Студопедия — Что такое Досуг 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что такое Досуг 9 страница






Левку""*87.

---------------------------------

*86 Там же, стр. 414.

*87 Там же, стр. 414-415.

Не странно ли, что ни один из "зажиточных" не назван в книгах прямо скоморохом, в то время как среди "мало обеспеченных" преимущественно скоморохи? Нам кажется, что факт этот способен раскрыть одну важную особенность. Заключается она в том, что во второй половине XVI в., а особенно, по-видимому, в XVII в. создаются условия, более благоприятные для струнников, домрачеев, сопелкников, гусельников, домерщиков, чем для скоморохов.

Но кто эти струнники, домрачеи и т. д. и есть ли основания не соглашаться с В. И. Петуховым, считающим их скоморохами?

В предыдущей главе мы полагали, что за словами "гудцы", "свирцы", "гусельники" и подобными скрываются скоморохи. Тогда речь шла о XI -- XIII вв., о времени, когда деятельность этих людей проявлялась преимущественно на игрищах и в обрядах; все они, несмотря на то, что играли на разных инструментах и, возможно, имели черты, позволяющие нам называть их артистами, были связаны особыми им одним свойственными функциями, которые шли из глубокой древности, определяли характер и направленность их искусства и которые объясняются мировоззрением, уходящим корнями своими в представление общинно-родового строя.

Совсем иную картину мы встречаем в XVI -- XVII вв. Изыскания В. И. Петухова и наши собственные наблюдения недвусмысленно свидетельствуют, что в первой половине XVII в. скоморохов, проживавших в сельской местности, практически не было. Очень мало было их уже в XVI в. Этот факт позволяет сделать вывод, что сельское население в это время уже вполне могло обходиться без участия скоморохов в игрищах, обрядах и гуляньях. Но ведь игрищ, обрядов и гуляний не стало меньше, и проводились они отнюдь не с меньшим размахом, чем четыре-пять веков назад. Что же произошло? Ответ возможен только один -- скоморохи к XVI -- XVII вв. утратили то значение, что делало их необходимыми на игрищах.

Изменились и игрища, однако не настолько, чтобы в них полностью исчезли элементы, свойственные ранее именно деятельности скоморохов. Однако то, что когда-то было обязанностью специалистов-скоморохов, теперь в измененном, может быть упрощенном, виде стало уделом обычных людей -- рядовых участников игрищ. У скоморохов же преимущественное значение получила та сторона их деятельности, которая уже в IX -- XI вв. позволяла нам называть их представителями искусства. Они все больше становились "артистами", развлекая пением, игрой на музыкальных инструментах и т. п.

Особенно резкий сдвиг в этом направлении дают условия второй половины XVI в. Необходимость ежедневно зарабатывать своим искусством потребовала от скоморохов повышения мастерства, а это невозможно без узкой специализации. Деятельность скоморохов стала терять многосторонность. Известно -- и это, в частности, хорошо показал

Н. Финдейзен в своих "Очерках по историй музыки в России", -- что с конца XVI в. и особенно в первой половине XVII в. в России резко выросла потребность в музыке как церковной, так и светской. Документы много говорят о приезде зарубежных музыкантов, о завозе в Москву различных иноземных музыкальных инструментов -- органов, клавикордов и др. Одновременно растет и роль народной музыки, без которой теперь не обходится ни одна свадьба, ни одни родины, крестины и т. д. Постоянно звучит она и в кабаках. О широком распространении народной музыки в 30-х годах XVII в. мы находим яркое свидетельство у Адама Олеария: "...В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх, два года тому назад, сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были, по такому приказанию, на пяти возах за Москву реку и там сожжены"*88. Аналогичные запрещения и приказы ломать и жечь инструменты встречаются и в других документах вплоть до указов царя Алексея Михайловича.

---------------------------------

*88 "Подробное описание путешествия Голштинского посла в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 гг., составленное секретарем посольства Адамом Олеарием". М., 1870, стр. 344.

 

Бывшие скоморохи превращаются теперь в музыкантов, и естественно, что документы начинают давать нам сведения о домрачеях, гусельниках, и т. д.. наравне со скоморохами.

Слово "скоморох" в документах подчеркивало общее у "гудцов", "гусельников", "плясцов" и других игрецов, но когда это общее стало отходить на второй план, а постепенно и вообще потеряло значение, когда потребовалось точно зафиксировать "специальность" человека (а это было одним из обязательных требований документов типа писцовых книг), вновь появляются "гусельники", "домрачеи" и т. д. Постепенно

слово "скоморох" исчезает из документов.

Выше мы отметили резкий рост значения музыки в быту XVII в. Но это было лишь одним из проявлений мощного процесса обновления, происходившего в различных сторонах жизни. Хорошо известны слова В. И. Ленина, назвавшего XVII в. "новым периодом русской истории". Общественно-экономическая жизнь государства ознаменовалась зарождением буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развиваются городские посады, увеличивается общественное разделение труда, растет товарное производство и обращение. В XVII в. начинается процесс формирования русской нации, сплачиваемой в единое целое развивающимися экономическими связями, определяются экономические и культурные центры, упрочивается общность языка. Резко падает влияние официальной церкви, а вместе с ним ликвидируется ее монополия в области духовной культуры. Огромное значение для развития культуры имело воссоединение Украины с Россией. Все это предрешило мощный подъем во всех областях русской культуры, открывший пути для ее перехода к совершенно новой стадии развития в XVIII в.*89

---------------------------------

*89 См. А. М. Сахаров, А. В. Муравьев. Очерки русской

культуры IX-XVII вв. М., 1962, стр. 263 и сл.

Но XVII в. не только развивал, он дал много качественно

нового. Резко меняется, например, отношение людей к учению,

появляется стремление к овладению научными знаниями, много

качественно нового появляется в литературе, живописи и т. д.

С изменением формы государственной власти, т. е. с переходом

от сословно-представительной монархии к абсолютизму, резко

усиливается разница между культурой господствующих кругов и народной

культурой. "Укрепление экономического и политического положения

дворянства и торгово-промышленного населения городов обусловило их

ведущую роль в деле дальнейшего развития"*90. Весьма показательным

в этом отношении является тот факт, что представители господствующих

слоев начинают смотреть на народное искусство сначала свысока, а

затем и с презрением, они всеми силами стараются отгородиться от

этой культуры. Все это сказалось и на отношении к скоморохам. Если

раньше у большинства бояр, почти у каждого богача были собственные

группы скоморохов, то к середине XVII в. и особенно во второй его

половине их сменяют исполнители на дорогих, часто выписанных из-за

границы, инструментах. Теперь исчезают даже те группы

профессиональных скоморохов, которые после ликвидации системы

кормлений могли остаться у бояр и городских богачей. С прекращением

упоминаний о скоморохах, с исчезновением слова "скоморох" из

документов сами скоморохи все же не исчезают. Но из их деятельности

уходит то, что когда-то связывало их с язычеством, что делало их

незаменимыми на народных игрищах.

---------------------------------

*90 "Краткий очерк истории русской культуры с древнейших

времен до 1917 года". Л., 1967, стр. 139.

Бывшие скоморохи стали кукольниками, показывавшими

знаменитого "Петрушку", вожаками "ученых" медведей, забавляли

публику шутливым, а подчас и острым сатирическим словом. На ярмарках

они выступали в роли карусельных и балаганных зазывал; их можно было

увидеть и в самих балаганах, разыгрывавшими короткие сатирические и

комедийные сценки. Несомненно, много их было и среди исполнителей

всех видов устной народной драмы, и среди актеров театра охочих

комедиантов.

 

ЯндексДирект

Социальная сеть DUDUОбщайся с Миром: знакомься, обменивайся фото, видео и эмоциями

godudu.com

Продажа щенков и котят, питомцыОбъявления продаже собак, кошек, домашних животных.

www.grtr.ru

ВелосипедНе знаешь что это такое? Мы подскажем! Развивай кругозор вместе с нами:)

www.autoyear.ru

 

 

Искусство скоморохов

 

 

 

Все сказанное дает основания предположить, что существовало

несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в

деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно

жили в городе и, надо думать, были профессионалами; третьи --

скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие

хозяйства, безусловно профессионалы.

В деревнях и селах нужда в скоморохах ощущалась главным

образом в дни праздников, составной частью которых являлись народные

игрища. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и

общественных пиров-братчин. В остальное время скоморохи мало чем

отличались от остальных деревенских жителей.

Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный

с деревенскими образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками

свойственными горожанам делами -- ремеслами, торговлей и др. Но в то

же время условия городской жизни давали больше возможностей для

профессионального скоморошества. Для городских скоморохов запретным

(да и то до некоторой степени условно) оставалось только время

постов, во все же остальные дни они вполне могли, особенно в больших

городах, находить применение своим способностям. Свидетельством

могут служить "Песня о госте Терентьище" и некоторые документы XVI

-- XVII вв. Это же подтверждают и наши изыскания относительно

наместничьих скоморохов. По-видимому, постоянную работу скоморохам

обеспечивали и развлечения в кабаках.

Существование "походных", т. е. бродячих, скоморохов,

фиксируется документами начиная с XVI в. В краткой редакции

Судебника 1589 г. есть статья, устанавливающая размер "бесчестья"

скоморохам. Упрощенно "бесчестье" можно объяснить как денежную

компенсацию за оскорбление: "...а скомороху государеву описному

бесчестья два рубля, а жене его вдвое; а не-описному скомороху

бесчестья гривна, а жене его вдвое, а походному скомороху бесчестья

две деньги, а жене его вдвое..."*1 Разница, как видим, огромная.

"Описной" скоморох "ценился" в 20 раз выше, чем "неописной", а в

свою очередь "неописной" -- в 20 раз выше, чем "походный". Таким

образом, величина бесчестья "походному" скомороху в 400 раз ниже,

чем "описному", они приравнивались к "зернщикам", "кабацким ярыжкам"

и "бражникам кабацким", т. е. к самым низким категориям населения.

Даже городские нищие и калики ценились выше*2.

---------------------------------

*1 "Судебники XV-XVI веков". М.- Л., 1952, стр. 353.

*2 Между прочим, в "Слове о вере..." есть персонаж,

обозначенный как "скоморох", пьяница, "голыш кабацкий" ("Летописи

русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым", т. III,

отд. И. М., 1861, стр. 73).

Несмотря на четкость формулировки, не сразу ясно, какие же

категории скоморохов конкретно имеются в виду в этом документе.

Комментаторы пытались внести здесь ясность, но только больше, как

нам кажется, запутали дело. Они пишут: "Вероятно, скоморох, который

жил постоянно в той или иной местности, при описании данной

местности заносился в писцовую книгу или в окладную книгу и

назывался в Судебнике 1589 г. поэтому "описным"; скоморох

странствующий, не имевший постоянного местожительства, не заносился

при описании в писцовую книгу и поэтому назван "неописным""*3.

---------------------------------

*3 "Судебники XV -- XVI веков". М.- Л., 1952, стр. 473.

Здесь за критерий оценки принимается оседлость, что

безусловно имело значение, однако не решающее. Столь значительная

величина бесчестья описному скомороху (она равнялась бесчестью

сотского) определялась не тем, что он был оседлый и попал в писцовую

или окладную книгу, а тем, что человек, попавший в такую книгу,

тянул тягло, т. е. платил подати. Неописные скоморохи не попадали в

книги не потому, что они были неоседлыми, странствующими, а потому

что их не было смысла записывать, они не могли тянуть тягло. Таким

образом, неописные вполне могли быть и оседлыми. Странствующие,

бродячие скоморохи составляли третью категорию -- походных, о

которых комментаторы Судебника вообще ничего не говорят. Если

неописные скоморохи имели все-таки свой дом и, может быть, какое-то

хозяйство, то походные вообще не имели ничего, кроме своих

музыкальных инструментов. "Гудки да рожок -- все наше богатство", --

так характеризовали свой быт сами скоморохи.

В Судебнике совсем не отражены скоморохи, жившие "за

господами". Они, наравне со всем остальным окружением своего

господина, не попадали ни в какие книги и не платили никаких

податей. Вспомнить о них надо потому, что они, как раньше

наместничьи, могли "ходить" по окрестным селам и деревням группами

в несколько человек для дополнительных заработков. Только если

раньше наместничьи имели возможность играть "сильно", то господские

скоморохи конца XVI -- XV11 в. действовали уже на иной основе, сами

подчас терпя притеснения *4.

---------------------------------

*4 Говорить о таких притеснениях дает основание челобитная

царю Михаилу Федоровичу скоморохов князей Шуйского и Пожарского,

поданная в 1633 г. Четыре скомороха -- Павлушка Кондратьев сын

Зарубин, Вторышка Михайлов, Конашка Деметьев, Федька Степанов сын

Нечетка -- писали, что они в селе Дунилово были заперты в баню

приказным Ондреем Крюковым и что этот Ондрей "заперши вымучил у нас

сирот у Павлушки 7 рублев, а у Федьки 25 рублев, да артюшкиных денег

5 рублев" (см. Вл. Борисов. Описание города Шуи... М., 1851, стр.

452). См. приложение, стр. 168,

Первое документальное свидетельство о походных скоморохах

относится к концу XVI в., но не следует думать, что они появились

только около этого времени. Они существовали издавна: уже былины

Владимирова цикла говорят о скоморохе, который, никому не знакомый,

мог появиться на княжеском пиру, играть и петь о том, что видел и

знает.

Любопытны взаимозависимости искусства скоморохов с театром.

Причем нам важно различие, обнаруживаемое между традициями

скоморохов "походных", т. е. странствующих, и оседлых вне

зависимости от того, были они городскими или деревенскими.

Заметим попутно, что возраст русского театра многие склонны

исчислять всего тремя столетиями*5, в известном смысле это верно. Но

театрализованные зрелища на Руси значительно старше. Мы имеем в виду

театр народный, элементы которого отчетливо проступали в праздничных

игрищах, обрядах и играх народа еще во времена язычества. Несомненна

роль скоморохов в процессе становления форм русского народного

театра.

---------------------------------

*5 В 1972 г. исполнилось 300 лет со времени устройства

первого спектакля "Комедийной хоромины" при дворе царя Алексея

Михайловича.

Оседлые скоморохи, выше об этом уже говорилось, большей

частью были заняты в дни праздников, на игрищах, а также свадьбах,

братчинах и т. д. Каждый праздник, равно свадьба, братчина, наряду

с чертами, общими для всей Руси, имел и свои особенные черты,

характерные для данной местности. Больше того, в деталях разница

была в обрядах и праздниках даже соседних сел и деревень*6.

---------------------------------

*6 Об этом свидетельствует, например, известный советский

фольклорист Л. Кулаковский, исследовавший, в частности, народное

искусство двух сел Брянской области, Дорожева и ближайшего от него

села Домашова, расположенного в 5 км "за перелеском". Села связывают

давнишние родственные отношения, и все-таки "удалось обнаружить

самостоятельность всех видов "художественного наследия" -- в

Домашове существовали и игры в "Кострому", и сходные песни, и

кувиклы, но они имели иной характер" (см. Л. Кулаковский. Искусство

села Дорожева. М., [б. г.], стр. 46 -- 47). Аналогичных указаний

множество. См. также: Н. С. Преображенский. Баня, игрище, слушанье

и шестое января. Этнографические очерки Кадниковского уезда. --

"Современник", 1864, № 10, стр. 505.

 

Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно,

изменения, но процесс этот, по крайней мере в XI -- XVI вв., шел

очень медленно. Есть, таким образом, основания сказать, что каждый

праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному

чину, каждому празднику " обряду соответствовали строго определенные

песни, танцы и, что для нашей темы особенно важно, игры. Например,

на святки устраивались игры с маскированьем и ряженьем. Интересна

была масленичная игра. Она представляет собой целый цикл,

разворачивающийся в течение нескольких дней, притом в каждый из дней

проводилась строго определенная часть этой замечательной и, к

сожалению, почти не изученной у нас игры*7.

---------------------------------

*7 В различных архивах обнаружено уже довольно много

материалов, проливающих свет на существо и характер масленичной

игры, но, к сожалению, подавляющая часть их не опубликована.

Всевозможные песни, танцы, игры и т. д. и являлись основным

материалом, из которого строились столь ненавистные церкви народные

игрища. Все попытки реконструировать игрище (выше говорилось об

одной из таких попыток, предпринятой Алексеем Веселовским)

малоубедительны. Они заранее были обречены на неудачу, так как в

основе принятых представлений об игрищах лежало убеждение, что

характер игрищ всегда одинаков, по крайней мере для одной и той же

местности. В действительности дело обстояло сложнее. Характер игрища

зависел прежде всего от праздника, в границах которого оно

устраивалось. Так что реконструировать игрище вообще нельзя, можно

реконструировать только игрище конкретное -- святочное, масленичное,

семицкое и т. д.

Заранее определенный распорядок обусловливал характер и

особенности искусства оседлых скоморохов. "Сценарий" каждого игрища

был досконально известен каждому участнику; надо полагать, что у

скоморохов были какие-то твердые, закрепленные функции, четко

определенный круг обязанностей. Одну из таких обязанностей

установить очень легко. Документы совершенно недвусмысленно говорят,

что люди собирались на игрище по зову, по сигналу скоморохов. Вот

один из них: "...но аще плясци или гудци или ин хто игрец позовет на

игрище или на какое зборище идольское то вси тамо текут радуясь а в

веки мучимы будут и весь день тъ предстоят позорствующе тамо..."*8

---------------------------------

*8 "Слово о твари..." из Паисиевского сборника. -- См.

"Древние памятники русского письма и языка (X -- XIV вв.)". СПб.,

1863, стр. 272.

Действия оседлых скоморохов не слишком сковывались рамками

игрища и традициями, ибо, какими бы жесткими ни были традиции, они

предполагали все-таки большую активность каждого и давали как

скоморохам, так и всем остальным участникам игрищ возможность для

импровизаций. В меньшей степени это было свойственно песне и танцу,

в большей -- играм.

Если теперь обратиться к условиям, в которых действовали

скоморохи походные, то сразу следует отметить, что характерной

чертой их деятельности является отсутствие зависимости от

праздников. Походные скоморохи выступали вне рамок игрищ и обрядов.

Постоянные переходы исключали возможность действий в рамках местных

традиций. А необходимость зарабатывать на хлеб насущный ежедневно

исключала возможность играть только на праздниках. Походные

скоморохи обязаны были, таким образом, создавать особый репертуар.

Оседлые скоморохи не имели нужды создавать все заново, они

играли, пели, смешили, развлекали, пользуясь готовым, тем, что

создал народ и что сохранило их искусство. Новое вносилось в то или

иное произведение народного творчества в основном за счет

импровизации. Походные же скоморохи значительную часть своего

репертуара создавали сами, а главное -- их репертуар складывался уже

независимо от игрищ и обрядов и приобретал самостоятельный смысл и

интерес. Естественно, сохранилась общая основа народного искусства,

из которого брали и много готового, известного и понравившегося,

перерабатывая, приноравливая это готовое к условиям своего

творчества.

Особо надо оговорить тот момент, что походные скоморохи,

по-видимому, совсем не были связаны с народными играми, имевшими

такое большое значение, например, в процессе становления русского

народного театра. Ведь игры в значительно большей степени, чем песни

и танцы, приурочены к определенному месту и времени. Кроме того,

народные игры прежде всего предполагают знакомство участников друг

с другом и равенство перед условиями игры, как правило, не

предусматривающей вознаграждение для участников, а походные

скоморохи обязательно должны были иметь это в виду. Они предлагали

людям "товар", а взамен получали денежную или какую-либо иную

компенсацию.

Разность условий, в которых действовали оседлые и походные

скоморохи, породившая различие в характере их творчества, сказалась

в конце концов и на итоге их деятельности. Мы имеем в виду различие

форм, в которые вылилось творчество скоморохов ко времени своего

расцвета (XVI -- XVII вв.). Походные скоморохи оказались почти

монопольными "хозяевами" таких театральных и близких им форм, как

"Петрушка", медвежья потеха, раек и др., т. е. форм мобильных,

дающих возможность устраивать представление без долгих приготовлений

и в любых условиях. Оседлые же скоморохи -- главные участники

праздничных народных игрищ и гуляний -- активно участвовали в

процессе становления иной разновидности русского народного театра,

именно театра, рожденного игрищами. Высшими его формами стали

спектакли типа "Царя Максимильяна" и "Лодки" и спектакли театра

охочих комедиантов, т. е. театр живого актера.

Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей

потехе и "Петрушке" объясняется их исконной популярностью у народа.

Это особенно характерно для медвежьей потехи. Источники сохранили

множество свидетельств такого рода. Одно из них находим у Д. А.

Ровинского. "Приход вожака с медведем еще очень недавно составлял

эпоху в деревенской заглушной жизни: все бежало к нему навстречу, --

и старый и малый..."*9 "Появление поводельщика с медведем и его

неразлучной спутницей, ряженой козой, -- пишет Архангельский, -- в

глухих наших деревнях до сих пор составляет целое событие"10. Позже

мы приведем и другие свидетельства.

---------------------------------

*9 Д. А. Ровинский. Русские народные картинки, кн. V. СПб.,

1881, стр. 227-228.

*10 А. Архангельский. Театр допетровской Руси. Казань, 1884,

стр. 13.

Популярность такого представления определялась не только

любопытством. Образ медведя у русского народа вызывал целый круг

представлений, идущих еще от времен язычества. Кроме того, действия

ученого медведя в совокупности с иногда обширными репликами вожака

находятся в русле наиболее популярных традиций или направлений

народного творчества в целом, определяющими чертами которых являются

пародия и гротеск.

Во внутреннем строе "Петрушки" много общего с представлением,

где участвует ученый медведь. И в том и другом случае людей должна

была привлечь необычность зрелища. Эта эксцентрика внешней формы

связана с внутренним наполнением -- столь популярными в народе

пародией и гротеском.

Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не

исчерпывают всего многообразия форм искусства походных скоморохов,

вполне могут служить основанием для заключения о его важнейшей

особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное --

необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное

-- использование знакомой канвы, всего созданного ранее, форм юмора,

сатиры, пародии и гротеска -- столь же необходимое условие для того,

чтобы быть понятым и принятым зрителями.

Мы коснулись только формальной стороны творчества походных

скоморохов и ничего не сказали о его содержании. Однако и здесь

полнейшее совпадение с темами и образами устного народного

творчества. В медвежьей потехе пародируются персонажи: помещик и

помещица, поп и монах, чиновник и нерадивый крестьянин; в кукольном

представлении мы встречаемся с цыганом, доктором и т. д. Все эти

образы известны нам и по народным песням, сказкам, устной народной

драме. И отношение к ним и там и тут одинаковое. Можно с

уверенностью утверждать, что особое внимание походных скоморохов к

медвежьей потехе и кукольному представлению объясняется также

заложенной в них возможностью донести до своих многочисленных

слушателей и зрителей и гротескно выразить уже любимые и известные

мотивы фольклора.

И еще одного вопроса необходимо здесь коснуться. Если

походные скоморохи были актерами, а они безусловно ими были, если

они освоили начала театрального искусства (показывая "Петрушку", они

не могли не быть с ними знакомы), то почему же они не разыгрывали

сценок между собой? Понятно, что, например, сценку Петрушки и

шавочки или Петрушки, покупающего лошадь, разыграть было трудно, но

сценку Петрушки и доктора, Петрушки и квартального, Петрушки и

цыгана разыграть было нетрудно. Да, собственно, эти или очень

похожие сценки и разыгрывали участники некоторых вариантов "Царя

Максимильяна" (в частности, сценку с доктором). В чем же тогда дело?

Как нам кажется, важно следующее. Корни "Царя Максимильяна"

и других спектаклей народного театра выходят из традиций святочного

ряженья. Теряя магическую функцию, святочное ряженье одновременно

превращалось в одну из традиционных праздничных форм. На следующей

ступени эволюции ряженье превратилось в игру, мы знаем таких игр

множество. И, наконец, игры ряженых перерастают в народный театр.

Время расцвета деятельности походных скоморохов падает на

период, когда ряженье входило в состав праздничного игрища как одна

из его частей. Ряженье было игрой, не превратившейся еще в

спектакль, но уже полностью утерявшей магическое значение. Игра же,

как мы отметили выше, всегда привязана к определенному месту и

времени. Рядились по всей Руси, но везде по-своему, это во-первых.

Рядиться в той или иной местности могли один или несколько раз в

год, но всегда строго в одни и те же дни года. И, наконец,

в-третьих, надо помнить, что у ряженых была и задача возбудить

желание отгадать, кто скрывается под маской.

Даже спектакли городского демократического театра охочих

комедиантов, хотя и воспринимались именно как спектакли, все же

окончательно не отделились еще от традиций праздничного ряженья.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 445. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия