Новое в рамках старогоПри этом ключевая роль принадлежит Церкви. Специалист но Ветхому Завету Миллард Линд напоминает нам о том, что библейское правосудие всегда противостояло и противостоит государственному. Он задает важный вопрос: «Каким образом христиане соотносят эту новую, преображенную модель (восстановительного) правосудия с существующей правовой системой?» Каковы обязанности христианской общины? Изучая период нескольких столетий, Линд рассматривает четыре ответа Церкви на этот вопрос. Первый заключается в стратегии невмешательства. В определенные моменты Церковь пыталась изолировать себя от окружающего мира. Однако стратегия невмешательства — это стратегия неверия, так как она игнорирует «активный» характер Божественной справедливости, которая должна быть распределена между всеми. Второй ответ принадлежит Римскому императору Константину — это стратегия капитуляции. Именно такая стратегия преобладала в Церкви, которая во многом одобрила мирские взгляды. Третья стратегия, принятая Англиканской церковью, заключалась в отрицании того напряжения, которое существовало между разными взглядами на справедливость. Стратегия Христа представляла собой четвертый вариант: создание нового в рамках старого. В своей книге «Легкие рассказы» Питер Морин очень тонко подметил этот дух в словах о Католическом Труженике:
«Католический Труженик верит в создание нового общества в раковине старого с философией нового, но которая, то есть философия, не нова сама по себе, а наоборот, настолько стара, что выглядит как новая».
Стратегия Христа заключалась в том, чтобы создать новое общество (Церковь), которое руководствовалось бы новыми принципами и постулатами, но при этом существовало бы в рамках старого, становясь вызовом и служа примером (8). Хотя бы частичным ответом на вопрос Линда могли бы быть наши собственные совместные действия. Слишком часто, будучи частью Церкви, мы забывали о пострадавших и смотрели на преступления через карательные линзы, заимствованные у официальной юстиции. Св. апостол Павел предостерегал христиан, говоря, что нам не следует приносить наши дела на разбирательство в мирской суд, который руководствуется неверными принципами. Однако его позиция была не просто отрицательной. Он считал, что Церковь должна разработать свои собственные альтернативные структуры, которые учреждали бы правосудие по Завету. Нам внутри Церкви, конечно же, необходимо проверить подходы к таким явлениям, как насилие и конфликты, а также создать новые структуры, которые отвечали бы духу восстановления. Тем самым, Церковь могла бы стать примером для других (9). В случае, когда мы работаем вне Церкви, следует сохранять восстановительные линзы, чтобы они определяли наши поступки. Церковь должна также стать ведущей силой в процессе создания альтернативных структур в рамках старого. Наш долг — стать первопроходцами в возделывании опытных участков, которые могли бы послужить критерием и примером. Если нам когда-нибудь представится возможность разработать альтернативу карательному правосудию, которая станет подлинной парадигмой, нам понадобится выйти за рамки простой теории к новой терминологии и «физике». То есть, мы нуждаемся в новом языке, а также в выделении новых принципов и способов «вживления», которые могли бы «наделить смыслом» парадигму. Церковь несет особую ответственность за этот процесс.
Если ничего не получится
Карательное правосудие глубоко коренится в наших политических институтах и нашей психике. Вероятно, было бы слишком самонадеянно думать, что в обозримом будущем ситуация кардинально изменится. Однако, мы должны признать роль парадигм, которые используем, и осознать свое право на сомнения в их правильности. Мы можем начать пользоваться новыми линзами и с их помощью определять, что нам стоит делать. Мы вправе менять линзы в тех сферах нашей жизни, где что-то находится в нашей власти: в наших семьях, наших церквях, в повседневной жизни. Если восстановительное правосудие и не является парадигмой, оно все же может служить, по словам одного писателя, теорией, «повышающей чувствительность» (10). Возможно, представление о восстановительном правосудии заставит нас хотя бы дважды подумать, прежде чем наложить строгое наказание. Наблюдатели пытались понять, почему в Голландии со времен Второй Мировой войны такой низкий процент заключенных. Одно из недавних исследований показало, что нежелание сажать преступников в тюрьму связано не столько с какой-то особой философией, сколько с «вопросами совести» (11). Изучение нацистских тюрем и программа юридических институтов, в которой ставилась под вопрос целесообразность лишения свободы, сформировали целое поколение юристов. В результате, судьи неохотно налагают на преступников этот вид наказания. Если из наших начинаний ничего не получится, по крайней мере, обсуждения по поводу линз, через которые мы смотрим на преступление и правосудие, могут способствовать возникновению такой среды, в которой наложение наказания станет восприниматься как последний выход, подтверждение своей неудачи, а не ось правосудия.
Примечания: (1) Сравни Martin Wright, Making Good (London: Burnett Books, 1982), pp. 249-250.
(2) См. Roger Matthews, ed., Informal Justice? (London: Sage Publications, 1988).
(3) Я использовал неопубликованный доклад «Mediation and Criminal Justice: The Japanese Model – Confession, Repentance, and Absolution», Представленный на семинаре «Творческий подход в правосудии с использованием посредничества» в Сиэтле, Вашингтон, в октябре 1988. См. также John O. Haley, «Confession, Repentance and Absolution», in Mediation and Criminal Justice, eds. Martin Wright and Burt Galaway (Landon: Sage Publications, 1989), pp. 195-211.
(4) См. М. Kay Harris, «Alternative Visions in the Context of Contemporary Realities», in Justice: The Restorative Vision, Issue No. 7 of New Perspectives on Crime and Justice: Occasional Papers (Akron, Pennsylvania: Mennonite Central Committee, 1989), pp. 31—40.
(5) См. «Moving into the New Millennium: Toward a Feminist Vision of Justice», Prison Journal, 67. No. 2 (Fall-Winter, 1987), pp. 27-38.
(6) Matthews, Informal Justice? p. 102.
(7) Мы используем этот термин (от португальского palavra— «разговаривать») в нашем осуждении по предложению Германа Бианки. Недавно Расс Иммаригеон из Совета церквей в Мэне подчеркнул, что, согласно The American Heritage Dictionary, он определяется как «пустая болтовня», или «разговор с намерением очаровать, развлечь или отвлечь внимание», или «переговоры между европейскими исследователями и представителями местного населения, особенно в Африке». «Что же, у нас «пустая болтовня»? – спросил он. - И почему «особенно в Африке»?» Словарь указывает и на другое, более нейтральное значение слова, близкое по смыслу к «дискуссии», «дебатам». Тем не менее, следует помнить и о вышеупомянутых значениях!
(8) См. John Н. Yoder, The Original Revolution (Scottdale, Pennsylvania: Herald Press, 1971),
(9) За информацией о разрешении конфликтов внутри церкви обращайтесь в Mennonite Conciliation Service, Box M, Akron, PA 17501.
(10) Sebastian Scheerer, «Towards Abolitionism», Contemporary Crises: Law, Crime and Social Policy, 10. No. 1 (1986), p. 9.
(11) Willem De Haan, «Abolitionism and the Politics of 'Bad Conscience'», The Howard Journal of Criminal Justice, 26, No. 1 (February 1987), pp, 15-32.
|