Студопедия — Хроника событий 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хроника событий 1 страница






1949 г. 16 июня — первая внестудийная передача: репортаж с первомайской демонстрации трудящихся в Ленинграде.

 

190_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

Сдан в эксплуатацию весь комплекс реконструированного Мос­ковского телецентра на ул. Шаболовка, 53.

29 июня — еще одна внестудийная передача: репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо».

1951 г. 22 марта Совмин принял решение об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения (ЦСТ).

1954г. 3 апреля первая передача «Ученые на экране телевизора».

27 октября первый номер тележурнала «Искусство».

1955г. Январь. Первый репортаж с промышленного пред­приятия — фабрики «Красный Октябрь» (по сути, начало до­кументального раздела телевещания; провел репортаж Ю. Фо­кин — В.Ц.). Июнь. Первая событийная передача — репортаж о встрече на Центральном аэродроме президента Вьетнама Хо Ши Мина.

1956г. 1 мая впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной пло­щади.

Важнейшая страница в истории становления отечественно­го телевидения — освещение Всемирного фестиваля молодежи и студентов с 28 июля по 11 августа 1957 г. в Москве. Именно в это время на Шаболовке создаются первые журналистские твор­ческие подразделения — редакции: фестивальная (впоследствии ставшая Главной редакцией молодежных программ) и «Послед­них известий» (впоследствии Главная редакция информации).

Во исполнение постановлений ЦК КПСС 1959—1960 гг. (а тогда ничего не делалось без партийных постановлений) на те­левидение пришли журналисты. Телевидение становится сред­ством массовой информации и пропаганды — СМИП (аббревиа­тура СМИ воспринималась в те годы как усеченная). Пропаган­да в ее коммунистическом понимании становится основой со­держания всех телевизионных передач («Ленинский универси­тет миллионов», тележурнал «Партийная жизнь», «Пропаган­дистский огонек», «Советское — значит отличное» — такими названиями пестрели расписания телевизионных передач).

Это вовсе не значит, что в этот период отечественное телевидение не создавало ничего интересного. Период с 1957 по 1970 г. называния». Действительно, это время отмечено

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________191

 

Действительно, это время отмечено поисками и находками, озарениями и достижениями. Таковы «Рассказы о героизме» писателя С.С. Смирнова и выступления мастера устного рассказа И.Л. Андроникова, убедивших ауди­торию и тележурналистов в том, что монолог в кадре может быть захватывающим зрелищем; «Кинопанорама» А.Я. Каплера; «Эстафета новостей» Ю. Фокина; «Вечер веселых вопросов» врача Аксельрода, журналиста Муратова, инженера Яковлева, со временем ставший неувядаемым КВНом; «От всей души» В. Ле­онтьевой; «Телевизионный Клуб кинопутешественников» С. Сенкевича; «Здоровье» Э. Белянчиковой и «Музыкальный киоск» О. Доброхотовой. Первый советский многосерийный телефильм «Операция «Трест» (автор сценария А. Юровский); 50-серийная «Летопись полувека» и 60-серийная «Наша биография»; «Сем­надцать мгновений весны» Ю. Семенова и Т. Лиозновой.

Затем — внедрение видеомагнитной записи (ВМЗ), приход на пост председателя Гостелерадио СССР С.Г. Лапина и его полевое решение об исключении некоторых программ из прямо­го эфира (наполовину импровизационная программа «КВН» от этого умирает — сегодняшний «КВН» А. Маслякова скорее юмо­ристический театр, чем молодежная сатирическая передача, какой она была в те годы). Эпоха Л.И. Брежнева — это время застоя в советской экономике и общественной жизни и одновре­менно время застоя на телевидении.

 

6.2. Телевизионный прожектор перестройки (1985—1991 гг.)

 

6.2.1. Обоснование необходимости осваивания новых тематических «ниш» отечественной журналистики в годы перестройки

 

Конец 80-х — начало 90-х гг. XX столетия вошли в новей­шую российскую историю как время коренных преобразований, кардинальных реформ в области экономики, политики, общественной жизни, время развенчания идеологических клише и Психологических стереотипов, крушения идолов и кумиров, еще

 

192_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

вчера считавшихся незыблемыми авторитетами. Вот как говорил в апреле 1991 г. об этом Генеральный секретарь ЦК КПСС, пер­вый президент СССР М. С. Горбачев на последнем съезде Ком­мунистической партии: «Ситуация, в которой оказалось сегодня наше общество, является предметом острых споров, пережива­ний, а то и взаимоисключающих оценок... Радикально преобра­зуется политическая система, утверждается подлинная демок­ратия со свободными выборами, многопартийностью, правами человека, возрождается реальное народовластие... Началось пре­образование сверхцентрализованного государства... На смену атмосфере идеологического диктата пришли свободомыслие и гласность, информационная открытость общества».

Такими виделись некоторые черты новых социально-поли­тических условий, многие из которых постепенно становились нормой и образом жизни людей. Понятно, что гласность — это еще не свобода слова, а демократизация — только процесс, который должен привести к подлинной демократии. Сейчас пред­ставляется, что вся логика развития событий, начиная с ап­рельского (1985 г.) Пленума ЦК, знаменовавшего начало пере­стройки, неизбежно вела к августу 1991 г., когда перестройка в понимании идеологов КПСС закончилась вместе с многолетней историей этой партии. Однако этому периоду в истории могу­щественного тоталитарного государства СССР суждено было стать решающим в кардинальном изменении не только геопо­литического устройства страны и мира, но и — что много важнее — общественного сознания, складывающегося из ми­роощущения отдельных людей, отбросивших постыдную пси­хологию «винтиков» государственной машины и превращающих­ся в личности. Не случайно этот период в нашей истории за­падные политологи назвали «второй русской революцией» (так назывался телесериал Би-би-си, показанный практически все­ми телестанциями мира, в том числе Российским телевидением в ноябре 1991 г.).

Именно в это время возникли принципиально новые соци­ально-политические условия, и вместе с ними — ими же выз­ванные к жизни и в то же время формирующие эти условия — в недрах отечественной телевизионной системы вызревали, по­степенно заявляя о себе, столь же принципиальные переме­ны, еще не осознанные, но уже необратимые, крепнущие день ото дня.

 

Теория и практика массовой информации____________________________193

 

Исходя из логики развития й потенциальных возможностей различных средств массовой информации можно было бы пред­положить, что их вклад в радикальные общественные преобра­зования пропорционален этим возможностям и соответствует логическому ряду, так сказать, количественно-качественному ранжиру: печать — радио — телевидение. Однако на первом этапе, в период перестройки, нередко дело обстояло как раз наоборот. Конечно, телевидение с его всепроникающей способ­ностью, с имманентной аудиовизуальному образу объективнос­тью обладает особым свойством действенности; оно внесло свой вклад в перестроечные процессы. Трудно представить обще­ственный прогресс в стране без телетрансляций Первого съез­да народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета Со­юза и Верховных Советов союзных республик, Моссовета, Лен­совета и других советов всех уровней, партийных форумов и митингов, без репортажей из «горячих точек», таких публицис­тических программ, как «7 дней», «Взгляд», «Пятое колесо» (Ленинградская студия телевидения) и ряда местных телепере­дач.

И все же участие телевидения в исторических преобразо­ваниях, как представляется, уступало подвижнической работе немалого числа изданий печатной периодики, среди которых можно назвать ежедневные газеты «Известия», «Комсомольс­кая правда», еженедельные «Московские новости» и «Аргумен­ты и факты», «тонкий» журнал «Огонек» и «толстые» «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» (число примеров здесь, можно мно­жить): и даже сам факт существования не менее популярных противостоящих им изданий, таких, как газеты «Советская Рос­сия» и «Литературная Россия», «День» («Завтра»), журналы «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», свидетель­ствовали о реальном плюрализме и борьбе мнений и способ­ствовали не только поиску истины, но и диалектическому раз­витию, совершенствованию нашей прессы, невозможным в ус­ловиях идеологической монополии и единомыслия.

В чем же причина некоторого отставания в борьбе за де­мократию столь массового, а стало быть, изначально демокра­тического средства информации — телевидения? Каковы меха­низмы влияния телевизионного вещания на общественные про­цессы? Какой должна стать сама телевизионная система, чтобы

 

194_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

соответствовать современным требованиям, быть в состоянии эффективно выполнять новые задачи?

Рассматривая вопрос об адекватном отражении реальной действительности в программах советского телевидения, стоит заметить, что в годы перестройки, пожалуй, не было более важной и сложной, постоянной и ответственной тематики, чем проблемы межнациональных отношений. В темп, как освещались на отечественном телеэкране неоднозначные события в При­балтике, на Кавказе, в Средней Азии, Молдове, Украине и других регионах страны, можно ясно увидеть, сильные и сла­бые стороны телевидения, его потенциальные возможности и неиспользованные резервы. Анализ конкретным телепередач и тенденций в освещении межнациональной тематики, как пред­ставляется, дает возможность составить достаточно полное пред­ставление о реальном состоянии телевизионного вещания, как, впрочем, имеет и безусловную самоценность, учитывая уни­кальную многонациональность состава страны и многонациональ­ный характер отечественного телевидения в том виде, в каком оно создавалось на протяжении ряда советских десятилетий.

Эпизод I. В декабре 1986 г. в Алма-Ате прошли массовые выступления молодежи, которые тогда были квалифицированы как националистические по своим устремлениям. (В 1991 г. Ука­зом Президента Казахстана Н. Назарбаева в пятую годовщину этих событий 17 декабря объявлено Днем национального воз­рождения.) Это было первое выступление подобного плана, о котором страна узнала хотя и с некоторым опозданием, но, как говорится, по горячим следам — и, что самое важное, из офи­циальных источников.

Между прочим, тогда средства массовой информации пы­тались представить дело так, будто межнациональные напря­женности как раз и начались в декабре 1986 г. в Казахстане и являются порождением эпохи гласности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Гласность отнюдь не стала при­чиной возникновения целого ряда «болевых точек» — она выс­ветила их, сделала общеизвестными. Разве до Алма-Аты все было гладко? В докладе на XX съезде ВЛКСМ (апрель 1987 г.) говорилось о событиях того же ряда в Якутии, во Фрунзе, на Северном Кавказе. Точнее, эти регионы были названы вместе с Алма-Атой, но о соответствующих «региональных конфлик­-

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________195

 

конфлик­тах» официально ничего не было известно. В те времена счита­лось, что негативную информацию могут знать только те, «кому положено», а «народу это не надо».

Эпизод II. Вот уже и в Москве стали проходить демонст­рации и публичные голодовки так называемых «невыездных» — советских граждан, добивающихся разрешения покинуть роди­ну. Их подробно снимали западные теле-, кино- и фотокоррес­понденты. Отечественные блюстителе порядка запрещали эти съемки. Правда, запрет этот не нарушало только Центральное телевидение. Журналисты «свободного мира» рьяно боролись за свое право «отражать реальную действительность». В програм­ме «Время» дикторы сообщали, что во время демонстрации западные корреспонденты обрывал пуговицы на форменных мундирах милиционеров, а оператор западногерманского теле­видения в экстазе перекусил кабель своего видеокомплекта».

Почему об этом рассказывали в теленовостях, а не показы­вали, если события разворачивались. Так, а не иначе? Впро­чем, даже самым неискушенным телезрителям было не просто верить диктору на слово в то время, когда изначальная основа телевидения — показ событий, а не рассказ о них.

Эпизод III. В самый разгар событий в Нагорном Карабахе и вокруг него многие газеты рассказали о мужественном по­ступке председателя колхоза имени В.И. Ленина Агдамского района в Азербайджане Хура-ман Аббасовой, которая встала перед разъяренной, доведенной до крайности толпой и, как героиня древнего восточного эпоса, сорвала с головы платок, бросив его к ногам враждующих. Ожила старая легенда: никто не посмел переступить материнский платок — и не пролилась братская кровь, как случилось это во время сумгаитской тра­гедии.

Почему же так редко говорилось об этом факте с телеви­зионного экрана? И почему телевидение не смогло бросить символический белый платок между давшими волю эмоциям представителями разных национальностей, живущих в Нагорно-Карабахской автономной области, и земляками в Армении и Азербайджане?

Казалось, частично ответ на этот вопрос содержался в пер­вом крупном партийно-правительственном постановлении, на­метившем выполнение всех необходимых работ по обеспечению

 

 

196_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

устойчивого приема на всей территории Нагорного Карабаха общесоюзной телевизионной программы, а также передач в пол­ном объеме Азербайджанского и Армянского телевидения.

Характерно, что проблему, вокруг которой долгое время шли бесплодные споры, удалось решить в самые сжатые сро­ки: было завершено сооружение радиорелейной линии Ере­ван - Горис, мощная ретрансляционная станция обеспечила показ армянских телепередач в Степанакерте, столице ИКАО, и на территории Азербайджана.

Эпизод IV. Технические проблемы, требующие сложных инженерных решений, значительных материальных средств, теперь решались достаточно быстро. Но сам факт совершен­ствования материально-технической базы телевидения отнюдь не становился гарантией повышения пропагандистского эффекта телевизионного вещания. Когда в Степанакерте началась мно­гомесячная забастовка, митинги стали круглосуточными, в тол­пе на площади засветились экраны переносных телевизоров. Программа «Время» из Москвы сообщала, что в Степанакерте все спокойно. А на улицах — войска. Люди ждали правдивых сообщений, но упорно молчали телевидение, радио — цент­ральное, местное. Только «голоса», зарубежные радиостанции подробно комментировали происходящее. И ведь знаем (это дав­но и убедительно доказали специалисты в области социальной психологии, это подтверждено социологическими исследова­ниями): первая оценка события воспринимается аудиторией как достоверная; следующая должна сначала развенчать сложив­шийся стереотип, только потом будут услышаны иные аргу­менты.

Такое неадекватное отражение реальной действительнос­ти в СМИ происходило в эпоху объявленной гласности, когда журналистов избавили от мелочной опеки, многочисленных зап­ретов, жесткою контроля. Но нет — кто-то невидимый все же дирижировал освещением закавказских событий. Причем диа­лектика этого процесса носила классически двойственный ха­рактер: чем больше на местах партийные и советские органы утрачивали контроль над событиями (втягивались в «выяснение отношений», «сведение счетов»), тем более несправедливой по отношению к соседям становилась деятельность местных орга­нов массовой информации. Что касается Центрального телеви­-

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________197

 

телеви­дения, Всесоюзного радио, газет и журналов, выходящих в Москве, то в их работе особенно ощущалась «дирижерская палочка»: то полное замалчивание происходящего; то краткие сообщения, не дающие представления о масштабах событий, но оставляющие простор для домыслов, слухов, измышлений; то, как по команде (почему «как»?), журналистские десанты в Ереван, Баку, Степанакерт, обширные (нередко поспешные, непродуманные) материалы -— во всех средствах массовой ин­формации однонаправленные, с заданной тематикой и одноли­нейными выводами.

Эпизод V. 8 апреля 1989 г. в программе «Время» после бло­ка международной информации, перед спортивными новостя­ми, на экране появился И. Кириллов на нейтральном фоне (обыч­но в таком оформлении передают некрологи). Приглушенно-ней­тральным тоном диктор начал читать сообщение: «Четвертый день в столице Грузии — Тбилиси неспокойно». Внизу кадра субтитром вспыхнула надпись «ТАСС сообщает». Как будто у Центрального телевидения нет собственного корреспондента в Грузии. Как будто у корпункта ЦТ испортилась вся видеосъе­мочная техника. Но даже если так, ведь «четвертый день неспокойно». А от Москвы до Тбилиси менее четырех часов лету... Понятно, что нельзя приписывать вину за такую «опера­тивность» самому телевидению. Понятно, что так оно действо­вало по указке сверху. Но ведь сама-то «указка» была уже отменена. Однако руководство Центрального телевидения от­нюдь не спешило воспользоваться дарованной свободой.

На следующий день программе «Время» пришлось сообщать о тбилисских событиях уже не в конце передачи, а в начале. Сразу после военного обозрения диктор зачитал очередной тассовский материал:

«В ночь на 9 апреля, после 21 часа, несмотря на принима­емые партийными, советскими и правоохранительными органа­ми меры, обстановка на митинге в Тбилиси стала резко ослож­няться и выходить из-под контроля... В этой ситуации с целью обеспечения общественной безопасности и предотвращения не­предсказуемых последствий руководство республики приняло решение — прервать антисоветское, антиобщественное сборище, очистить площадь у Дома правительства. Подразделения МВД и войск строго выполняли инструкцию о неприменении

 

198_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

оружия, о мерах предосторожности, особенно к женщинам и подросткам. Однако отдельные группы экстремистов, воору­женные камнями, палками, металлическими предметами, ока­зали яростное сопротивление. Их действия вызвали в толпе дав­ку, в результате которой погибло 16 человек. Несколько десят­ков получили травмы различной степени тяжести».

Пройдет не так уж много времени, и комиссия съезда на­родных депутатов СССР установит, сколько недосказанного и лжи в этом сообщении. Телевидение же формально не обязано проверять достоверность сведений, распространяемых прави­тельственным телеграфным агентством.

Как видим, отечественное телевидение оказалось явно не готовым к освещению межнациональной напряженности. Нако­пив изрядный опыт подготовки «ура-патриотических» передач интернациональной тематики, зачастую лакировавших реаль­ную действительность, рисовавших ее в розовом свете так, что настоящие проблемы увязали в «сиропе» сладкозвучных славос­ловий по поводу безоблачной дружбы народов и постоянного сближения наций и культур, телевидение спасовало перед ост­рыми вопросами, которые поставила жизнь.

Перелом начался с прямых трансляций заседаний Первого съезда народных депутатов СССР. Неожиданности здесь нача­лись буквально с самого начала первого заседания. Как только прозвучали слова об официальном открытии форума, на трибу­ну поднялся никем не объявленный депутат и предложил по­чтить минутой молчания память жертв Тбилиси. Режиссер, ве­дущий трансляцию открытия в прямой эфир, назубок знающий утвержденную процедуру и никак не ожидавший отступления от сценария, потерял контроль над собой и «вывел» изображе­ние. На экране появилось то, что на профессиональном жарго­не называется «молоко» (белый фон при отсутствии картинки). Звук, кажется, не пришлось выключать, потому что в зале установилась мертвая тишина. Так форум впервые избранных демократическим путем народных депутатов СССР сошел с «на­езженной колеи». И редко на нее возвращался. Работники теле­видения, ведущие трансляции, уже не теряли самообладания, что бы ни происходило в зале. Более того: день ото дня в сложной парламентской учебе набирались опыта депутаты, а вместе с ними учились и телерепортеры. По жанру некоммен­-

 

Теория и практика массовой информации____________________________199

тированные трансляции события, на которое журналисты даже теоретически не могли повлиять, постепенно превращались в публицистические репортажи, захватывающие своей страстной драматургией — драматургией не только самого события, но и его показа по телевидению. Телекамеры становились все сме­лее и откровеннее: холодные и бездушные «соглядатаи», бле­щущие никелем, лаком и толстым стеклом объективов, они пре­вращались в заинтересованных, взволнованных наблюдателей, соучастников, эмоциональных летописцев, не боящихся проде­монстрировать свое отношение к происходящему, не навязы­вая его зрителям, но и не скрывая, что помогало телеаудито­рии разобраться во всех непростых перипетиях происходящего во Дворце съездов.

В пристрастной некомментированной трансляции умело использовался даже такой сложный и обоюдоострый прием, как контрапункт.

Эпизод VI. Вспоминается прямое и бескомпромиссное вы­ступление депутата из Прибалтики. Председательствующий Б. Лукьянов отреагировал чересчур резко — и тогда депутат, внешне сдержанно, тщательно подбирая русские слова, зая­вил: вот почему я буду голосовать за выход моей республики из состава СССР. И сел на место. Председательствующий не стал вступать в полемику. События покатились дальше, но у нас, зрителей, оставалось тягостное чувство. Его явно разделял ре­жиссер трансляции, потому что на экране встретились: холод­ный, непримиримый, обращенный внутрь. себя взгляд прибал­тийского депутата — и неприемлющий, жесткий взгляд пред­седательствующего. Наверняка они смотрели вовсе не друг на друга, может быть, уже и думали о другом. Но экран столк­нул, свел в единый пластический образ те и другие глаза — и эти два кадра в сущности предсказали будущее развитие собы­тий в республиках Балтии, а может быть, и грядущий трех­дневный августовский путч 1991 г.

Для страны 1990 г. начался под знаком Литвы. В январе в республику прибыл М.С. Горбачев. Прибыл ровно за два месяца до решения литовского парламента о независимости Литвы. Визит запоздал и был для советского лидера куда труднее лю­бой зарубежной поездки. Дискуссии отличались бескомпромисс­ностью.» У каждой из сторон была своя правда. Понять друг

 

 

200_____________________________________________________А.Г.Киселев

друга, а подчас и услышать, они нередко не могли, а иногда не хотели.

Эпизод VII. Вся страна благодаря телевидению, подроб­нейшим образом освещавшему поездку М.С. Горбачева, была свидетелем этого «противостояния». В многочасовых трансля­циях, привлекавших, думается, пристальное внимание милли­онов зрителей, была своя напряженнейшая драматургия — стол­кновение разума и эмоций, истории и дня сегодняшнего, гордо­го самосознания маленького народа, логики мыслей и силы чувств, наконец, сложного взаимодействия особенностей двух близких, но неодинаковых культур. Безусловно, в этом взаимо­действии шел обоюдный процесс взаимообогащения. Взаимной пользы. Взаимного интереса. Интереса не только — и даже не столько — общающихся сторон. Нашего зрительского — об­щенародного интереса. Повторим: благодаря телевидению, су­мевшему передать не только смысл, содержание, но и накал, настроение, тончайшие нюансы этого общения.

Однако наше вездесущее Центральное телевидение пока­зало, на что способно, — и вместе с генсеком покинуло рес­публику. Выходит, не проблемы межнациональных отношений волновали тележурналистов, а желание отразить «каждый шаг» главы государства. Цель вполне привычная, но уж никак не единственно верная.

Эпизод VIII. 11 марта 1990 г. литовский парламент провоз­гласил независимость республики. В соответствии с Указом пре­зидента «О дополнительных мерах по обеспечению прав советс­ких граждан, охране суверенитета Союза ССР на территории Литовской ССР» в республику ввели дополнительные части Со­ветской Армии. Литовское телевидение показало, как ночью по Вильнюсу проходила военная техника. Командующий Сухо­путными войсками генерал армии В. Варенников (впоследствии один из организаторов августовского путча 1991 г.) объяснял, что полк воздушных десантников вошел в столицу республики ночью, «чтобы не мешать городскому движению». Нетрудно представить, какой грохот стоял на узеньких улочках старого города, так что «забота о покое его жителей была очевидной...

13 января 1991 г. в Вильнюсе демократической прессой было названо «кровавым воскресеньем». Армейские автоматчики под прикрытием танков штурмом взяли здание литовского телеви­-

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________201

(и телебашню). Результатом операции стало 13 убитых и 144 раненых. Поводом для этого преступления послужило тре­бование некоего анонимного прокоммунистического комитета национального спасения, которому не нравилось содержание передач местного ТВ и радио. Вполне возможно, что содержа­ние передач не было безупречным — но была ли адекватной реакция? Сам вопрос звучит кощунственно.

Литва оплакивала погибших. Мир выражал сочувствие ма­ленькой прибалтийской республике. А по первой программе Цен­трального телевидения транслировали развлекательное «Алек­сандр-шоу» (программа А. Маслякова), где полураздетые деви­цы отплясывали канкан.

Демократическая печать была единодушной в оценке «вещательной политики» Центрального телевидения.

И все же большинство телезрителей Литвы получали не­обходимую информацию: полноценно работал Каунасский теле­центр. Это был как раз тот случай, когда роль местного ТВ оказалась необычайно велика. Подобная же ситуация сложи­лась в целом по стране 19—21 августа 1991 г.: хотя путчисты блокировали работу Центрального телевидения, однако боль­шинство региональных телецентров вешали в практически не­зависимом от Москвы режиме и многие из них занимали вполне прогрессивную позицию. В Москве особую роль в мобилизации горожан на защиту «Белого дома» сыграли разрозненные ка­бельные телесети.

 

6.2.2. Реорганизация системы отечественного телевидения в конце 1980 — начале 1990 гг.

 

Проследив за хроникой событий 90-х гг. XX в. и освещени­ем их в средствах массовой информации, приходится констати­ровать, что в новых социально-политических условиях отече­ственное телевидение не сумело найти оптимального соотно­шения национального и межнационального в телепрограммах, как не смогло добиться сбалансированного взаимодействия цен­тральных и региональных программ. Но процесс реформирова­ния начался, искусственные преграды для его интенсифика­-

 

 

202_____________________________________________________А.Г.Киселев

­ции либо исчезали сами собой, либо старательно устранялись (хотя попутно вновь и вновь продолжали возникать новые про­блемы и дополнительные сложности).

Для общественного развития, экономики страны в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века были характерны следу­ющие особенности: децентрализация, разграничение функций центра и регионов, местное самоуправление,, суверенитет тер­риторий. Эти процессы в полной мере касались и функциониро­вания телевидения. Местное телевизионное вещание становит­ся важнейшим фактором политической, общественной жизни регионов, поэтому местное самоуправление неизбежно ведет к дальнейшей дифференциации республиканских, краевых и об­ластных телеорганизаций. Дифференциация и по содержанию вещания, и по организации работы. Жесткий диктат центральных органов (в частности, бывшего главного управления местного телевидения и радиовещания Гостелерадио СССР вкупе с. пла­ново-финансовым управлением), осуществлявшийся на протя­жении многих лет, оказался бесперспективным, более того, вредным для развития местного вещания.

В то же время чрезмерность процессов децентрализации для телевидения может быть более опасна, чем для экономики. Этот вывод обусловлен тем, что телевидение — средство ком­муникации: в техническом отношении излишнее дробление не на пользу дела, а в плане содержательных структур телевизи­онное вещание, как оказывается, — наиболее действенное сред­ство консолидации общества. Стало быть, дифференциация и координация деятельности — двуединый процесс развития телевещания, взаимодействия местных студий друг с другом и с центральными программами.

Монополия, да еще политически зависимая, с неизбежно­стью ограничивает вещательную политику и ставит пределы ве­щательной практике. На эту проблему интересно посмотреть чужими глазами.

Вот на что обращали внимание наши зарубежные коллеги за год до кардинальных перемен и в стране, и на телевидении:

Джон Кохан, журнал «Тайм» (США). «Похоже, ЦТ застря­ло на первом этапе гласности — может быть, оттого, что, по­казывая необходимость реформ в других социальных институ­тах, оно еще не приступило к решению собственных внутрен­них организационных проблем».

 

Теория и практика массовой информации____________________________203

 

Риоити Микамэ, газета «Майнити» (Япония). «Советское телевидение не всегда объективно... Много говорилось о Литве, но все события Гостелерадио СССР преподносило с позиций Москвы. Удивило внезапное прекращение трансляции 1 мая. Конечно, то, что происходило на Красной площади, малопри­ятно для Горбачева и всего руководства. Но ведь это реаль­ность, рассказывать, о которой не должно быть стыдно. Стыдно скрывать реальность».







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 473. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия