Студопедия — Акции частного капитала в акционерной телекомпании ОРТ 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Акции частного капитала в акционерной телекомпании ОРТ 1 страница






 

Акционер Количество акций, % Руководитель
АО «ЛогоВАЗ»   Березовский
«ОЛБИ»   Бойко
Банк «Столичный»   Смоленский
Банк «Менатеп»   Ходорковский
Банк «Альфа-Капитал»   Фридман
«Газпром»   Вякхирев
«Микродин»   Ефанов
Фонд спорта   Тарпищев
Итога: 49%

 

Положенный государству 51% акций поделили между со­бой агентство ИТАР-ТАСС во главе с В.Н. Игнатенко, Телеви­зионный Технический Центр (ТТЦ) имени 50-летия Октября (директор — В.Н. Горохов) и государственная ТРК «Останкино» (после акционирования канала его возглавлял Г.А. Шевелев).

Первоначально 3%, принадлежавшие «Газпрому», прихо­дились на долю Ассоциации независимых телепроизводителей под руководством «ВиКа» и АТВ, но после убийства В. Листье­ва акции передачи Р. Вяхиреву. Уставный капитал ЗАО «ОРТ» —

236_____________________________________________________А.Г.Киселев

10 млрд. руб. первоначально, до разорения «Национального кредита», хранился там. Потом — в банке «Столичном». Акции всех частных акционеров находились в трастовом управлении Б.А. Березовского.

Акционеры, многие из которых, по их собственным ело вам, узнали о своем участии в компании только из газет, пона­чалу с жаром взялись за дело. Первым делом — за механизм управления. О. Бойко и его представители в немедленно сформированном Совете Директоров ОРТ, проведя серию сек­ретных консультаций с рядом телевизионных продюсеров неза­висимых компаний, предложили акционерам пакетный варианта назначения высших должностных лиц компании. Генеральным директором назначили В. Листьева...

Этот человек с телевидения был шансом ОРТ вырваться вперед и выполнить свою сверхзадачу с максимальным вкусом, тактом и действенностью. И действительно, у него единствен­ного в тот момент на ОРТ был план и была команда, а также и свои деньги, весьма и весьма немалые даже по сравнению с господами акционерами. Он понимал специфику телевидения не только как производитель, но и как бизнесмен, как управляю­щий. В. Листьев быстро сумел убедить акционеров, что начать вещать с 1 февраля нереально, и перенес эфир ОРТ на 1 апре­ля. Он сумел бы получить от акционеров ровно столько денег, сколько надо было бы, чтобы держать канал на уровне. Его команда смогла бы сделать многое. Генеральный директор ОРТ — это была та ступенька управления телевидением, до которой дорос В. Листьев. Как тут не вспомнить пророческие слова, сказанные тогдашним помощником Президента РФ по нацио­нальной безопасности Ю. Батуриным осенью 1994 г. на одном из совещаний в ГТРК «Останкино»: «Предположим, мы назначим сейчас нового председателя, молодого, некоррумпированного и энергичного. Через сколько дней его убьют?..» Его убили ровно через полгода.

Итак, В. Листьев был убит, и ОРТ потеряло свой шанс. Пакет управления «по-листьевски» развалился, и что бы потом ни говорили, никто его не пытался спасти. Была утверждена ныне действующая управленческая исполнительная вертикаль. Персоналии первого периода: председатель Совета Директоров («почетный») — А.Н. Яковлев, первый заместитель председате­-

 

Теория и практика массовой информации____________________________237

председате­ля — БА. Березовский, генеральный директор ОРТ — СЕ. Бла-говолин, первый заместитель генерального директора — К.Б. Игнатьев, заместитель генерального директора по финан­сам — Б.Ш. Патаркацишвили. Затем к вертикали присоединил­ся генеральный продюсер — К.Л. Эрнст. Ниже идут подведом­ственные управления и продюсеры по направлениям. Реально компанией управлял г-н Березовский и его выдвиженец — в прошлом ответственный работник «ЛогоВАЗа» Б. Патаркациш­вили (сейчас живущий в Грузии и официально находящийся в розыске за целую серию финансовых преступлений).

