Студопедия — О сотворении саранчи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О сотворении саранчи






А если хочешь — скажи мне о саранче. Вот, два красных глаза Он ей сотворил, и зрачки дал со светом двух луноподобных светил, и слухом скрытым ее наделил, и рот ей достаточный по размерам открыл, и сильными чувствами ее наградил, и дал два зуба острых, чтобы жевать, и две серповидные [ноги], чтобы скакать. Земледельцы на поле ее опасаются, не могут прогнать ее, если и вместе собираются, [саранча] на поля с набегами возвращается, покуда нужды ее не удовлетворяются. Творение ее целиком не сравнимо с единственным тонким пальчиком.

Благословен Аллах, «поклоняются Ему все, кто в небесах и на земле, добровольно или невольно», щеки и лица пред Ним во прахе простирая, в поклонении Ему в мире и смирении пребывая, в страхе и трепете власть над собой ему вручая! И птицы повелению Его подчиняются, число перьев и вздохов их у Него исчисляется, и ноги их на сушу и на воду становятся; по могуществу Его пропитанием наделяются, и по видам меж собою различаются. Это — ворон, а это — орел, это — голубь, а это — страус. Назвал Он каждую птицу своим наименованием и каждую наделил пропитанием. И создал Он облака тяжелые и ниспослал из них дожди обильные в разные концы земли. И напоилась земля после засухи и вывела растения после (времени) бесплодия.

ХУТБА 186

О Таухиде (Единстве Аллаха);
в этой хутбе содержатся основы знания,
которого нет ни в одной другой хутбе

Не признал Его единства тот, кто придал Ему качества, и не постиг Истины Его тот, кто уподобил его. Не Его имел в виду придавший Ему изображение, и не представил себе Его указавший на Него и вообразивший Его. Всякий познаваемый сам по себе — созданный, и всякий возникающий из других вещей — имеет причину [возникновения]. (Он) — действующий, но без инструментов применения, Устанавливающий измерения, но без мысли принуждения, Богатый, но без выгоды извлечения. Времена не сопутствуют в Его пребывании, орудия не оказывают вспомоществования; предвосхитило (все) времена Его существование, а Его бытие предвосхитило небытие, и вечность Его предвосхитила начало. Он вызывает чувства и тем самым дает возможность узнать, что чувства не присущи Ему, вызывая противопоставление между вещами. Он дает возможность узнать, что нет противопо­ставления Ему, давая возможность сопоставления вещей, дает он возможность познать, что нет сопоставимого Ему. Противопоставил (Он) свету темноту, ясности — сумерки, сухости — влажность, жаре — холод. Он составляет вещи, друг другу сопротивляющиеся, Он сопоставляет вещи, друг от друга отделяющиеся, Он сближает вещи, друг от друга отдаляющиеся, Он разделяет вещи, друг с другом соединяющиеся. Ни в какие границы Он не включается, никакими числами не исчисляется, ведь, поистине, орудия себе подобными ограничиваются, и инструменты — через схожие с собой указуются. Слово «начиная (с)» их предвечность отрицает, слово «покуда» их вечность стирает, а «если бы не» совершенство их отвергает! Чрез них Созидатель их пред умами явился, и ими от созерцания очами оградился, и не применимы к Нему ни неподвижность, ни движение, и как же применить то, чему Он Сам дал выражение, и как возвратится к Нему то, чему Он Сам даровал появление, и как возникнет в нем то, чему Он Сам начертал возникновение! Тогда бы сущность Его разделилась, и существо Его [на части] раскололось, и смысл (бытия) Его от вечности отделился, и если бы было что позади Его, то было бы и нечто впереди Его, и нуждался бы Он в усовершенствовании, лишь если бы было присуще Ему несовершенство. Тогда проявились бы признаки сотворенного в Нем, и превратился бы Он в указатель [на другие творения] вместо того, чтобы (все) указали на Него. Посредством самоудержания избежал Он того, чтобы указывало на Него то, что указывает на все остальное. Не свойственны Ему ни превращение, ни прекращение, не присуще Ему также временное исчезновение. Не рождал — а то быть Ему рожденным, не рожден был, дабы не быть огражденным. Превыше Он сыновей приобретения, и пречище Он к женам приближения. Не достигнет Его воображение, дабы придать Ему соизмерение, не размыслит о Нем понимание, дабы придать Ему очертания, не постигнут Его чувства ощущением, не потрогаешь Его руками прикосновением. В состоянии Своем не знает перемены, состояниям Своим не знает замены. Не старят его ночи и дни, не меняет смена света и тьмы. Не описуем Он никакой из частей, ни органом, ни членом, ни каким-либо проявлением отдельным, ни состоянием переменчивым, ни противоречием. Не говорят о Нем: у Него есть предел, или окончание, либо срок (жизненный), участь окончательная; ни то, что у вещей власть над ним, возвышая и принижая, ни что они переносят Его, нагибая и выпрямляя. Не является Он в вещи входящим, ни из этих вещей выходящим. Сообщает [о вещах], но не языком или голосом, слышит, но не раковиной ушной и не полостью, без произнесения слова изрекает, без запоминания в памяти сохраняет, желания изъявляет, но разум не утруждает. Любит и довольствуется, но без смягчения, сердится и гневается, но без ожесточения. Чьего бытия желает, тому изрекает: «„Будь“, — и оно становится», но не голосом оглушающим, не криком призываю­щим; но, поистине, речь Его, Достохвален Он, — действие, которое он утвердил и воплотил, притом что раньше его не было — ведь если бы оно было прежде, то было бы вторым богом.

Не говорят: Он стал, после того как (Его) не было, ибо применятся тогда к Нему атрибуты творения, и не будет меж Ним и ими различения, и не будет у Него пред ними предпочтения, Созидатель и созидаемое уравнятся уравнением, Творец и творимое сравнятся сравнением. Сотворил Он творения без примера, другим оставленного, и при сотворении не прибегал к помощи ни одного из творений. И землю распростер и удержал без утруждения, и установил ее без крепления, и восставил без ног установления, и вознес без столпов возведения, и защиту ей дал от изгибов и искривлений, и оградил от раскалывания и разрушения. Горные вершины Он установил, и горные гряды начертил, и источники раскрыл, и равнины расстелил; и не унизилось то, что Он построил, и не ослабло то, что Он укрепил. Он — Явный на ней (земле) Своей властью и могуществом, и Он — сокрытый в ней (земле) Своим знанием и познанием, и надо всякой вещью превознесен Своею мощью и величием. Ничто из востребованного Ему не отказывает, ничто не уклоняется, стремясь одержать над Ним верх, быстроногие не победят Его в состязании, и не нуждается он в богатом, чтобы обеспечил его пропитанием. Все вещи Ему подчинились и перед могуществом Его смирились, от власти Его ни к кому другому не убежать, прибыли и убытка от Него не избежать, никому ни сходства с Ним не сыскать, ни равного Ему не подобрать. Он все на ней (земле) обратит после существования в небытие, покуда не станет бытие подобно небытию.

И гибель мира после творения его — разве более удивительна, нежели созидание и сотворение его? И как же иначе — если соберутся там вместе все животные, от птиц до зверей, от домашних до вольно пасущихся, разного вида и происхождения, несмышленые и сообразительные, дабы (хоть) комара сотворить — не смогут они его сотворить, и не узнают, каким способом нужно его к жизни вызывать, и будут их умы в поражении и удивлении пребывать, и придется им бессилие свое признать, возвращаться в усталости и поражении, в признании своего подчинения, предначертания невозможности такого творения и даже слабости перед его уничтожением!

И, поистине, Аллах, Достохвален Он, останется один после исчезновения мира, и ничего не будет вместе с Ним. Как было до его сотворения, так будет и после его исчезновения, без места и без времени, без срока и без местоположения. Прекратятся тогда времена и сроки, исчезнут (тогда) и часы, и годы. И ничего, кроме Аллаха Единого, Всемогущего, к Которому — всех вещей возвращение. Безо всякой силы с их стороны происходило их сотворение, и безо всякого их сопротивления произойдет их исчезновение. И коли могли бы оказать сопротивление, то было бы вечным их пребывание. Не утрудило Его созидание всякой вещи, когда созидал ее, и не утомило Его сотворение. И не создавал Он ее для власти укрепления либо из боязни убытка или исчезновения и не ради помощи от нее против соперника, стремящегося взять верх, и не для защиты от врага набегающего, не ради власти приумножения, не для того, чтобы превознестись над сотоварищем, и не потому, что почувствовал себя одиноким и захотел ее общества.

Затем же Он уничтожит его (мир) после сотворения, но не от беспокойства, закравшегося при его упорядочении и распределении, не от стяжания отдохновения, не из-за ноши утяжеления. Не томит Его длительность его (мира) пребывания так, чтобы желал Он ускорить его исчезновение, но, Достохвален Он, по милости Своей поддерживал его пребывание, по повелению Своему удерживал его состояние, по могуществу Своему совершенство ему придал. И возвратит Он его назад после уничтожения, но не потому, что в том нужду испытал, и не потому, что против него помощь кого другого призвал, не потому, что от одиночества устал и компанию Себе искал, не потому, что в невежестве и слепоте пребывал, и (теперь) прикосновения к знанию возжелал, не из-за бедности, так чтобы (ныне) богатство и приумножение стяжал, и не из-за унижения, потому что почета и власти возжелал.

ХУТБА 187

Упоминание о превратностях времени

Нет же, матерью и отцом моими клянусь, они — из числа тех, чьи имена на небесах известны, а на земле — забвенны. Стерегитесь же неудач деяний ваших, обрывания связей ваших, закабаления малых ваших. Будет это, когда ударить мечом для правоверного будет легче, чем законно заработать один дирхем. Будет это, когда проситель [милостыни] будет выше вознагражден, чем дающий. Будет это, когда вы станете пьянеть не от пития, но от блага и изобилия, расточать клятвы без принуждения, изрекать ложь, не будучи вынужденными. Будет это, когда беды станут притеснять вас, будто седло — верблюжий горб. Сколь долго это притеснение, и как далеко от него избавление!

О люди, отбросьте поводья тех [лошадей], что везут на спинах тяжести [деяний] рук ваших, и от повелителя своего не отстраняйтесь, иначе в деяниях своих раскаетесь. И не бросайтесь с наскока в огонь обольщения, распростирающийся перед вами, стезей его сторонитесь, дороги его прямой берегитесь: ведь, жизнию моею клянусь, пропадет в пламени его верующий, а немусульманин в нем обретет безопасность.

Поистине, пример мой среди вас подобен примеру лампады во тьме: всякий, вошедший с ней, ею освещается. Слушайте же, о люди, и внимайте, навострите слух сердец ваших и понимайте.

ХУТБА 188

Заповедание разных вещей







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия