Студопедия — ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 4 страница






В 40-е гг. Гудков формируется как крупнейший немецкий драматург своего времени. Он пишет ряд пьес, в которых поэтизирует борцов за свободу мысли и чувства. Его драматургия основана преимущественно на историческом материале.

Гуцков обращается к истории крестьянского движения в России, пишет драму «Пугачев» (Pugatscheff, 1847), где рисует образ революционера, произносящего страстные речи против деспотизма. Однако у Гуцкова все внимание приковано к личности Пугачева. В пьесе пет революционного народа, кроме того, в ней много отступлений от исторической правды (свидание Пугачева с Екатериной II, его страдания из-за своего самозванства и др.).

Самая известная и удачная в художественном отношении драма Гуцкова — «Уриель Акоста» (Uriel Acosta, 1847), обошедшая театры всей Европы. В центре ее фигура передового мыслителя XVII в. Уриеля Акосты, борца против религиозного гнета за свободу разума. Гуцков наделил Акосту многими своими мыслями и чувствами, зажег его своим протестом против насилия над личностью. Противники делают все возможное, чтобы заставить Акосту отречься от своих еретических воззрений (он усомнился в истинности иудаизма), но Акоста предпочитает самоубийство позорному отречению от своих убеждений.

Акоста одинок. Единственную опору он находит в Юдифь, поддерживающей его в минуты тяжких сомнений:

 

Нет, Уриель! Будь стойким и иди

Бестрепетно и гордо в бой за правду,

За лучшее, что есть в тебе...

 

(Пер. Э. Линецкой)

 

«Уриель Акоста» привлекает своей мятежностыо, мастерской отделкой ведущих характеров, звучностью стиха, выразительностью поэтического языка.

После революции 1848 г. в Германии творчество Гуцкова идет на спад. Он не смог найти себя в новой буржуазной действительности. В его мировоззрении преобладают теперь либеральные тенденции. Особенно ярко они проявились в его огромном романе «Рыцари духа» (Die Ritter vom Geiste, 1850— 1852), где проводится мысль о возможности устранения социальных противоречий путем пропаганды идей классового мира.

 

Примечания.

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 41, с. 122.

2 Там же, с. 399.

Георг Бюхнер (Georg Buchner, 1813—1837)

 

Гeopr Бюхнер прожил короткую, но насыщенную драматическими событиями и вдохновенным трудом жизнь. Он явился одним из самых талантливых представителей революционно-демократической литературы.

Бюхнер родился в 1813 г. в семье врача. В Дармштадтской гимназии юноша мало занимался официальной наукой, которую называл «мертвым хламом», а с интересом читал произведения Гомера, Шекспира, Гете, Тика, Брентано, Гюго и Мюссе. В это же время Бюхнер пробует силы в литературном творчестве. Гимназические стихотворения «Лучшей матери», «Тленность» и «Ночь» написаны в романтической манере. В них он высказывал мысль о губительной силе времени, уничтожающей все живое, и рисовал фантастические картины.

Речь о Катоне Утическом, которую Бюхнер произнес на выпускном вечере, была посвящена герою Древнего Рима. Юный автор с явным восхищением отзывался о Катоне, который боролся с властолюбивым Цезарем и во имя свободы, в знак протеста против деспотизма кончил жизнь самоубийством.

После окончания гимназии Бюхнер учился в Страсбургском, а потом в Гессенском университетах. В это время в Гессене пастор Вейдиг организовывал оппозиционное демократическое общество. Бюхнер примкнул к нему, но не был согласен со взглядами Вейдига. Пастор считал, что в переустройстве современной Германии решающую роль будет играть интеллигенция, и не хотел принимать в организацию ремесленников и крестьян. Бюхнер же утверждал, что больше всех заинтересованы в изменении существующего положения в Германии люди труда, и поэтому их в первую очередь необходимо привлекать к революционной работе.

В Гессене Бюхнер создал «Общество прав человека» и написал для него «Воззвание к гессенским крестьянам» (Der hessische Landbote, 1834). Это смелое и страстное публицистическое сочинение, начинающееся словами: «Мир хижинам, война Дворцам». В нем автор проанализировал социально-политическую систему гессенского княжества. Он привел убедительные факты и цифры, показывающие бесправное положение крестьян, и развенчал конституционные иллюзии. Несмотря на то что Вейдиг-редактор смягчил многие места воззвания, каждая строка его дышит ненавистью к власть имущим. Писатель прямо и откровенно высказал в воззвании свои симпатии и антипатии, подчеркнул, что материальные интересы играют первостепенную роль в жизни общества, и призывал народ к революционным действиям.

После разгрома организации и ареста друзей Бюхнеру удалось бежать из Гессена в Страсбург. Потом он поселился в Цюрихе. Там Бюхнер усиленно изучал естественные науки, философию и медицину. Вскоре ему присвоили звание доктора.

В 1835 г. он написал историческую драму «Смерть Дантона» (Dantons Tod), которую Карл Гуцков опубликовал с искажениями, так как испугался ее «санкюлотского» духа. Подлинный текст драмы был восстановлен филологом Францозом в 1879 г.

В «Смерти Дантона» автор высказал свои социально-политические взгляды. Содержание пьесы заключается в показе борьбы -народа за удовлетворение своих насущных потребностей и трагедии вождей французской революции Дантона и Робеспьера, не понявших этого.

Дантон, будучи эпикурейцем, изменил делу революции. Он и его друзья Камилл Демулен, Геро Сешель считают, что период борьбы кончился и наступило время наслаждений. Психология Дантона противоречива. Проповедуя эпикуреизм, он в то же время скептически относится к своим идеалам. Борец за освобождение от феодализма, Дантон не идет дальше решения буржуазных задач в революции.

Робеспьер воплощает героические черты революционера. Он обладает неистощимой энергией, сильной волей и последователен в действиях. Обвинив Дантона в измене революции, он казнит его, выражая тем самым настроения народных масс.

В то же самое время Бюхнер показал фатализм и обреченность вождей революции. Робеспьер и Дантон не смогли проникнуть в сущность исторического процесса и своими индивидуалистическими устремлениями изолировали себя от масс.

Кто же является истинным двигателем истории? На этот вопрос драматург отвечает совершенно ясно. По его мнению, только народ может кардинально изменить общественные условия. Голод и нужда революционизируют его сознание, и он, лишенный всего, способен на активные и решительные действия.

В массовых сценах (сцена гулянья) Бюхнер с реалистическим мастерством изобразил настроения и взгляды представителей народа. Они осуждают и дантонистов и террористов, говоря, что сторонники Дантона развратничают и наслаждаются жизнью, а сподвижники Робеспьера заставляют народ убивать аристократов, «пробивать дыры в телах других», но они «не закрыли ни одной дыры в их штанах», в штанах тружеников.

Автор на протяжении всей пьесы подчеркивает мысль о том, что важнейшей задачей революции является борьба за удовлетворение нужд народа. В «Смерти Дантона» Бюхнер выразил материалистический взгляд на историю, и, несмотря на то, что он еще был далек от понимания теории классовой борьбы, его общественные идеалы были глубже воззрений утопических социалистов.

Идеи, высказанные Бюхнером в Гессенском воззвании, получили в пьесе совершенное художественное воплощение. «Смерть Дантона» — произведение острых социальных конфликтов и психологических коллизий. Пьеса состоит из динамичных и контрастных сцен. Длинные монологи чередуются со стремительными диалогами. В пьесе нет ничего внешне занимательного. Автор показывает внутренние процессы, происходящие в сознании героев. Язык основных и второстепенных персонажей индивидуализирован и в то же время типичен для людей, представляющих различные слои французского общества периода революции.

В незаконченной новелле «Ленд» (Lenz) Бюхнер рассказывает о представителе движения «Бури и натиска» писателе Ленце, описывает его жизнь в Вогезах, душевную болезнь и раскрывает сложную психологию героя. Ленцем часто овладевают сомнения и чувство безнадежности. Он даже склонен считать, что безумие — основа бытия. Бюхнер тонко анализирует духовную эволюцию Ленца, который из верующего человека превращается в атеиста.

В «Ленце» автор сформулировал свою эстетическую программу. Источником подлинной красоты, по его мнению, является жизнь. Сама по себе она не красива и не безобразна. Она противоречива, и настоящий художник отражает эту дисгармоничность бытия.

Бюхнер осуждает писателей, «украшавших» жизнь, и критически относится к консервативным романтикам. Он считает, что в их произведениях преобладают субъективные тенденции и они не способны проникнуть в глубину действительности. Им он противопоставляет Шекспира и Гете, которые, по его убеждению, были художниками, раскрывшими красоту многогранного мира и человеческой души.

Своеобразна форма новеллы, Внешняя сюжетная основа ее проста. Почти все действие развертывается в сознании Ленца. Конфликты, раскрытые Бюхнером, — это конфликты исихологические. Новелла насыщена внутренними монологами и реминисценциями.

В 1836 г. писатель опубликовал комедию «Леоне и Лена» (Leonce und Lena), в которой сатирически изобразил монархические и аристократические слои немецкого общества.

Принц Леоне равнодушен ко всему и ведет праздную жизнь. Он наслаждается скукой и бездельем, а если и занимается чем-нибудь, то все его действия бессмысленны. Король решает женить его на принцессе Лене, но Леоне не хочет вступать с ней в брак и бежит со своим слугой Валерио.

Валерио — человек здравого смысла. Чтобы увлечь принца каким-нибудь делом, он рекомендует ему стать ученым, военным или поэтом. Леоне отвергает все эти предложения. Наука для него скучное занятие, военную жизнь он ненавидит: его пугают лазареты, наполненные ранеными, а поэтов Леоне считает акробатами. По существу принц, оценивая разные стороны человеческой деятельности, критикует схоластическую науку, военную муштру и оторванную от жизни поэзию. Устами своего героя Бюхнер осмеивает современную действительность.

Принцесса Лена не желает быть женой Леонса и тоже бежит. Случайно встретившись, Лена и Леоне полюбили друг друга и поженились. В своем королевстве они установили гуманный порядок. Там, по их мнению, будет царить вечное лето, благоухать розы и никто не будет заставлять людей непосильно работать.

«Леоне и Лена» — оптимистическое произведение. Автор отрицательно изобразил немецкое общество и выразил в комедии мысль о лучшем будущем Германии. Правда, это будущее он нарисовал весьма утопически. Бюхнер и сам не знал, каким оно будет, но он был уверен в том, что на смену гнилому строю придет совершенный социальный порядок.

«Леоне и Лена» — комедия социально-политическая. В ней Бюхнер зло осмеял скудоумие правителей карликовых государств и показал бессилие задавленного гнетом народа.

Драматург в совершенстве владеет мастерством комедиографа. Сюжет пьесы стремительно развивается, все сцены логично мотивированы, и каждый образ убедителен. Комедийные ситуации глубоко выявляют характеры и нравы действующих лиц,их речь индивидуализирована.

К сожалению, до нас не дошла пьеса Бюхнера об итальянском писателе Пьетро Аретино (Florentiner Pietro Aretino). По всей вероятности, это было антирелигиозное произведение, так как невеста Бюхнера и ее отец, испугавшись обыска, сожгли ее.

Если в «Воззвании к гессенским крестьянам» и «Смерти Дантона» Бюхнер решал проблему революционного преобразования мира, а в комедии «Леоне и Лена» изобличал феодальный строй, то его незаконченная пьеса «Войцек» (Woyzeck), опубликованная только в 1879 г., раскрывает трагедию жизни бедных людей.

Источником конфликта пьесы является сама жизнь. Военный парикмахер Войцек задавлен нуждой. Он искренне полюбил девушку Марию. Она также любит его бескорыстно и преданно. У них родился ребенок. Но герои бедны, их удел — монотонный труд и рабское подчинение другим. Трагический финал пьесы (Войцек, узнав, что Мария стала любовницей барабанщика, в порыве безумия убивает ее и сам бросается в пруд) мотивирован всем ее содержанием. Общество, в котором господствуют деньги, разрушает счастье простых людей, извращает их нравственность и толкает на путь преступлений.

Пьеса «Войцек» —приговор буржуазному строю.

Пьеса лишена натуралистических подробностей, нет в ней и ничего романтического. Психология Войцека, Марии, капитана, барабанщика выявляется в обычных житейских столкновениях. Замедленное развитие сюжета отнюдь не снижает динамизма трагедии. Язык персонажей естествен и богат диалектизмами.

Композитор Альбано Берг создал на сюжет «Войцека» оперу, которая в 1927 г. была поставлена в Ленинграде.

Произведения Георга Бюхнера, революционера-демократа, предшественника немецкой реалистической литературы, завоевали большую любовь читателей в Германской Демократической республике.

Георг Гервег (Georg Herweg, 1817—1875)

 

Георг Гервег на протяжении всей своей жизни боролся за передовые идеи, за прогресс и свободу.

После окончания монастырской школы он изучал богословие и юриспруденцию в Тюбингенском университете.

В 1837 г. Гервег прервал университетские занятия и поселился в Штутгарте. Здесь юноша начал сотрудничать в журнале «Европа». Не желая служить в армии, он эмигрировал в Цюрих. В эти годы Гервег увлекался критикой и написал много содержательных статей.

 

Какова же идейная и эстетическая позиция молодого литератора?

Его суждения о литературе интересны и содержательны. В частности, в этом плане любопытна статья Гервега «Фауст у трех наций», В ней он не соглашается с мнением Жорж Санд, которая не находила в произведениях Гете героев. Гервег заявлял, что гениальный писатель и не пытался создавать надуманных героев, а изображал людей. В этом он и видел его величие.

Отношение Гервега к Гете было сложным. В заметке «Недостатки политического образования у немецких литераторов», не умаляя заслуг великого писателя, критик порицал его сервилизм. Он считал, что поэт должен быть неподкупным судьей и борцом за свободу.

Гервега, естественно, интересовали и романтики. Он отрицал их иронию и, критикуя Тика, положительно оценивал творчество Арнима, в сочинениях которого видел выражение национального характера. Особенно его восхищала свободолюбивая муза Гельдерлина.

В своих рецензиях и заметках Гервег последовательно отстаивал принципы народности и прогрессивности литературы. В статье «Литература в 1840 году» он высказал отрицательное мнение о творчестве представителей «Молодой Германии» Мундта и Лаубе. Осудив их идейную нечеткость и аморфный либерализм, Гервег противопоставил им Роберта Бернса как поэта истинно народного. Здесь же он отметил новаторские тенденции в поэзии Гейне и заявил, что новое десятилетие ожидает нового певца.

Гервег был убежден в том, что источником поэзии является жизнь народа. Поэтому в этюде «Литература и народ» (1839) критик, подчеркивая талантливость произведений Бернса и Беранже, отмечал их народный характер.

Писатель считал, что литераторы обязаны бороться за свержение гнета и тирании. Гервег был стойким защитником тенденциозной литературы,

В 1841 г. в Цюрихе выходит первый том его поэтических опытов «Стихи живого человека» (Gedichte eines Lebendigen). Этот сборник явился событием в литературной жизни. Все экземпляры книги были быстро распроданы. Имя поэта было у всех на устах. Гервег сразу завоевал положение одного из ведущих писателей Германии. Такой успех объяснялся тем, что каждая страница «Стихов живого человека» воспевала свободу и осуждала недостатки немецкого общества.

Стихотворения Гервега разнообразны по своим темам. Многие из них с большой силой обличали деспотических правителей, феодалов и служителей церкви. В других стихах были раскрыты классовые противоречия и выражены революционно-демократические взгляды поэта. Гервег в них говорил о том, что надо разрушить «старинную власть сословий» и призвать богача к ответу. Он был уверен, что уже наступила пора, когда бароны должны «снять короны», а князья «проститься с тронами». Поэт знал, что борьба за свободу будет тяжелой и кровавой. Богатые добровольно не откажутся от своих состояний и привилегий. Поэтому он призывал:

 

Все кресты с могил снимайте,

В меч возмездья обращайте.

Бог на небе нас простит.

(Пер. Н. Вержейской)

 

Гервег, как и многие его современники, увлекался идеями Фейербаха, но в «Песне о ненависти» (Das Lied vom Haß) он уже освободился от влияния философа, проповедующего общечеловеческую любовь, и утверждал:

 

Тиранов нет ли, глянь вокруг.

Найдешь, покличь — нагрянем,

Любить нам больше недосуг,

Мы ненавидеть станем.

 

(Пер. Б. Пастернака)

 

Поэт звал трудящихся на борьбу с эксплуататорами и развенчивал ложные теории об абстрактном человеколюбии.

Самые вдохновенные строки он посвятил великому спору народа с врагами революции. Только восстание освободит «истекающий кровью» народ и «распрямит спины» угнетенных. Во имя этой великой цели:

 

Пусть буря грянет над страной,

Пусть молний не избыть...

Отважься, мой народ родной,

Хоть день свободным быть.

 

(Пер. Н. Вержейской)

 

Гервега, как и его современников, волновала проблема объединения Германии. Но он был противником объединения государства под эгидой прусского короля.

Поэт был сторонником и поборником интернационального содружества народов.

Прославляя борьбу трудящихся за свободу, Гервег восхищался прогрессивными историческими событиями, передовыми деятелями и писателями — носителями разума и гуманизма. Так, он с восторгом писал о фермопильской битве в 480 г. до н. э. между греками и персами. По его мнению, в этом сражении греческий народ проявил храбрость и патриотизм. Именно эти чувства необходимо воспитывать у каждого немца. Изобретателю книгопечатания Гутенбергу Гервег посвятил три песни. Поэт называл его знаменосцем пробуждающихся народов и борцом за культуру и прогресс. С большой симпатией он отзывался о Георге Бюхнере и считал его «глашатаем бурь».

В жанровом отношении большинство «Стихов живого человека»— песни. Гервег всегда ценил песню как средство выражения свободолюбивых идей. Об этом свидетельствуют его высказывания о Бернсе и Беранже.

Многие стихотворения Гервега сопровождаются рефреном, в котором выражена основная мысль произведения. Часто поэт прибегает к коротким лозунговым фразам. Лирическая струя его поэзии также выявляет ее социальный характер.

В 1842 г. возник спор Гервега с поэтом Фрейлигратом, примыкавшим в то время к романтикам. В стихотворении «Из Испании» Фрейлиграт заявил, что писатель должен стоять в стороне от политики и создавать аполитичные произведения. Гервег гневно осудил его позицию и утверждал, что поэзия должна носить партийный характер:

 

Глашатаи! Певцы! Нет места безучастью!

Под тучей грозовой кто остается тих?

Бросайтесь в этот бой с неудержимой страстью,

Как верный острый меч, оттачивая стих!

Так выбирайте стяг! Я буду не в обиде —

Он может быть другим, не в цвет моих знамен,

Я все давно решил, прочувствовал, увидел.

И мне венок лавровый партией сплетен.

 

(Пер. Н. Вержейской)

 

В споре с Фрейлигратом Гервега поддержала «Рейнская газета». Стихотворение «Партия» (Die Partei) явилось боевой программой для многих передовых писателей того периода.

В 1842 г. Гервег путешествует по Германии. Во время его пребывания в Кенигсберге, Берлине, Кельне писателя встречали восторженные толпы народа. В Кельне он познакомился с молодым Марксом, который положительно отзывался о «Стихах живого человека».

Прусский король Фридрих-Вильгельм IV, понимая, что муза Гервега опасна для существующего строя, решил его «приручить». Состоялась встреча Гервега с монархом. Попытка превратить поэта в придворного певца не увенчалась успехом. Вскоре Фридрих-Вильгельм запретил распространение его произведений. Гервег послал обличительное письмо королю и снова был выслан из Германии.

В 1844 г. в Париже вышел второй том «Стихов живого человека». И здесь Гервег открыто высказал свои революционно-демократические взгляды.

В стихотворениях «Иордану» и «Розга» поэт выступает против власть имущих. В «Колыбельной песне», рисуя мрачную жизнь немецкого народа, писатель возмущается его пассивностью. В подтексте этого произведения звучит призыв к сопротивлению против произвола.

Стихотворения «Бедный Яков» и «Больная Лиза» выражают горячее сочувствие людям, задавленным нуждой. Герой стихотворения «Бедный Яков» — типичный образ всех обездоленных, которые умирают в нищете и одиночестве:

 

Сегодня в ночь, придя в барак,

Скончался бедный старый Яков.

Гроб сколотили кое-как

Соседи, старца не оплакав.

 

(Пер. Н. Вержейской)

 

Многие произведения этого тома посвящены актуальным задачам искусства. Гервег критиковал творчество придворного живописца Корнелиуса и эпигонов романтизма, которые ели «из мраморных ясель с придворными скотами», считал, что задача поэта — быть в первых рядах борцов за идеи освобождения.

В 1848 г. поэт переехал из Цюриха в Париж. В это время он увлекся идеями утопического социалиста Вейтлинга. Там же Гервег близко сошелся с Карлом Марксом, с которым познакомился в Кельне в 1842 г.

Когда в 1848 г. в Германии началась революция, Гервег по совету Бакунина создал «Немецкий демократический легион» из земляков, живших во Франции, и решил вторгнуться с ним в пределы Германии. Маркс был против этого авантюристического плана и доказывал Гервегу, что революцию нельзя экспортировать. Но поэт не послушался Маркса и попытался осуществить свой замысел. Отряд был разбит, а сам он случайно уцелел от гибели. Эта авантюра привела к разрыву Гервега с Марксом.

В период революции в Германии Гервег продолжал писать политические стихи. Он выступал против реакционеров, пытавшихся объединить Германию или под властью прусского короля, или австрийского эрцгерцога. Подлинную сущность этих приверженцев монархического строя Гервег обличает в стихотворении: «Ни Пруссия и ни Австрия».

Как известно, в это время был создан франкфуртский парламент. На парламентских заседаниях либералы произносили соглашательские речи. В стихотворении «Нет конца речам» Гервег осудил болтунов-депутатов. Его стихотворение «Весна» насыщено ненавистью к убийцам революционера Роберта Блюма.

В произведениях Гервега революционных лет усиливаются сатирические тенденции. В них отчетливо, иногда в гиперболизированной форме выражаются идеи и взгляды автора.

В Париже Гервег сблизился с жившим в эмиграции Герценом. Знакомство с Герценом пробудило у Гервега интерес к русской литературе. Он перевел герценовский «Эпилог 1849» и стихотворение Лермонтова «Мне грустно потому, что я тебя люблю».

Последние годы Георг Гервег жил в Швейцарии, в Бадене. Он интересовался жизнью европейского и немецкого общества. В стихотворениях и письмах этого периода Гервег осуждал режим империи во Франции, политику Наполеона III, прусский милитаризм и высказывал свои симпатии борцам освободительного движения в Италии.

Когда в Германии был организован «Всеобщий германский рабочий союз», поэт посвятил этому событию стихотворение

«Песнь немецких рабочих ферейнов». В нем с новой силой прозвучали революционные мотивы:

 

Люди-пчелы, вас не счесть...

Разве мед у вас лишь есть?

Разве нету жал у вас?

Жальте трутней! В добрый час!

Труженик, творец, воспрянь!

(Пер. Н. Вержейской)

 

Своими вдохновенными произведениями Гервег завоевал почетное место среди передовых немецких писателей XIX в.

Фердинанд Фрейлиграт (Ferdinand Freiligrath, 1810—1876)

 

Фердинанд Фрейлиграт был талантливым представителем немецкой революционной литературы. Он родился в Детмольде, в семье учителя. Его отец решил сделать сына коммерсантом, и поэтому Фрейлиграт, не закончив гимназию, изучает торговлю и потом работает в одном из торговых домов в Амстердаме. Коммерческая деятельность не интересовала Фрейлиграта. Еще в школе юноша начал сочинять стихи. Друзья юного поэта писатели Шамиссо и Густав Шваб помогли ему опубликовать их в «Немецком альманахе муз».

Возвратившись в 1836 г. на родину, Фрейлиграт через три года издал свой первый сборник «Стихотворения» (Gedichte, 1839).

В то время в немецкой литературе еще очень сильно было влияние романтизма. Ранние произведения Фрейлиграта по своей тематике и стилю также были романтическими. Поэт описывал в них экзотику восточных стран: черные волны Бенгальского залива, миражи, пески пустынь, поединок тигра с леопардом, льва, скачущего на спине жирафа, быт бедуинов и негров. Его восхищала бурная, наполненная необычными страстями жизнь Востока.

В стихотворении «Из Испании» (1842) поэт защищал антиобщественную концепцию «искусства для искусства» и считал, что писатель должен стоять в стороне от партийной борьбы. Георг Гервег, как известно, резко осудил его позицию (стихотворение «Партия»).

Общественная жизнь Германии 40-х гг., нарастающая борьба против реакционного режима положительно повлияли па творчество Фрейлиграта. Он преодолел свои ошибки и заблуждения. Поэт вдохновенно создавал свою новую книгу «Символ веры» (Glaubensbekenntnis), которая вышла в 1844 г. В стихотворениях, включенных в этот сборник, звучат политические мотивы.

В предисловии к своей книге Фрейлиграт писал: «Без свободы для меня больше нет жизни! Как бы ни сложилась судьба этой книги и моя собственная судьба— доколе мое отечество стонет под гнетом, сердце мое будет кровоточить и возмущаться, руки и уста мои будут неутомимо трудиться для завоевания лучших дней...»

В стихотворениях «Оконный переплет», «Сонет», «Ветер Виспры», «Знаком обычай нам шотландский» Фрейлиграт протестует против системы насилия и смело призывает народ к восстанию:

 

Так я для славного посева

Бросать хотел бы песни гнева,

Чтоб их, как щепки, волны мчали

И гул восстанья возвещали

В водовороте бурном дня!

 

(Пер. Б. Тимофеева)

 

В стихотворении «Гамлет» он осмеивает либералов. Своеобразно интерпретируя шекспировский образ, Фрейлиграт воплотил в нем свою ненависть к фразерам, филистерам, которые, произнося высокопарные речи о свободе, не способны к активным действиям.

В «Символе веры» нет экзотических пейзажей и героизации вольной жизни кочевников. Произведения, включенные в этот сборник, насыщены революционными мотивами. Поэт понимал, что его книга может послужить причиной правительственных репрессий против него, и поэтому эмигрировал из Германии. Четыре года он путешествовал по Бельгии, Швейцарии и Англии.

В Брюсселе Фрейлиграт познакомился с К. Марксом. Маркс идейно обогатил его и помог разобраться в сложных вопросах современности.

В 1846 г., будучи в эмиграции, Фрейлиграт выпустил новую книгу стихов «Çа ira». Мировоззрение поэта становится все более четким, его отношение к феодально-буржуазному строю все более непримиримым. Поэт в это время уверен в том, что в будущих битвах за свободу ведущую роль будет играть рабочий класс. Эти взгляды автор высказал в стихотворении «Снизу вверх!» (Von unten auf). В нем изображен кочегар парохода, который понимает, что настоящим хозяином жизни является он, пролетарий. На пароходе плывут король и знатные люди. Кочегар, находясь внизу, у топок и машин, утверждая свою силу, говорит:

 

Король, ведь ты отнюдь не Зевс, пожалуй, это я — титан:

Я сдерживаю под тобой всегда клокочущий вулкан.

Ведь все зависит от меня: лишь поворот руки одни —

И роскоши твоей конец, и в бездну ты падешь с вершин!

И палубу разрушит взрыв, и с ней взлетишь на воздух ты.

Освободившись, выйдем мы на свет дневной из темноты.

Мы сила! Новый мир создать мы сможем, уничтожив ад.

Ведь божьей ненавистью мы — доныне пролетариат.

(Пер. М. Зенкевича)

 

Фрейлиграт считает, что старый мир разрушат труженики и они же создадут свободное общество. Поэт взволнованно воспевает труд рабочих и крестьян:

 

Тем, кто сталь в цехах кует;

Тем, кто в грудь земли стучится;

Тем, кто в поле колос жнет,

Чтоб с семейством прокормиться;

Тем, кто правит бег судов;

Тем, кто ткет без передышки

Шерсть и хлопок у станков,

Чтобы дома рос сынишка;

Всем мозолистым рукам,

Каждой тяжкой капле пота,

Что катится по щекам, —

Слово чести и почета!

(Пер. Ю. Корнеева)

 

В 1848 г. в ряде стран Европы началась революция. В это время поэт жил в Лондоне, но, узнав о восстании в Париже, а потом и в Берлине, возвратился на родину.

В Англии Фрейлиграт написал стихотворение «В горах раздался первый гром». Вначале оно было издано в виде листовки в Лондоне, а позднее в Берлине. В нем он с воодушевлением воспел революцию:

 

В горах раздался первый гром

И над попами грянул!

И вот в стремленье боевом

Пошла лавина напролом —

Трех стран народ воспрянул!

(Пер. М. Зенкевича)

 

В дни восстаний и битв Фрейлиграт с кипучей энергией создает новые произведения, участвует в митингах и демонстрациях. Стихотворение «Мертвые — живым» (Die Toten an die Lebenden) посвящено борцам за народное счастье, павшим на берлинских баррикадах. Это произведение своеобразно по форме. Посредством внешне фантастического приема — обращения мертвых к живым — поэт выразил в нем уверенность в торжестве революции.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 746. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.031 сек.) русская версия | украинская версия