Почти через год после создания ОРТ его генеральный ди­ректор СЕ. Благоволин так оценивал ситуацию: «Наше финан­совое положение достаточно сложно, хотя могло бы, конечно, быть еще хуже. Сейчас реклама набрала довольно приличные обороты, покрывает 20—25% того, что нам нужно. Отсутствие государственных средств — это, конечно, положение бредовое. Первый канал — общенациональный, а перебивается таким об­разом: реклама, «ЛогоВАЗ», который, естественно, в этой си­туации чувствует себя очень уверенно (было бы странно, если бы было наоборот), ну и остальные, кто сколько подкинет нам на нашу нищету. Я думаю, что такая ситуация не может про­должаться, потому что все-таки должна быть четкая система финансирования. Однако все уже ожидали, что мы рухнем не сегодня — так завтра. Но вот, как видите, не рухнули».

Завершая разговор о втором «переделе» телевизионной соб­ственности, отметим, что акционирование Первого телеканала завершило многолетнюю историю государственной монополии на общенациональное средство массовой информации (отнюдь не завершив процесс «передела») государственной собственнос­ти в этой сфере). Было нетрудно предположить, что отече­ственному телевидению предстоит пережить еще немало ка­таклизмов, крутых поворотов в своем развитии: достаточно ска­зать, что в 1996 г., после прихода к руководству РТР Э. Сагалаева, начались разговоры об акционировании телеканала «Рос­сия». Предшественник Э. Сагалаева — основатель и многолет­ний руководитель ВГТРК О. Попцов был убежденным сторонни­ком государственного телевидения. Вот его мнение в концент­рированном изложении: «... такое пространство, как Россия, нужно держать на нескольких точках опоры. Все это простран­-

 

238_____________________________________________________А.Г.Киселев

ство — ненаработанная цивилизация, которая пока только на­мечена контуром. Такое государство можно сохранить, прежде всего, единым информационным пространством. Твердыми зако­нами этого единого пространства... Без мощного государствен­ного телевидения возможность проводить государственную политику сегодня практически упраздняется. Страной управляют не постановления правительства... Страной управляет осмыслен­ное слово и образ, воплощающий это слово» (Известия, 25 мар­та 1994 г.).

Этой же точки зрения придерживался один из отцов-осно­вателей Всероссийской гостелерадиокомпании, правая рука О. Попцова А. Лысенко, также в конце концов вынужденный оставить свой высокий пост: «...я, например, буду зависеть от государства куда с большим удовольствием, нежели от частно­го лица. Вот мы говорим: сегодня правительство принимает меры, не популярные у населения. И об этом все знают. А если завтра оно примет меры, не популярные у той или иной группы бан­киров? А все ТВ акционировано. Я далеко не уверен, что об этом узнает население. В условиях страны, распадающейся по­степенно на субъекты Федерации, единственной паутинкой, связывающей всю страну, является ТВ, которое позволяет донести информацию до населения. Только ТВ и только общего­сударственное» (Известия, 13 ноября 1996 г.).

Итак, новейшая история отечественного телевидения де­лает нас свидетелями поистине революционных событий на эк­ране, а в еще большей степени — происходящих по ту сторону экрана. Только за последнее десятилетие (1991—2001 гг.) рос­сийское телевидение переживает уже «третий передел» теле­визионной собственности со всеми вытекающими из этого по­следствиями.

Сначала рухнула могущественная система Гостелерадио СССР, причем если СССР развалился в одночасье — чуть ли не росчерком пера трех президентов, то система советского телевидения еще какое-то время функционировала, постепен­но теряя не только национальные (республиканские, перехо­дящие в разряд «ближнего зарубежья») телеорганизации, но в конце концов и великое завоевание Центрального телевиде­ния — единое информационное пространство.

Затем наступил черед делить «ингредиенты телевизионно­го пирога» — камеры и микрофоны, здания и студии, а также

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________239

 

самое большое богатство — эфирное время. Наконец, очередь дошла до эфирных частот и космических орбит для спутников связи — того, что, в сущности, является виртуальной основой информационного пространства. Приватизация, закадровые ин­триги, убийство В. Листьева — мир телевидения постепенно обретал узнаваемые черты новой реальности. Еще предстоит разобраться, из каких неведомых глубин появились новоиспе­ченные отечественные телевизионные магнаты, кто они такие, где взяли столько денег, как удалось им завладеть общенарод­ной собственностью с невероятной идеологической мощью?

Начало третьего тысячелетия, как представляется, озна­меновалось новым переделом, но вектор этого процесса изме­нил свое направление на 180°. Если все предшествующее деся­тилетие упрочивался процесс разгосударствления — привати­зации, акционирования телевидения, укрепления позиций час­тного сектора, то затем, по законам диалектики, маятник кач­нулся в противоположную сторону. Государство почувствовало смертельную угрозу в том, что выпустило из своих рук, доб­ровольно уступило тот канал влияния на общественное созна­ние, без которого все остальное теряет смысл, да и самое го­сударство оказывается «под вопросом».

Не следует считать, что этот процесс инициировал Прези­дент РФ В. Путин или он возник вместе с выборами нового президента. Подобный поворот зрел в недрах властных струк­тур, и признаки грядущих перемен были достаточно явными, просто медиамагнаты, в буквальном смысле подстрекаемые су­перпрофи от журналистики (Е. Киселев и К0), слишком уверо­вали в свое могущество.

Что же касается предпосылок изменения вектора разви­тия, здесь факты выстраиваются в следующую цепочку. Как известно, еще при Б. Ельцине было принято решение о созда­нии государственного холдинга на базе ВГТРК. Напрасно сто­личные медиамагнаты решили, что это касается только регио­нальных телеорганизаций. Была проведена работа по созданию доктрины информационной безопасности. Людям, которые счи­тали деньги от телевизионной рекламы, казалось, что это чис­тая теория. Знаковое явление: переход замечательного телеви­зионного менеджера О. Добродеева из негосударственного НТВ на государственную ВГТРК.

 

 

240_____________________________________________________А.Г.Киселев

И вот наступило новое тысячелетие. На ОРТ закончила эра Б.А. Березовского: государство возвратило Первый канал под свой контроль. Почему же владелец НТВ В. Гусинский почувствовал угрозы и, озвучиваемый Е. Киселевым, вел се столь самоубийственно? Оппозиция — достойная позиция, для профессиональной прессы оппозиция власти — основа су­ществования. Но профессиональная пресса — это профессио­нальная оппозиция. Речь не о том, чтобы дозировать критику, высчитывать возможную реакцию властей, подлаживаться по те или иные персоналии. Речь о том, что профессионализм -предполагает аргументированную, конструктивную, строго вы­веренную критику. Чего не скажешь, например, о программе Е. Киселева (НТВ) и С. Доренко.

Маховик телевизионного вещания слишком массивен, инертен, чтобы проявившаяся тенденция немедленно отразилась на всем телевизионном производстве. Аванпост телевидения — но­вости, информационные программы, самый дорогостоящий и, безусловно, самый важный вид телевизионного творчества. Лю­бая телекомпания, рассчитывающая на серьезный рейтинг, на­чинает с новостей и уделяет им главное внимание. Новости не только более или менее адекватное отражение процессов, про­исходящих в обществе, но столь же точный барометр происхо­дящего в телевизионном мире. Разве взлет проекта А. Гурнова — ТСН (независимая телевизионная служба новостей), на создание которой «ЛУКОЙЛ» единовременно выложил десятки миллионов долларов, не был свидетельством того, что обще­ство нуждается в независимой информации? И разве крах ТСН не был свидетельством того, что мы еще не созрели для неза­висимых беспристрастных новостей?

Налицо битва гигантов, в которой участвуют не только федеральные каналы. Следует иметь в виду еще и процесс пе­рераспределения зрительского интереса между федеральными и местными новостями в пользу последних. Это уникальная при­мета времени — смена зрительских приоритетов в пользу мест­ного телевидения. Кроме смены вектора развития в пользу ук­репления позиций государства на телеэкране, кроме явной борь­бы за новый «передел» информационного пространства как след­ствия происходящих социально-политических процессов одним из векторов современного состояния информационного веща­-

 

Теория и практика массовой информации____________________________241

ния является регионализация. Следовательно, интерес регио­нальной аудитории к новостям местного масштаба может быть признан определяющим. Подобное положение вещей чрезвы­чайно устраивало местные элиты, использовавшие региональ­ные телекомпании как могущественные каналы влияния. Со­впадение интересов «верхов» и «низов» способствовало бурному развитию местного телевидения.

Однако бурный рост регионального телевидения не при­вел к расширению местного информационного поля. Наоборот, новые телестанции были не в состоянии готовить собственные программы — дорого, трудно, нет техники, кадров и т.д., — они заключают договора с федеральными каналами на трансля­цию центральных программ. В результате просмотровые воз­можности местной аудитории растут, а суммарный объем, точ­нее, доля местных программ в общем объеме вещания сокраща­ется.

Этим объясняется вторая тенденция развития телевиде­ния — централизация. Процесс децентрализации нашего теле­вещания шел десять постсоветских лет и дошел до того преде­ла, после которого — снова, в который раз! — качели должны были качнуться в противоположную сторону.

Наконец, третья тенденция развития телевизионного ве­щания, характерная именно для данного периода, — это миг­рация — великое «переселение народов» — фантастическое кочевье телевизионщиков всех рангов с канала на канал. Это следствие передела телевизионной собственности и телевизион­ного пространства, ибо человеческий ресурс — это, может быть, важнейшая часть вышеупомянутой собственности.

День сегодняшний дает богатейший материал для исследо­вания отечественного телевидения, влияния форм собственно­сти на информационную политику. Возникли серьезные про­блемы доступа к информации. Раньше оперативность была по­казателем развития материально-технической базы и организа­ции работы. Теперь — и формы собственности.

Очередной «передел» в апогее. В телевизионном мире — брожение. Телеканалы меняют собственников; телекомпании переходят из рук в руки («Медиа-Мост» — «Газпром-Медиа», НТВ — «ТВ-6» — ТВС — «Спорт»). Телеперсонажи делают фан­тастические кульбиты (Е. Киселев против Б. Березовского —

 

 

242_____________________________________________________А.Г.Киселев

E. Киселев — гендиректор на канале Б. Березовского; С. Доренко — противник Ю. Лужкова — С. Доренко — защитит Ю. Лужкова; «великие и ужасные» Е. Киселев и С. Доренко отставке и забвении etc.). Это — на поверхности. В недрах системы, как представляется, зреет новое цивилизованное отечественное телевещание, где все разнообразие форм собственности будет служить единой цели: максимально полному удовлетворению рынка зрительских интересов при максимально вы соком профессиональном уровне деятельности телевизионных журналистов.

Итак, за короткий срок, именуемый «переходным перио­дом», телесистема России проделала гигантский путь преобра­зований: вырвалась из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как поли­тическая цензура; перестала быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (госу­дарственную, акционерную, частную и пр.); произошло разде­ление телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании «АТВ», «ВиК», REN-TV и др.) и вещателей (по­явились даже посредники между первыми и вторыми — дист­рибьюторы); в результате возник рынок программ — конкурен­ция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов.

Причем, если в 1991 г., накануне развала СССР, в систе­ме Гостелерадио были четыре программы Центрального теле­видения и 130 местных студий (из них 78 в автономных респуб­ликах, краях и областях РСФСР), то в 2000 г. только в Рос­сийской Федерации 9 каналов, принимаемых более 50% насе­ления (из них четыре федеральных — «Первый», «Россия», НТВ и «Культура»), столько же национальных телесетей (ТНТ, СТС, REN-TV, ТВЦ), спутниковые системы «НТВ+», «Кос­мос-ТВ», предлагающие пакеты из 40 и более каналов, около 1000 (!) региональных телекомпаний (600 из них негосударствен­ные).

Понятно, что в этот период мы стали свидетелями громад­ного скачка, настоящего прорыва в развитии телесистемы. В конечном итоге, любое развитие — процесс непрерывный, но отнюдь не равномерный. При любом движении вперед возмож­ны и замедление, и остановки, и даже откат назад. Сама воз­-

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________243

 

­можность поиска форм альтернативного телевидения стала ре­альной потому, что у демократизации и радикальных экономи­ческих реформ нет и не было альтернативы. А, стало быть, социально-политическая обстановка в стране, несмотря на все трудности, могла и должна была стать тем объективным факто­ром, который' требует и с неизбежностью ведет к прогрессивно­му развитию и самого общества, и обслуживающей его телеви­зионной системы.

Накопленный опыт создает предпосылки для возникнове­ния нового качества в самой логике развития нашего телевиде­ния. Растет число примеров, свидетельствующих о принципи­альных переменах основных параметров отечественной телесис­темы, примеров, которые соответствуют научным прогнозам, обоснованному вектору развития, и таких, которые демонстри­руют те или иные отклонения от магистрального пути (это тоже закономерно и неизбежно). Несомненно одно: телевиде­ние является динамической саморазвивающейся системой. Та­кая система не может стоять на месте, она находится в диалек­тической взаимосвязи с жизнью общества, отражая его разви­тие и развиваясь вместе с ним

Какие бы технические новинки ни сулило нам время, ка­кие бы объективные и субъективные преграды не ставила жизнь на пути развития телевизионной коммуникации, человечество нуждается во всемерном развитии коммуникационных связей и будет неустанно их совершенствовать.

 

6.4. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации

 

Кинематограф — прямой предшественник телевидения, Он начинался с того, что снимал «саму жизнь»: происходящее на улице, на дороге, на вокзале — то, что сегодня мы назвали бы документальным фильмом. Художественный фильм начался со съемок на пленку «чужого» материала — театра, эстрады, цир­ка. Собственно говоря, в конце прошлого века кино было бала­ганным аттракционом, забавным техническим фокусом: на пря­моугольнике экрана оживали обыкновенные фотографии. Очень занятно! И люди толпами валили в «иллюзионы», как тогда на­-

 

 

244_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

зывались кинотеатры. В этих маленьких темных залах они не находили, да и не искали ничего, кроме нехитрого развлече­ния — посмотреть на «живую» фотографию.

Постепенно забавный технический фокус превратился в новый род искусства. Со временем обнаружилось, что экран обладает целым рядом замечательных свойств, качеств и воз­можностей, которыми не обладают другие роды искусства. Ве­ликие мастера Дэвид Гриффит, Сергей Эйзенштейн, Чарлз Чаплин, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Дзига Вертов, Александр Довженко и другие своими творческими усилиями, своей практикой, поисками, находками разработали систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых стало возможно создавать на экране произведения нового, са­мостоятельного рода искусства — кино. Фильм перестал быть фокусом, технической игрушкой; теперь он как произведение любого другого искусства осмысливает и трактует действитель­ность. Кино «говорит» языком экрана — языком движущихся изображений, сочетающихся со словом, музыкой, шумами, т. е. языком звукозрительных образов, как в документальных, так и в художественных (игровых) фильмах.

Совершенно очевидно, что кино — искусство синтети­ческое; в нем можно найти качества и литературы, и изобрази­тельного искусства, и театра, и музыки. Но эти качества при­обретают на экране новые, специфические черты; они выраже­ны новыми, кинематографическими средствами, которые по-особому сочетаются. Телевидение, как и кино, способно ото­бразить реальную действительность на экране посредством дви­жущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком.

Язык экрана был создан и развит киноискусством. Телеви­дение заимствовало у кино, вместе с экраном, богатейший ар­сенал гибких, емких, сильных выразительных средств и при­способило его к своим специфическим особенностям.

Основа языка кино и языка телевидения общая, ведь и здесь и там перед зрителем — двухмерный экран. Однако эсте­тические различия между кино и телевидением все же суще­ствуют. Они не коренные, не принципиальные, как, например, различия между литературой и изобразительным искусством, между кино и театром. Некоторые из выразительных средств кино при перенесении в телевидение претерпели весьма суще­-

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________245

 

ственные изменения, другие были сохранены в неприкосновен­ности, а от третьих пришлось вовсе отказаться. Чем же обус­ловлен этот процесс, какие особенности телевидения сделали его необходимым? Ответить на этот вопрос — значит опреде­лить, в чем состоит специфика телевидения.

Сделать это легче всего путем сравнения телевидения с его «старшими» собратьями — театром, кино, радио. Ведь близ­кое родство телевидения с этими средствами информации и родами искусства совершенно очевидно: диалог, действие, ак­терскую игру телевидение унаследовало от театра; экран и его изобразительно-выразительные средства телевидение заимство­вало у кино, способность проникнуть в дома людей, вездесущ­ность и одновременность телевидение получило от радио.

Одно обстоятельство должно быть особенно подчеркнуто. Радио и печать наделили телевидение общественными функци­ями. Очень соблазнительно, к вящей славе телевидения, за­быть о его связях с другими родами искусства и журналистики. Но вне этой связи невозможно понять природу телевидения.

 

6.4.1. Телевидение и радиовещание

 

Сравним нашу телепередачу с аналогичной радиопереда­чей. Кстати, в ряде стран практикуется одновременная транс­ляция подобных бесед на политические темы по радио и теле­видению. На одной из германских телестанций такая передача называется «Утренняя кружка пива», и перед участниками стоят кружки с этим напитком. Радиослушатель, однако, не видит ни этих кружек, ни лиц участников, он довольствуется лишь зву­чанием их беседы. Совершенно ясно, что эмоциональное воз­действие радиопередачи на человека значительно слабее, чем передачи телевизионной. Радио лишено зрительности, а между тем «глаз, называемый окном души, — это главный путь, ко­торым общее чувство может в наибольшем богатстве и велико­лепии рассматривать бесконечные творения природы, а ухо является вторым...» Так считал великий художник и мыслитель Леонардо да Винчи, и современные исследования вполне под­твердили его мысль. Значительно больше половины объема ин­формации поступает к человеку через зрение. Возможно, в слу­-

 

246_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

­чае политической беседы главное ее содержание все же по­ступает через слуховой канал. Но очень существенные компо­ненты теряются.

Когда вы читаете интервью, напечатанные в газете или журнале, вы, конечно, получаете какое-то представление о личности человека, у которого взято интервью. Но, во-первых, представление это может быть и неточным, так как то, что говорил этот человек, вы узнаете не непосредственно от него, а через интервьюера, изложившего его слова на бумаге. Во-вторых, даже и это представление относится больше к интел­лектуальной составляющей личности человека; физическая же его индивидуальность скрыта от читателя. В радиопередаче дело обстоит почти так же. «Почти», а не «точно так же» потому, что голос — это все же часть физической сущности человека. Непосредственно, чувственно воспринимая, слушая живой го­лос, вы получаете некоторую информацию о физической инди­видуальности человека: ведь тот или иной тембр голоса, богат­ство или бедность интонаций, манера говорить — все это само по себе сообщает слушателю дополнительные сведения о гово­рящем. Иной раз, независимо от содержания речи, независимо от того, что говорит человек, по тому лишь, как он говорит, можно понять не только, что он молод или стар, но и узнать, интеллигентный ли это человек, веселый он или скучный, добродушный или угрюмый. Можно судить о его отношении к лю­дям, о степени его открытости, искренности, т. е. о духовных чертах.

Когда же перед вашим взором лицо этого человека со все­ми оттенками эмоций, впечатление, которое на вас производит он и его рассказ, во много раз усиливается. Начинает работать психологический механизм, называемый учеными «фильтр до­верия и недоверия». Если облик человека преодолевает этот фильтр, существующий в нашем сознании, воздействие речи усиливается многократно, начинает сказываться эффект вну­шения, действующий подчас сильнее логических аргументов.

Итак, главное, решающее отличие радиовещания от теле­видения состоит в том, что радио воздействует только на слух человека, тогда как телевидение обращено и к его зрению.

Можно было бы назвать множество полностью провалив­шихся попыток механически повторить радиоспектакль на те­-

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________247

 

левидении. Несоответствие внешнего облика актеров образам персонажей (при полном совпадении голосовых качеств) было бы одной из причин неудачи, притом причиной второстепенной, препятствием, которое можно в конце концов обойти. Ведь мож­но пригласить для исполнения радиопьесы по телевидению не тех актеров, которые участвовали в радиопередаче, а других, соответствующих по своим внешним данным требованиям дра­матурга, да и не так трудно придать зрительность, веществен­ность радиопьесе. Решающей причиной провалов было другое обстоятельство: хорошая радиопьеса обладает специфическими качествами радиодраматургии.

Законы радиодраматургии требуют, чтобы слова, произно­симые в радиопьесе, не только выражали идеи и мысли персо­нажей, но и давали возможность слушателю представить себе зрительно материальную обстановку, в которой развивается действие. В телевизионной передаче надобность в этом отпада­ет, поскольку обстоятельства места, обстановки, физические данные персонажей познаются зрителем путем непосредствен­ного, чувственного восприятия изображения..

Как только перед человеком появляется изображение, к тому же изображение движущееся, раскадрованное и смонти­рованное, оно по причинам психологическим и физиологичес­ким становится доминирующим элементом передачи, а звук (речь, музыка, шумы) начинает играть подчиненную роль.

Но ведь радиопьеса была создана в расчете на то, что единственным компонентом передачи будет звук. Что же про­исходит? Поскольку драматургия радиопьесы предусматривала отсутствие зрительных впечатлений, поскольку радиопьеса была сконструирована в расчете на их отсутствие, сейчас, когда эти зрительные впечатления наличествуют и даже неизбежно ста­новятся главными в восприятии, разрушается основа радиопье­сы — ее драматургия.

Мы далеки от мысли отрицать значение слова, звука вооб­ще в телевизионной передаче. Нет сомнения, что в телевиде­нии слово, и произнесенное, и непроизнесенное, т. е. то, кото­рое написано в сценарии и адресовано к создателям передачи, играет огромную роль, гораздо большую, чем в кино (в некото­рых видах телевизионных передач, в интервью, например, сло­во имеет решающее значение).

 

248_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

Даже при передаче музыки телевидение отличается от ра­дио. Нужно быть очень квалифицированным зрителем, чтобы уметь отвлечься от облика исполнителя, от его внешней инди­видуальности и оценивать одну только музыку. Собственно го­воря, правильность этого положения подтверждается еще од­ним фактом: если бы музыку достаточно было только слушать, то при нынешнем уровне развития радиовещания и систем сте­реофонической записи давно бы закрылись все концертные залы.

Непременное, самоочевидное условие телевидения состоит в том, что у телевизора есть экран, заполненный движущимся изображением.

Воздействие телевидения на сознание через зрение не так мощно, как, скажем, кино или балета. Но все же наличие экрана означает, что основа телевизионной передачи — образ звукозрительный, воздействующий на сознание и через зре­ние, и через слух. Нужно помнить, что по причинам физиоло­гическим и психологическим зрение — путь, по которому ин­формация легче, четче и с меньшими потерями достигает со­знания.

Мы не стремимся доказать, что радио из-за отсутствия изображения — «низшее» по сравнению с телевидением сред­ство информации и художественного выражения. Прежде все­го радио обладает почти безусловной, безграничной вездесущ­ностью. Затем, что важнее, отсутствие зрелищности дает ра­дио определенные преимущества перед телевидением: опери­руя одним только звуком, радиовещание способно сильнее вли­ять на воображение, на творческую фантазию слушателя. Сло­во — великая сила, однако изображение ограничивает меру использования слова, заставляет принципиально по-иному упот­реблять его. Заметим еще, что телевидение, по причине все той же зрелищности, больше утомляет человека. Радиопереда­ча, особенно музыкальная, не требует абсолютного сосредото­чения слушателя у приемника, как того безоговорочно требует телевидение.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 538. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия