Студопедия — Устинов Л. ХРУСТАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Устинов Л. ХРУСТАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ.






Сказка в двух действиях

 


Действующие лица:
Доктор
М а стер
Танцор
Математик

Король Злюк
Принц Злючек
Генерал
Король Нитонисен.
Принцесса Нитонисенка
Генеральша

 

Действующие лица У НАС:

Доктор
Помощница доктора
Учительница танцев

Учительница математики
Король Злюк
Принц Злючек
Генерал
Король Нитонисен.

Королева Нитонисёна
Принцесса Нитонисенка
Генеральша


А также: герои рассказа Учительницы Танцев, придворные Короля Нитонисёна, придворные Короля Злюка, солдаты.


Действие первое

1
Слева королевский замок, на верхней площадке которого стоят Король и его Генерал и рассматривают в подзорные трубы замок завоеванного ими короля Нитонисена, откуда король Нитонисен и его Генеральша тоже наблюдают за замком Короля. Оба замка соединены переходом, а между замками стоит маленький домик, отграниченный двумя белыми полосами, в котором живут и работают Доктор и Мастер.


Нитонисен: Что там у них происходит?
Генеральша: Король с Генералом вышли на утреннюю прогулку, а все слуги в замке заняты тем, что умывают и одевают принца.
Нитонисен: Становись возле пушки для приветствий и начинай дрожать.

Генеральша и Нитонисен дрожат от страха.

Король: Что там у них происходит?
Генерал: Ничего особенного. Король Нитонисен с Генеральшей вышли на утреннюю прогулку, увидели вас и трясутся от страха.
Король: Не думаю, что они так уж сильно боятся меня. Просто хотят показать, как они почтительно дрожат от страха.
Нитонисен (кричит): Доброе утро, ваше величество! Желаю вам новых великих завоеваний.
Король: И вам доброе утро, ваше величество. Желаю вам, чтобы вас больше никто не завоевывал.
Нитонисен: (подобострастно хихикает). Спасибо, мы — уже. И под вашей могущественной рукой мы живем совершенно спокойно.
Генеральша: Ваша могущественная рука заслонила нас от всех бед.
Король (смотрит в трубу): А, это ты, Генеральша?
Генеральша: Так точно, ваше величество!
Король (тихо, своему Генералу): Надо будет во всех завоеванных королевствах вместо генералов назначить генеральш. Так будет спокойнее.

Генерал: Но у этой Генеральши есть один серьезный недостаток.
Король: Какой?
Генерал: Она умна.
Король: Ум генералу не помеха. И поверьте мне: глупые генералы гораздо хуже умных.

Генерал: Простите, ваше величество, но я не понял вашей мысли.
Король: Поясняю: глупые генералы гораздо хуже умных, потому что глупые — храбрее.
Генерал: Генерал всегда генерал! И я не вижу большой разницы между умным и глупым генералом.
Король: А я вижу. Глупые генералы хотят воевать, а умные получать ордена. Вот почему я предпочёл бы в завоеванных странах иметь умных генералов, а у себя глупых. (Громко.) Я награждаю нашу очаровательную Генеральшу золотым орденом Покорности первой степени.
Генеральша: Рада стараться, ваше величество!
Король: (тихо). Главное, не жалеть орденов.
Нитонисен: (усмехаясь): Поздравляю с наградой.
Генеральша: На что мне его награда? Пусть лучше снизит налоги.
Нитонисен: Тише!
Генеральша: Ничего, придет день свободы, и я переплавлю этот золотой орден на серьги.
Нитонисен: Я тебя умоляю: тише!
Принцесса: (высовывает голову из двери) Принц не выходил?
Нитонисен: Зачем он тебе?
Принцесса: Я хочу для него станцевать.
Нитонисен: Отстань ты со своими танцами!
Принцесса: Нет-нет... Я для него так здорово станцую, что он в меня тут же влюбится. А как только влюбится, так сразу и женится.
Нитонисен: От женитьбы принцев и принцесс зависят судьбы государств. И я очень тебя прошу не лезть в государственные дела со своими дурацкими танцами... О господи! Неужели я должен бояться твоих танцев? Я и так всего на свете боюсь.

Принцесса прячется.

Из домика Доктора доносится шипение и грохот взрыва.

Король: Опять у них шипит. А что шипит? Знаешь?
Генерал: Никак нет, ваше величество!

Король: Почему?

Генерал: На территорию Доктора могут входить только больные. Все короли подписали это соглашение.
Король: Что же, у нас нет больных шпионов?
Генерал: К сожалению, на сегодняшний день все шпионы здоровы.
Король: Под самым носом — территория этого Доктора. Ни солдат, ни пушек, ничего...
Генерал: Нельзя, ваше величество.
Король: Сам знаю, что нельзя. А хочется... Наглый докторишка! На прошлой неделе его на придворный бал пригласили, так он ответил, что некогда.
Генерал: Боится. Пока он у себя — его никто тронуть не может.
Король: Шипит... Взрывается... А вдруг он там бомбу изобретает?
Генерал: Да какую бомбу?.. Таблетки, микстуры, варево всякое варят. Вот и шипит у них на кухне.
Король: А взрывы почему?
Генерал: Недоглядят на кухне — вот и взрывается. Химия...
Король: Химия?.. Вот нахимичат они там бомбу, подложат под наш замок...
Генерал: Да у него и в мыслях такого нет.
Король: Мне его мысли неизвестны. Приказываю срочно заразить чем-нибудь шпиона и подослать.
Генерал: Трудно. Всех шпионов подбирали с крепким здоровьем.
Король: Тогда сломайте ему ногу или руку или шею сверните!
Генерал: Слушаюсь!
Король: Кстати, пора уже Принцу казнить кого-нибудь из своих друзей. Пусть закаляется.
Генерал: Он все время грозится учительницу математики.
Король: Хватит грозиться. Надо действовать.
Генерал: Хорошо. Я подскажу ему эту мысль.
Нитонисен: Смотри... Уставили свои трубы на домик Доктора. Вид недовольный, рассержен чем-то. Ох, несдобровать этому Доктору! Врежет ему Король...
Генеральша: Не дотянется. Руки коротки. Сам соглашение подписал. А в соглашении сказано, что никто не имеет права обижать Доктора на его территории. Вот если он, конечно, выйдет за территорию...
Нитонисен: Тут они ему устроят — всю жизнь помнить будет.
Король: Сцапать бы этого Доктора да выпороть. А еще лучше — повесить.
Генерал: Нельзя. А вдруг заболеет кто.
Король: Другого найдем.
Генерал: Другого такого нету. Он все может.
Нитонисен: (смотрит в трубу) Что-то сегодня по дворцу мало солдат бегает.
Генеральша: Основные королевские войска еще вчера ушли в неизвестном направлении. Опять кого-нибудь завоевывать. Все мало им, мало!
Нитонисен: (испуганно). Тише!
Генеральша: Лопнут они когда-нибудь от обжорства.
Нитонисен: Тише!.. Я тебя умоляю не говорить таких вещей!..

На башне появляется Принц.

Нитонисен: Поздравляю вас, ваше величество!

Король: С чем?

Нитонисен: Ваш наследник с каждым днем становится выше ростом...

Генеральша: Мужественней...

Принцесса: (вбегает) И симпатичней. И я сейчас станцую для него самый красивый
танец.
Нитонисен: Немедленно уходи отсюда.

Принц: Пускай спляшет.

Нитонисен: Конечно, конечно. Танцуй, дочка, танцуй.

Принцесса только начала танцевать, как тут же упала и застонала от боли.

Принц: (хохочет) Ух как она шлепнулась., грохнулась, шмякнулась, приложилась! Так звезданулась, что теперь вся в синяках ходить будет! (Презрительно.) Синяя принцесса... (Королю.) Пошли завтракать.

Король, Принц и Генерал уходят.

Нитонисен: Говорил я тебе...

Принцесса всхлипывает.

Нитонисен: И почему только мы такие невезучие?

Генеральша: Потому что Принцесса надела на ноги две левые туфли. Вот смотрите... Правая нога не знала, куда ей двигаться, споткнулась, запуталась и...

Принцесса: Теперь меня никогда не полюбит Принц. И все из-за этой противной левой туфли! Папочка, сейчас же прикажи, чтобы во всем нашем королевстве все выбросили свои левы туфли! И если я увижу хоть одну левую туфлю...

Генеральша: Но если у всех будут только правые туфли...

Принцесса: Папочка, прикажи, или я буду плакать день и ночь, день и ночь...

Нитонисен: Хорошо, хорошо... Я сейчас же напишу такой приказ. Идем!

Генеральша, Нитонисен, Принцесса уходят.

А в домике Доктора на столе, на бархатной подставке, стоит хрустальное сердце из тонкого-тонкого стекла, и Доктор с Мастером прилаживают к нему только что сделанный клапан. Над ними очень яркая лампа, и в комнате много света. Они увлеченно работают и поют песню о чудаках:
«На свете жил один чудак —
Чужого он не брал.
Над ним смеялись: ты дурак!
Он отвечал: наверно, так...
Но все-таки не брал.
На свете жил один чудак —
Все людям отдавал.
Над ним смеялись: ты дурак!
Он отвечал: наверно, так...
И снова отдавал.
Большой построил дом чудак,
А жить ушел в шалаш.
Над ним смеялись: ты дурак!
Он отвечал: наверно, так...
Но жить ушел в шалаш.
За друга как-то раз чудак
На плаху сам пошел.
Ему кричали: ты дурак!
Он отвечал: наверно, так...
Но все-таки пошел.
Один чудак, второй чудак
И третий был чудак.
Им всем кричали: ты дурак!
Они вздыхали: это так...
Наверно, так... Конечно, так...
Быть может, точно так...»
Мастер: Не очень-то веселая песня. Что-то в мире становится все больше и больше невеселых песен.
Доктор: Ты неправ, мой друг, ты неправ. Даже у самой печальной песни мог бы быть веселый конец... Но подожди немного. Совсем немного. Скоро мы сделаем клапан, не пропускающий в сердце злобу, мы сделаем сердце без злобы, мы сделаем доброе сердце, и мир станет другим, мир наполнится веселыми песнями.
Мастер. Похоже, что это будет не очень скоро. Мы опять сделали хороший клапан, и опять будет то же самое.

Доктор. Да, да... Если клапан пропустит хоть капельку злобы — доброе сердце разорвется на части.
Мастер. Но этот клапан не пропускает злобу. Оставьте все как есть.
Доктор. Нет, нет. Надо проверить под давлением. На доброе сердце всегда оказывают давление... Запиши в журнал: проба второго варианта.
Мастер. Второй вариант триста семьдесят первого способа.
Доктор. Начнем эксперимент... Опустить клапан!
Мастер. Клапан на месте.

Доктор. Добавляю в раствор капельку злобы.

Белый раствор в сосуде быстро чернеет.
Мастер. Готовность номер один.

Доктор. Насос!

Мастер. Насос включен.

Доктор, Раствор!

Мастер. Раствор пошел.

Доктор. Давление!

Мастер. Есть давление!

Доктор. В стороны!

Мастер и Доктор отбегают в дальние углы. Раздается нарастающее шипение и взрыв. Хрустальное сердце разлетается на мелкие кусочки.

Мастер. Опять...
Доктор. Что поделать... Придется снова думать.
Мастер. Это я во всем виноват. Не могу как следует притереть клапан.
Доктор. Терпение, мой друг, терпение.
Мастер. С таким недотепой, как я, вы не скоро это сделаете. Вы бы, Доктор, нашли себе настоящего мастера. Есть же у нас хорошие мастера.
Доктор. Хороший мастер умеет хорошо делать только то, что умеет. А мне нужно сделать то, чего никто еще не умеет делать. Клапан, не пропускающий в сердце злобу.
Мастер. Но у меня тоже ничего не получается.
Доктор. Пусть лучше ничего не получается, чем получается ерунда.
Мастер, Не связывайтесь вы со мной, отпустите меня на все четыре стороны.
Доктор. Ты неправ, мой друг, ты неправ. Никогда не надо унывать. Вспомни, как на конкурсе стеклодувов ты выдул такую лампу, что от одной этой лампы хватило света на целый город.
Мастер. А, это было давно, в далекой юности.
Доктор. А потом ты выдул кастрюлю, в которой никогда не остывал суп.
Мастер. Но от лампы до кастрюли прошло десять лет, и все эти десять лет у меня ничего не получалось. Да и после кастрюли прошло уже десять лет...
Доктор. Десять лет, десять лет... Если бы все мастера мира раз в десять лет совершали бы чудо, мир стал бы удивительным и прекрасным.
Мастер. А с лампой просто случай такой подвернулся. Повезло.
Доктор. Да, иногда великие открытия приходят случайно, но они приходят только к тем, кто знает, что это великое открытие.
Мастер. Два года мы работаем вместе с утра до поздней ночи. Как это мы еще не надоели друг другу?
Доктор. Мы не надоели друг другу потому, что нам не надоела наша работа.
Мастер. Но и дружбы у нас тоже не получается.
Доктор. Так ведь и работа не получается...
Математик (входит). Я принес вам новые расчеты клапана и сердца.
Доктор. Покажите-ка... (Углубляется в листочек с расчетами.) Прекрасно... Отлично... В этом что-то есть...
Математик. Ничего в этом нет. Пустая затея. Каким человек родился, таким он и останется. Никакое доброе сердце не сделает принца Злючека добрым.
Мастер. Опять он вас мучает?
Математик. Ну, чем же я виноват, что дважды два — четыре, трижды три — девять, а пятью пять — двадцать пять? И каждый раз, когда ответ Злючека не сходится с моим, он обещает меня повесить, казнить, утопить и сжечь.
Доктор. Тот, кто слишком много грозит, никогда не поднимет руку. Казнят тех, кого боятся.
Математик. Тогда мне сильно повезло. Пока что не он меня, а я его боюсь.
Доктор. Прекрасно... Прекрасно... Замечательная идея! (Мастеру.) Смотри, я тебе сейчас нарисую.
Математик. Не верю я в это дело.
М а с т ер. Тогда почему же вы нам помогаете?
Математик (вздыхает). Очень хочется помогать тому, кто делает доброе дело... Или хотя бы тому, кто хочет его делать...
Доктор (Мастеру). Видишь?
Мастер (рассматривает рисунок). Ого! Но ведь такую штуку надо выдувать тремя трубками одновременно.
Доктор. Это невозможно?
Мастер. Нет.
Доктор. А если попробовать?
Мастер. Что толку пробовать, если...
Доктор. Если не подумать. А если сначала подумать?
Мастер. Думать — это по вашей части.
Доктор. Ты неправ, мой друг, ты неправ. Если всю жизнь только думать и ничего не придумать, то и думать не стоит. А насколько мне известно, кто-то из нас двоих придумал лампу для всего города и кастрюлю, в которой никогда не остывал суп... Так что попробуем думать вместе.

В комнате появляется Танцор.

Он делает приветственный пирует, реверанс и замирает в поклоне. Все смотрят на него с удивлением.

Мастер. Ты кто такой?
Танцор. Если в доме открыта дверь, значит, в доме кого-то ждут. А если в доме кого-то ждут, значит, кому-нибудь что-то дадут. И мои чуткие ноги сказали мне...
Мастер. Что тебе здесь могут дать по шее. Ты что же, не знаешь, что на территорию великого Доктора могут входить только больные?
Танцор. Ну, на этот счет у вас не должно быть никаких сомнений. Я болен и, кажется, неизлечимо.
Доктор. Что с вами?
Танцор. Я ненормальный.
Доктор. Но почему вы решили, что вы ненормальный?
Танцор. Нормальные люди сеют, пашут, строят дома, лечат людей... Так?
Доктор. Ну так...
Танцор. А я — танцую. И мало того, что я сам всю жизнь танцую, я еще учу этому и других...
Доктор. Вы извините, но у нас важное дело...
Танцор. Тогда желаю вашему делу удачного па.
Мастер. А с чем его едят, это ваше па?
Танцор. С грацией. Хорошее па при хорошей грации — это, как нежный гарнир к изысканному блюду. Кстати, у меня с утра маковой росинки во рту не было.
Мастер. И у нас тоже.
Танцор. Все понятно. Значит, придется ждать до вечерней росы. Тогда пробежка вперед с поклоном на финал.
Доктор. И далеко?
Танцор. К Принцу.
Математик. Вы учитель танцев, которого ждут в замке?
Танцор. С кем имею честь?
Математик. Учитель математики.
Танцор. Какой приятный уверт!
Математик. Что вы сказали?
Танцор. Я сказал: какое приятное открытие! Надеюсь, что мы кое-чему научим нашего Принца.

Доктор. Вам есть о чем поговорить, а нам есть о чем подумать. Извините.
Мастер и Доктор уходят в другую комнату.

Танцор (серьезно). Мучает?
Математик (вздыхает). Еще как! Но я почти привык. Я всю жизнь преподаю принцам. Ужасная работа!.. Как чуть что, так сразу казнить или повесить. Один раз уже поставили на табуретку, накинули петлю на шею, но вдруг началась война и все ушли воевать. Целый год простоял с петлей на шее. Они сказали, что если победят, то меня помилуют.
Танцор. Они победили?
Математик. Да. И ни один человек в королевстве так не желал королю победы, как учитель с петлей на шее... Потом мне объявили, что я, как и все,— победитель, а победителей не судят.
Танцор. Смешная история.
Математик. Вы думаете?.. Когда меня вынимали из петли, все весело смеялись. Все, кроме меня. И потом я больше уже не смеялся. Никогда... Разучился, наверное... За тот год...
Танцор. Да... Раз в жизни пережить такую историю...
Математик. Если бы только раз... В другой стране меня решили утопить в реке. Но, на мое счастье, там началась такая страшная засуха, что река пересохла до основания и меня не в чем было топить. Третий принц велел сжечь меня на костре... Но там полагалось сказать последнее слово... Я говорил три дня подряд, ни на секунду не останавливаясь. Это был блестящий трактат о пользе арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. К концу третьего дня в костре сгорели все королевские запасы дров — и я опять спасся.
Танцор. Вы везучий человек!
Математик. Надеюсь, вы знакомы с теорией вероятности?
Танцор. Нет.
Математик. Так вот, по этой теории есть вероятность, что в какой-то раз мне может и не повезти.
Танцор. Ну неужели у вас ни разу не было умного принца?
Математик. Один был. Он прекрасно учился. Он уже знал почти столько же, сколько и я... Но в самый последний момент, когда он вот-вот должен был сесть на трон, его свергли.
Танцор. А вы не пробовали преподавать бедным детям? Это гораздо спокойней.
Математик. Пробовал... Но я почему-то очень устаю от спокойной жизни. Я начинаю организовывать кружки, математические соревнования, стараться, чтобы мои дети учились лучше всех...

Танцор. Но это же прекрасно!
Математик. Нет, дорогой коллега, это печально. Мои дети действительно начинают учиться лучше всех. Меня сразу же замечают, отмечают, включают, повышают и... снова забирают во дворец. Увы, если кривые линии однажды пересеклись, то они, как и в жизни, пересекутся еще раз. И если человек начал считать, он может прекратить счет, но закончить его не может... Так что, дорогой коллега, у вас еще есть время повернуть обратно.

Танцор: Ну нет! Мне во дворце ничего не грозит. Я всегда умел внушить принцам и принцессам, что это не я от них завишу, а они от меня. Я рассказываю им историю о том, как принцесса, которую считали очень некрасивой, научилась танцевать. Она пришла на бал, сделала пируэт, плие, батман-тандю — и все замерли от восторга, и даже палочка в руках дирижера задрожала от удивления. А короли и королевы — сколько их там было на балу! — зашептали: «Как она грациозна! Как стройна! Как величественна! Как красива!» А самое главное, что и она увидела себя такой, какой ее увидели другие. И конечно, в принцессу танца тут же влюбились все принцы. И все было бы прекрасно, но среди этих принцев был один ужасно некрасивый принц. Вы ведь знаете, коллега, что даже на самом веселом пиру где-нибудь в маленькой-маленькой чашечке обязательно прячется печаль. Стоит только эту чашечку нечаянно задеть и опрокинуть, как печаль разольется по всей белоснежной скатерти... Так вот, этот принц был такой некрасивый, что никто не считал его принцем и даже собственный отец не хотел признавать его наследником престола. Увы, жизнь устроена несправедливо: и красивым и некрасивым она дает сердце, как бокал до краев, наполненное любовью. И стоит только сердцу на мгновение сжаться от жалости или восторга, как любовь выплескивается через край... И некрасивый принц так же, как и все красивые принцы, полюбил принцессу бала. Но куда уж тут приглашать ему ее на танец... Весь вечер он стоял за колонной и грустно вздыхал. А потом пошел домой и всю ночь проплакал от обиды. А утром решил утопиться. Броситься в море с самой высокой скалы... Он закрыл глаза и уже занес ногу над пропастью, но... Но даже самому невезучему человеку когда-нибудь может повезти... Как раз в этот момент я сидел под скалой и ловил удочкой рыбу. И я сказал ему: «Молодой человек, не надо заканчивать жизнь, если вы еще не пробовали ее начать. А жизнь, дорогой мой принц, начинается с танца...» И я научил его танцевать. И он пришел на бал. И принцесса танца взволнованно спросила: «Кто этот прекрасный принц?» И он вежливо с ней поздоровался, и они стали танцевать вместе... Так они танцуют до сих пор. Они все время танцуют, и им очень весело... Как видите, дорогой коллега, у этой истории счастливый конец. А принцы больше всех других детей любят счастливые концы, потому что счастливые концы встречаются им гораздо чаще, чем другим детям. И я стараюсь ловко внушить им мысль о том, что искусство танца может сделать урода красивым, а красивого божественным.
Математик: А разве это не правда?
Танцор. Но если бы вы знали, сколько надо ловкости, смелости, выдумки, а главное, умения рассказать правду так, чтобы все поверили, что это правда.
Математик. Но принц Злючек только и делает что целый день марширует с солдатами. Захочет ли он танцевать?
Танцор. Захочет... У меня есть верный способ...
Математик. Очень интересно. Какой же это способ?
Танцор. Профессиональная тайна.

Возвращаются Доктор и Мастер. Они несут новое хрустальное сердце, клапан и сосуды с жидкостью.

Доктор. Попробуем, попробуем... Может быть, на этот раз...
М а сте р. Ну и работка! Даже губы от огня потрескались.
Доктор. Ставим сердце на испытательный стенд... (Математику и Танцору.) Прошу отойти в дальние углы... (Мастеру.) Запиши в журнал: проба первого варианта триста семьдесят второго способа... Закройте лица вот этими прозрачными щитами... Опустить клапан!
Мастер. Клапан на месте.
Доктор. Добавляю в раствор капельку злобы.

И опять раствор быстро чернеет.

Мастер. Готовность номер один.

Доктор. Насос!

Мастер. Насос включен.

Доктор. Раствор!

Мастер. Раствор пошел.

Доктор. Давление!

Мастер. Есть давление!

Доктор. В стороны!

Мастер и Доктор отбегают. Слышно ровное шипение, но взрыва нет.

Математик. Неужели получилось?
Доктор. Усилить давление!
Мастер. Доктор, не надо. Оно и так прекрасно работает.
Доктор. Усилить давление.

М а с т е р. Не надо, Доктор, не надо!

Доктор. Я сказал: усилить давление!

Мастер махнул рукой, поворачивает рычажок, шипение усиливается. Все, не отрываясь, смотрят на сердце. В сосуде черная жидкость, а в хрустальном сердце сверкает бледно-розовая кровь, освещая всю комнату своим нежным цветом.

Мастер (кричит). Доктор, пора!

Доктор. Теперь пора... Снять давление!

Мастер (радостно). Есть снять давление! (Поворачивает рычажок.)

В комнате наступает тишина. Доктор устало опускается в кресло.

Математик (тихо). Это великое открытие. Это самое грандиозное открытие за всю историю науки.
Мастер. Давайте крикнем «ура»...
Д о к т о р. Ты неправ, мой друг, ты неправ. Великие открытия надо встречать тишиной. Они достойны тишины. Они достойны того, чтобы к ним прислушались.
Танцор. Надо же... Доброе сердце... У всех людей будут добрые сердца, и все человечество сделает поразительный пируэт в своей жизни... От восторга мне даже хочется танцевать!
Доктор (устало). Ну и танцуйте себе на здоровье...
Т а н ц о р. И вы со мной! И вы!
Доктор. Нет, дорогой мой друг, нам рано плясать от радости. Впереди еще много, много работы.
Танцор. Ну, хорошо, тогда я сам станцую для вас. Если я этого не сделаю, я разорвусь от восторга. (Танцует и поет.): «Танца не бывает без секрета. Не узнаёшь, если не покажут. Это удивительно, но это Многие не знают даже. Легкая нога нужна для танца, Легкая рука нужна для танца, Легкая душа нужна для танца - Вот и все и больше ничего».

И хотя учитель танцев собирался танцевать один, но во время танца из рук Мастера упала стеклодувка, из рук Доктора — стетоскоп, из рук Математика — защитное стекло, и все они стали танцевать.

Доктор. Что вы делаете? Что вы с нами делаете?

Танцор (остановился). Ах, извините меня.

Все останавливаются.

Извините меня, пожалуйста. Я совсем забыл, что это волшебный танец... Когда я его танцую — все вокруг тоже танцуют. Не могут не танцевать...

Мастер (удивленно). Вот это да!
Доктор. С волшебными танцами, как и со всеми другими волшебными чудесами, надо быть очень осторожным.
Танцор (виновато). Я знаю, я знаю...
Математик. Я поздравляю вас, Доктор. И вас.. Мастер. Это было сработано, как дважды два.
Доктор. Без ваших расчетов мы бы ничего не сделали. Не уходите. Это и ваш праздник.
Математик. К сожалению, мне пора кормить принца Злючека. (Танцору.) Вы со мной, коллега?
Танцор (вздыхает). Конечно, с вами. Батман жете во дворец.
Математик и Танцор уходят. Доктор. Ну что ж... Проверим все еще раз...

3
Открываются комнаты в замках Короля и Нитонисена. В одной кормят завтраком Принца, в другой Принцессу. В комнате Принца — Генерал и Танцор.


Генерал. Разрешите представить вам учителя танцев.

Принц. Учитель танцев раз-два-трис обожрался дохлых крыс!.. Ты обиделся?

Танцор. Что вы, ваше высочество! Я слушал вас с громадным интересом. Первая фраза
нового ученика всегда говорит мне об очень многом.

Принц. Жаль, что ты не обиделся. А то бы я тебя тут же повесил... Ну, ладно. Сначала
поедим, потом попляшем.

Танцор. После еды танцевать вредно.

Принц. Мне ничего не вредно. Мне все полезно.

Входит Математик с большим блюдом.

Генерал (объявляет). Котлеты из крокодильего мяса!
Математик ставит перед Принцем блюдо, кланяется и уходит.

Принц жадно пожирает котлеты.

Математик: Приятного аппетита, ваше высочество!


Принцесса: Ну, папочка... Ну, почему я не могу выйти замуж за Принца?
Нитонисен. Тебе должно быть стыдно от одной этой мысли!
Принцесса. Почему мне должно быть стыдно?
Нитонисен (тихо). Он завоевал наше королевство. Он — захватчик.
Принцесса. Ну и пусть... Зато он красивый.
Нитонисен. Его отец снял с моей головы корону, и теперь вместо короны я ношу соломенную шляпу.
Принцесса. Эта шляпа тебе очень идет.
Нитонисен. Но у него злое сердце. Его всю жизнь кормят мясом змей и крокодилов.
Принцесса. А я умею готовить пирожные. Сладкие, нежные и совершенно воздушные...
Нитонисен. Не станет он есть твоих пирожных...
Принцесса. А я приготовлю ему пирожное в виде крокодила. Он проглотит его и станет добрее...

Нитонисен. Что ты понимаешь! У человека только одно сердце. У кого доброе, так доброе, а у кого злое, так злое. И злое сердце нельзя сделать добрым. Это не удалось еще никому на свете.
Генеральша (входит с подносом). Пирожные для принцессы из лучших сортов муки, сахара и сливок!
Принцесса. Ой, какая вкуснотища!
Генеральша. И чай, настоенный на лучших чаинках мира. (Ставит перед Принцессой поднос.) Вы чем-то недовольны, ваше величество?
Нитонисен. Эта дурочка мечтает выйти замуж за Принца.
Принцесса (жалобно). Он такой красивый...
Генеральша. Принц — наш враг. Выбрось его из головы. Уж если выходить замуж, то лучше за такого принца, как ты сама.
Принцесса. Чтобы он потом стал завоеванным королем. Вроде нашего папочки.
Нитонисен. Ну и пускай! Ну и пускай! Завоеванным быть даже лучше, чем незавоеванным, потому что завоеванным никого не надо завоевывать. Вот! А свободен только тот, кто забыл, что когда-то он был свободным. И разрешите вам напомнить, что... (Поет.) «Когда свободным был король, Он выбирал любую роль в спектакле королевства. А завоеванный король играет только эту роль. Но эта роль без действия».
Генеральша.«Когда в сраженье шел король, Он выбирал, конечно, роль Того, кто побеждает».
Нитонисен.«А завоеванный король Играет только эту роль — Того, кто угождает».
Генеральша.«Когда на свадьбу шел король, Он выбирал, конечно, роль Быть женихом невесты».
Нитонисен.«А завоеванный король Играет только эту роль, Но эта роль без места».
Генеральша.«Когда свободным был король...»
Нитонисен. Хватит! Не трави мне душу. Просто плакать хочется...
Генеральша. Надо не плакать, а ждать... И он настанет, наш час... Потому что радость и победа делают человека пьяным, а поражение и горе — мудрым.
Нитонисен (испуганно). Тише!..
Генеральша. Настанет час! Потому что побежденный всегда умней победителя.
Нитонисен. Тише!
Генеральша. Настанет час! Потому что грядущая победа рождается из опыта поражений... Настанет час! Потому что сильный побеждает слабого, но придет время и умный все-таки победит дурака.
Нитонисен. Я умоляю тебя, замолчи. Я приказываю тебе!


Генерал. Паштет для Принца из змеиного мяса под соусом из волчьего сердца!

Математик вносит блюдо, ставит его перед Принцем.

Король (входит). Как еда, сын?

Принц. Вкуснее нет ничего на свете!

Король. Может быть, ты хочешь конфет или пирожных?
Принц. Терпеть не могу эту гадость.

Король. Отлично! Пора прощаться, мой Принц.

Последний отряд уже готов к походу.

Принц. Желаю тебе победить!
Король. Тогда скажи мне формулу победы.
Принц. Когда генерал не жалеет солдат, тогда солдаты не жалеют врагов.
Король. Спасибо, генерал!
Генерал. Не стоит благодарности. Просто принц Злючек очень способный ученик.
Король. Я иду завоевывать страну, где леса полны ядовитых змей, а реки до краев набиты злыми, беспощадными крокодилами. Я хочу, чтобы ты всегда ел отборное мясо змей и крокодилов. Я хочу, чтобы твое сердце было злым, как у крокодила.
Принц. Оно будет злым!
Король. И ядовитым, как укус змеи.
Принц. Оно будет ядовитым!
Король. В пустынях этой страны бродят хитрые лисы и коварные гиены. Я хочу, чтобы сердце твое было хитрым, как у лисы.
Принц. Оно будет хитрым!
Король. И коварным, как у гиены.
Принц. Оно будет коварным!
Король. И пусть так называемые пороки этих животных перейдут в твое мужественное сердце.
Принц. Все будет только так!
Король. Молодец, мой мальчик. Когда-нибудь из тебя получится настоящий король. Скучать без меня не будешь?
Принц. Нет. Мне скучать некогда!
Король. Тогда чокнемся на прощанье. Подайте нам бокалы со змеиной кровью.
Математик вносит поднос с двумя бокалами. Король и Принц чокаются, выпивают.

Король: Когда заиграют походный марш — выйди на балкон помахать мне рукой. (Уходит.)

 

Нитонисен. А сейчас я буду с тобой заниматься.
Принцесса. Почему ты? Вот у Принца сколь ко учителей.
Нитонисен. У нас нет денег на учителей. Мы должны экономить. Итак, первый вопрос. Если к нам вдруг нагрянет Принц, как ты к нему обратишься?
Принцесса. Ваше высочество...
Н и т о н и с е н. Он и так «ваше высочество». Лучше скажи ему: «Ваше высокое высочество», или даже лучше: «Ваше очень высокое высочество».
Принцесса. Ваше невероятно высокое высочество.
Нитонисен. Молодец. Можно даже: «Ваше огромное высочество».
Принцесса. Ваше великое высочество.
Нитонисен. Браво! Вот это то, что нужно. Теперь я за тебя спокоен. Ты не пропадешь.
Принцесса. А можно я назову его «мой любимый принц»...
Нитонисен. Ни в коем случае! Все короли знают, что любовь слишком ненадежная штука. Она умирает от первой же обиды. И только почтение, рожденное в пене страха, живет вечно. Страх — отец порядка, а почтение — его мать. А теперь повторим прошлый урок — как дрожать от страха.
Принцесса. Но я не хочу дрожать. Мне надоело. От этого дрожания все время портится прическа.
Нитонисен. Надо, дочка, надо... Смотри, как я умею дрожать... (Показывает.) Здорово? Я так научился вовремя дрожать от страха, что иногда дрожу сам по себе. Не хочу, но дрожу. И не надо бы дрожать, а дрожу. И ты учись. Научишься дрожать от страха — пойдешь в гору. Победители любят тех, кто их боится.
Принцесса. И Принц меня полюбит?
Нитонисен. Да. Но не в том смысле.
Принцесса. Тогда я не буду дрожать. Я хочу танцевать. Я хочу петь и танцевать.
Нитонисен. Мы слишком много пели и танцевали, а надо было учить солдат. И поэтому я проиграл сражение. Проиграл. Ты можешь меня презирать. Но ты должна научиться... Я знаю: я ничтожный, несчастный, завоеванный всеми король...
Принцесса. Папочка, не надо... Мне тебя жалко...
Нитонисен. Жалей, жалей меня, дочь моя... (Тихо.) Но когда-нибудь действительно придет час и ты пожалеешь этого мерзкого зазнайку Принца... (Испуганно оглянулся, сильно задрожал.) Да здравствуют наши победители, самые лучшие победители в мире!

У Принца закончился завтрак.
Генерал. А теперь, ваше высочество, вы можете немного поиграть оловянными солдатиками.

Принц. Один?
Генерал. Со мной. Мы будем разучивать встречный бой.
Принц. Я хотел бы поиграть с таким же мальчишкой, как я. Ух, я бы его обыграл!
Генерал. Принц может играть только с принцем.
Принц. Позовите ко мне соседнего принца.
Генерал. Там не принц, а принцесса.
Принц. Тогда позовите ее.
Генерал. Вам нет смысла играть с принцессой Нитонисенкой. Вы уже выиграли. Принцесса Нитонисенка уже завоевана вами, и вы можете сколько угодно играть ее судьбой.
П р и н ц. Но я не хочу играть ее судьбой. Я хочу играть с ней.
Генерал. В вашем возрасте уже не играют с принцессами, а женятся на них.
Принц. Зачем?
Генерал. Чтобы получить в приданое половину королевства.
Принц. Зачем мне полкоролевства, когда у меня сколько угодно целых королевств... А как я могу играть ее судьбой? Я могу ее казнить?
Генерал. Можете. Но это может не понравиться другим принцессам, которые могут вам понравиться. Вот ваши солдатики...
Принц. Мне надоело командовать игрушечными солдатиками. Я хочу командовать вами... В шеренгу становись! Смирно! Шагом марш! Стой! Ложись!..
Математик. Но, ваше высочество...
Принц. Ложись!
Танцор. Ваше высочество, разрешите вам напомнить, что мы — ваши учителя.
Генерал. А я не только военный учитель, но еще и генерал. Со мной нельзя обращаться, как с простым солдатом.
Принц. Плох тот солдат, который не стремится стать генералом, но еще хуже тот генерал, который не умеет быть солдатом... Ложись!
Математик. Но дети не имеют права так обращаться со своими учителями!

Принц смотрит на Генерала. Генерал кивает головой.

Принц. Вы со мной не согласны? А вы знаете, что это значит? Это бунт!.. (Генералу.) Приказываю его повесить!
Генерал. Когда?
Принц. Сегодня, во время ужина. Я буду ужинать и смотреть, как его вешают.
Математик. Вы можете меня повесить, но учтите, что это очень дурной пример для всех остальных детей.
Принц. Дурной пример? Прекрасно! Все дети, глядя на меня, просто подохнут от зависти. И пусть подыхают!
Математик. Даже если вы повесите всех учителей, дети не умрут от зависти. На земле слишком много хороших детей... Но они станут дикарями. Неграмотными дикарями. И некому будет строить дома и замки, пахать землю, готовить еду, топить печи... На земле наступит ужасный холод...
П р и н ц: Я не боюсь холода. Я каждое утро закаляюсь ледяной водой.
Танцор. Но если умрут все дети, не будет больше танцевальных балов и на земле кончится веселье.
Принц. Плевать! Я буду веселить сам себя!
Генерал. Но если на земле не будет людей — некого будет брать в армию и, что самое ужасное, некого будет завоевывать.
Принц. Хм... Это опасно... Если ты не завоевываешь — значит, завоевывают тебя... Ну, ладно... Все остальные пусть живут... Казните его тайно, чтобы никто из детей этого не видел. И подберите веревку покрепче, чтобы не оборвалась. Все! Генерал, уведите его! Генерал. Слушаюсь, ваше высочество!
Математик. Что может спасти меня на этот раз?-Пожар? Наводнение? Засуха?

Генерал и Математик уходят.

П р и н ц. А теперь займемся вами.
Танцор. Ваше высочество, в основе всякого танца...
Принц. Плевать я хотел на ваши танцы. Вы должны научить меня красиво маршировать. Вот так! (Марширует.) И вы со мной! Раз два! Раз-два!

Танцор марширует рядом с Принцем, но вдруг Принц останавливается, хватается рукой за сердце.

Т а н ц о р. У вас заболело сердце?
Принц (говорит с трудом). Если сердце будет... мешать мне... маршировать... я прикажу разрубить его... на мелкие кусочки... (Падает.)
Танцор убегает

4.

На стене, соединяющей два замка, встречаются Генерал и Ге­неральша. У каждого в руках по большому портфелю.

 

Генеральша (смотрит на часы). Ты точен, как настоящий кавалер.
Генерал. Я точен, как настоящий военный.
Генеральша. Новости есть?
Генерал. Целая куча. Хватит ли у тебя денег на все эти новости?
Генеральша. Денег хватит. Выкладывай!
Генерал. Завтра наши войска уйдут завоевывать страну крокодилов и змей.
Генеральша. Кто во главе армии?
Генерал. Это секрет.
Генеральша. Твои секреты — мои секреты.
Г е н е р а л. Но это большой секрет.
Генеральша. Чем больше секрет, тем больше монет. Договорились?
Генерал. Сам Король.
Генеральша. Ну? И надо







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия