предварительно зафиксированных телевизионных сообщений стал телефильм, т. е. фильм, снятый с помощью кинокамеры, но предназначенный для показа не в кинотеатре, а на телеэкране. С появления видеомагнитной записи (ВМ3) стало окончательно ясно, что когда общественная ценность сообщения о событии достаточно велика, то факт записи не меняет отношения к телеэкрану (хотя зрителю заведомо известно, что он видит событие немомент его свершения, а позже).

Видеомагнитная запись позволяет при желании сохранить пространственно-временную непрерывность, свойственную «живой» передаче, и воспроизвести ее в реальном, но не подлин-

 

Теория и практика массовой информации___________________________143

ном времени. Иными словами, событие, длящееся 30 мин. – от 19.00 до 19.30, может быть показано в течение тех же 30 мин., с 22.00 до 22.30; при этом у зрителя сохранится та иллюзия присутствия посредника между событием и экраном (точнее, ми­нимального его вмешательства в кажущийся «зеркальным» процесс отражения действительности), которая возникает при прямой передаче. Прогресс техники дал возможность широкого ис­пользования монтажа видеомагнитной записи, т. е. полноценно­го творческого вмешательства в процесс «мумификации», затем прямой передачи, представляющей собой преодоление пространственно-временной непрерывности. Чтобы определить роль и значение феномена непосред­ственности применительно к современной телевизионной про­грамме, значит, в сущности, ответить на вопрос об эстетической самостоятельности телевидения. Известно, что из всех возможностей отражения действи­тельности, которыми располагает телевидение, кинематограф лишь только одной - возможности показать на экране собы­тие в момент его свершения. С приходом звука киноискусство лишь обрело еще одно выразительное средство - тишину. Неверно было бы сводить специфику телевидения, все его достоинства к непосредственности, которая стала ныне лишь од­ного из его возможностей. Подобно тишине в звуковом кино, она дала телевидению еще одно измерение. Непосредственность, которой обладает телевидение и не обладает кино, вовсе не отделяет их друг от друга, как отделе­нными различиями в средствах выражения театр и кино, различи­я системного порядка (поэтому театр и кино есть разные виды искусства). Хотя телевидение далеко не всегда использует феномен непосредственности, сущность его природы от этого меняется, ибо не меняется его язык, система средств выражения. Не отрицая значения «живой» передачи в программе подчеркнем, что телевидение не перестает быть самим со­бой, используя предварительно зафиксированное изображение. Непосредственность создает у телезрителя психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к телевизионной в целом. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение безусловно достоверное.

 

 

144_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

Один из основоположников отечественной теории тележур­налистики Э.Г. Багиров в «Очерках теории телевидения» наибо­лее подробно рассматривает коммуникационный процесс, на­чиная со схемы создателя теории информации К. Шеннона, столь популярной пентаграммы Г. Лассуэлла, и далее схемы У. Шрамма, модели Е.П. Прохорова, М. Лауристин и Ю.В. Воронцова. Суммируя достижения предшественников, Э.Г. Багиров предла­гает собственное видение коммуникационного процесса, в ко­торый органично включены1:







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 880. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия