Студопедия — Хроника событий 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хроника событий 3 страница






Иногда внетелевизионные коммерческие структуры непос­редственно заинтересованы в создании своих телевизионных фирм. Типичный пример тому — АО «Телекомпания ВКТ» (Ваше Коммерческое телевидение), созданное при активном участии Российской товарно-сырьевой биржи с ее тогдашним управля­ющим К. Н. Боровым. Биржа становится крупнейшим акционе­ром «Телекомпании ВКТ» — если не хозяином, то могуществен­ным совладельцем. «Реклама — двигатель торговли» — гласит известный девиз предпринимателей. Однако в современных рос­сийских условиях реклама послужила также «двигателем» раз­государствления телевидения. Либерализация экономических отношений, провозглашенная новым руководством России, при­вела к тому, что, с одной стороны, возникновение коммерчес­ких структур на телевидении стало с экономической точки зре­ния возможным (появились свободные средства для покупки оборудования, эфирного времени и т.д.), а с другой стороны, и необходимым. Отечественным и иностранным коммерсантам сроч­но потребовалось большое количество эфирного времени для своей рекламы, но рамки государственного телевидения были для этого слишком тесны. Так возник ряд телекомпаний, ори­ентированных прежде всего на рекламодателей.

Эпизод I. Телерадиокомпания, вернее сказать, телеканал «2x2» — первенец и наиболее яркий представитель «рекламной

 

Теория и практика массовой информации____________________________217

 

индустрии», само название которого в начале его деятельнос­ти объяснялось как пропорциональное предоставление эфира для рекламы и других программ (по принципу «50x50»). Телека­нал «2x2» как хозрасчетное предприятие был создан в октябре 1990 г. приказом Гостелерадио СССР для заполнения эфира. Здесь реклама одновременно выступает и источником финанси­рования и формой функционирования телеканала.

Однако даже такая рекламная загрузка эфира, по словам коммерческого директора «2x2» А. Шепелева, не давала доста­точных средств для создания и переоборудования собственной технической базы. Не принесло больших дивидендов и откры­тие телемагазина «2x2», где продавались товары, рекламируе­мые телеканалом. Тем не менее, пример этого телеобразования показал, насколько мощным экономическим фактором возник­новения коммерческих телекомпаний оказывается реклама.

В новых экономических условиях предпринимательские структуры были вынуждены искать новые формы деятельности и финансирования телевидения. Кроме откровенно политичес­кого интереса к телевещанию у негосударственного сектора экономики появлялся и чисто деловой подход к телевизионному бизнесу, который, несмотря на свой затратный характер, тем не менее, оказался довольно выгодным местом для вложения капитала и со временем, как свидетельствовал зарубежный опыт, начинал приносить значительные прибыли.

Таким образом, возникновение негосударственных теле­структур на телевидении было предопределено всем ходом по­литического и экономического развития страны. В сфере поли­тической оно было обусловлено демократизацией жизни обще­ства, а также либерализацией внутреннего законодательства в области свободы слова и информации. В экономической сфере главный фактор — внедрение рыночных отношений в телепроизводство.

Итак, в это время стало окончательно понятно, что глав­ные редакции, отделы, производственно-творческие объедине­ния и другие структуры, действующие в рамках государствен­ного телепроизводства, не могут производить собственные ори­гинальные телепрограммы: нет кадров, достаточного финансирования да. пожалуй, и желания. Использовали статус госу­дарственного телевидения частные или получастные структу­-

 

218_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

ры: «Портрет на фоне» под грифом ТПО «Политика», «50x50» с грифом студии музыкальных и развлекательных программ и т.д. «Статус» позволял пользоваться льготными коэффициентами в оплате услуг телецентра, получать хорошее эфирное время.

На государственном телевидении в 90-е гг. XX в. начала складываться такая же ситуация, как в торговле: крупный уни­версам большую часть торговых площадей сдает частникам и живет за счет арендной платы, а работники универсама стано­вятся своеобразными рантье, скучая у своих неказистых при­лавков, ибо самим торговать им нет никакой нужды... Разве не та же схема действий была у молодежной редакции ГТРК «Ос­танкино», реорганизовавшейся в студию «Эксперимент», фак­тически не существующую, но входящую в состав учредите­лей таких солидных телефирм, как «ВнК», «АМи К» и др.? В этом же ряду студия «Публицист», самостоятельно не произ­водившая ни одной телепрограммы, но «дававшая статус» та­ким популярным передачам, как «Час пик», «До и после», «Взгляд с...».

Закономерный процесс деструктуризации государственно­го телевидения протекал одновременно с процессом приватиза­ции, который тоже можно было бы считать закономерным, если бы телевизионная приватизация в еще большей мере не напоминала дикий Запад, во многом перещеголяв печально из­вестную «прихватизацию» в народном хозяйстве.

Новые телевизионные структуры умело пользовались от­крывшимися возможностями. Постепенно набирала обороты по­литика эфирной и творческой экспансии со стороны частных фирм. Телекомпания «ВИК», будучи государственной, в 1989— 1990 гг. производила еженедельно один час собственных про­грамм. Став частным, «ВИК» увеличивает производство в 1991 г. до 3 ч 15 мин. в 1992 г. до 7 час; в 1993 г. до 8 ч 10 мин; в 1994 г. до 7 ч 30 мин. плюс вещание на вновь открытом 6-м телеканале.

Параллельно со становлением негосударственных вещатель­ных структур и частного телебизнеса в стране началось бур­ное развитие теле- и радиорекламных агентств, что в конце концов привело к тотальной коммерциализации телевидения на всех уровнях. Каждый из вновь приходящих председателей ГТРК «Останкино» начинал свою деятельность с обещания прорвать завесу коррупции, но через небольшое время сталкивался с

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________219

 

очевидной невозможностью сколько-нибудь действенной борьбы против этого явления. В итоге можно было смело сделать вы­вод, что при экономической системе, установившейся в «Ос­танкино», возможности политических органов государственно­го уровня влиять на деятельность компании зачастую были зна­чительно меньше возможностей того или иного рекламного аген­тства, ежемесячно вкладывающего в оборот телекомпании сот­ри тысяч долларов.

Впрочем, не стоит смотреть на сложившуюся тогда ситуа­цию чересчур критически: наряду со всеми отрицательными ее последствиями стоит отметить и несомненные плюсы. Во-пер­вых, за счет независимой успешной финансовой политики и ак­кумуляции лучших творческих кадров частные телекомпании производили продукцию гораздо более высокого качества, чем государственные студии. Стало быть, телезрители оказались в выигрыше. Во-вторых, финансовые вложения частных компа­ний в производственные мощности позволили хоть сколько-ни­будь поднять технологический уровень отечественного телевидения, что было бы затруднительно для бюджетного государственного вещания в связи с урезанием в последние годы госу­дарственных Дотаций на обновление технической базы практически до нуля.

Эпизод II. Считается, что первой частной телекомпанией в России стало товарищество REN-TV, учрежденное в сентябре 1991 г. бывшей сотрудницей «Останкино» Ирэной Лесневской, ее сыном Дмитрием и его друзьями-однокурсниками. Название компании придуман Д. Лесневский. В основу, конечно же, лег­ло имя его матери. Кроме того, это слово в переводе означает «почка» — начало жизни.

Начало жизни у основателей первой негосударственной теле­компании было сложным. Они арендовали у Гостелерадио СССР съемочное оборудование. Перед камерой в комнате, которую собственноручно украшала новоиспеченная телекоманда, поса­дили довольно симпатичного астролога, который и зачитал звез­дный прогноз на целый месяц — с ноября по декабрь. Тридцать ежедневных программ было записано за один раз. После мон­тажа телекомпания пометила программу своим копирайтом — авторскими правами, и с этой видеопленкой стали обходить все каналы. Российское телевидение, заинтересовавшись переда­-

 

 

220_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

чей, подписало с REN-TV контракт на год Так с 15 ноября 1991 г. стал выходить в эфир «Астрологический прогноз», про­изведенный телекомпанией REN-TV. Разумеется, на покупку программ денег у молодого Российского телевидения не было и рассчитывалось оно рекламным временем. В REN-TV создали небольшой отдел рекламной службы, задача которого на тот момент состояла в перепродаже рекламного времени другим организациям.

Как известно, именно тогда появились предприятия, бан­ки, акционерные общества, никому практически не известные и остро нуждающиеся в рекламе. Телекомпании Лесневских удалось продать рекламное время солидному банку на длитель­ный срок. На полученные деньги был расширен штат, REN-TV смогло привлечь к сотрудничеству высокопрофессиональных авторов и гарантировать им достойный гонорар.

Все шло хорошо, но в самой телекомпании начались труд­ности. «Наши партнеры, — рассказывал Д. Лесневский, — не справились с прессом обрушившихся на них денег и возможно­стей, стали покупать себе машины, квартиры. А в итоге ситуа­ция сложилась так, что в один прекрасный момент нам нечем было платить людям зарплату. В конце концов мы с Рэной ушли и зарегистрировали свою собственную компанию REN-TV».

Для закупки оборудования и аренды офиса Ирэна Лесневская заложила в банк собственную квартиру. Конечно, всех про­блем на эти деньги было не решить, но телекомпания развива­лась и постепенно все увереннее становилась на ноги. В нее пришли два известных журналиста — Владимир Молчанов с программой «До и после полуночи» и Урмас Отт с циклом «Те­левизионное знакомство». Немного позже пришел Э. Рязанов. И. Лесневской пришлось приложить немало усилий, чтобы вер­нуть Рязанова на телевидение. После того как он демонстра­тивно расстался с ГТРК «Останкино», на ТВ режиссер стал персоной нон грата. Но атмосфера в телекомпании Лесневских так очаровала Э. Рязанова, что он согласился делать все свои авторские программы только здесь. Вскоре в эфир вышла «Иро­ния судьбы, или с Рождеством Христовым» — передача из «Мат­веевского», где живут ветераны кино. Потом появились «Восемь девок, один я», трехсерийная программа о С. Параджанове, «Загадка Лилии Юрьевны Брик», цикл передач с Ю. Никули­ным.

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________221

 

Заинтересованность в российском телевизионном рынке начали проявлять и иностранные телекоммуникационные и ин­формационные структуры. Несмотря на нестабильность полити­ческой и экономической ситуации в стране, они активно вне­дрялись на наш телерынок. Об этом свидетельствует образова­ние ряда совместных телевизионных компаний, занимающихся продажей и производством программ.

Примером такого активного участия зарубежных бизнес­менов в развитии телевизионной инфраструктуры России могло служить совместное российско-американское предприятие «Кос­мос-ТВ», созданное в начале 1992 г. Фактически с российской стороны была предоставлена новой компании только телебаш­ня, необходимая для трансляции сигналов со спутника. Все остальное техническое оборудование для спутникового телеве­щания — специализация «Космос-ТВ» — обеспечила американ­ская сторона в лице Интернэшнл Телселл Групп, в которую входит ряд американских телекоммуникационных фирм и част­ных лиц.

1 января 1993 г. начал работу канал «ТВ-6 Москва», со­зданный на основе соглашения о совместном предприятии меж­ду Московской независимой вещательной корпорацией (МНВК) и американской корпорацией «Тернер бродкастинг систем» (Ти-би-эс). Американская сторона, кроме финансовых средств, пре­доставила для нового телеканала программное обеспечение (прежде всего, новости Си-эн-эн, художественные фильмы и мультфильмы). Президент МНВК и председатель Совета дирек­торов «ТВ-6 Москва» Эдуард Сагалаев, как он рассказал в од­ном из выпусков передачи «Бомонд», тоже вложил деньги в создание независимого телевидения, заложив в банке свой ав­томобиль за 400 тыс. руб. Правда, это составило лишь 4% ус­тавного капитала компании. Американцы же довольно осторожно вкладывали деньги в развитие вещания: проблема переоборудо­вания приемной телесети Москвы решалась при помощи не Т. Тернера, а российских коммерческих структур.

Следует отметить, что МНВК получила лицензию в тяже­лой конкурентной борьбе с другими претендентами. С самого начала новое предприятие было заявлено как «первый незави­симый телеканал России»: «ТВ-6 Москва» не несет политичес­кой нагрузки; в его фокусе — человек, его жизнь, удачи,

 

 

222_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

трудности, дом, дети, бизнес; телеканал предназначен для семейного просмотра. Когда Э. Сагалаев только обнародовал свой проект, газета «Рабочая трибуна» иронически окрестила замы­сел «частным телевидением им. Сагалаева». «Но это никого не возмутило. Даже напротив, — рассказывал будущий глава кор­порации в газетном интервью. — Я понял, что в нашем обще­стве произошло что-то очень серьезное. Люди устали от госу­дарственной монополии, в том числе на информацию. Сегодня охотнее будут верить частному лицу, чем государству, приспо­сабливающему телевидение под свои интересы» (Московские новости, 21 июля 1991 г.)

Вначале эфир «ТВ-6 Москва» включал популярные отече­ственные картины (рубрика «Кинотеатр»), ретроспективу луч­ших режиссеров российского кино, бестселлеры из фильмоте­ки Т. Тернера (рубрика «Золотая фильмотека»), новости Си-эн-эн с синхронным переводом и мультфильмы для детей. Объем программ составлял пять часов в день — с 19 до 24 часов. К концу 1993 г. вещание увеличилось до 10 часов в день. На пер­вом этапе принимать «ТВ-6 Москва» из-за технической неосна­щенности могли только 10—15% зрителей-москвичей. После проведенного переоборудования приемной сети телеканал стали уверенно принимать вся Москва и центральная часть России. В дальнейшем МНВК перешла на сетевой (принципиально новый для России) принцип распространения своих программ, присут­ствующих в программной сетке всех филиалов-партнеров. Вот как рассказывала об этом Е. Злотникова, директор по регио­нальным связям и развитию: «Наша задача была найти таких партнеров в регионах, для которых мы в программном смысле в некотором объеме нужны и которые имеют достаточный объем аудитории, достаточно сильное вещание, но не имеют соб­ственного программного продукта и не заинтересованы в еп> покупке или производстве. Мы и до сих пор так работаем — на партнерских отношениях, никто никому не платит. Я считаю, что успех и крепость нашей сети будут зависеть только от того, насколько правильно мы угадаем стратегическое совпа­дение интересов «ТВ-6» и партнеров. Я каждый город свой помню. Их 302 — городов и населенных пунктов» (Среда. 1996. № 11).

Канал «ТВ-6 Москва» возник как совместное предприятие. Детищем же отечественного нетелевизионного бизнеса стала телекомпания НТВ.

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________223

 

Канал НТВ начал свои передачи 10 октября 1993 г. получа­совой информационной программой новостей «Сегодня» на кана­ле вещания государственной телерадиокомпании «Петербург — 5-й канал». Частная коммерческая телевизионная компания, учрежденная финансовой группой «Мост», сразу же привлекла внимание аудитории не только именами самых знаменитых кор­респондентов, которые перешли работать в нее, но и абсолют­но новым, западным вариантом работы, способом подачи ин­формации. Прошло немного времени, и телекритики, а глав­ное, значительная часть телеаудитории единодушно констати­ровали, что НТВ стало явлением российского телевещания.

Концепция вещания негосударственной телекомпании НТВ была довольно простой. Не делая принципиальных ограничений для телеаудитории, работники телекомпании НТВ исходили из того, что человек в окружающем его мире должен иметь, прежде всего, качественные информационные программы. «Новости — наша профессия» — такой девиз (слоган) избрало руководство НТВ. На первом этапе телекомпания НТВ производила самосто­ятельно: программы «Сегодня» — ежедневные информационные выпуски, «Намедни» Л. Парфенова и «Итоги» Е. Киселева.

Ориентируясь, прежде всего на зрительские симпатии и предпочтения, канал НТВ стоит на позиции показа тех филь­мов и программ, которые интересны зрителю. Отдел спецпроек­тов во главе с бывшим телекритиком «Известий» В. Арсеньевым, вкус которого оказался, чуть ли не эталонным, произво­дил их закупку. Так, при показе документального телесериала «Самые громкие преступления XX века» никто не ожидал, что в 18.30 вечера можно собрать у телеэкранов 20% аудито­рии. Также большую аудиторию собирают современные отече­ственные картины, идущие под рубрикой «Наше новое кино».

Необходимо отметить, что при переходе с Санкт-Петер­бургского канала вещания на IV канал (НТВ получена лицен­зия на вещание на этом канале с 18.00) телеаудитории телека­нала НТВ увеличилась почти вдвое. Так, например, если ауди­тория программы неполитических новостей Л. Парфенова «На­медни» за время вещания на питерском канале не превышала 5%, то начиная с января 1994 г. — это уже 9,5% «Итоги» Евге­ния Киселева набирали около 25% каждое воскресенье. Кста­ти, в полтора, а по некоторым показателям и в два раза сразу

 

 

224_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

же вырос рейтинг программы «Времечко», которую телекомпа­ния НТВ покупала у АТВ. Этот феномен можно объяснить тем, что к обычной аудитории этой весьма специфической програм­мы квазиновостей добавилась аудитория художественных филь­мов, показываемых каналом НТВ перед передачей.

Отмечая появление канала НТВ как безусловный прорыв на отечественном «телевизионном фронте», безусловную «об­разцовость информационных программ компании, высокий про­фессионализм и политический авторитет аналитической програм­мы «Итоги», нельзя умолчать о своеобразии становления автор­ской передачи Е. Киселева.

Деятельность программы «Итоги» начиналась на государ­ственном канале в качестве одной из бюджетных передач госу­дарственной редакции ИТ А. Собственно, моделирование про­граммы, штатная укомплектация лучшими творческими кадра­ми, постановка в прайм-тайм, а, следовательно, и «раскрутка» программы происходили за госсчет, на государственном телеви­дении. Когда же программа встала на ноги, набрала популяр­ность, произошла незаметная для аудитории и руководства те­левидения регистрация «Итогов» в Минпечати как самостоятель­ного средства массовой информации. Затем последовал «конф­ликт» ведущего с государственным телевидением: он встает, берет папку и уходит со всей программой на телевидение част­ное. Ситуация абсурдная и недопустимая в любой телекомпании мира, но не на государственном «Останкино».

Понятно, что деятельность столь могущественных негосу­дарственных телевизионных структур, как «ВиК», «АТВ», REN-TV, а уж тем более «ТВ-6 Москва» и телекомпании НТВ, что называется, у всех на виду. Однако процесс создания незави­симых телевизионных компаний в первой половине 1990-х гг. носил «обвальный характер». Ниже бегло очертим деятельность еще нескольких телекомпаний, сумевших заявить о себе (или хотя бы оставить след) в системе негосударственного телевиде­ния России.

Эпизод III. «Северная корона» (VI канал; учредитель — Московский телевизионный Бизнес-университет; ректор — В. Новиков), компания возникла под эгидой международного фонда «За выживание и развитие человечества». По словам рек­тора, «в реальной помощи информационно-образовательных и

 

Теория и практика массовой информации____________________________225

 

Культурно-просветительных программ нуждаются все, кто ис­пытывает определенные трудности адаптации в новых, не только экономических, но и чисто психологических условиях перехо­да к рынку». «Северная корона» обращалась к людям, интересу­ющимся проблемами экономики и обладающими довольно высо­ким интеллектуальным уровнем; развлекательные шоу в сетке вещания отсутствовали. Свою задачу телеканал видел в представлении российскому зрителю рыночных отношений мирово-го уровня, расширении кругозора аудитории и повышении ее культурного уровня. Благодаря тому что в создании «Северной короны» участвовали самые различные организации — от ЮНЕС­КО до Министерства обороны РФ, а канал получал зарубеж­ные инвестиции, здесь смогли обеспечить определенное разно­образие программ. Из США телеканал получил серию «Мир денег Адама Смита», в которой около ста фильмов, и цикл из семи картин «Откуда появился мир». Телекомпания Эн-эй-кей предоставила 12 выпусков «Анатомии Японии». «Немецкая волна» дала согласие на показ музыкального фильма «Волшебная флейта», а также многочисленных сериалов и информационных выпусков под рубрикой «Европейский калейдоскоп». Руковод­ство телеканала заключило соглашение на аренду спутнико­вых каналов связи, что позволило принимать его программы в Санкт-Петербурге, Казахстане, Украине, Белоруссии, странах Прибалтики. Однако «Северная корона» не имела постоянной лицензии на вещание и не смогла ее получить, поэтому тихо и незаметно исчезла из эфира VI канала к осени 1994 г.

Эпизод IV. Телеканал «2x2» — товарищество с ограничен­ной ответственностью, учредители — физические лица; прези­дент — В. Троепольский.

По лицензии телеканал «2x2» вещал на частотном кана­ле (совместно с ТРК «Москва») с 6.30 до 18.00 и с 23.00 до 2.30. Потенциальная аудитория — 15 млн. человек. По словам ком­мерческого директора телеканала А. Шепелева, в основу твор­ческой концепции «2x2» был заложен принцип «семейного ве­щания», рассчитанного на каждого члена семьи. «2x2» пытался угодить всем слоям населения с различными вкусами и при­страстиями. Для предпринимателей предназначены рекламные блоки, для детей — мультфильмы, для домохозяек— «мыль­ные оперы», для молодежи — видеоклипы и музыкальные кон-

 

 

226_____________________________________________________А.Г.Киселев

церты. «Все для всех» — таков примерный девиз «2x2» (офици­альный «слоган» — «Просто мы работаем для вас»). Тем не менее, именно эта ориентация на удовлетворение всех вкусов и запросов аудитории снижала общий качественный уровень «2x2». С другой стороны, можно понять и руководство телеканала: слишком серьезные передачи могут сократить число зрителей, а значит отпугнуть рекламодателей. Рекламная специфика «2x2» определила его творческую концепцию «массовой телекана­ла», ориентированного на «среднего» зрителя.

Заключив соглашение с рядом зарубежных телерадиоком­паний, телеканал «2x2» был пионером ежедневной трансляции информационных выпусков Си-би-эс, Би-би-си, Си-эн-эн, по­знакомив отечественного зрителя с новым для него стилем по­дачи новостей. Кроме того, 11 раз в день выходили собственные информационные блоки «Новости «2х2»«.

В 1997 г. под руководством таких мэтров эфира, как А.Г. Лысенко и Г. А. Шевелев, началась серьезная работа по слиянию «2x2» и МТК и единого московского телеканала феде­рального значения.

Эпизод V. «Марафон ТВ» — 27-й дециметровый канал; об­щество с ограниченной ответственностью; учредители: концерн «Видеофильм», НПО «Астра», Фонд развития спутниковой свя­зи, Радиотехнический институт им. А. Минца; генеральный ди­ректор — Анатолий Богомолов, затем — Андрей Скутин.

Начало вещания — 1 января 1993 г. Телеканал предложил новую концепцию вещания — так называемое элитное телеви­дение для «цивилизованных, подготовленных, образованных и деловых людей». Программа должна была сформироваться по трем основным направлениям: информационное (новостийное); позна­вательное — показ публицистических лент культурно-образо­вательного характера; развлекательное — программы о бале­те, джазе, поэзии, лучшие отечественные и зарубежные филь­мы, музыка.

Каналу предлагают свои фильмы ЮНЕСКО, ВОЗ, а также выпускники ВГИКа и т.д. Вначале «Марафон ТВ» вещал около десяти часов в сутки, намерен был освоить двенадцатичасовое вещание с трансляцией через спутник на Дальний Восток и Сибирь, но вынужден был сократить программу до семи часов. Концепция «интеллектуального телевидения» не находила боль­шого спроса.

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________227

 

Эпизод VI. «Мастер ТВ» — товарищество с ограниченной ответственностью; продюсер — Светлана Попова. Первоначаль­но предполагалось назвать новую телекомпанию «Популярное ТВ» (или «Поп-ТВ» — своеобразная попытка «увековечить» фа­милию генпродюсера), однако организаторами было придума­но другое, более подходящее название. «Мастер ТВ» — это продюсерская фирма, основная цель которой — производство разных программ и предложение их ГТРК «Останкино». Теле­компания выпускала разные по жанру программы — «Портрет на фоне» Л. Парфенова, «Оба-на!» И. Угольникова, международ­ную игру «Лотто Миллион». Таким образом, «Мастер ТВ» яв­лялась типичным представителем направления «развлечение для глаз».

Эпизод VII. «Видеоинтернешнл» — товарищество с огра­ниченной ответственностью; президент — Павел Корчагин, ге­неральный директор Юрий Заполь.

Компания появилась в 1992 г., сразу же стала основным поставщиком программ для Российского телевидения. Концеп­ция деятельности компании охватывала, по словам ее прези­дента, следующие направления:

♦ производство собственных программ. «Видеоинтернешнл» получила от американских фирм права на создание отечествен­ных аналогов шоу «Устами младенца» и «Сам себе режиссер»;

♦ приобретение художественных фильмов и развлекатель­ных программ для показа («Криминальные истории», ток-шоу «Донахью & Познер»);

♦ изготовление рекламы и продажа рекламного времени. Российское телевидение подписало с «Видеоинтернешнл» генеральное соглашение на размещение рекламы на РТР (те­леканал «Россия»). Кроме того, Си-би-эс и Эй-би-си называют «Видеоинтернешнл» своим рекламным агентом в России.

Компания делает основной акцент на американские развле­кательные программы, поэтому у ее продукции достаточно боль­шая популярность, несмотря на невысокий подчас художествен­ный уровень предлагаемых фильмов и передач.

Таким образом, с начала 90-х гг. в результате процессов демонополизации, децентрализации, деструктуризации и при­ватизации, бурно протекающих в системе отечественного те­левидения, возникло и упрочилось то самое альтернативное,

 

 

228_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

другое телевещание, о котором говорили, спорили, мечтали тележурналисты, телекритики и исследователи тележурналис­тики в период перестройки, накануне распада СССР. Столь слож­ные, неоднозначные, закономерные и все же неожиданные, принципиально новые, радикальные для отечественного теле­видения процессы протекали во многом стихийно, но по впол­не очевидной, обусловленной логикой перемен, схеме. Важней­шим итогом этих перемен стал постепенный переход к новым для нашей страны в ее новейшей истории формам собственнос­ти, попросту говоря, переход к рыночным отношениям, кото­рые, как думалось многим, менее всего затронут государствен­ное телевидение. Следует сказать, что эволюция взглядов в этой области с особой наглядностью показала все противоречия переходного периода, не только спроецировав на домашний экран — с той или иной степенью объективности и полноты — коллизии драматического перестроечного и постперестроечно­го времени, но и в буквальном смысле взорвав изнутри устояв­шиеся за десятилетия внутрителевизионные отношения.

Главная цель этих процессов — создание конкурентной ситуации, при которой в борьбе за зрителя все программы вы­нуждены так или иначе корректировать свою деятельность. В результате экономической целесообразности сами по себе по­степенно (рано или поздно) устраняются всевозможные дисп­ропорции, дефициты, несоответствия и просто несуразности в телевизионном хозяйстве страны.

Чрезвычайно важно, что в это время хотя и не безболез­ненно, но весьма органично, чуть ли не сама собой произошла дифференциация процесса телевизионного производства на ве­щательные и программопроизводящие телеорганизации. Пер­вые — телекомпании, имеющие непосредственный доступ к эфиру, осуществляющие телевещание, формирующие програм­му передач. Это I телеканал, РТР (телеканал «Россия»), реги­ональные телекомпании от МТК и РГТРК «Петербург — 5 ка­нал» телевидения до многочисленных местных студий от Смо­ленска до Магадана, в том числе новые телевещатели — «ТВ-6 Москва», НТВ и некоторые другие. Компании, занимающиеся только производством телепрограмм, получили название продюсерских фирм. Это АМиК А. Маслюкова, АТВ А. Малкина и К. Прошутинской, «ВиК» А. Любимова, ВКТ В. Ананина, «Об­-

 

Теория и практика массовой информации____________________________229

 

­лик» Е. Яковлева и Т. Меньшиковой, «Репортер» М. Дегтяря, «Игра» В. Ворошилова и некоторые другие.

Кроме вещательных и продюсерских компаний возникли также дистрибьюторские фирмы (от англ. distribution — рас­пределение, размещение). Это своеобразные посредники меж­ду производителями и вещателями: среди них можно назвать такие старые структуры, как Гостелерадиофонд, Совэкспорт-фильм, и новые фирмы — частное акционерное общество «Ги-мини фильм Интернэшнл», кинокомпания «Мост-Медиа», об­щество с ограниченной ответственностью «Агентство Парадиз», акционерное общество закрытого типа «Премьер Фильм», ак­ционерное общество открытого типа «Центр коммерческого телевидения» и др.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 452. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия