Студопедия — XVIII век. Эпоха Просвещения 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

XVIII век. Эпоха Просвещения 4 страница






В 1771 —1775 гг. Гердер служит проповедником в Бюккербурге, а затем при содействии Гете переезжает в Веймар, где остается до конца своих дней, исполняя должность придворного советника консистории. В веймарский период Гердером написаны наиболее значительные произведения, в которых его концепция мировой литературы развернута с наибольшей полнотой и отчетливостью: «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophic der Gescliichtc derMcnschheil, 1784—1791), сборник «Голоса пародов в песнях» (Stimmen der Völker in Lieder, 1778—1791), «Письма для поощрения гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität, 1794—1797), «Каллигона» (Kalligone, 1800) и др. Гердер писал также стихи, драмы («Брут», «Филоктет», «Раскованный Прометей» и др.), но его художественное творчество, отличаясь прогрессивной идейной направленностью, невысоко в художественном отношении. Образы в его драматургии и поэзии отмечены печатью иллюстративности и схематизма. Значительно более интересен Гердер как переводчик. Наибольшей его удачей в этой области является переложение па немецкий язык испанских романсов о Сиде.

Мировая слава Гердера зиждется на его философских, историко-литературных трудах, в которых он заявил о себе как подлинный новатор. Просветители XVIII в. (Вольтер, Монтескье, Лессинг и др.) рассматривали историю как борьбу просвещения с непросвещенностью, цивилизации с варварством. Собственные воззрения расценивались ими как высшая ступень в развитии мировой теоретической мысли. С позиций просветительского разума они отвергали средние века. Для них средневековье — эпоха сплошных предрассудков. По тем же причинам они не обращали должного внимания и на народное творчество.

Гердер рассматривал историю мировой культуры как процесс, все звенья которого взаимосвязаны, необходимы и, следовательно, обладают неповторимым своеобразием. Каждая историческая эпоха, каждый народ создаст художественные ценности, отмеченные печатью самобытности, приумножающие духовно-эстетическое богатство человечества.

Гердер говорит о народных истоках художественного творчества. В одной из ранних своих статей «Есть ли у нас французский театр?» он вступает в решительную полемику с теми, кто связывал будущность немецкого театрального искусства с доброй волей титулованных меценатов. Гердер, напротив, отмечает пагубность влияния придворно-аристократической среды на театральную жизнь.

В сочинении «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» Гердер заострил внимание на огромной роли языка как «орудия» художественного творчества, без чего не может быть ни великих поэтов, ни великих прозаиков. Большое научное значение имело его положение о том, что язык есть продукт тысячелетнего развития общества, что он дай людям не богом, а возник в процессе человеческого общения, совершенствуясь от одного поколения к другому. Очень ценным, материалистическим по своей сути было положение Гердера о том, что язык есть практическое существование мысли («Мы мыслим с помощью языка.., мышление почти то же, что речь»). Гердер проявил большой интерес к развитию немецкого национального языка, рассматривая его как средство, способствующее сплочению нации и созданию национальной литературы.

В «Критических лесах» Гердер, полемизируя с эстетиком XVIII в. Риделем, а также косвенно с Винкельманом, оспаривает их тезис об абсолютном идеале прекрасного, доказывая изменчивость представления о красоте. «Разве одинаковы,— спрашивает он,— греческий, готический и мавританский вкусы в ваянии и зодчестве, в мифологии и поэзии? И разве не черпает каждый из них свое объяснение в эпохе, нравах и характере своего народа?» Гердер выступает решительным противником нормативной эстетики. Подлинное искусство, по его убеждению, несовместимо с нормативностью, оно плод свободного вдохновения, своеобразного у каждого художника.

Исходя из основных положений своего учения, Гердер не принимает теории подражания. Всякая подражательность, по его мнению, ведет к поэтическому худосочию. Античные классики достигли совершенства только в силу того, что были оригинальными в своем творчестве. Каждый подлинный писатель велик тогда, когда он вырастает на национальной почве, отражая нравы, духовные стремления своего времени. В связи с этим Гердер резко критикует классицистов, призывавших подражать совершенным античным образцам и тем самым лишавших современное им искусство национально-исторического своеобразия. В статье «Шекспир» (Shakespeare, 1771 —1773), опубликованной в сборнике «О немецком характере в искусстве», и в других своих сочинениях Гердер утверждает новый для своего времени взгляд на великого английского драматурга. Он всецело выводит его своеобразие из особенностей породившей его эпохи. Лессинг и другие просветители смотрели на Шекспира преимущественно как на моралиста. Для Гердера автор «Гамлета»— прежде всего гениальный художник, давший исторически конкретные картины действительности. Шекспир в восприятии Гердера — это сама природа, могучая в стихийном разливе своих сил, не терпящая никаких ограничений. По широте и глубине воспроизведения жизни Гердер ставит Шекспира выше не только классицистов, но и драматургов античности.

Велики заслуги Гердера как фольклориста. Он первый в Германии обратил внимание на устное народно-поэтическое творчество, энергично занялся собиранием и популяризацией его произведений. Его, в частности, поражали духовные, культурные богатства России (он в какой-то мере приобщился к ним, живя в Риге). Гердер призывал ученых славянских стран собирать народные песни, в которых отразились особенности жизни славян, их нравы и идеалы. Гердер предсказывал великую будущность славянским народам, которые, по его убеждению, будут играть ведущую роль в духовной жизни Европы.

Язык, религиозные верования, этические представления и другие достижения цивилизации рассматриваются Гердером как продукт коллективной жизни народа. Они возникли вследствие определенной жизненной духовной потребности. Гердер, признается Гете в X книге своей автобиографии, «научил нас понимать поэзию как общий дар всего человечества, а не как частную собственность немногих утонченных и образованных натур». Отдельный художник, по мысли Гердера, лишь тогда достигает большой поэтической выразительности, когда он связан со стихией народной национальной жизни.

Наиболее ярким трудом Гердера-фольклориста является антология «Голоса народов в песнях». Она состоит из шести книг. В ней представлены произведения народно-поэтического творчества не только цивилизованных народов мира, но и тех, которые еще не имели своей письменности (эскимосов, лапландцев, жителей Мадагаскара и т. д.). С другой стороны, в сборник вошли образцы поэзии Шекспира, Гете, которые, по мнению Гердера, были тесно связаны с народной жизнью.

Наибольшее место в «Голосах...» занимают песни любовные, бытовые, но некоторые отличаются социально-политической направленностью. Такова, например, «Песня свободы» (Lied der Freiheit, с греческого), в которой прославляются герои античной истории Гормодий и Аристогитон, сбросившие со скалы правителя-деспота Гиппарха. Острым протестом против феодально-крепостнического гнета проникнуто стихотворение «Жалоба крепостного на тиранов» (Klage liber die Tyrannen des Leibeigenen, с эстонского). В нем выражены отчаяние и гнев крестьянина, вынужденного бежать из родного дома, спасаясь от издевательства барона-лиходея, который избивает плетьми своих крепостных.

 

Наша жизнь — страшней геенны.

Мы в огне пылаем адском,

Хлеб нам обжигает губы,

Пьем отравленную воду.

На огне наш хлеб замешен,

Искры в мякише таятся,

Батоги под хлебной коркой.

 

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

Самым известным и самым значительным произведением Гердера являются его «Идеи к философии истории человечества». Создававшееся в грозовое время, накануне и в годы французской буржуазной революции XVIII в., которой мыслитель сочувствовал, это сочинение проникнуто мыслью о непрерывном совершенствовании общества, об обреченности антигуманных социальных институтов, о неодолимости прогресса и победе гуманизма. В «Идеях» наиболее полно проявился исследовательский метод Гердера — его стремление рассматривать явления природы и общественной жизни в развитии, с исторической точки зрения.

Книга состоит из четырех частей. В ней исследуются естественные и общественные условия существования человеческого рода. Гердер преследует вполне земные цели: он стремится найти естественные, объективные законы, управляющие миром. Философ материалистического склада одерживает в нем верх над теологом, хотя уступки традиционным теологическим взглядам еще сильно дают себя знать на многих страницах его сочинения.

Гердер исходит из той посылки, что человек имеет двоякое происхождение. С одной стороны, он продукт природы, а с другой— общественных обстоятельств. Это отражено в структуре «Идей». В них сначала рассматриваются естественные, а затем социально-исторические условия жизни людей. Гердер начинает свой обзор с характеристики земли, с определения ее места в космосе. Он хочет доказать, что своеобразие нашей планеты, ее вращение вокруг солнца и своей оси, особенности ее атмосферного покрова и т. п. существенно повлияли на строение человеческого тела. Человек, по мысли Гердера, органически вплетен в жизнь природы, он часть ее, но обладает в то же время рядом отличительных признаков. Главное его отличие от животного состоит в способности «ходить, поднявши голову». Это позволило человеку освободить руки, что сыграло огромную роль в его борьбе за существование и в духовном совершенствовании. Люди, доказывает Гердер, в процессе общения создали язык, развили разум, который, по его мнению, в отличие от инстинкта, не дан от рождения, а есть продукт исторического развития. В конечном итоге отличительное качество человека Гердер видит в том, что он существо разумное, мыслящее. Гуманность — сущность человеческой натуры и конечная цель человечества. Однако наряду с положениями, основанными на изучении огромного фактического материала, «Идеи» содержат суждения мистического характера. Гердер, например, пространно доказывает, что гуманизм может полностью раскрыться лишь в условиях неземного существования. Отсюда его мечты о вечной жизни за пределами предельного и т. п.

Гердер в своем труде дает подробную характеристику исторической жизни всех известных в то время народов мира. Его исторические экскурсы свидетельствуют об огромной эрудиции автора, хотя он, естественно, и допускает неточности, вызванные состоянием исторической науки в XVIII в. Гердер ставит перед собой задачу проследить, в силу каких причин естественного (географического) и общественного порядка тот или иной народ выдвинулся на исторической арене своими духовными достижениями, степенью развития литературы и искусства. Наиболее блестящие страницы «Идей» в этом плане посвящены Древней Греции, которая характеризуется Гердером как колыбель человеческой культуры. Исторический взгляд в эстетике Гердера все время корректируется просветительской идеологией. Объясняя своеобразие культурной жизни определенного народа, мыслитель никогда не забывает оценить ее с точки зрения современных человеческих интересов, что придает его работе актуальное значение.

Продолжением «Идей» являются «Письма для поощрения гуманности», где Гердер развернул свою концепцию на материале живой современности. В своем новом сочинении он хотел показать неодолимость духа исторических перемен, обреченность отживших свой век феодально-монархических учреждений. «Письма» создавались в самый разгар революционных событий во Франции, которые писатель встретил восторженно. Правда, смущенный решительными действиями якобинцев (казнь короля, королевы и других вдохновителей реакции), Гердер в дальнейшем, как и многие немецкие писатели, перешел на более умеренные общественно-политические позиции, но все же его симпатии к французской революции никогда не угасали, и она оказала самое непосредственное влияние на оценку им положения в Германии. В своих проповедях Гердер сочувственно отзывался о революционном французском народе, чем вызвал яростный гнев герцога Карла-Августа; он же прямо и резко осуждал интервенцию против революционной Франции, что было актом большого гражданского мужества. В первом варианте «Писем» Гердер открыто критикует деспотизм немецких князей, высказывает свое возмущение их позорным обычаем торговать своими подданными, ратует за отмену дворянских привилегии, восторгается французской «Декларацией прав человека и гражданина», выражает пожелание о введении конституционных порядков в своем отечестве и т. д. Отвергая домыслы реакционеров, Гердер твердо убежден, что революция приведет не к упадку, а к расцвету художественного творчества.

Затхлая атмосфера веймарского двора, служебное положение Гердера (он был высшим духовным лицом в герцогстве) не позволили писателю опубликовать «Письма» в их первоначальном виде. Он был вынужден значительно смягчить радикальность своих суждений. В результате сочинение, оставаясь значительным явлением немецкой литературы, все же утратило задуманную политическую остроту.

В последних своих работах («Каллигона» и др.) Гердер много внимания уделяет критике кантианства. Он не разделяет мыслей Канта об априорности понятий времени и пространства, указывает на формализм в его эстетических взглядах. В борьбе со слабыми сторонами кантианской эстетики Гердер исходит не из отвлеченно-теоретических побуждений: он видит, какое отрицательное влияние она оказала на Шиллера и некоторых других немецких писателей. Гердера волнуют судьбы немецкой литературы. Отсюда его горячее стремление доказать, что красота художественного произведения определяется не только его формой, как полагал Кант, но зависит от его содержания. Гердер, как истинный просветитель, не мыслит себе прекрасного в отрыве от доброго и справедливого. До конца своих дней он оставался борцом за искусство больших гуманистических идей и чувств.

Гердер оставил глубокий след в истории эстетической мысли. На него во многом опирались романтики в своей борьбе за национально-самобытное творчество, он способствовал пробуждению их интереса к фольклору. В то же время, изучая человека конкретно-исторически, Гердер дал толчок развитию реализма. От него ведут свою «родословную» Гете и другие писатели реалистического направления в немецкой литературе последней трети XVIII в.

Фридрих Максимилиан Клингер (Friedrich Maximilian Klinger, 1752—1831)

 

Клингер — автор драмы «Буря и натиск», которая дала название всему литературному направлению,— был весьма яркой фигурой среди штюрмеров. Клингер выступает против какого бы то ни было притеснения личности, хотя бунт его не глубок и носит иногда индивидуалистическую окраску. Его герои отличаются особым неистовством страстей, они восстают против феодальной морали, ущемляющей естественные права человека.

Бунтарские настроения Клингера во многом объясняются его личной судьбой. Сын простого солдата и прачки-поденщицы, Клингер с ранних лет познал нужду и бесправие. На «медные гроши» он учился в гимназии и в Гисенском университете на факультете правоведения. Не закончив курса обучения, он примыкает к труппе бродячих актеров и кочует по различным городам Германии. Одновременно Клингер пробует свои силы как писатель, веря в свое художническое призвание. Он выступает в различных жанрах (драма, комедия, роман). Многие его произведения имеют сатирическую направленность.

В 1780 г. Клингер в поисках счастья едет в Петербург. Здесь он делает служебную карьеру в Кадетском корпусе, пройдя в его стенах путь от рядового офицера-воспитателя до директора. В России Клингер живет двойной жизнью. Продвигаясь по службе, он в то же время внутренне продолжает во многом оставаться человеком прежних убеждений. Не прекращается, тщательно охраняемое от постороннего глаза, его художественное творчество, причем оно развивается, особенно в первое десятилетие его российской жизни, в штюрмерском направлении. Свидетельством тому лучшие произведения Клингера петербургского периода и главным образом его роман о Фаусте, опубликованный, как и другие его сочинения, анонимно в Германии. Впрочем, вольнодумство Клингера и его писательская деятельность не были тайной для правящих кругов России. Прочность его служебного положения уменьшалась по мере того, как таял либерализм Александра I. B 1820 г., в связи с усилением реакционной политики российского самодержавия, Клингер получает отставку.

Для раннего Клингера весьма показательна драма «Близнецы» (Die Zwillinge, 1775). В ней отчетливо отразились и сильные и слабые стороны мировоззрения писателя. Пьеса овеяна духом протеста против феодальных привилегий и законов, основанных не на естественных, природных, а на «искусственных», «общественных» правах человека. Выразителем бунтарских настроений является Гвельфо, один из сыновей-близнецов итальянского патриция. Гвельфо щедро одарен природой, у него есть все — физическая сила, красота, ум, отвага. Но всеми благами жизни (богатством, почетом и пр.) пользуется его более счастливый брат Фердинандо, появившийся на свет первым. Он труслив, коварен, но на его стороне право первородства и наследования всего отцовского состояния. Гвельфо возмущен такой несправедливостью. Однако его возмущение направлено не против феодального законодательства, а против собственного брата. Гвельфо убивает Фердинапдо. Его бунт, имевший вполне конкретные общественные причины, вылился в слабо мотивированное убийство, получил индивидуалистический характер.

Иное выражение чувство социального критицизма нашло в драме Клингера «Буря и натиск» (Sturm und Drang, 1776). Здесь в известной мере повторяется ситуация «Ромео и Джульетты» Шекспира. Вражда двух аристократических родов мешает соединиться двум любящим сердцам — Карлу и Каролине. Однако гнев Карла принимает иные формы, чем у Гвельфо. Недовольство феодальным правопорядком толкает его на путь активной борьбы за свободу. Под именем Вильд («дикий») Карл сражается в Сев. Америке в рядах американских повстанцев против английского господства. В Америке он обретает и свое личное счастье — ему удается соединиться с Каролиной.

Наиболее сильны социально-обличительные тенденции в романе Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» (Faust's Leben, Taten und Höllenfahrt, 1790). Продолжая традиции Марло, Лессинга, Клингер осмысливает легенду о средневековом маге с прогрессивных, демократических позиций, делает Фауста борцом за знания, человеком, опередившим свое время. Заключив договор с дьяволом, Фауст широко знакомится с европейской действительностью. Его возмущает феодальный произвол, лицемерие и корыстолюбие служителей церкви. Возможность творить чудеса Фауст использует в целях защиты тех, кто стал жертвой феодального и церковного насилия. Таковы сцены романа, где его герой защищает приговоренного к смерти доктора Робертуса, публично высказавшего мятежные мысли, и жестоко наказывает (правда, в моральном плане) епископа, издевавшегося над крестьянином Рупрехтом.

Фауст Клингера остается мятежником до последней минуты своей жизни. Ои нисколько не раскаивается в избранном им пути.

Якоб Рейнгольд Ленц (Jakob Michael Reinhold Lenz, 1751—-1792)

 

Значнтельным явлением в литературе «Бури и натиска» было творчество Ленца. Оно развивалось под сильным влияние идей Гердера и поэтического опыта Гете. Тем не менее Ленц, как писатель, имеет свое лицо. Особое внимание он уделяет тому, чтобы усилить социально-педагогическую роль искусства, превратить его в средство формирования волевых человеческих характеров.

Ленд родился в семье бедного деревенского священника в Лифляндии, входившей в состав Российской империи. После окончания латинской школы в Дерите он поступает учиться на богословский факультет Кенигсбергского университета. Здесь юноша Ленд, начинающий поэт, был захвачен новыми поэтическими веяниями времени. В 1771 г. он едет в Страсбург, ставший в то время центром штюрмерского движения. Знакомство с Гете окончательно определило направление литературной деятельности Ленца. В 70-е годы Ленд создает в духе штюрмерской эстетики драмы «Домашний учитель», «Новый Меноза», «Солдаты», пишет теоретический трактат «Заметки о театре».

С 1776 г. начинается период скитальческой жизни Ленца. Он, как и Клингер, в поисках счастья едет в Петербург, а затем в Москву. Но писатель по-прежнему бедствует, страдает от своего психического недуга. В России Ленц познакомился с некоторыми русскими писателями, в том числе с Н. М. Карамзиным. Жизнь Ленца оборвалась трагически. В 1792 г. его подобрали мертвым на одной из московских улиц.

Как теоретик Ленд известен благодаря трактату «Заметки о театре» (Anmerkungen iibers Theater, 1774). Трактат пронизан духом историзма. Следуя традициям Гердера, Ленд решительно выступает против подражания античным образцам. Новое время, по его мнению, требует нового искусства. Ленц отвергает теорию трагедии, развитую Аристотелем в его «Поэтике». Она неприемлема для него прежде всего своим фатализмом. Древние греки, как полагает Ленд, во всем искали вмешательства рока. В связи с этим в их театре главным было действие, а характеры играли лишь подчиненную роль. Исходя из бунтарской идеологии своего времени, Ленд борется за то, чтобы освободить человека от власти роковых сил, внешних обстоятельств, сделать его творцом собственной судьбы. Поэтому центральное место в пьесах трагического плана он отводит герою и призывает искать причины его взлетов и падений в нем самом. «Трагедия никогда не была у нас, как у греков, — пишет Ленц, — средством поведать последующим поколениям о чрезвычайных событиях: ее цель — рассказать о выдающихся личностях».

Автор «Заметок» ратует за драматургию аналитическую, в которой исследовались бы мотивы поведения героя, причины его страданий и гибели. «Поэт, — восклицает Ленц, — я требую от тебя отчета! Ты не должен подвергать человека пыткам, не объяснив, за что». Ленц призывает писателей быть верными действительности, изображать человека и жизнь во всей их сложной противоречивости.

Первым художественным опытом Ленца была драма «Домашний учитель» (Der Hofmcisier, 1774). События ее взяты из действительности. Пьеса отличается острым социальным критицизмом. В ней подвергается критике система домашнего воспитания, принятая в дворянских семьях. Прусский майор Берг приглашает в дом в качестве воспитателя своего сына Леопольда некоего Лойфера, который в бытность свою студентом чаще посещал рестораны, чем университет. Лойферу живется несладко под началом Берга, но и сам он ведет себя недостойным образом, совращая Густхен, сестру Леопольда, готовую с отчаяния и позора броситься в пруд. Ленц противопоставляет Лойферу бедного, но необыкновенно честного деревенского учителя Венцеслава, который стремится привить своим ученикам навыки «прямого письма». «Человек, не умеющий прямо писать, — заявляет он, — не может и прямо действовать». В пьесе Ленца налицо протест против социальной системы, обрекающей на нищенское существование подлинных воспитателей и учителей парода и обеспечивающей жизненные блага людям, ведущим паразитическое существование.

Пьеса «Солдаты» (Die Soldaten, 1776) в еще большей степени, чем «Домашний учитель», связана с непосредственными жизненными впечатлениями автора. Предметом критики здесь является немецкое офицерство, его распущенность. Главный герой — легкомысленный офицер Депорт. Жертвой его развращенности становится Мария Везенер, девушка из бюргерской семьи. Ей кружит голову эфемерная возможность стать знатной барыней. Тщеславные мечты Марии поддерживает ее отец, оплачивающий долги мота и картежника Депорта. Мстителем за поруганную честь Марии выступает ее жених, честный Штольциус. Проникнув к Депорту под видом слуги, он отравляет его во время обеда и сам кончает жизнь самоубийством. Перед смертью Штольциус произносит речь, в которой он от имени бюргерства выступает обличителем офицерской дворянской касты. В пьесе налицо социальный конфликт, но он не обнажен до конца, не имеет четкой демократической направленности. В драме нет подлинно положительного героя. Мария не обнаружила ни должной сословной гордости, ни моральной стойкости. Лишь Штольциус пытается удержаться на высоте бюргерского самосознания. Однако предпринятый им акт мщения заканчивается гибелью его самого.

Критика Ленцем современного ему общества была неглубокой, она не предусматривала серьезных социальных преобразований. Ратуя в «Заметках о театре» о введении в современную драматургию активного героя, Ленц понимал активность весьма ограниченно, сводя ее к действиям морального характера.

«Союз рощи»

 

Близок к движению «Бури и натиска» был в своей программе литературный кружок «Союз рощи», созданный в 1772 г. в Геттингене Иоганном Фоссом. В него входили поэты братья Штольберги, Гельти, Лейзевиц и др. Свои произведения они публиковали в «Геттингенском альманахе муз».

Членов «Союза рощи» объединяла любовь к немецкой старине. Они восхищались бытом древних германцев, песнями миннезингеров, творчеством Ганса Сакса. Их влекло все самобытное, исполненное энергии. Они жаждали свободы, ненавидели тиранов, но свободолюбие многих из них носило отвлеченный характер, не увязывалось с борьбой против современного им феодально-крепостнического строя.

Кумиром бунтарей-геттингенцев был Клопшток. Само название их объединения идет от его знаменитой оды «Холм и роща»: «холм» — это Геликон где встречались древнегреческие музы, «роща» — место бесед бардов. В оде отдается предпочтение средневековым бардам перед античными поэтами, возвеличивается искусство эмоционально напряженное в противовес гармоничному творчеству классиков Древней Греции и Рима. Поклонники Клопштока решительно протестовали против подражания всему иностранному. По этой причине они с презрением относились к Виланду, видя в нем только подражателя фривольной французской поэзии. Возвеличивая Клопштока, члены «Союза рощи» на своих заседаниях глумились над Виландом, раздирали в клочья его поэмы.

Самым крупным писателем среди геттингенцев был Иоганн Генрих Фосс (Johann Heinrich Voß, 1751 —1820). Он выделялся не только своим талантом, но и демократизмом взглядов. Общественная позиция Фосса во многом определялась его происхождением. Дед Фосса был крепостным. Будущий поэт вырос в деревне и хорошо знал подневольную крестьянскую жизнь. В 1772 г. Фосс, после окончания латинской школы и двухлетней службы гувернером, становится студентом богословского факультета Геттингенского университета. Здесь начинается его литературная деятельность. В дальнейшем Фосс служит учителем гимназии, демонстративно отказавшись от духовной карьеры.

Диапазон творчества Фосса достаточно широк. Он автор ряда идиллий (самая известная из них «Луиза»), множества песен, широко известен переводами древнегреческих и римских поэтов (Гомера, Вергилия, Овидия, Горация) на немецкий язык. Но основная заслуга Фосса-поэта в том, что он ввел в немецкую литературу антикрепостническую тему. Ему принадлежит идиллия «Крепостные» (Die Leibeigenen), в которой изображается подневольный труд и тяжкая жизнь немецкого крестьянства. Деревенский парень Михель рассказывает своему другу Гансу о своей горестной судьбе. Помещик обещал ему дать вольную, если он выплатит ему 100 талеров, но подло его обманул. Михель весь горит от негодования, он называет своего мучителя «бессердечным зверем».

Своего наивысшего напряжения антикрепостнический пафос поэзии Фосса достиг в сатире «Юнкер Корд» (Junker Kord, 1783), где выведен отвратительный образ крепостника-тирана, врага разума и человечности.

 

Надменно он глядит на крыши жалких хижин.

Здесь только он один судьбою не обижен.

Здесь пашут, сеют, жнут — все для его стола,

Здесь превращен мужик в подобие вола.

 

(Пер. Л. Гинзбурга)

 

Фосс восторженно встретил французскую буржуазную революцию. Его не смутил и революционный террор якобинцев. По мнению Г. Гейне, Фосс был «едва ли не самым великим гражданином в немецкой литературе после Лессинга».

 

Готфрид Август Бюргер (Gottfried August Bürger, 1747—1794)

Видным немецким поэтом последней четверти XVIII в. был Бюргер, который вместе с Фоссом и Шубартом образует левое крыло движения «Бури и натиска». В своей эстетической программе Бюргер в известной мере шел дальше штюрмеров. Он не только знакомил литературные круги Германии с фольклором, но и сам писал для народа, сообразуясь с его духовными запросами, с уровнем его эстетической культуры. Бюргер был народным поэтом в самом прямом значении этого слова. Бюргер прекрасно знал сельскую жизнь. Детские годы его прошли в деревне (он был сыном деревенского пастора). После окончания Геттингенского университета по факультету правоведения Бюргер снова оказывается в знакомых ему краях. Ему, не имеющему высокопоставленных покровителей, пришлось занять должность деревенского старосты и судьи, всецело зависящих от местного помещика, крепостника и самодура. За нищенскую плату в течение двенадцати лет Бюргер тянет судейскую лямку в деревенской глуши, постоянно находясь в конфликте с местным начальством. В обязанности Бюргера входил не только разбор судебных дел, но и взимание различных штрафов с крестьян, и он из-за своего «неумения преследовать и тиранить бедных людей» был в немилости у властей.

Последние десять лет жизни Бюргера прошли в Геттингене. Живет он в основном литературным трудом, работая по двенадцать— четырнадцать часов в сутки. Одновременно Бюргер бесплатно читает лекции в университете. В университетской среде он со своими демократическими убеждениями выглядит человеком социально опасным, его всячески третируют, Материальное положение Бюргера (а у него большая семья) по-прежнему ужасно. Изматывающий труд, систематические лишения рано свели поэта в могилу.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия