Промышленный переворот 19 века связан с переход от ручного труда к машинному. Он породил потребность в новых типах сооружений, создании фабрик и заводов. Появились новые материалы: чугун, метал, железобетон. Инженеры стали создавать конструкции перекрывающие большие пролеты, что нашло применение в мостостроении и строительстве транспортных сооружений – вокзалов.
Соответственно поиск рационального внедрения фабрик, промышленных предприятий в застройку города, повлияло на отток зажиточного населения в пригороды. Появилась концепция «города-сада» разработанная Э. Говардом (на практике, город-сад Лечворс (Лечворт) архит. Р. Эйвин и Б.Паркер, 65 км от Лондона)
Появление рациональной застройки (Т. Гарнье ввел понятие «промышленный город»). Планировочная структура стала отличаться четким функциональным зонированием.
Вопрос №2 Стилистическая направленность архитектуры капиталистических стран Европы в середине – конце 19 века. (эклектика, стилизаторство.)
Эклектика, эклектизм — соединение разнородных художественных элементов, составляющих сложный по составу псевдостиль. Эклектика черпает элементы в различных исторических стилях, базируется на широком выборе и компоновке образцов, комбинации форм и деталей, заимствованных из искусства разных эпох. В архитектуре середины и второй половины XIXв. эклектика стала сложным, многосоставным стилем в оформлении новых типов жилых, общественных, промышленных и культовых зданий и сооружений.
В 1 половине 19 века архитектура отходит от классицизма. Классицизм, с его четкими прямоугольными планами, ограничивал возможность применения новых конструктивных средств, все труднее вмещать новые функции, наполнять содержанием. Соответственно зодчие обратились к историческим стилям (но заимствовали только декоративные детали)
Самым первым и главным примером эклектики в архитектуре является Гранд опера в Париже (Франция) архит. Ш. Гарнье. 1862-1875.(имперский стиль+др. греческий стиль, строился 15 лет)(рис 1)
Последующие постройки строились с оглядкой на Гранд Опера. Здание Оперы. Дрезден. Архит. Земпер (1871-1878)(рис 2) Большой дворец. Париж. Архит. Делан, Луве, Тома (1895-1900) (рис.3)
Эклектика. Королевский павильон. Лондон. Арх. Нэш. 1752-1835 г.г.(Британский ампир. Место увеселений, Арабские мотивы+готика+восток. Интерьер в китайском стиле. Металлический каркас из чугуна, использован как декор) (рис.4)
Базилика Сакре-Кер. Париж. (1874-1891г) Архит. Полл Абади «Храм как искупление грехов»(камень более светлый при дожде. Шато-Вандонс - место добычи во Франции.)(рис.5)
Разновидностью эклектики во второй половине XIX в. является стилизаторство, т.е. обращение и копирование какого-либо одного стиля. В архитектуре Западной Европы и США стилизаторство имело две ветви: обращение к средневековым стилям (готике и романскому стилю) и классическим стилям (античным и эпохи Возрождения).
Церковь троицы. Бостон. Архит. Ричардсон. 1872-1877г.(рис 6) Церковь Троицы. Нью-Йорк. Архит. Апджон. 1841-1846г. (рис 7).
Архит. Пауль Валлют(Валлот). Рейхстаг. Берлин1884-1894г.(рис.8)
Здание парламентов в Лондоне. Архит. Чарльз Бари. (1795-1860).(рис.9) (протяженость 4 км, Башня 100м. 100шт лестниц, 11 внутренних дворов.)
Парламент в Будапеште Архит. И. Штайндль 1884-1902г. (рис10)
гранд-опера в Париже
Опера в Дрездене
Большой дворец в Париже
королевский павильон в Лондоне
Ьазилика Сакре_Кёр. Париж
Церковь Троицы в Бостоне
церковь Троицы Нью-Йорке
Рейхстаг в Берлине
парламент в Лондоне
парламент в Будапеште
Вопрос № 3. Рационализм США. Чикагская школа. (1880 - 1890-е гг.)
Характерно:
* применение стального каркаса, определяющ. пространственную структуру и облик здания
* рациональное осмысление арх. формы
Лидер - Луис Салливен - "форма следует функции"
1)конторское здание Рилайенс билдинг в Чикаго. Арх. Д. Бэрнхэм, Д. Рут, Ч Этвуд. 1891-1894
2) Гарантийный банк в Буффало. Арх. Л. Салливен. 1895г.
3) Универмаг фирмы "Карстон, Пири, Скотт" в Чикаго. 1899 - 1904гг.
1 2
3
Вопрос №4. Развитие модерна в Европе. Деятельность представителей этого направления в Австрии, Бельгии и др странах.
Модерн – реакция на эклектику и стилизаторство. Соединение рационального и иррационального. Переосмысление конструкции.
Цели: отказ от историзма, модернизация арх. Форм, использование каркаса, внимание к современным материалам и конструкциям.
Особенно ярко проявился в особняках, павильонах, общественных зданиях. Принцип “изнутри наружу”. Пространственная система определяла облик здания.
Бельгия – Орта, Вагнер, Лоос, Гофман
Германия – Югендстиль Беренс, Эндель, Пенкок, Пауль, Экмен. Во главе – ванн де Вельде.
Франция – Перре, Лавирот, Андре
Австрия, 1897г. – Венский сецессион. Климт, Вагнер, Гофман, Ольбрих.
Италия – либерти, Испания – модерниссимо.
Дом Морриса, Уэбб
Станция Вена, Вагнер
Выставочное здание в Дармштаде, Ольдбрих
Здание Венского Сецессиона, Ольбрих