Студопедия — Что такое Досуг 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что такое Досуг 15 страница






 

Теpещенко А. Быт pyсского наpода, ч. 1-7. СПб., 1848.

Тихомиpов М. Кpестьянские и гоpодские восстания на Рyси XI --

XIII вв. М., 1955.

Тихомиpов М. Россия в XVI столетия. М., 1962.

Тихонpавов H. Слова и поyчения, напpавленные пpотив языческих

веpований и обpядов. -- "Летописи pyсской литеpатypы и дpевности",

т. 4. М., 1862.

Тихонpавов H. Рyсские интеpмедии пеpвой половины XVIII века.

-- "Летописи pyсской литеpатypы и дpевности", т. 2, кн. 2. М., 1859.

Тихонpавов H. Интеpмедия на тpи пеpсоны: Смеpть, воин и

хлопец. -- "Летописи pyсской литеpатypы и дpевности", т. 3. М.,

1861.

Тихонpавов H. Рождественская дpама. -- "Летописи pyсской

литеpатypы и дpевности", т. 4. М., 1862.

Тихонpавов H. Рyсские дpаматические пpоизведения 1672 -- 1725

гг., т. 1-2. СПб., 1874.

Тpавин. Цаpь Максимилиан. -- "Hаpодный театp". М., 1896.

 

Уоpнеp Л. О фольклоpном пpоисхождении некотоpых эпизодов

pyсской наpодной дpамы "Цаpь Максимильян" и ее сходстве с наpодным

театpом Англии. -- "Советская этногpафия", 1973, № 5.

Успенский H. Дpевнеpyсское певческое искyсство. М., 1965.

Фаминцын А. Божества дpевних славян. СПб., 1884. Фаминцын А.

Скомоpохи на Рyси. СПб., 1889. Филиппов Вл. Задачи наpодного театpа

и его пpошлое в России. М., 1918.

 

Филиппов Вл. К вопpосy об источниках комедий А. П.

Сyмаpокова. -- "Известия ОРЯС", т. I, кн. 1, 1928.

Филиппов Вл. К вопpосy об источниках шyтовской комедии. Из

истоpии pyсского мольеpизма. -- "Памяти П. H. Сакyлина". Л., 1931.

Финдейзен H. Очеpки по истоpии мyзыки в России..., т. I, вып.

2. М.-Л., 1928. "Фольклоp и этногpафия. Обpяды и обpядовый

фольклоp". Л., 1974.

Фpейденбеpг О. Фольклоp y Аpистофана. -- "С. Ф. Ольденбypгy.

К 50-летию наyчно-общественной деятельности". Л., 1934.

Фpейденбеpг О. Поэтика сюжета и жанpа. Л., 1936.

 

Хаpламов И. Рyсский наpодный юмоp. (По поводy pyсских

наpодных каpтинок Д. А. Ровинского). -- "Дело", 1881, № 12.

Хаpyзин H. К вопpосy о боpьбе Московского пpавительства с

наpодными обpядами и сyевеpиями в половине XVII в. --

"Этногpафическое обозpение", 1897, № 1.

Хаpyзина В. Пpимитивные фоpмы дpаматического искyсства. --

"Этногpафия", 1927, № 1, 2; 1928, № 1, 2.

Хитpов М. Дpевняя Рyсь в великие дни. СПб., 1899.

 

Цехновицеp О., Еpемин И. Театp Петpyшки. М.-Л., 1927.

 

Чичеpов В. Зимний пеpиод pyсского наpодного земледельческого

календаpя XVI -- XIX веков. -- "Тpyды Ин-та этногpафии". Hовая

сеpия, т. 40, М., 1957.

Чичеpов В. Рyсское наpодное твоpчество. М., 1959.

Чyбинский П. Тpyды этногpафическо-статистической экспедиции

в Западно-Рyсский кpай, г. 3- Hаpодный дневник. СПб., 1872,

 

Шамбинаго С. Театp И наpодный pазвлечения в Москве в XVII

столетии, -- "Москва в ее пpошлом "и настоящем", т. 7. М., 1912.

Шахматов А. Hесколько слов о Hестоpовом "Житии Феодосия". --

"Сбоpник ОРЯС", т. 64, 1899.

Шахматов А. Разыскания о дpевнейших pyсских летописных

сводах. СПб., 1908.

Шейн П. Великоpyс в своих песнях, обpядах, обычаях,

веpованиях, сказках, легендах и т. п. СПб., 1900.

Шептаев Л. Рyсское скомоpошество в XVII в. -- "Ученые записки

Уpальского yн-та", вып. 6, филологический. Свеpдловск, 1949.

Шиpоков А. Сибиpский каpнавал. -- "Маяк совpеменного

пpосвещения и обpазованности", 1844, № 34.

Шкловский В. Шпильманы и скомоpохи. -- "Жизнь искyсства",

1920, № 351-353 (24-26 янваpя).

Шляпкин И. Стаpинные действа и комедии петpовского вpемени,

извлеченные из pyкописей и пpиготовленные к печати А. И. Шляпкиным.

-- "Сбоpник ОРЯС", т. 97, Отдельный оттиск: Пг., 1921.

Шyмаков С. Гyбные и земские гpамоты Московского госyдаpства.

М., 1895.

Шyстиков А. Hаpодные игpы в Кадниковском yезде. -- "Живая

стаpина", 1895, № 1.

 

Щеглова С. Разночинно-демокpатический театp XVIII века и его

pепеpтyаp. -- ТОДРЛ, т. 12.

Щyкин H. Веpтеп в Иpкyтске. -- "Вестник Рyсского

геогpафического общества", I860, ч. 29, кн. 7.

Щyкин H. Hаpодные yвеселения Иpкyтской гyбеpнии. -- "Записки

Рyсского геогpафического общ-ва по отделению этногpафии", т. 2,

1869.

 

Эмбеp. Скомоpошество на Рyси. -- "Искyсстве", 1883, № 21.

 

Яковлев А. Hаместничьи, гyбные и земские yставные гpамоты

Московского госyдаpства. М., 1909.

Яковлев А. Холопство и холопы в Московском госyдаpстве XVII

века, т. I. М.-Л., 1943.

Ястpебов В. Святочная игpа "Тpон". -- "Киевская стаpина",

1895, № 1-3.

Яцимиpский Б. Маланка как вид святочного pяженья. --

"Этногpафическое обозpение", 1914, № 2.

Ящypжинский X. Весенние хоpоводы, игpы и песни. -- "Киевская

стаpина", 1889, № 5-6.

Русские игры и забавы

Русские народные праздники во все времена неизменно сопровождались веселыми играми и различными забавами, в которых участвовало все население Руси. Водили хороводы, устраивали пляски, пели русские народные песни под гармошку. В летние праздники одним из основных развлечений было качание на огромных качелях (с шириной сиденья до 2 м), которые устанавливали «всем миром» в эпицентре празднования для всей деревни, села. Зимой же катались с ледяных горок или на лошадях, тройках с бубенцами. А еще были забавы, присущие только определенным русским народным праздникам.

 

К примеру, на Пасху, в течение всей Светлой седмицы, с особенным удовольствием посещали колокольню, где разрешалось бить в колокола с раннего утра до 4—5 часов вечера. Другим пасхальным развлечением было катание крашеных яиц, при этом удача в играх с яйцами сулила благополучие в семье. В наши дни эта русская забава превратилась в некую шутливую традицию: за праздничным столом в кругу близких принято биться пасхальными яйцами: одно об другое, тот, у кого оказалось крепче, побеждает.

На Красную горку играли в известную по всей России хороводную игру - «Сеяние проса». Под вечер на широкий луг или улицу собирались девушки и юноши, сначала выстраивались отдельно, друг напротив друга, а затем под хороводную песню о сеянии проса соединялись в одну компанию.

В день Ивана Купалы с самого утра купались и обливали водой всякого встречного, кстати, в некоторых глубинках, например в Орловской области, такая русская традиция существует до сих пор. А вечером после купания прыгали через «очищающие» костры, ходили в лес за папоротником, который использовали при гадании: перед сном клали травы под подушку в надежде увидеть во сне своего суженого.

На Троицу девушки ходили на реку и бросали сплетенные из цветов венки на воду, гадая таким образом: если венок приставал к другому берегу, это означало любовь и замужество, а если тонул, то ничего доброго не жди.

 

Зимой на Масленицу особенно много устраивалось игрищ, народные гуляния длились целую неделю. На площадях устраивали праздничные ярмарки, где можно было купить русские сувениры, согреться горячим чаем и отведать русских блинов. Именно на Масленицу было принято особенно чествовать молодожен, для них устраивалась некая выставка любви, называемая в народе «столбы». Молодые выстраивались рядами на деревенской улице и по просьбам прохожих предавались поцелуям. Также известен такой русский обычай: молодожен зарывали в снег или валяли в снегу, нужно было откупиться угощением. А старинные русские забавы: перетягивание каната, бег в мешках и бои подушками, которые захватывают и детей, и взрослых, проводятся повсеместно по всей России практически при каждом русском гулянии.

Русские народные игры имели большую ценность для русского населения: развивали особые навыки и умения, требовали определенной находчивости, смекалки; закаляли тело и дух, приучая терпеть боль от возможных падений и ушибов.

Источник: www.souvenirus.com

ТЕАТР ПЕТРУШКИ

Этого героя звали Петрушкой, Петром Ивановичем Уксусовым,

Ванькой Рататуем. Он стал главным героем русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень популярна и

чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день. Сам по себе театр Петрушки был простым. Самым распространенным был «ходячий» Петрушка. «Театр» состоял из складной легкой ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки (или скрипки), а также самого кукольника

и его помощника-музыканта. В любом месте и в любое время, переходя из города в город, они выставляли на улице свой «театр» под

открытым небом. И вот он, маленький живой человечек с длинным

носом прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом. А для этого кукловод-комедиант должен был положить

на язык маленькое устройство, состоящее из двух костяных пластинок, внутри которых была укреплена узкая полоска полотняной ленточки.

Необычайная любовь народа к своему кукольному герою объяснялась по-разному: одни считали, что виной тому являлись злободневность и сатирическая направленность петрушечной комедии; другие полагали, что простота, понятность и доступность театра любому возрасту и сословию делали его столь популярным.

Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но

в каждой из них было обязательно участие главного героя — Петрушки. Основными сценами традиционной комедии о Петрушке были

Народный театр

фольклорный театр, кукольный театр: театр Петрушки

Одним из видов народного искусства является фольклорный театр, представленный в разных видах и формах драматического исполнения.

Издавна на Руси были скоморохи: комедианты, музыканты, певцы, плясуны, дрессировщики. Они принимали участие в народных обрядах и праздниках. Об искусстве скоморохов сложены пословицы («Всяк спляшет, да не как скоморох»), песни и былины. Их творчество отразилось в сказках, былинах, в разных формах народного театра. Они выступали в местах народных зрелищ, на ярмарках.

Во время ярмарок строились балаганы1. Они обычно располагались на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы. Деды-зазывалы выработали свою манеру одеваться, обращаться к зрителям. В своей книге «Маска и душа» Ф.И. Шаляпин описал выступление одного из ярмарочных актеров Я.И. Мамонова:

«Первые театральные ожоги я получил в крепкие рождественские морозы, когда мне было лет восемь. В рождественском балагане я в первый раз увидел тогда ярмарочного актера Якова Ивановича Мамонова – известного в то время на Волге под именем Яшки как ярмарочный куплетист и клоун.

Яшка имел замечательную внешность, идеально гармонировавшую с его амплуа. Он был хотя и не стар, но по-стариковски мешковат и толст – это ему и придавало внушительность. Густые черные усы, жесткие, как стальная дратва, и до смешного сердитые глаза дополняли образ, созданный для того, чтобы внушать малышам суеверную жуть. Но страх перед Яшкой был особенный – сладкий. Яшка пугал, но и привлекал к себе неотразимо. Все в нем было чудно: громоподобный, грубый хриплый голос, лихой жест и веселая развязность его насмешек и издевательств над разинувшей рты публикой.

– Эй вы, сестрички, собирайте тряпички, и вы, пустые головы, пожалте сюды! – кричал он толпе с дощатого балкона его же дощатого и крытого холстом балагана.

Публике очень приходились по вкусу эти его клоунады, дурачества и тяжелые шутки. Каждый выпад Яшки вызывал громкий, раскатистый смех. Казались Яшкины экспромты и смелыми.

Подталкивая вперед к публике, напоказ, своих актеров – жену, сына и товарищей, Яшка подымал в воздух смешное чучело и орал:

– Эй, сторонись, назем – Губернатора везем...

Целыми часами без устали на морозе Яшка смешил нетребовательную толпу и оживлял площадь взрывами хохота. Я как завороженный следил за Яшкиным лицедейством. Часами простаивал я перед балаганом, до костей дрожал от холода, но не мог оторваться от упоительного зрелища. На морозе от Яшки порою валил пар, и тогда он казался мне существом совсем уже чудесным, кудесником и колдуном.

С каким нетерпением и жаждой ждал я каждое утро открытия балагана! С каким обожанием смотрел я на моего кумира. Но как же я удивлялся, когда после всех его затейливых выходок я видел его в трактире “Палермо” серьезным, очень серьезным и даже грустным за парою пива и за солеными сухарями из черного хлеба. Странно было видеть печальным этого неистощимого весельчака и балагура. Не знал я еще тогда, что скрывается иногда за сценическим весельем...Яшка первый в моей жизни поразил меня удивительным присутствием духа. Он не стеснялся кривляться перед толпой, ломать дурака, наряжаясь в колпак. Я думал: “Как это можно без всякого затруднения, не запинаясь, говорить так складно, как будто стихами?” Я был уверен к тому же, что Яшку все очень боятся – даже полицейские! Ведь вот, самого губернатора продергивает».2Другим видом представлений на ярмарках был передвижной театр картинок – раёк. Это название связано с содержанием картинок из библейских и евангельских сюжетов.Д.А. Ровинский, известный собиратель и исследователь русских народных картинок (лубка), так описал раёк:«Раёк – это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, – раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые».3 привязана льняная борода. Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам «дед-раешник» – по ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку

В народном искусстве был известен также и кукольный театр: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника) и вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках). Особенно любимым народом был театр Петрушки. В XIX веке театр Петрушки был самым популярным и распространенным видом кукольного театра в России. Он состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами (по количеству персонажей обычно от 7 до 20), из шарманки и мелкой бутафории (палки или дубинки-трещотки, скалочки и пр.). Декораций театр Петрушки не знал. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках. Главным персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров и т. п. Он возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелло, с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах. В театре Петрушки представлялись отдельные сатирические сцены. А.М. Горький отмечал, что «непобедимый кукольный герой побеждал всех и вся: попов, полицию, черта и смерть. Сам же оставался бессмертным».привязана льняная борода.5

Вот как описывал Д.А. Ровинский представление театра Петрушки, свидетелем которого он оказался:«Комедия эта играется в Москве, под Новинским. [...] Содержание ее очень несложно: сперва является Петрушка, врет всякую чепуху виршами, картавя и гнусавя в нос, – разговор ведется посредством машинки, приставляемой к небу, над языком, точно так же, как это делается у французов и итальянцев. Является Цыган, предлагает Петрушке лошадь. Петрушка рассматривает ее, причем получает от лошади брычки то в нос, то в брюхо; брычками и пинками переполнена вся комедия, они составляют самую существенную и самую смехотворную часть для зрителей. Идет торг, – Цыган говорит без машинки, басом. После длинной переторжки Петрушка покупает лошадь; Цыган уходит. Петрушка садится на свою покупку; покупка бьет его передом и задом, сбрасывает Петрушку и убегает, оставляя его на сцене замертво. Следует жалобный вой Петрушки и причитанья на преждевременную кончину доброго молодца. Приходит Доктор:

– Где у тебя болит?

– Вот здесь!

– И здесь?

– И тут.

Оказывается, что у Петрушки все болит. Но когда Доктор доходит до нежного места, Петрушка вскакивает и пап его по уху; Доктор дает сдачи, начинается потасовка, является откуда-то палка, которою Петрушка окончательно и успокаивает Доктора.

– Какой же ты Доктор, – кричит ему Петрушка, – коли спрашиваешь, где болит? На что ты учился? Сам должен знать, где болит!

Еще несколько минут – является Квартальный, или, по-кукольному, “фатальный фицер”. Так как на сцене лежит мертвое тело, то Петрушке

производится строгий допрос (дискантом):

– Зачем убил Доктора?

Ответ (в нос):

– Затем, что свою науку худо знает – битого смотрит, во что бит, не видит, да его же еще и спрашивает.

Слово за слово, – видно, допрос Фатального Петрушке не нравится. Он схватывает прежнюю палку, и начинается драка, которая кончается уничтожением и изгнанием Фатального, к общему удовольствию зрителей; этот кукольный протест против полиции производит в публике обыкновенно настоящий фурор.

Пьеса, кажется бы, и кончилась; но что делать с Петрушкой? И вот на сцену вбегает деревянная Собачка-пудель, обклеенная по хвосту и по ногам клоч- ками взбитой ваты, и начинает лаять со всей мочи (лай приделан внизу из лайки).

– Шавочка-душечка, – ласкает ее Петрушка, – пойдем ко мне жить, буду тебя кошачьим мясом кормить.

Но Шавочка ни с того ни с сего хвать Петрушку за нос; Петрушка в сторону, она его за руку, он в другую, она его опять за нос; наконец Петрушка обращается в постыдное бегство. Тем комедия и оканчивается. Если зрителей много и Петрушкину свату, т. е. главному комедианту, дадут на водку, то вслед за тем представляется особая интермедия под названием Петрушкиной свадьбы. Сюжета в ней нет никакого, зато много действия. Петрушке приводят невесту Варюшку; он осматривает ее на манер лошади. Варюшка сильно понравилась Петрушке, и ждать свадьбы ему невтерпеж, почему и начинает он ее упрашивать: “Пожертвуй собой, Варюшка!” Затем происходит заключительная сцена, при которой прекрасный пол присутствовать не может. Это уже настоящий и “самый последний конец” представления; затем Петрушка отправляется на наружную сцену балаганчика врать всякую чепуху и зазывать зрителей на новое представление.

В промежутках между действиями пьесы обыкновенно представляются танцы двух Арапок, иногда целая интермедия о Даме, которую ужалила змея (Ева?); тут же, наконец, показывается игра двух Паяцев мячами и палкой. Последняя выходит у опытных кукольников чрезвычайно ловко и забавно: у куклы корпуса нет, а только подделана простая юбочка, к которой сверху подшита пустая картонная голова, а с боков – руки, тоже пустые. Кукольник втыкает в голову куклы указательный палец, а в руки – первый и третий пальцы; обыкновенно напяливает он по кукле на каждую руку и действует таким образом двумя куклами разом. При кукольной комедии бывает всегда шарманка, заменившая старинную классическую волынку, гусли и гудок; шарманщик вместе с тем служит “понукалкой”, т. е. вступает с Петрушкой в разговоры, задает ему вопросы и понукает продолжать вранье свое без остановки».6

Кукольный театр вертеп получил название от своего назначения: представлять драму, в которой воспроизводился евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф. Первоначально представления вертепа давались только во время Святок, что подчеркивалось и в его определениях. В.И. Даль, например, писал:

«Вертеп – зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о Святках, представляя события и обстоятельства рождения И. Христа».8

Вертеп представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – обычные интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа.Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; иногда сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных. Нижняя часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой и т. п., посередине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны двери: из одной – куклы появлялись, в другой – исчезали.Высшим проявлением народного театра является народная драма. Первые народные драмы создавались в XVI–XVII веках. Их формирование происходило от простых форм к более сложным. Наиболее известными и широко распространенными народными драмами были «Лодка» и «Царь Максимилиан». Разыгрывались также народные бытовые сатирические драмы («Барин», «Мнимый барин», «Маврух», «Пахомушка» и др.), примыкающие к святочным и масленичным играм. В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными.Некоторые из народных драм носили исторический характер. Одна из них – «Как француз Москву брал». События в ней представлялись в народно-сатирическом освещении. В драме исторические мотивы – отклики на войну с Наполеоном, отношение народа к нему, патриотические чувства и даже отдельные реальные детали (старуха с вилами) – сочетаются с сатирическим осмыслением французского императора и его приближенных.Наполеон задает своему адъютанту и генералам глупые вопросы. Сатирические черты также проявляются в его действиях и ответах. Так, он соглашается с лекарем, что раненых французов лучше умертвить, дав им таблетки, и те, приняв «лекарство», падают замертво. Старику-гробокопателю дает распоряжение этих умерших и раненого Потемкина прибрать, «чтобы по всей земле не тлело и не коптело, чтобы его вороны и сороки не клевали, которых мы сами будем есть». Вызванный к Наполеону старик (воплощение русского духа) разговаривает прибаутками:«Старуха, – говорит старик, – понесем хоронить Потемкина тело, чтобы оно по всей земле не тлело, отдадим ему последнюю честь, чтобы войну с французами с честью и похвалою снесть, чтобы нам Москву вернуть и Наполеона из России турнуть!»Или старик приказывает:

«Истопи печку, свари ворону, да зажарь рака с картовий. Мы будем с тобой кушанья варить, да его величество Наполеона кормить».

Эта драма впервые записана в Саратовском Поволжье и опубликована в сборнике «Фольклор Саратовской области». Ученые предполагают, что драма возникла в солдатской среде, на что указывает ее язык11, и является переработкой патриотической пьесы неизвестного автора «Смерть князя Потемкина из Смоленска, случившаяся в 1812 году, когда французы вторглись в Россию». Она известна в переводах на греческом и болгарском языках, была широко распространена в Болгарии в период борьбы за освобождение (1877–1878). Идейно и сюжетно драма «Как француз Москву брал» близка к другим произведениям народного творчества, посвященным Отечественной войне 1812 года.

ПЕТРУШКА

ПЕТРУШКА, «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). Петрушки известны с 17 в. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 в. предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века – марионеткам, т.к. петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя – его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, – кричал Петрушка, – коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появлялся квартальный. – «Ты зачем убил доктора?» Он отвечал: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: – «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом еще одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, ее убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.Разрушаться Комедия о Петрушке начинает в начале 20 в. Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних елках, текст сцен менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов. Разговаривал он вежливо, а «свадьба» видоизменялась, превратившись в танец с невестой. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад.До сих пор кукольный театр использует перчаточные куклы, а за ширмой театра Петрушка уступил место другим героям. «К нам во двор шарманщик нынче по весне, / Притащил актеров труппы на спине: / Развернул он ширму посреди двора; / Дворники, лакеи, прачки, кучера / Возле ширм столпились, чтобы поглазеть, / Как Петрушка будет представлять комедь».

Традиционный народный театр "Петрушки", незаслуженно забытый в наши дни - яркая творческая находка коллектива фольклорного ансамбля "Звонница". Искусство петрушечников, ушедшее со сцены в начале века, возраждается в концертных выступлениях этого ансамбля. Оживают традиционные персонажи - Петрушка, Цыган, Капрал, Доктор и др. В кукольном представлении используется не обычная раздвижная ширма, а поясная, с какой ходили по ярмаркам бродячие кукольники-скоморохи сотни лет назад. Петрушечница — Галина Аркина, человек разносторонне одаренный. В 1984 году она окончила Творческую мастерскую эстрадного искусства в г. Ленинграде. Галина довольно быстро освоила новый для нее жанр — театр Петрушки, и единственная ныне живая петрушечница, работавшая еще в труппе знаменитого кукольника Зайцева, — Елизавета Тимофеевна Трофимова дала высокую оценку ее работе: «Дар Петрушечника от Бога — он у тебя есть».

 

Петрушка, водимый Г.Аркиной, часто выступает в городе Омске, Омской области, в Москве и других городах России на различных фестивалях и праздниках. Любят Петрушку, с интересом воспринимают и дети и взрослые.Большой интерес вызвал Петрушка и у директора 23 Международного фестиваля фольклора "Культуры мира" Жака Роша. Фестиваль этот ежегодно проводится в г.Ганна во Франции, куда Петрушка и был приглашен с частью ансамбля "Звонница" в июле 1996 года. Там театром Петрушки было дано 15 представлений.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия